Постановлением Арбитражного суда Центрального округа от 11 июля 2019 г. N Ф10-1982/19 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Воронеж |
|
12 марта 2019 г. |
Дело N А14-14929/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 04 марта 2019 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 12 марта 2019 года.
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Миронцевой Н.Д.
судей Михайловой Т.Л.
Донцова П.В.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Малюгиным П.А.,
при участии:
от общества с ограниченной ответственностью "Аура": Суркова С.О., представитель по доверенности N 8 от 31.05.2018 сроком по 31.05.2019;
от государственного учреждения - Воронежского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации: Шамардина И.В., представитель по доверенности от 19.10.2018 сроком на три года;
рассмотрев апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Аура" на решение Арбитражного суда Воронежской области от 27.12.2018 по делу N А14-14929/2018 (судья Козлов В.А.), по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Аура" (ОГРН 1163668119790, ИНН 3665134401) о признании недействительными решений государственного учреждения - Воронежского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации (ОГРН 1023601551071, ИНН 3666016915),
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Аура" (далее - заявитель, ООО "Аура") обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным решение ГУ - Воронежское РО Фонда социального страхования Российской Федерации от 25.04.2018 N 813 о непринятии к зачету расходов на выплату страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в части непринятия к зачету расходов в сумме 149 501 руб. 64 коп., а также признать недействительным решение ГУ - Воронежское РО Фонда социального страхования Российской Федерации от 25.05.2018 N813 о выделении (отказе в выделении) средств на осуществление (возмещение) расходов страхователя на выплату страхового обеспечения в части отказа в выделении средств в сумме 149 501 руб. 64 коп.
Решением Арбитражного суда Воронежской области от 27.12.2018 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, ООО "Аура" обратилось в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой и просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт.
Считает, что оспариваемые решения ГУ - Воронежское РО Фонда социального страхования Российской Федерации не соответствуют действующему законодательству и нарушают права и законные интересы заявителя.
Представитель ООО "Аура" поддержал доводы апелляционной жалобы, просил суд обжалуемое решение отменить и принять по делу новый судебный акт.
Представитель государственного учреждения - Воронежского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации возражал против доводов апелляционной жалобы, считает обжалуемое решение законным и обоснованным, а жалобу - не подлежащей удовлетворению.
В ходе судебного разбирательства установлено следующее.
ГУ - Воронежское РО Фонда социального страхования Российской Федерации проведена камеральная проверка ООО "Аура" за период с 01.01.2017 по 31.12.2017 по вопросам правильности расходов на выплату страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, итоги которой отражены в акте от 23.04.2018 N 813.
По результатам рассмотрения материалов проведенной камеральной проверки отделением ФСС принято решение от 25.04.2018 N 813 о непринятии к зачету расходов на выплату страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, которым заявителю отказано в принятии к зачету расходов на сумму 149 501 руб. 64 коп., предложено произвести корректировку указанной суммы расходов и доплатить страховые взносы в размере 149 504 руб. 64 коп.
Также ответчиком принято решение от 25.04.2018 N 813 о выделении (отказе в выделении) средств на осуществление (возмещение) расходов страхователя на выплату страхового обеспечения, которым заявителю отказано в выделении средств на осуществление расходов, произведенных страхователем, в размере 149 501 руб. 64 коп.
Основанием для принятия указанных решений послужил вывод органа ФСС о создании заявителем искусственной ситуации для получения государственных пособий Первушовой Екатериной Александровной в размере 149 501 руб. 64 коп.
Не согласившись с указанными решениями, Общество обратилось в суд с заявлением.
Исследовав материалы дела, заслушав лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции приходит к следующему.
В силу ч. 1 ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Федеральным законом от 24.07.1998 N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" (далее - Закон об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний) установлены правовые, экономические и организационные основы обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний и определен порядок возмещения вреда, причиненного жизни и здоровью работника при исполнении им обязанностей по трудовому договору и в иных установленных Законом об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний случаях.
