Постановлением Арбитражного суда Северо-Западного округа от 22 августа 2019 г. N Ф07-7545/19 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Вологда |
|
21 марта 2019 г. |
Дело N А13-9014/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14 марта 2019 года.
В полном объеме постановление изготовлено 21 марта 2019 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Докшиной А.Ю., судей Алимовой Е.А. и Мурахиной Н.В., при ведении протокола секретарем судебного заседания Гасымовой Л.Ф.,
при участии от администрации Сокольского муниципального района Добряковой Т.С. по доверенности от 27.08.2018 N 3770, от Департамента финансов Вологодской области Щекина И.С. по доверенности от 09.01.2019 N 10-12/7, Родичевой Т.Е. по доверенности от 17.01.2019 N 10-12/10, Копыловой И.И. по доверенности 17.01.2019 N 10-12/19,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу администрации Сокольского муниципального района на решение Арбитражного суда Вологодской области от 26 сентября 2018 года по делу N А13-9014/2018,
установил:
администрация Сокольского муниципального района (ОГРН 1023502494938, ИНН 3527002440; адрес: 162130, Вологодская область, Сокольский район, город Сокол, улица Советская, дом 73; далее - администрация) обратилась в Арбитражный суд Вологодской области с заявлением к Департаменту финансов Вологодской области (ОГРН 1023500901654, ИНН 3525015806; адрес: 160000, Вологодская область, город Вологда, улица Герцена, дом 2; далее - департамент) о признании недействительным предписания от 27.03.2018 N 42-1835/18.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены общество с ограниченной ответственностью "Спецстрой" (ОГРН 1033500940032, ИНН 3527008723; адрес: 162130, Вологодская область, Сокольский район, город Сокол, улица Рабочая, дом 53; далее - ООО "Спецстрой"), Департамент строительства Вологодской области (ОГРН 1093525000040, ИНН 3525217070; адрес: 160000, Вологодская область, город Вологда, улица Герцена, дом 27; далее - Департамент строительства).
Решением Арбитражного суда Вологодской области от 26 сентября 2018 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
Администрация с решением суда не согласилась и обратилась с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований. В обоснование жалобы ссылается на нарушение судом норм материального и процессуального права. Считает, что оспариваемое предписание не соответствует законодательству. Полагает, что в данном случае отсутствуют основания полагать, что полученные Сокольским муниципальным районом денежные средства в общей сумме 4 248 528 руб., которые департамент просит возвратить, использованы заявителем с нарушением Областной адресной программы N 7 "Переселение граждан из аварийного жилищного фонда в муниципальных образованиях Вологодской области с учетом необходимости развития малоэтажного жилищного строительства на 2013 - 2017 годы", утвержденной постановлением правительства Вологодской области от 29.04.2013 N 484 (далее - Программа) и статьи 162 Бюджетного кодекса российской Федерации (далее - БК РФ). Также считает, что оспариваемое предписание выдано с нарушением статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", поскольку в нем не указаны конкретные нормы и нарушения, которые должны быть устранены заявителем.
Представитель администрации в судебном заседании поддержал доводы и требования апелляционной жалобы.
Департамент в отзыве и его представители в судебном заседании с изложенными в ней доводами не согласились, просили решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
От третьих лиц отзывы на апелляционную жалобу не поступили.
Третьи лица надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, представителей в суд не направили, в связи с этим судебное заседание проведено в их отсутствие в соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Заслушав объяснения представителей администрации и департамента, исследовав материалы дела, изучив доводы жалобы, проверив законность и обоснованность решения, суд апелляционной инстанции находит апелляционную жалобу обоснованной, а решение суда - подлежащим отмене как принятое с нарушением норм материального права, а также в связи с несоответствием выводов, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела.
Как следует из материалов дела, в период с 17.10.2017 по 08.02.2018 департаментом на основании распоряжения от 06.10.2017 проведена проверка использования администрацией средств областного бюджета, направленных на переселение граждан из ветхого и аварийного жилищного фонда за период 2016 - сентябрь 2017 года.
