Постановлением Арбитражного суда Московского округа от 8 августа 2019 г. N Ф05-12020/19 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Москва |
|
04 апреля 2019 г. |
Дело N А40-157380/18 |
Резолютивная часть постановления объявлена 02 апреля 2019 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 04 апреля 2019 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Суминой О.С.,
судей: |
Кочешковой М.В., Марковой Т.Т., |
при ведении протокола |
секретарем судебного заседания Омаровым А.А., |
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ООО "НОВАЯ ПАРАЛЛЕЛЬ"
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 10.01.2019 г. по делу N А40-157380/18
принятое судьей
по заявлению ООО "НОВАЯ ПАРАЛЛЕЛЬ"
к ИФНС России N 31 по г. Москве
о признании недействительным решения;
в присутствии:
от заявителя: |
Павлова О.В. ген. директор от 06.05.2014, Бацанова Т.А. по дов. от 17.12.2018; |
от заинтересованного лица: |
Семенова М.М. по дов. от 26.09.2018, Безносов Д.Г. по дов. от 06.07.2018, Ионов Д.А. по дов. от 12.04.2018; |
УСТАНОВИЛ:
ООО "Новая Параллель" (далее - общество, налогоплательщик, заявитель) обратилось в суд к ИФНС России N 31 по г. Москве (далее - инспекция, налоговый орган) с требованиями о признании недействительным решения от 28.02.2018 N 14/7680 об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения (далее - решения) и возмещении НДС за 2 квартал 2017 года в размере 566 386 р.
Решением Арбитражного суда г. Москвы от 10.01.2019 в заявленных требованиях отказано.
Не согласившись с данным решением, Заявитель обратился с жалобой в Девятый арбитражный апелляционный суд, в которой просит решение Арбитражного суда г. Москвы от 10.01.2019 отменить и принять по делу новый судебный акт. По доводам апелляционной жалобы Общество настаивает на том, что услуги, оказанные ОАО "РЖД во 2 квартале 2017 года, не относятся к транспортно-экспедиционным услугам, перечисленным в пп. 2.1 п. 1 ст. 164 НК РФ.
Инспекция с доводами, изложенными в апелляционной жалобе, не согласна, считает решение Арбитражного суда г. Москвы от 10.01.2019 законным и обоснованным и не подлежащим отмене.
Заслушав объяснения представителей сторон, исследовав материалы дела, проверив законность и обоснованность решения суда, апелляционная инстанция не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
По смыслу статей 65, 198 и 200 АПК РФ обязанность доказывания наличия права и факта его нарушения оспариваемыми актами, решениями, действиями (бездействием) возложена на заявителя, обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта, решения, действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту, а также обстоятельств, послуживших основанием для их принятия (совершения), возлагается на орган или лицо, которые приняли данный акт, решение, совершили действия (допустили бездействие).
Исходя из части 2 статьи 201 настоящего Кодекса обязательным условием для принятия решения об удовлетворении заявленных требований о признании ненормативного акта недействительным (решения, действий, бездействия незаконными) является установление судом совокупности юридических фактов: во-первых, несоответствия таких актов (решения, действий, бездействия) закону или иному нормативному правовому акту, а, во-вторых, нарушения ими прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно пунктам 1 и 2 статьи 171 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) налогоплательщик имеет право уменьшить общую сумму налога, исчисленную в соответствии со статьей 166 НК РФ, на установленные статьей 171 НК РФ налоговые вычеты.
Налоговые вычеты, предусмотренные статьей 171 НК РФ, производятся на основании счетов-фактур, выставленных продавцами при приобретении налогоплательщиком товаров (работ, услуг), имущественных прав.
В силу пункта 1 статьи 169 НК РФ счет-фактура является документом, служащим основанием для принятия предъявленных сумм налога к вычету или возмещению, в связи с чем в пунктах 5 - 6 названной статьи установлены требования к содержанию и оформлению счетов-фактур, соблюдение которых в силу пункта 2 этой же статьи обязательно для применения налоговых вычетов.
