Постановлением Арбитражного суда Центрального округа от 12 июля 2019 г. N Ф10-2465/19 настоящее постановление отменено
город Воронеж |
|
14 марта 2019 г. |
Дело N А08-6214/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 06 марта 2019 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 14 марта 2019 года.
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Михайловой Т.Л.,
судей: Донцова П.В.,
Миронцевой Н.Д.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем
Мелковой О.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя Бочарова Сергея Павловича на решение арбитражного суда Белгородской области от 14.11.2018 по делу N А08-6214/2018 (судья Лиенченко И.В.), принятое по заявлению государственного учреждения - Белгородского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации (ИНН 3125004310, ОГРН 1023101638097) к индивидуальному предпринимателю Бочарову Сергею Павловичу (ИНН 312700505968, ОГРН 304312731300232) о взыскании суммы излишне перечисленного пособия по уходу за ребенком в возрасте до полутора лет 124 299,50 руб.,
при участии в судебном заседании:
от государственного учреждения - Белгородского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации: Хатунцева Ю.Н., представитель по доверенности от 07.08.2017 сроком на 3 года;
от индивидуального предпринимателя Бочарова Сергея Павловича - представители не явились, надлежаще извещен;
от Попковой Елены Алексеевны - представители не явились, надлежаще извещена,
УСТАНОВИЛ:
Государственное учреждение - Белгородское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации (далее - отделение Фонда социального страхования, фонд, страховщик, истец) обратилось в арбитражный суд Белгородской области с исковым заявлением к индивидуальному предпринимателю Бочарову Сергею Павловичу (далее - предприниматель Бочаров, предприниматель, ответчик) о взыскании ущерба в сумме 124 299,50 руб., причиненного выплатой застрахованному лицу пособия по уходу за ребенком в возрасте до полутора лет в завышенном размере.
Определением от 19.06.2018 арбитражный суд Белгородской области принял поданное заявление к рассмотрению по правилам упрощенного судопроизводства; определением от 13.08.2018 суд перешел к рассмотрению спора по общим правилам искового производства.
Определением от 10.10.2018 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований на предмет спора, привлечена Попкова Елена Алексеевна (далее - Попкова Е.А., третье лицо).
Решением арбитражного суда Белгородской области от 14.11.2018 требования фонда удовлетворены, с ответчика взыскана указанная сумма ущерба, причиненного отделению Фонда социального страхования в связи с предоставлением недостоверных сведений для расчета ежемесячного пособия по уходу за ребенком до полутора лет Попковой Е.А.
Не согласившись с решением арбитражного суда Белгородской области от 14.11.2018, ссылаясь на его вынесение без учета фактических обстоятельств дела, предприниматель Бочаров обратился с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции и принять по делу новый судебный акт.
В обоснование апелляционной жалобы ответчик ссылается на установление факта переплаты пособия камеральной проверкой, проведенной в нарушение действующего законодательства исходя из срока представления спорных сведений - 13.05.2016 и срока их проверки, установленного Положением об особенностях назначения и выплаты в 2012-2019 годах застрахованным лицам страхового обеспечения по обязательному социальному страхования на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и иных выплат в субъектах Российской Федерации, участвующих в реализации пилотного проекта, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 21.04.2011 N 294 (далее - Положение от 21.04.2011 N 294, Положение).
Отделение Фонда социального страхования в представленных письменных возражениях и дополнительных пояснениях возразило против доводов апелляционной жалобы, ссылаясь на законность и обоснованность принятого по делу судебного акта, в связи с чем просило оставить его без изменения, а апелляционную жалобу предпринимателя - без удовлетворения.
В полном объеме поддерживая выводы суда области, фонд ссылается на доказанность материалами дела факта завышения размера выплаченного пособия в результате отражения ответчиком в представленном электронном реестре недостоверных сведений о количество дней в расчетном периоде - 242 вместо 607, что привело к завышению среднедневного заработка застрахованного лица и размера пособия. Данное обстоятельство привело к возникновению у фонда убытков в виде реального ущерба в размере суммы такого завышения.
