Постановлением Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 1 августа 2019 г. N Ф02-2881/19 настоящее постановление отменено
г. Чита |
|
11 марта 2019 г. |
Дело N А10-3505/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 04 марта 2019 года.
Полный текст постановления изготовлен 11 марта 2019 года.
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Е.В. Желтоухова, судей В.А. Сидоренко, Е.О. Никифорюк, при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Сахаровой Б.Б. рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управления Федерального казначейства Республики Бурятия на решение Арбитражного суда Республики Бурятия от 13 декабря 2018 года по делу N А10-3505/2018 по заявлению Министерства образования и науки Республики Бурятия (ОГРН 1020300973010, ИНН 0323057290) к Управлению Федерального казначейства Республики Бурятия (ОГРН 1020300978037, ИНН 0323062117) о признании недействительным представления,
суд первой инстанции, судья Пунцукова А.Т.,
при участии в судебном заседании:
от заявителя: Дашибалов Б.Д., представитель по доверенности от 19.02.2019
от заинтересованного лица: не было;
от третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора:
Министерства просвещения Российской Федерации (ОГРН 1187746728840, ИНН 7707418081): не было;
Министерства строительства и модернизации жилищно-коммунального хозяйства Республики Бурятия (ОГРН 1020300971415, ИНН 0326004709): не было;
Администрации города Улан-Удэ (ОГРН 1020300979192, ИНН 0323076085): не было
установил:
Заявитель, Министерство образования и науки Республики Бурятия, обратился в арбитражный суд с заявлением, уточненным в порядке ст. 49 АПК РФ, к Управлению Федерального казначейства по Республике Бурятия о признании недействительным представления от 05.03.2018 N 02-12-33/24- 675.
Решением суда первой инстанции от 13.12.2019 требования заявителя удовлетворены частично.
Суд признал недействительным представление Управления Федерального казначейства по Республике Бурятия от 5 марта 2018 года N 02-12-33/24-675 в части указания размера денежного выражения нарушения, превышающего 901 119 рублей 24 копейки, как несоответствующее Бюджетному кодексу Российской Федерации.
Суд обязал Управление Федерального казначейства по Республике Бурятия устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя в части удовлетворенных требований.
Принимая указанное решение, суд первой инстанции пришёл к выводу, что пункт 1 описательной части представления в части денежного размера нарушения, превышающего 901 119 руб. 24 коп., противоречит приведенным выше нормам законодательства, регулирующим бюджетные правоотношения и нарушает права и законные интересы Министерства в сфере экономической деятельности.
Управление, не согласившись с выводами суда первой инстанции, заявило апелляционную жалобу, в которой просит решение отменить и отказать заявителю в удовлетворении требований.
Представитель Управления в судебное заседание не явился, о месте и времени судебного заседания извещен надлежащим образом.
Из апелляционной жалобы следует, что суд первой инстанции сделал ошибочные выводы, что Министерством соблюден принцип софинансирования государственной целевой программы. Министерство считает, что условия по софинансированию должны быть исполнены в 2015 году. Поскольку в 2015 году перерасход средств федерального бюджета составил 31 374 698,54 руб., суд первой инстанции необоснованно удовлетворил требования Министерства.
Суд не дал оценки Соглашению от 12.05.2015 N 08.Т07.24.0828.
Представитель Министерства судебном заседании с доводами апелляционной жалобы не согласился и просил отказать в ее удовлетворении.
Представители третьих лиц в судебное заседание не явились, о месте и времени судебного заседания извещены надлежащим образом.
Информация о принятии апелляционной жалобы к производству, о времени и месте судебного заседания размещена судом апелляционной инстанции на официальном сайте арбитражного суда в сети Интернет 31.01.2019.
Согласно пункту 2 статьи 200 АПК РФ неявка лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о месте и времени судебного заседания, не является препятствием для рассмотрения дела по существу.
О месте и времени судебного заседания стороны извещены надлежащим образом в порядке частей 1, 6 статьи 121, статей 122, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Четвертый арбитражный апелляционный суд, рассмотрев дело в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе и возражениях на нее, изучив материалы дела, включая документы, представленные участниками в электронном виде, проверив правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права и заслушав доводы представителя заявителя, пришел к следующим выводам.
Суд апелляционной инстанции считает, что суд первой инстанции правильно установил фактические обстоятельства дела и дал им надлежащую правовую квалификацию, в связи с чем, у суда нет оснований к удовлетворению апелляционной жалобы. Выводы суда первой инстанции являются верными и соответствуют обстоятельствам дела.