В ходе проверки департамент пришел к выводу о том, что в нарушение раздела 7 Программы и пункта 3.2.17 Соглашения 14.06.2016 N 72/С о предоставлении субсидии бюджету муниципального образования на обеспечение мероприятий по переселению граждан из аварийного жилищного фонда за счет средств, поступивших от государственной корпорации - Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства, и за счет средств областного бюджета (далее - Соглашение), действующего в редакции дополнительного соглашения от 19.12.2016 N 3, администрацией неправомерно направлены средства областного бюджета на расходы по оплате дополнительной площади, не предусмотренной данной Программой по 4 этапу в сумме 4 248 528 руб., в результате чего областному бюджету нанесен ущерб.
По результатам проверки ответчиком составлен акт от 02.03.2018 и администрации выдано предписание от 27.03.2018 N их.42-1835/18, которым заявителю предписано в срок до 01.10.2018 возместить в областной бюджет ущерб в сумме 4 248 528 руб., причиненный неправомерным направлением средств областного бюджета на расходы по оплате дополнительной площади жилых помещений, не учтенной в рамках реализации 4 этапа Программы.
Не согласившись с данным предписанием департамента, администрация обратилась в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Суд первой инстанции отказал в удовлетворении заявленных требований, поскольку пришел к выводу о том, что по условиям Программы и Соглашения дополнительные метры жилой площади, не учтенной в рамках реализации 4 этапа указанной Программы, подлежали оплате за счет средств местного бюджета.
При этом, как указал суд в обжалуемом решении, в контрактах, заключенных с ООО "Спецстрой", отсутствовало указание на стоимость одного квадратного метра построенного жилья. Площадь жилых помещений в обоих контрактах определена в виде нижнего порога предполагаемого объема строительства: "не менее 447,95 кв. м" и "не менее 550,9 кв. м". Таким образом, волеизъявление обоих сторон контрактов направлено на строительство жилых помещений общей площадью 939,45 кв. м и более, а поэтому никакой дополнительной площади сверх 939,45 кв. м по контрактам быть не может, так как любая суммарная площадь также будет соответствовать их условиям.
При этом суд посчитал, что одно из существенных условий договора долевого участия в строительстве жилья, а именно - стоимость одного квадратного метра, исходя из условий контрактов, определяется расчетным методом в виде деления общей цены контракта на площадь жилых помещений, переданных по актам приема-передачи. В связи с этим суд рассчитал стоимость одного квадратного метра по обоим контрактам, которая, по его мнению, составила 29 393 руб. 05 коп. (32 326 475 руб. 50 коп. : 1 099 руб. 80 коп.).
Также суд сделал вывод о том, что все средства субсидии в рамках Программы были направлены на оплату стоимости фактически построенных жилых помещений площадью 1 099,8 кв. м по средней стоимости одного квадратного метра жилых помещений, равного, как посчитал суд, 29 393 руб. 05 коп.
Таким образом, суд пришел к выводу о том, что, поскольку в Программе и Соглашении отсутствует возможность оплаты строительства жилья за счет средств бюджета области или средств Фонда сверх нормы площади, подлежащей расселению (939,45 кв. м), то администрацией совершено расходование средств субсидии на оплату площади жилых помещений, превышающих общую площадь расселяемых жилых помещений, указанную в Программе, в том числе и по сниженной стоимости одного квадратного метра жилья по сравнению в запрограммированной, что является прямым нарушением условий Программы и Соглашения и позволяет сделать выводы о нецелевом расходовании средств субсидии в указанной части.
Апелляционная коллегия не может согласиться с такими выводами суда первой инстанции и при рассмотрении дела исходит из следующего.
По смыслу статей 65, 198 и 200 АПК РФ обязанность доказывания наличия права и факта его нарушения оспариваемыми актами, решениями, действиями (бездействием) возложена на заявителя, обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта, решения, действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту, а также обстоятельств, послуживших основанием для их принятия (совершения), возлагается на орган или лицо, которые приняли данный акт, решение, совершили действия (допустили бездействие).
Исходя из части 2 статьи 201 АПК РФ обязательным условием для принятия решения об удовлетворении заявленных требований о признании ненормативного акта недействительным (решения, действий, бездействия незаконными) является установление судом совокупности юридических фактов: во-первых, несоответствия таких актов (решения, действий, бездействия) закону или иному нормативному правовому акту, а во-вторых, нарушения ими прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Федеральным законом от 21.07.2007 N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" (далее - Закон N 185-ФЗ) в целях создания безопасных и благоприятных условий проживания граждан и стимулирования реформирования жилищно-коммунального хозяйства, формирования эффективных механизмов управления жилищным фондом, внедрения ресурсосберегающих технологий путем предоставления финансовой поддержки за счет его средств создан Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства (далее - Фонд).
