Постановлением Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 13 июня 2019 г. N Ф08-3791/19 настоящее постановление отменено
город Ростов-на-Дону |
|
27 февраля 2019 г. |
дело N А01-1009/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 20 февраля 2019 года.
Полный текст постановления изготовлен 27 февраля 2019 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Ковалевой Н.В.,
судей Маштаковой Е.А., Чотчаева Б.Т.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Сурженко Т.М.,
при участии:
от истца: представитель не явился, извещен надлежащим образом;
от ответчика: представитель не явился, извещен надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу
межрегиональное управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Краснодарскому краю и Республике Адыгея
на решение Арбитражного суда Республики Адыгея от 18.12.2018 по делу N А01-1009/2018
по иску государственного учреждения - отделения пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Адыгея (ИНН 0105018326, ОГРН 1020100708825)
к межрегиональному управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Краснодарскому краю и Республике Адыгея
(ИНН 2309089375, ОГРН 1042304949752)
о взыскании переплаты, процентов,
принятое в составе судьи Нефедова В.Н.,
УСТАНОВИЛ:
государственное учреждение - отделение пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Адыгея (далее - истец) обратилось в Арбитражный суд Республики Адыгея с заявлением к межрегиональному управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Краснодарскому краю и Республике Адыгея (далее - ответчик) о взыскании переплаты в размере 19 347 рублей 03 копеек и процентов за пользование чужими денежными средствами в размере 1 673 рублей 24 копеек.
Решением Арбитражного суда Республики Адыгея от 18.12.2018 по делу N А01-1009/2018 с межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Краснодарскому краю и Республике Адыгея в пользу государственного учреждения - отделения Пенсионного фонда по Республике Адыгея взыскана за счет средств соответствующего бюджета излишне внесенная плата за негативное воздействие на окружающую среду в размере 19 347 рублей 03 копеек и проценты за пользование чужими денежными средствами в размере 1 673 рублей 24 копеек, всего 21 020 рублей 27 копеек.
Межрегиональное управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Краснодарскому краю и Республике Адыгея обжаловало решение суда первой инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, и просило его отменить, принять новый судебный акт.
В обоснование апелляционной жалобы заявитель указал, что обязанность по компенсации причиненного окружающей среде вреда в виде внесения платы за негативное воздействие возложена на природопользователя, она не может быть прекращена только в связи с заключением договора по сбору, вывозу и захоронению отходов и автоматически возникнуть у лиц, оказывающих эти услуги, в отсутствие соответствующих согласованных контрагентам условий в договорах и без передачи природопользователем специализированной организации денежных средств для цели внесения указанных платежей.
Кроме того, заявитель апелляционной жалобы указал, что суд первой инстанции необоснованно взыскал проценты за пользование чужими денежными средствами с ответчика.
В судебное заседание истец и ответчик, надлежащим образом уведомленные о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, явку представителей не обеспечили.
В связи с изложенным, апелляционная жалоба рассматривается в их отсутствие, в порядке, предусмотренном статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, пенсионным фондом за период с 21.04.2016 по 18.10.2016 были перечислены авансовые платежи за негативное воздействие на окружающую среду в размере 19 347 рублей 03 копеек, что подтверждается представленными в материалы дела платежными поручениями от 21.04.2016, 19.07.2016 и 18.10.2016.
Истец считает, что согласно письму Правления ПФР от 14.02.2017 N БГ-09-26/3115, в соответствии с Федеральным законом от 10.01.2012 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" территориальные органы ПФР не обязаны вносить плату за негативное воздействие на окружающую среду.
21 февраля 2018 года адрес Росприроднадзора по Краснодарскому краю и Республике Адыгея направлена претензия (исх.N 21/688), в которой пенсионный фонд просил в добровольном порядке произвести возврат суммы переплаты за негативное воздействие на окружающую среду.
Неисполнение ответчиком в добровольном порядке претензионных требований послужило основанием для обращения пенсионного фонда в арбитражный суд.
Как следует из материалов дела, пенсионным фондом за период с 21.04.2016 по 18.10.2016 были перечислены авансовые платежи за негативное воздействие на окружающую среду в размере 19 347 рублей 03 копеек, что подтверждается представленными в материалы дела платежными поручениями от 21.04.2016, 19.07.2016 и 18.10.2016.
