Постановлением Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 10 июля 2019 г. N Ф08-3286/19 настоящее постановление оставлено без изменения
город Ростов-на-Дону |
|
03 марта 2019 г. |
дело N А32-1179/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15 февраля 2019 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 03 марта 2019 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Фахретдинова Т.Р.,
судей Илюшина Р.Р., Мисника Н.Н.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Ламбрианиди А.А.,
при участии в судебном заседании:
от третьих лиц: от Федерального государственного унитарного предприятия "Жилищно-коммунальный комплекс"- Трошин Н.М. на основании приказа N 107 от 14.02.2018, Галкин П.А. по доверенности от 14.07.2017
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционные жалобы министерства науки и высшего образования Российской Федерации, открытого акционерного общества "Автономная теплоэнергетическая компания"
на решение Арбитражного суда Краснодарского края
от 10.12.2018 по делу N А32-1179/2017
по иску Министерства науки и высшего образования Российской Федерации
к департаменту муниципальной собственности и городских земель администрации муниципального образования города Краснодар, Муниципальному унитарному предприятию водопроводно-коммунального хозяйства "Водоканал, открытому акционерному обществу "Краснодаргоргаз", открытому акционерному обществу "Автономная теплоэнергетическая компания"
при участии третьих лиц: федерального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае и Республике Адыгея, Федерального государственного унитарного предприятия "Жилищно-коммунальный комплекс", администрации муниципального образования город Краснодар
об истребовании из чужого незаконного владения недвижимого имущества,
принятое в составе судьи Ермоловой Н.А.,
УСТАНОВИЛ:
Федеральное агентство научных организаций обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с исковым заявлением к Департаменту муниципальной собственности и городских земель администрации муниципального образования город Краснодар об истребовании из чужого незаконного владения 27 объектов недвижимого имущества, поименованных в распоряжении от 23.01.2014 N 13-р (Перечень имущества, предлагаемого к передаче из федеральной собственности в собственность муниципального образования город Краснодар) (требования, уточненные в порядке ст. 49 АПК РФ).
Определением суда от 17.01.2017 г. к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Федеральное государственное унитарное предприятие "Жилищно-коммунальный комплекс", Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае, АО "Автономная теплоэнергетическая компания", Администрация муниципального образования город Краснодар.
Определением суда от 03.04.2017 г. к участию в деле в качестве соответчиков привлечены ООО "Краснодар Водоканал", АО "Краснодаргоргаз", АО "АТЭК".
Определением суда от 15.05.2017 г. произведена процессуальная замена ответчика ООО "КРАСНОДАР ВОДОКАНАЛ" на МУП ВКХ "Водоканал".
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 15.08.2017 г., оставленным без изменения постановлением Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.11.2017 г., в удовлетворении исковых требований Федерального агентства научных организаций отказано.
Постановлением Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 07.02.2018 г. решение Арбитражного суда Краснодарского края от 15.08.2017 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.11.2017 по делу N А32-1179/2017 отменены, дело направлено на новое рассмотрение в Арбитражный суд Краснодарского края.
При новом рассмотрении определением суда от 23.08.2018 произведена процессуальная замена истца по делу Федерального агентства научных организаций на Министерство науки и высшего образования Российской Федерации (далее -Министерство).
Решением суда от 10.12.2018 исковые требования удовлетворены частично.
Из чужого незаконного владения МУНИЦИПАЛЬНОГО УНИТАРНОГО ПРЕДПРИЯТИЯ ВОДОПРОВОДНО-КАНАЛИЗАЦИОННОГО ХОЗЯЙСТВА МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОД КРАСНОДАР "ВОДОКАНАЛ" (ИНН 2311014031) в собственность Российской Федерации истребовано следующее имущество:
артезианскую скважину N 16800, глубиной 255 метров, литер 1, переданную по акту приема-передачи муниципального имущества от 13.08.2014 г. в хозяйственное ведение МУП ВКХ "Водоканал";
артезианскую скважину N 40951/1, глубиной 185 м, литер 2, переданную по акту приема-передачи муниципального имущества от 13.08.2014 г. в хозяйственное ведение МУП ВКХ "Водоканал";
артезианскую скважину N 40952/2, глубиной 185 метров, литер 3, переданную по акту приема-передачи муниципального имущества от 13.08.2014 г. в хозяйственное ведение МУП ВКХ "Водоканал";
водопроводную линию, протяженностью 9 343 метра, литер 5, переданную по акту приема-передачи муниципального имущества от 13.08.2014 г. в хозяйственное ведение МУП ВКХ "Водоканал";
водопроводную линию, протяженностью 1 283 метра, литер 6, переданную по акту приема-передачи муниципального имущества от 13.08.2014 г. в хозяйственное ведение МУП ВКХ "Водоканал";
емкость стальную, объем 44 куб.м., литер 215, переданную по акту приема-передачи муниципального имущества от 13.08.2014 г. в хозяйственное ведение МУП ВКХ "Водоканал";
емкость стальную, объем 44 куб.м., литер 216, переданную по акту приема-передачи муниципального имущества от 13.08.2014 г. в хозяйственное ведение МУП ВКХ "Водоканал";
емкость стальную, объем 44 куб.м., литер 217, переданную по акту приема-передачи муниципального имущества от 13.08.2014 г. в хозяйственное ведение МУП ВКХ "Водоканал";
емкость стальную, объем 44 куб.м., литер 218, переданную по акту приема-передачи муниципального имущества от 13.08.2014 г. в хозяйственное ведение МУП ВКХ "Водоканал";
канализацию, протяженностью 3717 метров, литер XI, переданную по акту приема-передачи муниципального имущества от 13.08.2014 г. в хозяйственное ведение МУП ВКХ "Водоканал";
артезианскую скважину N 40950, литер VI, высотой 162 метра, кадастровый номер 23:43:0143022:77, расположенную в пос. Плодородном г. Краснодара, переданную на основании Приказа департамента муниципальной собственности и городских земель администрации муниципального образования город Краснодар от 10.09.2014 г. N 661 по акту приема-передачи муниципального имущества N к пр661 от 10.09.2014 г. в хозяйственное ведение МУП ВКХ "Водоканал";
водопроводную линию, литер X, протяженностью 1903 метра, кадастровый номер 23:43:0000000:999, расположенную в пос. Плодородном г. Краснодара, переданную на основании Приказа департамента муниципальной собственности и городских земель администрации муниципального образования город Краснодар от 10.09.2014 г. N 661 по акту приема-передачи муниципального имущества N к пр661 от 10.09.2014 г. в хозяйственное ведение МУП ВКХ "Водоканал";
