город Москва |
|
4 марта 2019 г. |
дело N А40-187858/18 |
Резолютивная часть постановления оглашена 25.02.2019.
Полный текст постановления изготовлен 04.03.2019.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующий судья Маркова Т.Т., судьи Лепихин Д.Е., Кочешкова М.В.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Бабажановым Н.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Правительства Карачаево-Черкесской Республики
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 23.11.2018
по делу N А40-187858/18, принятое судьей Поздняковым В.Д.
по заявлению Правительства Карачаево-Черкесской Республики (ОГРН 1020900511818)
к Министерству финансов Российской Федерации (ОГРН 1037739085636)
третьи лица: 1. Минсельхоз Карачаево-Черкесской Республики (ОГРН 1030900709245), 2. Минфин Карачаево-Черкесской Республики (ОГРН 1080917004860), 3. УФК по Карачаево-Черкесской Республике (ОГРН 1030900721840), 4. Казначейство России
об оспаривании приказа; извещения о принятии решения о бесспорном взыскании;
при участии:
от заявителя - не явился, извещен;
от заинтересованного лица - Мустафаева В.Я. по доверенности от 25.07.2016;
от третьих лиц - 1-3. не явились, извещены, 4. Савастлеев А.А. по доверенности от 13.12.2018;
установил: решением Арбитражного суда г. Москвы от 23.11.2018 в удовлетворении заявленных Правительством Карачаево-Черкесской Республики требований о признании недействительным приказа от 04.05.2018 N 426, извещения о принятии решения о бесспорном взыскании от 14.05.2018 N 19-09-02/32142, отказано.
Не согласившись с решением суда, Правительство Карачаево-Черкесской Республики обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит судебный акт отменить, по мотивам, изложенным в жалобе, представитель в судебное заседание не явился, извещены.
В качестве третьих лиц в деле участвуют Министерство сельского хозяйства Карачаево-Черкесской Республики, Министерство финансов Карачаево-Черкесской Республики, Управление Федерального казначейства по Карачаево-Черкесской Республике, Управление Федерального казначейства Российской Федерации (представители в судебное заседание не явились, информация о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы размещена на официальном сайте суда и картотеке арбитражных дел), Федеральное казначейство Российской Федерации.
В судебном заседании представители Министерства финансов Российской Федерации и Федерального казначейства возражали против удовлетворения апелляционной жалобы, представлены письменные пояснения, которые приобщены к материалам дела.
Из материалов дела следует, что в период с 16.01.2018 по 09.02.2018 в отношении Министерства сельского хозяйства КЧР проведена внеплановая камеральная проверка соблюдения условий софинансирования субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации Министерстве сельского хозяйства КЧР, предоставленных КЧР в 2016.
По результатам проверки органом внутреннего финансового контроля (п. 3 ст. 265 БК РФ) оформлен акт камеральной проверки от 26.03.2018 (п. 44 Правил 1092), копия которого вручена должностному лицу Министерства сельского хозяйства КЧР, о чем имеется подпись и указана дата вручения.
Согласно акту проверки УФК по КЧР в деятельности Министерства сельского хозяйства КЧР выявлены бюджетные нарушения в виде нарушения условий софинансирования, установленных Соглашением N 3/17-с от 25.01.2016 N 3/17-с (в редакции дополнительных соглашений N 1 от 11.03.2016, (N 514/17-с), N 2 от 31.05.2016 (N 665/17-с), N 3 от 10.06.2016 (N 858/17-с), N 4 от 15.07.2016 (N 1083/17-с), N 5 от 09.12.2016 (N 1245/17-с), N 6 от 25.12.2016 (N 1529/17-с), при исполнении расходных обязательств КЧР на реализацию мероприятий в отрасли сельского хозяйства, софинансируемых за счет субсидий, предоставленных из федерального бюджета, в частности, на оказание несвязанной поддержки сельскохозяйственным товаропроизводителям в области растениеводства в рамках государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020.
Акт проверки и прилагаемые к нему материалы направлены в Федеральное казначейство для принятия решения о направлении в Минфин России уведомления о применении бюджетных мер принуждения (п. п. 46, 47 и 71 Правил N 1092).