Согласно части 1 статьи 20 Закона N 185-ФЗ получателями средств Фонда, направляемых на предоставление финансовой поддержки, являются субъекты Российской Федерации или в случае, предусмотренном частью 3 данной статьи, муниципальные образования. Указанные средства поступают в бюджеты субъектов Российской Федерации или в случае, предусмотренном частью 3 данной статьи, в местные бюджеты.
Частью 2 статьи 20 Закона N 185-ФЗ установлено, что средства бюджета субъекта Российской Федерации, полученные за счет средств Фонда и предусмотренные в бюджете субъекта Российской Федерации на долевое финансирование переселения граждан из аварийного жилищного фонда, распределяются субъектом Российской Федерации между муниципальными образованиями, претендующими в соответствии с заявкой субъекта Российской Федерации на предоставление финансовой поддержки за счет средств Фонда и выполнившими предусмотренные статьей 14 названного Закона условия предоставления финансовой поддержки за счет средств Фонда, за исключением случаев, предусмотренных частью 2.1 данной статьи.
В целях получения финансовой поддержки Фонда, условия предоставления которой установлены статьей 14 Закона N 185-ФЗ, постановлением правительства Вологодской области от 29.04.2013 N 484 утверждена Областная адресная программа N 7 "Переселение граждан из аварийного жилищного фонда в муниципальных образованиях Вологодской области с учетом необходимости развития малоэтажного жилищного строительства на 2013 - 2017 годы".
Данная Программа разработана для достижения основной цели - ликвидация аварийного жилищного фонда общей площадью 162 888,42 кв. м и обеспечение жилыми помещениями 10 137 человек, переселяемых из жилых помещений в многоквартирных домах, признанных в установленном порядке до 1 января 2012 года аварийными и подлежащими сносу или реконструкции в связи с физическим износом в процессе их эксплуатации, в муниципальных образованиях Вологодской области, участвующих в Программе.
Задачами Программы являются обеспечение благоустроенным жильем граждан, проживающих в жилищном фонде, признанном непригодным для постоянного проживания, путем консолидации финансовых ресурсов, в том числе за счет привлечения финансовой поддержки Фонда; снос или реконструкция 1 139 многоквартирных аварийных жилых домов, признанных таковыми до 1 января 2012 года в связи с физическим износом в процессе их эксплуатации.
Таким образом, результатом выполнения Программы должно стать строительство и приобретение жилья для переселения граждан из аварийного жилищного фонда, предоставление возмещения за жилые помещения лицам, в чьей собственности находятся жилые помещения, входящие в аварийный жилищный фонд, в соответствии со статьей 32 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Перечень муниципальных образований области, претендующих на предоставление финансовой поддержки за счет средств Фонда и принявших решение о долевом финансировании переселения граждан из аварийного жилищного фонда за счет средств местного бюджета, представлен в таблице 1 Программы.
Перечень многоквартирных домов, которые признаны до 1 января 2012 года в установленном порядке аварийными и подлежащими сносу или реконструкции в связи с физическим износом в процессе их эксплуатации, на переселение граждан из которых планируется предоставление финансовой поддержки в рамках выполнения настоящей Программы, приведен в приложении 1 к Программе.
Программа реализуется посредством выделения субсидии органам местного самоуправления муниципальных образований Вологодской области на осуществление установленных мероприятий для переселения граждан из аварийного жилищного фонда муниципальных образований. Источниками финансирования Программы являются средства областного бюджета, средства местных бюджетов и средства Фонда.
Согласно Разделу 4 Программы "Распределение средств финансовой поддержки между муниципальными образованиями - участниками Программы" размер планируемой стоимости одного квадратного метра общей площади помещений, предоставляемых гражданам в соответствии с Программой, равен в 2016 - 2017 годах 34 410 руб.
Этим же разделом (в редакции постановления правительства Вологодской области от 21.11.2016 N 1054) определено распределение субсидий бюджетам муниципальных образований области по этапам.
