г. Чита |
|
10 апреля 2019 г. |
Дело N А58-8838/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 08 апреля 2019 года.
Полный текст постановления изготовлен 10 апреля 2019 года.
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Е.В. Желтоухова, судей В.А. Сидоренко, Е.О. Никифорюк, при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Куркиной Е.А. рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Департамента градостроительства Окружной администрации города Якутска на решение Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 29 декабря 2018 года по делу N А58-8838/2018 по заявлению индивидуального предпринимателя Рахматуллина Анатолия Шарафовича (ИНН 143500710651, ОГРНИП 305143529000020) к Департаменту градостроительства Окружной администрации города Якутска (ИНН 1435230160, ОГРН 1101435006298) о признании недействительным решения об отказе в предоставлении разрешения на строительство,
суд первой инстанции, судья Устинова А.Н.,
при участии в судебном заседании:
от заявителя: не было;
от заинтересованного лица: не было;
третье лицо, Окружная администрация города Якутска (ИНН 1435133907, ОГРН 1031402045124): не было;
установил:
Заявитель, индивидуальный предприниматель без образования юридического лица Рахматуллин Анатолий Шарафович, обратился к Департаменту градостроительства Окружной администрации города Якутска с заявлением о признании недействительным решения от 20.07.2018 N 10515-ДГ об отказе в предоставлении разрешения на строительство.
Решением суда первой инстанции от 29.12.2018 требования заявителя удовлетворены полностью.
Принимая указанное решение, суд первой инстанции исходил из следующего.
При наличии разрешения на отклонение от предельных параметров капитального строительства Департамент неправомерно отказал Предпринимателю в выдаче разрешения на строительство со ссылкой на то, что испрашиваемый к строительству объект капитального строительства не соответствует разрешенному использованию земельного участка и (или) ограничениям, установленным в соответствии с земельным и иным законодательством РФ в зоне "Ж-6.2" - зона застройки многоэтажными многоквартирными жилыми домами на территории центральной части г. Якутска.
Департамент, не согласившись с выводами суда первой инстанции, заявил апелляционную жалобу, в которой просит решение отменить и отказать заявителю в удовлетворении требований.
Представитель Департамента в судебное заседание не явился, о месте и времени судебного заседания извещен надлежащим образом.
Из апелляционной жалобы следует, что суд неправильно установил фактические обстоятельства дела и не применил норма подлежащие применению, не дал оценки тому, что отказ в выдачи разрешения дан в связи с нарушением градостроительного законодательства и в связи с несоответствием проекту межевания квартала застройки.
Представитель предпринимателя в судебное заседание не явился, о месте и времени судебного заседания извещен надлежащим образом.
Представленным отзывом на апелляционную жалобу предприниматель просит оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Представитель Администрация в судебное заседание не явился, о месте и времени судебного заседания извещен надлежащим образом.
Информация о принятии апелляционной жалобы к производству, о времени и месте судебного заседания размещена судом апелляционной инстанции на официальном сайте арбитражного суда в сети Интернет 14.02.2019.
Согласно пункту 2 статьи 200 АПК РФ неявка лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о месте и времени судебного заседания, не является препятствием для рассмотрения дела по существу.
О месте и времени судебного заседания стороны извещены надлежащим образом в порядке частей 1, 6 статьи 121, статей 122, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Четвертый арбитражный апелляционный суд, рассмотрев дело в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе и возражениях на нее, изучив материалы дела, включая документы, представленные участниками в электронном виде, проверив правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, пришел к следующим выводам.
Как следует из материалов дела 17.07.2018, вх. 9941, индивидуальный предприниматель обратился в Департамент с заявлением о выдаче разрешения на строительство на земельном участке по адресу Республика Саха (Якутия), г. Якутск, ул. Байкалова д. 22, кв. N 117, земельный участок с кадастровым номером 14:36:107015:0074, со ссылкой на разрешение на отклонение в предельных параметров разрешения строительства, реконструкции N 42/1зр от 29.05.2015, градостроительный план земельного участка утвержденного 07.02.2018, Схема планировочной организации земельного участка от 2013.
