Постановлением Арбитражного суда Северо-Западного округа от 23 июля 2019 г. N Ф07-8305/19 настоящее постановление отменено
г. Санкт-Петербург |
|
22 марта 2019 г. |
Дело N А56-28740/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 19 марта 2019 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 22 марта 2019 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Смирновой Я.Г.
судей Жуковой Т.В., Несмияна С.И.
при ведении протокола секретарем судебного заседания Шалагиновой Д.С.,
при участии:
от истца: не явился, извещен
от ответчика: представителя Хозиной А.Н., доверенность от 10.09.2018
от 3-х лиц: 1,2. не явились, извещены
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-4389/2019) ООО "Жилищно-коммунальные системы Северо-Запада" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 20.12.2018 по делу N А56-28740/2018 (судья Золотарева Я.В.), принятое
по иску общества с ограниченной ответственностью "Жилищно-коммунальные системы Северо-Запада"
к Санкт-Петербургскому государственному казенному учреждению "Жилищное агентство Адмиралтейского района Санкт-Петербурга"
3-и лица: администрация Адмиралтейского района Санкт-Петербурга; Комитет финансов Санкт-Петербурга
о взыскании
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Жилищно-коммунальные системы Северо-Запада" (далее - истец, Общество) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с исковым заявлением о взыскании с Санкт-Петербургского государственного казенного учреждения "Жилищное агентство Адмиралтейского района Санкт-Петербурга" (далее - ответчик, Учреждение) задолженности за коммунальные услуги по электроснабжению за период с 01.07.2016 по 30.11.2017 в размере 485 142 руб. 39 коп.
Дело принято судом к рассмотрению в порядке упрощенного производства без вызова сторон. Определением от 14.05.2018 суд перешел к рассмотрению дела по общим правилам искового производства.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены администрация Адмиралтейского района Санкт-Петербурга (далее - Администрация) и Комитет финансов Санкт-Петербурга (далее - Комитет).
Решением Арбитражного суда города Санкт -Петербурга и Ленинградской области от 20.12.2018 в удовлетворении исковых требований отказано.
Истец обжаловал решение в апелляционном порядке, считая его незаконным, необоснованным и подлежащим отмене в связи с неправильным применением судом норм материального права, несоответствием изложенных в решении выводов обстоятельствам дела.
По мнению истца, обязанность по оснащению индивидуальными приборами учета помещений, принадлежащих на праве собственности городу Санкт-Петербургу, возлагается на ответчика как представителя собственника помещений - города Санкт-Петербурга.
Поскольку ответчик не оспаривал отсутствие в помещениях, принадлежащих Санкт-Петербургу приборов учета, не представил акт, подтверждающий отсутствие технической возможности установки приборов учета, истец считает, что в удовлетворении исковых требований отказано неправомерно.
В заседание суда апелляционной инстанции истец и третьи лица. Извещенные надлежащим образом, своих представителей не направили. Дело рассмотрено в их отсутствие согласно положениям статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Ответчик против удовлетворения жалобы возражал по основаниям, изложенным в отзыве на жалобу, считая решение законным и обоснованным.
Законность и обоснованность обжалуемого решения проверены в апелляционном порядке.
Из материалов дела следует, что в период с 01.07.2016 по 30.11.2017 истец осуществлял управление многоквартирными домами по адресам: Малодетскосельский пр., д. 29, лит. А, Почтамтская ул., д. 23, лит. А, 11-я Красноармейская ул., д.10, лит. А, Измайловский пр., д.15, лит. Д, 11-я Красноармейская ул., д.15А, лит. А, Садовая ул., д.72/16, лит. А (далее - многоквартирные дома), которые подключены к системе электроснабжения.
Между истцом и ответчиком, действующим от имени Санкт-Петербурга, были заключены договоры управления многоквартирными домами:
- от 15.05.2015 N 1248-15А/ОСЖ по Малодетскосельскому пр., д, 29, лит. А;
- от 01.04.2016 N 01/УО-16 по Почтамтской ул., д. 23, лит. А;
- от 01.02.2017 N 1475-17Д по Измайловскому пр., д. 15, лит. Д;
- от 01.02.2017 N 1476-17А по 11-я Красноармейской ул., д..10, лит. А;
- от 07.03.2017 N 03/УО-17 по ул. Садовая, д. 72/16, лит. А;
- от 07.03.2017 N 01/УО-17 по 11-я Красноармейской ул., д. 15а, лит. А.
В соответствии с пунктом 1.1. указанных договоров, управляющая организация (ООО "ЖКС Северо-Запада") по заданию собственника обязалась обеспечивать управление многоквартирными домами, оказывать услуги и выполнять работа по надлежащему содержанию и текущему ремонту общего имущества в многоквартирных домах, обеспечивать предоставление в жилые и нежилые помещения, являющиеся собственностью Санкт-Петербурга, коммунальных услуг согласно условиям договоров, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность, а собственник обязался обеспечивать перечисление управляющей организации платы за выполненные работа и оказанные услуги.
