г. Чита |
|
10 апреля 2019 г. |
дело N А19-20326/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 03 апреля 2019 года.
Полный текст постановления изготовлен 10 апреля 2019 года.
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе
председательствующего судьи Сидоренко В.А.,
судей Каминского В.Л., Басаева Д.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Куркиной Е.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании с использованием системы видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа с участием судьи Зуевой М.В. и помощника судьи Куликова М.Ю. апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Слава" на решение Арбитражного суда Иркутской области от 21 января 2019 года по делу N А19-20326/2018 по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Слава" (ОГРН 1073808026632, ИНН 3808169363, 664043, г. Иркутск, ул. Воронежская, д. 32) к Комитету городского обустройства Администрации города Иркутска (ОГРН 1113850024672, ИНН 3808219423, 664011, г. Иркутск, ул. Сухэ-Батора, д. 11) о признании незаконным отказа,
в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, в деле участвуют: Уполномоченный по защите прав предпринимателей в Иркутской области (ОГРН 1143850004627, ИНН 3812153253, 664025, Иркутская область, г. Иркутск, бульвар Гагарина, д. 74, этаж 4), общество с ограниченной ответственностью "Ковчег" (ОГРН 1133850028102, ИНН 3811169839, 664043, Иркутская область, г. Иркутск, ул. Левый берег Каи, д. 66, офис 3), общество с ограниченной ответственностью "КАРТУР" (ОГРН 1153850010885, ИНН 3849052100, 664081, Иркутская область, г. Иркутск, ул. Зверева, д. 52),
(суд первой инстанции: судья Позднякова Н.Г.),
при участии в судебном заседании:
от общества с ограниченной ответственностью "Слава" - Дружининой Н.В. представителя по доверенности от 28.03.2019,
от Комитета городского обустройства Администрации города Иркутска - Цыреновой М.В. - представителя по доверенности от 09.01.2019,
от общества с ограниченной ответственностью "Ковчег" - Штеренберг Д.Г. - представителя по доверенности от 01.03.2018,
от общества с ограниченной ответственностью "Картур" - Штеренберг Д.Г. - представителя по доверенности от 01.03.2018,
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Слава" (далее - заявитель, ООО "Слава" или общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Комитету городского обустройства Администрации города Иркутска (далее также - Комитет) о признании незаконным отказа в допуске на участие в открытом конкурсе на право получения свидетельства об осуществлении перевозок пассажиров и багажа по муниципальному маршруту N 19, оформленного протоколом от 29.06.2018 N 39.2, обязании устранить допущенные нарушения прав и законных интересов путем допуска общества с ограниченной ответственностью "Слава" к участию в открытом конкурсе на право получения свидетельства об осуществлении перевозок пассажиров и багажа по муниципальному маршруту N 19,
о признании незаконным отказа в допуске на участие в открытом конкурсе на право получения свидетельства об осуществлении перевозок пассажиров и багажа по муниципальному маршруту N 4, оформленного протоколом от 09.07.2018 N 41.2, обязании устранить допущенные нарушения прав и законных путем допуска общества с ограниченной ответственностью "Слава" к участию в открытом конкурсе на право получения свидетельства об осуществлении перевозок пассажиров и багажа по муниципальному маршруту N 4.
Определением от 19.09.2018 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены общество с ограниченной ответственностью "Ковчег" (далее - ООО "Ковчег"), общество с ограниченной ответственностью "КАРТУР" (далее - ООО "КАРТУР").
Решением Арбитражного суда Иркутской области от 21 января 2019 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с указанным решением, общество обжаловало его в апелляционном порядке. Заявитель апелляционной жалобы ставит вопрос об отмене обжалуемого решения, как незаконного, вынесенного при нарушении норм материального права.
В судебном заседании представитель общества поддержала доводы апелляционной жалобы.
В судебном заседании представитель Комитета выразила согласие с решением суда первой инстанции.
