Постановлением Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 23 июля 2019 г. N Ф02-3329/19 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Чита |
|
05 апреля 2019 г. |
Дело N А78-13635/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 02 апреля 2019 года.
Полный текст постановления изготовлен 05 апреля 2019 года.
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Макарцева А.В.,
судей Капустиной Л.В., Скажутиной Е.Н.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Мальцевой Е.В., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Министерства территориального развития Забайкальского края на решение Арбитражного суда Забайкальского края от 13 декабря 2018 года по делу N А78-13635/2017
по исковому заявлению акционерного общества "Забайкальская пригородная пассажирская компания" (ОГРН 1117536013055, ИНН 7536123166, адрес: 672040, Забайкальский край, город Чита, проспект Советов, дом 18) к ответчикам: Забайкальскому краю в лице Министерства территориального развития Забайкальского края (ОГРН 1087536008713, ИНН 7536095857, адрес: 672002, Забайкальский край, город Чита, улица Чкалова, 136), Министерству финансов Забайкальского края (ОГРН 1087536008108, ИНН 7536095230, адрес: 672000, Забайкальский край, город Чита, улица Амурская, дом 68) о взыскании убытков, возникших за период 01.01.2016 по 31.12.2016 в размере 5 255 607 руб. (суд первой инстанции: Дамбаров С.Д.),
при участии в судебном заседании:
от истца представитель Морозова Л.С.,
от ответчика представитель Савчук М.А.,
установил:
акционерное общество "Забайкальская пригородная пассажирская компания" обратилось в Арбитражный суд Забайкальского края с иском, уточненным в порядке части 1 статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к Забайкальскому краю в лице Министерства территориального развития Забайкальского края и Министерству финансов Забайкальского края о взыскании убытков, возникших за период 01.01.2016 по 31.12.2016 в размере 5 255 607 руб.
Решением Арбитражного суда Забайкальского края от 13 декабря 2018 года исковые требования отношении Забайкальского края в лице Министерства территориального развития Забайкальского края удовлетворены.
С Забайкальского края в лице Министерства территориального развития Забайкальского края взыскано за счет казны Забайкальского края в пользу акционерного общества "Забайкальская пригородная пассажирская компания" 5 255 607 руб. - в счет возмещения убытков, образовавшихся в результате оказания мер социальной поддержки; 200 000 руб. - расходов на проведение судебной экспертизы; 49 278 руб. - расходов по оплате государственной пошлины; всего 5 504 885 руб.
В удовлетворении исковых требований к Министерству финансов Забайкальского края отказано.
Акционерному обществу "Забайкальская пригородная пассажирская компания" возвращено из федерального бюджета 2 255 руб. 73 коп. - государственной пошлины.
Не согласившись с решением суда, ответчик - Министерство территориального развития Забайкальского края обратился в суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение отменить, принять по делу новый судебный акт.
Из апелляционной жалобы следует, что Министерство территориального развития Забайкальского не может быть признано надлежащим ответчиком по делу, так как не является органом, представляющим казну, распоряжается бюджетными средствами только в пределах сумм, выделенных на конкретные цели.
От истца, ответчика - Министерства финансов Забайкальского края поступили отзывы на апелляционную жалобу, в которых они просили в ее удовлетворении отказать.
В судебном заседании представители поддержали свои доводы, изложенные письменно.
Представитель ответчика - Министерство финансов Забайкальского края в судебное заседание не явился, о месте и времени его проведения уведомлен надлежащим образом.
Руководствуясь частью 3 статьи 156, частью 1 статьи 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд считает возможным рассмотреть дело в его отсутствие.
Решение пересматривается в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Исследовав материалы дела и проверив соблюдение судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
Предметом иска по настоящему делу является требование акционерного общества "Забайкальская пригородная пассажирская компания" к Забайкальскому краю в лице Министерства территориального развития Забайкальского края, Министерству финансов Забайкальского края о взыскании причиненных убытков от перевозки льготных категорий пассажиров.
Как установил суд первой инстанции и следует из дела, между истцом (Перевозчиком) и Министерством территориального развития Забайкальского края (Заказчиком) заключен договор оказания услуг по перевозке отдельных категорий граждан железнодорожным транспортом пригородного сообщения от 18.12.2015 N 08/2015-278/ЗППК 145/12-2015. Указанный договор заключен на период с 01.01.2016 по 31.12.2018. Предметом договора является организация на возмездной основе перевозки граждан из числа лиц, указанных в приложении N 1 к договору в пригородном сообщении на территории Забайкальского края в период с 01 января 2016 года по 31 декабря 2018 года. Заказчик компенсирует потери в доходах перевозчика, возникшие в результате предоставления льготы по тарифам на проезд железнодорожным транспортом общего пользования в поездах пригородного сообщения в виде 50% скидки от действующего тарифа при оплате проезда в пригородных поездах и на железнодорожных станциях, находящихся на территории Забайкальского края.
