город Иркутск |
|
16 июля 2019 г. |
Дело N А19-2390/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 09 июля 2019 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 16 июля 2019 года.
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Шелёминой М.М.,
судей: Ананьиной Г.В., Кадниковой Л.А.,
при участии в судебном заседании представителей: администрации муниципального образования "Кабанский район" Республики Бурятия Зачиняева И.О. (доверенность от 18.07.2018 N 30), Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Иркутской области, Республике Бурятия и Забайкальском крае Тарнуевой В.В. (доверенность от 11.03.2019 N 3-38/4514),
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу администрации муниципального образования "Кабанский район" Республики Бурятия на решение Арбитражного суда Иркутской области от 28 ноября 2018 года по делу N А19-2390/2018, постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 01 марта 2019 года по тому же делу (суд первой инстанции - Зарубина Т.Б., суд апелляционной инстанции: Желтоухов Е.В., Басаев Д.В., Ломако Н.В.),
установил:
администрация муниципального образования "Кабанский район" Республики Бурятия (далее - Администрация МО "Кабанский район", Администрация) обратилась в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением о признании незаконными действий Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Иркутской области, Республике Бурятия и Забайкальском крае (далее - МТУ Росимущества в Иркутской области, Республике Бурятия и Забайкальском крае, Управление) по утверждению в одностороннем порядке акта приема-передачи имущества из собственности Российской Федерации в собственность МО "Кабанский район" Республики Бурятия от 18.10.2017 N 35-17; о признании недействительным акта приема-передачи имущества из собственности Российской Федерации в собственность МО "Кабанский район" Республики Бурятия от 18.10.2017 N 35-17.
В качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Енисейское бассейновое водное управление Федерального агентства водных ресурсов (далее - Енисейское БВУ).
Решением Арбитражного суда Иркутской области от 28 ноября 2018 года, оставленным без изменения постановлением Четвертого арбитражного апелляционного суда от 01 марта 2019 года, прекращено производство по делу в части требования о признании недействительным акта приема-передачи имущества из МО "Кабанский район" Республики Бурятия от 18.10.2017 N 35-17 в связи с отказом от требования. В удовлетворении остальной части заявленных требований отказано.
Администрация МО "Кабанский район" обратилась в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить принятые по делу судебные акты по мотивам неправильного применения судами статей 1, 24, 55, 56, 67.1 Водного кодекса Российской Федерации, нарушения норм процессуального права, несоответствия выводов судов фактическим обстоятельствам дела, принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
По мнению заявителя кассационной жалобы, неправомерен вывод судов о том, что спорный объект предназначен для решения вопросов местного значения муниципального района; законодательством не установлена обязанность лиц, по чьей инициативе создан объект за счет средств бюджетной системы, принимать эти объекты в свою собственность; река Селенга, на которой создано гидротехническое сооружение - берегоукрепление, является трансграничной, протекает по территории Республики Бурятия и соседнего государства Монголии и, соответственно, является федеральной собственностью, следовательно, меры по охране и проведение противоселевых и противоэрозийных мероприятий осуществляются за счет федерального бюджета; спорный объект представляет собой сооружение, предназначенное для целей предотвращения негативного воздействия вод и ликвидации его последствий; вывод суда апелляционной инстанции о том, что спорный объект предназначен для защиты водного объекта от попадания в него загрязняющих веществ с территории населенных пунктов согласуется с положениями статей 24, 55, 56 Водного кодекса Российской Федерации; то, что спорное имущество может находиться в собственности муниципального образования не означает безусловную обязанность МО принимать его.
Отзыв на кассационную жалобу не представлен.
Кассационная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте судебного заседания извещены по правилам статей 123, 186 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (определение выполнено в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью судьи, в связи с чем направлено лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и информационной системе "Картотека арбитражных дел" - kad.arbitr.ru).
Представитель Администрации МО "Кабанский район" в судебном заседании подтвердил доводы, изложенные в кассационной жалобе. Представитель МТУ Росимущества указала на законность и обоснованность принятых судебных актов.
Проверив в пределах, установленных статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, соответствие выводов судов о применении норм права установленным ими по делу обстоятельствам и имеющимся в материалах дела доказательствам, правильность применения судами норм материального и процессуального права при рассмотрении дела и, исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к следующим выводам.
