г. Вологда |
|
21 марта 2019 г. |
Дело N А66-5166/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 20 марта 2019 года.
В полном объёме постановление изготовлено 21 марта 2019 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Потеевой А.В., судей Алимовой Е.А., Мурахиной Н.В.
при ведении протокола секретарём судебного заседания Рогалевой Р.Д.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу акционерного общества "Тверьэнергокабель" на решение Арбитражного суда Тверской области от 17 декабря 2018 года по делу N А66-5166/2018,
установил:
акционерное общество "Тверьэнергокабель" (ОГРН 1026900522406, ИНН 6903030991; адрес: г. Тверь, ул. Сердюковская, д. 15; далее - АО "Тверьэнергокабель", Общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным приказа Государственного учреждения - Тверское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации (ОГРН 1026900510801, ИНН 6903005360; адрес: г. Тверь, ул. Ротмистрова, д. 31; далее - Фонд) от 11.12.2017 N 2640/17 "Об установлении надбавки к страховому тарифу на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний".
К участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечён Фонд социального страхования Российской Федерации (ОГРН 1027739443236; адрес: Москва, Орликов пер., д. 3А)
Решением суда от 17 декабря 2018 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
АО "Тверьэнергокабель" обжаловало решение в апелляционном порядке, ссылаясь на неправильное применение судом первой инстанции норм материального права, а также несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела. Заявило ходатайство о рассмотрении жалобы без своего участи.
Фонд представил отзыв на жалобу, в котором отклонил аргументы Общества.
Заинтересованное лицо - Фонд социального страхования Российской Федерации в судебное заседание представителя не направило, о времени и месте рассмотрения дела извещено надлежащим образом.
Дело рассмотрено в отсутствие участвующих в деле лиц, надлежащим образом извещённых о времени и месте рассмотрения судебного заседания, на основании статей 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Исследовав письменные доказательства, изучив аргументы сторон, апелляционный суд не находит оснований для удовлетворения жалобы.
Как следует из материалов дела, 22.12.2017 Обществом получено уведомление Фонда об установлении надбавки к страховому тарифу на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний на 2018 год с приложением приказа от 11.12.2017 N 2640/17, согласно которому страхователю устанавливается надбавка к страховому тарифу на 2018 год в размере 18% (т. 1, л. 47-50).
Из последующей переписки между Обществом и Фондом видно, что Фонд производил расчёт надбавки на основании данных Общества по состоянию на 01.01.2017, содержащихся в расчётах формы 4-ФСС за 9 месяцев 2017 года.
В свою очередь Общество при заполнении расчёта по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также расходам на выплату страхового обеспечения по форме 4-ФСС (далее - расчёт 4-ФСС) за 1 квартал, полугодие, 9 месяцев 2017 года в таблице 5 ошибочно не заполнило сведения о количестве работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами, подлежащих обязательным предварительным или периодическим осмотрам (строка 2 графа 7), и о количестве работников занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами, прошедших обязательные предварительные или периодические осмотры (строка 2 графа 8) (т. 1, л. 115-129). При этом в расчёте за 9 месяцев 2017 года на 1 странице указало общее количество работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами,- 66 человек.
В действительности по состоянию на 01.01.2017 специальная оценка условий труда Обществом была произведена и работники ежегодно проходили медицинские осмотры (т. 1, л. 132-165; т. 2, л. 1-104). В связи с этим Общество 30.01.2018 сдало в Фонд уточнённые расчёты, в которых исправило свою ошибку и отразило наличие 66 человек работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами, подлежащих и прошедших обязательные предварительные или периодические медицинские осмотры (т. 1, л. 59-73).
Фонд письмом от 07.03.2018 N 08-12/6908-3247 отказался произвести перерасчёт надбавки, указав в обоснование пункт 10 Правил установления страхователям скидок и надбавок к страховым тарифам на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 30.05.2012 N 524, согласно которому размер надбавки к страховому тарифу рассчитывается страховщиком на очередной финансовый год в текущем финансовом году (т. 1, л. 77).
Общество, полагая, что приказ Фонда от 11.12.2017 N 2640/17 является незаконным и нарушает его права, обжаловало указанный ненормативный правовой акт в арбитражный суд. В обоснование своих требований заявитель привёл доводы о нарушении Фондом срока принятия решения о размере надбавки на 2018 год, которое должно было быть направлено в адрес страхователя не позднее 1 сентября 2017 года. Кроме того, по мнению заявителя, представленный ответчиком расчёт надбавки к тарифу, противоречит фактическим данным о состоянии охраны труда на предприятии.
Суд первой инстанции правомерно отказал в удовлетворении заявленных требований.
В соответствии с пунктом 1 статьи 24 Федерального закона от 24.07.1998 N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" (далее - Закон N 125-ФЗ) страхователи ежеквартально представляют в установленном порядке территориальному органу страховщика по месту их регистрации расчёт по начисленным и уплаченным страховым взносам по форме, установленной страховщиком по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социального страхования:
- на бумажном носителе не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчётным периодом;
- в форме электронного документа не позднее 25-го числа месяца, следующего за отчётным периодом.
