Постановлением Арбитражного суда Северо-Западного округа от 24 июня 2019 г. N Ф07-4254/19 настоящее постановление отменено
г. Санкт-Петербург |
|
27 февраля 2019 г. |
Дело N А56-117195/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 25 февраля 2019 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 27 февраля 2019 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Протас Н.И.
судей Зотеевой Л.В., Сомовой Е.А.
при ведении протокола судебного заседания: Гаджиевым М.С.
при участии:
от заявителя: Григорьева А.С. по доверенности от 29.12.2018
от заинтересованного лица: Гункин В.В. по доверенности от 09.01.2019
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-1112/2019) Санкт-Петербургского государственного казенного учреждения "Жилищное агентство Колпинского района Санкт-Петербурга" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 14.12.2018 по делу N А56-117195/2018 (судья Синицына Е.В.), принятое
по заявлению Санкт-Петербургского государственного казенного учреждения "Жилищное агентство Колпинского района Санкт-Петербурга"
к Государственной жилищной инспекции Санкт-Петербурга
об оспаривании предписания
установил:
Санкт-Петербургское государственное казенное учреждение "Жилищное агентство Колпинского района Санкт-Петербурга" (далее - заявитель, Учреждение) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением об оспаривании предписания Государственной жилищной инспекции Санкт-Петербурга (далее - заинтересованное лицо, Инспекция) от 08.08.2018 N 06/11756-Р-5.
Решением суда от 14.12.2018 в удовлетворении заявленных требований отказано.
В апелляционной жалобе Учреждение просит отменить решение суда. По мнению подателя жалобы, оспариваемое предписание Инспекции является неправомерным, в связи с чем у суда отсутствовали основания для отказа в удовлетворении заявленного требования.
В судебном заседании представитель Учреждения поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе, представитель Инспекции просил оставить жалобу без удовлетворения по мотивам, изложены в отзыве на жалобу.
Законность и обоснованность решения суда первой инстанции проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, на основании распоряжения от 01.08.2018 N 06/11756-р Инспекцией проведена внеплановая документарная проверка за соблюдением лицензионных требований Санкт-Петербургского государственного казенного учреждения "Жилищное агентство Колпинского района Санкт-Петербурга", по адресу: г. Санкт-Петербург, п. Петро-Славянка, Совхозный пр., д. 28.
По результатам проведенной внеплановой документарной проверки установлено, что нарушены требования пункта 17 Правил пользования газом в части обеспечения безопасности при использовании и содержании внутридомового и внутриквартирного газового оборудования при предоставлении коммунальной услуги по газоснабжению, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 14.05.2013 N 410, пункта 131 "Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов", утвержденных постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354.
Инспекцией 08.08.2018 выдано предписание N 06/11756-Р-5, согласно которому Обществу предписано в срок до 08.10.2018 устранить нарушения.
Не согласившись с указанным предписанием Инспекции, Общество оспорило его в арбитражном суде.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявленного требования, правомерно исходил из следующего.
В соответствии с пунктом 2.1 Положения о государственной жилищной инспекции в Санкт-Петербурге, утвержденным Постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 23.11.2004 N 1849, одной из основных задач Инспекции является осуществление регионального государственного жилищного надзора, осуществление контроля за соответствием жилых помещений жилищного фонда Санкт-Петербурга установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства.
Согласно части 5 статьи 20 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) должностные лица органов государственного жилищного надзора, являющиеся государственными жилищными инспекторами, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, имеют право, в том числе, выдавать предписания о прекращении нарушений обязательных требований, об устранении выявленных нарушений, о проведении мероприятий по обеспечению соблюдения обязательных требований.
Таким образом, Инспекция при проведении проверки в рамках осуществления регионального жилищного надзора имеет право и обязана выдать предписание при наличии нарушении требований, установленных жилищным законодательством.
В силу части 1 статьи 60 ЖК РФ, по договору социального найма жилого помещения одна сторона - собственник жилого помещения государственного жилищного фонда или муниципального жилищного фонда (действующие от его имени уполномоченный государственный орган или уполномоченный орган местного самоуправления) либо управомоченное им лицо (наймодатель) обязуется передать другой стороне - гражданину (нанимателю) жилое помещение во владение и в пользование для проживания в нем на условиях, установленных настоящим Кодексом.
Согласно части 1 статьи 66 ЖК РФ, наймодатель жилого помещения по договору социального найма, не исполняющий обязанностей, предусмотренных жилищным законодательством и договором социального найма жилого помещения, несет ответственность, предусмотренную законодательством.
