г. Чита |
|
08 апреля 2019 г. |
Дело N А19-27211/2018 |
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Ломако Н.В.,
рассмотрев апелляционную жалобу Управления Судебного департамента в Иркутской области на решение Арбитражного суда Иркутской области от 18 января 2019 года, по рассмотренному в порядке упрощенного производства делу N А19-27211/2018, по заявлению Управления Судебного департамента в Иркутской области (ОГРН 1033801007404, ИНН 3808050255) к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N6 по Иркутской области (ОГРН 1043801972433, ИНН 3816007101) о признании незаконным решения от 30.05.2018 г. N1872 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения,
(суд первой инстанции - М.В. Луньков),
без вызова сторон в судебное заседание,
установил:
Управление Судебного департамента в Иркутской области (далее по тексту - УСД в Иркутской области, заявитель, налогоплательщик) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 6 по Иркутской области (далее по тексту - инспекция, налоговый орган) от 30.05.2018 г. N 1872 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.
Решением Арбитражного суда Иркутской области в удовлетворении заявленных требований отказано.
В обоснование суд первой инстанции указал, что заявителем в материалы дела не представлено доказательств использования спорных земельных участков для обеспечения деятельности и иных нужд в области обороны и безопасности. Таким образом, в соответствии с нормами статьей 27, 93 Земельного кодекса РФ спорные земельные участки не являются ограниченными в обороте. Следовательно, на них не распространяется пониженная ставка (0,3%) земельного налога, установленная абзаца 5 подпункта 1 пункта 1 статьи 394 Налогового кодекса РФ.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, УСД в Иркутской области обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение Арбитражного суда Иркутской области от 18 января 2019 года, по рассмотренному в порядке упрощенного производства делу N А19-27211/2018, отменить полностью и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
Полагает, что земельные участки, предоставленные федеральным судам, судам общей юрисдикции, Судебному департаменту при Верховном Суде Российской Федерации и Управлениям Судебного департамента в субъектах Российской Федерации относятся к землям, предоставленным для обеспечения безопасности, поэтому являются ограниченными в обороте, следовательно, являются объектами налогообложения по ставке 0,3 процента. В связи с чем, полагает неправомерным оспариваемое решение налогового органа, которым налогоплательщику доначислен земельный налог, пени, штраф вследствие применения ставки налога 1,5 процента.
Информация о принятии апелляционной жалобы размещена на официальном сайте Четвертого арбитражного апелляционного суда в сети "Интернет" 08.02.2019.
В материалы дела поступили письменные возражения относительно доводов апелляционной жалобы, в которых инспекция с выводами суда первой инстанции согласна, просит решение оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Согласно части 1 статьи 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации апелляционные жалобы на решения арбитражного суда по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства, рассматриваются в суде апелляционной инстанции судьей единолично без вызова сторон по имеющимся в деле доказательствам.
В соответствии с положениями пункта 47 Постановления Пленума Верховного суда Российской Федерации от 18.04.2017 года N 10 "О некоторых вопросах применения судами положений Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации об упрощенном производстве" апелляционная жалоба, представление рассматривается судьей единолично без проведения судебного заседания, без извещения лиц, участвующих в деле, о времени и месте проведения судебного заседания, без осуществления протоколирования в письменной форме или с использованием средств аудиозаписи.
Дело рассматривается в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) без вызова сторон.
Изучив материалы дела, проверив соблюдение судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
Как следует из представленных в материалы электронного дела свидетельств о государственной регистрации права от 25.09.2003 г. и от 20.07.2010 г., Управлению Судебного департамента в Иркутской области принадлежат на праве постоянного (бессрочного) пользования земельные участки: с кадастровым номером 38:29:011001:0011, расположенный по адресу: Иркутская область, г. Тайшет, ул. Суворова, уч.13-1, относящийся к категории земель "земли поселений" и с кадастровым номером 38:29:011001:86, расположенный по адресу: Иркутская область г. Тайшет, мкр. Новый, уч.1, относящийся к категории земель "земли населенных пунктов", с типом разрешенного использования "для строительства здания городского суда".
30.01.2018 Управлением Судебного департамента в Иркутской области в налоговый орган по месту учета представлена налоговая декларация по земельному налогу за 2017 год.