Рассмотрев акт проверки и представленные с ним материалы, упономоченным Федерального казначейства направлено в Минфин России уведомление о применении бюджетных мер принуждения от 03.04.2018 N 07-04-04/09-5699, в котором в краткой форме отражены обстоятельства бюджетных нарушений, указанных в акте проверки, и суммы средств субсидий, использованных с нарушением условий софинансирования, подлежащие бесспорному взысканию в доход федерального бюджета.
На основании указанного уведомления Министерством финансов Российской Федерации издан оспариваемый приказ от 04.05.2018 N 426, которым из бюджета КЧР бесспорно взыскана сумма средств в размере 618.786, 45 руб. в доход федерального бюджета на счет главного распорядителя бюджетных средств - Министерства сельского хозяйства Российской Федерации, которое предоставляло субсидии бюджету субъекта Российской Федерации.
Не согласившись с приказом от 04.05.2018 N 426 и извещением о принятии решения о бесспорном взыскании от 14.05.2018 N 19-09-02/32142, заявитель обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из соответствия действующему законодательству оспариваемого акта.
Рассмотрев повторно материалы дела в порядке, предусмотренном ст. ст. 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, проверив доводы жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта, исходя из следующего.
Согласно п. 1 ст. 306.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации бюджетная мера принуждения за совершение бюджетного нарушения применяется финансовыми органами и органами Федерального казначейства (их должностными лицами) на основании уведомления о применении бюджетных мер принуждения органа государственного (муниципального) финансового контроля.
Согласно п. 5 ст. 306.2 названного Кодекса под уведомлением о применении бюджетных мер принуждения в целях Бюджетного кодекса Российской Федерации понимается документ органа государственного (муниципального) финансового контроля, обязательный к рассмотрению финансовым органом, содержащий основания для применения предусмотренных названным Кодексом бюджетных мер принуждения и суммы средств, использованных с нарушением условий предоставления (расходования) межбюджетного трансферта, бюджетного кредита или использованных не по целевому назначению.
Из указанных норм следует, что положения Кодекса не предусматривает в качестве оснований для издания министром финансов Российской Федерации приказа о применении бюджетных мер принуждения иные документы, такие как представление, предписание, извещение о принятии решения о бесспорном взыскании, основанием издания приказа является только уведомление о применении бюджетных мер принуждения.
Таким образом, оснований для выдачи заявителю предписания для применения бюджетной меры принуждения не имелось.
Указанный приказ в части порядка его принятия, полномочий должностного лица, принявшего приказ, порядка проведения контрольных действий УФК по КЧР и действий Федерального казначейства по оформлению и направлению уведомления о БМП в Министерство финансов Российской Федерации, а также сроков направления указанных документов и принятия приказа N 426 заявителем не оспариваются, из заявления не следует таких доводов.
Следовательно, в соответствии с ч. 3.1 ст. 70 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, указанные обстоятельства считаются признанными стороной, поскольку прямо ею не оспорены.
В этой связи, Минфин России указывает на фактические обстоятельства совершения бюджетного нарушения в виде нарушения условий софинансирования при исполнении Минсельхозом КЧР и Правительством КЧР расходных обязательств КЧР с использованием средств субсидий, предоставленных из федерального бюджета.
Под субсидиями бюджетам субъектов Российской Федерации из федерального бюджета понимаются межбюджетные трансферты, предоставляемые бюджетам субъектов Российской Федерации в целях софинансирования расходных обязательств, возникающих при выполнении полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации по предметам ведения субъектов Российской Федерации и предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, и расходных обязательств по выполнению полномочий органов местного самоуправления по вопросам местного значения (п. 1 ст. 132 БК РФ).
Согласно п. 3 ст. 132 Бюджетного кодекса Российской Федерации (в редакции на момент предоставления субсидии) установлено, что цели и условия предоставления и расходования субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации из федерального бюджета, критерии отбора субъектов Российской Федерации для предоставления указанных межбюджетных субсидий и их распределения между субъектами Российской Федерации устанавливаются федеральными законами и (или) принятыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации на срок не менее трех лет.
В соответствии с п. 1 ст. 130 названного Кодекса, межбюджетные трансферты из федерального бюджета (за исключением субвенций) предоставляются при условии соблюдения органами государственной власти субъектов Российской Федерации бюджетного законодательства Российской Федерации и законодательства Российской Федерации о налогах и сборах.
Правила предоставления межбюджетных трансфертов из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации, формы которых предусмотрены абз. 3 - 5 ст. 129 Кодекса устанавливаются нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации.