Как установлено судами и следует из материалов дела, согласно выписке из реестра федерального имущества от 11.10.2016, выписке из единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от 24.12.2016 и свидетельству о государственной регистрации права от 13.10.2015 Российской Федерации на праве собственности принадлежит земельный участок с кадастровым номером 03:09:000000:11907, назначение объекта: земли населенных пунктов - для строительства берегоукрепления реки Селенга в районе северо-восточной части с. Кабанск; площадью 10 999 кв. м; адрес объекта: Бурятия респ., р-н Кабанский, с. Кабанск. В соответствии с выпиской из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от 24.12.2016 Российской Федерации на праве собственности также принадлежит сооружение, кадастровый номер 03:09:000000:16783; назначение объекта:
11.1 сооружения противоэрозийные гидротехнические и противоселевые; протяженность 1 440. 0000 м, расположенное по адресу: Республика Бурятия, р-н Кабанский, с. Кабанск, берегоукрепление р. Селенга в с. Кабанск Кабанского района Республики Бурятия.
Из выписки из реестра федеральной собственности от 21.02.2017 и свидетельства о государственной регистрации права от 26.06.2015 следует, что на сооружение с кадастровым номером 03:09:000000:16783, расположенное по адресу: Республика Бурятия, р-н Кабанский, с. Кабанск, берегоукрепление р. Селенга в с. Кабанск Кабанского района Республики Бурятия 26.06.2015 (N регистрации 03-03/006-03/015/021/2015-879/1) зарегистрировано право оперативного управления Енисейского БВУ.
В гарантийном письме от 22.11.2016 N 14-14-9806/16 Администрация МО "Кабанский район" выразила согласие на принятие в собственность МО "Кабанский район" объекта недвижимости - "Сооружения противоэррозийные гидротехнические и противоселевые, берегоукрепления р. Селенга в с. Кабанск Кабанского района Республики Бурятия" и земельного участка, расположенного под сооружением, находящимся в казне Российской Федерации (Республики Бурятия) в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.06.2006 N 374 "О перечнях документов, необходимых для принятия решения о передаче имущества из федеральной собственности в собственность субъектов Российской Федерации или муниципальную собственность, из собственности субъектов Российской Федерации в федеральную собственность или муниципальную собственность, из муниципальной собственности в федеральную собственность ( далее - Постановление Правительства N 374).
На основании представленного Территориальным управлением Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Красноярском крае необходимого пакета документов Федеральное агентство по управлению государственным имуществом (Росимущество) направило Управлению поручение от 20.03.2017 N ИБ-07/9905 рассмотреть представленный пакет документов и при соответствии его требованиям Постановления N 374 и наличии оснований, принять решение по существу вопроса.
03.04.2017 Территориальным управлением Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Бурятия издано распоряжение N 104-р "О безвозмездной передаче недвижимого имущества, находящегося в собственности Российской Федерации, в собственность муниципального образования "Кабанский район" Республики Бурятия".
Письмом от 09.04.2017 N 02-02-1861 названное распоряжение и акт приема-передачи направлены в адрес Администрации письмом от 05.04.2017 N 02-02-1861 для подписания.
Администрация письмом от 10.05.2017 N 15-8-3419/17 возвратила названное распоряжение от 03.04.2017 и акт приема-передачи имущества без подписания. В обоснование отказа от подписания акта указала, что гидротехническое сооружение, названное в принятом 03.04.2017 распоряжении N 104-р, следует рассматривать как неотъемлемый элемент водных правоотношений, необходимый для обеспечения надлежащего использования и сохранения водного объекта - р. Селенга, что не соответствует полномочиям органов местного самоуправления, в связи с чем в муниципальную собственность принято быть не может.
Приказом Росимущества от 16.12.2016 N 454 Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Иркутской области было реорганизовано путем присоединения к нему Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Бурятия и Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Забайкальском крае и переименовано в Межрегиональное территориальное управление федерального агентства по управлению государственным имуществом в Иркутской области, Республике Бурятия и Забайкальском крае.
МТУ Росимущества в письме от 13.06.2017 N 03-01-3292 указало Администрации, что "Гидротехнические сооружения" могут находиться в муниципальной собственности.