Платежи и расчеты по договору согласованы в разделе 3 названных договоров. Согласно подпункту "б" пункта 3.5.1. договоров ответчик обеспечивает перечисление управляющей организации плату нанимателей за жилое помещение, включающую в себя плату за услуги по холодному и горячему водоснабжению, водоотведению, отоплению, газоснабжению, предоставленные в жилые помещения, в размере, рассчитанном в соответствии с постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов" (далее - Правила N354) с применением тарифов, установленных нормативными правовыми актами Комитета по тарифам Санкт-Петербурга.
Таким образом, поставка электроэнергии управляющей организацией условиями указанных договоров не предусмотрена, так же, как не предусмотрена обязанность ответчика по перечислению управляющей организации платы за электроэнергию.
Кроме того, договоры управления не содержат условий о внесении Адмиралтейским РЖА доплаты при внесении нанимателем жилого помещения платы меньше, чем размер платы, установленный договором управления.
Дополнительные соглашения к договорам управлений сторонами не заключались.
Условиями заключенных договоров не предусмотрены полномочия истца по начислению повышающего коэффициента к нормативу потребления коммунальной услуги в случае отсутствия индивидуального прибора учета, также договор не предусматривает обязанности Адмиралтейского РЖА оплачивать такие начисления.
Между тем, истец обратился к ответчику с требованиями об оплате части платы за коммунальные услуги по энергоснабжению, начисленной с учетом повышающего коэффициент, полагая, что ответчик является лицом, обязанным оснастить помещения, принадлежащие городу Санкт-Петербургу на праве собственности, индивидуальными приборами учета, а также лицом, обязанным нести расходы по содержанию общего имущества МКД и оплате коммунальных услуг.
Таким образом, требования истца не основаны на договоре.
Требования не основаны и на законе, поскольку истец не представил доказательств того, что ему ресурсоснабжающей организацией предъявлялась к оплате стоимость электроснабжения, исчисленная с применением повышающих коэффициентов, в связи с отсутствием в спорных жилых помещениях индивидуальных приборов учета.
Суд первой инстанции не установил оснований для удовлетворения иска.
Суд апелляционной инстанции считает выводы суда первой инстанции правильными, а жалобу - не подлежащей удовлетворению.
Начисление платы за коммунальные услуги с применением повышенного норматива возможно только в отношении собственников жилых помещений и не может быть осуществлено в отношении нанимателей, не наделенных полномочиями по самостоятельному решению вопроса об оснащении помещений индивидуальными приборами учета потребляемых энергоресурсов и не несущих соответствующих обязанностей.
В силу части 4 статьи 155 ЖК РФ наниматели жилых помещений по договору социального найма и договору найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда в многоквартирном доме, управление которым осуществляется управляющей организацией, вносят плату за содержание жилого помещения, а также плату за коммунальные услуги этой управляющей организации, за исключением случая, предусмотренного частью 7.1 названной статьи. Если размер вносимой нанимателем жилого помещения платы меньше, чем размер платы, установленный договором управления, оставшаяся часть платы вносится наймодателем этого жилого помещения в согласованном с управляющей организацией порядке.
15.12.2017 истец выставил ответчику счета на оплату, рассчитанные при применении повышающего коэффициента по услуге электроснабжения в сумме 485 142 рублей 39 копеек, в том числе:
- на 12 290 рублей 76 копеек по помещениям, расположенным в многоквартирном
доме 29, лит.А по Малодетскосельскому пр., за период с июля 2016 года по ноябрь 2017 года;
- на 231 625 рублей 61 копейку по помещениям, расположенным в многоквартирном доме 23, лит.А по Почтамтской ул., за период с июля 2016 года по ноябрь 2017 года;
- на 77 902 рубля 32 копейки по помещениям, расположенным в многоквартирном доме 10, лит.А по 11-й Красноармейской ул., за период с января по ноябрь 2017 года;
- на 28 956 рублей 42 копейки по помещениям, расположенным в многоквартирном доме 15 по Измайловскому пр., за период с января по ноябрь 2017 года;
- на 109 774 рубля 96 копеек по помещениям, расположенным в многоквартирном доме 15А, лит.А по 11-й Красноармейской ул., за период с марта по ноябрь 2017 года;
- на 24 592 рубля 32 копейки по помещениям, расположенным в многоквартирном доме 72/16, лит.А по Садовой ул., за период с марта по ноябрь 2017 года.
Суд пришел к выводу о том, что требования, заявленные истцом в настоящем деле, не обоснованы по праву и размеру, акты обследования на предмет установления технической возможности установки приборов учета, истец суду не представил.
В силу части 1 статьи 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг (в том числе нормативов накопления твердых коммунальных отходов), утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
При расчете платы за коммунальные услуги для собственников помещений в многоквартирных домах, которые имеют установленную законодательством Российской Федерации обязанность по оснащению принадлежащих им помещений приборами учета используемых воды, электрической энергии и помещения которых не оснащены такими приборами учета, применяются повышающие коэффициенты к нормативу потребления соответствующего вида коммунальной услуги в размере и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации.