Среди межбюджетных трансфертов, указанных в ст. 129 Бюджетного кодекса Российской Федерации предусмотрены субсидии.
Частью 3 ст. 7 Федерального закона N 264-ФЗ "О развитии сельского хозяйства" установлено, что Правительство Российской Федерации вправе устанавливать условия предоставления за счет средств федерального бюджета субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации, критерии и методику (нормативы) определения объема субсидий, предоставляемых субъектам Российской Федерации.
Согласно п. 2 ст. 26.19 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" из федерального бюджета могут предоставляться субсидии бюджету субъекта Российской Федерации для долевого финансирования расходов консолидированного бюджета субъекта Российской Федерации.
Исходя из указанных норм следует, что Правительство Российской Федерации вправе устанавливать условия предоставления (расходования) субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации, а также определять уровни объемов и порядок расчета таких объемов предоставляемых субсидий, субсидии предоставляются на условиях долевого финансирования (софинансирования).
Согласно п. 2 ст. 115 Конституции Российской Федерации и абз. 4 ст. 23 Федерального Конституционного закона от 17.12.1997 N 2-ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации" постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации обязательны к исполнению в Российской Федерации.
Следовательно, Правила предоставления субсидий должны соблюдаться всеми без исключения участниками межбюджетных отношений, получающими субсидии из федерального бюджета. Такие участники межбюджетных отношений в соответствии со ст. 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации именуются получателями средств федерального бюджета.
В соответствии с указанными нормами Правительством Российской Федерации постановлением от 22.12.2012 N 1371 утверждены и введены в действие Правила предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на возмещение части затрат сельскохозяйственных товаропроизводителей на уплату страховых премий по договорам сельскохозяйственного страхования (в редакции, действующей в период предоставления субсидий).
Указанными Правилами предусмотрено, что субсидии из федерального бюджета предоставляются в целях оказания финансовой поддержки при исполнении расходных обязательств субъектов Российской Федерации, связанных с реализацией государственных программ субъектов Российской Федерации и (или муниципальных программ, в частности на возмещение части затрат сельскохозяйственных товаропроизводителей на уплату страховых премий по договорам сельскохозяйственного страхования (п. 2 Правил N 1371).
К сельскохозяйственным товаропроизводителям относятся граждане, ведущие личное подсобное хозяйство, сельскохозяйственные потребительские кооперативы (перерабатывающие, сбытовые (торговые), обслуживающие (в том числе кредитные), снабженческие, заготовительные), и крестьянские (фермерские) хозяйства (ч. 2 ст. 3 Федерального закона от 29.12.2006 N 264-ФЗ "О развитии сельского хозяйства").
Для целей софинансирования расходных обязательств субъектов Российской Федерации перечень мероприятий, предусмотренных правовыми актами (программами) субъектов Российской Федерации, должен соответствовать нормативным правовым актам Российской Федерации (то есть программам, утвержденным постановлениями Правительства Российской Федерации, п. п. "а" п. 8 Правил, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30.09.2014 N 999).
Указанное требование названных Правил является одним из условий предоставления субсидий из федерального бюджета, вытекающее из принципа целевого и адресного назначения субсидий, установленного ст. 38 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
Помимо указанного условия, названные Правила содержат ряд обязательных условий, к которым отнесены такие как наличие утвержденной государственной программы субъекта Российской Федерации (муниципальной программы) (содержащей соответствующие мероприятия); наличие средств в бюджетах субъектов Российской Федерации (местных бюджетах) на исполнение расходных обязательств субъектов Российской Федерации (расходных обязательств муниципальных образований) (на реализацию мероприятий программ); наличие нормативных правовых актов субъекта Российской Федерации, устанавливающих порядок и условия предоставления из бюджета субъекта Российской Федерации субсидий (за счет собственных средств бюджета субъекта Российской Федерации).
Аналогичные условия содержит п. 3 Правил N 1371.
Указанные условия не являются исчерпывающими и свидетельствуют о том, что в случае утверждения субъектом Российской Федерации соответствующих федеральной программе мероприятий в программе субъекта Российской Федерации по развитию сельского хозяйства, на осуществление которых в бюджете субъекта предусмотрены соответствующие бюджетные обязательства субъекта Российской Федерации в виде ассигнований, утвержденных законом о бюджете субъекта Российской Федерации на соответствующий финансовый год, и правил субъекта Российской Федерации о предоставлении субсидий из бюджета субъекта, Российская Федерация предоставит субсидии на софинансирование таких мероприятий.
