Постановлением Арбитражного суда Северо-Западного округа от 9 августа 2019 г. N Ф07-8841/19 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Санкт-Петербург |
|
09 апреля 2019 г. |
Дело N А56-80528/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 01 апреля 2019 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 09 апреля 2019 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Масенковой И.В.
судей Пряхиной Ю.В., Сотова И.В.
при ведении протокола судебного заседания: Лиозко В.И.
при участии:
от истца: Криштопа С.В. по доверенности от 28.03.2019,
от ответчика: Лобанова А.В. по доверенности от 09.01.2019,
от 3-го лица: 1. Лобовская А.Н. по доверенности от 29.03.2018,
2. не явился, извещен,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-4780/2019) ООО "Спецтехкомплект" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 09.01.2019 по делу N А56-80528/2018 (судья Косенко Т.А.), принятое
по иску ООО "Спецтехкомплект"
к АО "Средне-Невский судостроительный завод"
третьи лица: 1. АО "Акционерный банк "Россия",
2. Министерство обороны Российской Федерации
о взыскании,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью ООО "Спецтехкомплект" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с иском к акционерному обществу "Средне-Невский судостроительный завод" (далее - Завод, АО "СНСЗ") об обязании направить в акционерное общество "Акционерный Банк "Россия" (далее - Банк) уведомление об исполнении договора от 14.06.2017 N 1621187303971412209015639/320-СН/34-2017 и распоряжения о списании денежных средств с отдельного счета Общества N 40706810400001001908.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены АО "Акционерный банк "Россия" и Министерство обороны Российской Федерации.
Решением от 09.01.2019 Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области в иске отказал.
В апелляционной жалобе ООО "Спецтехкомплект" просит решение отменить, исковые требования удовлетворить. Податель жалобы полагает, что судом не выяснен вопрос об обязанности Завода направить в уполномоченный Банк соответствующее уведомление.
Законность и обоснованность решения от 09.01.2019 проверены в апелляционном порядке.
В судебном заседании истец поддержал доводы апелляционной жалобы, иные лица возражали против удовлетворения апелляционной жалобы.
Из материалов дела следует, что в рамках исполнения государственного контракта от 31.03.2016 N 1621187303971412209015639, заключенного между Министерством обороны Российской Федерации (государственный заказчик) и АО "СНСЗ", заключен договор субподряда N 1621187303971412209015639/320-СН/34-2017 от 14.06.2017 между АО "СНСЗ" и ООО "Спецтехкомплект" (исполнитель) (далее - договор) на выполнение работ по капитальному ремонту ГРЩ 04кВ цеха N 4 (литера "А", инв. 01-00006*4)", расположенного по адресу: Санкт-Петербург, пос. Понтонный, ул. Заводская, д. 10, в соответствии с Техническим заданием (Приложение N 1 к договору).
Во исполнение государственного контракта подрядчик обязан заключить с уполномоченным банком, выбранным заказчиком, договор о банковском сопровождении и открыть в данном уполномоченном банке отдельный счет (пункт 1.3 договора).
Согласно 2.1 договора общая цена договора, исходя из стоимости работ по нему составляет 800 165,17 руб. (Приложение N 2 к договору - локальный сметный расчет N 1).
Полный расчет в размере 100% цены договора заказчик выплачивает подрядчику в течение 14 (четырнадцати) календарных дней с момента подписания акта приемки выполненных работ по форме КС-2 в сумме 800 165,17 руб. при условии предоставления подрядчиком справки о стоимости выполненных работ и затрат (форма КС-3), подписанной заказчиком, оригинала счета, оригинала счета-фактуры на сумму выполненных работ (пункт 2.2.2 договора).
В пункте 3.1 договора определено начало работ - дата подписания договора. Дата окончания работ - 60 дней с даты начала работ по договору. Дата завершения работ - дата к которой все работы завершены и сторонами подписан акт о приемке выполненных работ формы КС-2 (пункт 3.3 договора).
Общество для исполнения спорного договора открыло в Банке отдельный банковский счет N 40706810400001001908.
Подрядчик и заказчик подписали 11.08.2017 акт о приемке выполненных работ по спорному договору.
Завод перечислил 26.10.2017 на указанный отдельный банковский счет денежные средства за выполненные работы в полном объеме.
Общество в претензии от 19.04.2018 N 26/232 потребовало у Завода направить Банку распоряжение о списании денежных средств в размере 800 165,18 руб. с отдельного счета Общества N 40706810400001001908. Истец полагает, что ответчик не направляет в уполномоченный банк уведомление об исполнении договора, незаконно бездействует.
ООО "Спецтехкомплект" направило в адрес АО "СНСЗ" претензию, которая оставлена без удовлетворения, что послужило основанием для обращения подрядчика в арбитражный суд с настоящим иском.
Заслушав объяснения представителей сторон, обеспечивших явку в судебное заседание, оценив доводы апелляционной жалобы, отзыва на нее и дополнительно представленных в материалы дела доказательств, апелляционный суд не усматривает оснований для отмены или изменения судебного акта.
Федеральный закон от 29.12.2012 N 275-ФЗ "О государственном оборонном заказе" (далее - Закона N 275-ФЗ) предусматривает использование отдельных (специальных) банковских счетов, открываемых уполномоченными банками, для проведения расчетов между государственным заказчиком, головным исполнителем и исполнителями в рамках выполнения ими государственного оборонного заказа (статьи 7 и 8 названного Закона).