Возражая против довода о нарушении срока проведения камеральной проверки, фонд ссылается на отсутствие в материалах дела доказательств обжалования решения, принятого по результатам проверки, и признания его недействительным, а также на непредставление ответчиком уточненного отчета за спорный период.
В судебное заседание суда апелляционной инстанции представители предпринимателя Бочарова и третьего лица, извещенных надлежащим образом о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы, не явились. В соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - Арбитражный процессуальный кодекс) дело рассматривалось в отсутствие не явившихся участников процесса.
Изучив материалы дела, обсудив доводы, изложенные в апелляционной жалобе и отзыве на нее, пояснениях по делу, заслушав представителя отделения Фонда социального страхования, явившегося в судебное заседание, суд апелляционной инстанции считает, что решение суда первой инстанции подлежит частичной отмене.
Согласно статье 9 Федерального закона от 16.07.1999 N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования" (далее - Федеральный закон от 16.07.1999 N 165-ФЗ, Закон N 165-ФЗ) отношения по обязательному социальному страхованию возникают у страхователя (работодателя) по всем видам обязательного социального страхования с момента заключения с работником трудового договора.
Подпунктом 6 пункта 2 статьи 12 Закона N 165-ФЗ установлена обязанность страхователя выплачивать определенные виды страхового обеспечения застрахованным лицам при наступлении страховых случаев в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования, в том числе за счет собственных средств.
Исходя из статьи 22 от 16.07.1999 N 165-ФЗ, основанием для назначения и выплаты страхового обеспечения застрахованному лицу является наступление документально подтвержденного страхового случая.
Статьей 2 Федерального закона от 29.12.2006 N 255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством" (далее - Федеральный закон от 29.12.2006 N 255-ФЗ, Закон N 255-ФЗ) установлено, что обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством подлежат граждане Российской Федерации, постоянно или временно проживающие на территории Российской Федерации иностранные граждане и лица без гражданства: лица, работающие по трудовым договорам.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 2.1 Федерального закона от 29.12.2006 N 255-ФЗ страхователями по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством являются лица, производящие выплаты физическим лицам, подлежащим обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в соответствии с настоящим Федеральным законом, в том числе: индивидуальные предприниматели, в том числе главы крестьянских (фермерских) хозяйств.
В силу пункта 1 статьи 11.1 Федерального закона от 29.12.2006 N 255-ФЗ ежемесячное пособие по уходу за ребенком выплачивается застрахованным лицам (матери, отцу, другим родственникам, опекунам), фактически осуществляющим уход за ребенком и находящимся в отпуске по уходу за ребенком, со дня предоставления отпуска по уходу за ребенком до достижения ребенком возраста полутора лет.
В статье 11.2 Федерального закона от 29.12.2006 N 255-ФЗ установлено, что ежемесячное пособие по уходу за ребенком выплачивается в размере 40 процентов среднего заработка застрахованного лица, но не менее минимального размера этого пособия, установленного Федеральным законом "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей".
На основании пунктов 1, 3.1 статьи 14 Закона N 255-ФЗ ежемесячное пособие по уходу за ребенком и пособие по беременности и родам исчисляются исходя из среднего заработка застрахованного лица, рассчитанного за два календарных года, предшествующих году наступления отпуска по уходу за ребенком; средний дневной заработок для исчисления пособия по уходу за ребенком определяется путем деления суммы начисленного заработка за два календарных года, предшествующих году наступления отпуска по уходу за ребенком или отпуска по беременности и родам на число календарных дней в этом периоде, за исключением календарных дней, приходящихся на следующие периоды: периоды временной нетрудоспособности, отпуска по беременности и родам, отпуска по уходу за ребенком; период освобождения работника от работы с полным или частичным сохранением заработной платы в соответствии с законодательством Российской Федерации, если на сохраняемую заработную плату за этот период страховые взносы в Фонд социального страхования Российской Федерации не начислялись.
