Постановлением Арбитражного суда Московского округа от 27 июня 2019 г. N Ф05-9130/19 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Москва |
|
21 марта 2019 г. |
Дело N А41-78535/18 |
Резолютивная часть постановления объявлена 19 марта 2019 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 21 марта 2019 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Диаковской Н.В.,
судей Иевлева П.А., Панкратьевой Н.А.,
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Цечоевым И.Х.,
при участии в заседании:
от Управления Росреестра по Московской области: Франке О.В. по доверенности от 25.12.2018;
от ЗАО "Знаменское": Аксенова О.А. по доверенности от 28.05.2018;
от Комитета по архитектуре и градостроительству Московской области: представитель не явился, извещен надлежащим образом;
от администрации Рузского городского округа Московской области: представитель не явился, извещено надлежащим образом;
от Министерства имущественных отношений Московской области: представитель не явился, извещено надлежащим образом;
от Главного управления архитектуры и градостроительства Московской области: представитель не явился, извещено надлежащим образом,
рассмотрев в судебном заседании апелляционные жалобы Комитета по архитектуре и градостроительству Московской области и Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области
на решение Арбитражного суда Московской области
от 28 ноября 2018 года по делу N А41-78535/18,
принятое судьей Бирюковым Р.Ш.,
по заявлению закрытого акционерного общества "Знаменское"
к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области
при участии в деле третьих лиц: администрация Рузского городского округа Московской области, Министерство имущественных отношений Московской области, Главное управление архитектуры и градостроительства Московской области
об оспаривании решений и обязании совершить определенные действия,
УСТАНОВИЛ:
закрытое акционерное общество "Знаменское" (далее - ЗАО "Знаменское", заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением (с учетом принятых судом уточнений т. 2 л. д. 1-5) к Управлению федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области (далее - Управление Росреестра по Московской области, заинтересованное лицо), в котором просило суд о нижеследующем:
- признать незаконным решение Управления Росреестра по Московской области от 06.11.2018 N МО-18/РКФ-513490 об отказе в учете изменении объекта недвижимости;
- обязать Управление Росреестра по Московской области осуществить кадастровый учет изменений в сведениях о категории земельных участков с кадастровыми номерами 50:19:0000000:23765 и 50:19:0000000:23743 с "земли сельскохозяйственного назначения" на "земли населенных пунктов".
В качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, к участию в деле привлечены администрация Рузского городского округа Московской области, Министерство имущественных отношений Московской области, Главное управление архитектуры и градостроительства Московской области.
Решением Арбитражного суда Московской области от 28 ноября 2018 года по делу N А41-78535/18 заявление удовлетворено (т. 2 л. д. 73-75).
Не согласившись с данным судебным актом, Комитет по архитектуре и градостроительству Московской области обратился в Десятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, полагая, что судом первой инстанции неполно выяснены обстоятельства, имеющие значение для дела, а также нарушены нормы материального права.
Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области также обратилось в Десятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, полагая, что судом первой инстанции неполно выяснены обстоятельства, имеющие значение для дела, а также нарушены нормы материального права.
Законность и обоснованность принятого судом первой инстанции решения проверены арбитражным апелляционным судом в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Дело рассмотрено в отсутствие третьих лиц, извещенных надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела (в том числе публично путем размещения информации на официальном сайте суда www.10aas.arbitr.ru).
В судебном заседании арбитражного апелляционного суда представитель Управления Росреестра по Московской области поддержал доводы, изложенные в своей апелляционной жалобе, поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе Комитета по архитектуре и градостроительству Московской области, просил решение суда первой инстанции отменить, в удовлетворения заявления отказать.
Представитель ЗАО "Знаменское" возражал против доводов апелляционных жалоб, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционные жалобы - без удовлетворения.
Выслушав объяснения представителей Управления Росреестра по Московской области и ЗАО "Знаменское", изучив материалы дела, проанализировав доводы апелляционной жалобы, проверив правильность применения норм материального и процессуального права, Десятый арбитражный апелляционный суд не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции.
Как следует из материалов дела и установлено судом, на праве собственности ЗАО "Знаменское" принадлежат земельные участки с кадастровыми номерами 50:19:0000000:23765 площадью 25147+/-904 кв.м и 50:19:0000000:23743 площадью 29814+/- 2017 кв.м, что подтверждается выписками из ЕГРН (т. 1 л. д. 7-44).
Согласно выпискам из ЕГРН, в государственном реестре недвижимости содержится информация о том, что земельные участки с кадастровыми номерами 50:19:0000000:23765 и 50:19:0000000:23743, относятся к категории земель: "земли сельскохозяйственного назначения".