20.07.2018 Департамент принял Мотивированный отказ N 10515-ДГ, которым отказал предпринимателю в выдаче разрешения на строительство на основании ч. 1 ст. 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации, в связи с несоответствием представленных документов требованиям к строительству объекта капитального строительства, установленным на дату выдачи представленного для получения разрешения на строительство градостроительного плана земельного участка N RU 14301000-2018-1790-2615038 от 07.02.2018, места допустимого размещения объекта капитального строительства (ОКС) - отсутствуют по причине:
- несоответствия проекту межевания территории квартала 117 (индивидуальные гаражи), по заявлению - многоквартирный жилой дом;
- размещения объекта капитального строительства в охранной зоне ВЛЭП (ограничения в пользовании);
- в части границ отведенного земельного участка - объект в осях "1" - "Б" выходит за пределами отведенного земельного участка и "красной линии";
- а также разрешенному использованию земельного участка и (или) ограничениям, установленным в соответствии с земельным и иным законодательством РФ в зоне "Ж-6.2" - зона застройки многоэтажными многоквартирными жилыми домами на территории центральной части г. Якутска;
Согласно выписке из ЕГРН от 17.07.2018 земельный участок с кадастровым номером 14:36:107015:74 площадью 916,18 кв.м. с видом разрешенного использования земельного участка "под строительство 4-хквартирного жилого дома", что является нарушением градостроительного законодательства.
Предприниматель посчитав, что указанное предписание нарушает его права и законные интересы и не соответствует нормам действующего законодательства, обратилось в суд с рассматриваемыми требованиями.
В соответствии с частью 1 статьи 198, частью 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и пунктом 6 постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) органов местного самоуправления необходимо наличие двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
Согласно статье 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений. Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо.
Статьей 66 АПК РФ установлено общее правило, что доказательства представляются лицами, участвующими в деле.
В соответствии со статьей 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, лица, участвующие в деле, несут риск наступления последствий совершения или несовершения ими процессуальных действий.
Статьей 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации установлено, что разрешение на строительство представляет собой документ, который подтверждает соответствие проектной документации требованиям, установленным градостроительным регламентом (за исключением случая, предусмотренного частью 1.1 настоящей статьи), проектом планировки территории и проектом межевания территории (за исключением случаев, если в соответствии с настоящим Кодексом подготовка проекта планировки территории и проекта межевания территории не требуется), при осуществлении строительства, реконструкции объекта капитального строительства, не являющегося линейным объектом (далее - требования к строительству, реконструкции объекта капитального строительства), или требованиям, установленным проектом планировки территории и проектом межевания территории, при осуществлении строительства, реконструкции линейного объекта (за исключением случаев, при которых для строительства, реконструкции линейного объекта не требуется подготовка документации по планировке территории), а также допустимость размещения объекта капитального строительства на земельном участке в соответствии с разрешенным использованием такого земельного участка и ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации. Разрешение на строительство дает застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объекта капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом.
Вывод Департамента в оспариваемом отказе о том, что земельный участок предоставленный предпринимателю имеет несоответствие проекту межевания территории квартала 117 (индивидуальные гаражи), по заявлению - многоквартирный жилой дом, представитель департамента в суде первой инстанции признал, что данный вывод является ошибочным. В апелляционной жалобе не оспорено.
Оценивая доводы Департамента о том, что размещение объекта капитального строительства в охранной зоне ВЛЭП (ограничения в пользовании) недопустимо, суд апелляционной инстанции исходит из следующего.
Статьей 89 Земельного кодекса установлено, что в целях обеспечения деятельности организаций и объектов энергетики могут предоставляться земельные участки, в том числе для размещения объектов электросетевого хозяйства и иных определенных законодательством Российской Федерации об электроэнергетике объектов электроэнергетики.