Согласно пункту 5.1 статьи 14 Федерального закона от 29.12.2006 N 255-ФЗ ежемесячное пособие по уходу за ребенком исчисляется из среднего заработка застрахованного лица, который определяется путем умножения среднего дневного заработка, определяемого в соответствии с частями 3.1 и 3.2 настоящей статьи, на 30,4.
Для исчисления пособия в качестве исходных данных принимаются средний дневной заработок и количество дней в расчетном периоде (два календарных года, предшествующих году наступления отпуска по уходу за ребенком (или отпуска по беременности и родам), за вычетом периодов, указанных в части 3.1 статьи 14 Федерального закона от 29.12.2006 N 255-ФЗ).
Особенности назначения и выплаты в 2012-2020 годах территориальными органами Фонда социального страхования Российской Федерации, находящимися на территории субъектов Российской Федерации, участвующих в реализации пилотного проекта, пособий по временной нетрудоспособности (за исключением пособий по временной нетрудоспособности в связи с несчастным случаем на производстве или профессиональным заболеванием), по беременности и родам, единовременного пособия женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности, единовременного пособия при рождении ребенка, ежемесячного пособия по уходу за ребенком (далее - пособия) лицам, подлежащим обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, занятым у страхователей, зарегистрированных в территориальных органах Фонда (далее соответственно - застрахованные лица, страхователи), а также возмещения расходов страхователям на выплату социального пособия на погребение, оплату 4 дополнительных выходных дней одному из родителей (опекуну, попечителю) для ухода за детьми-инвалидами и возмещения специализированной службе по вопросам похоронного дела стоимости услуг, предоставляемых согласно гарантированному перечню услуг по погребению, в субъектах Российской Федерации, участвующих в реализации пилотного проекта, определяется Положением от 21.04.2011 N 294.
Пункт 2 названного Положения предусматривает, что с 01.07.2017 в реализации пилотного проекта участвует Орловская область, в связи с чем суд первой инстанции правомерно исходил из того, что в рассматриваемом случае данное Положением подлежит применению.
Согласно названному Положению решение о назначении и выплате пособий застрахованным лицам принимается территориальным отделением Фонда социального страхования на основании представленных страхователем документов - заявления застрахованного лица, подаваемого им страхователю по месту по установленной форме и документов, необходимых для назначения и выплаты пособия (пункт 2 Положения), с описью представленных документов по установленной форме (пункт 3 Положения).
В соответствии с пунктом 8 Положения после получения заявления и документов, необходимых для назначения и выплаты соответствующего вида пособия, либо реестра сведений, территориальный орган Фонда в течение 10 календарных дней со дня их получения принимает решение о назначении и выплате пособий.
Пунктом 9 Положения от 21.04.2011 N 294 установлено, что выплата пособия по временной нетрудоспособности, пособия по беременности и родам, единовременного пособия женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности, единовременного пособия при рождении ребенка застрахованному лицу осуществляется территориальным органом фонда путем перечисления пособия на банковский счет застрахованного лица, указанный в заявлении либо в реестре сведений, или через организацию федеральной почтовой связи, или иную организацию по заявлению застрахованного лица (его уполномоченного представителя) в течение 10 календарных дней со дня получения заявления и документов или сведений, которые необходимы для назначения и выплаты соответствующего вида пособия.
Как следует из материалов дела, предприниматель Бочаров, являясь страхователем в силу положений статьи 2.1 Федерального закона от 29.12.2006 N 255-ФЗ, 13.05.2016 представил в отделение Фонда социального страхования в целях назначения и выплаты ежемесячного пособия по уходу за ребенком до достижения ребенком возраста полутора лет застрахованному лицу - Попковой Е.А. электронный реестр сведений, содержащий следующие данные: ребенок, за которым осуществляется уход, дата рождения, очередность рождения: Попкова Елизавета, 26.02.2016, второй; период выплаты пособия по уходу за ребенком: 2014-2015; средний заработок: 377 305,17 руб.; количество дней в расчетном периоде: 242.