ООО "Ковчег" и ООО "КАРТУР" представили отзыв на апелляционную жалобу, в котором выразили согласие с решением суда первой инстанции.
В судебном заседании представитель третьих лиц поддержал доводы отзыва.
О месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы, лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом в порядке, предусмотренном главой 12 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), что подтверждается почтовыми уведомлениями, а также отчетом о публикации на официальном сайте Арбитражных судов Российской Федерации в сети "Интернет" (www.arbitr.ru) определения о принятии апелляционной жалобы к производству.
Четвертый арбитражный апелляционный суд, рассмотрев дело в порядке главы 34 АПК РФ, проанализировав доводы апелляционной жалобы, дополнения к ней и отзывов на нее, выслушав представителей участвующих в деле лиц, изучив материалы дела, проверив правильность применения судом первой инстанции норм процессуального и материального права, пришел к следующим выводам.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, в соответствии с пунктом 12 Положения о Комитете городского обустройства администрации города Иркутска, утвержденного Решением Думы г. Иркутска от 27.05.2011 N 005-20-230343/1, к задачам Комитета городского обустройства отнесено создание условий для предоставления транспортных услуг населению города и организация транспортного обслуживания населения в границах города Иркутска.
В рамках своих полномочий Администрацией города Иркутска было принято постановление от 24.12.2015 N 031-06-1231/5 "Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в городе Иркутске", которым утверждено Положение об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в городе Иркутске (далее - Положение об организации регулярных перевозок).
Пунктом 11 Положения об организации регулярных перевозок установлено, что Уполномоченным на осуществление функций по организации регулярных перевозок на территории города Иркутска органом является Комитет городского обустройства администрации города Иркутска в лице Управления транспорта комитета городского обустройства администрации города Иркутска.
Управление в соответствии с абзацем 23 пункта 4.1 раздела 4 названного Положения проводит открытые конкурсы на право осуществления перевозок по муниципальным маршрутам регулярных перевозок по нерегулируемым тарифам.
Согласно пунктам 8.1, 8.2 раздела 8 Положения об организации регулярных перевозок организатором открытого конкурса является Управление. Организация открытого конкурса осуществляется Управлением в порядке, установленном Федеральным законом от 13.07.2015 N 220-ФЗ "Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", а также настоящим Положением.
17.04.2018 на WEB-портале органов местного самоуправления города Иркутска в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" размещено извещение о проведении открытого конкурса на получение свидетельства об осуществлении перевозок по муниципальному маршруту регулярных перевозок N 19 "микрорайон Березовый - Реабилитационный центр (ул. М. Конева)", а 25.04.2018 - извещение о проведении открытого конкурса на получение свидетельства об осуществлении перевозок по муниципальному маршруту регулярных перевозок N 4 "Ц. Рынок - м/р Университетский". Также на официальном сайте размещена конкурсная документация по открытым конкурсам.
ООО "Слава" в соответствии с требованиями конкурсных документаций представило в Управление: 25.05.2018 - заявку и соответствующий пакет документов на участие в открытом конкурсе на получение свидетельства об осуществлении перевозок по муниципальному маршруту регулярных перевозок N 19 (вх. N 412-58-157/18 от 25.05.2018), 04.06.2018 - заявку и пакет документов на участие в конкурсе по муниципальному маршруту N 4 (вх. N 412-58-169/18 от 04.06.2018).
Заявки на участие в конкурсе по маршруту N 19, помимо заявителя, также подали индивидуальный предприниматель Белозор С.Г. и общество с ограниченной ответственностью "СибАльянсАвто". По маршруту N 4 - индивидуальный предприниматель Белозор С.Г. и простое товарищество (участники ООО "Ковчег", ООО "КАРТУР").
По результатам вскрытия конвертов комиссией приняты к рассмотрению все поданные заявки.