В соответствии с подпунктом 2.1 пункта 1 статьи 164 НК РФ налогообложение производится по налоговой ставке 0 процентов при реализации услуг по международной перевозке товаров.
Положения данного подпункта распространяются, в том числе, на транспортно-экспедиционные услуги, оказываемые на основании договора транспортной экспедиции при организации международной перевозки.
В целях настоящей статьи под международными перевозками товаров понимаются перевозки товаров морскими, речными судами, судами смешанного (река - море) плавания, воздушными судами, железнодорожным транспортом и автотранспортными средствами, при которых пункт отправления или пункт назначения товаров расположен за пределами территории Российской Федерации; к транспортно-экспедиционным услугам относятся участие в переговорах по заключению контрактов купли-продажи товаров, оформление документов, прием и выдача грузов, завоз-вывоз грузов, погрузочно-разгрузочные и складские услуги, информационные услуги, подготовка и дополнительное оборудование транспортных средств, услуги по организации страхования грузов, платежно-финансовых услуг, услуги по таможенному оформлению грузов и транспортных средств, а также разработка и согласование технических условий погрузки и крепления грузов, розыск груза после истечения срока доставки, контроль за соблюдением комплектной отгрузки оборудования, перемаркировка грузов, обслуживание и ремонт универсальных контейнеров грузоотправителей, обслуживание рефрижераторных контейнеров и хранение грузов в складских помещениях и на открытых площадках экспедитора.
Согласно пункту 18 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.05.2014 N 33 "О некоторых вопросах, возникающих у арбитражных судов при рассмотрении дел, связанных с взиманием налога на добавленную стоимость" на основании подпункта 2.1 пункта 1 статьи 164 НК РФ налоговая ставка 0 процентов применяется при реализации услуг по международной перевозке товаров, а также, в частности, транспортно-экспедиционных услуг, оказываемых на основании договора транспортной экспедиции при организации международной перевозки.
При толковании указанных норм судам необходимо учитывать, что оказание таких услуг несколькими лицами (множественность лиц на стороне исполнителя или привлечение основным исполнителем третьих лиц (субисполнителей)) само по себе не препятствует применению налоговой ставки 0 процентов всеми участвовавшими в оказании услуг лицами.
В связи с этим налоговую ставку 0 процентов применяют также перевозчики, оказывающие услуги по международной перевозке товаров на отдельных этапах перевозки (абзацы первый - второй подпункта 2.1 пункта 1 статьи 164 НК РФ), лица, привлеченные экспедитором для оказания отдельных транспортно-экспедиционных услуг (абзац пятый подпункта 2.1 пункта 1 статьи 164 НК РФ).
При этом по смыслу положений данного подпункта его действие распространяется на транспортно-экспедиционные услуги, оказываемые в отношении товаров, являющихся предметом международной перевозки, вне зависимости от того, выступает ли организатором международной перевозки сам экспедитор, либо заказчик транспортно-экспедиционных услуг, либо иное лицо.
Как следует из материалов дела, инспекция провела камеральную налоговую проверку представленной 21.07.2017 обществом уточненная декларации по НДС за 2 квартал 2017 года, с заявленными вычетами в размере 566 386 р. по счетам-фактурам выставленным ОАО "РЖД" на услуги по перевозке груза железнодорожным транспортом.
После окончания проверки составлен акт от 07.11.2017 N 14/47159, рассмотрены материалы проверки (протокол) и вынесено решение от 28.02.2018 N 14/7680, которым отказано в возмещении НДС за 2 квартал 2017 года в размере 566 386 р.
Решением УФНС России по г. Москве по жалобе от 03.05.2018 N 21-19/093398 оспариваемое решение инспекции оставлено без изменения и утверждено, что послужило основанием для обращения 09.07.2018 в суд.
Основанием для вынесения оспариваемого решения послужил вывод налогового органа о неправомерном применении вычетов по счетам-фактурам выставленным ОАО "РЖД" на услуги по международной перевозке грузов, облагаемые на основании подпункта 2.1 пункта 1 статьи 164 Налогового кодекса Российской Федерации по ставке 0%.
Не согласившись с выводом налогового органа, заявитель обратился с заявлением в суд.