В соответствии со статьей 6 Федерального закона от 16.07.1999 N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования" (далее по тексту - Закон N 165-ФЗ) страхователи (работодатели), к которым относятся организации любой организационно-правовой формы, а также в предусмотренных законодательством случаях граждане, обязаны в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования уплачивать страховые взносы, а в отдельных случаях, установленных федеральными законами, выплачивать отдельные виды страхового обеспечения.
На основании статьи 12 Закона N 165-ФЗ страхователи обязаны выплачивать определенные виды страхового обеспечения застрахованным лицам при наступлении страховых случаев в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного страхования. В частности, размер и порядок назначения, исчисления, выплаты страхового обеспечения гражданам, имеющим детей, пособия по беременности и родам, единовременного пособия женщинам, вставшим на учет в медицинских организациях в ранние сроки беременности, регулируется Федеральным законом от 29.12.2006 N 255-ФЗ "Об обеспечении пособиями по временной нетрудоспособности, по беременности и родам граждан, подлежащих обязательному социальному страхованию" (далее - Федеральный закон N 255-ФЗ).
В соответствии со статьей 2.1 Федерального закона N 255-ФЗ страхователями по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством являются лица, производящие выплаты физическим лицам, подлежащим обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в соответствии с настоящим Федеральным законом, в том числе, индивидуальные предприниматели.
На основании пункта 3 части 1 статьи 2.3 Федерального закона N 255-ФЗ регистрация страхователей - физических лиц, заключивших трудовой договор с работником, осуществляется в территориальных органах страховщика на основании заявления о регистрации в качестве страхователя, представляемого в срок не позднее 30 календарных дней со дня заключения трудового договора с первым из принимаемых работников. Из пункта 1 части 1 статьи 2 Закона N 255-ФЗ следует, что обязательному социальному страхованию в связи с материнством подлежат граждане Российской Федерации, а также постоянно или временно проживающие на территории Российской Федерации иностранные граждане и лица без гражданства, работающие по трудовым договорам. При этом лицами, работающими по трудовым договорам, в целях названного Федерального закона признаются лица, заключившие в установленном порядке трудовой договор, со дня, с которого они должны были приступить к работе, а также лица, фактически допущенные к работе в соответствии с трудовым законодательством (часть 5 статьи 2 Закона N 255-ФЗ).
Застрахованные лица имеют право на получение страхового обеспечения при соблюдении условий, предусмотренных названным Федеральным законом, а также Федеральным законом от 19.05.2005 N 81-ФЗ "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей" (часть 4 статьи 2 Закона N 255-ФЗ).
Видами страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством на основании статьи 1.4 Федерального закона N 255-ФЗ являются в том числе пособие по беременности и родам; единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в медицинских организациях в ранние сроки беременности. При этом финансирование выплаты указанных пособий, в соответствии с частью 1 статьи 3 Федерального закона N 255- ФЗ, осуществляется за счет средств бюджета Фонда социального страхования Российской Федерации, а также за счет средств работодателя в случаях, предусмотренных частью 2 названной статьи.
В целях реализации прав лиц, подлежащих обязательному социальному страхованию, на получение страхового возмещения, страхователи обязаны зарегистрироваться в соответствующем территориальном органе Фонда социального страхования (статья 2.3, пункт 1 части 2 статьи 4.1 Федерального закона N 255-ФЗ), исчислять и уплачивать в бюджет Фонда социального страхования соответствующие страховые взносы (пункт 2 части 2 статьи 4.1 Федерального закона N 255-ФЗ), осуществлять выплату страхового обеспечения застрахованным лицам при наступлении страховых случаев (пункт 3 части 2 статьи 4.1 Федерального закона N 255-ФЗ).