По результатам проверки Управлением в адрес Министерства 05.03.2018 выдано представление N 02-12-33/24-675 (т.1, л. 37) которым заявителю вменяется нарушение пункта 3 статьи 132, подпункта 10 пункта 1 статьи 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации, пункта 21 Правил предоставления и распределения в 2015 году субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на модернизацию региональных систем дошкольного образования в рамках подпрограммы "Развитие дошкольного, общего и дополнительного образования" на 2013-2020 годы, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.01.2015 N 71, пункта 1.1, 1.3, подпункт 2.3.1 пункта 2.3 Соглашения, при использовании субсидии из федерального бюджета на мероприятие "Приобретение зданий и помещений для реализации образовательных программ дошкольного образования, в том числе с возможностью их использования для реализации программ общего образования" от 12.05.2015 N08.Т07.24.0828 в редакции дополнительного соглашения от 09.07.2015 N1.
Содержание нарушения определено как - не соблюдено условие софинансирования расходных обязательств (субсидии из федерального бюджета), а именно не обеспечен уровень софинансирования за счет средств бюджета Республики Бурятия, что повлекло перерасход средств федерального бюджета.
Сумма денежного нарушения составила 31 374 698,54 рублей (т.1 л.д.37).
Министерство посчитав, что указанное представление нарушает его права и законные интересы и не соответствует нормам действующего законодательства, обратилось в суд с рассматриваемыми требованиями.
В соответствии с частью 1 статьи 198, частью 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и пунктом 6 постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) органов местного самоуправления необходимо наличие двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
Согласно статье 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений. Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо.
Статьей 66 АПК РФ установлено общее правило, что доказательства представляются лицами, участвующими в деле.
В соответствии со статьей 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, лица, участвующие в деле, несут риск наступления последствий совершения или несовершения ими процессуальных действий.
В соответствии с Федеральным законом от 01.12.2014 N 384-ФЗ "О федеральном бюджете на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов", Правилами предоставления и распределения в 2015 году субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на модернизацию региональных систем дошкольного образования в рамках подпрограммы "Развитие дошкольного, общего и дополнительного образования" на 2013-2020 годы, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 29.01.2015 N 71 (далее - Правила N 71), распоряжениями Правительства Российской Федерации от 30.01.2015 N 143-р "Распределение субсидий, предоставляемых в 2015 году из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на модернизацию региональных систем дошкольного образования в рамках подпрограммы "Развитие дошкольного, общего и дополнительного образования детей" государственной программы Российской Федерации "Развитие образования" на 2013-2020 годы", от 23.06.2014 N 363-р "Об утверждении комплекса дополнительных мероприятий по модернизации региональной системы дошкольного образования" из федерального бюджета бюджету Республики Бурятия предусмотрено предоставление субсидии в размере 325 779 600 рублей.
Правилами N 71 установлен порядок и условия предоставления субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на модернизацию региональных систем дошкольного образования.
Согласно пункту 2 Правил N 71, субсидии предоставляются на софинансирование расходных обязательств субъектов Российской Федерации, возникающих при реализации комплекса мероприятий по модернизации региональных систем дошкольного образования (МРСДО) субъектов Российской Федерации (региональных планов мероприятий ("дорожных карт") структурных изменений в сфере образования).
Во исполнение указанного, а также во исполнение Государственной программы Республики Бурятия "Развитие образования и науки", утвержденной Постановлением Правительства Республики Бурятия от 06.02.2013 N 49 в редакции Постановления Правительства Республики Бурятия от 09.12.2015 N 4, руководствуясь, в том числе Методикой предоставления и распределения в 2015 году субсидий из республиканского бюджета бюджетам муниципальных районов и городских округов на модернизацию региональных систем дошкольного образования, предоставления и распределения в 2015 году субсидий из республиканского бюджета бюджетам муниципальных районов и городских округов на модернизацию региональных систем дошкольного образования утвержденной Постановлением Правительства Республики Бурятия от 05.05.2015 N 215, Законом Республики Бурятия от 15.12.2014 N 881-V "О республиканском бюджете на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов" 12 мая 2015 года Министерством образования и науки Российской Федерации и Правительством Республики Бурятия заключено Соглашение N 08.Т07.24.0828 (т.1, л.д.64-85).