Суд первой инстанции отказал в удовлетворении требований заявителя.
Апелляционная инстанция не находит правовых оснований для отмены решения суда в силу следующего.
Общество в проверяемый период оказывало услуги по международной и внутренней перевозке грузов, для чего привлекало ОАО "РЖД", с которым было заключено соглашение об организации расчетов от 01.07.2014 N 310714-7-04С, предусматривающее организацию расчетов по оплате провозной платы, сборов, штрафов и иных платежей за услуги по экспортной, импортной и внутригосударственной перевозке, а также дополнительным сборам.
В рамках данного соглашения ОАО "РЖД" по заявкам общества осуществляла внутреннюю и международную перевозку грузов, с составлением внутренних и международных железнодорожных накладных, актов оказания услуг и выставлением счетов-фактур.
Во 2 квартале 2017 года ОАО "РЖД" оказало заявителю услуги по железнодорожной перевозке, услуги по охране и сопровождению груза в процессе перевозки, дополнительные услуги по подаче вагонов на станции, а также услуги по подключению и сопровождению АС ЭТРАН на общую сумму НДС в размере 1 056 608,21 р., в том числе:
* услуги по подключению к базе данных на сумму 1 976,40 р.,
* услуги по внутренней перевозке и охране на сумму 488 246,04 р.,
* услуги по международной перевозке и охране, а также дополнительные услуги по подаче вагонов в процессе международной перевозки на сумму 566 385,77 р.
Стоимость услуг по международной перевозке и охране, а также дополнительных услуг составила 3 698 972,99 р., на данные услуги были выставлены счета-фактуры от 10.06.2017 N 0000010000000685/0600001283, N 0000010000000685/0600001284, от 15.06.2017 N 0000010000000685/0600002247, N 0000010000000685/0600002248, N 0000010000000685/0600002250, от 30.06.2017 N 0000010000000685/0600004960 (перевозка и охрана) и счета-фактуры от 10.06.2017 N 0000010000000685/0600001896, от 20.06.2017 N0000010000000685/0600003766, от 25.06.2017 N0000010000000685/0600004611, от 31.05.2017 N 0000010000000685/0600005851, в которым отдельной строкой был выделен НДС по ставке 18% в размере 566 385,77 р.
К данным счетам-фактурам прилагались акты оказанных услуг и международные железнодорожные накладные, в которых пункт отправки указан Нанкин, Панцзинь, Дунъин (КНР), пункт доставки указан Круглое Поле, Кунцево-2, Кинель (Россия).
Поскольку во всех перечисленных счетах-фактурах выставленных ОАО "РЖД" был указан НДС по ставке 18%, несмотря на оказание услуг по международной перевозке грузов железнодорожным транспортом и сопутствующих этой перевозке транспортно-экспедиторских услуг (охрана и др.), то заявитель, посчитав, что ОАО "РЖД" правомерно применило ставку 18% вместо ставки 0%, предусмотренной подпунктом 2.1 пункта 1 статьи 164 НК РФ, учел суммы предъявленного НДС в состав вычетов в декларации за 2 квартал 2017 года.
По вопросу правомерности заявления вычетов по счетам-фактурам на услуги, облагаемые в соответствии со статьей 164 НК РФ по ставке 0%, в случае необоснованного заявления в них контрагентом налога по ставке 18% судом установлено следующее.
В соответствии с пунктом 2, подпунктом 10 пункта 5 статьи 169 НК РФ в счете-фактуре, которая на основании статьи 172 НК РФ является основным документом, подтверждающим налоговые вычеты, в обязательном порядке должна быть указана налоговая ставка, соответствующая операциям отраженным в статье 164 НК РФ (пункты 1-4), при этом, счет-фактура составленная с нарушением порядка, установленного пунктами 5, 6 настоящей статьи, не может являться основанием для принятия, предъявленных покупателю продавцом сумм налога к вычету или возмещению.
Налогоплательщик в силу положений статей 164, 168, 169 НК РФ, выставляющий покупателю товаров (работ, услуг) счет-фактуру не вправе по своему усмотрению изменять установленную налоговым законодательством ставку налога.