Согласно статье 4.6 Федерального закона N 255-ФЗ, страхователи, производящие выплаты физическим лицам, подлежащим обязательному социальному страхованию, выплачивают страховое обеспечение застрахованным лицам в счет уплаты страховых взносов в Фонд социального страхования Российской Федерации (за исключением случаев, указанных в пункте 1 части 2 статьи 3 названного Федерального закона, когда выплата страхового обеспечения осуществляется за счет средств страхователей).
В этой связи сумма страховых взносов, подлежащих перечислению указанными страхователями в Фонд социального страхования Российской Федерации, уменьшается на сумму произведенных ими расходов на выплату страхового обеспечения застрахованным лицам. Если начисленных страхователем страховых взносов недостаточно для выплаты страхового обеспечения застрахованным лицам в полном объеме, страхователь обращается за необходимыми средствами в территориальный орган страховщика по месту своей регистрации (часть 2 статьи 3 Федерального закона N 255-ФЗ). Территориальный орган страховщика в этом случае, как следует из части 3 статьи 3 Федерального закона N 255-ФЗ, выделяет страхователю необходимые средства на выплату страхового обеспечения в течение 10 календарных дней с даты представления страхователем всех необходимых документов, за исключением случаев, указанных в части 4 настоящей статьи. Перечень документов, которые должны быть представлены страхователем, определяется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социального страхования.
В соответствии с частью 4 статьи 3 Федерального закона N 255-ФЗ при рассмотрении обращения страхователя о выделении необходимых средств на выплату страхового обеспечения территориальный орган страховщика вправе провести проверку правильности и обоснованности расходов страхователя на выплату страхового обеспечения в порядке, установленном статьей 4.7 названного Федерального закона, а также затребовать от страхователя дополнительные сведения и документы. В этом случае решение о выделении этих средств страхователю принимается по результатам проведенной проверки. В случае отказа в выделении страхователю необходимых средств на выплату страхового обеспечения территориальный орган страховщика выносит мотивированное решение, которое направляется страхователю в течение трех дней со дня вынесения решения. Решение об отказе в выделении страхователю необходимых средств на выплату страхового обеспечения может быть обжаловано им в вышестоящий орган страховщика или в суд (части 5 и 6 статьи 3 Федерального закона N 255-ФЗ). Следовательно, с учетом изложенных норм права, условиями, необходимыми для возмещения страхователю произведенных им расходов по обязательному социальному страхованию, являются следующие:
- постановка страхователя на учет в соответствующем территориальном отделении Фонда социального страхования, исчисление и уплата страховых взносов;
- наличие трудовых отношений между страхователем и застрахованным лицом;
- наступление страхового случая и выплата соответствующих видов пособия застрахованному лицу, которые должны быть подтверждены документально.
В свою очередь, на основании подпункта 3 пункта 1 статьи 11 Федерального закона N 165-ФЗ страховщики могут не принимать к зачету расходы на обязательное социальное страхование, произведенные с нарушением законодательства Российской Федерации. Кроме того, частью 4 статьи 4.7 Федерального закона N 255- ФЗ предусмотрено, что в случае выявления расходов на выплату страхового обеспечения, произведенных страхователем с нарушением законодательства Российской Федерации об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, не подтвержденных документами, произведенных на основании неправильно оформленных или выданных с нарушением установленного порядка документов, территориальный орган страховщика, проводивший проверку, выносит решение о непринятии таких расходов к зачету в счет уплаты страховых взносов в Фонд социального страхования Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, основанием для обращения ООО "Аура" с заявлением о выделении денежных средств для возмещения расходов по обязательному социальному страхованию в размере 149 501 руб. 64 коп. явилось осуществление организацией соответствующих расходов на выплату страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию работнику Первушовой Е.А. в связи с материнством, в том числе пособия по беременности и родам в размере 119 218 руб. 32 коп, единовременного пособия женщинам, вставшим на учет в ранние сроки беременности, в размере 613 руб. 14 коп., единовременного пособия при рождении ребенка в размере 16 350 руб. 33 коп., ежемесячного пособия по уходу за ребенком в размере 13 319 руб. 85 коп.