Соглашением определено, что его предметом является предоставление из федерального бюджета в 2015 году субсидии бюджетам субъектов Российской Федерации на модернизацию региональных систем дошкольного образования в рамках подпрограммы "Развитие дошкольного, общего и дополнительного образования детей" государственной программы Российской Федерации "Развитие образования" на 2013-2020 годы бюджету Республики Бурятия на софинансирование расходных обязательств субъектов Российской Федерации, возникающих при реализации комплекса мероприятий по модернизации региональных систем дошкольного образования субъектов Российской Федерации (региональных планов мероприятий ("дорожных карт") структурных изменений в сфере образования), предусмотренной по разделу 07 "Образование", подразделу 01 "Дошкольное образование", целевой статье расходов 02 2 5059 "Субсидии на модернизацию региональных систем дошкольного образования в рамках подпрограммы "Развитие дошкольного, общего и дополнительного образования детей" государственной программы Российской Федерации "Развитие образования" на 2013-2020 годы", виду расходов 521 "Субсидии, за исключением субсидий на софинансирование капитальных вложений в объекты государственной (муниципальной) собственности", коду главного распорядителя средств федерального бюджета бюджетной классификации Российской Федерации 074, на основании Закона Республики Бурятия от 15 декабря 2014 г. N 881-V "О республиканском бюджете на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов", Плана мероприятий ("дорожной карты") "Изменения в отраслях социальной сферы, направленные на повышение эффективности образования и науки Республики Бурятия", утвержденного распоряжением Правительства Республики Бурятия от 28 февраля 2013 года N 98-р, комплекса мероприятий по модернизации региональной системы дошкольного образования, утвержденного распоряжением Правительства Республики Бурятия (п.1.1).
Условиями предоставления и расходования субсидии являются, в том числе наличие в бюджете субъекта Российской Федерации (местных бюджетах) бюджетных ассигнований на финансовое обеспечение реализации комплекса мероприятий (п.1.2).
Размер субсидии, предоставленный из федерального бюджета бюджету РФ по настоящему соглашению составляет 108 559 200 руб.
Общий объем бюджетных ассигнований, предусмотренных в бюджете Республики Бурятия по данному соглашению составляет 46 525 400 руб. (п.1.3).
Министерство вправе направить в Министерство финансов Российской Федерации предложения о приостановлении (сокращении объема) субсидии Получателю в соответствии с порядком приостановления (сокращения) предоставления межбюджетных трансфертов (за исключением субвенций) из федерального бюджета в случае не соблюдения органами государственной власти субъектов Российской Федерации условий их предоставления, утвержденным приказом Министерства финансов Российской Федерации от 12.11.2007 N 105н (с изменениями) в случаях, в том числе, если размер бюджетных ассигнований, предусмотренных в бюджете субъекта Российской Федерации на цели, указанные в п. 1.1 настоящего соглашения не соответствуют установленному для субъекта Российской Федерации уровню софинансирования из федерального бюджета (п.2.2.1).
Правительство обязалось:
соблюдать условия, установленные при предоставлении субсидии, в соответствии с правовым актом, указанным в пункте 1.1 Соглашения (подпункт 2.3.1).
в срок до 15 февраля 2016 года представить в Министерство образования и науки Российской Федерации отчет об осуществлении расходов бюджета Республики Бурятия за 2015 год, источником финансового обеспечения которых является субсидия, и о достигнутых значениях показателей результативности использования субсидии (подпункт 2.3.11);
обеспечить возврат в федеральный бюджет неиспользованного на 1 января 2016 года остатка субсидии в соответствии с требованиями, установленными бюджетным законодательством Российской Федерации (подпункт 2.3.13);
в случае если Республикой Бурятия по состоянию на 31 декабря года предоставления субсидии допущены нарушения обязательств, предусмотренных пунктом 2.3.3 Соглашения, и в срок, установленный пунктом 2.3.11 Соглашения, указанные нарушения не устранены, возвратить в федеральный бюджет в срок до 1 июня года, следующего за годом предоставления субсидии, объем средств, рассчитанный по формуле (подпункт 2.3.18)
К Соглашению сторонами подписаны дополнительные соглашения от 09.07.2015 N 1 и от 25.11.2015 N 2 (Т.1, л.д.77-81, 82-85).
В соответствии с дополнительным соглашением от 09.07.2015 N 1 пункт 1.3 Соглашения изложен в новой редакции: "Размер субсидии, предоставляемой из федерального бюджета бюджету Республики Бурятия по Соглашению, составляет 325 779 600 рублей. Общий объем бюджетных ассигнований, предусмотренных в бюджете Республики Бурятия по Соглашению, составляет 139 619 800 рублей.