емкость стальную, литер IV, объем 70 куб.м., назначение: нежилое, инвентарный номер 3315, кадастровый номер 23:43:0143022:82, переданную на основании Приказа департамента муниципальной собственности и городских земель администрации муниципального образования город Краснодар от 10.09.2014 г. N 661 по акту приема-передачи муниципального имущества N к пр661 от 10.09.2014 г. в хозяйственное ведение МУП ВКХ "Водоканал";
емкость стальную, литер II, объем 44 куб. метров, кадастровый номер 23:43:0143022:80, переданную на основании Приказа департамента муниципальной собственности и городских земель администрации муниципального образования город Краснодар от 10.09.2014 г. N 661 по акту приема-передачи муниципального имущества N к пр661 от 10.09.2014 г. в хозяйственное ведение МУП ВКХ "Водоканал";
емкость стальную, литер III, объем 25 куб. метров, инвентарный номер 3315, кадастровый номер 23:43:0143022:79, переданную на основании Приказа департамента муниципальной собственности и городских земель администрации муниципального образования город Краснодар от 10.09.2014 г. N 661 по акту приема-передачи муниципального имущества N к пр661 от 10.09.2014 г. в хозяйственное ведение МУП ВКХ "Водоканал";
канализацию, литер VIII, протяженностью 1 992 м, кадастровый номер 23:43:0000000:981, расположенную в пос. Плодородном г. Краснодара, переданную на основании Приказа департамента муниципальной собственности и городских земель администрации муниципального образования город Краснодар от 10.09.2014 г. N 661 по акту приема-передачи муниципального имущества N к пр661 от 10.09.2014 г. в хозяйственное ведение МУП ВКХ "Водоканал";
сети водопроводные, литер IX, протяженностью 2329 м, кадастровый номер 23:43:0000000:995, расположенные в пос. Плодородном г. Краснодара, переданные на основании Приказа департамента муниципальной собственности и городских земель администрации муниципального образования город Краснодар от 10.09.2014 г. N 661 по акту приема-передачи муниципального имущества N к пр661 от 10.09.2014 г. в хозяйственное ведение МУП ВКХ "Водоканал";
сети водопроводные, литер XI, протяженностью 1 252 м, кадастровый номер 23:43:0143022:83, расположенные в пос. Плодородном г. Краснодара, переданные на основании Приказа департамента муниципальной собственности и городских земель администрации муниципального образования город Краснодар от 10.09.2014 г. N 661 по акту приема-передачи муниципального имущества N к пр661 от 10.09.2014 г. в хозяйственное ведение МУП ВКХ "Водоканал".
Из чужого незаконного владения АКЦИОНЕРНОГО ОБЩЕСТВА "АВТОНОМНАЯ ТЕПЛОЭНЕРГЕТИЧЕСКАЯ КОМПАНИЯ" (ИНН 2312054894) в собственность Российской Федерации истребовано следующее имущество:
котельную, назначение: нежилое, площадью 1 486,1 кв.м., инвентарный номер 26252-526, литер Г80, этажность 2, переданную ОАО "Автономная теплоэнергетическая компания" по договору аренды муниципального имущества N 23 от 23.09.2014 г.;
теплотрассу, протяженностью 199,86 м (по техническому паспорту от 05.05.2011 г. протяженностью 799,44 м.), кадастровый номер 23:43:0145075:2265, по адресу: г. Краснодар, Прикубанский внутригородской округ, ул. Школьная, 15/2, 17, переданную ОАО "Автономная теплоэнергетическая компания" по договору аренды муниципального имущества N 23 от 23.09.2014 г.
Из чужого незаконного владения АКЦИОНЕРНОГО ОБЩЕСТВА "КРАСНОДАРГОРГАЗ" (ИНН 2309029802) в собственность Российской Федерации истребовано следующее имущество:
газопровод среднего давления, литер VI, протяженностью 338 метров, инвентарный номер 3312, используемый для газоснабжения котельной литер "Г80", площадью 1486,1 кв.м., расположенной в Прикубанском внутригородском округе города Краснодара по ул. Филатова, д. 17, переданный в аренду ОАО "Краснодаргоргаз".
В удовлетворении остальной части исковых требований отказано.
АО "АТЭК" обжаловало решение суда в порядке, предусмотренном главой 34 АПК РФ, просило решение отменить, принять новый судебный акт.
Жалоба мотивирована следующим.
Как указывает АО "АТЭК", истец в адрес АО "АТЭК" с претензией о возврате спорного имущества не обращался, отказа удовлетворить притязания собственника на возврат ему вещи со стороны АО "АТЭК" не было. Поскольку истребуемые котельная и теплотрасса находятся в казне муниципального образования город Краснодар, постольку АО "АТЭК" приходит к выводу о том, что общество не является надлежащим ответчиком по делу. Заявляя о ничтожности распоряжения N 13-р, истцом фактически заявлено требование о возврате имущества, вытекающего из отношений, связанных с применением последствий недействительности сделки. Таким образом, как указывает заявитель, надлежащим ответчиком является муниципальное образование город Краснодар, как одна из сторон ничтожной сделки. Получая имущество в аренду, АО "АТЭК" исходило из наличия права собственности за муниципальным образованием город Краснодар, зарегистрированным в установленном законом порядке. Указанный договор аренды не расторгнут, не признан недействительным, что исключает признание владения спорным объектом АО "АТЭК" незаконным. В связи с чем, АО "АТЭК" не может признать установленным факт незаконного нахождения данного имущества во владении общества по договору аренды. Надлежащим ответчиком по спору о возврате имущества по недействительной сделке является муниципальное образование город Краснодар, обжалуемый судебный акт напрямую затрагивает права и интересы муниципального образования город Краснодар в лице администрации.
Министерство науки и высшего образования Российской Федерации также обжаловало решение суда в порядке, предусмотренном главой 34 АПК РФ, просило решение отменить в части отказа в удовлетворении требований Минобрнауки России к Департаменту муниципальной собственности и городских земель администрации муниципального образования г. Краснодар об истребовании из чужого незаконного владения следующего имущества:
кабельная линия 2-х цепная воздушная 6 кВ, литер X, протяженностью 411 метров, кадастровый номер 23:43:0145075:2123, расположенная в Прикубанском внутригородском округе города Краснодара по ул. Филатова, 17;
кабельная линия 6 кВ от РП-48 до Тпп-340, литер VII, протяженностью 750 метров, кадастровый номер 23:43:0145075:2127, расположенная в Прикубанском внутригородском округе города Краснодара по ул. Филатова, 17;
трансформаторная подстанция ТП-156п (Im) ТМ-400, литер Г190, общей площадью 25,2 кв.м., кадастровый номер 23:43:0145075:2131, расположенная в Прикубанском внутригородском округе города Краснодара по ул. Филатова, 17;
здание сарая, литер Г194г194г194/1г194/2г194/3, общей площадью 112,4 кв.м., этажность -1, расположенное по ул. Передовой, 62 в Прикубанском внутригородском округе города Краснодара;
здание сарая, литер Г195, общей площадью 214,2 кв.м., этажность 1, расположенное по адресу: г. Краснодар, Прикубанский внутригородской округ, ул. Передовая, д. 70-72;
здание сарая, литер Г193, общей площадью 53 кв.м., этажность 1, расположенное по адресу: г. Краснодар, Прикубанский внутригородской округ, ул. Передовая, д. 60; принять по делу новый судебный акт об удовлетворении искового заявления Министерства в указанной части.