Тариф, по которому общество осуществляло перевозки железнодорожным транспортом общего пользования в пригородном сообщении по территории Забайкальского края, установлен приказом Региональной службы по тарифам и ценообразованию Забайкальского края от 24.11.2015 N 393 "Об установлении тарифов на услуги по перевозке пассажиров железнодорожным транспортом в пригородном сообщении на территории Забайкальского края в пределах Забайкальской железной дороги" (введен в действие с 01.01.2016, утратил силу с 01.01.2017). В соответствии с разделом 4 договора возмещение убытков производится в соответствии с порядком, утвержденным постановлением Правительства Забайкальского края от 23.11.2009 N 425 "Об утверждении Порядка компенсации юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям убытков, образовавшихся в результате оказания мер социальной поддержки отдельным категориям граждан путем обеспечения льготного проезда на пригородном железнодорожном транспорте общего пользования в Забайкальском крае" (далее - Порядок от 23.11.2009 N 425).
Согласно приложению к договору в перечень граждан, имеющих право на 50-процентную скидку со стоимости проезда на городском и пригородном пассажирском транспорте общего пользования, включены следующие категории граждан, проживающих на территории Забайкальского края: ветераны труда по достижении ими возраста, дающего право на страховую пенсию по старости; лица, проработавшие в тылу в период с 22 июня 1941 года по 9 мая 1945 года не менее шести месяцев, исключая период работы на временно оккупированных территориях СССР, либо награжденные орденами и медалями СССР за самоотверженный труд в период Великой Отечественной войны; реабилитированные лица и лица, признанные пострадавшими от политических репрессий; лица, получающие страховую пенсию по старости (мужчины по достижении возраста 60 лет и женщины по достижении возраста 55 лет); дети в возрасте от 5 до 7 лет. В соответствии с условиями договора общество предоставляло в Министерство территориального развития Забайкальского края отчеты о количестве перевезенных граждан за 2016 год.
Ссылаясь на то, что Забайкальский край не исполняет обязательства по возмещению убытков, связанных с выполнением социально значимых перевозок, общество обратилось в суд с настоящим требованием.
Суд первой инстанции исходил из обоснованности иска к Забайкальскому краю в лице Министерства территориального развития Забайкальского края, а не за счет средств Министерства финансов Забайкальского края, основываясь на договоре от 18.12.2015 N 08/2015-278/ЗППК 145/12-2015, а также на том, что Министерство территориального развития Забайкальского края является главным распорядителем бюджетных средств.
Выводы суда первой инстанции в части определения надлежащего ответчика являются неправильными, сделанными с нарушением норм материального права.
Федеральным законом от 22.08.2004 N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" были изменены ранее существовавшие по вопросам совместного ведения в указанной сфере полномочия между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, а также изменен порядок предоставления льгот отдельным категориям граждан, имеющим право на льготный проезд в общественном городском и пригородном транспорте, предусмотренных ранее принятыми федеральными законами. С 01.01.2005 предоставление льготы по проезду в городском и пригородном общественном транспорте в натуральной форме заменено на компенсационную денежную выплату. Вместе с тем данный закон предписал субъектам Российской Федерации и муниципальным образованиям при замене льгот в натуральной форме на денежные компенсации вводить эффективные правовые механизмы, обеспечивающие сохранение и возможное повышение ранее достигнутого уровня социальной защиты граждан с учетом специфики их правового, имущественного положения, а также других обстоятельств.
