г. Саратов |
|
28 декабря 2018 г. |
Дело N А57-9259/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 24 декабря 2018 года.
Полный текст постановления изготовлен 28 декабря 2018 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе
председательствующего судьи Акимовой М.А.,
судей Веряскиной С.Г., Самохваловой А.Ю.
при ведении протокола судебного заседания секретарём судебного заседания Кожокарём А.П.
при участии в судебном заседании представителя Министерства сельского хозяйства Саратовской области Яворека Д.Я., действующего на основании доверенности от 15.05.2018 N 03-03-02-2788, представителей Управления Федерального казначейства по Саратовской области Романова А.В., действующего на основании доверенности от 26.06.2017 N 16-20/11778, и Секина М.Н., действующего на основании доверенности от 26.06.2017 N 16-20/11779,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Министерства сельского хозяйства Саратовской области (410012, г. Саратов, ул. Университетская, д. 45/51, ОГРН 1036405514090, ИНН 6455020996)
на решение Арбитражного суда Саратовской области от 17 сентября 2018 года по делу N А57-9259/2018 (судья Мамяшева Д.Р.)
по заявлению Министерства сельского хозяйства Саратовской области (410012, г. Саратов, ул. Университетская, д. 45/51, ОГРН 1036405514090, ИНН 6455020996)
заинтересованные лица: Управление Федерального казначейства по Саратовской области (410056, г. Саратов, Ильинская пл., д. 1/6, ОГРН 1026403343163, ИНН 6450024002), Правительство Саратовской области (410042, г. Саратов, ул. Московская, д. 72, ОГРН 1176451002738, ИНН 6450096857), Министерство финансов Саратовской области (410042, г. Саратов, ул. Московская, д. 72, ОГРН 1036405003227, ИНН 6450030341), Министерство финансов Российской Федерации (109097, г. Москва, ул. Ильинка, 9, стр.1, ОГРН 1037739085636, ИНН 7710168360)
о признании недействительным представления Управления Федерального казначейства по Саратовской области от 29.03.2018 N 60-11-47/19-1790,
УСТАНОВИЛ:
в Арбитражный суд Саратовской области обратилось Министерство сельского хозяйства Саратовской области (далее - министерство, заявитель) с заявлением о признании недействительным представления Управления Федерального казначейства по Саратовской области от 29.03.2018 N 60-11-47/19-1790.
Решением суда первой инстанции 17 сентября 2018 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
Министерство сельского хозяйства Саратовской области не согласилось с принятым решением и обратилось в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить полностью и принять по делу новый судебный акт, которым удовлетворить заявленные требования.
Управления Федерального казначейства по Саратовской области (далее - УФК по Саратовской области, Управление) и Министерство финансов Российской Федерации возражают против удовлетворения апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в отзывах и дополнениях к нему.
Правительство Саратовской области, Министерство финансов Саратовской области, Министерство финансов Российской Федерации явку представителей в судебное заседание не обеспечили.
О месте и времени рассмотрения жалобы участники процесса извещены надлежащим образом согласно требованиям статьи 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В части 6 статьи 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что лица, участвующие в деле, после получения определения о принятии искового заявления или заявления к производству и возбуждении производства по делу, а лица, вступившие в дело или привлечённые к участию в деле позднее, и иные участники арбитражного процесса после получения первого судебного акта по рассматриваемому делу самостоятельно предпринимают меры по получению информации о движении дела с использованием любых источников такой информации и любых средств связи.
Лица, участвующие в деле, несут риск наступления неблагоприятных последствий в результате непринятия мер по получению информации о движении дела, если суд располагает информацией о том, что указанные лица надлежащим образом извещены о начавшемся процессе.
Учитывая положения части 1 статьи 186 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, определение, вынесенное в виде отдельного судебного акта, выполненное в форме электронного документа, направляется лицам, участвующим в деле, и другим заинтересованным лицам посредством его размещения на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в режиме ограниченного доступа не позднее следующего дня после дня его вынесения, если иное не установлено Кодексом.
По ходатайству указанных лиц копии определения, вынесенного в виде отдельного судебного акта, на бумажном носителе могут быть направлены им в пятидневный срок со дня поступления соответствующего ходатайства в арбитражный суд заказным письмом с уведомлением о вручении или вручены им под расписку.
Информация о месте и времени судебного заседания размещена на официальном сайте Двенадцатого арбитражного апелляционного суда 22 ноября 2018 года, что подтверждено отчётом о публикации судебных актов на сайте. В соответствии с частью 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие указанных лиц.
В соответствии со статьёй 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в судебном заседании, назначенном на 19 декабря 2018 года на 14 часов 30 минут, объявлен перерыв до 24 декабря 2018 года до 11 часов 00 минут.
Исследовав материалы дела, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, арбитражный суд апелляционной инстанции пришёл к выводу, что решение суда первой инстанции подлежит отмене в части отказа Министерству сельского хозяйства Саратовской области в удовлетворении требований о признании недействительным представления Управления Федерального казначейства по Саратовской области от 29.03.2018 N 60-11-47/19-1790 в части пунктов 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 14, 15 ввиду неполного выяснения обстоятельств, имеющих значение для дела.
В части отказа в удовлетворении требований Министерства сельского хозяйства Саратовской области о признании недействительным представления Управления Федерального казначейства по Саратовской области от 29.03.2018 N 60-11-47/19-1790 в части пунктов 11 (нарушение в денежном выражении 4 434 396, 31 рубля), 12 (нарушение в денежном выражении 3 945 383, 25 рубля), 13 (нарушение в денежном выражении 1 765 363,13 рубля) решение суда первой инстанции является законным и обоснованным.
Из материалов дела следует, что Управлением Федерального казначейства по Саратовской области в соответствии с приказом от 11.01.2018 N 7 "О проведении внеплановой камеральной проверки в министерстве сельского хозяйства Саратовской области" в отношении Министерства сельского хозяйства Саратовской области проведена внеплановая камеральная проверка соблюдения условий с финансирования субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации, по результатам которой в отношении заявителя вынесено представление от 29.03.2018 N 60-10-47/19-1790.