В остальной части решение Арбитражного суда Краснодарского края от 07.12.2018 по делу N А32-1179/20 оставить без изменения.
Жалоба мотивирована тем, что в просительной части искового заявления Минобрнауки России (в части требований к Департаменту муниципальной собственности и городских земель администрации муниципального образования город Краснодар) указано, что Министерство просит истребовать имущество из чужого незаконного владения муниципального образования города Краснодар в целом (а не из владения самого Департамента, как указывает в своём решении суд первой инстанции). По мнению Министерства именно Департамент муниципальной собственности и городских земель администрации муниципального образования город Краснодар, являясь функциональным органом администрации муниципального образования, осуществляет полномочия собственника муниципального имущества города Краснодар и является надлежащим ответчиком по настоящему делу.
До начала судебного заседания от АО "Краснодаргоргаз" поступил отзыв на апелляционную жалобу, в котором он просил жалобу удовлетворить, решение суда отменить полностью.
От МУП ВКХ "Водоканал" поступило ходатайство о рассмотрении жалоб в его отсутствие.
От АО "АТЭК" поступило ходатайство об отложении судебного заседания для ознакомления с апелляционной жалобой истца.
Рассмотрев заявленное ходатайство, суд апелляционной инстанции полагает, что оно не подлежит удовлетворению, поскольку апелляционная жалоба и дополнения к ней поступили в суд 26.01.2019 и 06.02.2019 соответственно, в связи с чем, заявитель был не лишен права ознакомиться с указанными документами при условии подачи соответствующего заявления. Кроме того, к дополнениям к апелляционной жалобе истцом приложены доказательства отправки дополнений в адрес в том числе и АО "АТЭК".
В судебном заседании представители третьего лица возражали против удовлетворения апелляционных жалоб.
В судебном заседании 15.02.2019 в порядке статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, был объявлен перерыв до 16 час. 50 мин., по окончании которого судебное заседание было продолжено.
После перерыва лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились. О дате, времени и месте судебного заседания уведомлены надлежащим образом.
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд рассмотрел дело в отсутствие представителей указанных лиц.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционных жалоб, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционные жалобы не подлежат удовлетворению.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, распоряжением Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае от 23.01.2014 г. N 13-р на основании обращения муниципального образования город Краснодар от 12 декабря 2012 г. N 14869/01 "О передаче объектов из государственной собственности Российской Федерации в собственность муниципального образования город Краснодар", Организации научного обслуживания и социальной сферы "Жилищно-коммунальный комплекс" Государственного научного учреждения Всероссийского научно-исследовательского института масляничных культур им. В.С. Пустовойта Российской академии сельскохозяйственных наук (далее - ОНОСС ЖКК ГНУ ВНИИМК Россельхозакадемии) был утвержден перечень имущества, предлагаемого к передаче из федеральной собственности в собственность муниципального образования город Краснодар, а именно:
артезианская скважина N 16800, литер I, глубина 255 метров, назначение: нежилое, инвентарный номер 3312, кадастровый номер: 23:43:0145075:1003, расположенная по адресу: г. Краснодар, Прикубанский внутригородской округ, ул. Филатова, д. 17;
артезианская скважина N 40951/1, литер II, высота 185 метров, назначение: нежилое, инвентарный номер 3312, кадастровый номер: 23:43:0145075:1004, расположенная по адресу: г. Краснодар, Прикубанский внутригородской округ, ул. Филатова, д. 17;
артезианская скважина N 40952/2, литер III, глубина 185 метров, назначение: нежилое, инвентарный номер 3312, кадастровый номер: 23:43:0145075:993, расположенная по адресу: г. Краснодар, Прикубанский внутригородской округ, ул. Филатова, д. 17;
водопроводная линия, литер V, протяженность 9 343 метра, назначение: нежилое, инвентарный номер 3312, кадастровый номер: 23:43:0145075:2105, расположенная по адресу: г. Краснодар, Прикубанский внутригородской округ, ул. Филатова, д. 17;
водопроводная линия, литер IV, протяженность 1 283 метра, назначение: нежилое, инвентарный номер 3312, кадастровый номер: 23:43:0145075:2107, расположенная по адресу: г. Краснодар, Прикубанский внутригородской округ, ул. Филатова, д. 17;
газопровод среднего давления, литер VI, протяженность - 338 метров, назначение нежилое, инвентарный номер 3312, кадастровый номер: 23:43:0145075:921, расположенный по адресу: г. Краснодар, Прикубанский внутригородской округ, ул. Филатова, д. 17;
емкость стальная, литер 215, объем 44 куб.м., назначение нежилое, инвентарный номер 3312, кадастровый номер: 23:43:0145075:994, расположенная по адресу: г. Краснодар, Прикубанский внутригородской округ, ул. Филатова, д. 17;
емкость стальная, литер 216, объем 44 куб.м., назначение нежилое, инвентарный номер 3312, кадастровый номер: 23:43:0145075:1007, расположенная по адресу: г. Краснодар, Прикубанский внутригородской округ, ул. Филатова, д. 17;
емкость стальная, литер 217, объем 44 куб.м., назначение нежилое, инвентарный номер 3312, кадастровый номер: 23:43:0145075:989, расположенная по адресу: г. Краснодар, Прикубанский внутригородской округ, ул. Филатова, д. 17;
емкость стальная, литер 218, объем 44 куб.м., назначение нежилое, инвентарный номер 3312, кадастровый номер: 23:43:0145075:992, расположенная по адресу: г. Краснодар, Прикубанский внутригородской округ, ул. Филатова, д. 17;
кабельная линия 2-х цепная воздушная 6кВ, литер X, протяженность 411 метров, инвентарный номер 3312, кадастровый номер: 23:43:0145075:2123, расположенная по адресу: г. Краснодар, Прикубанский внутригородской округ, ул. Филатова, д. 17;
кабельная линия 6кВ от РП-48 до ТПп-340, литер VII, протяженность 750 метров, инвентарный номер 3312, кадастровый номер: 23:43:0145075:2127, расположенная по адресу: г. Краснодар, Прикубанский внутригородской округ, ул. Филатова, д. 17;