Оценка и сопоставление заявок на участие в конкурсах состоялись соответственно 29.06.2018 и 09.07.2018, о чем конкурсной комиссией составлены протоколы от 29.06.2018 N 39.2 (по маршруту N 19) и от 09.07.2018 N 41.2 (по маршруту N 4).
Согласно протоколу от 29.06.2018 N 39.2 к участию в открытом конкурсе по муниципальному маршруту N 19 не допущен ни один из претендентов.
Согласно протоколу от 09.07.2018 N 41.2 к участию в открытом конкурсе по муниципальному маршруту допущено простое товарищество (ООО "Ковчег", ООО "КАРТУР").
Основанием для отказа ООО "Слава" в допуске к участию в конкурсах явилось предоставление претендентом недостоверных сведений, содержащихся в конкурсной заявке и (или) в документах, представленных претендентом: представлена справка произвольной формы об отсутствии дорожно-транспортных происшествий, повлекших за собой человеческие жертвы или причинение вреда здоровью граждан, и произошедших по вине ООО "Слава" и его работников в течение года, предшествующего дате проведения конкурсов. По информации, полученной от ОБДПС ГИБДД МУ МВД России "Иркутское" в период с 17.04.2017 по 17.04.2018 на территории города Иркутска и Иркутского района по вине водителя ООО "Слава" зарегистрировано одно дорожно-транспортное происшествие с пострадавшими. Аналогичные сведения получены за период с 25.04.2017 по 25.04.2018.
В соответствии с протоколом от 10.07.2018 N 41.3 подведения итогов конкурса на право осуществления перевозок по маршруту регулярных перевозок в городе Иркутске конкурсная комиссия признала простое товарищество (ООО "Ковчег", ООО "КАРТУР") победителем конкурса на право осуществления перевозок по маршруту регулярных перевозок в городе Иркутске N 4 "Ц. Рынок - м/р Университетский".
Полагая, что конкурсы на право получения свидетельств об осуществлении перевозок пассажиров и багажа по маршрутам регулярных перевозок г. Иркутска N N 19, 4 проведены с нарушением действующего законодательства, ООО "Слава" обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суд апелляционной инстанции считает, что суд первой инстанции пришел к правильному выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных обществом требований.
Пределы судебного разбирательства при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов и должностных лиц, в том числе судебных приставов-исполнителей, установлены частью 4 статьи 200 АПК РФ, согласно которой арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными (часть 2 статьи 201 АПК РФ).
Согласно пункту 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 1 июля 1996 года N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением Гражданского кодекса Российской Федерации" основанием для принятия решения суда о признании ненормативного акта государственного органа или органа местного самоуправления недействительным являются одновременно как его несоответствие закону или иному правовому акту, так и нарушение указанным актом гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица, обратившихся в суд с соответствующим требованием.
С учетом изложенного суд апелляционной инстанции полагает, что требования общества могут быть удовлетворены только в том случае, если будут установлены следующие обстоятельства:
1) несоответствие оспариваемых отказов закону или иному нормативному правовому акту;
2) нарушение прав и законных интересов общества этими отказами.
При отсутствии хотя бы одного из данных обстоятельств, требования заявителя удовлетворению не подлежат.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, ортношения в сфере организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, в том числе связанные с допуском юридических лиц и индивидуальных предпринимателей к осуществлению регулярных перевозок, на федеральном уровне урегулированы Федеральным законом от 13.07.2015 N 220-ФЗ "Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 13.07.2015 N 220-ФЗ).
В соответствии с частью 3 статьи 2 Федерального закона N 220-ФЗ отношения по организации регулярных перевозок, не урегулированные Гражданским кодексом Российской Федерации, данным Федеральным законом, другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также законами и (или) иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, регулируются муниципальными нормативными правовыми актами.
Главой 3 Федерального закона N 220-ФЗ установлены правила организации регулярных перевозок по регулируемым (статьи 14 - 15) и нерегулируемым (статьи 17 - 20) тарифам, в том числе общие условия и порядок проведения конкурса на право получения свидетельства об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок по нерегулируемым тарифам (статьи 21 - 24).