Управлением Федерального казначейства по Саратовской области выявлены нарушения, выразившиеся в неисполнении
установленного пунктом 2.2.1 Соглашения о предоставлении субсидий из федерального бюджета бюджету субъекта Российской Федерации от 09.02.2015 N 79/17-с условия, определяющего объём финансового обеспечения расходных обязательств Саратовской области, в целях софинансирования которых предоставлена субсидия Саратовской области из федерального бюджета:
на возмещение части затрат на приобретение элитных семян;
на возмещение части затрат на закладку и уход за многолетними плодовыми и ягодными насаждениями;
на возмещение части процентной ставки по инвестиционным кредитам (займам) на развитие растениеводства, переработки и развития инфраструктуры и логистического обеспечения рынков продукции растениеводства;
на возмещение части процентной ставки по краткосрочным кредитам (займам) на переработку продукции растениеводства и животноводства;
на 1 килограмм реализованного и (или) отгруженного на собственную переработку молока в рамках подпрограммы "Развитие молочного скотоводства" государственной программы Российской Федерации "Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы";
на возмещение части процентной ставки по инвестиционным кредитам (займам) на строительство и реконструкцию объектов для молочного скотоводства;
на возмещение части процентной ставки по краткосрочным кредитам (займам) на развитие растениеводства, переработки и реализации продукции растениеводства;
на возмещение части процентной ставки по краткосрочным кредитам (займам) на развитие животноводства, переработки и реализации продукции животноводства;
на возмещение части процентной ставки по долгосрочным, среднесрочным и краткосрочным кредитам, взятым малыми формами хозяйствования (пункты 1-9 представления);
установленного пунктами 2.2.1, 2.2.6 Соглашения о предоставлении субсидий из федерального бюджета бюджету субъекта Российской Федерации в рамках федеральной целевой программы "Развитие мелиорации земель сельскохозяйственного назначения России на 2014-2020 годы" от 9 февраля 2015 года N 1109/20-с условия, определяющего объём финансового обеспечения расходных обязательств Саратовской области, в целях софинансирования которых предоставлена субсидия Саратовской области из федерального бюджета на реализацию мероприятий федеральной целевой программы "Развитие мелиорации земель сельскохозяйственного назначения на 2014-2020 годы" (пункт 10 преставления);
установленного пунктом 2.2.4 Соглашения о предоставлении субсидий из федерального бюджета бюджету субъекта Российской Федерации от 14 мая 2015 года N 709/10-с условия, определяющего объём финансового обеспечения расходных обязательств Саратовской области, в целях софинансирования которых предоставлена субсидия Саратовской области из федерального бюджета:
на развитие сети общеобразовательных организаций в сельской местности;
на развитие газификации в сельской местности;
развитие сети фельдшерско-акушерских пунктов и (или) офисов врачей общей практики в сельской местности (пункты 11,12,13).
В 2016 году, по мнению УФК по Саратовской области, министерством сельского хозяйства Саратовской области допущено нарушение, выразившееся в неисполнении
установленного 4.3.1. Соглашения о предоставлении субсидий из федерального бюджета бюджету субъекта Российской Федерации от 2 февраля 2016 года N 54/17-с и пунктом 10 Правил предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на возмещение части понесённых затрат на создание и модернизацию объектов агропромышленного комплекса, а также на приобретение техники и оборудования, утверждённых Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 июня 2015 года N 624 условия, определяющего объём финансового обеспечения расходных обязательств Саратовской области, в целях софинансирования которых предоставлена субсидия Саратовской области из федерального бюджета
на возмещение части прямых понесенных затрат на создание и модернизацию объектов тепличных комплексов, а также на приобретение техники и оборудования на цели предоставления субсидии;
на возмещение части процентной ставки по инвестиционным кредитам (займам) на развитие животноводства, переработки и развитие инфраструктуры и логистического обеспечения рынков продукции животноводства (пункты 14, 15 представления).
Не согласившись с указанным представлением, заявитель обратился в арбитражный суд с настоящими требованиями.
Суд первой инстанции, удовлетворяя заявленные требования, исходил из того, что оспоренное представление соответствует законодательству и не нарушает права и законные интересы заявителя.
По основаниям, изложенным в апелляционной жалобе, Министерство считает, что решение суда первой инстанции вынесено с нарушением норм материального и процессуального права, без учёта фактических обстоятельств дела, подлежит отмене в связи с неполным выяснением обстоятельств, имеющих значение для дела, судом не применён закон, подлежащий применению.
Апелляционная коллегия считает решение суда первой инстанции в части отказа Министерству сельского хозяйства Саратовской области в удовлетворении требований о признании недействительным представления Управления Федерального казначейства по Саратовской области от 29.03.2018 N 60-11-47/19-1790 в части пунктов 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 14, 15 подлежащим отмене, поскольку министерство не является стороной Соглашений от 09.02.2015 N 79/17-с о предоставлении субсидий из федерального бюджета бюджету субъекта Российской Федерации, заключённого между Министерством сельского хозяйства Российской Федерации и высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, от 9 февраля 2015 года N 1109/20-с о предоставлении субсидий из федерального бюджета бюджету Саратовской области в рамках федеральной целевой программы "Развитие мелиорации земель сельскохозяйственного назначения России на 2014-2020 годы" на 2015 год, от 2 февраля 2016 года N 54/17-с о предоставлении субсидий из федерального бюджета бюджету субъекта Российской Федерации, заключённого между Министерством сельского хозяйства Российской Федерации и высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации. Соответственно, оно не является субъектом нарушения условий указанных соглашений, которое выявлено и в связи с которым выдано представление.
Решение суда первой инстанции в части отказа в удовлетворении требований министерства сельского хозяйства Саратовской области о признании недействительным представления Управления Федерального казначейства по Саратовской области от 29.03.2018 N 60-11-47/19-1790 в части пунктов 11 (нарушение в денежном выражении 4 434 396, 31 рубля), 12 (нарушение в денежном выражении 3 945 383, 25 рубля), 13 (нарушение в денежном выражении 1 765 363,13 рубля) является законным и обоснованным, поскольку в указанной части оспоренное представление соответствует законодательству и не нарушает права и интересы заявителя.
Согласно части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу пункта 6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01 июля 1996 года N 6/8 основаниями для принятия судом решения о признании акта государственного органа или органа местного самоуправления недействительным являются одновременно как несоответствие акта закону или иному правовому акту, так и нарушение актом гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица.
В рассматриваемом случае судом апелляционной инстанции установлена совокупность указанных условий в отношении пунктов 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 14, 15 оспоренного ненормативного акта. Имеются правовые основания для признания представления в указанной части недействительным.
Согласно статье 85 Бюджетного кодекса РФ расходные обязательства субъекта Российской Федерации возникают в результате принятия законов и (или) иных нормативных, правовых актов субъекта Российской Федерации при осуществлении полномочий по предметам совместного ведения, указанным в пунктах 2 и 5 статьи 26.3. Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации".
Расходные обязательства устанавливаются органами государственной власти субъекта Российской Федерации самостоятельно и исполняются за счёт собственных доходов и источников финансирования дефицита бюджета субъекта Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1 статьи 132 Бюджетного кодекса РФ под субсидиями бюджетам субъектов Российской Федерации из федерального бюджета понимаются межбюджетные трансферты, предоставляемые бюджетам субъектов Российской Федерации в целях софинансирования расходных обязательств, возникающих при выполнении полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации по предметам ведения субъектов Российской Федерации и предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Пунктом 3 статьи 132 Бюджетного кодекса РФ предусмотрено, что цели и условия предоставления и расходования субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации из федерального бюджета, критерии отбора субъектов Российской Федерации для предоставления указанных межбюджетных субсидий и их распределения между субъектами Российской Федерации устанавливаются федеральными законами и (или) принятыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации.
Пунктом 1 статьи 158 Бюджетного кодекса РФ установлено, что главный распорядитель бюджетных средств обеспечивает результативность, адресность и целевой характер использования бюджетных средств в соответствии с утверждёнными ему бюджетными ассигнованиями и лимитами бюджетных обязательств (подпункт 1); исполняет соответствующую часть бюджета (подпункт 5).