Кроме указанных условий, Правила содержат финансовые условия предоставления субсидий, определяющие объемы субсидий, порядок расчетов объемов предоставляемых субсидий, уровни софинансирования и порядок использования (расходования) предоставляемых субсидий с учетом принципа софинансирования.
Правилами N 1371 (п. 8) предусмотрен размер субсидии, предоставляемый в зависимости от расчетной бюджетной обеспеченности субъекта Российской Федерации на очередной финансовый год после распределения дотаций, рассчитанный в соответствии с методикой распределения дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 22.11.2004 N 670 "О распределении дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации".
Термин "уровни софинансирования" по смыслу означает пропорцию (в процентном соотношении либо в соотношении между конкретными суммами средств или в коэффициентах в виде десятичной дроби) между объемами средств субсидии из федерального бюджета и собственными средствами бюджета субъекта Российской Федерации на осуществление программных мероприятий.
Согласно п. 11 Правил N 1371 субсидии предоставляются на основании соглашения, заключаемого между Минсельхозом России и высшим исполнительным органом государственной власти субъектов Российской Федерации, форма которого утверждается Минсельхозом России, а содержание Соглашения должно соответствовать положениям Правил N 999.
Указанные положения в их системном взаимодействии означают, что Соглашением о предоставлении субсидии устанавливается не только адресное распределение субсидии и собственных средств бюджета субъекта Российской Федерации, но и конкретные размеры (объемы) выделяемых средств, как субсидии за счет федерального бюджета, так и за счет собственных средств бюджета субъекта по каждому программному мероприятию и виду субсидии исходя из видов кредитов (займов), установленных Правилами N 1371.
Таким образом, указанные Правила предоставления субсидий из федерального бюджета содержат условия софинансирования, определяемые долевым соотношением между средствами субсидии из федерального бюджета и средствами бюджета субъекта Российской Федерации, направляемыми на исполнение расходных обязательств субъекта Российской Федерации.
При этом в соответствии с Правилами N 1371 конкретное соотношение объемов средств федерального и регионального бюджетов устанавливается в заключаемом между Минсельхозом России и высшим исполнительным государственным органом субъекта Российской Федерации Соглашении о предоставлении субсидий из федерального бюджета, которые стороны согласуют между собой, устанавливая в Соглашении конкретные суммы расходов за счет двух бюджетов (в том числе за счет консолидированного бюджета субъекта Российской Федерации) на выполнение мероприятий региональной программы, и, заключая такое Соглашение, одновременно принимают на себя расходные обязательства в объемах сумм бюджетных средств, указанных в Соглашении.
Согласно абз. 20 ст. 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации под расходными обязательствами понимаются обусловленные законом, иным нормативным правовым актом, договором или соглашением обязанности публично-правового образования (Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования) или действующего от его имени казенного учреждения предоставить физическому или юридическому лицу, иному публично-правовому образованию, субъекту международного права средства из соответствующего бюджета.
Под бюджетными обязательствами понимаются расходные обязательства, подлежащие исполнению в соответствующем финансовом году (абз. 21 ст. 6 БК РФ).
Указанные обязательства одновременно являются публичными обязательствами Российской Федерации и субъекта Российской Федерации в силу абз. 22 ст. 6 названного Кодекса, согласно которому под публичными обязательствами понимаются обусловленные законом, иным нормативным правовым актом расходные обязательства публично-правового образования перед физическим или юридическим лицом, иным публично-правовым образованием, подлежащие исполнению в установленном соответствующим законом, иным нормативным правовым актом размере или имеющие установленный указанным законом, актом порядок его определения (расчета, индексации).
Согласно п. 3 ст. 219 Кодекса получатель бюджетных средств принимает бюджетные обязательства путем заключения государственных (муниципальных) контрактов, иных договоров с физическими и юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями или в соответствии с законом, иным правовым актом, соглашением.
Правила N 1371 содержат положения об обязательном возврате остатков средств субсидии, неиспользованной в текущем финансовом году субъектом Российской Федерации, в федеральный бюджет по окончании соответствующего финансового года (п. п. 19, 21, 22 Правил N 1371).
Также Правилами N 1371 предусмотрено условие принудительного возврата средств (путем взыскания) неиспользованных субсидий либо использованных с нарушением целевого назначения или условий предоставления (расходования) субсидий, а также в случае отсутствия потребности в субсидиях (п. п. 22, 23, 24, 25, Правил N 1371, п. 22 Правил N 999).