В частности Сокольскому муниципальному району в 4-м этапе (2016 - 2017 годы) (пункт 12 таблицы 3 Раздела 4) предусмотрено выделение 32 326 474 руб. 50 коп., из них средства Фонда - 23 805 422 руб. 72 коп., средства областного бюджета - 8 521 051 руб. 78 коп; средства местного бюджета - 0 (ноль) руб.
Данный объем финансирования определен для Сокольского муниципального района исходя из площади расселяемых жилых помещений в размере 939,45 кв. м (приложение 3 к Программе).
Аналогичное субсидирование предусмотрено в адресной программе по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, расположенного на территории Сокольского муниципального района на 2016 - 2017 годы, утвержденной постановлением администрации Сокольского муниципального района от 09.12.2015 N 437. Приложением 3 к указанной Программе планируемые показатели выполнения Программы в Сокольском муниципальном районе составили 939,45 кв. м.
При этом согласно примечанию <4> (в дальнейшем примечание обозначено как <**>) к Программе для Сокольского муниципального района установлено, что предоставление средств областного бюджета осуществляется при условии внесения изменений в соглашение, заключенное между Департаментом строительства и жилищно-коммунального хозяйства области (с 1 декабря 2016 года - Департамент строительства области) и администрацией муниципального образования области о порядке предоставления субсидий из областного бюджета бюджету муниципального образования области на реализацию мероприятий по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, в части принятия муниципальными образованиями области обязательств об осуществлении расходов за счет средств местных бюджетов по оплате дополнительных площадей (разница между расселяемой и предоставляемой площадью).
В соответствии с Разделом 7 Программы предоставление средств Фонда и средств областного бюджета муниципальным образованиям области осуществляется Департаментом строительства области - главным распорядителем бюджетных средств в соответствии с правилами предоставления и расходования субсидий, утвержденными постановлением Правительства области от 12.03.2014 N 191 "Об утверждении правил предоставления и расходования субсидий", при соблюдении муниципальным образованием области в том числе условия о принятии и выполнении муниципальными образованиями области, указанными в разделе 4 с отметкой "<4>", обязательств по осуществлению расходов на оплату дополнительных площадей (разница между расселяемой и предоставляемой площадью), которые не учтены настоящей Программой, за счет средств местных бюджетов.
Как следует из материалов дела, в целях реализации Программы Департаментом строительства и Сокольским муниципальным районом заключено Соглашение от 14.06.2016 N 72/С.
Согласно пункту 2.1 данного Соглашения (в редакции дополнительного соглашения от 19.12.2016 N 3) объемы финансирования предусмотрены в соответствии с Программой в размере 32 326 474 руб. 50 коп. на 2016 - 2017 годы, в том числе субсидии за счет средств Фонда - 23 805 422 руб. 72 коп., субсидии за счет средств областного бюджета - 8 521 051 руб. 78 коп., средства местного бюджета - 0 руб.
В соответствии с подпунктом 3.2.16 пункта 3.2 Соглашения (в редакции дополнительного соглашения от 22.02.2018 N 5) при переселении граждан из аварийного жилищного фонда обеспечивается переселение 59 человек из 22 жилых помещений, общей площадью 939,45 кв. м и заключаются с ними договоры социального найма или мены в срок до 01.09.2017.
При этом дополнительным соглашением от 19.12.2016 N 3 раздел 3 Соглашения дополнен также пунктом 3.2.17, в котором указано, что муниципальное образование возмещает за счет средств местного бюджета расходы по оплате дополнительной площади, возникающие как разница между расселяемой и предоставляемой площадью, не учтенной Программой (том 1, лист 51).
Как следует из пояснений представителей департамента, включение в Соглашение пункта 3.2.17 вышеуказанного содержания вызвано внесением изменений в Программу постановлением правительства Вологодской области от 21.11.2016 N 1054, в результате которых произошло перераспределение размеров субсидии, выплачиваемой за счет средств Фонда и за счет средств областного бюджета, и оплата стоимости жилья за переселяемых граждан из средств местного бюджета Сокольского муниципального района Программой более не предусмотрена.
В соответствии с Соглашением средства субсидии предоставлены муниципальному образованию в полном объеме, что сторонами не оспаривается.
