Постановлением Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 16 июля 2019 г. N Ф02-2683/19 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Чита |
|
1 марта 2019 г. |
Дело N А19-2390/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 01 марта 2019 года.
Полный текст постановления изготовлен 01 марта 2019 года.
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Е.В. Желтоухова, судей Н.В. Ломако, Д.В. Басаева, при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Козинцевой М.А. рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу администрации муниципального образования "Кабанский район" Республики Бурятия на решение Арбитражного суда Иркутской области от 28 ноября 2018 года по делу N А19-2390/2018 по заявлению администрации муниципального образования "Кабанский район" Республики Бурятия (ОГРН 1020300668585, ИНН 0309001634) к Межрегиональному территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Иркутской области, Республике Бурятия и Забайкальском крае (ОГРН 1103850013772, ИНН 3808214087) о признании действий незаконными,
суд первой инстанции, судья Зарубиной Т.Б.,
при участии в судебном заседании:
от заявителя: Зачиняев И.О., представитель по доверенности от 18.07.2018;
от заинтересованного лица: не было;
от третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Енисейское бассейновое водное управление Федерального агентства водных ресурсов (ОГРН 1022402139341, ИНН 2463004140): не было
установил:
Заявитель, администрация муниципального образования "Кабанский район" Республики Бурятия обратился в Арбитражный суд к Межрегиональному территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Иркутской области, Республике Бурятия и Забайкальском крае с требованием:
- о признании незаконными действий ответчика по утверждению в одностороннем порядке акта приема-передачи имущества из собственности Российской Федерации в собственность муниципального образования "Кабанский район" Республики Бурятия N 35-17 от 18.10.2017 года;
- о признании недействительным акта приема-передачи имущества из собственности Российской Федерации в собственность муниципального образования "Кабанский район" Республики Бурятия N 35-17 от 18.10.2017 года.
Решением суда первой инстанции от 28.11.2018, прекращено производство в части требования о признании недействительным акта приема-передачи имущества из собственности Российской Федерации в собственность муниципального образования "Кабанский район" Республики Бурятия N 35-17 от 18.10.2017 года в связи с отказом от требования.
В остальной части истцу отказано в удовлетворении требований.
Принимая указанное решение, суд первой инстанции исходил из следующего.
Суд установил отсутствие у заявителя оснований для отказа в принятии в собственность муниципального образования "Кабанский район" объекта недвижимости - сооружение противоэрозийные гидротехнические и противоселевые, берегоукрепления р. Селенга в с. Кабанск Кабанского района, Республики Бурятия.
Администрация, не согласившись с выводами суда первой инстанции, заявила апелляционную жалобу, в которой просит решение отменить, требования удовлетворить.
Представитель Администрации в судебном заседании доводы апелляционной жалобы поддержал.
Из апелляционной жалобы следует, что выводы суда являются ошибочными, поскольку данный объект не может находиться в собственности муниципального образования, т.к. относится к укреплению берегов федерального объекта берега реки Селенга.
Представитель Территориального Управления в судебное заседание не явился, о месте и времени судебного заседания извещен надлежащим образом.
Представитель третьего лица в судебное заседание не явился, о месте и времени судебного заседания извещен надлежащим образом.
Информация о принятии апелляционной жалобы к производству, о времени и месте судебного заседания размещена судом апелляционной инстанции на официальном сайте арбитражного суда в сети Интернет 29.01.2019.
Информация о перерыве, о времени и месте судебного заседания размещена судом апелляционной инстанции на официальном сайте арбитражного суда в сети Интернет 26.02.2019.
Согласно пункту 2 статьи 200 АПК РФ неявка лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о месте и времени судебного заседания, не является препятствием для рассмотрения дела по существу.
О месте и времени судебного заседания стороны извещены надлежащим образом в порядке частей 1, 6 статьи 121, статей 122, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Четвертый арбитражный апелляционный суд, рассмотрев дело в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе и возражениях на нее, изучив материалы дела, включая документы, представленные участниками в электронном виде, проверив правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права и заслушав доводы представителя заявителя, пришел к следующим выводам.