18.10.2017 заместителем руководителя МТУ Росимущества в одностороннем порядке в соответствии с положениями пункта 11 статьи 154 Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 122-ФЗ) утвержден акт N 35-17 приема-передачи имущества из собственности Российской Федерации в собственность МО "Кабанский район" и направлен в адрес Администрации МО "Кабанский район" с указанием на необходимость осуществления Администрацией мероприятий по государственной регистрации перехода прав на указанное в акте имущество в кратчайшие сроки.
Администрация МО "Кабанский район", полагая, что действия Управления по утверждению в одностороннем порядке акта приема-передачи имущества из собственности Российской Федерации в собственность МО "Кабанский район" от 18.10.2017 N 35-17 не соответствуют закону и нарушают ее права и законные интересы, обратилась в Арбитражный суд Иркутской области с указанным заявлением.
Суды первой и апелляционной инстанций, отказывая в удовлетворении заявленных требований, исходили из того, что оспариваемые действия Управления не противоречат требованиям действующего законодательства и не нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа считает обжалуемые судебные акты не подлежащими отмене, а кассационную жалобу - удовлетворению в силу следующего.
Частью 11 статьи 154 Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ определены: имущество, которое может находиться в федеральной собственности; порядок передачи имущества из федеральной собственности; условия, при наличии которых возможна передача имущества; круг лиц, уполномоченных принимать решение о передаче; перечень документов, необходимых для принятия решения имущества из федеральной собственности, в том числе муниципальную собственности.
Указанной нормой права прямо определено, что находящееся в федеральной собственности имущество, которое может находиться в собственности субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности, подлежит безвозмездной передаче в собственность субъектов Российской Федерации или муниципальную собственность.
Конституционный Суд Российской Федерации, проверяя конституционность ряда положений части 11 статьи 154 Федерального закона N 122-ФЗ, неоднократно отмечал в Постановлении от 30.06.2006 N 8-П, Определениях от 07.12.2006 N 542-О, от 04.12.2007 N 828-О-П, что положения указанной нормы, устанавливающие порядок безвозмездной передачи имущества в федеральную собственность, собственность субъектов Российской Федерации или муниципальную собственность не допускают принятия соответствующего решения в принудительном одностороннем порядке, без достижения соответствующей договоренности и наличия волеизъявления всех заинтересованных субъектов независимо от состава публично-территориальных субъектов, выступающих участниками такой передачи.
Вместе с тем, как следует из Определения Конституционного Суда Российской Федерации от 07.02.2012 N 234-О-Р, арбитражные суды в каждом конкретном деле на основе исследования всего комплекса фактических обстоятельств самостоятельно решают вопросы о том, было ли учтено в процессе передачи имущества из федеральной собственности в муниципальную волеизъявление соответствующего органа местного самоуправления, а если орган местного самоуправления по каким-то причинам отказался от согласования передачи имущества, то не является ли это его решение произвольным. Следовательно, необоснованное непринятие соответствующего решения публичными образованиями при наличии в законе требования о передаче имущества из одного уровня собственности в другой в результате разграничения полномочий между органами власти не должно препятствовать процедуре передачи имущества в случаях, установленных законом.
В силу пунктов 1 и 2 части 1 статьи 27 Водного кодекса Российской Федерации органы местного самоуправления осуществляют полномочия по владению, пользованию, распоряжению, а также осуществляют меры по предотвращению негативного воздействия вод и ликвидации его последствий в отношении водных объектов, находящихся в собственности муниципальных образований.
Обязанность своевременно осуществлять мероприятия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций на водных объектах при их использовании возложена на собственников таких объектов, водопользователей (пункт 4 части 2 статьи 39 Водного кодекса).
В рассматриваемом случае по результатам исследования и оценки в порядке, предусмотренном главой 7 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, представленных доказательств и доводов сторон судами установлено, что спорное имущество является гидротехническим сооружением и в соответствии со статьей 3 Федерального закона от 21.07.1997 N 117-ФЗ "О безопасности гидротехнических сооружений" может находиться в собственности муниципального образования. Строительство сооружения инженерной защиты берегов и территории населенного пункта полностью выполнено за счет средств федерального бюджета. В рамках строительства берегоукрепления негативное воздействие вод реки Селенга предотвращено в полном объеме. Дальнейшая эксплуатация сооружений и их текущее обслуживание относится к эксплуатации гидротехнических сооружений муниципальной значимости, предназначенных для защиты населения одного сельского поселения на территории муниципального района от чрезвычайных ситуаций природного характера, что относится в силу пункта 21 части 1 статьи 15 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", части 2 статьи 11 Федерального закона от 21.12.2014 N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" к вопросам местного значения.