Частью 4 статьи 17 названного Федерального закона предусмотрено, что установление требований к осуществлению перевозок по нерегулируемым тарифам допускается муниципальным нормативным правовым актом, при этом в силу части 2 статьи 24 данного Федерального закона требования к содержанию, в том числе к описанию, предложения участника открытого конкурса, к форме и составу заявки на участие в открытом конкурсе устанавливаются организатором открытого конкурса.
Требования, предъявляемые к участникам открытого конкурса на право осуществления перевозок по маршруту регулярных перевозок по нерегулируемым тарифам, перечислены в статье 23 Федерального закона N 220-ФЗ.
Частью 3 статьи 24 Федерального закона N 220-ФЗ предусмотрены критерии оценки и сопоставления заявок на участие в открытом конкурсе.
Одним из критериев оценки заявок участников открытого конкурса является количество дорожно-транспортных происшествий, повлекших за собой человеческие жертвы или причинение вреда здоровью граждан и произошедших по вине юридического лица, индивидуального предпринимателя, участников договора простого товарищества или их работников в течение года, предшествующего дате размещения извещения о проведении открытого конкурса на официальном сайте организатора открытого конкурса в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее - дата размещения извещения), в расчете на среднее количество транспортных средств, предусмотренных договорами обязательного страхования гражданской ответственности юридического лица, индивидуального предпринимателя, участников договора простого товарищества за причинение вреда жизни, здоровью, имуществу пассажиров (далее - договоры обязательного страхования гражданской ответственности), действовавшими в течение года, предшествующего дате размещения извещения (пункт 1 части 3 статьи 24 названного Федерального закона).
Таким образом, как правильно указал суд первой инстанции, в соответствии с приведенными выше нормами федерального законодательства правоотношения в сфере организации и проведения открытого конкурса на право осуществления перевозок по маршруту регулярных перевозок по нерегулируемым тарифам, могут быть урегулированы муниципальными нормативными правовыми актами, принятыми с учетом требований и ограничений, предусмотренных частью 4 статьи 7 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
Администрацией г. Иркутска постановлением от 24.12.2015 N 031-06-1231/5 было утверждено "Положение об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в городе Иркутске", в соответствии с пунктом 1.1 которого уполномоченным органом на осуществление функций по организации регулярных перевозок на территории г. Иркутска является Комитет городского обустройства администрации г. Иркутска в лице Управления транспорта комитета городского обустройства администрации г. Иркутска.
Согласно подпункту 7 пункта 4.1 Положений о проведении конкурса на право осуществления перевозок по маршруту регулярных перевозок в городе Иркутске (разделы 2 конкурсных документаций) в состав конкурсной заявки должна входить справка произвольной формы о количестве дорожно-транспортных происшествий, повлекших за собой человеческие жертвы или причинение вреда здоровью граждан и произошедших по вине юридического лица, индивидуального предпринимателя, участников договора простого товарищества или их работников в течение года, предшествующего дате проведения конкурса (дате размещения на официальном сайте извещения о проведении конкурса) - для юридических лиц подписывается руководителем, для индивидуальных предпринимателей - индивидуальным предпринимателем.
С учетом размещения извещений о проведении открытых конкурсов на право осуществления перевозок по маршрутам регулярных перевозок в городе Иркутске N 19, N 4 на официальном сайте Администрации города Иркутска 17.04.2018 и 25.04.2018, вышеуказанные справки о количестве ДТП должны были быть представлены за период с 17.04.2017 по 17.04.2018 (по маршруту N 19) и за период с 22.04.2017 по 25.04.2018 (по маршруту N 4).