канализация, литер XI, протяженность 3717 метров, назначение: нежилое, инвентарный номер 3312, кадастровый номер: 23:43:0145075:2114, расположенная по адресу: г. Краснодар, Прикубанский внутригородской округ, ул. Филатова, д. 17;
котельная, литер Г80, общей площадью 1 486,1 кв.м., этажность 2, назначение: нежилое, инвентарный номер 26252-526, кадастровый номер: 23:43:0145075:2130, расположенная по адресу: г. Краснодар, Прикубанский внутригородской округ, ул. Филатова, д. 17;
трансформаторная подстанция ТП-156п (Im) ТМ-400, литер Г190, общей площадью 25,2 кв.м., этажность 1, назначение: нежилое, инвентарный номер 3312, кадастровый номер 23:43:0145075:2131, расположенная по адресу: г. Краснодар, Прикубанский внутригородской округ, ул. Филатова, д. 17;
артезианская скважина N 40950, литер VI, высота 162 метра, назначение: нежилое, инвентарный номер 3315, кадастровый номер 23:43:0143022:77, расположенная по адресу: г. Краснодар, п. Плодородный;
водопроводная линия, литер X, протяженность 1903 метра, назначение: нежилое, инвентарный номер 3315, кадастровый номер 23:43:0000000:999, расположенная по адресу: г. Краснодар, п. Плодородный;
емкость стальная, литер IV, объем 70 куб. метров, назначение: нежилое, инвентарный номер 3315, кадастровый номер 23:43:0143022:82, расположенная по адресу: г. Краснодар, п. Плодородный;
емкость стальная, литер II, объем 44 куб. метров, инвентарный номер 3315, кадастровый номер 23:43:0143022:80, расположенная по адресу: г. Краснодар, п. Плодородный;
емкость стальная, литер III, объем 25 куб. метров, инвентарный номер 3315, кадастровый номер 23:43:0143022:79, расположенная по адресу: г. Краснодар, п. Плодородный;
канализация, литер VIII, протяженность 1 992 м, назначение: нежилое, инвентарный номер 3315, кадастровый номер 23:43:0000000:981, расположенная по адресу: г. Краснодар, п. Плодородный;
сети водопроводные, литер IX, протяженность 2329 м, инвентарный номер 3315, кадастровый номер 23:43:0000000:995, расположенные по адресу: г. Краснодар, п. Плодородный;
сети водопроводные, литер XI, протяженность 1 252 м, расположенные по адресу: г. Краснодар, п. Плодородный;
здание сарая, литер Г194г194г194/1г194/2г194/3, общей площадью 112,4 кв.м., этажность 1, расположенный по адресу: г. Краснодар, Прикубанский внутригородской округ, ул. Передовая, д. 62;
здание сарая, литер Г195, общей площадью 214,2 кв.м., этажность 1, расположенный по адресу: г. Краснодар, Прикубанский внутригородской округ, ул. Передовая, д. 70-72;
здание сарая, литер Г193, общей площадью 53 кв.м., этажность 1, расположенный по адресу: г. Краснодар, Прикубанский внутригородской округ, ул. Передовая, д. 60;
теплотрасса, протяженность 799,4 м., кадастровый номер 23:43:0145075:2265, расположенная по адресу: г. Краснодар, Прикубанский внутригородской округ, ул. Школьная, 15/2, 17.
На основании указанного распоряжения Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае от 23.01.2014 г. N 13-р по акту приема-передачи от 20.02.2014 г. спорные объекты были переданы в муниципальную собственность муниципального образования город Краснодар, что подтверждается выписками из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от 06.07.2016 г. N 90-21141187, N 90-21141105, N 90-21140875, N 90-21141146, N 90-21141080, N 90-21141003, N 90-21140786, N 9021141255, N 90-21141326, N 90-21142057, N 90-21142125, N 90-21141407, N 9021141933, N 90-21140980, N 90-21140929, N 90-21159529, N 90-21141907, N 90211 41965, N 90-21140900, N 90-21141126, N 90-21141021, N 90-21142012, реестрами муниципальной собственности от 13.03.2017 г., свидетельствами о государственной регистрации права от 03.06.2014 серии 23-АМ N 853168, от 02.06.2014 серии 23-АМ N 848297, от 03.06.2014 серии 23-АМ N 720732, от 03.06.2014 серии 23-АМ N 853169.
Истец полагая, что указанное распоряжение Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае издано незаконно и спорное имущество неправомерно передано в муниципальную собственность, направил в адрес Департамента претензию N 007-18.1.3-09/АС-10 от 14.07.2016 г. о возврате спорного имущества из чужого незаконного владения.
Ответным письмом от 23.08.2016 г. N 26055.26 Департамент отказал в удовлетворении претензии, что послужило основанием для обращения истца в суд с настоящим иском.
При рассмотрении дела и разрешении спора суд первой инстанции правомерно исходил из следующего.
Согласно статье 301 ГК РФ собственник вправе истребовать свое имущество из чужого незаконного владения.
Иск об истребовании имущества относится к искам о правах на недвижимое имущество (абзац третий пункта 2 совместного постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав"; далее - постановление N 10/22).
Согласно пункту 32 постановления N 10/22, применяя статью 301 Гражданского кодекса Российской Федерации, судам следует иметь в виду, что собственник вправе истребовать свое имущество от лица, у которого оно фактически находится в незаконном владении.
Виндикационный иск характеризуют четыре признака: наличие у истца права собственности на истребуемую вещь или иного права на обладание вещью; утрата фактического владения вещью; возможность выделить вещь с помощью индивидуальных признаков из однородных вещей; нахождение вещи в чужом незаконном владении ответчика.
Виндикационный иск представляет собой требование не владеющего вещью собственника к владеющему вещью лицу, не являющемуся собственником. Цель предъявления такого иска - возврат конкретной вещи во владение лицу, доказавшему свои права на истребуемое имущество. Ответчиком по виндикационному требованию является незаконный владелец, обладающий вещью без надлежащего правового основания либо по порочному основанию приобретения.
Предъявляя виндикационный иск, истец должен доказать, что истребуемое имущество принадлежит ему на праве собственности, выбыло из его владения и незаконно находится во владении ответчика.
Право собственности на движимое имущество доказывается с помощью любых предусмотренных процессуальным законодательством доказательств, подтверждающих возникновение этого права у истца (абзац 2 пункта 36 постановления N 10/22).
Таким образом, при рассмотрении виндикационного иска следует установить действительного собственника истребуемого имущества, а также факты выбытия имущества из его владения помимо его воли и незаконного нахождения данного имущества во владении другого лица.
