Постановлением Арбитражного суда Московского округа от 1 июля 2019 г. N Ф05-9184/19 настоящее постановление отменено
г. Москва |
|
18 марта 2019 г. |
Дело N А40-231313/18 |
Резолютивная часть постановления объявлена 11 марта 2019 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 18 марта 2019 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Л.А.Москвиной,
судей: |
С.Л.Захарова, Е.В.Пронниковой, |
при ведении протокола |
секретарем судебного заседания М.Д.Раджабовой, |
рассмотрев в открытом судебном заседании в зале N 13 апелляционные жалобы Комитета природных ресурсов, лесного хозяйства и Комитета финансов Волгоградской области
на решение Арбитражного суда города Москвы от 20.12.2018 по делу N А40-231313/18, принятое судьей Полукаровым А.В. (154-2493)
по заявлению Комитета финансов Волгоградской области (ОГРН 1063444006922)
к Министерству финансов РФ
третьи лица:1) УФК по Волгоградской области; 2) Комитет природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Волгоградской области; 3) Федеральное казначейство;
4) Администрация Волгоградской области
о признании недействительными приказов,
при участии:
от заявителя: |
Пименов М.Ю. по дов. от 17.01.2019; |
от ответчика: |
Шиляев А.П. по дов. от 10.03.2017; |
от третьих лиц: |
1) не явился, извещен; 2) Фомина Л.А. по дов. от 01.03.2019; 3) Савастлеев А.А. по дов. от 13.12.2018; 4) не явился, извещен. |
УСТАНОВИЛ:
Комитет финансов Волгоградской области (заявитель, Комитет) обратился в Арбитражный суд города Москвы с заявлением к Министерству финансов Российской Федерации (заинтересованное лицо) о признании недействительными приказов Министерства финансов Российской Федерации от 22.06.2018 г. N N 1489, 1490 "О бесспорном взыскании суммы средств, предоставленных из федерального бюджета другому бюджету бюджетной системы Российской Федерации, платы за пользование ими и (или) пеней за несвоевременный возврат средств федерального бюджета".
Решением от 20.12.2018 Арбитражный суд г. Москвы отказал в удовлетворении заявленных требований.
Не согласившись с принятым судом решением, заявитель обратился в Девятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить как принятое с нарушением норм права.
В судебном заседании представители подателей апелляционных жалоб доводы своей апелляционной жалобы поддержали по мотивам, изложенным в них.
Представители заинтересованного лица и Федерального казначейства возражали против удовлетворения апелляционных жалоб.
Остальные лица, участвующие в деле в судебное заседание не явились, о месте и времени его проведения извещены надлежащим образом, в связи с чем, апелляционная жалоба рассматривается в их отсутствие, исходя из норм статей 121, 123, 156 АПК РФ.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном ст. ст. 266, 268 АПК РФ.
Суд апелляционной инстанции, проверив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, отзыва на апелляционную жалобу, заслушав представителей сторон, явившихся в судебное заседание, считает, что оснований для отмены или изменения решения Арбитражного суда города Москвы не имеется.
Как усматривается из материалов дела, Министерством финансов Российской Федерации в ходе проверки установлено нецелевое использование заявителем денежных средств, которые в последующем послужили основанием для вынесения оспариваемых приказов от 22.06.2018 N N 1489 и 1490.
Из оспариваемых приказов следует, что они были приняты Минфином России на основании уведомления о применении бюджетных мер принуждения Федерального казначейства от 29.05.2018 N 07-04-04/09-10645 (далее - Уведомление).
Уведомление было вынесено по результатам рассмотрения Федеральным казначейством материалов внеплановой выездной проверки по использованию субвенций, предоставленных из федерального бюджета на реализацию переданных полномочий Российской Федерации в области лесных отношений, за период с 01.01.2015 по 31.12.2016, проведенной с 05.03.2018 по 30.03.2018 Управлением Федерального казначейства по Волгоградской области (далее - УФК по Волгоградской области) в Комитете природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Волгоградской области.
По результатам внеплановой выездной проверки УФК по Волгоградской области был составлен акт от 30.03.2018, копия которого имеется в материалах дела.