В рамках выполнения мероприятий по переселению граждан из аварийного жилищного фонда 4 этапа Программы и исполнения вышеуказанного Соглашения муниципальным казенным учреждением Сокольского муниципального района "Управление строительства и ЖКХ", действовавшего в интересах муниципального образования Сокольского муниципального района, и ООО "Спецстрой" (застройщик) заключен муниципальный контракт от 30.12.2016 N 0130200002416003544-0750895-01 на участие в долевом строительстве 11 жилых помещений в городе Соколе Сокольского района для переселения граждан из аварийного жилищного фонда.
Согласно техническому заданию к указанному контракту (приложение 1) количество жилых помещений 11, общей площадью не менее 447,95 кв. м (без учета площади лоджий и балконов).
Цена контракта составила 15 413 959 руб. 50 коп.
При этом пунктом 2.1 контракта установлено, что цена контракта является твердой и определяется на весь срок исполнения контракта за исключением случаев, предусмотренных настоящим контрактом.
Такое исключение предусмотрено только в пункте 2.3 контракта, согласно которому в случае если при проведении инвентаризации и изготовлении кадастровых паспортов уполномоченными органами установлено уменьшение введенной в эксплуатацию любой из квартир от проектной площади, производится перерасчет цены контракта и окончательная цена контракта определяется с учетом уменьшения по результатам перерасчета.
В соответствии с пунктом 3.1.1 названного контракта в течение 1 рабочего дня со дня заключения контракта застройщик обязан представить Заказчику "Проектную характеристику Объекта долевого строительства" по форме, указанной в приложении 2 к контракту, содержащую определение подлежащего передаче конкретного Объекта долевого строительства в соответствии с проектной документацией и "Поэтапный график производства работ" по форме, указанной в приложении 3 к контракту.
При этом по проектной характеристике объекта долевого строительства застройщика общая площадь составляет 550,9 кв. м.
Кроме того, муниципальным казенным учреждением Сокольского муниципального района "Управление строительства и ЖКХ" и ООО "Спецстрой" (застройщик) заключен муниципальный контракт от 30.12.2016 N 0130200002416003545-0750895-01 на участие в долевом строительстве 11 жилых помещений в городе Соколе Сокольского района для переселения граждан из аварийного жилищного фонда.
Согласно техническому заданию к указанному контракту (приложение 1) количество жилых помещений 11, общей площадью не менее 491,5 кв. м (без учета площади лоджий и балконов).
Цена контракта составила 16 912 515 руб.
При этом пунктом 2.1 контракта также установлено, что цена контракта является твердой и определяется на весь срок исполнения контракта за исключением случаев, предусмотренных настоящим контрактом.
Такое исключение также предусмотрено только в пункте 2.3 контракта, согласно которому в случае если при проведении инвентаризации и изготовлении кадастровых паспортов уполномоченными органами установлено уменьшение введенной в эксплуатацию любой из квартир от проектной площади, производится перерасчет цены контракта и окончательная цена контракта определяется с учетом уменьшения по результатам перерасчета.
В соответствии с пунктом 3.1.1 названного контракта в течение 1 рабочего дня со дня заключения контракта Застройщик обязан представить Заказчику "Проектную характеристику Объекта долевого строительства" по форме, указанной в приложении 2 к контракту, содержащей определение подлежащего передаче конкретного Объекта долевого строительства в соответствии с проектной документацией и "Поэтапный график производства работ" по форме, указанной в приложении 3 к контракту.
При этом по проектной характеристике объекта долевого строительства застройщика общая площадь составляет 548,9 кв. м.
Таким образом, фактическая совокупная площадь построенных ООО "Спецстрой" жилых помещений по двум муниципальным контрактам составила 1 099,8 кв. м, то есть на 160,35 кв. м больше, чем площадь расселяемого аварийного жилья, указанная в Программе и Соглашении.
Данные обстоятельства лицами, участвующими в деле, не оспариваются.
Департамент настаивает на том, что в данном случае администрацией за счет средств областного бюджета произведена оплата застройщику указанной разницы в жилой площади, что противоречит пункту 3.2.17 Соглашения в редакции дополнительно соглашения от 19.12.2016 N 3. Как указал ответчик в отзыве на апелляционную жалобу, финансирование расходов на оплату такого превышения фактически составило 4 713 175 руб. 57 коп. и подлежало осуществлению за счет средств бюджета муниципального образования.