Для обеспечения безопасного и безаварийного функционирования, безопасной эксплуатации объектов электроэнергетики устанавливаются охранные зоны с особыми условиями использования земельных участков независимо от категорий земель, в состав которых входят эти земельные участки. Порядок установления таких охранных зон для отдельных видов объектов и использования соответствующих земельных участков определяется Правительством Российской Федерации. Надзор за соблюдением особых условий использования земельных участков в границах охранных зон объектов электроэнергетики осуществляется федеральным органом исполнительной власти, на который возложены функции по федеральному государственному энергетическому надзору.
Постановлением Правительства РФ от 24.02.2009 N 160 "О порядке установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства и особых условий использования земельных участков, расположенных в границах таких зон" утверждены "Правила установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства и особых условий использования земельных участков, расположенных в границах таких зон".
Пунктом 10 правил установлено, что в пределах охранных зон без письменного решения о согласовании сетевых организаций юридическим и физическим лицам запрещается, в том числе строительство, капитальный ремонт, реконструкция или снос зданий и сооружений.
Пунктом 11 Правил установлено, что в охранных зонах, установленных для объектов электросетевого хозяйства напряжением до 1000 вольт, помимо действий, предусмотренных пунктом 10 настоящих Правил, без письменного решения о согласовании сетевых организаций запрещается, в том числе а) размещать детские и спортивные площадки, стадионы, рынки, торговые точки, полевые станы, загоны для скота, гаражи и стоянки всех видов машин и механизмов, садовые, огородные земельные участки и иные объекты недвижимости, расположенные в границах территории ведения гражданами садоводства или огородничества для собственных нужд, объекты жилищного строительства, в том числе индивидуального (в охранных зонах воздушных линий электропередачи).
Пунктом 12 Правил установлено, что для получения письменного решения о согласовании осуществления действий, предусмотренных пунктами 10 и 11 настоящих Правил, заинтересованные лица обращаются с письменным заявлением к сетевой организации (ее филиалу, представительству или структурному подразделению), ответственной за эксплуатацию соответствующих объектов электросетевого хозяйства, не позднее чем за 15 рабочих дней до осуществления необходимых действий.
Сетевая организация в течение 2 дней с даты поступления заявления рассматривает его и принимает решение о согласовании (отказе в согласовании) осуществления соответствующих действий.
Письменное решение о согласовании (отказе в согласовании) осуществления действий, предусмотренных пунктами 10 и 11 настоящих Правил, вручается заявителю либо направляется ему почтовым отправлением с уведомлением о вручении. Заявитель также информируется сетевой организацией о принятом решении с использованием факсимильных или электронных средств связи в случае, если в заявлении указано на необходимость такого информирования.
Отказ в согласовании действий, предусмотренных пунктами 10 и 11 настоящих Правил, допускается, если осуществление соответствующих действий нарушает требования, установленные нормативными правовыми актами, и может повлечь нарушение функционирования соответствующих объектов электросетевого хозяйства. Отказ должен быть мотивированным и содержать ссылки на положения нормативных правовых актов, которые будут нарушены вследствие производства заявителем соответствующих работ (осуществления соответствующих действий).
Лица, получившие решение о согласовании осуществления действий в охранных зонах, обязаны осуществлять их с соблюдением условий, обеспечивающих сохранность объектов электросетевого хозяйства.
Письменное решение о согласовании производства взрывных работ в охранных зонах выдается только после представления лицами, производящими эти работы, оформленной в установленном порядке технической документации (проекты, паспорта и т.п.), предусмотренной правилами безопасности при взрывных работах, установленными нормативными правовыми актами.
При получении письменного решения о согласовании строительства, капитального ремонта и реконструкции зданий и сооружений одновременно с указанным заявлением сетевой организации направляется проектная документация, разработанная применительно к соответствующим объектам. В случае если разработка такой документации в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности не является обязательной, одновременно с таким заявлением представляются сведения о параметрах объекта, который планируется построить (изменении его параметров при реконструкции), а также о сроках и объемах работ по строительству, реконструкции и ремонту. Требовать от лиц, заинтересованных в осуществлении строительства, реконструкции и ремонта зданий и сооружений, иные документы и сведения не допускается.