На основании представленных страхователем сведений фондом было рассчитано и выплачено застрахованному лицу Попковой Е.А. пособие по уходу за ребенком до полутора лет исходя из расчета: заработок за 2014 год - 224 982,85 руб., за 2015 год - 152 322,32 руб., а всего - 377 305,17 руб.; количество дней в расчетном периоде - 242; среднедневной заработок - 377 305,17 / 242 = 1 559,11 руб.; среднемесячный заработок - 1 559,11 x 30,4 = 47 396,94 руб. Таким образом, в соответствии с расчетами фонда ежемесячное пособие по уходу за ребенком для Попковой Е.А. составило 47 396,94 x 40% = 18 958,78 руб.
Выплата ежемесячного пособия по уходу за ребенком до достижения ребенком возраста полутора лет по заявлению Попковой Е.А. осуществлялась на лицевой счет застрахованного лица платежными поручениями от 19.05.2016 N 130842, от 05.07.2016 N 351227, от 02.08.2016 N 490474, от 05.09.2016 N 645064, от 03.10.2016 N 794448, от 07.11.2016 N 71800, от 05.12.2016 N 230955, от 26.12.2016 N 371425, от 03.02.2017 N 522348, от 03.03.2017 N 655202, от 04.04.2017 N 827793, а всего - в сумме 206 711,86 руб.
Впоследствии отделением Фонда социального страхования в соответствии с пунктом 17 Положения от 21.04.2011 N 294 была проведена камеральная проверка полноты и достоверности сведений, представленных страхователями для обеспечения застрахованных лиц страховым обеспечением, по результатам которой 11.05.2017 был составлен акт N 1277313.
В ходе камеральной проверки фондом был установлен факт представления страхователем недостоверных сведений о количества дней в расчетном периоде, в связи с чем выявлена переплата ежемесячного пособия по уходу за ребенком до полутора лет.
Так, в соответствии с частью 3.1 статьи 14 Закона N 255-ФЗ из общего числа дней за два года расчетного периода (730) вычитаются дни, когда работник был на больничном и находился в отпуске по беременности и родам.
Попкова Е.А. находилась на больничном в 2014 году - 37 дней, в 2015 году - 86 дней, что подтверждается листками нетрудоспособности (л.д. 65-72). Таким образом, число дней расчетного периода, за который учитывается заработная плата, составило по результатам проверки 607 дней.
Соответственно, ежемесячное пособие по уходу за ребенком до полутора лет должно исчисляться из среднего дневного заработка 377 305,17/607 = 621,59 руб. и среднего заработка 621,59 х 30,4 = 18 896,3 руб., что составит 7 558, 53 руб. (18 896, 3 х 40 %).
Сумма выплат ежемесячного пособия по уходу за ребенком за период с мая 2016 года по март 2017 года должна составлять 82 412,36 руб., в связи с чем переплата пособия составила 124 299,50 руб. (206 711,86 руб. - 82 412, 36 руб.).
По итогам проведения камеральной проверки и рассмотрения возражений, представленных предпринимателем Бочаровым, отделением Фонда социального страхования было принято решение о возмещении излишне понесенных расходов от 02.06.2017 N 1277313. Страхователю предложено в добровольном порядке возместить расходы, понесенные территориальным органом Фонда в связи с недостоверностью представленных страхователем сведений, в сумме 124 299,50 руб.
Указанное решение было направлено страхователю почтой, что подтверждается списком внутренних почтовых отправлений и почтовой квитанцией (л.д. 46,47).
В связи с неисполнением указанного решения в добровольном порядке в адрес страхователя 25.06.2017 было направлено требование о возмещении расходов N 542 с предложением в срок до 04.07.2017 возместить 124 299,50 руб.