Согласно пункту 2 статьи 21 Бюджетного кодекса РФ перечень главных распорядителей средств бюджета субъекта Российской Федерации устанавливается законом о соответствующем бюджете в составе ведомственной структуры расходов.
Подпунктом 4 части 2 статьи 2 Закона Саратовской области от 16 января 2008 года N 3-ЗСО "О бюджетном процессе в Саратовской области" установлено, что законом Саратовской области об областном бюджете на очередной финансовый год и плановый период утверждается перечень главных распорядителей средств областного бюджета и распределение бюджетных ассигнований по разделам, подразделам, целевым статьям, группам и подгруппам видов расходов классификации расходов бюджета в составе ведомственной структуры расходов областного бюджета на очередной финансовый год и плановый период.
Согласно ведомственной структуре расходов областного бюджета, установленной Законом Саратовской области от 05.12.2014 N 172-ЗСО "Об областном бюджете на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов" (приложение 7) регламентирован перечень главных распорядителей средств областного бюджета Саратовской области на 2015 год, в их числе министерство сельского хозяйства Саратовской области (присвоен персональный номер кода 009).
Законом Саратовской области от 09.12.2015N 173-ЗСО "Об областном бюджете на 2016" установлена ведомственная структура расходов областного бюджета (приложение 8), где в перечне главных распорядителей средств областного бюджета Саратовской области на 2016 год указано министерство сельского хозяйства Саратовской области (присвоен персональный номер кода 009).
Бюджетные полномочия главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств, установленные статьёй 158 Бюджетного кодекса РФ, предоставляют, в том числе, возможность вносить предложения по формированию и изменению лимитов бюджетных обязательств; вносить предложения по формированию и изменению сводной бюджетной росписи.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.07.2012 N 717 утверждена Государственная программа Российской Федерации "Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы" (далее - Программа N 717).
В рамках реализации указанной Программы N 717 постановлением Правительства Саратовской области от 02.10.2013 N 520-П утверждена Государственная программа Саратовской области "Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в Саратовской области на 2014-2020 годы".
Ответственным исполнителем Государственной программы Саратовской области "Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в Саратовской области на 2014-2020 годы", утверждённой постановлением Правительства Саратовской области от 02.10.2013 N 520-П, определено Министерство сельского хозяйства Саратовской области.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 июля 2013 года N 598 "О федеральной целевой программе "Устойчивое развитие сельских территорий на 2014 - 2017 годы и на период до 2020 года" утверждена указанная Программа (далее - Федеральная программа).
Согласно Распоряжению Правительства Саратовской области от 11.04.2014 N 56-Пр Министерство сельского хозяйства Саратовской области определено уполномоченным органом исполнительной власти Саратовской области по осуществлению взаимодействия с Министерством сельского хозяйства Российской Федерации в целях реализации Программы.
Правила предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на поддержку отдельных подотраслей растениеводства, утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 12.12.2012 N 1295 (далее - Правила N 1295).
Одним из условий предоставления и расходования субсидии является наличие в бюджете субъекта Российской Федерации бюджетных ассигнований на исполнение расходных обязательств субъекта Российской Федерации, связанных с предоставлением средств на поддержку отдельных подотраслей растениеводства в рамках государственной программы (подпункт б пункта 4 Правил 1295).
В соответствии с пунктом 6 Правил N 1295 предоставление субсидий бюджету субъекта Российской Федерации осуществляется на основании соглашения.
В соответствии с пунктом 2.1.3. Соглашения от 09.02.2015 N 79/17-с о предоставлении субсидий из федерального бюджета бюджету субъекта Российской Федерации, заключённого между Министерством сельского хозяйства Российской Федерации и высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации (далее - Соглашение от 09.02.2015 N 79/17-с), субсидия из федерального бюджета подлежит перечислению в бюджет Саратовской области по следующим реквизитам: код администратора дохода 009, наименование администратора дохода: Министерство сельского хозяйства Саратовской области (т.2 л.д.93).
Сторонами указанного соглашения являются Министерство Сельского хозяйства Российской Федерации и Правительство Саратовской области (т.2 л.д.89).
В Приложении N 2 к указанному Соглашению от 09.02.2015 N 79/17-с установлен размер расходов по софинансированию за счёт средств бюджета Саратовской области.
По указанному приложению N 2 к Соглашению от 09.02.2015 N 79/17с в редакции дополнительного соглашения N 7 к Соглашению 09.02.2015 N 79/17-с (т.3 л.д.86-91) размер расходов по софинансированию субсидии на возмещение части затрат на приобретение элитных семян за счёт средств бюджета Саратовской области установлен в размере 3 772 200 рублей; размер расходов по софинансированию субсидии на возмещение части затрат на закладку и уход за многолетними плодовыми и ягодными насаждениями за счёт средств бюджета Саратовской области установлен в размере 3 467 700 рублей.
Учитывая изложенное суд первой инстанции сделал правильный вывод, что основной целью предоставления субсидии является софинансирование соответствующих мероприятий государственных программ субъектов Российской Федерации с обеспечением установленного размера расходования собственных средств субъекта Российской Федерации.
Министерству сельского хозяйства Саратовской области в полном объёме доведены федеральные средства, предусмотренные Программой и Соглашением, на возмещение части затрат на приобретение элитных семян, в размере 56 103 900 рублей, а также на возмещение части затрат на закладку и уход за многолетними плодовыми и ягодными насаждениями в размере 51 574 500 рублей, как указано в Приложении N 1 в редакции дополнительного соглашения N 7 к Соглашению 09.02.2015 N 79/17-с (т.3 л.д.77-85).
Министерство сельского хозяйства Саратовской области в полном объёме осуществило расходование федеральных средств, предоставленных в виде субсидии на возмещение части затрат на приобретение элитных семян и на возмещение части затрат на закладку и уход за многолетними плодовыми и ягодными насаждениями.
УФК по Саратовской области установлено, что до конца 2015 года за счёт средств бюджета Саратовской области расходование средств Министерством сельского хозяйства Саратовской области на возмещение части затрат на приобретение элитных семян было осуществлено в размере 2 627 170 рублей, а на возмещение части затрат на закладку и уход за многолетними плодовыми и ягодными насаждениями было осуществлено в размере 2 904 091 рублей, в объёме меньшем, чем предусмотрено Соглашением от 09.02.2015 N 79/17с.
Управление посчитало, что в нарушение требований Правил N 1295 и пункта 2.2.1 Соглашения от 09.02.2015 N 79/17с в рамках реализации мероприятий Программы, Министерством сельского хозяйства Саратовской области не обеспечено расходование средств бюджета субъекта Российской Федерации в объёме, предусмотренном Соглашением от 09.02.2015 N 79/17-с.
Указанные эпизоды зафиксированы в пунктах 1 (нарушение в денежном выражении 1072887,41 руб.), 2 (нарушение в денежном выражении 528 060,23 руб.).
Суд первой инстанции согласился с выводом контролирующего органа о наличии в деянии заявителя вменённого нарушения, указанного в пунктах 1, 2 оспоренного представления.