Пунктом 7.6 конкурсной документации установлен перечень оснований, по которым конкурсная комиссия отказывает претенденту в допуске на конкурсе, одним из которых является представление недостоверных сведений, содержащихся в конкурсной заявке и (или) в документах, представленных претендентом (подпункт 7.6.2 конкурсной документации).
В силу части 2 статьи 24 Федерального закона N 220-ФЗ заявки на участие в открытом конкурсе, которые содержат недостоверные сведения, отклоняются.
Следовательно, предоставление недостоверных сведений, предусмотренных подпунктом 7 пункта 4.1 конкурсной документации, о количестве дорожно-транспортных происшествий, повлекших за собой человеческие жертвы или причинение вреда здоровью граждан и произошедших по вине претендента (участника) - юридического лица, индивидуального предпринимателя, участников договора простого товарищества или их работников, может иметь своим последствием отказ в допуске на участие в конкурсной процедуре.
Управление транспорта Комитета в силу пункта 4.1 Положения об организации регулярных перевозок осуществляет взаимодействие с ОГИБДД МУ МВД России "Иркутское" и Межрегиональным управлением государственного автодорожного надзора по Республике Бурятия и Иркутской области Федеральной службы по надзору в сфере транспорта, структурными подразделениями комитета городского обустройства администрации города Иркутска, общественными объединениями и другими заинтересованными органами в пределах их полномочий.
Согласно пункту 6.11 конкурсной документации организатор торгов запрашивает информацию в целях проверки сведений, указанных в подпункте 7 пункта 4.1 раздела 4 настоящего Положения, у органов власти в соответствии с их компетенцией и иных лиц, за исключением лиц, подавших конкурсную заявку.
Согласно представленным в составе конкурсных заявок справкам дорожно-транспортные происшествия, повлекшие за собой человеческие жертвы или причинение вреда здоровью граждан и произошедшие по вине ООО "Слава" в течение года, предшествующего дате проведения конкурса, отсутствуют.
Из представленных заявителем материалов следует, что в период после подачи конкурсных заявок и отказов в допуске к участию в конкурсах ООО "Слава" обращалось в ОБДПС ГИБДД МУ МВД России "Иркутское" с запросами о представлении информации о наличии/отсутствии ДТП с участием водителей общества в период с 20.06.2017 по 21.06.2018. По запросам общества получены сведения о наличии одного зарегистрированного ДТП с участием транспортного средства, принадлежащего ООО "Слава" (автомобиль ГАЗ, гос. номер Х386ВК138), в котором имелись раненые. При этом ДТП имело место 05.05.2018, т.е. за пределами периода, за который должны были быть представлены сведения вместе с конкурсной заявкой. ОБДПС ГИБДД МУ МВД России "Иркутское" подтвердило, что в течение года, предшествующего датам проведения конкурсов, отсутствовали ДТП с участием водителей ООО "Слава", повлекшие за собой человеческие жертвы или причинение вреда здоровью граждан, и произошедшие по вине ООО "Слава".
В целях оценки и сопоставления поступивших заявок на предмет соответствия критерию, установленному пунктом 1 части 3 статьи 24 Федерального закона N 220- ФЗ, Комитетом в порядке межведомственного взаимодействия были запрошены и получены от ОБДПС ГИБДД МУ МВД России "Иркутское" сведения, согласно которым в период с 17.04.2017 по 17.04.2018 на территории города Иркутска и Иркутского района по вине водителя ООО "Слава" зарегистрировано одно дорожно-транспортное происшествие с пострадавшими. Аналогичные сведения получены за период с 25.04.2017 по 25.04.2018.
Согласно материалам административного дела, представленным ОБДПС ГИБДД МУ МВД России "Иркутское" по определению суда, 06.03.2018 в 11 час. 30 мин. в г. Иркутске по ул. Советской водитель Деменчук А.В., управляя ТС Мерседес 32377, государственный регистрационный номер Е289ВА 138, в результате нарушения пункта 13.4 Правил дорожного движения РФ допустил столкновение с автомобилем ВАЗ-21054, государственный регистрационный номер Н135УК38 под управлением водителя Жилкина А.Н. В результате дорожно-транспортного происшествия пассажиру автобуса Мерседес причинены телесные повреждения.