Для реализации нового порядка предоставления льгот в Федеральный закон от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" включена статья 26.3.1 "Участие органов государственной власти субъектов Российской Федерации в осуществлении полномочий по предметам ведения Российской Федерации, а также полномочий по предметам совместного ведения" и внесены изменения в статью 26.3 "Принципы финансового обеспечения осуществления органами государственной власти субъекта Российской Федерации полномочий по предметам ведения Российской Федерации и по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации". В соответствии со статьей 26.3 данного Федерального закона полномочия органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, установленным Конституцией Российской Федерации, указанные в пункте 2 настоящей статьи, осуществляются данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета). Осуществление указанных полномочий может в порядке и случаях, установленных федеральными законами, дополнительно финансироваться за счет средств федерального бюджета и государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, в том числе в соответствии с федеральными целевыми программами. Особенности финансового обеспечения указанных полномочий за счет средств бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации устанавливаются федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования (пункт 1). Постановлением Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 N 23 (далее - постановление Пленума N 23) судам было разъяснено, что при решении вопроса об определении публично-правового образования, за счет казны которого подлежат удовлетворению требования о взыскании убытков в связи с осуществляемым после 01.01.2005 предоставлением потребителям бесплатно или по льготным ценам товаров (работ, услуг), судам необходимо иметь в виду положения статей 84, 85 Бюджетного кодекса Российской Федерации (в редакции, действующей после 01.01.2005), статьи 26.3 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", разграничивающие полномочия Российской Федерации и субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения, в том числе по вопросам социальной защиты населения, и устанавливающие принципы финансового обеспечения осуществления данных полномочий. Ответчиком по указанным делам выступает публично-правовое образование, к расходным обязательствам которого было отнесено финансирование соответствующих льгот (пункт 19 постановления). Законом Забайкальского края N243-ЗЗК от 23.09.2009 "О льготном проезде на городском и пригородном пассажирском транспорте общего пользования для отдельных категорий граждан на территории Забайкальского края" в статье 1 установлены льготы на проезд в городском и пригородном пассажирском транспорте общего пользования в виде 50% скидки от стоимости проезда для 15 категорий граждан. В соответствии со статьей 3 указанного закона Постановлением Правительства Забайкальского края от 23.11.2009 N 425 был утвержден Порядок компенсации юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям убытков, образовавшихся в результате оказания мер социальной поддержки отдельным категориям граждан на территории Забайкальского края., в соответствии с которым компенсация убытков производится юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, осуществляющим пассажирские перевозки городским и пригородным пассажирским транспортом общего пользования на основании договоров на возмещение убытков, заключенных органами местного самоуправления муниципальных районов, городских округов Забайкальского края - с перевозчиками. Министерство финансов Забайкальского края производит компенсацию убытков в пределах средств, предусмотренных бюджетом Забайкальского края, перевозчикам через органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Забайкальского края. Согласно статье 1071 Гражданского кодекса Российской Федерации в случаях, когда в соответствии с настоящим Кодексом или другими законами причиненный вред подлежит возмещению за счет казны субъекта Российской Федерации, от имени казны выступает финансовый орган. Учитывая, что в результате принятия Забайкальским краем Закона N 243-ЗЗК от 23.09.2009 об установлении льгот отдельным категориям граждан в виде 50% скидки стоимости проезда в городском общественном транспорте у общества сформировались выпадающие доходы, на стороне Забайкальского край возникло обязательство возместить их в соответствии условиями договорного обязательства. В соответствии с пунктом 3 статьи 8 Федерального закона от 10.01.2003 N 17-ФЗ "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации" потери в доходах владельца инфраструктуры, перевозчика, возникшие в результате установления тарифов, сборов и платы ниже экономически обоснованного уровня на основании федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов субъектов Российской Федерации, иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, возмещаются в полном объеме за счет средств бюджетов соответствующих уровней бюджетной системы Российской Федерации. Забайкальский край не может быть освобожден от расходных обязательств в части, превышающей утвержденные объемы финансирования расходов на предоставление льгот, так же как и истец не вправе предоставлять льготы по проезду только в пределах поступивших из бюджета средств. Иное противоречило бы закону. Как указано в пункте 16 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 N 23, необходимо учитывать, что публично-правовое образование может предотвратить возникновение у организаций, предоставивших потребителям бесплатно или по льготным ценам товары (работы, услуги) в рамках реализации установленных законом льгот, соответствующих убытков путем отмены или приостановления действия норм о тех или иных льготах, финансирование которых им не предполагается. Если действие закона, предоставляющего льготы, не было приостановлено полностью или частично законом о бюджете на очередной год и требования истца являются обоснованными по существу, суммы убытков могут быть взысканы с публично-правового образования независимо от того, предусмотрены ли соответствующие средства в законе о бюджете.
Количество поездок на пригородных поездах формирования АО "Забайкальская пригородная пассажирская компания", которое совершено отдельными категориями граждан за период с 01 января по 31 декабря 2016 года, общая сумма платежей, поступившая перевозчику определены по результатам проведенной по делу судебной экспертизы, на основании первичной документации - проездных документов, в части размера неполученных доходов истца у сторон спора разногласий не имеется.
При этом суд первой инстанции, делая вывод, что ответственность за причиненные убытки должна возлагаться в лице Министерства территориального развития Забайкальского края, не учел, что речь идет о причинении вреда, а не о взыскании по договору.