Рассмотрев отказ заявителя от части заявленных требований, суд первой инстанции обоснованно производство по делу в части требования о признании недействительным акта приема-передачи имущества из собственности Российской Федерации в собственность муниципального образования "Кабанский район" Республики Бурятия N 35-17 от 18.10.2017 года прекратил, руководствуясь ч. 2 и ч. 5 ст. 49, п. 4 ч. 1 ст. 150 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
05.04.2017 письмом N 02-02-1861 Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Бурятия в адрес Администрации МО "Кабанский район" Республики Бурятия направило распоряжение от 03.04.2017 N 104-р и акт приема-передачи имущества - "Сооружение противоэрозийные гидротехнические и противоселевые, берегоукрепления р. Селенга в с. Кабанск Кабанского района Республики Бурятия" для подписания. Указанное письмо было получено заявителем 17.04.2017 N 8-3419/17 и МКУ "УГИиЗО" Администрации Кабанского района 18.04.2017 вх. N 445 (т.1 л.д.126).
Письмом от 10.05.2017 N 15-8-3419/17 на N 02-02-1861 от 05.04.2017, полученным Межрегиональным территориальным управлением государственного имущества в Республике Бурятия и Забайкальском крае 17.05.2017 Администрация МО "Кабанский район" возвратила распоряжение Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Бурятия "О безвозмездной передаче недвижимого имущества, находящегося в собственности Российской Федерации, в собственность муниципального образования "Кабанский район" Республики Бурятия" 03.04.2017 и акт приема-передачи имущества без подписания. В обоснование отказа от подписания акта заявителем указано, что гидротехническое сооружение, указанное в принятом 03.04.2017 распоряжении N 104-р следует рассматривать как неотъемлемый элемент водных правоотношений, необходимый для обеспечения надлежащего использования и сохранения водного объекта - р. Селенга, что не соответствует наделённым органов местного самоуправления полномочиям, в связи с чем в муниципальную собственность принято быть не может (т.1 л.д.127).
18.10.2017 акт N 35-17 приема-передачи имущества из собственности Российской Федерации в собственность муниципального образования "Кабанский район" Республики Бурятия, в соответствии с положениями пункта 11 статьи 154 Закона N 122-ФЗ, был утвержден заместителем Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Иркутской области, республике Бурятия и Забайкальском крае Кобуновой Н.А. 18.10.2017 в одностороннем порядке (т.1 л.д.125).
Письмом от 18.10.2017 N 02-02-5486 названный акт N 35-17, утверждённый в одностороннем порядке, Межрегиональным территориальным управлением Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Иркутской области, Республике Бурятия и Забайкальском крае был направлен в адрес Администрации МО "Кабанский район" Республики Бурятия. Также в письме Межрегиональное территориальное управление указало на необходимость осуществления Администрацией МО "Кабанский район" Республики Бурятия осуществить мероприятия по государственной регистрации перехода прав на указанное в акте имущество в кратчайшие сроки (т.1 л.д.136).
Письмо от 18.10.2017 N 02-02-5486 направлено в адрес Администрации МО "Кабанский район" Республики Бурятия 02.11.2017 посредством почтовой связи, о чем свидетельствуют список почтовый отправлений и почтовая квитанция (т.1 л.д.137-138).
Администрация МО "Кабанский район" Республики Бурятия с действиями Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Иркутской области, Республике Бурятия и Забайкальском крае по утверждению в одностороннем порядке акта N 35-17 приема-передачи имущества из собственности Российской Федерации в собственность муниципального образования "Кабанский район" Республики Бурятия не согласилась, посчитав, что указанные действия нарушают её права и законные интересы и не соответствуют нормам действующего законодательства, обратилась в суд с рассматриваемыми требованиями.
В соответствии с частью 1 статьи 198, частью 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и пунктом 6 постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) органов местного самоуправления необходимо наличие двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
Согласно статье 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений. Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо.
Статьей 66 АПК РФ установлено общее правило, что доказательства представляются лицами, участвующими в деле.
В соответствии со статьей 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, лица, участвующие в деле, несут риск наступления последствий совершения или несовершения ими процессуальных действий.