В ходе камеральной налоговой проверки представленной налоговой декларации инспекцией установлено занижение налогоплательщиком земельного налога за 2017 год в сумме 56497 руб. в результате неправомерного применение ставки 0,3 процента.
По результатам проверки составлен акт от 13.04.2018 г. N 1768, на основании которого, с учетом письменных пояснений налогоплательщика от 28.04.2018 г. N 01-32- 1929, принято решение от 30.05.2018 г. N 1872 о привлечении УСД в Иркутской области к ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 122 Налогового кодекса РФ, за неуплату земельного налога в виде штрафа в размере 2824 руб. 85 коп.
Указанным решением УСД в Иркутской области доначислен земельный налог в размере 56497 руб., на сумму неуплаченного налога по состоянию на 30.05.2018 г. начислены пени в размере 2472 руб., а также предложено уплатить доначисленные недоимку по налогу, пени и штраф в вышеуказанных суммах.
Не согласившись с решением налогового органа, УСД в Иркутской области обжаловало его в Управление Федеральной налоговой службы по Иркутской области.
Решением Управления от 13.09.2018 г. N 26-13/020313@ апелляционная жалоба налогоплательщика оставлена без удовлетворения.
Заявитель, полагая, что решение Межрайонной ИФНС России N 6 по Иркутской области о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения является необоснованным и не соответствует законодательству о налогах и сборах, обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Решением Арбитражного суда Иркутской области в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, заявитель обратился в суд апелляционной инстанции.
Суд апелляционной инстанции, изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, возражения на нее, приходит к выводу о наличии оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены решения суда первой инстанции по следующим мотивам.
Суд первой инстанции правильно руководствовался следующими нормами права.
В соответствии с пунктом 1 статьи 388 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) плательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 НК РФ, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, если иное не установлено этим пунктом.
В силу статьи 390 и пункта 1 статьи 391 НК РФ налоговая база в отношении каждого земельного участка определяется в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.
Согласно пункту 1 статьи 393 НК РФ налоговым периодом по земельному налогу признается календарный год.
В соответствии с абзацем пятым подпункта 1 пункта 1 статьи 394 НК РФ в отношении земельных участков, ограниченных в обороте в соответствии с законодательством Российской Федерации, предоставленных для обеспечения обороны, безопасности и таможенных нужд, применяются пониженные (не более 0,3%) налоговые ставки земельного налога.
Подпунктом 5 пункта 5 статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) установлено, что земельные участки, предоставленные для обеспечения обороны и безопасности, оборонной промышленности, таможенных нужд и не указанные в пункте 4 данной статьи, ограничиваются в обороте.
На основании пункта 1 статьи 93 ЗК РФ землями обороны и безопасности признаются земли, которые используются или предназначены для обеспечения деятельности Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, организаций, предприятий, учреждений, осуществляющих функции по вооруженной защите целостности и неприкосновенности территории Российской Федерации, защите и охране Государственной границы Российской Федерации, информационной безопасности, другим видам безопасности в закрытых административно-территориальных образованиях, и права на которые возникли у участников земельных отношений по основаниям, предусмотренным указанным Кодексом, федеральными законами.
С учетом изложенных норм права, обоснован вывод суда первой инстанции о том, что действующим законодательством установлены следующие необходимые для применения пониженной ставки условия: нахождение земельных участков в статусе ограниченных в обороте; предоставление данных земельных участков для обеспечения деятельности в области обороны и безопасности. С учетом приведенных положений статей 27, 93 ЗК РФ таким требованиям соответствуют только земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности.
Также обоснован вывод суда первой инстанции, сделанный на основании правовых позиций, изложенных в определении Верховного Суда Российской Федерации от 29.02.2016 N 305-КГ15-13502, в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.06.2011 г. N 18260/10, о необходимости при оценке правомерности применения пониженной налоговой ставки при исчислении земельного налога, учитывать вид разрешенного использования земельного участка, либо его фактическое использование для целей обеспечения безопасности.
Апелляционный суд также соглашается с оценкой, данной судом первой инстанции письмам Минфина России, как не входящим в круг нормативных правовых актов, применяемых при рассмотрении дел. Полагая, что данная оценка распространяется не только на письма Минфина России, а на все письма министерств, в том числе на письма Минэкономразвития России. Поскольку, как отметил Верховный Суд Российской Федерации в решении от 20.06.2016 N АКПИ16-435, письма являются актами казуального толкования, являясь ответами на индивидуальные обращения, данными уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в пределах своей компетенции, они не содержат предписания о правах и обязанностях персонально не определенного круга лиц, носят информационно - разъяснительный характер.