Правила предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, особенности предоставления отдельных видов коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме и жилых домов, условия и порядок заключения соответствующих договоров, а также правила, обязательные при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
В силу пункта 42 Правил N 354 при отсутствии индивидуального или общего (квартирного) прибора учета холодной воды, горячей воды, электрической энергии и газа и отсутствии технической возможности установки такого прибора учета размер платы за коммунальную услугу по холодному водоснабжению, горячему водоснабжению, электроснабжению, газоснабжению, предоставленную потребителю в жилом помещении, определяется в соответствии с формулами 4 и 5 приложения N 2 к названным Правилам исходя из нормативов потребления коммунальной услуги.
Пунктом 81 Правил N 354 предусмотрено, что оснащение жилого или нежилого помещения приборами учета, ввод установленных приборов учета в эксплуатацию, их надлежащая техническая эксплуатация, сохранность и своевременная замена должны быть обеспечены собственником жилого или нежилого помещения.
Ввод установленного прибора учета в эксплуатацию, то есть документальное оформление прибора учета в качестве прибора учета, по показаниям которого осуществляется расчет размера платы за коммунальные услуги, осуществляется исполнителем в том числе на основании заявки собственника жилого или нежилого помещения, поданной исполнителю (в редакции постановления Правительства РФ от 26.12.2016 N 1498).
Правилами N 306 установлены нормативы потребления коммунальных услуг в целях содержания имущества в многоквартирном доме, в том числе с применением повышающих коэффициентов.
Постановлением N 603 внесены изменения в Правила N 354 и Правила N 306. Названным постановлением из Правил N 306 исключены положения относительно порядка расчета норматива платы с повышающим коэффициентом, а пункт 42 Правил N 354 дополнен абзацем 3, согласно которому "при наличии технической возможности установки приборов учета холодной воды, горячей воды и (или) электрической энергии размер платы за коммунальную услугу по холодному водоснабжению, горячему водоснабжению и (или) электроснабжению, предоставленную потребителю в жилом помещении в многоквартирном доме, определяется по формуле 4 (1) приложения N 2 к настоящим Правилам исходя из норматива потребления коммунальной услуги по холодному водоснабжению, горячему водоснабжению и (или) электроснабжению с учетом повышающего коэффициента, а в случае установления двухкомпонентных тарифов на горячую воду размер платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению, предоставленную потребителю за расчетный период в жилом помещении в многоквартирном доме, определяется по формуле 23 (1) приложения N 2 к настоящим Правилам исходя из норматива потребления горячей воды с учетом повышающего коэффициента".
В деле также отсутствуют доказательства, что ответчику в исследуемом периоде выделялись из бюджета города Санкт-Петербурга денежные средства для установки индивидуальных приборов учета в названных жилых помещениях государственного жилищного фонда.
Обязанность истца проводить проверки состояния установленных и введенных в эксплуатацию индивидуальных, общих (квартирных), комнатных приборов учета, устанавливать факт их наличия или отсутствия предусмотрена п. 82 Правил N 354.
В деле нет доказательств того, что истец, являясь управляющей организацией, обращался с требованиями к ответчику осуществить действия по оборудованию жилых помещений индивидуальными приборами учета.
При указанных обстоятельствах у суда первой инстанции не имелось оснований для удовлетворения требований истца, в связи с чем отказ в удовлетворении исковых требований является законным и обоснованным.
Нормы процессуального права судом первой инстанции не нарушены. Нормы материального права применены судом правильно.
С учетом изложенного основания для удовлетворения апелляционной жалобы отсутствуют.
Истец при подаче апелляционной жалобы не представил надлежащих доказательств уплаты государственной пошлины (подлинный платежный документ). По итогам рассмотрения дела судом апелляционной инстанции с ответчика в доход федерального бюджета взыскивается государственная пошлина на основании статьи 110 АПК РФ.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 110, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 20.12.2018 по делу N А56-28740/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Взыскать с "Жилищно-коммунальные системы Северо-Запада" в доход федерального бюджета 3000 руб. государственной пошлины за рассмотрение дела судом апелляционной инстанции.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Я.Г. Смирнова |
Судьи |
Т.В. Жукова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-28740/2018
Истец: ООО "ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНЫЕ СИСТЕМЫ СЕВЕРО-ЗАПАДА"
Ответчик: САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ "ЖИЛИЩНОЕ АГЕНТСТВО АДМИРАЛТЕЙСКОГО РАЙОНА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА"
Третье лицо: АДМИНИСТРАЦИЯ АДМИРАЛТЕЙСКОГО РАЙОНА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА, КОМИТЕТ ФИНАНСОВ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА, КОММУНАЛЬНЫЕ СИСТЕМЫ СЕВЕРО-ЗАПАДА ", Санкт-Петербургское государственное казенное учреждение "Жилищное агентство Адмиралтейского района Санкт-Петербурга"