Согласно подпункту 2.1 пункта 1 статьи 164 НК РФ налогообложение производится по налоговой ставке 0 процентов при реализации услуг по международной перевозке товаров, под которыми понимается перевозки товаров морскими, речными судами, судами смешанного (река - море) плавания, воздушными судами, железнодорожным транспортом и автотранспортными средствами, при которых пункт отправления или пункт назначения товаров расположен за пределами территории Российской Федерации.
К услугам по международной перевозке товара также относятся транспортно-экспедиционные услуги, связанные с такой перевозкой, в том числе: информационные услуги и услуги охраны, а также дополнительных услуг, связанных с подачей подвижного состава.
В соответствии с позицией изложенной в пункте 18 Постановления Пленума ВАС РФ от 30.05.2014 N 33 "О некоторых вопросах, возникающих у арбитражных судов при рассмотрении дел, связанных с взиманием налога на добавленную стоимость" (далее - Постановление ВАС РФ N 33) оказание услуг международной перевозке несколькими лицами само по себе не препятствует применению налоговой ставки 0 процентов всеми участвовавшими в оказании услуг лицами, в связи с чем, налоговую ставку 0 процентов применяют также перевозчики, оказывающие услуги по международной перевозке товаров на отдельных этапах перевозки и лица,
привлеченные экспедитором для оказания отдельных транспортно-экспедиционных услуг.
При этом по смыслу положений данного подпункта его действие распространяется на транспортно-экспедиционные услуги, оказываемые в отношении товаров, являющихся предметом международной перевозки, вне зависимости от того, выступает ли организатором международной перевозки сам экспедитор, либо заказчик транспортно-экспедиционных услуг, либо иное лицо.
При осуществлении железнодорожной перевозке в соответствии с Федеральным закон от 10.01.2003 N 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" и Соглашением о международном железнодорожном грузовом сообщении (СМГС) от 1 ноября 1951 года в обязательном порядке составляется железнодорожная накладная (внутренняя или международная), в которой, в том числе указывается: пункт отправления и пункт назначения груза.
Указанная международная железнодорожная накладная с отметками таможенных органов о ввозе или вывозе товар за / в пределы территории Российской Федерации в силу подпункта 3 пункта 3.1 статьи 165 НК РФ представляется в налоговые органы для подтверждения правомерности применения ставки 0 процентов по услугам международной перевозки грузов железнодорожным транспортом.
Следовательно, подтверждением оказания услуг международной перевозки грузов будет являться международная железнодорожная накладная СМГС, с указанием пункта погрузки за пределами территории Российской Федерации и пункта доставки в пределах территории Российской Федерации.
В данном случае судом установлено и не отрицается налогоплательщиком, что ОАО "РЖД" оказало услуги по спорным счетам-фактурам именно по международной перевозке грузов железнодорожным транспортом, что подтверждается приложенными к актам оказания услуг и счетам-фактурам международных железнодорожных накладных СМГС, с пунктом отправления КНР и пунктом назначения Россия.
Учитывая изложенное, судом установлено, что оказанная заявителю ОАО "РЖД" по спорным счетам-фактурам услуга по международной перевозке груза подлежала налогообложению НДС по ставке 0% в соответствии с подпунктом 2.1 пункта 1 статьи 164 НК РФ, контрагент незаконно выставил налогоплательщику счета-фактуры с указанием в них ставки НДС по данным услугам в размере 18%, вследствие чего, общество не вправе было принять незаконно предъявленный НДС в размере 566 385,77 р. по указанным счетам-фактурам к вычету.
Ссылка заявителя на пункт 5 статьи 173 НК РФ и Постановление ВАС РФ N 33 в данном случае судом не принимается, поскольку в указанных положениях речь идет о возможности применения вычетов по НДС, предъявленных по товарам, работам, услугам, реализация которых не подлежит налогообложению в силу статей 146, 148, 149 НК РФ, но по которым контрагентом дополнительно к цене товара был включен НДС, поскольку в силу пункта 5 статьи 173 НК РФ этот контрагент в таком случае обязан исчислить и уплатить данный налог.