В 2015 году Федеральным агентством лесного хозяйства (далее - Рослесхоз) на заседании Комиссии Рослесхоза по бюджетным проектировкам расходов федерального бюджета на очередной финансовый год и плановый период от ноября 2014 г. (далее - Протокол заседания Комиссии от 27.11.2014) согласованы бюджетные проектировки расходов федерального бюджета, выделяемых в форме субвенций Министерству природных ресурсов и экологии Волгоградской области на 2015 год и плановый период 2016 и 2017 годов, и Альбом форм защиты бюджетных проектировок органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области лесных отношений на трехлетний период с учетом показателей лесных планов и лесохозяйственных регламентов.
Согласно протоколам совещания у заместителя руководителя Рослесхоза А.В. Панфилова от 26.11.2014 N АП-13/564-пр 28.11.2014, заседания Комиссии от 27.11.2014 Рослесхозом Министерству природных ресурсов и экологии Волгоградской области согласован объем субвенций на реализацию полномочий в области лесных отношений на 2015 год и определены расходы средств субвенций из федерального бюджета на реализацию полномочий в области лесных отношений (далее - Расходы средств субвенции) в общей сумме 188 454,4 тыс. рублей. Кроме того, рекомендовано уточнить совместно со специалистами научно-исследовательских организаций тематику работ, предполагаемых для научно-технического обеспечения принимаемых решений в сфере охраны, защиты и воспроизводства лесов, и финансирование, предусмотрев его включение в проект Соглашения о взаимодействии в области лесных отношений между Рослесхозом и высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.
Высшему исполнительному органу государственной власти Волгоградской области рекомендовано, в том числе привлекать научно-исследовательские организации для обеспечения подготовки принимаемых решений в сфере охраны, защиты и воспроизводства лесов, обеспечить финансирование на указанные цели в объеме не менее 1 500 тыс. руб.
В 2016 году Рослесхозом на заседании Комиссии Рослесхоза по бюджетным проектировкам расходов федерального бюджета на очередной финансовый год от 26.11.2015 (далее - протокол заседания Комиссии от 26.11.2015) согласованы бюджетные проектировки расходов федерального бюджета, выделяемых в форме субвенций Комитету лесного хозяйства Волгоградской области на 2016 и Альбом форм защиты бюджетных проектировок органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области лесных отношений на очередной финансовый год с учетом показателей лесных планов и лесохозяйственных регламентов.
Согласно протоколу заседания Комиссии от 26.11.2015 Рослесхозом Комитету лесного хозяйства Волгоградской области согласован объем Субвенций на реализацию полномочий в области лесных отношений на 2016 г. и определены расходы средств субвенций из федерального бюджета на реализацию полномочий в области лесных отношений, средств субсидий из федерального бюджета на приобретение специализированной лесопожарной техники и оборудования и доходы от использования лесов, поступающие в бюджетную систему Российской Федерации в общей сумме 183 516, 3 тыс. руб.
В рамках полномочий, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, Лесным кодексом, Федеральным законом от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" между Рослесхозом и Администрацией Волгоградской области заключено Соглашение о взаимодействии в области лесных отношений от 30.04.2015 N ИВ-21/35 согл (далее - Соглашение от 30.04.2015 N ИВ-21/35).
Предметом Соглашения от 30.04.2015 N ИВ-21/35 является организация взаимодействия Сторон в области лесных отношений, направленного на обеспечение многоцелевого, рационального, непрерывного, неистощительного использования лесов для удовлетворения потребностей общества в лесах и лесных ресурсах, а так же соблюдения иных принципов лесного законодательства, изложенных в статье 1 Лесного кодекса.
Согласно пункту 2.2.5 Соглашения от 30.04.2015 N ИВ-21/35 субъект Российской Федерации обязуется обеспечить за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации финансирование мероприятий по охране, защите и воспроизводству лесов, а также мероприятий по осуществлению федерального государственного надзора (лесной охраны), федерального государственного пожарного надзора в лесах в размере 168 782,1 тыс. руб.