Как указывает истец, спорное имущество находилось в федеральной собственности, и было закреплено за ОНОСС ЖКК ГНУ ВНИИМК Россельхозакадемии.
В обоснование выбытия спорного имущества помимо его воли истец ссылается на отсутствие у Росимущества полномочий по изданию распоряжения N 13 -р.
По мнению истца, исключительное право распоряжения спорным имуществом принадлежало ФАНО, поскольку спорное имущество находилось в федеральной собственности, и было закреплено за ОНОСС ЖКК ГНУ ВНИИМК Россельхозакадемии, находящегося в ведомственном подчинении истца.
Возражая против иска, Департамент указал, что на момент издания распоряжения N 13-р ОНОСС ЖКК ГНУ ВНИИМК Россельхозакадемии не входило в перечень, утвержденный постановлением распоряжения Правительства Российской Федерации от 30.12.2013 N 2591-р (далее - распоряжение N 2591-р).
Оценивая данные доводы, суд первой инстанции сослался на следующее.
Порядок передачи имущества из собственности одного публично-правового образования в собственность иного в связи с разграничением полномочий, в том числе из федеральной собственности в муниципальную, регулируется статьей 154 Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"" (далее - Закон N 122-ФЗ).
Согласно абзацу 20 пункта 11 статьи 154 Закона N 122-ФЗ решения о передаче имущества из федеральной собственности в собственность субъектов Российской Федерации или муниципальную собственность и из собственности субъектов Российской Федерации и муниципальной собственности в федеральную собственность принимаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим полномочия собственника имущества, если иное не установлено Правительством Российской Федерации.
В силу абзаца 1 пункта 1 Положения "О Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом", утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 N 432, Федеральное агентство по управлению государственным имуществом (Росимущество) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению федеральным имуществом (за исключением случаев, когда указанные полномочия в соответствии с законодательством Российской Федерации осуществляют иные федеральные органы исполнительной власти).
Исключения из полномочий Росимущества установлены Положением "О Федеральном агентстве научных организаций", утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 25.10.2013 N 959, согласно которому агентство является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию и оказанию государственных услуг в сфере организации деятельности, осуществляемой подведомственными организациями, в том числе в области науки, образования, здравоохранения и агропромышленного комплекса, а также по управлению федеральным имуществом организаций, подведомственных агентству.
В силу пунктов 5.3.1 и 5.5 указанного положения ФАНО осуществляет в порядке и пределах, определенных федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, функции и полномочия учредителя организаций, подведомственных агентству, а также функции и полномочия собственника федерального имущества, закрепленного за подведомственными агентству организациями, а также обращается в суды с исками от имени Российской Федерации в защиту имущественных и иных прав и законных интересов Российской Федерации по вопросам управления и распоряжения федеральным имуществом, закрепленным за агентством и подведомственными ему организациями.
Из материалов дела следует, что Российская академия сельскохозяйственных наук на основании договора от 08.10.2004 N 09/05 закрепила за ОНОСС ЖКК ГНУ ВНИИМК Россельхозакадемии на праве оперативного управления недвижимое и движимое имущество, отраженное на балансе организации по состоянию на 01.10.2004.
ОНОСС ЖКК ГНУ ВНИИМК Россельхозакадемии (ОГРН 1042306452650) создано 20.12.2004 в результате реорганизации в форме выделения из ФГБНУ "Всероссийский научно-исследовательский институт масличных культур имени В.С. Пустовойта" (ОГРН 1022306452650).
На заседании Президиума Российской академии сельскохозяйственных наук от 28.12.2009 (протокол N 14) принято решение о реорганизации ОНОСС ЖКК ГНУ ВНИИМК в форме преобразования в Федеральное государственное унитарное предприятие "Жилищно-коммунальный комплекс" Россельхозакадемии, а также утвержден устав предприятия и его уставный фонд в размере 500 тыс. рублей.
14 мая 2010 года в ЕГРЮЛ внесены сведения о начале процедуры реорганизации юридического лица в форме преобразования (раздел 12 выписки из ЕГРЮЛ), которая была завершена 20.06.2016.
Дополнительным соглашением от 10.05.2012 N 1 к договору стороны (Россельхозакадемия и ОНОСС ЖКК ГНУ ВНИИМК) исключили из договора часть объектов недвижимости (два здания сараев по ул. Передовой, 62-64 в г. Краснодаре; жилой дом по ул. Школьной, 5 в г. Краснодаре; жилой дом по ул. Филатова, 19 в г. Краснодаре; жилой дом по ул. Школьной, 7 в г. Краснодаре; сторожевую будку по ул. Филатова, 17 в г. Краснодаре; теплотрассу по ул. Передовой, 64 в г. Краснодаре).
Дополнительным соглашением от 10.05.2012 N 2 стороны внесли изменения в договор от 08.10.2004 N 09/05 в части уточнения характеристик переданного в оперативное управление имущества, а также дополнили раздел "Сооружения" объектами основных средств.
Следует учитывать, что в соответствии с пунктом 5 статьи 58 ГК РФ при преобразовании юридического лица одной организационно-правовой формы в юридическое лицо другой организационно-правовой формы права и обязанности реорганизованного юридического лица в отношении других лиц не изменяются, за исключением прав и обязанностей в отношении учредителей (участников), изменение которых вызвано реорганизацией.
Из приведенных положений закона следует, что особенностью реорганизации в форме преобразования является отсутствие изменения прав и обязанностей этого реорганизованного лица в отношении третьих лиц, не являющихся его учредителями (участниками).
Поскольку юридическое лицо при преобразовании сохраняет свои права и обязанности в неизменном виде, не передавая их полностью или частично другому юридическому лицу, закон не предусматривает обязательность составления в этом случае передаточного акта.
В соответствии с частью 9 статьи 18 Федерального закона от 27.09.2013 N 253-ФЗ "О Российской академии наук, реорганизации государственных академий наук и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее -Закон N 253-ФЗ) организации, находившиеся в ведении Российской академии сельскохозяйственных наук до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, передаются в ведение федерального органа исполнительной власти, специально уполномоченного Правительством Российской Федерации на осуществление функций и полномочий собственника федерального имущества, закрепленного за указанными организациями. Данный федеральный орган исполнительной власти осуществляет в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, функции и полномочия учредителя указанных организаций.
Согласно пункту 11 этой же статьи до передачи организаций, указанных в части 9 настоящей статьи, в ведение федерального органа исполнительной власти, специально уполномоченного Правительством Российской Федерации, не подлежат изменению их организационно-правовая форма, в которой они созданы, вид вещного права (оперативного управления, хозяйственного ведения, постоянного бессрочного пользования), на котором за указанными организациями закреплено имущество, находящееся в федеральной собственности, и его состав, за исключением случаев принятия решений об использовании земельных участков (с расположенными на них объектами недвижимого имущества), закрепленных за указанными организациями, в целях, установленных Федеральным законом от 24 июля 2008 года N 161 -ФЗ "О содействии развитию жилищного строительства".