При реализации товаров, работ, услуг подлежащей налогообложению НДС налогоплательщик обязан начислить на цену товара налог по определенной ставке 0%, 10% или 18%, менять которую в зависимости от собственной воли он не вправе, в связи с чем, в случае, если контрагент выставил налогоплательщику счет-фактуру по реализации услуг облагаемых в силу закона по ставке 0%, указав в ней незаконно иную ставку налога (10% или 18%), то такой налогоплательщик не вправе учитывать незаконно предъявленный по иной ставке НДС в состав вычетов.
Вывод суда о запрете налогоплательщикам произвольно изменять ставку налога соответствует позиции изложенной в Определении Конституционного суда Российской Федерации от 15.05.2007 N 372-О-П и многочисленных Постановлениях Президиума ВАС РФ, в том числе Постановлениях от 19.06.2006 N 1964/06, от 19.06.2006 N 16305/06 и др.
Таким образом, судом установлено, что общество неправомерно применило вычеты по НДС за 2 квартал 2017 года в размере 566 385,77 р. по счетам-фактурам, выставленным ОАО "РЖД" на услуги по международной перевозке грузов железнодорожным транспортом, подлежащие налогообложению в силу подпункта 2.1 пункта 1 статьи 164 НК РФ по ставке 0%, в связи с чем, оспариваемое решение инспекции от 28.02.2018 N 14/7680 об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения является законным и обоснованным, требование о возврате НДС в размере 566 385,77 р. не подлежит удовлетворению.
Ссылка заявителя апелляционной жалобы на письмо Минфина РФ от 24.12.2018 N 03-07-08/93834 отклоняется апелляционной коллегией.
Содержащиеся в вышеуказанном письме Минфина России разъяснения ясно указывают налогоплательщику на тот факт, что ставкой 18 % облагаются только те операции, которые не поименованы в пунктах 1, 2 и 4 ст. 164 НК РФ. В тоже время материалами дела подтверждается факт отнесения оказанных Налогоплательщику услуг к международным перевозкам, предусмотренным пп. 2.1 п. 1 ст. 164 НК РФ, в связи с чем, произведённые АО "РЖД" спорные операции облагаться по ставке 18 % не могут.
Заявитель в апелляционной жалобе ссылается на письмо ОАО "РЖД" от 05.02.2019 N ИСХ-ТЦФР/449, согласно которому применение ставки НДС 0%, установленной п.15 ст. 164 НК РФ, по услугам перевозки российским перевозчиком на железнодорожном транспорте грузов, ввозимых на территорию РФ с территории иностранного государства (в том числе с территории КНР), неправомерно.
Вышеуказанные выводы ОАО "РЖД" не имеют правового значения, поскольку толкование норм права, осуществлённое контрагентами налогоплательщиков, не может быть положено в основание выводов о правомерности или неправомерности решений налоговых органов, поскольку именно налоговые органы в силу положений пункта 1, пункта 3 статьи 30, подпункта 9 пункта 1 статьи 31, подпункта 2 пункта 1 статьи 32 НК РФ уполномочены осуществлять контроль за соблюдением законодательства о налогах и сборах, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) в бюджетную систему Российской Федерации налогов, сборов, страховых взносов, взыскивать с налогоплательщиков недоимки, а также пени и штрафы.
Материалы дела исследованы судом первой инстанции полно и всесторонне, выводы суда соответствуют имеющимся в деле доказательствам, нормы материального права применены правильно, нарушений норм процессуального права не допущено.
Доводы апелляционной жалобы не опровергают выводов суда, а лишь выражают несогласие с ними, поэтому не могут являться основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
С учетом изложенного апелляционная инстанция приходит к выводу о том, что спор разрешен в соответствии с требованиями действующего законодательства, основания для отмены решения суда, а также для удовлетворения апелляционной жалобы отсутствуют.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 10.01.2019 г. по делу N А40-157380/18 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
О.С. Сумина |
Судьи |
М.В. Кочешкова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-157380/2018
Истец: ООО "НОВАЯ ПАРАЛЛЕЛЬ"
Ответчик: ИФНС России N 31 по г. Москве