Постановлением ОБДПС ГИБДД МУ МВД России "Иркутское" от 14.03.2018 производство по делу N 250006877 об административном правонарушении, предусмотренном статьей 12.24 КоАП РФ, в отношении Деменчука А.В. прекращено в связи с отсутствием в его действиях состава административного правонарушения.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, в том числе и пояснений представителей участвующих в деле лиц, по запросу Комитета ОБДПС ГИБДД МУ МВД России "Иркутское" сначала были даны сведения об отсутствии зарегистрированных ДТП с пострадавшими с участием водителей ООО "Слава" (ответ от 18.06.2018). Указанные сведения подготовлены с использованием списка транспортных средств, представленных ООО "Слава" в марте 2018 года. В дальнейшем Комитету дан дополнительный ответ от 22.06.2018 N 42/224704 о наличии одного ДТП, при этом для исполнения запроса использовался список транспортных средств, представленный ООО "Слава" в мае 2018 года.
ООО "Слава" в судебном заседании отрицало факт принадлежности ему на каком-либо праве транспортного средства марки "Мерседес 32377", гос. номер Е289ВА138, с участием которого произошло ДТП 06.03.2018, вменяемое заявителю в качестве основания для отказа в допуске к участию в конкурсах.
В дальнейшем заявитель со ссылкой на Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 24.04.2008 N 194н "Об утверждении Медицинских критериев определения степени тяжести вреда, причиненного здоровью человека", указал, что ДТП, имевшее место 06.03.2018, не повлекло за собой причинение вреда здоровью пассажира Деменчука С.А.
В обоснование заявленных требований, как правомерно указал суд первой инстанции, обществом "Слава" приведены обстоятельства, которые фактически направлены на оспаривание действий ОБДПС ГИБДД МУ МВД России "Иркутское" по представлению запрошенных сведений о дорожно-транспортных происшествиях с участием ООО "Слава". Как в момент подачи заявителем вместе с конкурсной заявкой соответствующих сведений, так и в ходе дальнейших действий сторон по их получению от органов власти, ОБДПС ГИБДД МУ МВД России "Иркутское" основывалось на данных, содержащихся в одной и той же информационной базе учета ДТП "АИУС ГИБДД".
Между тем, как правильно указал суд, вопрос о правомерности данных действий ГИБДД, в том числе установление степени тяжести причиненного в результате ДТП вреда здоровью, не является предметом настоящего спора, и на законность оспариваемого отказа в допуске к участию в конкурсе не влияет.
В соответствии с пунктом 3 статьи Федерального закона от 14.06.2012 N 67-ФЗ "Об обязательном страховании гражданской ответственности перевозчика за причинение вреда жизни, здоровью, имуществу пассажиров и о порядке возмещения такого вреда, причиненного при перевозках пассажиров метрополитеном" перевозчик - юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, которые зарегистрированы на территории Российской Федерации и в соответствии с законодательством Российской Федерации осуществляют перевозки пассажиров, в том числе по договору фрахтования (независимо от того обстоятельства, являются ли они перевозчиками по договору перевозки или осуществляют перевозку фактически).
В силу пункта 1 статьи 5 указанного Закона гражданская ответственность перевозчика за причинение вреда жизни, здоровью, имуществу пассажиров при перевозках (за исключением перевозок пассажиров метрополитеном) подлежит страхованию в порядке и на условиях, которые установлены настоящим Федеральным законом. Запрещается осуществление перевозок пассажиров перевозчиком (за исключением перевозок пассажиров метрополитеном), гражданская ответственность которого не застрахована.