При этом, как установлено судом, в акте проверки и в оспариваемом предписании указано, что сумма неправомерно израсходованных средств составила 4 248 528 руб., исходя из общей площади построенного жилья 1081,60 км. м, и разницы между расселяемой и заселяемой соответственно 142,15 кв. м. Однако данные показатели приведены вследствие арифметической ошибки, с чем согласились представители сторон в судебном заседании. Вместе с тем, как указал суд, данная ошибка не повлекла вынесение незаконного и необоснованного предписания, поскольку в нем указана меньшая сумма, которая была направлена на фактическую оплату площади, превышающую площадь, указанную в Программе и Соглашении.
Апелляционная коллегия считает ошибочным и не подтвержденным материалами дела вывод суда первой инстанции о том, что в рассматриваемой ситуации администрацией произведена застройщику оплата 160,35 кв. м излишне построенного жилья по сравнению с площадью расселяемого аварийного жилья, указанной в Программе и Соглашении.
В соответствии с разделом 4 Программы общий объем ее финансирования обоснован предельной стоимостью одного квадратного метра общей площади жилых помещений, предоставляемых взамен расселяемых жилых помещений в аварийных домах и общей площадью жилых помещений, строящихся (приобретаемых) для расселения аварийных жилых домов в рамках Программы.
В целях реализации первого этапа Программы предельная стоимость одного квадратного метра общей площади жилых помещений, используемая для приобретения жилых помещений в рамках реализации Закона N 185-ФЗ, с участием финансовой поддержки за счет средств Фонда и областного бюджета Вологодской области установлена в размере 34 410 руб.
Соответственно, Сокольскому муниципальному району запланировано выделить и фактически выделено субсидии на реализацию названной Программы всего в размере 32 326 474 руб. 50 коп. (из расчета оплаты 939,45 кв. м переселяемой площади умноженной на 34 410 руб.).
По результатам проверки департаментом не установлено превышение общей стоимости приобретенных администрацией квартирных метров жилых помещений над стоимостью квадратных метров аварийного жилья, с учетом предельной стоимости 1 кв. м в размере 34 410 руб., установленной в рамках Программы муниципальному образованию Сокольского муниципального района.
Материалами дела подтверждается, что администрацией приобретены взамен ранее занимаемых гражданами аварийных помещений жилые помещения в многоквартирных домах на основании муниципальных контрактов, заключенных с ООО "Спецстрой" (застройщик).
Муниципальные контракты заключены по итогам проведения открытого аукциона, предметом контрактов является участие в долевом строительстве в целях реализации Программы, оба контракта аналогичны по содержанию.
Цена контрактов определена исходя из стоимости одного квадратного метра общей площади жилых помещений, равной 34 410 руб. (по первому контракту 15 413 959,50 : 447,95; по второму контракту 16 912 515 : 491,5), что соответствует предельной стоимости одного квадратного метра общей площади жилых помещений, определенной в целях реализации 4 этапа Программы.
При этом как прямо установлено в пункте 2.4 контрактов, в случае если при проведении инвентаризации и изготовлении кадастровых паспортов уполномоченными органами установлено превышение введенной в эксплуатацию площади квартир над проектной, застройщик не вправе претендовать на оплату излишних площадей.
Таким образом, в контрактах не предусмотрено обязанности муниципального заказчика производить какие-либо дополнительные платежи в случае превышения застройщиком общей площади жилых помещений как за счет средств муниципального образования Сокольского муниципального района, так и за счет средств Фонда и областного бюджета.
Следовательно, застройщик при заключении контрактов принял на себя риск несения затрат при передаче в собственность данного муниципального образования жилых помещений с площадями, превышающими установленные техническими заданиями к указанным контрактам (приложение 1) и, как следствие, установленные самой Программой.
Более того, в отзыве на заявление администрации ООО "Спецстрой" также подтвердило тот факт, что оно как застройщик согласилось с условиями контрактов, включая положения пункта 2.4 контрактов, всю застроенную площадь передало, на оплату не претендует (том 3, листы 130 - 133).
Таким образом, в данном случае каких-либо расходов на оплату дополнительно построенной жилой площади, составляющей разницу с переселяемой площадью, администрацией не совершено, следовательно в деянии заявителя не доказано нарушение пункта 3.2.17 Соглашения (в редакции дополнительного соглашения от 19.12.2016 N 3).