Поскольку денежные средства, излишне выплаченные в виде ежемесячного пособия по уходу за ребенком до полутора лет Попковой Е.А. в сумме 124 299,50 руб. на счет фонда от предпринимателя не поступали, отделение Фонда социального страхование обратилось с соответствующим исковым заявлением в арбитражный суд.
Удовлетворяя заявленные фондом требования в полном объеме, суд области исходил из доказанности факта несения фондом убытков в соответствующем размере.
Также суд указал, что излишняя выплата сумм пособий по обязательному социальному страхованию произошла по причине предоставления ответчиком недостоверных сведений о количестве дней в расчетном периоде.
С указанными выводами суд апелляционной инстанции в полной мере согласиться не может в связи со следующим.
Как следует из пункта 16 Положения от 21.04.2011 N 294, за непредставление (за несвоевременное представление) документов, недостоверность либо сокрытие сведений, влияющих на право получения застрахованным лицом соответствующего вида пособия или исчисление его размера, страхователь несет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации. Расходы, излишне понесенные страховщиком в связи с сокрытием или недостоверностью представленных страхователем указанных сведений, подлежат возмещению страхователем в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Аналогичная норма предусмотрена положениями статьи 15.1 Федерального закона от 29.12.2006 N 255-ФЗ, устанавливающая обязанность лиц, виновных в представлении недостоверных сведений, повлекших за собой выплату излишних сумм пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячного пособия по уходу за ребенком, возместить страховщику причиненный ущерб в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Статьей 15 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - Гражданский кодекс) предусмотрено, что лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.
Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
В пункте 12 постановления пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.06.2015 N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" (далее- постановление Пленума Верховного Суда от 23.06.2015 N 25) разъяснено, что по делам о возмещении убытков истец обязан доказать, что ответчик является лицом, в результате действий (бездействия) которого возник ущерб, а также факты нарушения обязательства или причинения вреда, наличие убытков.
По общему правилу применения положений статьи 15 Гражданского кодекса для наступления гражданско-правовой ответственности в виде возмещения убытков истцу необходимо доказать наличие следующих (обязательных) условий: совершение противоправных действий конкретным лицом, то есть установить лицо, совершившее действие (бездействие), размер заявленных убытков и причинно-следственную связь между противоправными действиями и наступившим вредом. Ответчику, в свою очередь, следует представить доказательства отсутствия его вины в наступлении неблагоприятных последствий.
При этом размер подлежащих возмещению убытков должен быть установлен с разумной степенью достоверности, в удовлетворении требования о возмещении убытков не может быть отказано только на том основании, что их точный размер невозможно установить. В этом случае размер подлежащих возмещению убытков определяется судом с учетом всех обстоятельств дела, исходя из принципов справедливости и соразмерности ответственности допущенному нарушению.
Из приведенных положений законодательства следует, что в случае, если отделением Фонда социального страхования по результатам проверки представленных страхователем документов для выплаты социального пособия выявлен факт выплаты застрахованному лицу этого пособия в завышенном размере вследствие недостоверности содержащихся в представленных документах сведений, фонд обращается за взысканием со страхователя понесенных убытков в общеустановленном порядке. В рамках рассмотрения такого иска подлежат установлению как факт представления страхователем недостоверных сведений в отношении застрахованного лица, влияющих на выплату социального пособия и его вины в предоставлении недостоверных сведений, так и факты причинения фонду указанными действиями убытков и наличия причинно-следственной связи между действиями страхователя и понесенными страховщиком убытками.
Материалами дела факт представления предпринимателем Бочаровым недостоверных сведений в отношении застрахованного лица доказан, поскольку в деле имеется копия представленного им в фонд заявления о выплате (пересчете) пособия (оплате отпуска) в электронном виде (т.1 л.д.80-88), содержащего сведения о числе календарных дней в расчетном периоде 242 дня.
Вместе с тем, применительно к размеру причиненного представлением недостоверных сведений ущерба и обусловленности причиненного размера ущерба именно виновными действиями страхователя апелляционная коллегия полагает необходимым учесть следующее.