Судом первой инстанции установлено и материалами дела подтверждается, что жилые помещения кв. 5, 7, 10 и 12 в многоквартирном доме по адресу: Санкт-Петербург, поселок Петро-Славянка, Совхозный пр., д. 28, находятся в государственной собственности, представителем собственника, наймодателем по договорам социального найма, является заявитель.
Постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 14.05.2013 N 410 утверждены Правила пользования газом в части обеспечения безопасности при использовании и содержании внутридомового и внутриквартирного газового оборудования при предоставлении коммунальной услуги по газоснабжению (далее - Правила N 410).
Согласно пункту 89 Правил N 410 контроль за соблюдением положений настоящих Правил осуществляется органами жилищного надзора (контроля).
В соответствии с подпунктом "а" пункта 4 Правил N 410 безопасное использование и содержание внутридомового и внутриквартирного газового оборудования обеспечиваются путем осуществления технического обслуживания и ремонта внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования.
Пунктом 16 Правил N 410 установлено, что техническое обслуживание и ремонт внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования осуществляется на основании договора о техническом обслуживании и ремонте внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования, заключаемого между заказчиком и исполнителем.
В силу подпункта "в" пункта 17 Правил N 410 заказчиком по договору о техническом обслуживании и ремонте внутриквартирного газового оборудования является собственник (пользователь) расположенного в многоквартирном доме помещения, в котором размещено такое оборудование.
Таким образом, следует согласиться с выводом суда первой инстанции о том, что в силу вышеуказанных пунктов заключение договоров на техническое обслуживание и ремонт внутриквартирного газового оборудования многоквартирного дома со специализированной организацией является обязательным требованием для заявителя как собственника жилого помещения.
Между тем, как следует из материалов дела, в Инспекцию от ООО "ПетербургГаз" поступило письмо от 07.08.2018 со сведениями о заключенных договорах на техническое обслуживание внутриквартирного газового оборудования по адресу: Санкт-Петербург, поселок Петро-Славянка, Совхозный пр., д. 28, Инспекция для проверки фактов, указанных в нём, провела документарную проверку.
В ходе проверки, проведенной 07.08.2018 Инспекцией на основании распоряжения от 01.08.2018 N 06/11756-р, было установлено, что многоквартирный дом по указанному адресу оборудован системой газоснабжения, а также трубопроводами от источника газа до газоиспользующего оборудования. При этом договоры на техническое обслуживание внутриквартирного газового оборудования в отношении жилых помещений, находящихся в государственной собственности, в многоквартирном доме по указанному адресу не заключены, с предложением (офертой) о заключении таких договоров заявитель в порядке, предусмотренном пунктом 18 Правил N 410 не обращалось.
Таким образом, заявителем допущено нарушение пункта 17 Правил N 410.
Данные обстоятельства установлены актом проверки от 07.08.2018 N 06/11756-р (далее - Акт проверки).
С учетом положений ст. ст. 64, 65, 66 ЖК РФ, положений Правил N 410 и приведенных норм законодательства, подтверждающих, что заявитель обязан обеспечивать содержание внутриквартирного газового оборудования, принимать участие в содержании общего имущества в многоквартирном доме и устройств, находящихся в жилом помещении и предназначенных для предоставления коммунальных услуг, и в том числе соблюдение требований по обеспечению безопасности при использовании и содержании внутриквартирного газового оборудования.
Инспекцией выдано предписание N 06/11756-р-5 от 08.08.2018 года (срок исполнения до 08.10.2018 года) об устранении выявленных нарушений в отношении жилых помещений кв. 5, 7, 10, 11 и 12 в многоквартирном доме по адресу: Санкт-Петербург, пос. Петро-Славянка, пр. Совхозный, д. 28.
Доводы Учреждения об отсутствии в многоквартирном доме внутриквартирного газового оборудования, в кв. 5,7,10 и 11 не предоставлен доступ, в кв. 12 жильцы самовольно установили газовое бытовое оборудование и заключили договор на обслуживание, правомерно отклонены судом по следующим основаниям.
Под внутриквартирным газовым оборудование понимается газопроводы многоквартирного дома, проложенные после запорной арматуры (крана), расположенной на ответвлениях (опусках) к внутриквартирному газовому оборудованию, до бытового газоиспользующего оборудования, размещенного внутри помещения, бытовое газоиспользующее оборудование и технические устройства на газопроводах, в том числе регулирующая и предохранительная арматура, системы контроля загазованности помещений, индивидуальный или общий (квартирный) прибор учета газа.