Положения Правил N 1371, регулирующие обязательный и принудительный возврат в федеральный бюджет неиспользованных средств субсидий (межбюджетных трансфертов) и (или) образовавшихся их остатков, предусмотрены пунктом 5 статьи 242 БК РФ.
Положения п. 5 ст. 242 Бюджетного кодекса Российской Федерации являются императивными и подлежат неукоснительному соблюдению всеми участниками бюджетных отношений (в том числе межбюджетных отношений), получателями средств федерального бюджета.
Таким образом, с учетом указанных положений бюджетного законодательства о расходных и бюджетных обязательствах, Российская Федерация и Карачаево-Черкесская Республика, заключая Соглашение о предоставлении субсидий из федерального бюджета, и, предусматривая в Соглашении конкретные суммы расходных обязательств за счет двух бюджетов, вытекающие из федерального закона о федеральном бюджете, распоряжений Правительства Российской Федерации о предоставлении субсидий, из закона КЧР о республиканском бюджете на 2016 год и региональной программы развития сельского хозяйства, одновременно принимают на себя публичные обязательства по осуществлению соответствующих расходов на выполнение мероприятий как федеральной программы, так и региональной программы, на софинансирование которой в соответствующей пропорции (доле) предоставляются субсидии из федерального бюджета.
В соответствии с п. 23 Правил N 1460 предоставление субсидий осуществляется на основании соглашения о предоставлении субсидий. Форма соглашения о предоставлении субсидий утверждается Министерством сельского хозяйства Российской Федерации в соответствии с положениями, определенными постановлением Правительства Российской Федерации от 30.09.2014 N 999 "О формировании, предоставлении и распределении субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации" (п. 23 в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 27.01.2015 N 53).
В соответствии с п. 24 Правил N 1460 уполномоченный орган представляет в Министерство сельского хозяйства Российской Федерации следующие документы: выписка из закона субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации и (или) из нормативных правовых актов муниципальных образований о местных бюджетах, подтверждающая наличие утвержденных в бюджете субъекта Российской Федерации (местном бюджете) бюджетных ассигнований на исполнение указанных в пункте 2 настоящих Правил расходных обязательств субъекта Российской Федерации (муниципальных образований), - в срок, установленный Министерством сельского хозяйства Российской Федерации; отчет о расходах бюджета субъекта Российской Федерации (местного бюджета), источником финансового обеспечения которых является субсидия - по форме и в срок, которые установлены Министерством сельского хозяйства Российской Федерации; отчет о достижении значений показателей результативности использования субсидий, предусмотренных соглашением о предоставлении субсидий, - по форме и в срок, которые установлены Министерством сельского хозяйства Российской Федерации; отчет о финансово-экономическом состоянии сельскохозяйственных товаропроизводителей - по форме и в срок, которые установлены Министерством сельского хозяйства Российской Федерации.
В соответствии с п. 25 Правил в случае если размер бюджетных ассигнований, предусмотренных в бюджете субъекта Российской Федерации на финансовое обеспечение субсидий, не соответствует уровню софинансирования из федерального бюджета, предусмотренному п. 7 настоящих Правил и отраженному в соглашении о предоставлении субсидий, то размер субсидии, предоставляемой бюджету субъекта Российской Федерации, подлежит сокращению до соответствующего уровня софинансирования, а высвобождающиеся средства могут быть перераспределены между бюджетами других субъектов Российской Федерации, имеющих право на получение субсидии в соответствии с настоящими Правилами.
Согласно абз. 20 ст. 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации под расходными обязательствами понимаются обусловленные законом, иным нормативным правовым актом, договором или соглашением обязанности публично-правового образования (Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования) или действующего от его имени казенного учреждения предоставить физическому или юридическому лицу, иному публично-правовому образованию, субъекту международного права средства из соответствующего бюджета.
Под бюджетными обязательствами понимаются расходные обязательства, подлежащие исполнению в соответствующем финансовом году (абз. 21 ст. 6 БК РФ).