Отказ сетевых организаций в выдаче письменного решения о согласовании осуществления в охранных зонах действий, предусмотренных пунктами 10 и 11 настоящих Правил, может быть обжалован в суде.
Как следует из заявления предпринимателя в суд, им не оспаривается факт того, что спорный земельный участок располагается в охранной зоне ВЛЭП.
Вместе с тем, как следует из заявления предпринимателя в Департамент решение о согласовании такого строительства с сетевой организацией не представлено. Из указанных Правил следует, что такое согласование получает заинтересованное лицо в строительстве объекта в охранной зоне.
В соответствие с ч 7 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации установлено, что в целях строительства, реконструкции объекта капитального строительства застройщик направляет заявление о выдаче разрешения на строительство непосредственно в орган местного самоуправления и прикладывает к нему, в том числе 1) правоустанавливающие документы на земельный участок; 2) градостроительный план земельного участка, выданный не ранее чем за три года до дня представления заявления на получение разрешения на строительство, 3) материалы, содержащиеся в проектной документации: а) пояснительная записка; б) схема планировочной организации земельного участка, выполненная в соответствии с информацией, указанной в градостроительном плане земельного участка, с обозначением места размещения объекта капитального строительства, подъездов и проходов к нему, границ зон действия публичных сервитутов, объектов археологического наследия; в) схема планировочной организации земельного участка, подтверждающая расположение линейного объекта в пределах красных линий, утвержденных в составе документации по планировке территории применительно к линейным объектам; г) архитектурные решения; д) сведения об инженерном оборудовании, сводный план сетей инженерно-технического обеспечения с обозначением мест подключения (технологического присоединения) проектируемого объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения; е) проект организации строительства объекта капитального строительства; ж) проект организации работ по сносу объектов капитального строительства, их частей; 5) разрешение на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции (в случае, если застройщику было предоставлено такое разрешение в соответствии со статьей 40 настоящего Кодекса); 9) копия решения об установлении или изменении зоны с особыми условиями использования территории в случае строительства объекта капитального строительства, в связи с размещением которого в соответствии с законодательством Российской Федерации подлежит установлению зона с особыми условиями использования территории, или в случае реконструкции объекта капитального строительства, в результате которой в отношении реконструированного объекта подлежит установлению зона с особыми условиями использования территории или ранее установленная зона с особыми условиями использования территории подлежит изменению.
Поскольку, предприниматель не представил письменное решение о согласовании сетевой организации на строительство в охранной зоне электрических сетей строительство объекта жилищного строительства, Департамент обоснованно отказал предпринимателю в выдаче разрешения на строительство, в связи с не представлением указанного согласия от сетевой организации и нахождением объекта жилого строительства в охранной зоне электрических сетей.
Оценивая доводы Департамента о том, что часть границ отведенного земельного участка - объект в осях "1" - "Б" выходит за пределами отведенного земельного участка и "красной линии", а также то, что разрешенное использование земельного участка в зоне "Ж-6.2" определена зона застройки многоэтажными многоквартирными жилыми домами на территории центральной части г. Якутска, в то время как предприниматель планирует построить объект "Многоквартирный жилой дом по ул. Байкалова, 22 в г. Якутске, с нежилыми помещениями на 1-м этаже", расположенного по адресу город Якутск, ул. Байкалова, 22, до 3-х этажей (т. 1, л. 19).