Согласно пункту 2.2.43 Соглашения N ИВ-21/35 субъект Российской Федерации обязуется привлекать научно-исследовательские организации для обеспечения подготовки принимаемых решений в сфере охраны, защиты и воспроизводства лесов, обеспечить финансирование на указанные цели в объеме не менее 200 тыс. руб.
Стороны обеспечивают выполнение Соглашения N ИВ-21/35 за счет средств соответствующего бюджета согласно действующему законодательству Российской Федерации (статья 3 "Финансовое обеспечение" Соглашения N ИВ-21/35).
Указаниями о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации, утвержденными приказом Министерства финансов Российской федерации от 01.07.2013 N 65н (далее - Указания N 65н), расходы на оплату договоров о выполнении научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ для обеспечения государственных (муниципальных) нужд, заключенных в соответствии с положениями главы 38 "Выполнение научно-исследовательских, опытно-конструкторских работ и технологических работ" Гражданского кодекса Российской Федерации, предусмотрены по виду расходов 241 "Научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы".
При этом согласно п. 8 Постановления Правительства Волгоградской области от 09.04.2012 N 10-п (далее - Постановление Правительства ВО N 10-п), средства областного бюджета на осуществление отдельных полномочий Российской Федерации в области лесных отношений, источником финансирования которых являются субвенции из федерального бюджета, направляются на цели, определенные Лесным кодексом Российской Федерации и Правилами расходования и учета средств, предоставляемых в виде субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на осуществление отдельных полномочий Российской Федерации в области лесных отношений N 837.
На основании приказа Управления Федерального казначейства по Волгоградской области (далее - УФК по Волгоградской области) от 28.02.2018 N 151-ОД "О назначении внеплановой выездной проверки в комитет природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Волгоградской области", в соответствии с обращением Департамента лесного хозяйства по Южному федеральному округу от 23.01.2018 N 01-03-07/303 и письмом Федерального казначейства от 15.02.2018 N 21-03-03/2425 "О согласовании внеплановой проверки" должностными лицами УФК по Волгоградской области проведена внеплановая выездная проверка использования субвенций, предоставленных из федерального бюджета на реализацию переданных полномочий Российской Федерации в области лесных отношений.
В ходе контрольного мероприятия установлено следующее, что в нарушение положений Бюджетного кодекса Российской Федерации, а именно пункта 3 статьи 133 БК РФ, статей 38, 162 БК РФ, а так же статьи 83 Лесного кодекса Российской Федерации, Указаний N 65н, Правил N 837 в 2015 году средства субвенции, выделенные Комитету лесного хозяйства Волгоградской области из федерального бюджета на осуществление отдельных полномочий Российской Федерации в области лесных отношений по направлению расходов 5129 "Субвенции на осуществление отдельных полномочий в области лесных отношений" виду расходов 244 "Прочая закупка товаров, работ и услуг" (КОСГУ 244) в сумме 197 000 рублей перечислены Комитетом платежным поручением от 03.12.2015 N 773817 по заявке на оплату расходов от 02.12.2015 N 1358, которые израсходованы на цели, не предусмотренные статьей КОСГУ 244, тогда как Указаниями N 65н оплата научно-исследовательских работ производится по виду расходов 241 "Научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы", что в соответствии со статьей 306.4 БК РФ является нецелевым использованием средств федерального бюджета.
Результаты проверки зафиксированы в акте внеплановой выездной проверки от 30.03.2018, который в тот же день вручен должностному лицу Комитета.
По результатам проверки, в соответствии со статьями 269.2, 270.2 БК РФ, пунктом 68 Правил осуществления Федеральным казначейством полномочий по контролю в финансово-бюджетной сфере, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 28 ноября 2013 г. N 1092, УФК по Волгоградской области выдало представление от 04.05.2018 N 29-11-53/23-6621.
Акт проверки от 30.03.2018 с прилагаемыми к нему материалами направлены УФК по Волгоградской области Руководителю Федерального казначейства для принятия решения в соответствии с пунктом 47 Правил N 1092, то есть о наличии оснований для направления в Министерство финансов Российской Федерации уведомления о применении бюджетных мер принуждения.