Согласно подпункту б пункта 5 Правил предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в российских кредитных организациях, и займам, полученным в сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативах, утверждёнными постановлением Правительства Российской Федерации от 28 декабря 2012 года N 1460 (далее - Правила N 1460), одним из условий предоставления субсидии является наличие в бюджете субъекта Российской Федерации бюджетных ассигнований на исполнение расходных обязательств по финансовому обеспечению мероприятий, связанных с возмещением части затрат, одним из источников финансового обеспечения которых является субсидия.
Согласно пункту 8 Правил N 1460 уровень финансирования расходного обязательства субъекта Российской Федерации по отношению к консолидированному бюджету должен составлять не менее 5 процентов, за исключением инвестиционных кредитов, полученных на развитие мясного скотоводства.
В соответствии с пунктом 23 Правил N 1460 предоставление субсидий бюджету субъекта Российской Федерации осуществляется на основании соглашения.
По приложению N 2 к Соглашению от 09.02.2015 N 79/17-с в редакции дополнительного соглашения N7 к Соглашению 09.02.2015 N 79/17-с (т.3 л.д.86-91) размер расходов по софинансированию субсидии на возмещение части процентной ставки по инвестиционным кредитам (займам) на развитие растениеводства, переработки и развития инфраструктуры и логистического обеспечения рынков продукции растениеводства установлен в размере 20 469 700 рублей; размер расходов по софинансированию субсидии на возмещение части процентной ставки по краткосрочным кредитам (займам) на переработку продукции растениеводства и животноводства установлен в размере 6 031 600 рублей; размер расходов по софинансированию субсидии на возмещение части процентной ставки по инвестиционным кредитам (займам) на строительство и реконструкцию объектов для молочного скотоводства установлен в размере 3 483 100 рублей; размер расходов по софинансированию субсидии на возмещение части процентной ставки по краткосрочным кредитам (займам) на развитие растениеводства, переработки и реализации продукции растениеводства установлен в размере 31 427 400 рублей; размер расходов по софинансированию субсидии на возмещение части процентной ставки по краткосрочным кредитам (займам) на развитие животноводства, переработки и реализации продукции животноводства установлен в размере 2 988 100 рублей; размер расходов по софинансированию субсидии на возмещение части процентной ставки по долгосрочным, среднесрочным и краткосрочным кредитам, взятым малыми формами хозяйствования установлен в размере 3 189 400 рублей.
Контролирующим органом установлено, что министерству сельского хозяйства Саратовской области в полном объёме доведены федеральные средства, предусмотренные Программой и Приложением N 1 в редакции дополнительного соглашения N 7 к Соглашению 09.02.2015 N 79/17-с (т.3 л.д.77-85) на возмещение части процентной ставки по инвестиционным кредитам (займам) на развитие растениеводства, переработки и развития инфраструктуры и логистического обеспечения рынков продукции растениеводства в размере 388 923 600 рублей; на возмещение части процентной ставки по краткосрочным кредитам (займам) на переработку продукции растениеводства и животноводства в размере 114 599 900 рублей; на возмещение части процентной ставки по инвестиционным кредитам (займам) на строительство и реконструкцию объектов для молочного скотоводства в размере 43 074 158 рублей; на возмещение части процентной ставки по краткосрочным кредитам (займам) на развитие растениеводства, переработки и реализации продукции растениеводства в размере 597 119 800 рублей; на возмещение части процентной ставки по краткосрочным кредитам (займам) на развитие животноводства, переработки и реализации продукции животноводства в размере 56 772 100 рублей; на возмещение части процентной ставки по долгосрочным, среднесрочным и краткосрочным кредитам, взятым малыми формами хозяйствования в размере 60 591 100 рублей.
Министерство сельского хозяйства Саратовской области в полном объёме осуществило расходование федеральных средств, предоставленных в виде субсидии на возмещение части процентной ставки по инвестиционным кредитам (займам) на развитие растениеводства, переработки и развития инфраструктуры и логистического обеспечения рынков продукции растениеводства; на возмещение части процентной ставки по краткосрочным кредитам (займам) на переработку продукции растениеводства и животноводства; на возмещение части процентной ставки по инвестиционным кредитам (займам) на строительство и реконструкцию объектов для молочного скотоводства; на возмещение части процентной ставки по краткосрочным кредитам (займам) на развитие растениеводства, переработки и реализации продукции растениеводства; на возмещение части процентной ставки по краткосрочным кредитам (займам) на развитие животноводства, переработки и реализации продукции животноводства; на возмещение части процентной ставки по долгосрочным, среднесрочным и краткосрочным кредитам, взятым малыми формами хозяйствования.
УФК по Саратовской области установлено, что до конца 2015 года за счёт средств бюджета Саратовской области расходование средств министерством сельского хозяйства Саратовской области на возмещение части процентной ставки по инвестиционным кредитам (займам) на развитие растениеводства, переработки и развития инфраструктуры и логистического обеспечения рынков продукции растениеводства осуществлено в размере 4 978 596 рублей; на возмещение части процентной ставки по краткосрочным кредитам (займам) на переработку продукции растениеводства и животноводства осуществлено не было; на возмещение части процентной ставки по инвестиционным кредитам (займам) на строительство и реконструкцию объектов для молочного скотоводства осуществлено не было; на возмещение части процентной ставки по краткосрочным кредитам (займам) на развитие растениеводства, переработки и реализации продукции растениеводства осуществлено в размере 2 000 000 рублей; на возмещение части процентной ставки по краткосрочным кредитам (займам) на развитие животноводства, переработки и реализации продукции животноводства осуществлено в размере 1 540 300 рублей; на возмещение части процентной ставки по долгосрочным, среднесрочным и краткосрочным кредитам, взятым малыми формами хозяйствования осуществлено в размере 1499 990 рублей, в объёме меньшем, чем предусмотрено Соглашением от 09.02.2015 N 79/17с.
Указанные нарушения зафиксированы УФК по Саратовской области в пункте 3 (нарушение в денежном выражении 14 716 547, 48 руб.) и пункте 4 (нарушение в денежном выражении 5730018, 75 руб.), 6 (нарушение в денежном выражении 2 153 726, 45 руб.), пункте 7 (нарушение в денежном выражении 27 956 028, 13 руб.),8 (нарушение в денежном выражении 1 357 407, 82 руб.), 9 (нарушение в денежном выражении 1 604929, 57 руб.).
Суд первой инстанции согласился с выводом контролирующего органа, что в нарушение требований Правил N 1460 и вопреки условиям Соглашения от 09.02.2015 N 79/17-с в рамках реализации мероприятий Программы, Министерством сельского хозяйства Саратовской области не обеспечено расходование средств бюджета субъекта Российской Федерации в объёме, предусмотренном Соглашением от 09.02.2015 N 79/17-с. Почитал доказанным наличие в деянии заявителя вменённого нарушения по указанным эпизодам.