Гарантийными письмами от 11.11.2008 N 4693 и от 22.11.2016 N 14-14-9806/16 Администрация выражала согласие на принятие в собственность МО "Кабанский район" спорного объекта недвижимости.
Соответствующего обоснования причин непринятия имущества, которое предназначено для решения вопросов местного значения и которое в силу закона может подлежать передаче в муниципальную собственность, Администрацией не приведено. Судами не признана таким обоснованием ссылка на то, что принятие в муниципальную собственность спорного имущества накладывает необоснованную финансовую нагрузку на дотационный бюджет муниципального образования.
Учитывая изложенное, суды пришли к обоснованному выводу о том, что объект недвижимости - "Сооружения противоэррозийные гидротехнические и противоселевые, берегоукрепления р. Селенга в с. Кабанск Кабанского района Республики Бурятия" подлежит безвозмездной передаче в муниципальную собственность. Доказательств обратного в материалы дела не представлено.
Довод Администрации о том, что река Селенга, на которой создано гидротехническое сооружение - берегоукрепление, является трансграничной, а также федеральной собственностью, следовательно, меры по охране и проведение противоселевых и противоэрозийных мероприятий осуществляются за счет федерального бюджета, не может быть принят во внимание.
Как следует из пояснений Енисейского БВУ, являющегося территориальным органом исполнительной власти межрегионального уровня, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг и управлению федеральным имуществом в сфере водных ресурсов, возложенных на Федеральное агентство водных ресурсов, в бассейнах рек на территории республик Тыва, Бурятия и Хакасия, Красноярского края и Иркутской области, по заказу которого было осуществлено берегоукрепление, в рамках строительства берегоукрепления негативное воздействие вод реки Селенга предотвращено в полном объеме. Дальнейшая эксплуатация сооружений и их текущее обслуживание относится к эксплуатации гидротехнических сооружений (т 1, л.д. 72-73, 143-144).
Выводы судов основаны на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств в соответствии с частью 1 статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. судами фактических обстоятельств.
Иные доводы кассационной жалобы и дополнений к ней, оспаривающие данные выводы судов, не свидетельствуют о таком нарушении судами норм материального и процессуального права при рассмотрении настоящего спора, которое может служить основанием для отмены обжалуемых судебных актов, и не опровергают выводы судов об отсутствии нарушения спорными действиями прав и законных интересов заявителя. По существу данные доводы направлены на иную оценку доказательств и установленных судами фактических обстоятельств, в связи с чем не могут быть приняты во внимание судом кассационной инстанции, исходя из предусмотренных статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации пределов его компетенции.
Неправильного применения норм материального права или нарушения норм процессуального права, влекущих отмену судебных актов, в том числе тех, на которые имеется ссылка в кассационной жалобе, не установлено.
При таких условиях Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа не находит предусмотренных статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены обжалуемых судебных актов, в связи с чем решение Арбитражного суда Иркутской области и постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда в силу пункта 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежат оставлению без изменения.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Иркутской области от 28 ноября 2018 года по делу N А19-2390/2018, постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 01 марта 2019 года по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
М.М. Шелёмина |
Судьи |
Г.В. Ананьина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В рассматриваемом случае по результатам исследования и оценки в порядке, предусмотренном главой 7 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, представленных доказательств и доводов сторон судами установлено, что спорное имущество является гидротехническим сооружением и в соответствии со статьей 3 Федерального закона от 21.07.1997 N 117-ФЗ "О безопасности гидротехнических сооружений" может находиться в собственности муниципального образования. Строительство сооружения инженерной защиты берегов и территории населенного пункта полностью выполнено за счет средств федерального бюджета. В рамках строительства берегоукрепления негативное воздействие вод реки Селенга предотвращено в полном объеме. Дальнейшая эксплуатация сооружений и их текущее обслуживание относится к эксплуатации гидротехнических сооружений муниципальной значимости, предназначенных для защиты населения одного сельского поселения на территории муниципального района от чрезвычайных ситуаций природного характера, что относится в силу пункта 21 части 1 статьи 15 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", части 2 статьи 11 Федерального закона от 21.12.2014 N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" к вопросам местного значения."
Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 16 июля 2019 г. N Ф02-2683/19 по делу N А19-2390/2018