Вместе с тем, апелляционный суд полагает, что судом первой инстанции при оценке доводов заявителя не применены нормативные правовые актам, подлежащие применению.
В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 28.12.2010 N 390-ФЗ "О безопасности" (далее - Закон о безопасности) основными принципами обеспечения безопасности являются:
1) соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина;
2) законность;
3) системность и комплексность применения федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, другими государственными органами, органами местного самоуправления политических, организационных, социально-экономических, информационных, правовых и иных мер обеспечения безопасности;
4) приоритет предупредительных мер в целях обеспечения безопасности;
5) взаимодействие федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, других государственных органов с общественными объединениями, международными организациями и гражданами в целях обеспечения безопасности.
На основании пункта 8 статьи 3 Закона о безопасности деятельность по обеспечению безопасности включает в себя, в числе прочих, координацию деятельности федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления в области обеспечения безопасности.
Согласно пункту 3 статьи 4 Закона о безопасности государственная политика в области обеспечения безопасности реализуется федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления на основе стратегии национальной безопасности Российской Федерации, иных концептуальных и доктринальных документов, разрабатываемых Советом Безопасности и утверждаемых Президентом Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 6 Указа Президента РФ от 31.12.2015 N 683 "О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации":
национальная безопасность Российской Федерации - состояние защищенности личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз, при котором обеспечиваются реализация конституционных прав и свобод граждан Российской Федерации, достойные качество и уровень их жизни, суверенитет, независимость, государственная и территориальная целостность, устойчивое социально-экономическое развитие Российской Федерации. Национальная безопасность включает в себя оборону страны и все виды безопасности, предусмотренные Конституцией Российской Федерации и законодательством Российской Федерации, прежде всего государственную, общественную, информационную, экологическую, экономическую, транспортную, энергетическую безопасность, безопасность личности;
обеспечение национальной безопасности - реализация органами государственной власти и органами местного самоуправления во взаимодействии с институтами гражданского общества политических, военных, организационных, социально-экономических, информационных, правовых и иных мер, направленных на противодействие угрозам национальной безопасности и удовлетворение национальных интересов;
система обеспечения национальной безопасности - совокупность осуществляющих реализацию государственной политики в сфере обеспечения национальной безопасности органов государственной власти и органов местного самоуправления и находящихся в их распоряжении инструментов.
В соответствии с пунктом 44 Указа Президента РФ от 31.12.2015 N 683 "О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации" главными направлениями обеспечения государственной и общественной безопасности являются усиление роли государства в качестве гаранта безопасности личности и прав собственности, совершенствование правового регулирования предупреждения преступности (в том числе в информационной сфере), коррупции, терроризма и экстремизма, распространения наркотиков и борьбы с такими явлениями, развитие взаимодействия органов обеспечения государственной безопасности и правопорядка с гражданским обществом, повышение доверия граждан к правоохранительной и судебной системам Российской Федерации, эффективности защиты прав и законных интересов российских граждан за рубежом, расширение международного сотрудничества в области государственной и общественной безопасности.
В силу положений пункта 1 статьи 2 Федерального закона от 08.01.1998 г. N 7-ФЗ "О Судебном департаменте при Верховном Суде Российской Федерации" Управление Судебного департамента в Иркутской области является государственным органом и частью общегосударственной системы Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации.
Согласно статье 14 Федерального закона "О Судебном департаменте при Верховном Суде Российской Федерации" в полномочия Управления Судебного департамента, в числе прочих, входят: участие в осуществлении мероприятий по формированию единого информационного пространства федеральных судов и мировых судей, поддержке функционирования и развитию Государственной автоматизированной системы Российской Федерации "Правосудие" (п. 7.1); обеспечение районных судов и гарнизонных военных судов материально-техническими, транспортными средствами; организация строительства зданий, а также ремонт и техническое оснащение зданий и помещений районных судов и гарнизонных военных судов (п.8); принятие во взаимодействии с районными судами, гарнизонными военными судами, органами судейского сообщества и правоохранительными органами мер по обеспечению независимости, неприкосновенности и безопасности судей, а также безопасности членов их семей (п.10).