Согласно подпункту б пункта 4 Правил предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на 1 килограмм реализованного и (или) отгруженного на собственную переработку молока, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22.12.2012 N 1370 (далее - Правила N 1370), одним из условий предоставления и расходования субсидии является наличие в бюджете субъекта Российской Федерации бюджетных ассигнований на исполнение расходных обязательств субъекта Российской Федерации, связанных с реализацией государственной программы.
В соответствии с пунктом 11 Правил N 1370 предоставление субсидий бюджету субъекта Российской Федерации осуществляется на основании соглашения.
Размер расходов по софинансированию за счет средств бюджета Саратовской области указан в Приложении N 2 в редакции дополнительного соглашения N7 к Соглашению 09.02.2015 N 79/17-с (т.3 л.д.86-91).
В соответствии с приложением N 2 к Соглашению от 09.02.2015 N 79/17с размер расходов по софинансированию субсидии на 1 килограмм реализованного и (или) отгруженного на собственную переработку молока за счет средств бюджета Саратовской области установлен в размере 3 000 000 рублей.
Министерству сельского хозяйства Саратовской области в полном объёме доведены федеральные средства, предусмотренные Программой и Соглашением, на 1 килограмм реализованного и (или) отгруженного на собственную переработку молока в размере 42 842 600 рублей по Приложению N 1 в редакции дополнительного соглашения N 7 к Соглашению 09.02.2015 N 79/17-с (т.3 л.д.77-85). Министерство сельского хозяйства Саратовской области в полном объёме осуществило расходование федеральных средств, предоставленных в виде субсидии на 1 килограмм реализованного и (или) отгруженного на собственную переработку молока.
Как установлено контролирующим органом и следует из представленных доказательств, министерством сельского хозяйства Саратовской области до конца 2015 года на указанные цели не расходовались средства бюджета Саратовской области.
УФК по Саратовское области констатировало нарушение требований Правил N 1370 и условий Соглашения от 09.02.2015 N 79/17с в рамках реализации мероприятий Программы, поскольку Министерством сельского хозяйства Саратовской области не обеспечено расходование средств бюджета субъекта Российской Федерации в объёме, предусмотренном Соглашением от 09.02.2015 N 79/17с.
Указанное нарушение зафиксировано в пункте 5 оспоренного представления (нарушение в денежном выражении 2 803 676, 06 руб.). Суд первой инстанции согласился с выводом контролирующего органа о наличии в деянии Министерства указанного нарушения.
Судами обеих инстанций установлено, что в соответствии с Соглашением от 02.02.2016 N 54/17-с о предоставлении субсидий из федерального бюджета бюджету субъекта Российской Федерации, заключённого между Министерством сельского хозяйства Российской Федерации и высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации (далее - Соглашение от 02.02.2016 N 54/17-с), субсидия из федерального бюджета подлежит перечислению в бюджет Саратовской области по следующим реквизитам: код администратора дохода 009, наименование администратора дохода: Министерство сельского хозяйства Саратовской области (т.1 л.д.119-127).
Согласно подпункту б пункта 9 Правил предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на возмещение части прямых понесённых затрат на создание и модернизацию объектов агропромышленного комплекса, а также на приобретение техники и оборудования, утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 24.06.2015 N 624 (далее - Правила N 624), одним из условий предоставления субсидии является наличие в бюджете субъекта Российской Федерации бюджетных ассигнований на исполнение (в очередном финансовом году и плановом периоде) расходного обязательства субъекта Российской Федерации, софинансирование которого осуществляется за счёт субсидии, предоставленной из федерального бюджета.
В соответствии с подпунктом б пункта 3.2. Соглашения от 02.02.2016 N 54/17-с одним из условий предоставления субсидии является наличие в бюджете Саратовской области бюджетных ассигнований на финансовое обеспечение расходных обязательств, в целях софинансирования которых предоставляется субсидия, в объёме, предусмотренном Соглашением от 02.02.2016 N 54/17-с.
В соответствии с пунктом 15 Правил N 624 предоставление субсидий бюджету субъекта Российской Федерации осуществляется на основании соглашения.
По Соглашению от 02.02.2016 N 54/17-с, заключённому Министерством сельского хозяйства Российской Федерации и Правительством Саратовской области, размер расходов по софинансированию за счёт средств бюджета Саратовской области согласован в Приложении N 1 к Соглашению от 02.02.2016 N 54/17-с.
В соответствии с Приложением N 1 к Соглашению от 02.02.2016 N 54/17-с размер расходов по софинансированию субсидии на возмещение части прямых понесённых затрат на создание и модернизацию объектов тепличных комплексов, а также на приобретение техники и оборудования на цели предоставления субсидии за счёт средств бюджета Саратовской области установлен в размере 4 462 595 рублей; размер расходов по софинансированию субсидии на возмещение части процентной ставки по инвестиционным кредитам (займам) на развитие животноводства, переработки и развития инфраструктуры и логистического обеспечения рынков продукции животноводства установлен в размере 1 550 000 рублей.
Министерству сельского хозяйства Саратовской области в полном объёме доведены федеральные средства, предусмотренные Программой и Соглашением, на возмещение части прямых понесённых затрат на создание и модернизацию объектов тепличных комплексов, а также на приобретение техники и оборудования на цели предоставления субсидии за счёт средств бюджета Саратовской области в размере 84 743 400 рублей, а также на возмещение части процентной ставки по инвестиционным кредитам (займам) на развитие животноводства, переработки и развития инфраструктуры и логистического обеспечения рынков продукции животноводства в размере 29 450 000 рублей.
УФК по Саратовской области установлено, что до конца 2016 года за счёт средств бюджета Саратовской области расходование средств Министерством сельского хозяйства Саратовской области на возмещение части прямых понесённых затрат на создание и модернизацию объектов тепличных комплексов, а также на приобретение техники и оборудования на цели предоставления субсидии было осуществлено в размере 4 237 169 рублей, на возмещение части процентной ставки по инвестиционным кредитам (займам) на развитие животноводства, переработки и развития инфраструктуры и логистического обеспечения рынков продукции животноводства было осуществлено в размере 199 854 рублей, в объёме меньшем, чем предусмотрено Соглашением от 02.02.2016 N 54/17-с. Указанные эпизоды зафиксированы в пункте 14 (нарушение в денежном выражении 211 859, 70 руб.), 15 (нарушение в денежном выражении 1 282 638, 70 руб.) оспоренного представления.
Контролирующий орган пришёл к выводу, что заявитель нарушил требования Правил N 624 и условий Соглашения от 02.02.2016 N 54/17-с. Не обеспечено расходование средств бюджета субъекта Российской Федерации в объёме, предусмотренном Соглашением от 02.02.2016 N 54/17-с. Суд первой инстанции счёл доказанным наличие в действиях министерства состава вменённого нарушения.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.10.2013 N 922 утверждена федеральная целевая программа "Развитие мелиорации земель сельскохозяйственного назначения России на 2014-2020 годы" (далее - Программа).
В рамках реализации Программы постановлением Правительства Саратовской области от 02.10.2013 N 520-П была утверждена Государственная программа Саратовской области "Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в Саратовской области на 2014-2020 годы" (подпрограмма 6 "Развитие мелиорации сельскохозяйственных земель Саратовской области на 2014-2020 годы").