Пунктом 17 Положения от 21.04.2011 N 294 установлено, что контроль за полнотой и достоверностью сведений, указанных в пункте 16 Положения, осуществляют территориальные органы Фонда социального страхования в установленном порядке.
При этом само Положение от 21.04.2011 N 294, равно как и статья 4.7 Федерального закона от 29.12.2006 N 255-ФЗ (в редакции, действовавшей до 01.01.2017), предусматривавшая обязанность проведения территориальными органами страховщика по месту регистрации страхователя камеральных и выездных проверок правильности расходов страхователя на выплату страхового обеспечения, регламентации порядка проведения таких проверок не содержат.
Вместе с тем, в период представления предпринимателем Бочаровым спорных сведений (май 2016 года) такой порядок регулировался законодательством, действовавшим до дня вступления в силу Федерального закона от 03.07.2016 N 250-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование" (далее - Федеральный закон от 03.07.2016 N 250-ФЗ), а именно, Федеральным законом от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" (далее - Федеральный закон от 24.07.2009 N 212-ФЗ, Закон N 212-ФЗ).
В частности, в соответствии с частью 1 статьи 34 названного Закона камеральная проверка проводится по месту нахождения органа контроля за уплатой страховых взносов на основе расчетов по начисленным и уплаченным страховым взносам и документов, представленных плательщиком страховых взносов, а также других документов о деятельности плательщика страховых взносов, имеющихся у органа контроля за уплатой страховых взносов.
Камеральная проверка проводится уполномоченными должностными лицами органа контроля за уплатой страховых взносов в соответствии с их служебными обязанностями без какого-либо специального решения руководителя органа контроля за уплатой страховых взносов в период трех месяцев со дня представления плательщиком страховых взносов расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам (пункт 2 статьи 34 Закона N 212-ФЗ).
Согласно пункту 1 статьи 38 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ в случае выявления нарушений в ходе проведения камеральной проверки не позднее чем в течение 10 дней после дня истечения срока для проведения камеральной проверки, установленного частью 2 статьи 34 настоящего Федерального закона, должностными лицами органа контроля за уплатой страховых взносов, проводившими проверку, должен быть составлен акт проверки по форме и в соответствии с требованиями к составлению акта камеральной проверки, которые установлены органом контроля за уплатой страховых взносов по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социального страхования.
В соответствии с пунктом 5 статьи 38 Закона N 212-ФЗ лицо, в отношении которого проводилась проверка (его уполномоченный представитель), в случае несогласия с фактами, изложенными в акте проверки, а также с выводами и предложениями проверяющих в течение 15 дней со дня получения акта проверки вправе представить в орган контроля за уплатой страховых взносов письменные возражения по указанному акту в целом или по его отдельным положениям. При этом плательщик страховых взносов вправе приложить к письменным возражениям или в согласованный срок передать в орган контроля за уплатой страховых взносов документы (их заверенные копии), подтверждающие обоснованность своих возражений.
Акт проверки и другие материалы проверки, в ходе которой были выявлены нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах, а также представленные проверяемым лицом (его уполномоченным представителем) письменные возражения по указанному акту должны быть рассмотрены руководителем (заместителем руководителя) органа контроля за уплатой страховых взносов, проводившего проверку, и решение по ним должно быть принято в течение 10 дней со дня истечения срока, указанного в части 5 статьи 38 настоящего Федерального закона. Указанный срок может быть продлен, но не более чем на один месяц (пункт 1 статьи 39 Закона N 212-ФЗ).
В соответствии с пунктом 8 статьи 39 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ по результатам рассмотрения материалов проверки руководитель (заместитель руководителя) органа контроля за уплатой страховых взносов по форме, утверждаемой органом контроля за уплатой страховых взносов по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социального страхования, выносит решение:
1) о привлечении к ответственности за совершение правонарушения;
2) об отказе в привлечении к ответственности за совершение правонарушения.