30.07.2018 ЗАО "Знаменское" обратилось в Управление Росреестра по Московской области с заявлением N 50-0-1-330/3001/2018-5730, в котором просило осуществить государственный учет изменений объекта недвижимости с кадастровым номером 50:19:0000000:23765, в связи с изменением категории земель, к которой отнесен земельный участок, поскольку в соответствии с утвержденным генеральным планом сельского поселения Старорузское Рузского муниципального района Московской области указанный земельный участок включен в границы населенного пункта - д. Воскресенское (т. 1 л. д. 45).
30.07.2018 ЗАО "Знаменское" обратилось в Управление Росреестра по Московской области с заявлением N 50-0-1-330/3001/2018-5731, в котором просило осуществить государственный учет изменений объекта недвижимости с кадастровым номером 50:19:0000000:23743, в связи с изменением категории земель, к которой отнесен земельный участок, поскольку в соответствии с утвержденным генеральным планом сельского поселения Старорузское Рузского муниципального района Московской области указанный земельный участок включен в границы населенного пункта - д. Воскресенское (т. 1 л. д. 46).
Уведомлениями от 06.08.2018 регистрирующий орган известил заявителя о приостановлении государственного кадастрового учета, сославшись на отсутствие в реестре объектов недвижимости отсутствуют сведения о границе населенного пункта, в которую входят земельные участки с кадастровыми номерами 50:19:0000000:23765 и 50:19:0000000:23743 (т. 1 л. д. 57-62).
Решениями от 06.11.2018 N М0-18/РКФ-513490 и N МО-18/РКФ-513458 Управление Росреестра по Московской области известило заявителя об отказе в учете изменений объекта недвижимости (т. 2 л. д. 6-7).
Полагая, что указанные решения являются незаконными и нарушают права и законные интересы ЗАО "Знаменское" в сфере предпринимательской деятельности, общество обратилось в арбитражный суд с заявлением по настоящему делу.
Арбитражный апелляционный суд согласен с выводом суда первой инстанции о наличии оснований для удовлетворения заявления в связи со следующим.
Согласно пункту 7 статьи 1 федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон N 218-ФЗ) государственный кадастровый учет недвижимого имущества - внесение в Единый государственный реестр недвижимости сведений о земельных участках, зданиях, сооружениях, помещениях, машиноместах, об объектах незавершенного строительства, о единых недвижимых комплексах, а в случаях, установленных федеральным законом, и об иных объектах, которые прочно связаны с землей, то есть перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно (далее также - объекты недвижимости), которые подтверждают существование такого объекта недвижимости с характеристиками, позволяющими определить его в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение его существования, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений об объектах недвижимости (далее - государственный кадастровый учет).
В пункте 2 статьи 14 Закона N 218-ФЗ перечислены основания для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.
Согласно подпунктам 5 и 7 пункта 1 статьи 26 Закона N 218-ФЗ осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав приостанавливается по решению государственного регистратора прав в случае, если:
- не представлены документы, необходимые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав;
- форма и (или) содержание документа, представленного для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, не соответствуют требованиям законодательства Российской Федерации.
В осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав отказывается по решению государственного регистратора прав в случае, если в течение срока приостановления не устранены причины, препятствующие осуществлению государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, указанные в статье 26 настоящего Федерального закона (статья 27 закона N 218-ФЗ).
В соответствии со статьей 8 Федерального закона от 21 декабря 2004 года N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" установление или изменение границ населенных пунктов, а также включение земельных участков в границы населенных пунктов либо исключение земельных участков из границ населенных пунктов является переводом земель населенных пунктов или земельных участков в составе таких земель в другую категорию либо переводом земель или земельных участков в составе таких земель из других категорий в земли населенных пунктов.
Согласно пункту 3 части 3 статьи 23 ГрК РФ генеральный план поселения содержит карту границ населенных пунктов (в том числе границ образуемых населенных пунктов), входящих в состав поселения или городского округа.
Из материалов дела следует, что кадастровый учет не осуществлен по причине отсутствия акта органа государственной власти или органа местного самоуправления об отнесении земельного участка к определенной категории земель.
Непредставление такого документа в срок приостановления осуществления кадастрового учета послужило основанием для вынесения решения об отказе.
