Постановлением Арбитражного суда Северо-Западного округа от 3 октября 2019 г. N Ф07-8429/19 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Санкт-Петербург |
|
01 апреля 2019 г. |
Дело N А21-9771/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 21 марта 2019 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 01 апреля 2019 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Протас Н.И.
судей Зотеевой Л.В., Сомовой Е.А.
при ведении протокола судебного заседания: Хариной И.С.
при участии:
от заявителя: Боярский А.А. по доверенности от 19.03.2019
от заинтересованного лица: Зинин С.И. по доверенности от 20.03.2019
от 3-их лиц: 1) не явился, извещен
2) Силко О.Ю. по доверенности от 21.12.2018
3) не явился, извещен
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-2404/2019) жалобу Министерства по промышленной политике, развитию предпринимательства и торговли Калининградской области на решение Арбитражного суда Калининградской области от 14.12.2018 по делу N А21-9771/2018 (судья Кузнецова О.Д.), принятое
по заявлению Министерства по промышленной политике, развитию предпринимательства и торговли Калининградской области
к Управлению Федерального Казначейства по Калининградской области
3-е лицо: 1) Министерство финансов Калининградской области;
2) Правительство Калининградской области;
3) Фонд "Центр поддержки предпринимательства Калининградской области (микрокредитная компания)"
об оспаривании представления
установил:
Министерство по промышленной политике, развитию предпринимательства и торговли Калининградской области (далее - Заявитель, Министерство, Минпром) обратилось в арбитражный суд Калининградской области с заявлением о признании недействительным представления Управления Федерального казначейства по Калининградской области (далее - ответчик, УФК, Управление) от 26 июня 2018 г. N 35-22-19/20.
Решением суда от 14.12.2018 в удовлетворении заявленных требований отказано.
В апелляционной жалобе Министерство просит отменить решение суда и принять по делу новый судебный акт, которым удовлетворить заявленное требование. По мнению подателя жалобы, оспариваемое представление Управления является неправомерным, в связи с чем у суда отсутствовали основания для отказа в удовлетворении заявленного Министерством требования.
В судебном заседании представитель Министерства поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе, представитель Управления просил оставить жалобу без удовлетворения по мотивам, изложенным в отзыве на жалобу, представитель третьего лица - Правительства Калининградской области просил удовлетворить апелляционную жалобу.
Третьи лица - Министерство финансов Калининградской области и Фонд "Центр поддержки предпринимательства Калининградской области (микрокредитная компания" надлежащим образом извещены о времени и месте судебного разбирательства, однако их представители в судебное заседание не явились, в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие.
В порядке статьи 124 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации Министерством заявлено об изменении наименования с "Министерства по промышленной политике, развитию предпринимательства и торговли Калининградской области" на "Министерство экономического развития, промышленности и торговли Калининградской области".
Законность и обоснованность решения суда первой инстанции проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, Правительством Калининградской области письмом от 09.01.2017 г. N 3-1/12 в адрес директора департамента развития малого и среднего предпринимательства и конкуренции Министерства экономического развития Российской Федерации (далее - Минэкономразвития РФ) направлено Заявление и пакет документов для участия в отборе по направлению "Оказание финансовой поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства" на получении субсидии Фондом микрофинансирования на создание и увеличение капитализации данного Фонда с приложением документов о Фонде.
Среди представленных документов имелась отчетность Фонда.
Постановлением Правительства РФ от 15.04.2014 N 316 "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Экономическое развитие и инновационная экономика" утверждены Правила (далее - Правила N 316), Постановлением Правительства РФ от 29.12.2016 г. N 1538 в качестве дополнения к данным Правилам введено Приложение N 10 "Правила предоставления и распределения субсидий на государственною поддержку малого и среднего предпринимательства, включая крестьянские (фермерские) хозяйства, а также на реализацию мероприятий по поддержке молодежного предпринимательства в рамках подпрограммы "Развитие малого и среднего предпринимательства" государственной программы Российской Федерации "Экономическое развитие и инновационная экономика" (далее - Приложение N 10).