Ответственным исполнителем подпрограммы 6 "Развитие мелиорации сельскохозяйственных земель Саратовской области на 2014-2020 годы" Государственной программы Саратовской области "Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в Саратовской области на 2014-2020 годы", утверждённой постановлением Правительства Саратовской области от 02.10.2013 N 520-П, определено Министерство сельского хозяйства Саратовской области.
В соответствии с пунктом 2.1.3. Соглашения от 09.07.2015 N 1109/20-с о предоставлении субсидий из федерального бюджета бюджету субъекта Российской Федерации в рамках федеральной целевой программы "Развитие мелиорации земель сельскохозяйственного назначения России на 2014-2020 годы" (далее - Соглашение от 09.07.2015 N 1109/20-с), субсидия из федерального бюджета подлежит перечислению в бюджет Саратовской области по следующим реквизитам: код администратора дохода 009, наименование администратора дохода: Министерство сельского хозяйства Саратовской области.
Согласно подпункту б пункта 3 Правил предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию мероприятий федеральной целевой программы "Развитие мелиорации земель сельскохозяйственного назначения России на 2014 - 2020 годы", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 12.10.2013 N 922 (приложение N 7 к Программе) (далее - Правила N 922) одним из условий предоставления субсидии является наличие в законе субъекта Российской Федерации о бюджете на очередной финансовый год и плановый период (в сводной бюджетной росписи бюджета субъекта Российской Федерации) бюджетных ассигнований на финансовое обеспечение расходного обязательства субъекта Российской Федерации по реализации региональной программы.
В соответствии с пунктом 14 Правил N 922 предоставление субсидий бюджету субъекта Российской Федерации осуществляется на основании соглашения.
По соглашению от 09.07.2015 N 1109/20-с, заключенному между Министерством сельского хозяйства Российской Федерации и Правительством Саратовской области, размер расходов по софинансированию за счёт средств бюджета Саратовской области установлен в Приложении N 2 к Соглашению от 09.07.2015 N 1109/20-с (т.1 л.д.94-102).
В соответствии с Приложением N 2 к Соглашению от 09.07.2015 N 1109/20-с размер расходов по софинансированию субсидии на строительство, реконструкцию, техническое перевооружение мелиоративных систем общего и индивидуального пользования и отдельно расположенных гидротехнических сооружений, принадлежащих сельскохозяйственным товаропроизводителям на праве собственности или переданных в пользование в установленном порядке за счет средств бюджета Саратовской области установлен в размере 20 000 000 руб. (т.1 л.д.101).
Министерству сельского хозяйства Саратовской области в полном объёме доведены федеральные средства, предусмотренные Программой и Соглашением, на строительство, реконструкцию, техническое перевооружение мелиоративных систем общего и индивидуального пользования и отдельно расположенных гидротехнических сооружений, принадлежащих сельскохозяйственным товаропроизводителям на праве собственности или переданных в пользование в установленном порядке в размере 99 459 000 рублей.
Министерство сельского хозяйства Саратовской области в полном объёме осуществило расходование федеральных средств, предоставленных в виде субсидии на строительство, реконструкцию, техническое перевооружение мелиоративных систем общего и индивидуального пользования и отдельно расположенных гидротехнических сооружений, принадлежащих сельскохозяйственным товаропроизводителям на праве собственности или переданных в пользование в установленном порядке.
Контролирующим органом установлено и подтверждено материалами дела, что до конца 2015 года за счёт средств бюджета Саратовской области расходование средств Министерством сельского хозяйства Саратовской области на строительство, реконструкцию, техническое перевооружение мелиоративных систем общего и индивидуального пользования и отдельно расположенных гидротехнических сооружений, принадлежащих сельскохозяйственным товаропроизводителям на праве собственности или переданных в пользование в установленном порядке осуществлено не было.
УФК по Саратовской области установило нарушение требований Правил N 922 и пунктов 2.2.1, 2.2.6 условий Соглашения от 09.07.2015 N 1109/20-с. Управление указало, что в рамках реализации мероприятий Программы, Министерством сельского хозяйства Саратовской области не обеспечено расходование средств бюджета субъекта Российской Федерации в объёме, предусмотренном Соглашением от 09.07.2015 N 1109/20-с.
Указанное нарушение зафиксировано УФК по Саратовской области в пункте 10 оспоренного представления (нарушение в денежном выражении 16 651 579, 83 руб.).
Учитывая изложенное, суд первой инстанции счёл доказанным УФК по Саратовской области наличие в деянии Министерства сельского хозяйства Саратовской области состава вменённых нарушений по эпизодам, указанным в пунктах 1,2,3,4,5,6,7,8,9,10,14,15. Суд первой инстанции, сославшись на требования статей 6, 21, 158, подпункт 4 части 2 статьи 2 Закона Саратовской области от 16.01.2008 N 3-ЗСО, приложения 7, 8 Закона Саратовской области от 05.12.2014 N 172-ЗСО, указав на то, что главным распорядителем средств областного бюджета в рассматриваемом случае является Министерство сельского хозяйства Саратовской области, счёл заявителя субъектом данного бюджетного правонарушения.
Суд апелляционной инстанции не согласен с указанным выводом суда первой инстанции.
Согласно пункту 3 статьи 132 Бюджетного кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей в период расходования комитетом субсидии) цели и условия предоставления и расходования субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации из федерального бюджета, критерии отбора субъектов Российской Федерации для предоставления указанных межбюджетных субсидий и их распределения между субъектами Российской Федерации устанавливаются федеральными законами и (или) принятыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации на срок не менее трёх лет. Выделение субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации (за исключением субсидий за счёт средств резервных фондов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации) на цели и (или) в соответствии с условиями, не предусмотренными федеральными законами и (или) нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, не допускается.
В представлении Управление указывает на нарушение министерством пункта 2.2.1 Соглашения от 09.02.2015 79/17-с и пункта 6 Правил N 1295, пункта 23 Правил N 1460, пункта 11 Правил N 1370 (пункты 1-9 представления.), пункты 2.2.1, 2.2.6 Соглашения от 09.07.2015 N 1109/20-с, пункты 14 Правил N 922 (приложение к программе N 7) (пункт 10 представления), пункта 4.3.1 Соглашения от 02 февраля 2016 N 54/17-с, пункта 23 Правил N 1460, пункта 15 Правил N 624 (пункты 14-15 представления).
Из материалов дела видно, что сторонами указанных Соглашений являются Министерство сельского хозяйства Российской Федерации и Правительство Саратовской области.
В пункте 2.2.1 Соглашения от 09.02.2015 79/17-с указано, что высший исполнительный орган на основании порядка предоставления средств, источником финансового обеспечения которых являются субсидии, и перечня документов необходимых для получения указанных средств, установленных нормативным правовым актом Высшего исполнительного органа, осуществляет финансирование расходов по направлениям и в объёмах, предусмотренных в приложениях N 1 и N 2 к Соглашению, а также неисполненных обязательств прошлого года.