Заключенный между истцом (Перевозчиком) и Министерством территориального развития Забайкальского края (Заказчиком) договор оказания услуг по перевозке отдельных категорий граждан железнодорожным транспортом пригородного сообщения от 18.12.2015 N 08/2015-278/ЗППК 145/12-2015 не предусматривает общий размер возмещаемых убытков, количество перевезенных пассажиров льготной категории, в порядке расчетов и возмещении убытков (пункт 4) содержит ссылку постановление Правительства Забайкальского края от 23.11.2009 N 425 "Об утверждении Порядка компенсации юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям убытков, образовавшихся в результате оказания мер социальной поддержки отдельным категориям граждан путем обеспечения льготного проезда на пригородном железнодорожном транспорте общего пользования в Забайкальском крае" (далее - Порядок N 425).
Как сказано в пункте 5 Порядка N 425 Министерство территориального развития Забайкальского края осуществляет проверку отчетов о компенсации убытков, представленных перевозчиками, формирует сводный отчет и представляет его в Министерство финансов Забайкальского края в срок до 15-го числа месяца, следующего за отчетным.
В пункте 6 Порядка N 425 сказано, что на основании сводного отчета Министерство финансов Забайкальского края перечисляет финансовые средства Министерству территориального развития Забайкальского края в пределах средств, предусмотренных бюджетом Забайкальского края.
Министерство территориального развития Забайкальского края в течение 5 рабочих дней со дня поступления финансовых средств на расчетный счет производит компенсацию убытков перевозчикам.
Из приведенных норм в совокупности с условиями заключенного договора, положениями статей 125, 126 Гражданского кодекса Российской Федерации, определяющим порядок участия субъектов Российской Федерации в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, ответственность по обязательствам следует, что Министерство финансов Забайкальского края перечисляет финансовые средства Министерству территориального развития Забайкальского края в пределах средств, предусмотренных бюджетом Забайкальского края.
Это не означает, что ответчиком должно выступать Министерство территориального развития Забайкальского края в случаях, когда денежных средств недостаточно и, соответственно, Министерством финансов Забайкальского края в достаточной сумме не перечислено, поскольку их размер договором оказания услуг по перевозке отдельных категорий граждан железнодорожным транспортом пригородного сообщения от 18.12.2015 N 08/2015-278/ЗППК 145/12-2015 не определен.
Законом Забайкальского края от 29 декабря 2015 года N 1289-ЗЗК "О бюджете Забайкальского края на 2016 год" предусмотрены бюджетные ассигнования на данные цели в размере 1 296 949 руб. Указанная сумма перечислена истцу в счет погашения задолженности по акту сверки за 2015 год.
Перечисление Министерством финансов Забайкальского края Министерству территориального развития Забайкальского края денежных средств в размере 5 255 607 руб. в счет возмещения убытков, образовавшихся в результате оказания мер социальной поддержки за период 01.01.2016 по 31.12.2016 не подтверждено.
Согласно пунктам 12.3.15, 12.3.20, 12.7 Положения, утвержденного постановлением Правительства Забайкальского края от 24.04.2018 N 165, Министерство финансов Забайкальского края выступает от имени казны края в случаях, когда причиненный вред подлежит возмещению за ее счет, если законодательством эта обязанность не возложена на другой орган; исполняет судебные акты по искам к краю о возмещении вреда, причиненного незаконными действиями (бездействием) государственных органов, обращается в суд с исковыми заявлениями о возмещении ущерба, причиненного краю.
При таких обстоятельствах надлежащим ответчиком является Забайкальский край в лице Министерства финансов Забайкальского края, решение подлежит изменению как вынесенное с нарушением норм материального права, на основании части 1 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 258, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
постановил:
решение Арбитражного суда Забайкальского края от 13 декабря 2018 года по делу N А78-13635/2017 изменить в части. Принять новый судебный акт.
Иск удовлетворить в отношении Забайкальского края в лице Министерства финансов Забайкальского края.
Взыскать с Забайкальского края в лице Министерства финансов Забайкальского края за счет казны Забайкальского края в пользу акционерного общества "Забайкальская пригородная пассажирская компания" денежные средства в сумме 5 255 607 руб. в счет возмещения убытков, образовавшихся в результате оказания мер социальной поддержки, расходы на проведение судебной экспертизы в сумме 200 000 руб., расходы по оплате государственной пошлины в сумме 49 278 руб., всего 5 504 885 руб.
В иске к Министерству территориального развития Забайкальского края отказать.
Возвратить акционерному обществу "Забайкальская пригородная пассажирская компания" из федерального бюджета государственную пошлину в сумме 2 255 руб. 73 коп.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в срок, не превышающий двух месяцев с даты его принятия.
Председательствующий |
А.В. Макарцев |
Судьи |
Л.В. Капустина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А78-13635/2017
Истец: АО "Забайкальская пригородная пассажирская компания"
Ответчик: Министерство территориального развития Забайкальского края, Министерство финансов Забайкальского края
Третье лицо: ООО "Аудит-Стандарт"