Истец считает, что согласно письму Правления ПФР от 14.02.2017 N БГ-09-26/3115, в соответствии с Федеральным законом от 10.01.2012 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" территориальные органы ПФР не обязаны вносить плату за негативное воздействие на окружающую среду.
21 февраля 2018 года адрес Росприроднадзора по Краснодарскому краю и Республике Адыгея направлена претензия (исх.N 21/688), в которой пенсионный фонд просил в добровольном порядке произвести возврат суммы переплаты за негативное воздействие на окружающую среду.
Согласно части 1 статьи 16 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Закон N 7-ФЗ) плата взимается за следующие виды негативного воздействия на окружающую среду: выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными источниками; сбросы загрязняющих веществ в водные объекты; хранение, захоронение отходов производства и потребления (размещение отходов).
В силу пункта 1 статьи 16.1 Закона N 7-ФЗ данную плату обязаны вносить юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие на территории Российской Федерации, континентальном шельфе Российской Федерации и в исключительной экономической зоне Российской Федерации хозяйственную и (или) иную деятельность, оказывающую негативное воздействие на окружающую среду, за исключением юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих хозяйственную и (или) иную деятельность исключительно на объектах IV категории.
Плательщиками платы за негативное воздействие на окружающую среду при размещении отходов, за исключением твердых коммунальных отходов, являются юридические лица и индивидуальные предприниматели, при осуществлении которыми хозяйственной и (или) иной деятельности образовались отходы. Плательщиками платы за негативное воздействие на окружающую среду при размещении твердых коммунальных отходов являются региональные операторы по обращению с твердыми коммунальными отходами, операторы по обращению с твердыми коммунальными отходами, осуществляющие деятельность по их размещению.
Согласно пункту 1 статьи 23 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон N 89-ФЗ) при размещении отходов взимается плата за негативное воздействие на окружающую среду в соответствии с Законом N 7-ФЗ и настоящим Федеральным законом.
В пунктах 4 и 5 статьи 23 Закона N 89-ФЗ воспроизведены положения абзаца 2 пункта 1 статьи 16.1 Закона N 7-ФЗ о плательщиках платы за негативное воздействие на окружающую среду при размещении отходов.
При этом статья 1 Закона N 89-ФЗ определяет отходы производства и потребления как вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с названным Законом; под твердыми коммунальными отходами понимаются отходы, образующиеся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами, а также товары, утратившие свои потребительские свойства в процессе их использования физическими лицами в жилых помещениях в целях удовлетворения личных и бытовых нужд. К твердым коммунальным отходам также относятся отходы, образующиеся в процессе деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и подобные по составу отходам, образующимся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами.
Оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами признается индивидуальный предприниматель или юридическое лицо, осуществляющие деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов; региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами является оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами - юридическое лицо, которое обязано заключить договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с собственником твердых коммунальных отходов, которые образуются и места накопления которых находятся в зоне деятельности регионального оператора.
Согласно пункту 9 статьи 23 Закона N 89-ФЗ расходы на плату за негативное воздействие на окружающую среду при размещении твердых коммунальных отходов учитываются при установлении тарифов для оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами, регионального оператора в порядке, установленном основами ценообразования в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами.
В случае накопления отходов в целях утилизации или обезвреживания в течение одиннадцати месяцев со дня образования этих отходов плата за их размещение не взимается (пункт 8 статьи 23 Закона N 89-ФЗ).
Статьей 12 Закона N 89-ФЗ установлены особые требования к объектам размещения отходов: их создание допускается на основании разрешений, выданных федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией; определение места строительства объектов размещения отходов осуществляется на основе специальных исследований в порядке, установленном законодательством Российской Федерации; объекты размещения отходов вносятся в государственный реестр объектов размещения отходов.
Следовательно, деятельность по размещению отходов носит специализированный характер и осуществляется в специально оборудованных местах.
Пунктом 2 статьи 16.1 Закона N 7-ФЗ предусмотрено, что учет лиц, обязанных вносить плату, осуществляется при ведении государственного учета объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, в соответствии с этим Законом.
По степени вреда объекты, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду, разделены на четыре категории.