Руководителем Федерального казначейства на основании поступивших акта проверки и документов оформлено и направлено в Минфин России Уведомление о применении бюджетных мер принуждения от 29.05.2018 N 07-04-04/09-10645, которое поступило на регистрационный учет входящих документов в Минфин России 30.05.2018 (N 2-75272, согласно штампу на сопроводительном письме Федерального казначейства от 29.05.2018 N 07-04-04/09-10647).
На основании указанного Уведомления изданы оспариваемые приказы N 1489 и N 1490, распорядительной частью которых предусмотрено Федеральному казначейству исполнить в 2018 году бюджетную меру принуждения в отношении Администрации Волгоградской области путем бесспорного взыскания суммы средств, предоставленных из федерального бюджета бюджету Волгоградской области за счет доходов, подлежащих зачислению в бюджет Волгоградской области в сумме 195 000 рублей (приказ N 1489) и в сумме 197 000 рублей (приказ N 1490) перечислить взысканные средства в федеральный бюджет по указанным реквизитам.
Не согласившись с оспариваемыми приказами, заявитель обратился в Арбитражный суд г. Москвы.
Суд первой инстанции правомерно отказал в удовлетворении заявленных требований, ввиду следующего.
Суд первой инстанции, правильно применив нормы права, в частности, основываясь на положениях ст. 38, п. 3 ст. 133, ст. 158, ст. 162, п. 6 ст. 166, ч. 2 ст. 270.2, п. 1 ст. 306.1, ст. 306.2, ст. 306.3, ст. 306.4 БК РФ, а также руководствуясь ст. 83 Лесного кодекса РФ, Правилами расходования и учета средств, предоставляемых в виде субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской федерации утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2006 N 837, отразил факты бюджетных нарушений, допущенных заявителем, а именно за период с 01.01.2015 по 31.12.2016 было установлено нецелевое использование средств Субвенции, а именно: произведена оплата научно-исследовательских работ по определению лесопригодности почв за счет средств Субвенции по виду расходов 244 "Прочая закупка товаров, работ и услуг", тогда как в соответствии с Указаниями о порядке применения бюджетной классификации РФ, утвержденными приказом Министерства финансов РФ от 01.07.2013 N 65н, оплата научно-исследовательских работ должна производиться по виду расходов 241 "Научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы". Суд первой инстанции правомерно пришел к выводу, об отсутствии обстоятельств, указывающих на нарушение прав Комитета и его законных интересов в экономической сфере оспариваемыми приказами.
При повторном рассмотрении дела в порядке ч. 1 ст. 268 АПК РФ апелляционный суд, исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства, оснований для переоценки выводов суда первой инстанции не усматривает.
Ссылка заявителей на судебный акт Арбитражного суда Волгоградской области по делу N А12-21102/2018 об оспаривании представления УФК по Волгоградской области от 04.05.2018 N 29-11-53/23-6621 правомерно отклонена судом первой инстанции, поскольку в силу норм части 2 статьи 69 АПК РФ обстоятельства, указанные в судебном акте Арбитражного суда Волгоградской области, не обладают силой преюдиции для настоящего дела, так как участники спора и предмет спора различны. Следовательно, указанная ссылка не относится к существу рассматриваемого дела.
Доводы апелляционных жалоб о том, что в действиях заявителя отсутствует состав бюджетного нарушения, отклоняется апелляционным судом, ввиду следующего.
Статьей 38 Бюджетного кодекса Российской Федерации установлен принцип адресности и целевого характера бюджетных средств, согласно которому бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств доводятся до конкретных получателей бюджетных средств с указанием цели их использования.
В силу п. 1 ст. 306.4 Бюджетного кодекса Российской Федерации нецелевым использованием бюджетных средств признаются направление средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств.
В соответствии с п. 14.1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 N 23 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации", использование бюджетных средств на цели, не соответствующие условиям их получения, определенным утвержденным бюджетом, бюджетной росписью, уведомлением о бюджетных ассигнованиях, сметой доходов и расходов либо иным правовым основанием их получения, является нецелевым использованием бюджетных средств.