1 июня 2017 года ООО "Аура" заключен трудовой договор с Первушовой Екатериной Александровной, согласно которому последняя принята на работу в ООО "Аура" с 1 июня 2017 года на должность "менеджер по персоналу", должностной оклад установлен в размере 15 000 руб. С 15.06.2017 по 01.11.2017 и с 02.11.2017 по 17.11.2017 Первушовой Е.А. на основании приказов от 19.06.2017 N 3 и от 01.09.2017 N 8 предоставлены отпуска по беременности и родам и назначено пособие по беременности и родам по листку нетрудоспособности N 280 006 788 458.
На основании приказа от 18.1.2017 N 2 ей предоставлен отпуск по уходу за ребенком и назначено соответствующее пособие. Также, было назначено пособие женщинам, вставшим на учет в ранние сроки беременности. Первушовой Е.А. были выплачены 149 501 руб. 64 коп.
Отказывая заявителю в выделении средств на осуществление (возмещение) расходов на выплату указанного страхового обеспечения (пособия по беременности и родам, единовременного пособия женщинам, вставшим на учет в ранние сроки беременности, единовременного пособия при рождении ребенка и ежемесячных пособий по уходу за ребенком) и не принимая к зачету расходы на выплату страхового обеспечения, ФСС сослался на то, что страхователем создана искусственная ситуация для получения средств из Фонда социального страхования Российской Федерации.
Оформление трудовых отношений с работником имело место без намерения получения от него исполнения трудовых обязанностей.
В ходе судебного разбирательства установлено, что квалификация Первушовой Е.А. не соответствовала предъявляемым к должности требованиям, что как до принятия на работу Первушовой Е.А., так и после ее увольнения, функции по подбору персонала входили в обязанности иных должностных лиц.
Учитывая данные обстоятельства, а также принимая во внимание, что Первушова Е.А. принята на работу непосредственно перед наступлением страхового случая - с 01.06.2017, при этом с 15.06.2017 ей был предоставлен отпуск по беременности и родам, ответчик считает правомерным отказ в выделении средств на осуществление (возмещение) расходов на выплату страхового обеспечения в пользу данного работника.
На основании изложенного, учитывая ст.ст.15, 56 Трудового кодекса Российской Федерации, оценив в соответствии с приведенными в статье 71 АПК РФ критериями представленные заявителем в подтверждение факта осуществления трудовой деятельности работником Первушовой Е.А. в период с 01.06.2017 по 15.06.2017 доказательства, учитывая все приведенные обстоятельства, суд соглашается с выводом Фонда о создании страхователем искусственной ситуации для получения денежных средств из бюджета Фонда в качестве компенсации выплат, произведенных в пользу застрахованного лица.
Указанные обстоятельства являются основанием для отказа в выделении средств на осуществление расходов страхователя на выплату страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию.
В связи с чем, в удовлетворении заявленных требований обоснованно отказано.
Доводы апелляционной жалобы фактически повторяют доводы, изложенные в обоснование своей позиции при рассмотрении дела судом первой инстанции, не опровергают выводы суда, сделанные с учетом установленных фактических обстоятельств, а лишь выражают несогласие с ними, что не может являться основанием для отмены законно принятого судебного акта.
Оснований для переоценки выводов суда первой инстанции, апелляционная коллегия не усматривает.
Нарушений норм процессуального права, которые в соответствии со ст. 270 АПК РФ являются основанием к отмене или изменению судебных актов, судом апелляционной инстанции не установлено.
В связи с чем, оснований для отмены решения суда первой инстанции не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь пунктом 1 статьи 269 и статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса РФ, Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Воронежской области от 27.12.2018 по делу N А14-14929/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано через суд первой инстанции в Арбитражный суд Центрального округа в двухмесячный срок.
Председательствующий судья |
Н.Д. Миронцева |
Судьи |
Т.Л. Михайлова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А14-14929/2018
Истец: ООО "Аура"
Ответчик: ГУ ВРО ФСС РФ