На основании изложенного, апелляционный суд приходит к выводу, что Управление Судебного департамента в Иркутской области, являясь частью общегосударственной системы Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации, является государственным органом осуществляющим, в числе иных полномочий, полномочия по обеспечению безопасности.
Как следует из представленных в материалы электронного дела свидетельств о государственной регистрации права от 25.09.2003 г. и от 20.07.2010 г., Управлению Судебного департамента в Иркутской области принадлежат на праве постоянного (бессрочного) пользования земельные участки: с кадастровым номером 38:29:011001:0011, расположенный по адресу: Иркутская область, г. Тайшет, ул. Суворова, уч.13-1, относящийся к категории земель "земли поселений" и с кадастровым номером 38:29:011001:86, расположенный по адресу: Иркутская область г. Тайшет, мкр. Новый, уч.1, относящийся к категории земель "земли населенных пунктов", с типом разрешенного использования "для строительства здания городского суда".
Материалы электронного дела не содержат доказательств разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 38:29:011001:0011 "под строительство гаража". Указанное обстоятельство не установлено и в оспариваемом решении налогового органа. Между тем, в любом случае, в профессиональные полномочия Управления Судебного департамента входит обеспечение районных судов и гарнизонных военных судов транспортными средствами. При этом, налоговым органов в оспариваемом решении не установлено использование УСД в Иркутской области земельного участка с кадастровым номером 38:29:011001:0011 в деятельности, не связанной с осуществлением профессиональных полномочий.
Таким образом, материалами дела подтверждено использование земельных участков с кадастровыми номерами 38:29:011001:0011 и 38:29:011001:86 в профессиональной деятельности УСД в Иркутской области.
На основании изложенного, апелляционный суд приходит к выводу, что целевое назначение и фактическое использование земельных участков, предоставленных УСД в Иркутской области на праве постоянного (бессрочного) пользования, подлежит отнесению к использованию земельных участков в целях обеспечения деятельности и иных нужд в области безопасности.
Вследствие чего, на основании подпункта 5 пункта 5 статьи 27 Земельного кодекса РФ, указанные земельные участки являются ограниченными в обороте. В связи с чем, на основании абзаца 5 подпункта 1 пункта 1 статьи 394 Налогового кодекса РФ ставка земельного налога в отношении указанных земельных участков не может превышать 0,3 процента.
С учетом изложенного, принимая во внимание, что оспариваемым решением налогового органа земельный налог за 2017 год УСД в Иркутской области доначислен в связи с изменением ставки налога с 0,3 процента на 1,5 процента, на сумму доначисленного земельного налога начислены пени и штраф, апелляционный суд приходит к выводу, что решение налогового органа не соответствует положениям Налогового кодекса РФ.
Поскольку суд первой инстанции, придя к выводу об отсутствии доказательств о принадлежности земельных участков, предоставленных УСД в Иркутской области в постоянное (бессрочное пользование), к землям ограниченным в обороте и необоснованности применения налогоплательщиком ставки налога 0,3 процента, признал правомерным оспариваемое решение налогового органа, то решение суда первой инстанции подлежит отмене.
С учетом вышеизложенного, суд апелляционной инстанции на основании пункта 1 части 2 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, ввиду неприменения судом первой инстанции закона, подлежащего применению, приходит к выводу, что решение суда от 18 января 2019 года по настоящему делу подлежит отмене, а апелляционная жалоба удовлетворению.
Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Иркутской области от 18 января 2019 года, по рассмотренному в порядке упрощенного производства делу N А19-27211/2018 отменить.
Принять по делу новый судебный акт.
Решение Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 6 по Иркутской области от 30 мая 2018 года N 1872 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения признать недействительным, как несоответствующее Налоговому кодексу Российской Федерации.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в течение двух месяцев с даты принятия только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Вступившие в законную силу судебные акты арбитражных судов по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства, которые не были предметом рассмотрения в арбитражном суде кассационной инстанции в силу отсутствия оснований, предусмотренных частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, могут быть обжалованы в Судебную коллегию по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации в порядке, предусмотренном частью 1 статьи 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Н.В. Ломако |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А19-27211/2018
Истец: Управление Судебного департамента в Иркутской области
Ответчик: Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 6 по Иркутской области