Как установлено материалами дела, в соответствии с отчетами о реализации Соглашения остаток неиспользованных средств по Республике Бурятия по состоянию на 01.01.2016 по Минобрнауки Республики Бурятия составил: федерального бюджета - 0 руб., бюджета Республики Бурятия - 45 819 800 рублей.
Между тем, Управление, делая вывод о том, что указанное подтверждает, что субъект Российской Федерации Республика Бурятия нарушила условия предоставления субсидии в части пропорции софинансирования указанной государственной программы в 2015, не учло следующего.
Так, из материалов дела следует, что в соответствии с Законом о республиканском бюджете на 2015 год, Методикой от 05.05.2015 N 215, постановлением Правительства Республики Бурятия от 28.07.2015 N 373-р "О распределении субсидий, предоставляемых бюджетам муниципальных районов и городских округов в Республике Бурятия на модернизацию региональных систем дошкольного образования в 2015 году", между Министерством образования и науки Республики Бурятия и Администрацией города Улан-Удэ заключено соглашение о предоставлении субсидии из республиканского бюджета бюджету муниципального образования городскому округу "город Улан-Удэ" от 30.07.2015 N 219 (далее - соглашение N 219).
Предметом Соглашения N 219 является предоставление в 2015 году из республиканского бюджета бюджету муниципального образования городского округа "город "Улан-Удэ" субсидии на софинансирование расходных обязательств, возникающих при реализации комплекса мероприятий по модернизации региональных систем дошкольного образования, на основании Закона о республиканском бюджете на 2015 год.
Материалами дела подтверждается и не оспаривается в апелляционной жалобе, что бюджету муниципального образования городского округа "город Улан-Удэ" предоставлены субсидии на приобретение (выкуп) зданий детских садов в сумме 145 219 800 рублей, из них за счет средств федерального бюджета 99 400 000 рублей, бюджета Республики Бурятия в размере 45 819 800 рублей.
При этом действительно, в соответствии с отчетом МУ "Комитет по управлению имуществом и землепользованию г.УланУдэ" по состоянию на 01.01.2016 на приобретение зданий и помещений для реализации мероприятий на модернизацию региональных систем дошкольного образования в 2015 году фактически израсходованы средства федерального бюджета в сумме 99 400 000 рублей. Остаток неиспользованных средств составил 45 819 800 рублей (средства республиканского бюджета).
Неиспользованный остаток средств республиканского бюджета на основании уведомления от 13.01.2016 N 87 возвращен муниципальным учреждением "Комитет по управлению имуществом и землепользованию г.Улан-Удэ" (далее - Комитет) заявкой на возврат от 12.01.2016 N 1 в размере 45 819 800 рублей.
Вместе с тем, из материалов дела также следует, что в целях реализации образовательных программ дошкольного образования 30 декабря 2015 года между МУ "Комитет по управлению имуществом и землепользованию г.Улан-Удэ" (Покупатель) и обществом с ограниченной ответственностью "Энергия" (Продавец) заключен муниципальный контракт N 23-к на приобретение здания, предназначенного для размещения дошкольного образовательного учреждения вместимостью 100 мест в г.Улан-Удэ (т.1, л.д.86-90).
Предметом муниципального контракта является приобретение Покупателем у Продавца здания для реализации образовательных программ дошкольного образования, предназначенного для размещения дошкольного образовательного учреждения вместимостью 100 мест, расположенного по адресу: Республика Бурятия, г.Улан-Удэ, 148-1 квартал, д.10/3. Пунктом 2.1 муниципального контракта предусмотрено, что его цена составляет 44 503 800 рублей, в том числе НДС 18% - 6 788 715 рублей 25 копеек.
На основании пунктов 2.5, 2.6 муниципального контракта источник финансирования контракта, с указанием выделенных лимитов финансирования: средства республиканского бюджета - 44 503 800 рублей; средства республиканского бюджета подлежат перечислению в срок до 1 марта 2016 года.
31 декабря 2015 года Управлением Росреестра по Республике Бурятия в отношении указанного помещения выдано свидетельство о праве собственности муниципального образования городской округ "Город Улан-Удэ" (т.1, л.д.91).