Подпунктом "а" пункта 59 того же Приложения N 10 предусмотрено мероприятие: а) создание и (или) развитие инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, направленной на содействие развитию системы кредитования, в том числе фондов содействия кредитованию (гарантийных фондов, фондов поручительств), микрофинансовых организаций предпринимательского финансирования первого и второго уровня.
Таким образом, Приложением N 10 к Правилам N 316 предусмотрено направление "Оказание финансовой поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, направленной на содействие развития системы кредитования, в том числе фондов содействия кредитованию микрофинансовых организаций предпринимательского финансирования первого и второго уровня" (далее - направление развития микрофинансовых организаций).
Полномочия Комиссии Минэкономразвития РФ по рассмотрению заявок по данной программе определены пунктом 8 и 9 Приложения N 10 к Правилам N 316.
Условия конкурсного отбора, а также требования к организациям, образующим инфраструктуру поддержки, установлены Приказом Минэкономразвития России от 25.03.2015 г. N 167 "Об утверждении условий конкурсного отбора субъектов Российской Федерации, бюджетам которых предоставляются субсидии из федерального бюджета на государственную поддержку малого и среднего предпринимательства, включая крестьянские (фермерские) хозяйства, и требований к организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства" (далее - условия конкурсного отбора, Приказ Минэкономразвития N 167).
16.01.2017 г. на заседании Комиссии Минэкономразвития РФ заявка и прилагаемый к ней пакет документов признаны соответствующими условиям предоставления субсидии и Правилам предоставления и распределения субсидии из федерального бюджета на поддержку субъектов малого и среднего предпринимательства, а также на реализацию мероприятий по поддержке молодежного предпринимательства (Протокол N 1 Комиссии от 16.01.2017 г.). По мероприятию - субсидия фонду на создание и увеличение капитализации фонда микрозаймов утверждена по результатам конкурсного отбора сумма 17 027 027 руб.
20.02.2017 г. между Правительством Калининградской области в лице Минпрома области и Минэкономразвития Российской Федерации было заключено Соглашение N 139-08-196 о предоставлении субсидии на реализацию указанных в нем мероприятий. Заявителем субсидия была получена.
27.02.2017 г. между Правительством Калининградской области в лице Минпрома области и Фондом заключено Соглашение N 01-С/2017 о предоставлении субсидии, в рамках которого Фондом микрофинансирования получена данная субсидия в сумме 17 027 027 руб.
Размер данной суммы, ее получение и использование не оспариваются.
В период с 7 мая по 25 мая 2018 г. УФК проведена выездная проверка соблюдения условий предоставления и использования средств федерального бюджета, предоставленных в рамках подпрограммы "Развития малого и среднего предпринимательства" государственной программы Российской Федерации "Экономическое развитие и инновационная экономика" (Приказ N 185 от 28.04.2018 г. - т. 2 л.д. 98).
В ходе проведения проверки УФК установило, что Заявителем нарушены условия предоставления и использования средств федерального бюджета в сумме 17 027 027 руб., выразившиеся в том, что субъект подал заявление и заявку на получение субсидии на создание и увеличение капитализации фонда микрозаймов Фонду, который не соответствует условиям и требованиям конкурсного отбора, и представлена отчетность о деятельности Фонда, содержащая недостоверные данные, на основании которых по результатам отбора Минэкономразвития РФ предоставлена субсидия из федерального бюджета по направлению развития микрофинансовых организаций.
По результатам проверки был составлен акт от 25 мая 2018 г. (т. 2 л.д. 99) и 26 июня 2018 вынесено оспариваемое представление N 35-22-19/20 (т. 2 л.д. 93), в котором указано на обязанность Министерства рассмотреть информацию о выявленных нарушениях и принять меры по устранению причин и условий их совершения в установленный срок.