На официальном сайте Национального союза страховщиков ответственности (далее - НССО) (ncco.ru) подлежат опубликованию сведения о страховых компаниях и страхователях, заключивших договор страхования. При этом, в составе сведений публикуются сведения о договоре страхования (номер, дата), сроке его действия, марке ТС, государственном регистрационном знаке ТС и пр.
На официальном сайте НССО по состоянию на 06.03.2018 размещены сведения о заключении между АО "МАКС" (страховщик) и ООО "Слава" договора страхования гражданской ответственности владельца транспортных средств N МАХХ21799758365000 от 25.04.2017 и дополнительного соглашения к нему от 01.02.2018.
В графе "Автомобильный транспорт" содержатся сведения о ТС (государственный регистрационный знак Е289ВА 138, количество посадочных мест - 18), то есть сведения о транспортном средстве, использование которого в своей предпринимательской деятельности истец отрицает. Срок начала действия договора - 01.02.2018, срок окончания - 24.04.2018 (скриншот страницы сайта - том 2, л.д. 58).
По сведениям, полученным судом от территориального отдела государственного автодорожного надзора по Иркутской области Байкальского межрегионального управления государственного автодорожного надзора (том 4, л.д. 2), на электронную почту отдела в рамках информационного взаимодействия между Управлением ГИБДД МВД России по Иркутской области и Байкальским межрегиональным управлением государственного автодорожного надзора за соблюдением транспортного законодательства субъектами рынка транспортных услуг поступила информация о ДТП, произошедших на территории Иркутской области в марте 2018 года, с участием автобусов.
В рамках проведения предварительной проверки руководителем ООО "Слава" в адрес территориального отдела был направлен ряд документов посредством электронной почты. Оснований для проведения внеплановой проверки территориальным отделом государственного автодорожного надзора по Иркутской области Байкальского межрегионального управления государственного автодорожного надзора по Иркутской области установлено не было.
Судом первой инстанции установлено и следует из материалов дела (пояснения директора исх. N 22/18 от 04.04.2018, путевой лист, журнал учета движения путевых листов, объяснительная от водителя, постановление о прекращении производства по делу об административном правонарушении), что руководитель ООО "Слава" признавал, что указанное транспортное средство (государственный регистрационный знак Е289ВА 138) принадлежит обществу, а водитель Деменчук А.В. работает в ООО "Слава" Исходя из документов, направленных ООО "Слава" по электронной почте в адрес территориального отдела, в момент совершения ДТП Деменчук А.В. на смене не находился, перевозку пассажиров по маршруту не осуществлял. По заявлению Деменчука А.В. служебный автомобиль был представлен ему в указанную дату 06.03.2018 - для использования в личных целях. По факту ДТП с водителя Деменчук А.В. были взяты объяснения, водителю объявлен выговор.
Оценив представленные доказательства в совокупности, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу о принадлежности на момент ДТП (06.03.2018) транспортного средства марки Мерседес, государственный регистрационный знак Е289ВА 138, ООО "Слава", и использовании последним указанного ТС при перевозках пассажиров и багажа по маршруту регулярных перевозок.
Пунктом 1 статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации определено, что не допускаются осуществление гражданских прав исключительно с намерением причинить вред другому лицу, действия в обход закона с противоправной целью, а также иное заведомо недобросовестное осуществление гражданских прав (злоупотребление правом).
Назначение субъективного права состоит в предоставлении уполномоченному субъекту, в данном случае коммерческой организации, осуществляющей перевозки пассажиров и багажа, юридически гарантированной возможности удовлетворить свои потребности по участию в открытом конкурсе на право осуществления перевозок по маршруту регулярных перевозок, не нарушая при этом интересов других лиц, общества и государства.
При осуществлении субъективного права в противоречии с его назначением происходит конфликт между интересами общества и отдельно взятого лица.
Злоупотребление правом, по смыслу статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации, то есть осуществление субъективного права в противоречии с его назначением, имеет место в случае, когда субъект поступает вопреки правовой норме, предоставляющей ему соответствующее право; не соотносит свое поведение с интересами общества и государства; не исполняет корреспондирующую данному праву юридическую обязанность.