Кроме того, указанные обязательства одновременно являются публичными обязательствами Российской Федерации и субъекта Российской Федерации в силу абз. 22 ст. 6 названного Кодекса, согласно которому под публичными обязательствами понимаются обусловленные законом, иным нормативным правовым актом расходные обязательства публично-правового образования перед физическим или юридическим лицом, иным публично-правовым образованием, подлежащие исполнению в установленном соответствующим законом, иным нормативным правовым актом размере или имеющие установленный указанным законом, актом порядок его определения (расчета, индексации).
Согласно п. 3 ст. 219 Кодекса получатель бюджетных средств принимает бюджетные обязательства путем заключения государственных (муниципальных) контрактов, иных договоров с физическими и юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями или в соответствии с законом, иным правовым актом, соглашением.
Положения п. 5 ст. 242 Кодекса являются императивными и подлежат неукоснительному соблюдению всеми участниками бюджетных отношений (в том числе межбюджетных отношений), получателями средств федерального бюджета.
Таким образом, с учетом указанных положений Бюджетного кодекса Российской Федерации о расходных и бюджетных обязательствах, Российская Федерация и Карачаево-Черкесская Республика, заключая Соглашение о предоставлении субсидий из федерального бюджета, и, предусматривая в Соглашении конкретные суммы расходных обязательств за счет двух бюджетов, вытекающие из федерального закона о федеральном бюджете, распоряжений Правительства Российской Федерации о предоставлении субсидий, из закона КЧР о республиканском бюджете на 2016 и региональной программы развития сельского хозяйства, одновременно принимают на себя публичные обязательства по осуществлению соответствующих расходов на выполнение мероприятий как федеральной программы N 717, так и региональной программы, на софинансирование которой в соответствующей пропорции предоставляются субсидии из федерального бюджета.
Во исполнение государственной программы N 717, указанных Правил между Минсельхозом России и Правительством КЧР заключено Соглашение от 25.01.2016 N 3/17-с о предоставлении субсидий из федерального бюджета КЧР в 2016.
Предметом Соглашения N 3/17-с (в том числе в редакции дополнительных соглашений, приложение N 1 к Соглашению) является предоставление из федерального бюджета субсидий, в том числе на оказание несвязанной поддержки сельскохозяйственным товаропроизводителям в области растениеводства Программы N 717.
В соответствии с п. 1.3 Соглашения высший исполнительный орган использует субсидии, указанные в пункте 1.2 Соглашения (имеет ссылку на приложение N 1 к Соглашению, установлен перечень субсидий с указанием сумм бюджетных средств), в порядке и на условиях, установленных Правительством Российской Федерации в пределах годовых объемов субсидий, утвержденных КЧР.
Пунктом 2.2.1 Соглашения N 3/17-с установлено обязательство высшего исполнительного органа о финансировании расходов по направлениям и в объемах, установленных в приложениях N 1 и N 2 Соглашений (в приложении N 1 указаны федеральные средства на субсидии, в приложении N 2 - бюджетные средства КЧР, то есть расходные обязательства).
Пунктом 3.4 Соглашения N 3/17-с предусмотрено, что в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения своих обязательств по Соглашению, стороны несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации и условиями Соглашения.
Указанные условия Соглашения в их совокупности позволяют прийти к выводу о том, что в случае сокращения расходных обязательств КЧР, подлежащих исполнению в объемах, установленных Соглашением, предоставленные средства субсидий из федерального бюджета подлежат сокращению, а возникшие остатки субсидий по состоянию на 1 января текущего финансового года, подлежат возврату в федеральный бюджет. В случае не возврата остатков субсидий в федеральный бюджет, последние подлежат взысканию в доход федерального бюджета.
Условия Соглашения устанавливают принцип соблюдения долей между средствами субсидий и собственными средствами бюджета КЧР при расходовании бюджетных средств, то есть принцип соблюдения пропорции между средствами двух бюджетов при софинансировании расходных обязательств КЧР, который Республикой как публично-правовым образованием при осуществлении фактических расходов был нарушен.
При соблюдении указанных условий (пропорции) и, в случае сокращения общего объема расходов (за счет двух бюджетов) в результате, например, эффективного проведения торгов, такое сокращение расходов не может возникнуть только у бюджета Республики, оно возникает также и в отношении средств субсидии, предоставленной из федерального бюджета. При этом установленная Соглашением пропорция средств бюджетов, вытекающая из объемов принятых сторонами расходных обязательств, должна применяться к общему остатку неиспользованных бюджетных средств при реализации программных мероприятий.