Бытовым газоиспользующим оборудованием является оборудование, предназначенное для использования газа в качестве топлива для бытовых нужд потребителей газа (газовые плиты, автоматические газовые проточные и емкостные водонагреватели, газовые конвекторы и др.).
Согласно пункту 22 раздела 8 Технико-экономического паспорта на спорный дом по адресу: Санкт-Петербург, пос. Петро-Славянка, пр. Совхозный, д. 28, дом оснащен системой газооборудования.
Таким образом, наличие в жилых помещениях бытового газового оборудования предусмотрено проектом дома. В связи с этим самовольная установка нанимателями дополнительного газового оборудования в указанных помещениях не является препятствием к заключению договора на техническое обслуживание внутриквартирного газового оборудования, в том числе газовых плит.
Довод заявителя о наличии заключенного договора на обслуживание внутриквартирного газового оборудования обоснованно отклонен судом, поскольку из ответа ООО "ПетербургГаз" от 07.08.2018 следует, что договоры не заключены. Более того, согласно пункту 13 распоряжения от 01.08.2018 N 06/11756-р в рамках проверки Инспекцией запрашивались договоры со специализированными организациями, которые представлены не были.
Следует согласиться с выводом суда первой инстанции о том, что отсутствие доступа в кв. 5, 7, 10, 11 не освобождает заявителя, как представителя собственника жилых помещений от обязанности заключить договоры на обслуживание внутриквартирного газового оборудования, предусмотренные Правилами 410. Выступая в качестве представителя собственника жилых помещениях, жилищное агентство вправе требовать доступ в данные жилые помещения для проведения их обследования, выполнения необходимых ремонтных работ, вправе обратиться с офертой о заключении договора в специализированную организацию.
Кроме того, как следует из представленного заявителем акта последний осмотр производился 11.01.2018-15.01.2018, в то время как оспариваемое предписание выдано 08.08.2018. Доказательств принятия каких-либо мер к нанимателям указанных жилых помещений за период с 15.01.2018 до даты проверки Инспекцией в августе 2018 года не представлено.
Довод Учреждения о том, что заключение договора на техническое обслуживание внутриквартирного газового оборудования невозможно в связи с тем, что централизованное газоснабжение указанного дома отсутствует, обоснованно отклонен судом первой инстанции.
По смыслу пункта 2 Правил N 410 требования указанного нормативного правового акта регулируют порядок обслуживания внутридомового и внутриквартирного газового оборудования как при централизованном газоснабжении, так и в случаях, когда источником газоснабжения является сжиженный углеводородный газ (резервуары, баллонные установки).
При таких обстоятельствах является обоснованным вывод суда первой инстанции о том, что требования оспариваемого предписания, выданного в отношении Санкт-Петербургского государственного казенного учреждения "Жилищное агентство Колпинского района Санкт-Петербурга" по заключению договоров со специализированной организацией на техническое обслуживание внутриквартирного газового оборудования реально и исполнимо.
С учетом вышеизложенного суд первой инстанции правомерно отказал в удовлетворении заявленного Учреждением требования.
Положенные в основу апелляционной жалобы доводы проверены судом апелляционной инстанции в полном объеме, но учтены быть не могут, так как не опровергают обстоятельств, установленных судом первой инстанции.
Несогласие подателя жалобы с выводами суда первой инстанции не является процессуальным основанием отмены судебного акта, принятого с соблюдением норм материального и процессуального права.
Материалы дела исследованы судом полно, всесторонне и объективно, представленным сторонами доказательствам дана надлежащая правовая оценка, изложенные в обжалуемом судебном акте выводы соответствуют фактическим обстоятельствам дела и нормам права, апелляционный суд не усматривает оснований для отмены решения и удовлетворения апелляционной жалобы.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 14 декабря 2018 года по делу N А56-117195/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу Санкт-Петербургского государственного казенного учреждения "Жилищное агентство Колпинского района Санкт-Петербурга" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Н.И. Протас |
Судьи |
Л.В. Зотеева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-117195/2018
Истец: Санкт-Петербургское государственное казенное учреждение "Жилищное агентство Колпинского района Санкт-Петербурга"
Ответчик: Государственная жилищная инспекция Санкт-Петербурга
Хронология рассмотрения дела:
24.06.2019 Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа N Ф07-4254/19
27.02.2019 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-1112/19
14.12.2018 Решение Арбитражного суда г.Санкт-Петербурга и Ленинградской области N А56-117195/18
24.10.2018 Определение Арбитражного суда г.Санкт-Петербурга и Ленинградской области N А56-117195/18