Не согласившись с правомерностью указанного представления Управления, Министерство оспорило его в арбитражном суде.
Суп первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявленного требования, правомерно исходил из следующего.
Согласно положениям статьи 306.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) основанием для применения бюджетной меры принуждения является выявленное в ходе проверки нарушение.
В представлении указано на нарушение части 3 статьи 132 БК РФ, согласно которой Правила, устанавливающие общие требования к формированию, предоставлению и распределению субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации из федерального бюджета, устанавливаются нормативным правовым актом Правительства Российской Федерации; определяющему условия предоставления субсидии бюджету субъекта Российской Федерации; устанавливающему, что предоставление субсидий на цели и (или) в соответствии с условиями, не предусмотренными федеральными законами и (или) нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, не допускается.
Приложением N 10 Правил N 316 (в редакции от 29.12.2016 г. N 1538), на нарушение которых ссылается УФК, предусмотрено, что основаниями для отказа в заключении соглашения о предоставлении субсидии являются: непредставление или представление в неполном объеме документов, необходимых для получения субсидии; недостоверность сведений, указанных в представленных документах; выявление федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере, и (или) Счетной палатой Российской Федерации в порядке, определенном законодательством Российской Федерации, факта бюджетного нарушения, за совершение которого Бюджетным кодексом Российской Федерации предусмотрено применение бюджетных мер принуждении, и предоставление указанными государственными органами финансового контроля в Министерство экономического развития Российской Федерации соответствующего заключения, а также выявление факта нарушения субъектом Российской Федерации условий соглашений, заключенных в течение 2 лет, предшествующих текущему финансовому году, в части расходования предоставленных субсидий (пункт 48 Приложения).
Субъекты Российской Федерации несут ответственность за соблюдение настоящих Правил, осуществление расходов бюджетов субъектов Российской Федерации, источником финансового обеспечения которых являются субсидии, в том числе за их целевое использование, а также за достоверность представляемых сведений, высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации несет ответственность за своевременность и полноту финансового обеспечения расходов, подлежащих осуществлению за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации и местного бюджета, предоставляемых в целях государственной поддержки малого и среднего предпринимательства, и субсидии (пункт 56 Приложения N 10 Правил N 316).
Министерство экономического развития Российской Федерации в рамках мероприятия, указанного в подпункте "а" пункта 59 настоящих Правил, устанавливает требования к фондам содействия кредитованию (гарантийным фондам, фондам поручительств), микрофинансовым организациям предпринимательского финансирования первого и второго уровня, в целях получения субсидии на создание и (или) развитие фондов содействия кредитованию (гарантийных фондов, фондов поручительств) субъектам Российской Федерации необходимо обеспечить соответствие требованиям, установленным Министерством экономического развития Российской Федерации, в целях получения субсидии на создание и (или) развитие микрофинансовых организаций предпринимательского финансирования первого и второго уровня субъектам Российской Федерации необходимо обеспечить соответствие требованиям, указанным в условиях конкурсного отбора субъектов Российской Федерации, бюджетам которых предоставляются субсидии из федерального бюджета на государственную поддержку малого и среднего предпринимательства, включая крестьянские (фермерские) хозяйства, и требованиям к организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, утвержденным Министерством экономического развития Российской Федерации (пункт 60 Приложения N 10 Правил N 316).
Как видно из материалов дела, Приложение N 10 Правил N 316, предусматривающее направление - развитие микрофинансовых организаций, по которому представлено заявление и документация и по которому получена спорная субсидия, введено Постановлением Правительства РФ от 29.12.2016 г. N 1538. Именно данное мероприятие указано в заявлении на участие в конкурсе (т. 1 л.д. 27) и по данному направлению представлялись документы в Комиссию. Данное направление, так как оно сформулировано в Приложении N 10, указано и в паспорте мероприятия (т. 1 л.д. 32), оформленным и подписанным и. о. министра Заявителя. В документах к заявлению имеется ссылка на пункт 59 Приложения N 10, в котором указано соответствующее мероприятие по данному направлению.