Критерии отнесения объектов к соответствующей категории утверждены Постановлением Правительства РФ от 28.09.2015 N 1029 (критерии).
Присвоение категории осуществляется при постановке на государственный учет объектов (пункты 3, 4 статьи 4.2 Закона N 7-ФЗ), оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, факт которого удостоверяется выдачей организации (или индивидуальному предпринимателю) соответствующего свидетельства. Присвоенная однажды объекту категория может быть изменена при актуализации информации об объекте.
Согласно статье 16 Закона N 7-ФЗ и Определению Конституционного Суда РФ от 10.12.2002 N 284-О Плата за негативное воздействие на окружающую среду представляет собой форму возмещения экономического ущерба от такого воздействия и взимается лишь с тех хозяйствующих субъектов, деятельность которых реально связана с негативным воздействием на экологическую обстановку.
Пенсионный фонд внес квартальные авансовые платежи за негативное воздействие на окружающую среду, что подтверждается представленными в материалы дела платежными поручениями на общую сумму 19 347 рублей 03 копеек.
Поступление указанных денежных средств ответчиком в судебном заседании не отрицалось.
Истцом в материалы дела представлен государственный контракт N 13-16-37/16 от 22.03.2016, заключенный с ООО "Альянс и Ко", в соответствии с которым, последний принял на себя обязательства по выполнению работ по утилизации списанных пенсионным фондом технических средств. Указанная организация осуществляет специализированный вид деятельности в области обращения и размещения твердых коммунальных отходов и имеет соответствующую лицензию.
Ответчиком не представлено доказательств, свидетельствующих о том, что отходы пенсионного фонда, подлежащие размещению (захоронению), не относятся к ТКО, а также подтверждающих наличие у него обязанности по внесению платы за негативное воздействие на окружающую среду в отношении отходов, переданных сторонним организациям для обезвреживания и использования.
Перечисление пенсионным фондом платы за негативное воздействие на окружающую среду за 2016 год само по себе не является доказательством осуществления им деятельности по размещению отходов в специально оборудованных местах, а действующее законодательство не содержит норм, обязывающих вносить плату за негативное воздействие на окружающую среду в зависимости от того, является ли природопользователь пользователем отходов. Обязанность по внесению платы за негативное воздействие на окружающую среду возложена на физических и юридических лиц только в том случае, если в результате их деятельности происходит такое воздействие на окружающую среду, которое подпадает под виды негативного воздействия, установленным законом N 7-ФЗ.
Таким образом, судом установлено и подтверждается материалами дела, что объекты пенсионного фонда не оказывают негативное воздействие на окружающую среду, подпадающее под виды негативного воздействия.
Кроме того, в соответствии с Федеральным законом от 31.12.2017 N 503-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об отходах производства и потребления" и отдельные законодательные акты Российской Федерации", вступившим в силу в день принятия, статья 23 Федерального закона от 29.12.2014 N 458-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об отходах производства и потребления", отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации" дополнена частью 10, согласно которой плата за негативное воздействие на окружающую среду при размещении твердых коммунальных отходов за 2016 и 2017 годы не исчисляется и не взимается.
Таким образом, оплаченные пенсионным фондом платежи не могут быть отнесены Росприроднадзором по Краснодарскому краю и Республике Адыгея к платежам за операторов по размещению отходов, так как они в установленном порядке не введены, каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги, сборы (статья 57 Конституции РФ). Соответственно, ни на кого не может быть возложена обязанность оплачивать за других лиц платежи, не предусмотренные Законом N 7-ФЗ и при отсутствии утвержденных тарифов, в которые должны включаться платежи за негативное воздействие на окружающую среду.
Излишне оплаченные суммы платы за негативное воздействие на окружающую среду подлежат возврату по заявлению лиц, обязанных вносить плату, или зачету в счет будущего отчетного периода (часть 2 статьи 16.5 Закона N 7-ФЗ).
Согласно приказу Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 29.02.2016 N 110 за территориальными органами закреплены полномочия главных администраторов доходов бюджетов субъектов Российской Федерации, в том числе по плате за размещение отходов производства и потребления.
Согласно перечню (пункт 30) к указанному приказу, на территории Краснодарского края и Республики Адыгея территориальным органом Росприроднадзора, осуществляющим полномочия главного администратора доходов, является Управление Росприроднадзора по Краснодарскому краю и Республике Адыгея.