Оплата за приобретение здания для размещения дошкольного образовательного учреждения в адрес ООО "Энергия" осуществлена из средств республиканского бюджета в соответствии с Соглашением N 219 платежными поручениями от 15.03.2016 N 213 в сумме 35 000 000 рублей, от 31.05.2016 N 447 в сумме 500 000 рублей, от 11.05.2016 N 379 в сумме 1 000 000 рублей, от 23.05.2016 N 415 в сумме 500 000 рублей, от 31.05.2016 N 446 в сумме 7 503 800 рублей (т.1, л.д.92-96).
Суд апелляционной инстанции, оценив указанные обстоятельства в соответствие со ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации соглашается с выводами суда первой инстанции о том, что указанное свидетельствует, что Министерство в рамках действия Соглашения N 08.Т07.24.0828 от 12.05.2015 года исполнило его надлежащим образом профинансировав государственную программу за счет средств республиканского бюджета в согласованном размере, за исключением 901 119 рублей 24 копейки.
Утверждение Управления о том, что Министерство обязано было использовать средства бюджета субъекта на софинансирование указанной государственной программы исключительно в рамках 2015 года, суд апелляционной инстанции находит ошибочным, несоответствующим принципам бюджетного законодательства, а также Соглашению N 08.Т07.24.0828 от 12.05.2015.
Сам по себе факт перечисления денежных средств в 2016 году не свидетельствует о том, что данные средства были использованы за рамками рассматриваемого соглашения.
Учитывая, что Министерство исполнило принятые на себя обязательства по данному соглашению, достигло поставленной в соглашении цели, претензий к исполнению соглашения в части его целевого и временного исполнения соглашения не заявлено, суд апелляционной инстанции считает, что у суда первой инстанции не было законных оснований согласиться с утверждением Управления о том, что Министерством нарушено условие Соглашения о софинансировании указанной государственной программы на заявленную сумму.
Довод апелляционной жалобы о том, что суд первой инстанции не дал оценку Соглашению N 08.Т07.24.0828 от 12.05.2015 суд апелляционной инстанции отклоняет как не соответствующий фактическим обстоятельствам дела. Более того суд первой инстанции прямо указал, что данное соглашение не ограничивает исполнение обязательств сторон по соглашению лишь 2015 годом.
Фактически, в связи с заключением муниципального контракта N 23-к 30.12.2015, муниципальное образование приняло на себя соответствующие обязательства обеспеченные Соглашением от 30.07.2015 N 219 с субъектом Российской Федерации о финансировании данного приобретения за счет средств республиканского бюджета в рамках рассматриваемой государственной целевой программы.
Бюджетное законодательство не ограничивает исполнение обязательств принятых в оконченном финансовом году за счет средств подлежащих использованию в указанном финансовом году, в наступившем финансовом году. Доказательств, что оплата указанных расходов производилась за счет бюджетных обязательств 2016 года, Управлением не установлено.
Иные доводы, изложенные в апелляционной жалобе, подлежат отклонению, поскольку не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела, либо влияли на обоснованность и законность оспариваемого решения суда, либо опровергали выводы суда первой инстанции.
Суд апелляционной инстанции считает обоснованными выводы суда первой инстанции о том, что представление от 05.03.2018 N 02-12-33/24- 675 в рассмотренной части, нарушает права и законные интересы заявителя и в полной мере не соответствуют нормам действующего законодательства.
Таким образом, по мнению суда апелляционной инстанции, суд первой инстанции в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дал полную и всестороннюю оценку имеющимся в деле доказательствам в их взаимосвязи и совокупности и пришел к обоснованному выводу об удовлетворении требований заявителя в заявленной части.
На основании изложенного, у суда апелляционной инстанции отсутствуют законные основания для удовлетворения апелляционной жалобы.
Суд, руководствуясь статьями 258, 268, 269, 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Бурятия от "13" декабря 2018 года по делу N А10-3505/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции, в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления его в законную силу, путем подачи кассационной жалобы в арбитражный суд кассационной инстанции, полномочный ее рассматривать, через арбитражный суд, принявший решение.
Председательствующий судья |
Е.В. Желтоухов |
Судьи |
В.А. Сидоренко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А10-3505/2018
Истец: Министерство образования и науки Республики Бурятия
Ответчик: Управление федерального казначейства по Республике Бурятия
Третье лицо: Администрация города Улан-Удэ, Министерство просвещения Российской Федерации, Министерство строительства и модернизации жилищно-коммунального хозяйства Республики Бурятия