Как указывалось выше, в ходе контрольного мероприятия установлено следующее, что в нарушение положений Бюджетного кодекса Российской Федерации, а именно пункта 3 статьи 133 БК РФ, статей 38, 162 БК РФ, а так же статьи 83 Лесного кодекса Российской Федерации, Указаний N 65н, Правил N 837 в 2015 году средства субвенции, выделенные Комитету лесного хозяйства Волгоградской области из федерального бюджета на осуществление отдельных полномочий Российской Федерации в области лесных отношений по направлению расходов 5129 "Субвенции на осуществление отдельных полномочий в области лесных отношений" виду расходов 244 "Прочая закупка товаров, работ и услуг" (КОСГУ 244) в сумме 197 000 рублей 00 копеек перечислены Комитетом платежным поручением от 03.12.2015 N 773817 по заявке на оплату расходов от 02.12.2015 N 1358, которые израсходованы на цели, не предусмотренные статьей КОСГУ 244, тогда как Указаниями N 65н оплата научно-исследовательских работ производится по виду расходов 241 "Научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы", что в соответствии со статьей 306.4 БК РФ является нецелевым использованием средств федерального бюджета.
Результаты проверки зафиксированы в акте внеплановой выездной проверки от 30.03.2018.
По результатам проверки, в соответствии со статьями 269.2, 270.2 БК РФ, пунктом 68 Правил осуществления Федеральным казначейством полномочий по контролю в финансово-бюджетной сфере, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 28 ноября 2013 г. N 1092, УФК по Волгоградской области выдало представление от 04.05.2018 N 29-11-53/23-6621.
Таким образом, доводы жалоб о том, что в действиях заявителя отсутствует состав бюджетного нарушения, необоснован, поскольку факт нарушения зафиксирован и подтверждается актом проверки от 30.03.2018, уведомлением о применении бюджетных мер принуждения от 29.05.2018 N 07-04-04/09-10645, письмом Рослесхоза от 04.06.2018 N 05-01-30/9181.
Учитывая изложенное, оспариваемые приказы являются законными и обоснованными не нарушают права и законные интересы заявителя.
Доводы, изложенные в апелляционных жалобах, связанные с иной оценкой имеющихся в материалах дела доказательств и иным толкованием норм права, не опровергают правильные выводы суда и не свидетельствуют о судебной ошибке.
При таких обстоятельствах, суд апелляционной инстанции считает, что решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, соответствует материалам дела и действующему законодательству, нормы материального и процессуального права не нарушены и применены правильно, судом полностью выяснены обстоятельства, имеющие значение для дела, в связи с чем оснований для отмены или изменения решения и удовлетворения апелляционных жалоб не имеется.
Обстоятельств, являющихся безусловным основанием в силу ч. 4 ст. 270 АПК РФ для отмены судебного акта, апелляционным судом не установлено.
Руководствуясь ст.ст.266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 20.12.2018 по делу N А40-231313/18 оставить без изменения, апелляционные жалобы - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражном суде Московского округа.
Председательствующий судья |
Л.А.Москвина |
Судьи |
С.Л.Захаров |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-231313/2018
Истец: КОМИТЕТ ФИНАНСОВ ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ
Ответчик: Министерство финансов РФ
Третье лицо: АДМИНИСТРАЦИЯ ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ, КОМИТЕТ ПРИРОДНЫХ РЕСУРСОВ, ЛЕСНОГО ХОЗЯЙСТВА И ЭКОЛОГИИ ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ, УФК по Волгоградской области, ФЕДЕРАЛЬНОЕ КАЗНАЧЕЙСТВО
Хронология рассмотрения дела:
15.07.2020 Постановление Арбитражного суда Московского округа N Ф05-9184/19
20.03.2020 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-3366/20
03.12.2019 Решение Арбитражного суда г.Москвы N А40-231313/18
23.10.2019 Определение Арбитражного суда г.Москвы N А40-231313/18
01.07.2019 Постановление Арбитражного суда Московского округа N Ф05-9184/19
18.03.2019 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-5487/19
20.12.2018 Решение Арбитражного суда г.Москвы N А40-231313/18