Однако материалами дела подтверждается, что на государственную регистрацию представлены следующие документы:
- решение Совета Депутатов сельского поселения Старорузское Рузского муниципального района Московской области от 25.01.2013 N 55/290 (об утверждении Генерального плана сельского поселения Старорузское),
- решение Совета Депутатов сельского поселения Старорузское Рузского муниципального района Московской области от 15.08.2013 N 66/334 (о внесении изменений в решение Совета Депутатов сельского поселения Старорузское от 25.01.2013 N 55/290 "Об утверждении Генерального плана сельского поселения Старорузское")
- публикация к газете "Красное знамя" от 05.10.2013 N 39/2 (т. 1 л. д. 45-46).
Из указанных документов следует, что земельные участки с кадастровыми номерами 50:19:0000000:23765 и 50:19:0000000:23743 находятся в утвержденных границах сельского поселения Старорузское Рузского муниципального района Московской области, что подтверждается заключениями кадастрового инженера N 54-Э/2018, N 55-Э/2018 и письмом администрации Рузского городского округа Московской области, не оспаривался представителем заинтересованного лица в ходе судебного разбирательства.
Таким образом, Управление Росреестра по Московской области необоснованно не приняло во внимание указанные документы.
Генеральный план утвержден и опубликован в установленном порядке.
Генеральный план поселения является достаточным основанием для изменения категории земельного участка, если данный земельный участок включен в границы населенного пункта. Генерального плана сельского поселения Старорузское утвержден и опубликован в установленном законом порядке.
Данная правовая позиция изложена в определении Верховного суда Российской Федерации от 06 августа 2015 года N 309-КП 5-8555, постановлении Арбитражного суда Московского округа от 09 сентября 2016 года по делу N А41-374/16 и постановлении Арбитражного суда Московского округа от 18 октября 2018 года по делу N А41-102149/17.
В силу положений пункта 8 части 1 статьи 32 Федерального закона N 218-ФЗ "органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны направлять в орган регистрации прав документы (содержащиеся в них сведения) для внесения сведений в Единый государственный реестр недвижимости в случае принятия ими решений (актов) об установлении или изменении границ населенного пункта.
В соответствии с частью 1 статьи 34 Федерального закона N 218-ФЗ орган регистрации прав в срок не позднее пятнадцати рабочих дней с даты поступления в порядке межведомственного информационного взаимодействия документов (содержащихся в них сведений), необходимых для внесения сведений в Единый государственный реестр недвижимости, вносит соответствующие сведения в Единый государственный реестр недвижимости в соответствии с порядком ведения Единого государственного реестра недвижимости, за исключением установленных частью 2 настоящей статьи случаев.
Отсутствие межведомственного информационного взаимодействия между органами государственной власти, в данном случае заинтересованным лицом, и органами местного самоуправления по осуществлению своих полномочий не должно нарушать права и законные интересы физических и юридических лиц.
На основании изложенного, суд первой инстанции пришел к правильному выводу об удовлетворении заявления.
Возражениями, изложенными в жалобах, не опровергаются выводы суда первой инстанции. Несогласие с оценкой имеющихся в деле доказательств и с толкованием судом первой инстанции норм права, подлежащих применению в деле, не свидетельствует о том, что судом допущены нарушения, не позволившие всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
Доводы апелляционных жалоб проверены апелляционным судом и отклонены, поскольку противоречат фактическим обстоятельствам дела, основаны на неправильном толковании норм действующего законодательства и не могут повлиять на законность и обоснованность принятого решения суда первой инстанции.
Заявителями апелляционных жалоб не приведено фактов, которые не были учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу.
Учитывая изложенное выше, апелляционные жалобы не подлежат удовлетворению.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 28 ноября 2018 года по делу N А41-78535/18 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Московского округа через Арбитражный суд Московской области в двухмесячный срок со дня его принятия.
Председательствующий |
Н.В. Диаковская |
Судьи |
П.А. Иевлев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-78535/2018
Истец: ЗАО "ЗНАМЕНСКОЕ"
Ответчик: Управление федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Московской области
Третье лицо: АДМИНИСТРАЦИЯ РУЗСКОГО ГОРОДСКОГО ОКРУГА МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ, Главное управление архитектуры и градостроительства Московской области, МИНИСТЕРСТВО ИМУЩЕСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ, МОСОБЛАРХИТЕКТУРА, УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ,КАДАСТРА И КАРТОГРАФИИ ПО МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Хронология рассмотрения дела:
23.07.2020 Постановление Арбитражного суда Московского округа N Ф05-9130/19
07.02.2020 Постановление Десятого арбитражного апелляционного суда N 10АП-25791/19
27.06.2019 Постановление Арбитражного суда Московского округа N Ф05-9130/19
21.03.2019 Постановление Десятого арбитражного апелляционного суда N 10АП-567/19
28.11.2018 Решение Арбитражного суда Московской области N А41-78535/18