Федеральное агентство научных организаций образовано Указом Президента Российской Федерации от 27.09.2013 N 735. Согласно пункту 5 этого указа он вступает в силу со дня вступления в силу Закона N 253-ФЗ, то есть 30.09.2013.
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 30.12.2013 N 2591-р в соответствии с частью 9 статьи 18 Закона N 253-ФЗ утвержден перечень организаций, подведомственных ФАНО России.
В соответствии с пунктом 2 указанного распоряжения ФАНО России совместно с ФНС России, Росимуществом и Росреестром в 6-месячный срок предписано продолжить работу по выявлению и включению организаций, находившихся в ведении Российской академии наук, Российской академии медицинских наук и Российской академии сельскохозяйственных наук до дня вступления в силу Закона N 253-ФЗ, в перечень, утвержденный настоящим распоряжением.
По смыслу вышеуказанных положений законодательства к юрисдикции ФАНО России отнесены все без исключения организации, находившиеся в ведении Российской академии сельскохозяйственных наук до дня вступления в силу Закона N 253-ФЗ, в том числе и не вошедшие в перечень, утвержденный распоряжением N 2591 -р, который исходя из пункта 2 не является закрытым.
Аналогичные выводы содержатся в постановлениях Арбитражного суда Северо-Западного округа от 15.02.2016 по делу N А26-9857/2014, от 19.01.2016 по делу N А26-9858/2014.
На основании изложенного, учитывая имеющиеся в деле доказательства, суд первой инстанции пришел к верному выводу о наличии полномочий по распоряжению спорным имуществом у ФАНО России.
Указом Президента Российской Федерации от 15.05.2018 г. N 215 "О структуре федеральных органов исполнительной власти" ФАНО России упразднено. Полномочия учредителя и собственника имущества организаций, ранее подведомственных агентству, с 15.06.2018 принадлежат Министерству науки и высшего образования Российской Федерации.
Распоряжение N 13 -р, на основании которого спорное имущество по акту приема-передачи от 20.02.2014 передано в муниципальную собственность, по своей правовой природе представляет собой двухстороннюю сделку, направленную на изменение или прекращение гражданских прав и обязанностей, к которой применяются общие положения об обязательствах.
В соответствии с пунктом 1 статьи 166 ГК РФ сделка недействительна по основаниям, установленным законом, в силу признания ее таковой судом (оспоримая сделка) либо независимо от такого признания (ничтожная сделка).
Согласно статье 168 ГК РФ (в редакции Федерального закона от 07.05.2013 N 100-ФЗ) за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи или иным законом, сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта, является оспоримой, если из закона не следует, что должны применяться другие последствия нарушения, не связанные с недействительностью сделки. Сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта и при этом посягающая на публичные интересы либо права и охраняемые законом интересы третьих лиц, ничтожна, если из закона не следует, что такая сделка оспорима или должны применяться другие последствия нарушения, не связанные с недействительностью сделки.
Согласно пункту 75 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 23.06.2015 N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" применительно к статьям 166 и 168 ГК РФ под публичными интересами, в частности, следует понимать интересы неопределенного круга лиц, обеспечение безопасности жизни и здоровья граждан, а также обороны и безопасности государства, охраны окружающей природной среды.
В соответствии с пунктом 1 статьи 209 ГК РФ права владения, пользования и распоряжения имуществом принадлежат его собственнику.
В силу пункта 1 статьи 125, пункта 3 статьи 214 ГК РФ от имени Российской Федерации права собственника осуществляют органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов. Органы государственной власти от имени Российской Федерации могут своими действиями приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности, выступать в суде.
В силу изложенных обстоятельств, суд первой инстанции, с учетом того факта, что спорное имущество могло быть передано в муниципальную собственность только ФАНО, распоряжение N 13-р издано и акт приема-передачи имущества от 20.02.2014 подписан в нарушение статьи 125 ГК РФ неуполномоченным органом - Росимуществом, не обладавшим правом на совершение сделок со спорным имуществом, в связи с чем на основании статьи 168 ГК РФ распоряжение N 13-р является недействительной (ничтожной) сделкой, как посягающей на публичные интересы.
По смыслу пункта 1 статьи 302 и статьи 304 ГК РФ в их взаимосвязи, в случае распоряжения имуществом неуполномоченным лицом помимо воли собственника, собственник вправе требовать устранить нарушения его прав, как связанные, так и не связанные с лишением владения, вне зависимости от добросовестности приобретателя (определение Верховного Суда РФ от 01.09.2015 N 18-КГ15-113).
В данном случае, имущественными правами распорядилось лицо, не имеющее соответствующих полномочий.
Данный способ защиты нарушенного права направлен на возврат собственнику или иному законному владельцу именно того имущества, которое незаконно выбыло из его владения.
В соответствии с Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 21.04.2003 N 6-П в случаях, когда сделка, направленная на отчуждение имущества, не соответствует требованиям закона только в том, что совершена лицом, не имевшим права отчуждать это имущество и не являющимся его собственником, правила пункта 2 статьи 167 ГК РФ не применяются. В этом случае права лица, считающего себя собственником спорного имущества, подлежат защите путем заявления виндикационного иска.
Рассмотрением виндикационного иска обеспечивается возможность установления надлежащего собственника, соединения права и фактического владения, а также защита владельца правилами об исковой давности, что гарантирует всем участникам спора защиту их прав, интересов, а также стабильность гражданского оборота.
Виндикационный иск может быть удовлетворен только при наличии следующих условий: выбытие вещи из владения собственника (обладателя вещного права); поступление вещи во владение несобственника по незаконным основаниям; отказ несобственника удовлетворить притязания собственника на возврат ему вещи. При этом истец должен доказать, что является собственником, обладателем вещного права, либо юридического титула на обладание вещью. Кроме того, истцу необходимо обосновать утрату фактического владения вещью и доказать возможность ее идентификации при помощи индивидуальных признаков, а также установить нахождение вещи в незаконном владении ответчика.
Довод АО "АТЭК" о том, что им не было заявлено отказа в возврате указанного имущества истцу, отклоняется.
В настоящее время спорное имущество находится во владении АО "АТЭК". Истец свою волю на передачу данного имущества АО "АТЭК" не изъявлял, распорядилось им лицо, не имеющее на это специальных полномочий, в связи с чем и предъявлен настоящий иск.
На основании указанного также отклоняется довод о том, что АО "АТЭК" является ненадлежащим ответчиком.