Пунктом 12 указанной статьи закреплено, что решение о привлечении к ответственности за совершение правонарушения или решение об отказе в привлечении к ответственности за совершение правонарушения вступает в силу по истечении 10 дней со дня вручения его лицу, в отношении которого было вынесено соответствующее решение (его уполномоченному представителю).
Кроме того, единые требования к проведению Фондом социального страхования Российской Федерации камеральных проверок страхователей, оформлению и реализации результатов этих проверок закреплены в Методических указаниях по проведению камеральных проверок страхователей по обязательному социальному страхованию и обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, утвержденных постановлением Фонда социального страхования от 21.05.2008 N 110 (далее - Методические указания).
В соответствии с пунктом 2 Методических указаний камеральная проверка проводится по месту нахождения отделения (филиала отделения) Фонда путем проверки представленной страхователями отчетности, документов, подтверждающих произведенные страхователями расходы на цели обязательного социального страхования.
Согласно пункту 5 Методических указаний камеральной проверкой может быть охвачен отчетный период текущего года, а при выделении средств на осуществление (возмещение) расходов по обязательному социальному страхованию или (и) обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний - также соответствующий период, отраженный в промежуточной расчетной ведомости по средствам Фонда, подтверждающей начисление расходов по обязательному социальному страхованию или (и) обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
В соответствии пунктом 6 Методических указаний N 110 камеральная проверка отчетности проводится в течение двух месяцев со дня представления страхователем отчетности в отделение (филиал отделения) Фонда, а камеральная проверка при выделении средств страхователям - в течение 10 дней со дня представления страхователем всех необходимых сведений.
Исходя из приведенных положений законодательства, а также даты представления страхователем сведений для выплаты пособия - 13.05.2016 в целях установления достоверности представленных сведений, в том числе о количестве дней в расчетном периоде, учитываемых при исчислении размера ежемесячного пособия по уходу за ребенком, отделение Фонда социального страхования должно было провести камеральную проверку представленных сведений в период с 14.05.2016 по 15.08.2016 (с учетом выходных дней) и составить акт проверки в течение 10 рабочих дней с этой даты, то есть не позднее 29.08.2016, а, следовательно, фонд должен был выявить факт представления страхователем недостоверных сведений и отсутствия оснований для выплаты застрахованному лицу пособия по уходу за ребенком до полутора лет в размере, определенном исходя из сведений, представленных страхователем, не позднее указанной даты.
Фактически камеральная проверка достоверности представленных сведений была проведена отделением Фонда социального страхования лишь в мае 2017 года, акт проверки составлен 11.05.2017, то есть спустя год после представления страхователем соответствующих сведений, вследствие чего и размер причиненного ущерба определен за этот же период.
В указанной связи апелляционная коллегия не усматривает причинно-следственной связи между действиями страхователя и выплатой фондом застрахованному лицу социального пособия в завышенном размере за весь заявленный фондом период.
С учетом момента, в который фонду должно было стать известно о представлении страхователем недостоверных сведений, в случае, если бы фонд провел их проверку в установленный законодательством срок, при расчете размера подлежащего взысканию с предпринимателя Бочарова ущерба следует принимать во внимание лишь период с даты представления им недостоверных сведений по дату окончания срока, установленного законодательством для проведения камеральной проверки, то есть с мая по август 2016 года.
Согласно представленному фондом расчету за указанный период им произведена выплата застрахованному лицу в сумме 32 366,75 руб., что и было обусловлено действиями страхователя, представившего недостоверные сведения.
В остальной части суд не усматривает вины страхователя в причинении фонду ущерба выплатой социального пособия застрахованному лицу в завышенном размере, вследствие чего оснований для взыскания ущерба в остальной сумме у суда области не имелось.
В рассматриваемом случае фонд имел возможность устранить причинение ему дальнейшего ущерба путем своевременного проведения камеральной проверки и перерасчета пособия в период с сентября 2016 года, однако им не были приняты все необходимые меры в целях исключения ущерба.