Возникновение остатка средств только в средствах Республики указывает на нарушение баланса интересов Российской Федерации, предоставившей субсидии, которые были израсходованы Республикой в полном объеме (то есть с перерасходом), а собственные средства Республики при этом незаконно сэкономлены в нарушение принятых на себя расходных обязательств.
Соответственно, при фактическом расходовании бюджетных средств как федерального, так и Республиканского бюджетов, КЧР не вправе в одностороннем порядке изменять уровни софинансирования в обход условий Соглашения и в целях оправдания получения остатков (экономии) средств Республиканского бюджета, а также в силу абз. 5 ст. 31 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
Следовательно, орган внутреннего финансового контроля пришел к обоснованным выводам о нарушении условий софинансирования при фактическом исполнении расходных обязательств КЧР Министерством сельского хозяйства КЧР.
О нарушении условий софинансирования указано в акте проверки и уведомлении.
Кроме того, указанные выводы контрольного органа основаны на отчетах о расходовании бюджетных средств, в том числе субсидий, которые Минсельхоз КЧР направлял в Минсельхоз России, а также платежных документах, полученных в процессе контрольных мероприятий.
Направление таких отчетов предусмотрено условиями указанных выше Соглашений.
При этом оспаривая приказ N 426, заявитель, по сути, оспаривает сведения своих же отчетов, на основе сведений из которых, отраженных в акте проверки и уведомлении принят данный приказ.
В частности, из акта проверки (п. 4, стр. 29-30), уведомления о БМП (раздел III, стр. 9) следует, что на оказание несвязанной поддержки сельскохозяйственным товаропроизводителям в области растениеводства общий объем средств за счет субсидии из федерального бюджета и средств бюджета КЧР предусмотрен в размере 60.262.900 руб., из которых за счет средств федерального бюджета (субсидия) 56.762.900 руб.; за счет бюджета КЧР - 3.500.000 руб.
Фактический (кассовый) расход средств двух бюджетов на осуществление мероприятия составил 59.601.841 руб., из которых за счет средств федерального бюджета (субсидия) 56.759.021 руб.; за счет бюджета 2.842.820 руб.
При общем фактически использованных средств в размере 59.601.841 руб. субсидия из федерального бюджета могла быть использована субъектом Российской Федерации в размере не более 56.140.234, 55 руб. (59.601.841 х 56.762.900 / 60.262.900 руб.).
Таким образом, перерасход средств федерального бюджета составил 618.786, 45 руб. (56.759.021 - 56.140.234, 55 руб.).
Нарушение условий софинансирования выразилось в перерасходе средств федерального бюджета на сумму 618.786, 45 руб., что отражено в приказе N 426.
Расчет размера перерасхода средств федерального бюджета выполнен по методике, утвержденной приказом Минфина России от 31.03.2017 N 53н и основан на математических принципах расчета долей в общем объеме средств.
Правила N 999, в частности, подп. "a(l)" п. 10 Правил N 999, на который сослался заявитель в целях предложения иной методики расчета размера суммы взыскания, в данном случае не применимы, поскольку в качестве бюджетного нарушения заявителю вменяется нарушение условий софинансирования, а не нарушение графиков выполнения работ или не достижение показателей результативности предоставления субсидии, предусмотренные в качестве оснований для возврата средств субсидий в федеральный бюджет именно Правилами N 999 (п. п. 16 - 19).
При этом подп. "a(l)" п. 10 Правил N 999 утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 11.12.2017 N 1519, что указывает на распространение его действия только на бюджеты, сформированные с 2018 финансового года, соответственно субсидии, предоставленные из бюджета 2016, не подпадают под действие указанных изменений.
В то же время положения подп. "a(l)" п. 10 Правил N 999 регулируют не вопрос возврата средств федерального бюджета из бюджетов субъектов Российской Федерации, а установление уровней софинансирования в процентах в соглашениях, заключаемых с 2018.
Таким образом, из приведенных результатов контроля исполнения бюджетных и расходных обязательств КЧР следует, что Минсельхоз КЧР в отсутствие экономических обоснований сократил расходные обязательства КЧР за счет средств бюджета КЧР и неосновательно получил экономию средств бюджета КЧР за счет перерасхода средств федерального бюджета (субсидии) на общую сумму 618.786, 45 руб., предоставленных КЧР как публично-правовому образованию, на исполнение расходных обязательств Республики, тем самым нарушил условия софинансирования, установленные Правилами N 1431 и Соглашением о предоставлении субсидий.