Согласно выписке из реестра федерального имущества от 11.10.2016 (т.1 л.д. 66), выписке из единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от 24.12.2016 (т.1 л.д.69) и свидетельству о государственной регистрации права от 13.10.2015 (т. 1 л.д. 71), Российской Федерации на праве собственности принадлежит земельный участок с кадастровым номером 03:09:000000:11907; назначение объекта: земли населенных пунктов - для строительства берегоукрепления реки Селенга в районе северо-восточной части с. Кабанск; площадью 10999 кв.м; адрес объекта: Бурятия респ., р-н Кабанский, с. Кабанск
Также Российской Федерации на праве собственности в соответствии с выпиской из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от 24.12.2016 (т.1 л.д.68), принадлежит сооружение, кадастровый номер 03:09:000000:16783; назначение объекта: 11.1 сооружения противоэрозийные гидротехнические и противоселевые; площадь: 1 440.0000-м, расположенное по адресу: Республика Бурятия, рн Кабанский, с. Кабанск, берегоукрепление р. Селенга в с. Кабанск Кабанского района Республики Бурятия.
Из выписки из реестра федеральной собственности от 21.02.2017 (т.1 л.д.67) и свидетельства о государственной регистрации права от 26.06.2015 (т.1 л.д.70) следует, что на сооружение с кадастровым номером 03:09:000000:16783, расположенное по адресу: Республика Бурятия, р-н Кабанский, с. Кабанск, берегоукрепление р. Селенга в с. Кабанск Кабанского района Республики Бурятия 26.06.2015 (N регистрации 03-03/006- 03/015/021/2015-879/1) зарегистрировано право оперативного управления Енисейского бассейнового водного управления Федерального агентства водных ресурсов.
Таким образом, факт того, что предлагаемое к передаче муниципальному образованию имущество относится к федеральной собственности, что не оспаривается сторонами, считается установленным фактом.
В то же время, как следует из материалов дела и не оспаривается сторонами, указанное имущество создано в ходе реализации федеральной целевой программы "Охрана озера Байкал и социально-экономическое развитие Байкальской природной территории на 2012 - 2020 годы", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 21.08.2012 N 847.
Целью Программы является охрана озера Байкал и защита Байкальской природной территории от негативного воздействия антропогенных, техногенных и природных факторов.
Для достижения поставленной цели предусматривается решение, в том числе следующих задач:
повышение эффективности использования рекреационного потенциала особо охраняемых природных территорий;
сохранение и воспроизводство биологических ресурсов Байкальской природной территории;
развитие государственного экологического мониторинга Байкальской природной территории;
развитие системы защиты берегов озера Байкал, рек и иных водоемов Байкальской природной территории.
Мероприятия Программы сформированы государственным заказчиком - координатором Программы на основе предложений, представленных в установленном порядке федеральными органами исполнительной власти и субъектами Российской Федерации, расположенными на Байкальской природной территории.
Выбор мероприятий для включения в Программу осуществлялся государственным заказчиком - координатором Программы исходя из поставленной цели и необходимости решения задач по ее достижению с учетом прогнозного объема финансирования Программы и сроков ее реализации.
Пунктом 59 Раздела VI Развитие системы защиты берегов озера Байкал, рек и иных водоемов Байкальской природной территории. Государственный заказчик - Росводресурсы. Целевой индикатор - доля протяженности построенных сооружений инженерной защиты в общей протяженности берегов, нуждающихся в строительстве таких сооружений. Предусмотрено Берегоукрепление р. Селенга, в с. Кабанск, Кабанского района Республики Бурятия за счет средств федерального бюджета (бюджетные инвестиции).
Как следует из материалов дела и не оспаривается сторонами, включение в указанную федеральную целевую программу объектов строительства производилось на основе предложений, представленных в установленном порядке субъектом Российской Федерации, расположенным на Байкальской природной территории - Республикой Бурятия, который в свою очередь сформировал свое предложение на основании предложений муниципальных образований.
Данное обстоятельство не оспаривается в апелляционной жалобе.
Руководствуясь указанном, глава-руководитель Администрации МО "Кабанский район" дал гарантийное письмо 22.11.2016 года N 14-14-9806/16 (т. 1, л. 37) в адрес Енисейского бассейнового водного управления Федерального агентства водных ресурсов, которым выражено согласие на принятие в собственность МО "Кабанский район" объектов недвижимости "Сооружение противоэрозийные гидротехнические и противоселевые, берегоукрепления р. Селенга в с. 4 Кабанск Кабанского р-на Республики Бурятия" и находящегося под ним земельного участка, расположенного под Сооружением находящимся в казне Российской Федерации (Республики Бурятия) в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.06.2006 N 374.