В пунктах 2.2.1, 2.2.6 Соглашения от 09.07.2015 N 1109/20-с установлены обязанности Высшего исполнительного органа по осуществлению финансирования расходов по направлениям и в размерах, предусмотренных в приложениях N 1 и N 2 к Соглашению(2.2.1) и обеспечение выполнение обязательств по финансированию мероприятий Программы, указанной в пункте 1.1. Соглашения (2.2.6.)
Аналогичные условия изложены в пункте 2.2.1 Соглашения от 02 февраля 2016 N 54/17-с. Таким образом, указанные пункты соглашения регулируют действия Высшего исполнительного органа - Правительства Саратовской области.
Учитывая изложенное, УФК по Саратовской области вменило заявителю, как ответственному исполнителю по указанным соглашениям, уполномоченному Правительством Саратовской области, нарушение условий Соглашения и указанных Правил, фактически выразившихся в необеспечении необходимого уровня софинансирования, предусмотренного условиями соглашений.
Как следует из материалов дела, министерство стороной указанных соглашений не является, является получателем субсидии и не имеет обязательств по обеспечению софинансирования.
С учётом изложенного, апелляционная коллегия считает, что УФК по Саратовской области не доказало совершение министерством вменённого нарушения норм бюджетного законодательства. УФК по Саратовской области не доказало, что обязанность по софинансированию расходных обязательств в рассматриваемом случае возложена на министерство сельского хозяйства Саратовской области, не указало какими нормативными актами либо соглашениями на него возложена такая обязанность.
Нарушение субъектом Российской Федерации условий софинансирования федеральных средств не может быть вменено Министерству.
В соответствии с пунктом 2 статьи 270.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации под представлением в целях названного Кодекса понимается документ органа внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля, который должен содержать информацию о выявленных нарушениях бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, нарушениях условий договоров (соглашений) о предоставлении средств из бюджета, государственных (муниципальных) контрактов, а также контрактов (договоров, соглашений), заключенных в целях исполнения указанных договоров (соглашений) и государственных (муниципальных) контрактов, целей, порядка и условий предоставления кредитов и займов, обеспеченных государственными и муниципальными гарантиями, целей, порядка и условий размещения средств бюджета в ценные бумаги объектов контроля, а также требования о принятии мер по устранению причин и условий таких нарушений или требования о возврате предоставленных средств бюджета, обязательные для рассмотрения в установленные в указанном документе сроки или в течение 30 календарных дней со дня его получения, если срок не указан.
Согласно пункту 68 Правил осуществления Федеральным казначейством полномочий по контролю в финансово-бюджетной сфере, утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 28 ноября 2013 года N 1092, при осуществлении полномочий по контролю Федеральное казначейство (его территориальный орган) направляет, в том числе, представления, содержащие информацию о выявленных нарушениях бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, нарушениях условий договоров (соглашений) о предоставлении средств из федерального бюджета, государственных контрактов, целей, порядка и условий предоставления кредитов и займов, обеспеченных государственными гарантиями Российской Федерации, целей, порядка и условий размещения средств федерального бюджета в ценные бумаги объектов контроля, а также требования о принятии мер по устранению причин и условий таких нарушений или требования о возврате предоставленных средств федерального бюджета, обязательные для рассмотрения в установленный в указанном документе срок или в течение 30 календарных дней со дня его получения, если срок не указан.
В пункте 74 указанных Правил установлено, что отмена представлений Федерального казначейства (его территориального органа) осуществляется в судебном порядке.
Следовательно, для вынесения представления в адрес конкретного субъекта Управление должно доказать факт совершения проверяемым лицом нарушения бюджетного законодательства. Вопреки утверждению УФК по Саратовской области о наличии в деянии министерства нарушений бюджетного законодательства, апелляционная коллегия считает, что соответствующих доказательств не представлено.
Таким образом, апелляционная коллегия пришла к выводу, что имеются правовые основания для признания недействительным оспоренного представления в части пунктов 1-10, 14, 15 по правилам части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В соответствии со статьёй 306.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации бюджетным нарушением признаётся совершённое в нарушение бюджетного законодательства Российской Федерации, иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, и договоров (соглашений), на основании которых предоставляются средства из бюджета бюджетной системы Российской Федерации, действие (бездействие) финансового органа, главного распорядителя бюджетных средств, распорядителя бюджетных средств, получателя бюджетных средств, главного администратора доходов бюджета, главного администратора источников финансирования дефицита бюджета, за совершение которого главой 30 Кодекса предусмотрено применение бюджетных мер принуждения.
Согласно главе 30 Бюджетного кодекса Российской Федерации нарушение условий предоставления (расходования) межбюджетных трансфертов является бюджетным нарушением и в соответствии со статьёй 306.8 Бюджетного кодекса Российской Федерации влечёт бесспорное взыскание суммы средств, использованных с нарушением условий предоставления (расходования) межбюджетного трансферта, и (или) приостановление (сокращение) предоставления межбюджетных трансфертов (за исключением субвенций).
На основании представленных в материалы дела доказательств суд апелляционной инстанции считает, что основания для внесения оспоренного представления в части пунктов 1-10, 14, 15 в адрес министерства отсутствовали.
Суд апелляционной инстанции считает, что требования заявителя являются правомерными и подлежат удовлетворению в указанной части.
Суд апелляционной инстанции считает правильным вывод суда первой инстанции в части отказа в удовлетворении требований о признании недействительным оспоренного представления в части пунктов 11-13.
В соответствии с соглашением от 14.05.2015 N 709/10-с (т.1 л.д.105-118), заключённым между Министерством сельского хозяйства Российской Федерации и министерством сельского хозяйства Саратовской области (далее - Соглашение от 14.05.2015 N 709/10-с), субсидии из федерального бюджета бюджету Саратовской области предоставляются на софинансирование расходных обязательств Саратовской области по реализации следующих мероприятий указанной программы: улучшение жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в том числе молодых семей и молодых специалистов; комплексное обустройство населенных пунктов, расположенных в сельской местности, объектами социальной и инженерной инфраструктуры, в том числе: развитие сети общеобразовательных организаций в сельской местности, развитие сети фельдшерско-акушерских пунктов и (или) офисов врачей общей практики в сельской местности, развитие газификации в сельской местности, развитие водоснабжения в сельской местности.
Пунктом 2.2.4 Соглашения от 14.05.2015 N 709/10-с предусмотрено, что министерство сельского хозяйства Саратовской области обеспечивает выполнение обязательств по финансированию мероприятий Программы не менее предусмотренных в Приложении N 2 к Соглашению.
В силу подпункту б пункта 3 Правил предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на комплексное обустройство объектами социальной и инженерной инфраструктуры населенных пунктов, расположенных в сельской местности, на строительство и реконструкцию автомобильных дорог, утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 15.07.2013 N 598 (приложение N 8 к Программе) (далее - Правила N 598), одним из условий предоставления и расходования субсидии является наличие в законе субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации бюджетных ассигнований на исполнение в очередном финансовом году и плановом периоде расходных обязательств субъекта Российской Федерации, связанных с реализацией мероприятий, предусмотренных пунктом 2 настоящих Правил.