При этом КЧР, сократив свои расходные обязательства, по сути, не исполнила собственный Закон о республиканском бюджете на 2016, тем самым выявила снижение общей потребности в бюджетных средствах на указанные программные мероприятия, в том числе за счет предоставленной субсидии из федерального бюджета, которая при таких обстоятельствах неосновательно получена в республиканский бюджет в повышенном размере, что также указывает на нарушение бюджетного законодательства и интересов Российской Федерации.
Нарушение условий софинансирования расходных обязательств, допущенное КЧР, свидетельствует о нарушении условий предоставления (расходования) средств субсидий из федерального бюджета.
Доводы заявителя со ссылкой на постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 11.03.1998 N 8-П и от 12.05.1998 N 14-П о необходимости доказывания вины и установлении соразмерности при применении публично-правовой ответственности применительно к действиям Правительства КЧР и Минсельхоза КЧР, допустивших как получатели средств федерального бюджета бюджетное нарушение, являются несостоятельными исходя из того, что неисполнение публичного обязательства по исполнению расходных (бюджетных) обязательств публично-правовым образованием, от имени которого выступал государственный орган КЧР, не ставится в зависимость от субъективной характеристики - признака вины, как правового явления, присущего для уголовно-правовой сферы отношений и отношений в области административных правонарушений, которые регулируются не бюджетным законодательством, против отношений, рассматриваемых в настоящем деле. При этом указанный довод заявителя противоречит правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в постановлении от 18.07.2018 N 33-П, применительно именно к расходным (бюджетным) обязательствам субъектов Российской Федерации, от исполнения которых субъекты Российской Федерации уклоняются в отсутствие экономических обоснований.
Кроме того, необходимо учитывать, что бюджетная мера принуждения не является по своему смыслу наказанием, каковым оно определено в законодательстве об административных правонарушениях и уголовном, поскольку не ставит своей целью негативное воздействие на физических лиц и организации (их собственные средства, лишение таких средств), а направлено на средства бюджетов публично-правовых образований, органами власти которых допущены бюджетные нарушения, что исключает необходимость доказывания вины, как элемента субъективной стороны состава правонарушения (преступления). Бюджетное законодательство не содержит понятия вины и процедуры ее доказывания.
Таким образом, приказ N 426 издан Минфином России обоснованно и направлен на восстановление баланса интересов публично-правового образования - Российской Федерации, за счет перерасхода бюджетных средств которой КЧР получила необоснованную экономию средств республиканского бюджета при снижении общей потребности в бюджетных средствах на осуществление программных мероприятий и, в частности, в средствах федерального бюджета.
В рассматриваемом случае оспариваемый ненормативный правовой акт (приказ N 426) соответствует действующему законодательству и не нарушает прав и законных интересов заявителя, доказательств обратного не представлено.
В части оспаривания извещения от 14.05.2018 N 19-09-02/32142 об издании приказа N 426 и его исполнении органами Федерального казначейства, следует отметить, что требованиям ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации извещение не отвечает, как документ, не содержащий признаков ненормативного правового акта.
В данном случае отказ в удовлетворении заявленного требования (оспаривание извещения) влечет аналогичные правовые последствия для заявителя, что и прекращение производства по делу по заявленному требованию.
Выводы суда первой инстанции соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся доказательствам, им дана надлежащая правовая оценка, оснований для отмены судебного акта у суда апелляционной инстанции не имеется.
Нарушений норм процессуального закона, влекущих безусловную отмену судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Руководствуясь ст. ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда г. Москвы от 23.11.2018 по делу N А40-187858/18 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
Т.Т. Маркова |
Судьи |
М.В. Кочешкова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-187858/2018
Истец: - Карачаево-Черкесская Республика, в лице Правительства Карачаево-Черкесской Республики
Ответчик: РФ В ЛИЦЕ МИНИСТЕРТСВА ФИНАНСОВ РФ
Третье лицо: МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА КАРАЧАЕВО-ЧЕРКЕССКОЙ РЕСПУБЛИКИ, МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ КАРАЧАЕВО-ЧЕРКЕССКОЙ РЕСПУБЛИКИ, УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОГО КАЗНАЧЕЙСТВА ПО КАРАЧАЕВО-ЧЕРКЕССКОЙ РЕСПУБЛИКЕ, ФЕДЕРАЛЬНОЕ КАЗНАЧЕЙСТВО