Из материалов дела следует и ответчиком не оспаривается, что котельная, назначение: нежилое, площадью 1486,1 кв.м., инвентарный номер 26252-526, литер Г80, этажность 2, и теплотрасса протяженностью 199,86 м (по техническому паспорту от 05.05.2011 г. протяженностью 799,44 м.), кадастровый номер 23:43:0145075:2265, по адресу: г. Краснодар, Прикубанский внутригородской округ, ул. Школьная, 15/2, 17, находится в фактическом владении АО "АТЭК" на основании договора аренды. Поскольку сам факт распоряжения указанным имуществом признан незаконным, и дальнейшая передача имущества в аренду и фактическое владение АО "АТЭК" незаконно, поскольку лицо, имеющее полномочия на это, соответствующую волю не выражало.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, на основании приказа Департамента муниципальной собственности и городских земель Администрации муниципального образования город Краснодар от 13.08.2014 N 608 по акту приема-передачи от 13.08.2014 МУП ВКХ "Водоканал" в хозяйственное ведение было передано 10 спорных объектов, а именно:
артезианская скважина N 16800, глубиной 255 метров, литер 1;
артезианская скважина N 40951/1, глубиной 185 м, литер 2;
артезианская скважина N 40952/2, глубиной 185 метров, литер 3;
водопроводная линия, протяженностью 9 343 метра, литер 5;
водопроводная линия, протяженностью 1 283 метра, литер 6;
емкость стальная, объем 44 куб.м., литер 215;
емкость стальная, объем 44 куб.м., литер 216;
емкость стальная, объем 44 куб.м., литер 217;
емкость стальная, объем 44 куб.м., литер 218;
канализация, протяженностью 3717 метров, литер XI.
Также на основании Приказа департамента муниципальной собственности и городских земель администрации муниципального образования город Краснодар от 10.09.2014 N 661 по акту приема-передачи муниципального имущества N к пр661 от 10.09.2014 в хозяйственное ведение МУП ВКХ "Водоканал" передано спорное имущество:
артезианская скважина N 40950, литер VI, высотой 162 метра, кадастровый номер 23:43:0143022:77, расположенная в пос. Плодородном г. Краснодара;
водопроводная линия, литер X, протяженностью 1903 метра, кадастровый номер 23:43:0000000:999, расположенная в пос. Плодородном г. Краснодара;
емкость стальная, литер IV, объем 70 куб.м., назначение: нежилое, инвентарный номер 3315, кадастровый номер 23:43:0143022:82;
емкость стальная, литер II, объем 44 куб. метров, кадастровый номер 23:43:0143022:80;
емкость стальная, литер III, объем 25 куб. метров, инвентарный номер 3315, кадастровый номер 23:43:0143022:79;
канализация, литер VIII, протяженностью 1 992 м, кадастровый номер 23:43:0000000:981, расположенная в пос. Плодородном г. Краснодара;
сети водопроводные, литер IX, протяженностью 2329 м, кадастровый номер 23:43:0000000:995, расположенные в пос. Плодородном г. Краснодара;
сети водопроводные, литер XI, протяженностью 1252 м, кадастровый номер 23:43:0143022:83, расположенные в пос. Плодородном г. Краснодара.
Ответчику - АО "Автономная теплоэнергетическая компания" по договору аренды муниципального имущества N 23 от 23.09.2014 передано следующее спорное имущество:
котельная, назначение: нежилое, площадью 1486,1 кв.м., инвентарный номер 26252-526, литер Г80, этажность 2;
теплотрасса, протяженностью 199,86 м (по техническому паспорту от 05.05.2011 протяженностью 799,44 м.), кадастровый номер 23:43:0145075:2265, по адресу: г. Краснодар, Прикубанский внутригородской округ, ул. Школьная, 15/2, 17.
Также, как установлено судом, ответчику - АО "Краснодаргоргаз" передано в аренду следующее имущество:
газопровод среднего давления, литер VI, протяженностью 338 метров, инвентарный номер 3312, используемый для газоснабжения котельной литер "Г80", площадью 1486,1 кв.м., расположенной в Прикубанском внутригородском округе города Краснодара по ул. Филатова, д. 17.
При указанных обстоятельствах, поскольку судом первой инстанции установлен действительный собственник вышеуказанного спорного имущества (Российская Федерация), а также факты выбытия имущества из его владения помимо его воли и незаконное нахождение данного имущества во владении других лиц, исковые требования об истребовании вышеуказанного спорного имущества, находящегося у ответчиков - МУП ВКХ "Водоканал", АО "АТЭК", АО "Краснодаргоргаз" являются законными, обоснованными и удовлетворены правомерно.
Также судом установлено, что часть спорного имущества находится в казне муниципального образования город Краснодар на основании Приказа департамента муниципальной собственности и городских земель администрации муниципального образования город Краснодар от 27.05.2014 N 364, распоряжения N 13-р от 23.01.2014 г., а именно:
кабельная линия 2-х цепная воздушная 6 кВ, литер Х, протяженностью 411 метров, кадастровый номер 23:43:0145075:2123, расположенная в Прикубанском внутригородском округе города Краснодара по ул. Филатова, 17;
кабельная линия 6 кВ от РП-48 до Тпп-340, литер VII, протяженностью 750 метров, кадастровый номер 23:43:0145075:2127, расположенная в Прикубанском внутригородском округе города Краснодара по ул. Филатова, 17;
трансформаторная подстанция ТП-156п (Im) ТМ-400, литер Г190, общей площадью 25,2 кв.м., кадастровый номер 23:43:0145075:2131, расположенная в Прикубанском внутригородском округе города Краснодара по ул. Филатова, 17;
здание сарая, литер Г194г194г194/1г194/2г194/3, общей площадью 112,4 кв.м., этажность -1, расположенное по ул. Передовой, 62 в Прикубанском внутригородском округе города Краснодара;
здание сарая, литер Г195, общей площадью 214,2 кв.м., этажность 1, расположенное по адресу: г. Краснодар, Прикубанский внутригородской округ, ул. Передовая, д. 70-72;
здание сарая, литер Г193, общей площадью 53 кв.м., этажность 1, расположенное по адресу: г. Краснодар, Прикубанский внутригородской округ, ул. Передовая, д. 60.
В соответствии со статьями 124, 125 Гражданского кодекса РФ Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, а также городские, сельские поселения и другие муниципальные образования выступают в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, на равных началах с иными участниками этих отношений - гражданами и юридическими лицами. От имени муниципальных образований своими действиями могут приобретать и осуществлять права и обязанности органы местного самоуправления в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.