В силу пункта 3 части 2 статьи 160.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, главным администратором доходов бюджетов по платежам за негативное воздействие на окружающую среду, является Росприроднадзор, а территориальный орган Росприроднадзора, наделен бюджетными полномочиями в части платы за негативное воздействие на окружающую среду на соответствующей территории, а также полномочиями по принятию решений о возврате излишне уплаченных сумм из бюджета.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" от 10.01.2002 негативное воздействие на окружающую среду - воздействие хозяйственной и иной деятельности, последствия которой приводят к негативным изменениям качества окружающей среды.
Кроме того, статья 16.1 Федерального закона N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" предусматривает, что плату за негативное воздействие на окружающую среду обязаны вносить юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие на территории Российской Федерации, континентальном шельфе Российской Федерации и в исключительной экономической зоне Российской Федерации хозяйственную и (или) иную деятельность, оказывающую негативное воздействие на окружающую среду, за исключением юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих хозяйственную и (или) иную деятельность исключительно на объектах IV категории.
Плательщиками платы за негативное воздействие на окружающую среду при размещении отходов, за исключением твердых коммунальных отходов, являются юридические лица и индивидуальные предприниматели, при осуществлении которыми хозяйственной и (или) иной деятельности образовались отходы. Плательщиками платы за негативное воздействие на окружающую среду при размещении твердых коммунальных отходов являются региональные операторы по обращению с твердыми коммунальными отходами, операторы по обращению с твердыми коммунальными отходами, осуществляющие деятельность по их размещению.
Таким образом, суд пришел к обоснованному выводу о том, что истец, не являющийся плательщиком платы за негативное воздействие на окружающую среду, правомерно взыскал с ответчика в пользу истца излишне оплаченные денежные средства в размере 19 347 рублей 03 копеек.
За неправомерное удержание ответчиком денежных средств истец просит взыскать с последнего проценты за пользование чужими денежными средствами за период с 20.03.2017 по 20 марта 2018 года.
В соответствии с пунктом 1 статьи 395 Гражданского кодекса Российской Федерации в случаях неправомерного удержания денежных средств, уклонения от их возврата, иной просрочки в их уплате подлежат уплате проценты на сумму долга. Размер процентов определяется ключевой ставкой Банка России, действовавшей в соответствующие периоды. Эти правила применяются, если иной размер процентов не установлен законом или договором.
Проценты, предусмотренные статьей 395 Гражданского кодекса Российской Федерации, являются мерой гражданско-правовой ответственности.
В рассматриваемом случае истец правомерно отыскивает проценты за пользование чужими денежными средствами, начисленными на сумму неправомерно удерживаемой ответчиком суммы внесенный платы за негативное воздействие на окружающую среду.
Истец произвел начисление процентов на сумму переплаты за негативное воздействие на окружающую среду с момента обращения к ответчику, которые было выражено в письмах в адрес ответчика от 20.03.2017 исх.21/938 и от 14.09.2017 исх.N 21/3383, по дату обращения с иском в суд, то есть за период с 20.03.2017 по 20.03.2018.
Суд проверив расчет процентов за пользование чужими денежными средствами, представленный истцом в материалы дела, признал его составленным арифметически и методологически верно.
Таким образом, требование истца о взыскании с ответчика процентов за пользование чужими денежными средствами в размере 1 673 рублей 24 копеек правомерно удовлетворено судом.
Принимая во внимание изложенное, оснований для удовлетворения апелляционной жалобы у суда не имеется.
Судом первой инстанции верно установлены фактические обстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрения дела, дана правильная оценка доказательствам и доводам участвующих в деле лиц.
Нарушений или неправильного применения норм материального или процессуального права, являющихся в силу статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием к отмене или изменению решения, апелляционной инстанцией не установлено.
Расходы по государственной пошлине по апелляционной жалобе в порядке статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации относятся на заявителя жалобы.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Адыгея от 18.12.2018 по делу N А01-1009/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня принятия настоящего постановления.
Председательствующий |
Н.В. Ковалева |
Судьи |
Е.А. Маштакова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А01-1009/2018
Истец: ГУ - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Адыгея
Ответчик: Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Краснодарскому краю и Республике Адыгея