Таким образом, является обоснованным вывод суда первой инстанции о том, что заявителю являлось очевидным подача им документов по Приложению N 10 и необходимость соответствия Фонда требованиям условий конкурсного отбора, предусмотренных Приказом Минэкономразвития N 167.
Кроме того, как видно из содержания протокола N 1 от 16.01.2017 г. (т. 1 л.д. 38) Комиссией Минэкономразвития рассматривался вопрос отбора субъектов Российской Федерации на участие по программе, предусмотренной Постановлением Правительства РФ от 15.04.2014 г. N 316 с изменениями, внесенными Постановлением Правительства РФ от 29.12.2016 г. N 1538, т.е. с учетом Приложения N 10. Вопрос рассматривался 16.01.2017 г., т.е. в период действия Приложения N 10, что заявителем не оспаривается. С учетом данных обстоятельств факт направления заявления 09.01.2017 г., за несколько дней до даты введения в действие Приложения N 10, вопреки утверждению Заявителя не имеет значения.
Таким образом, следует согласиться с выводом суда первой инстанции о том, что указанное Приложение N 10, в том числе и в части обеспечения субъектами Российской Федерации соответствия требованиям, установленным Министерством экономического развития РФ по мероприятию, направленному на развитие микрофинансовых организаций, применимо при оценке обоснованности получения и расходования спорной субсидии.
Как видно из приведенного содержания пунктов 60 и 59 Приложения N 10 Правил N 316 требуется соответствие требованиям, установленным Минэкономразвития РФ по мероприятию, направленному на развитие микрофинансовых организаций, в данном случае Фонда, который указан в заявлении.
В связи с этим судом правомерно отклонен довод Заявителя о том, что указанные в Представлении пункты Приложения N 10 как отсылающие к требованиям, установленным Минэкономразвития, содержащимся в Приказе N 167, не применимы, а подлежат применению условия отбора, указанные в подпункте "б" пункта 50 Приложения N 8, и находит его ошибочным.
По мероприятию, направленному на развитие микрофинансовых организаций, установлены приказом Минэкономразвития N 167, действовавшим на дату направления заявления.
Таким образом, следует признать обоснованной ссылку УФК в представлении на несоблюдение показателей по данному направлению, предусмотренными пунктами 2.2.1, 2.2.20 и 2.2.23 Приказа Минэкономразвития N 167.
Согласно пункту 56 Правил (Приложение N 10 к Правилам N 316) субъекты РФ несут ответственность за достоверность представляемых сведений.
Судом первой инстанции установлено и материалами дела подтверждается, что требования и условия конкурсного отбора установлены вышеуказанными пунктами 2.2.1, 2.2.20 и 2.2.23 Приказа Минэкономразвития N 167, согласно которым микрофинансовые организации созданы и функционируют в соответствии со следующими требованиями, установленными пунктами 2.2.2 - 2.2.28 настоящих условий и требований:
- показатель эффективности размещения средств (ЭРс) микрофинансовой организации составляет 68,3%, тогда как должен быть не менее 70% (п. п. 2.2.20 Приказа N 167),
- показатель риск портфеля больше 30 дней микрофинансовой организации составляет 73,6%, тогда как не должен превышать 12% (п. п. 2.2.23 Приказа N 167).
Приведенные показатели рассчитываются по формулам, установленным пунктами 2.2.20 и 2.2.23 Приказа N 167.
Доводы Министерства о том, что УФК при расчете показателей применены ошибочные показатели отчетности на 01.10.2016 г. всесторонне и полно исследованы судом первой инстанции и обоснованно отклонены. У апелляционного суда отсутствуют основания для переоценки выводов суда первой инстанции.