Помимо изложенного, суд необоснованно отклонил как не имеющие правового значения доводы администрации о том, что заказчик не мог знать о том, что фактическая площадь построенных квартир будет больше, чем указанная в аукционной документации.
Как указано ранее в настоящем постановлении, по условиям пункта 3.1.1 обоих контрактов проектная характеристика объекта долевого строительства, из которой следует, что фактически застраиваемая жилая площадь превышает расселяемую на 160,35 кв. м, представляется заказчику застройщиком в течение 1 рабочего дня со дня заключения контракта.
Следовательно, администрация объективно не могла знать до заключения контрактов о размере фактической площади, которая будет передана ему застройщиком по окончании выполнения строительных работ.
При этом цена контракта на тот момент уже была сформирована и в силу пункта 2.4 контрактов не подлежала изменению в сторону увеличения.
В свою очередь, участвуя в Программе, предусматривающей конкретные показатели размера выделяемой субсидии за счет средств Фонда и областного бюджета, сформированные из расчета стоимости одного квадратного метра расселяемой площади, Сокольский муниципальный район вправе претендовать на получение именно того размера субсидии для оплаты 939,45 кв. м расселяемой жилплощади, который запланирован в Программе на нужды названного муниципального образования, исходя из стоимости одного квадратного метра жилья в размере 34 410 руб.
Следовательно, заключая Соглашение, в котором зафиксировано, что на реализацию данной Программы для Сокольского муниципального района из областного бюджета надлежит выделить 8 521 051 руб. 78 коп. субсидии, Вологодская область в лице департамента строительства согласилась с такими условиями по оплате со своей стороны всего объема расселяемого жилья, закрепленного за муниципальным образованием из расчета 34 410 руб. за 1 кв. м.
С учетом изложенного у департамента и у суда первой инстанции отсутствовали правовые основания для перерасчета стоимости одного квадратного метра фактически построенного жилья.
При таких обстоятельствах коллегия судей приходит к выводу о том, что ущерб областному бюджету не причинен, контракты в судебном порядке не признаны недействительными как противоречащие законодательству, обязательства по ним исполнены в полном объеме.
Оснований полагать, что полученные муниципальным образованием Сокольским муниципальным районом денежные средства в общей сумме 32 326 474 руб. 50 коп. использованы не по целевому назначению и с нарушением Программы, статьи 162 БК РФ, у суда апелляционной инстанции не имеется.
Более того, ни в акте проверки, ни в оспариваемом предписании администрации не вменяется в вину нарушение норм бюджетного законодательства, в том числе нецелевое использование денежных средств в спорной сумме.
Вместе с тем, несмотря на данное обстоятельство, суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявленных требований, самостоятельно сделал такой вывод в абзаце пятом на странице 7 обжалуемого решения.
При таких обстоятельствах апелляционная инстанция приходит к выводу о недоказанности ответчиком факта причинения действиями администрации какого-либо ущерба областному бюджету и, как следствие, о незаконности оспариваемого предписания, которым на заявителя возложена обязанность возместить в областной бюджет 4 248 528 руб.
В свою очередь, как отражено ранее в настоящем постановлении, по смыслу статей 65, 198 и 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта, решения закону или иному нормативному правовому акту, возложена на орган, принявший такие акт или решение.
При таких обстоятельствах у суда первой инстанции не имелось правовых оснований для отказа в удовлетворения заявленных требований.
С учетом изложенного решение суда первой инстанции подлежит отмене на основании пунктов 3, 4 части 1 статьи 270 АПК РФ в связи с несоответствием выводов, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела и неправильным применением судом норм материального права, а апелляционная жалоба и заявленные требования администрации - удовлетворению в полном объеме.
Руководствуясь статьями 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Вологодской области от 26 сентября 2018 года по делу N А13-9014/2018 отменить.
Признать не соответствующими Бюджетному кодексу Российской Федерации и недействительными предписание Департамента финансов Вологодской области от 27.03.2018 N 42-1835/18.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
А.Ю. Докшина |
Судьи |
Е.А. Алимова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А13-9014/2018
Истец: Администрация Сокольского муниципального района, Администрация Сокольского муниципального района Вологодской области, Сокольский муниципальный район в лице Администрации Сокольского муниципального района
Ответчик: Департамент финансов Вологодской области
Третье лицо: Департамент строительства Вологодской области, ООО "Спецстрой"