Довод фонда о том, что предпринимателем не было обжаловано решение от 02.06.2017 N 1277313, принятое по результатам камеральной проверки представленных им сведений, не принимается апелляционной коллегией во внимание с учетом применимой к рассматриваемым правоотношениям правовой позиции, сформулированной в пунктах 58, 59 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.07.2013 N 57 "О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации" (далее- постановление Пленума Высшего арбитражного суда от 30.07.2013 N 57), в силу которой непринятие налогоплательщиком (в рассматриваемом случае - страхователем) мер к оспариванию решения налогового органа о привлечении (отказе в привлечении) к ответственности за совершение налогового правонарушения не может расцениваться как его согласие с заявленным требованием о взыскании доначисленных этим решением сумм обязательных платежей в судебном порядке. В этом случае требование о взыскании подлежит рассмотрению по существу, то есть, судом должны быть установлены все обстоятельства, необходимые для правильного разрешения спора о взыскании, оценены основания взыскания и правильность расчета взыскиваемой суммы.
Исходя из изложенного, требования фонда о взыскании ущерба, причиненного представлением страхователем недостоверных сведений, подлежали удовлетворению за счет виновного лица - предпринимателя Бочарова лишь в части суммы 32 366,75 руб.
В остальной части фонду в удовлетворении требований следовало отказать в связи с недоказанностью причинно-следственной связи между действиями страхователя и выплатой фондом застрахованному лицу пособия по уходу за ребенком до полутора лет в завышенном размере.
Исходя из изложенного, апелляционная жалоба предпринимателя Бочарова подлежит частичному удовлетворению, а решение арбитражного суда Белгородской области от 14.11.2018 по делу N А08-6214/2018 - изменению в части размера взысканных с ответчика убытков до 32 366,75 руб.
Нарушений норм процессуального права, являющихся, в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов, судом апелляционной инстанции не установлено.
Учитывая результат рассмотрения апелляционной жалобы и исходя из положений статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса, государственная пошлина за рассмотрение дела судом первой инстанции, подлежащая взысканию с предпринимателя Бочарова, в доход федерального бюджета составит 1 231 руб.
В то же время, судебные расходы в виде государственной пошлины, уплаченной предпринимателем при обращении с апелляционной жалобой, также с учетом частичного ее удовлетворения, подлежат взысканию с фонда в размере 2 219 руб.
Руководствуясь статьями 16, 17, 110, 112, 258, 266 - 268, пунктом 2 статьи 269, статьями 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя Бочарова Сергея Павловича удовлетворить частично.
Решение арбитражного суда Белгородской области от 14.11.2018 по делу N А08-6214/2018 изменить.
Взыскать с индивидуального предпринимателя Бочарова Сергея Павловича (ИНН 312700505968, ОГРН 304312731300232) в пользу Белгородского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации 32 366,75 руб. ущерба, причиненного в связи с предоставлением недостоверных сведений для расчета ежемесячного пособия по уходу за ребенком до полутора лет.
В остальной части в удовлетворении заявленных требований государственному учреждению - Белгородскому региональному отделению Фонда социального страхования Российской Федерации отказать.
Взыскать с индивидуального предпринимателя Бочарова Сергея Павловича (ИНН 312700505968, ОГРН 304312731300232) в доход федерального бюджета 1 231 руб. государственной пошлины за рассмотрение дела в суде первой инстанции.
Взыскать с государственного учреждения - Белгородского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации в пользу индивидуального предпринимателя Бочарова Сергея Павловича 2 219 руб. судебных расходов по уплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы.
Постановление вступает в законную силу со дня принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Арбитражный суд Центрального округа в течение двух месяцев через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
Т.Л. Михайлова |
Судьи |
Н.Д. Миронцева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А08-6214/2018
Истец: ГУ - Белгородское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации
Ответчик: Бочаров Сергей Павлович
Третье лицо: Попкова Елена Алексеевна