В соответствии со ст. 42 Устава муниципального образования город Краснодар, утв. Решением городской Думы Краснодара от 21.04.2011 N 11 п. 6, к полномочиям администрации муниципального образования город Краснодар относится управление и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности муниципального образования город Краснодар.
Довод истца о том, что Департамент муниципальной собственности и городских земель администрации муниципального образования города Краснодар осуществляет полномочия собственника муниципального имущества г. Краснодар и является надлежащим ответчиком по делу, отклоняется.
Согласно пункту 1.1 Решения городской Думы Краснодара от 15.12.2005 N 4 п.19 "Об утверждении Положения о департаменте муниципальной собственности и городских земель администрации муниципального образования город Краснодар", Департамент муниципальной собственности и городских земель администрации муниципального образования город Краснодар (далее - Департамент) является функциональным органом администрации муниципального образования город Краснодар. Департамент действует на основании Устава муниципального образования город Краснодар и настоящего Положения.
Согласно пункту 3.1 Решения городской Думы Краснодара от 15.12.2005 N 4 п.19, Департамент в соответствии с возложенными на него задачами представляет интересы муниципального образования город Краснодар в соответствии с Положением о порядке управления и распоряжения объектами муниципальной собственности муниципального образования город Краснодар.
Согласно пункту 3.11 Решения городской Думы Краснодара от 15.12.2005 N 4 п.19, Департамент осуществляет функции и полномочия собственника имущества муниципального унитарного предприятия, в том числе совместно с соответствующими отраслевыми, функциональными органами администрации муниципального образования город Краснодар, согласно постановлению администрации муниципального образования город Краснодар от 14.12.2011 N 9953 "О Порядке осуществления администрацией муниципального образования город Краснодар функций и полномочий собственника имущества и учредителя муниципального унитарного предприятия муниципального образования город Краснодар" и иными муниципальными правовыми актами.
Согласно пункту 2 Постановления администрации МО город Краснодар от 14.12.2011 N 9953 "О Порядке осуществления администрацией муниципального образования город Краснодар функций и полномочий собственника имущества и учредителя муниципального унитарного предприятия муниципального образования город Краснодар", функции и полномочия собственника имущества и учредителя предприятия осуществляются администрацией муниципального образования город Краснодар.
Функции и полномочия собственника имущества предприятия может осуществлять департамент муниципальной собственности и городских земель Администрации в соответствии с настоящим Порядком и иными муниципальными правовыми актами.
На основании изложенного, суд первой инстанции в указанной части пришел к верным выводам.
Вместе с тем, администрация муниципального образования город Краснодар в качестве соответчика по данному иску привлечена не была.
При этом, как разъяснено в п. 32 Постановления Пленума N 10/22, применяя статью 301 ГК РФ, судам следует иметь в виду, что собственник вправе истребовать свое имущество от лица, у которого оно фактически находится в незаконном владении. Иск об истребовании имущества, предъявленный к лицу, в незаконном владении которого это имущество находилось, но у которого оно к моменту рассмотрения дела в суде отсутствует, не может быть удовлетворен. Если во время судебного разбирательства по иску об истребовании имущества из чужого незаконного владения спорное имущество было передано ответчиком другому лицу во временное владение, суд по правилам абзаца второго части 3 статьи 40 ГПК РФ или части 2 статьи 46 АПК РФ привлекает такое лицо в качестве соответчика. В случае, когда во время судебного разбирательства по иску об истребовании имущества из чужого незаконного владения спорное имущество было отчуждено ответчиком другому лицу, а также передано во владение этого лица, суд в соответствии с частью 1 статьи 41 ГПК РФ или частями 1, 2 статьи 47 АПК РФ допускает замену ненадлежащего ответчика надлежащим. При этом отчуждатель привлекается к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне ответчика (статья 43 ГПК РФ, статья 51 АПК РФ).
Определениями суда первой инстанции истцу неоднократно предлагалось рассмотреть вопрос о привлечении администрации муниципального образования город Краснодар к участию в деле в качестве соответчика, однако указанное ходатайство истцом заявлено не было.
При этом в рассматриваемом случае у суда первой инстанции отсутствовали основания для привлечения администрации в качестве соответчика по своей инициативе (в соответствии с п. 32 Постановления Пленума N 10/22), поскольку во время судебного разбирательства передачи имущества не происходило, а иск в указанной части изначально был заявлен к ненадлежащему ответчику - Департаменту имущественных отношений администрации муниципального образования город Краснодар.
При таких обстоятельствах, исковые требования в части истребования имущества, находящегося в казне муниципального образования город Краснодар, отклонены правомерно.
Иные доводы были предметом рассмотрения суда первой инстанции и получили его надлежащую правовую оценку.
Процессуальных нарушений, влекущих безусловную отмену судебного акта на основании части 4 статьи 270 АПК РФ, судом первой инстанции допущено не было.
При таких обстоятельствах апелляционные жалобы не подлежат удовлетворению, а понесенные по ним судебные расходы распределяются в соответствии с нормами статьи 110 АПК РФ.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 10.12.2018 по делу N А32-1179/2017 оставить без изменения, апелляционные жалобы без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа.
Председательствующий |
Т.Р. Фахретдинов |
Судьи |
Р.Р. Илюшин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-1179/2017
Истец: Федеральное агенство научных организаций, Федеральное агентство научных организаций
Ответчик: 2. Департамент муниципальной собственности и городских земель администрации муниципального образования город Краснодар, АО "АТЭК", АО "КРАСНОДАРГОРГАЗ" Краснодарский край, г. Краснодар, ул. Индустриальная, д. 68, Департамент муниципальной собственности и городских земель администрации муниципального образования города Краснодар, МУП ВКХ "ВОДОКАНАЛ", МУП водопроводно-коммунального хозяйства "Водоканал", ОАО "Автономная теплоэнергетическая компания", ОАО "Автономная теплоэнергетическая коспания", ОАО "Краснодаргоргаз"
Третье лицо: Администрация муниципального образования, Администрация муниципального образования город Краснодар, АМО город краснодар, ОАО "Автономная теплоэнергетическая компания", Териториальное управление Федерального агенства по управлению гос имуществом КК, ФГУП "Жилищно-коммунальный комплекс", Федеральное государсвтенное унитарное предприятие "Жилищно-коммунальный комплекс", Федеральное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом
Хронология рассмотрения дела:
19.02.2020 Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-103/20
01.12.2019 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-19458/19
10.07.2019 Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-3286/19
03.07.2019 Определение Арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-3286/19
03.03.2019 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-1261/19
10.12.2018 Решение Арбитражного суда Краснодарского края N А32-1179/17
07.02.2018 Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-41/18
21.11.2017 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-16082/17
15.08.2017 Решение Арбитражного суда Краснодарского края N А32-1179/17