В соответствии с пунктом 20 Правил N 598 предоставление субсидий бюджету субъекта Российской Федерации осуществляется на основании соглашения.
В соответствии с приложением N 2 к Соглашению от 14.05.2015 N 709/10-с размер расходов по софинансированию субсидии на развитие сети общеобразовательных организаций в сельской местности за счёт средств бюджета Саратовской области установлен в размере 19 214 000 рублей; размер расходов по софинансированию субсидии на развитие газификации в сельской местности за счёт средств бюджета Саратовской области установлен в размере 7 000 000 рублей; размер расходов по софинансированию субсидии на развитие сети фельдшерско-акушерских пунктов и (или) офисов врачей общей практики в сельской местности за счет средств бюджета Саратовской области установлен в размере 4 000 000 рублей.
Министерству сельского хозяйства Саратовской области в полном объёме доведены федеральные средства, предусмотренные Программой и Соглашением, на развитие сети общеобразовательных организаций в сельской местности в размере 12 050 000 рублей; на развитие газификации в сельской местности в размере 6 828 310,37 рублей; на развитие сети фельдшерско-акушерских пунктов и (или) офисов врачей общей практики в сельской местности в размере 3 160 000 рублей.
Министерство сельского хозяйства Саратовской области в полном объёме осуществило расходование федеральных средств, предоставленных в виде субсидии на развитие сети общеобразовательных организаций в сельской местности; на развитие газификации в сельской местности; на развитие сети фельдшерско-акушерских пунктов и (или) офисов врачей общей практики в сельской местности.
В разделе 2.2. условий соглашения установлены обязанности органа исполнительной власти, где в пункте 2.2.1 условий указано, что министерство использует субсидии в размерах, предусмотренных приложением N 1 к Соглашению
УФК по Саратовской области, установлено, что до конца 2015 года за счёт средств бюджета Саратовской области расходование средств министерством сельского хозяйства Саратовской области на развитие сети общеобразовательных организаций в сельской местности было осуществлено в размере 9 607 000 рублей, на развитие газификации в сельской местности и на развитие сети фельдшерско-акушерских пунктов и (или) офисов врачей общей практики в сельской местности осуществлено не было. Указанные обстоятельства заявителем не отрицаются.
Учитывая изложенное, суд первой инстанции сделал верный вывод, что расходование денежных средств осуществлено заявителем в объёме меньшем, чем предусмотрено Соглашением от 14.05.2015 N 709/10-с. Таким образом, обязанность, указанная в пункте 2.2.1. Соглашения, не исполнена.
УФК по Саратовской области констатировало, что в нарушение требований Правил N 598 и вопреки условиям Соглашения от 14.05.2015 N 709/10-с в рамках реализации мероприятий Программы, министерством сельского хозяйства Саратовской области не обеспечено расходование средств бюджета субъекта Российской Федерации в объёме, предусмотренном Соглашением от 14.05.2015 N 709/10-с.
С учётом изложенного, суд первой инстанции сделал правильный вывод, что УФК по Саратовской области доказало в действиях министерства наличие состава вменённого нарушения по указанному эпизоду.
Отклоняя довод министерства сельского хозяйства Саратовской области о принятии исчерпывающих мер по обеспечению софинансирования межбюджетных трансфертов, суд первой инстанции правомерно согласился с позицией УФК по Саратовской области, сославшись на требования статьи 6, пункт 2 статьи 21, части 1 статьи 158 Бюджетного кодекса РФ, подпункта 4 части 2 статьи 2 Закона Саратовской области от 16 января 2008 года N 3-ЗСО "О бюджетном процессе в Саратовской области", ведомственную структуру расходов областного бюджета на 2015 год, утверждённую Законом Саратовской области N 172-ЗСО от 05.12.2014 "Об областном бюджете на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов", о том, что министерству сельского хозяйства Саратовской области как главному распорядителю бюджетных средств в 2015 и 2016 годах была предоставлена возможность самостоятельно определять очерёдность и направление расходов в пределах доведённых объёмов финансирования, вносить предложения по формированию и изменению лимитов бюджетных обязательств, вносить предложения по формированию и изменению сводной бюджетной росписи, но такой механизм, позволяющий обеспечить соблюдение условий софинансирования, министерство сельского хозяйства Саратовской области не применило.
Учитывая изложенное, суд первой инстанции правомерно отклонил довод, министерства сельского хозяйства Саратовской области о принятии исчерпывающих мер для обеспечения условий софинансирования.
Доводы апелляционной жалобы о принятии министерством исчерпывающих мер для соблюдения требований бюджетного законодательства были предметом рассмотрения суда первой инстанции и им дана надлежащая оценка. Оснований для переоценки указанных выводов суда первой инстанции о наличии в действиях министерства вменённого нарушения по эпизодам, зафиксированным в пунктам 11-13 оспоренного представления, у апелляционной коллегии нет.
Апелляционный суд считает решение, принятое судом первой инстанции, подлежащим отмене по правилам пункта 2 статьи 269 Арбитражного процессуального кодекса РФ в части отказа Министерству сельского хозяйства Саратовской области в удовлетворении требований о признании недействительным представления Управления Федерального казначейства по Саратовской области от 29.03.2018 N 60-11-47/19-1790 в части пунктов 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 14, 15 с принятием в указанной части нового судебного акта об удовлетворении требований заявителя в указанной части.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Саратовской области от 17 сентября 2018 года по делу N А57-9259/2018 отменить в части отказа Министерству сельского хозяйства Саратовской области в удовлетворении требований о признании недействительным представления Управления Федерального казначейства по Саратовской области от 29.03.2018 N 60-11-47/19-1790 в части пунктов 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 14, 15. Принять по делу в указанной части новый судебный акт.
Признать недействительным представление Управления Федерального казначейства по Саратовской области от 29.03.2018 N 60-11-47/19-1790 в части пунктов 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 14, 15.
В остальной части решение суда первой инстанции об отказе в удовлетворении требований Министерства сельского хозяйства Саратовской области о признании недействительным представления Управления Федерального казначейства по Саратовской области от 29.03.2018 N 60-11-47/19-1790 в части пунктов 11 (нарушение в денежном выражении 4 434 396, 31 рубля), 12 (нарушение в денежном выражении 3 945 383, 25 рубля), 13 (нарушение в денежном выражении 1 765 363,13 рубля) оставить без изменения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объёме через арбитражный суд первой инстанции, принявший решение, в порядке, предусмотренном статьями 275-276 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
М.А. Акимова |
Судьи |
С.Г. Веряскина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А57-9259/2018
Истец: Управление Федерального казначейства по Саратовской области (УФК по Саратовской области)
Ответчик: Министерство сельского хозяйства Саратовской области, Министерство финансов Саратовской области
Третье лицо: Министерство финансов Российской Федерации, Министерство финансов Саратовской области, Правительство Саратовской области
Хронология рассмотрения дела:
19.04.2019 Постановление Арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-45519/19
28.12.2018 Постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда N 12АП-14443/18
20.09.2018 Определение Арбитражного суда Саратовской области N А57-9259/18
17.09.2018 Решение Арбитражного суда Саратовской области N А57-9259/18