Согласно общему правилу, закрепленному в пункте 2 части 1 статьи 8.3, статье 8.4 Закона N 275-ФЗ, суть специального режима данных счетов заключается в том, что списание денежных средств с них допускается только на другие отдельные счета, открываемые в рамках исполнения государственного оборонного заказа, для осуществления выплат лицам, входящим в кооперацию головного исполнителя. Изъятия из данного правила перечислены в подпунктах "а" - "з" пункта 2 части 1 статьи 8.3 Закона N 275-ФЗ и содержатся в перечне исключений, изложенных в статье 8.4 упомянутого Закона.
Статьей 8.4 Закона N 275-ФЗ установлен иммунитет в отношении безналичных денежных средств, находящихся на особых счетах.
Такое регулирование согласуется с положениями части 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации, обусловлено особым характером отношений, связанных с обеспечением обороны страны и безопасности государства, и необходимостью сохранения ресурсов, выделенных из бюджета на эти цели.
Фактически согласно Закону N 275-ФЗ организация, заключившая контракт в рамках государственного оборонного заказа, ограничивается в возможности свободно использовать полученные в связи с этим контрактом бюджетные ресурсы.
Пунктом 10 ст. 3 Закона N 275-ФЗ предусмотрено, что все расчеты по государственному оборонному заказу в соответствии с условиями государственного контракта, а также контракта осуществляются по отдельному счету, открываемому в уполномоченном банке.
В соответствии с п. 1 ч. 2 ст. 8.2 Закона N 275-ФЗ уполномоченный банк обязан заключить с головным исполнителем, исполнителем договоры о банковском сопровождении и открыть им отдельные счета.
В ч. 2 ст. 8.3 Закона N 275-ФЗ определено, что отдельные счета головного исполнителя, исполнителей, предусмотренные Законом N 275-ФЗ, подлежат закрытию головным исполнителем, исполнителем после получения уполномоченным банком от государственного заказчика уведомления об исполнении государственного контракта.
До получения соответствующего уведомления об исполнении государственного контракта, уполномоченный банк, в соответствии со статьей 8 Закона N 275-ФЗ при принятии распоряжения к исполнению контролирует, в том числе соблюдение режима использования отдельного счета, установленного Законом N 275-ФЗ.
Списание денежных средств с отдельного счета на иной расчетный счет нормами пункта 15 статьи 8.4 Закона N 275-ФЗ не предусмотрено, за исключением следующих операций: возврат зачисленных на отдельный счет денежных средств в связи с ошибкой плательщика либо кредитной организации, в том числе уполномоченного банка, при представлении владельцем отдельного счета заявления на возврат денежных средств на иной банковский счет, с которого указанные денежные средства поступили; возврат собственных средств головного исполнителя, исполнителя на иной банковский счет, с которого указанные денежные средства поступили, в сумме, не превышающей ранее зачисленную на данный отдельный счет (пункт 15 статьи 8.4 Закона N 275-ФЗ).
Банк до получения от государственного заказчика уведомления об исполнении государственного контракта не вправе производить операции по списанию денежных средств с отдельного счета за исключением случаев, предусмотренных статьей 8.3 Закона N 275-ФЗ.
Документы, подтверждающие выполнение работ по госконтракту, не представлены, срок исполнения обязательства по госконтракту до 2021 года. В письме от 01.03.2018 N 00-3934 АО "АБ "Россия" уведомило ООО "Спецтехкомплект" о том, что уведомление об исполнении госконтракта от 31.03.2016 от государственного заказчика в АО "АБ "Россия" не поступало. Уведомление об исполнении госконтракта направляется Минобороны в уполномоченный Банк после закрытия госконтракта, при этом Минобороны не является стороной по спорному договору и не наделено полномочиями по выдаче распоряжений о списании денежных средств с отдельных счетов субисполнителей.
Доводы апелляционной жалобы подлежат отклонению, поскольку не учитывают нормы специального закона, регулирующего исполнение обязательств по договорам, заключенным во исполнение государственного оборонного заказа. При заключении договора от 14.06.2017 N 1621187303971412209015639/320-СН/34-2017 истец располагал информацией о том, что договор заключен во исполнение Заводом обязательств по государственному контракту от 31.03.2016 N 1621187303971412209015639, срок исполнения обязательства которого до 2021.
Кроме того, следует учитывать, что после зачисления на отдельный счет денежных средств от заказчика, они могут быть списаны только на отдельный счет, за исключением списания денежных средств с такого счета на иные банковские счета в целях: уплаты налогов и сборов, таможенных платежей, страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и иных обязательных платежей в бюджетную систему Российской Федерации, установленных законодательством Российской Федерации и иных случаях, предусмотренных частью 2 статьи 8.3 Закона N 275-ФЗ.
Условия пункта 2 статьи 8 ФЗ N 275-ФЗ не исполнены, уведомление об исполнении государственного контракта N 1621187303971412209015639 в Банк не поступало, требования Общества к Заводу являются неправомерными, учитывая режим использования отдельного счета, положения части 2 статьи 8.3 Закона N 275-ФЗ не препятствуют использовать денежные средства, для целей установленных законом до исполнения обязательств по госконтракту.
С учетом изложенного, апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 09.01.2019 по делу N А56-80528/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
И.В. Масенкова |
Судьи |
Ю.В. Пряхина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-80528/2018
Истец: ООО "СПЕЦТЕХКОМПЛЕКТ"
Ответчик: АО "СРЕДНЕ-НЕВСКИЙ СУДОСТРОИТЕЛЬНЫЙ ЗАВОД", МИНЕСТЕРСТВО ОБОРОННЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Третье лицо: АО "АКЦИОНЕРНЫЙ БАНК "РОССИЯ"