Действительно решением Верховного Суда Республики Саха (Якутия) от 30.05.2017 (т., л.д. 23 - 34) установлено, что земельный участок Рахматуллина А.Ш. находится в трех установленных Правилами землепользования и застройки зонах, в том числе в зоне ИТ1А, что является незаконным, в связи с чем Правила землепользования и застройки г. Якутска в части отнесения земельного участка с кадастровым номером 14:36:107015:74 к трем градостроительным территориальным зонам: объектов транспортной инфраструктуры (ИТ-1А), многоэтажной застройки (Ж-6.2) и улично-дорожной сети, межквартальные пространства (Т-1) признаны противоречащими федеральному законодательству и не действующими с момента вступления решения в законную силу.
Данным решением Правила землепользования и застройки городского округа "город Якутск" утвержденные решением Якутской городской Думы от 25.12.2013 N 169-НПА, в части отнесения в Приложении N 1 "Карта градостроительного зонирования городского округа "город Якутск" и в приложении N 1.1 "Карта градостроительного зонирования городского округа "город Якутск" (город Якутск, микрорайон Марха) земельного участка с кадастровым номером 14:36:107015:74 к трем градостроительным территориальным зонам: объектов транспортной инфраструктуры (ИТ-1А), многоэтажной застройки (Ж-6.2) и улично-дорожной сети, межквартальные пространства (Т-1).
Нормативным правовым актом Якутской городской Думы от 25.12.2018 N 407-НПА "О внесении изменений в нормативный правовой акт Якутской городской Думы от 25 декабря 2013 года N 169-НПА "Правила землепользования и застройки городского округа "город Якутск" изменения в Правила землепользования и застройки в отношении указанного земельного участка не внесены.
Следовательно, материалами дела не подтверждается, что для спорного земельного участка после принятия решения Верховным Судом Республики Саха (Якутия) от 30.05.2017 установлены Правила землепользования и застройки для земельного участка с кадастровым номером 14:36:107015:0074 в соответствие с установленным порядком.
С предложением о внесении изменений в Правила землепользования и застройки, предприниматель в порядке п. 3.1 Правил землепользования и застройки городского округа "город Якутск" принятых Якутской городской Думы от 25.12.2013 N 169-НПА в Администрацию города Якутска не обращался.
Статьей 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации установлено, что не допускается выдача разрешений на строительство при отсутствии правил землепользования и застройки, за исключением строительства, реконструкции объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения муниципальных районов, объектов капитального строительства на земельных участках, на которые не распространяется действие градостроительных регламентов или для которых не устанавливаются градостроительные регламенты, и в иных предусмотренных федеральными законами случаях, а также в случае несоответствия проектной документации объектов капитального строительства ограничениям использования объектов недвижимости, установленным на приаэродромной территории (ч.3).
Поскольку в рассматриваемом случае отсутствуют правила землепользования и застройки земельного участка с кадастровым номером 14:36:107015:0074, у Департамента не было законных оснований для выдачи предпринимателю разрешения на строительство.
На основании изложенного суд апелляционной инстанции считает, что оспариваемый отказ не нарушает прав и законных интересов заявителя и в полной мере соответствуют нормам действующего законодательства.
Суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что решение суда первой инстанции подлежит отмене в соответствии со ст. 270 АПК РФ, как принятое при неполном выяснении обстоятельств, имеющих значение для дела и недоказанности имеющих значение для дела обстоятельств, которые суд считал установленными.
В удовлетворении требований предпринимателю надлежит отказать.
Суд, руководствуясь статьями 258, 268, 269, 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от "29" декабря 2018 года по делу N А58-8838/2018 отменить, апелляционную жалобу - удовлетворить.
Принять по делу новый судебный акт.
В удовлетворении требований отказать.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции, в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления его в законную силу, путем подачи кассационной жалобы в арбитражный суд кассационной инстанции, полномочный ее рассматривать, через арбитражный суд, принявший решение.
Председательствующий судья |
Е.В. Желтоухов |
Судьи |
В.А. Сидоренко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А58-8838/2018
Истец: ИП Рахматуллин Анатолий Шарафович
Ответчик: Департамент градостроительной политики Окружной администрации города Якутска
Третье лицо: Окружная администрация города Якутска