В рассматриваемом случае, как правильно указал суд первой инстанции, ООО "Слава", подавая заявку на участие в конкурсе, либо надлежащим образом не осведомилось о фактическом количестве ДТП за рассматриваемые периоды времени, либо, учитывая факт отрицания в судебном заседании принадлежности ТС обществу, намеренно скрыло сведения о факте ДТП при подаче заявки на участие в конкурсе.
Комитет городского обустройства Администрации города Иркутска, установив, что в период с 17.04.2017 по 17.04.2018 и в период с 25.04.2017 по 25.04.2018 на территории города Иркутска произошло одно дорожно-транспортное происшествие с участием транспортного средства Мерседес 32377, государственный регистрационный номер Е289ВА 138, принадлежащего ООО "Слава", в результате которого причинены телесные повреждения гражданину, обоснованно посчитал, что заявки ООО "Слава" на участие в открытом конкурсе на получение свидетельств об осуществлении перевозок по муниципальным маршрутам регулярных перевозок содержали недостоверные сведения в части указания на отсутствие ДТП с участием транспортного средства, принадлежащего ООО "Слава".
Аналогичный вывод был сделан Иркутским УФАС России по результатам рассмотрения жалобы перевозчика - ООО "Слава" на неправомерные действия организатора открытого конкурса, комиссии Управления транспорта комитета городского обустройства Администрации г. Иркутска в связи с допущенными нарушениями при организации и проведении открытого конкурса на получение свидетельства об осуществлении перевозок по муниципальному маршруту регулярных перевозок N 4.
По результатам рассмотрения жалобы Иркутское УФАС России вынесло решение от 01.08.2018 N 897/18, согласно которому жалоба ООО "Слава" на неправомерные действия конкурсной комиссии организатора торгов - Управления транспорта комитета городского обустройства администрации г. Иркутска признана необоснованной.
Оценив по правилам статьи 71 АПК РФ доказательства в их взаимосвязи и совокупности, суд первой инстанции пришел к обоснованному и правомерному выводу о наличии у конкурсной комиссии законных оснований для отказа заявителю в допуске к участию в торгах на право получения свидетельств об осуществлении перевозок пассажиров и багажа по муниципальным маршрутам.
В соответствии с частью 3 статьи 201 АПК РФ в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
При указанных фактических обстоятельствах и правовом регулировании суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы, доводы которой проверены в полном объеме, но не могут быть учтены как не влияющие на законность принятого по делу судебного акта. Оснований, предусмотренных статьей 270 АПК РФ, для отмены или изменения решения суда первой инстанции не имеется.
Приведенные в апелляционной жалобе доводы, свидетельствуют не о нарушении судом первой инстанции норм материального и процессуального права, а о несогласии заявителя жалобы с установленными по делу фактическими обстоятельствами и оценкой судом доказательств.
Четвертый арбитражный апелляционный суд, руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Иркутской области от 21 января 2019 года по делу N А19-20326/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в кассационном порядке в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа путём подачи жалобы через принявший решение в первой инстанции арбитражный суд.
Председательствующий судья |
Сидоренко В.А. |
Судьи |
Каминский В.Л. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А19-20326/2018
Истец: ООО "Слава"
Ответчик: Комитет городского обустройства Администрации города Иркутска
Третье лицо: ООО "КарТур", ООО "Ковчег", Уполномоченный по защите прав предпринимателей в Иркутской области, Межмуниципальное Управление Министерства Внутренних дел Российской Федерации "Иркутское"
Хронология рассмотрения дела:
03.06.2020 Постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда N 04АП-1381/19
08.07.2019 Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа N Ф02-2521/19
10.04.2019 Постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда N 04АП-1381/19
21.01.2019 Решение Арбитражного суда Иркутской области N А19-20326/18