Судом первой инстанции правомерно установлено, что анализ деятельности Фонда произведен в соответствии с бухгалтерской отчетностью без изъятия отдельных операций и фактов хозяйственной деятельности, которая в соответствии с пунктом 4 Приказа Минфина России от 06.07.1999 г. N 43н "Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету "Бухгалтерская отчетность организации" является единой системой данных об имущественном и финансовом положении организации и о результатах ее хозяйственной деятельности.
В соответствии с пунктом 1 статьи 13 Федерального закона от 06.12.2011 г. N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" (далее - Закон N 402-ФЗ) бухгалтерская (финансовая) отчетность должна давать достоверное представление о финансовом положении экономического субъекта на отчетную дату, финансовом результате его деятельности и движении денежных средств за отчетный период, необходимое пользователям этой отчетности для принятия экономических решений. Бухгалтерская (финансовая) отчетность должна составляться на основе данных, содержащихся в регистрах бухгалтерского учета, а также информации, определенной федеральными и отраслевыми стандартами.
Статьей 10 Закона N 402-ФЗ определено, что данные, содержащиеся в первичных учетных документах, подлежат своевременной регистрации и накоплению в регистрах бухгалтерского учета и не допускаются пропуски или изъятия при регистрации объектов бухгалтерского учета в регистрах бухгалтерского учета.
Такие же требования содержатся и в Приказе Минэкономразвития N 167 о том, что микрофинансовая организация применяет адаптированные формы отчетов: баланс и отчет о прибыли и убытках с учетом специфики деятельности микрофинансовых организаций, микрофинансовая организация должна обеспечивать организацию и осуществление внутреннего контроля совершаемых фактов хозяйственной жизни, а также внутреннего контроля ведения бухгалтерского учета и составления бухгалтерской (финансовой) отчетности, (пункты 2.2.7 и 2.2.17 Приказа).
Таким образом, является обоснованным вывод суда первой инстанции о том, что согласно представленным материалам именно отчетность на 01.10.2016 г., показатели которой в ходе проверки оспаривает Заявитель по настоящему делу, была представлена в пакете документов с Заявлением на участие в конкурсе.
С учетом вышеизложенного следует согласиться с выводом суда первой инстанции о том, что в рассматриваемом случае установленные пунктами 2.2.20 и 2.2.23 Приказа Минэкономразвития N 167 условия конкурса не соблюдены.
При таких обстоятельствах оспариваемое представление является правомерным, в связи с чем суд первой инстанции законно и обоснованно отказал в удовлетворении заявленного Министерством требования.
Положенные в основу апелляционной жалобы доводы проверены судом апелляционной инстанции в полном объеме, но учтены быть не могут, так как не опровергают обстоятельств, установленных судом первой инстанции.
Несогласие подателя жалобы с выводами суда первой инстанции не является процессуальным основанием отмены судебного акта, принятого с соблюдением норм материального и процессуального права.
Материалы дела исследованы судом полно, всесторонне и объективно, представленным сторонами доказательствам дана надлежащая правовая оценка, изложенные в обжалуемом судебном акте выводы соответствуют фактическим обстоятельствам дела и нормам права, апелляционный суд не усматривает оснований для отмены решения и удовлетворения апелляционной жалобы.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Калининградской области от 14 декабря 2018 года по делу N А21-9771/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу Министерства по промышленной политике, развитию предпринимательства и торговли Калининградской области - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Н.И. Протас |
Судьи |
Л.В. Зотеева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А21-9771/2018
Истец: Министерство по промышленной политике, развитию предпринимательства и торговли Калининградской области
Ответчик: Управление Федерального казначейства по К/О
Третье лицо: МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ КАЛИНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ, Правительство Калининградской области, ФОНД "ЦЕНТР ПОДДЕРЖКИ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА КАЛИНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ МИКРОКРЕДИТНАЯ КОМПАНИЯ", МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Хронология рассмотрения дела:
03.10.2019 Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа N Ф07-8429/19
01.04.2019 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-2404/19
14.12.2018 Решение Арбитражного суда Калининградской области N А21-9771/18
23.08.2018 Определение Арбитражного суда Калининградской области N А21-9771/18