Постановление Правительства РФ от 13.06.2006 N 374 "О перечнях документов, необходимых для принятия решения о передаче имущества из федеральной собственности в собственность субъекта Российской Федерации или муниципальную собственность, из собственности субъекта Российской Федерации в федеральную собственность или муниципальную собственность, из муниципальной собственности в федеральную собственность или собственность субъекта Российской Федерации" устанавливает общий порядок для принятия решения о передаче имущества, из федеральной собственности в собственность субъекта Российской Федерации или муниципальную собственность вне зависимости от оснований передачи такого имущества.
Оценивая указанное в порядке ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции исходит из следующего.
Передаваемый спорный объект создан за счет федеральных средств, в связи с чем в момент его создания приобрел статус федеральной собственности, что соответствует требованиям Бюджетного кодекса Российской Федерации и гражданскому законодательству.
Вместе с тем данный объект включен в указанную федеральную целевую программу на основе предложений, в том числе муниципального образования, в связи с чем и была дана гарантия в принятии данного объекта в собственность МО "Кабанский район", поскольку данный объект расположен исключительно на территории данного муниципального образования и предназначен для укрепления берега реки с целью создания защиты берега реки Селенга и защиты населенного пункта от подтопления, разрушения русла реки с целью предотвращения причинения вреда землям данного муниципального образования, а также имуществу на них находящемуся.
Доводы апелляционной жалобы о том, что указанный объект создан с целью исключительно укрепления берега реки Селенга Являющейся федеральной собственностью, в связи с чем и объект должен относиться к федеральной собственности, суд апелляционной инстанции отклоняет, поскольку само по себе берегоупрепление не имеет экономического значения и не является целью строительства объекта. Строительство объекта обусловлено в первую очередь недопущением попадания в воду загрязняющих веществ с территорий населённых пунктов, в том числе путем эрозии береговой зоны и причинения вреда имуществу населения, в данном случае МО "Кабанский район".
Следовательно, поскольку данный объект возведен по предложению МО "Кабанский район", целью его создания является, в том числе защита земель района от эрозии и защиты имущества населения от попадания в водный объект, спорный объект может находиться в собственности муниципального образования, в связи с чем ему и было предложено Территориальным управлением принять его.
Доводы о том, что у муниципального образования нет средств на содержание данного объекта, не могут быть приняты во внимание, поскольку данные обстоятельства не могут являться основанием для признания действий Территориального управления незаконными, т.к. вопрос содержания объекта может быть разрешен в порядке обычной деятельности органов местного самоуправления и органов государственной власти о предоставлении субсидий или субвенций.
Действительно, хотя данные объекты и могут находиться в федеральной собственности, поскольку нет прямых запретов на обладание такими объектами Российской Федерацией, но в данном случае, поскольку объект образован по предложению муниципального образования и оно гарантировало принятие его в собственность, суд первой инстанции обоснованно признал действия Территориального управления по передаче имущества из федеральной собственности в муниципальную собственность законными, отказав в удовлетворении требований заявителю.
Иные доводы, изложенные в апелляционной жалобе, подлежат отклонению, поскольку не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела, либо влияли на обоснованность и законность оспариваемого решения суда, либо опровергали выводы суда первой инстанции.
Суд апелляционной инстанции считает обоснованными выводы суда первой инстанции о том, что оспариваемые действия не нарушают прав и законных интересов заявителя и в полной мере соответствуют нормам действующего законодательства.
Таким образом, по мнению суда апелляционной инстанции, суд первой инстанции в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дал полную и всестороннюю оценку имеющимся в деле доказательствам в их взаимосвязи и совокупности и пришел к обоснованному выводу об отказе заявителю в удовлетворении требований.
На основании изложенного, у суда апелляционной инстанции отсутствуют законные основания для удовлетворения апелляционной жалобы.
Суд, руководствуясь статьями 258, 268, 269, 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Иркутской области от "28" ноября 2018 года по делу N А19-2390/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции, в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления его в законную силу, путем подачи кассационной жалобы в арбитражный суд кассационной инстанции, полномочный ее рассматривать, через арбитражный суд, принявший решение.
Председательствующий судья |
Е.В. Желтоухов |
Судьи |
Н.В. Ломако |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А19-2390/2018
Истец: Администрация муниципального образования "Кабанский район" Республики Бурятия
Ответчик: Межрегиональное территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Иркутской области, Республике Бурятия и Забайкальском крае
Третье лицо: Енисейское бассейновое водное управление Федерального агентства водных ресурсов (Енисейское БВУ)