Согласно подпункту 18 пункта 2 статьи 17 Закона N 125-ФЗ страхователь обязан сообщать страховщику обо всех известных обстоятельствах, имеющих значение при определении страховщиком в установленном порядке надбавок и скидок к страховому тарифу, в том числе сведения о результатах специальной оценки условий труда и проведённых обязательных предварительных и периодических медицинских осмотрах работников, подлежащих указанным осмотрам.
На основании пункта 3 статьи 22 Закона N 125-ФЗ постановлением Правительства Российской Федерации от 30.05.2012 N 524 утверждены Правила установления страхователям скидок и надбавок к страховым тарифам на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний (далее - Правила).
Названные Правила устанавливают, что размер скидки или надбавки не может превышать 40 процентов установленного страхового тарифа (пункт 2). Скидки и надбавки определяются с учётом состояния охраны труда на основании сведений о результатах проведения специальной оценки условий труда и сведений о проведённых обязательных предварительных и периодических медицинских осмотрах по состоянию на 1 января текущего календарного года. Такие сведения отражаются страхователем в расчёте 4-ФСС (пункт 5). Решение об установлении страхователю надбавки на очередной финансовый год принимается страховщиком не позднее 1 сентября текущего финансового года, об установлении скидки - не позднее 1 декабря текущего финансового года (пункт 9). Размер скидки или надбавки рассчитывается страховщиком на очередной финансовый год в текущем финансовом году и устанавливается с 1 января очередного финансового года (пункт 10).
Приказом Минтруда России от 01.08.2012 N 39н, изданным во исполнение пункта 3 Правил, утверждена Методика расчёта скидок и надбавок к страховым тарифам на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний (далее - Методика).
В свою очередь в соответствии с пунктом 2.5 Методики страховщик при расчёте надбавки к страховому тарифу должен использовать сведения, отражённые страхователем в соответствующем разделе формы расчёта.
По общему правилу законность принятого государственным органом решения должна оцениваться судом исходя из обстоятельств, существовавших на момент принятия этим органом оспариваемого решения.
В данном случае Общество представило расчёт 4-ФСС за 9 месяцев 2017 года, в котором, указав на 1 странице общее количество работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами,- 66 человек, не заполнило графу 8 в таблице 5 общее количество работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами, прошедших обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры. Сведения представлены Обществом посредством направления в Фонд расчётов в электронной форме.
Учитывая, что Правила и Методика обязывают страховщика использовать данные, отражённые страхователем в соответствующем разделе формы расчёта, Фондом произведено исчисление надбавки к страховому тарифу в размере 18% на основе данных Общества. Прийти к иным выводам на момент принятия оспариваемого приказа Фонд не мог.
Таким образом, по существу вопроса приказ Фонда от 11.12.2017 N 2640/17 издан в соответствии с действующим законодательством.
Само же по себе нарушение Фондом установленного законодательством срока принятия оспариваемого приказа, на что указывает Общество как на основание своих требований, не влечёт его недействительности, поскольку такое последствие законом не предусмотрено.
Доводы заявителя о фактическом состоянии охраны труда на предприятии, подлежащем учёту при уплате страховых взносов, также не влияют на оценку правомерности оспариваемого приказа.
В соответствии с пунктом 1.2 статьи 24 Закона N 125-ФЗ при обнаружении страхователем в поданном им в территориальный орган страховщика расчёте по начисленным и уплаченным страховым взносам недостоверных сведений, а также ошибок, не приводящих к занижению подлежащей уплате суммы страховых взносов, страхователь вправе внести необходимые изменения в расчёт и представить в территориальный орган страховщика уточнённый расчёт по начисленным и уплаченным страховым взносам.
Общество реализовало право представления страховщику уточнённого расчёта 4-ФСС и подтверждающих документов в нему.
Фонд письмом от 07.03.2018 N 08-12/6908-3247 отказался произвести перерасчёт надбавки.
Указанное решение Фонда является самостоятельным актом (действием) уполномоченного органа по результатам камеральной проверки расчётов Общества (статья 25.16 Закона N 125-ФЗ). Однако заявитель его не оспаривал.
В силу статьи 49 АПК РФ пределы судебной проверки оспариваемого ненормативного правового акта решения, действия (бездействия) публичного органа ограничены предметом и основаниями иска, предъявленного истцом. Выбор способа защиты принадлежат истцу (статья 4 АПК РФ).
Учитывая изложенное, выводы суда первой инстанции соответствуют исследованным по делу доказательствам, основаны на всестороннем, полном и объективном изучении обстоятельств дела, нормы материального и процессуального права применены правильно, в связи с чем основания для удовлетворения апелляционной жалобы отсутствуют.
Руководствуясь статьями 268, 269, 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Тверской области от 17 декабря 2018 года по делу N А66-5166/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу акционерного общества "Тверьэнергокабель" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в течение двух месяцев со дня принятия.
Председательствующий |
А.В. Потеева |
Судьи |
Е.А. Алимова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А66-5166/2018
Истец: АО "ТВЕРЬЭНЕРГОКАБЕЛЬ"
Ответчик: ГУ - Тверское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации.
Третье лицо: Фонд социального страхования Российской Федерации.