г. Чита |
|
12 апреля 2019 г. |
Дело N А19-8718/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 10.04.2019.
Полный текст постановления изготовлен 12.04.2019.
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи О.В. Барковской, судей: К.Н. Даровских, А.Е. Мациборы
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Шаферовой А.В.
с участием в судебном заседании:
лица, участвующие в деле: не явились, извещены
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Министерства имущественных отношений Иркутской области на решение Арбитражного суда Иркутской области от 29 января 2019 года по делу N А19-8718/2018 по иску Иркутского публичного акционерного общества энергетики и электрификации (ОГРН 1023801003313, ИНН 3800000220, юридический адрес: 664025, Иркутская область, город Иркутск, улица Сухэ-Батора, 3) к Министерству имущественных отношений Иркутской области (ОГРН 1083808003564, ИНН 3808174613, адрес: 664007, Иркутская область, город Иркутск, улица Карла Либкнехта, дом 47) о взыскании задолженности в размере 712 452 руб. 95 коп., в том числе, основного долга - 620 364 руб. 34 коп., пени - 92 088 руб. 31 коп., а также пени на сумму 620 364 руб. 34 коп. за период с 23.01.2019 по день фактической оплаты основного долга,
принятое судьей Сураевой О.П.,
установил:
Иркутское публичное акционерное общество энергетики и электрификации (далее - ПАО "Иркутскэнерго") обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с уточненным заявлением к Министерству имущественных отношений Иркутской области о взыскании задолженности за поставленную тепловую энергию 712 452 руб. 95 коп., в том числе: основной долг - 620 364 руб. 34 коп., пени за период с 29.03.2018 по 22.02.2019 - 92 088 руб. 31 коп., а также пени на сумму 620 364 руб. 34 коп. за период с 23.01.2019 по день фактической оплаты основного долга.
Решением Арбитражного суда Иркутской области от 29 января 2019 года исковые требования удовлетворены частично путем взыскания 217 394 руб. 01 коп., в том числе, 189 294 руб. 67 коп. основного долга, 28 099 руб. 34 коп. пени, а также пени на сумму 189 294 руб. 67 коп. за период с 23.01.2019 по день фактической оплаты основного долга и судебные расходы по уплате госпошлины в сумме 2 000 руб. В удовлетворении остальной части заявленных исковых требований отказано.
Ответчик, не согласившись с принятым судебным актом, в апелляционной жалобе просит его отменить, принять новый судебный акт.
Указывает на то, что не является надлежащим ответчиком по делу, поскольку плату за коммунальные услуги вносят наниматели жилых помещений, собственник несет расходы только до заселения жилых помещений.
В отношении пени ссылается, что не нарушал прав и законных интересов истца, поскольку в спорный период заключил договоры социального найма с нанимателями. Указывает, что является государственным органом исполнительной власти, финансируется из областного бюджета, пени существенно ухудшают финансовое положение области.
Истец представил отзыв на апелляционную жалобу, в котором просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Лица в судебное заседание не явились, о месте и времени судебного заседания уведомлены надлежащим образом.
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции рассматривает дело в отсутствие надлежащим образом уведомленных лиц.
Рассмотрев доводы апелляционной жалобы, исследовав материалы дела, проверив правильность применения норм материального и соблюдения норм процессуального права в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
Как следует из материалов дела и установлено судом, Иркутскому отрытому акционерному обществу энергетики и электрификации (после приведения организационно-правовой формы в соответствие ПАО "Иркутскэнерго") постановлением Администрации города Ангарска от 04.03.2014 N 178-г присвоен статус единой теплоснабжающей организации.
Министерством имущественных отношений Иркутской области в рамках исполнения мероприятий подпрограммы "Обеспечение жилыми помещениями детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" на 2014 - 2020 годы" государственной программы "Доступное жилье на 2014-2020 годы" в собственность Иркутской области приобретены 4 жилых помещения в г. Ангарске, расположенные по адресам: Иркутская область, г. Ангарск, квартал 251, дом 20, квартиры N N 1, 3-9, 11-17, 19-24; Иркутская область, г. Ангарск, квартал 251, дом 21, квартиры NN 1-52, 54. Реализуя полномочия в рамках вышеуказанных программ, Министерство имущественных отношений Иркутской области предоставила спорные жилые помещения по договорам найма лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
В период с декабря 2016 года по август 2017 года истец поставлял тепловую энергию в помещения по адресам: Иркутская область, г. Ангарск, квартал 251, дом 20, квартиры N N 1, 3-9, 11-17, 19-24, дом 21, квартиры NN 1-52, 54, неоплата задолженности послужила основанием для обращения истца в суд с настоящим иском.
В соответствии с пунктом 1 статьи 548 Гражданского кодекса Российской Федерации к отношениям сторон, связанным со снабжением тепловой энергией через присоединенную сеть, подлежат применению предусмотренные статьями 539 - 547 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) правила о договоре энергоснабжения, если иное не установлено законом, иными правовыми актами.
Отсутствие письменного договора энергоснабжения в силу статей 307, 309 и 544 Гражданского кодекса Российской Федерации не освобождает обязанное лицо от оплаты фактически принятого количества энергии.
Фактическое потребление энергии определяется принадлежностью присоединенных к сетям энергоснабжающей организации сетей, через которые подается энергия (статьи 539, 544 ГК РФ).
На основании пункта 1 статьи 544 ГК РФ оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
Согласно положениям статьи 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не установлено законом или договором.
В силу части 2 статьи 30 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) собственник жилого помещения вправе предоставить во владение и (или) пользование принадлежащее ему на праве собственности жилое помещение гражданину на основании договора найма, договора безвозмездного пользования или на ином законном основании, а также юридическому лицу на основании договора аренды или на ином законном основании с учетом требований, установленных гражданским законодательством.
Частью 2 статьи 153 ЖК РФ установлено, что обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги возникает у нанимателя жилого помещения по договору социального найма с момента заключения такого договора.
На основании статьи 678 ГК РФ и пункта 5 части 3 статьи 67 ЖК РФ наниматель жилого помещения по договору социального найма обязан своевременно вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.
Положениями части 1 статьи 154 ЖК РФ определено, что плата за жилое помещение и коммунальные услуги для нанимателя жилого помещения включает в себя: плату за наем, плату за содержание и ремонт жилого помещения, включающую в себя плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию и текущему ремонту; плату за коммунальные услуги.
В силу части 4 статьи 155 ЖК РФ наниматели жилых помещений по договору социального найма и договору найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда в многоквартирном доме, управление которым осуществляется управляющей организацией, вносят плату за содержание и ремонт жилого помещения, а также плату за коммунальные услуги этой управляющей организации, за исключением случая, предусмотренного частью 7.1 данной статьи.
В силу части 3 статьи 153 ЖК РФ расходы на содержание жилых помещений и коммунальные услуги несут соответственно органы государственной власти и органы местного самоуправления или управомоченные ими лица только до заселения жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов в установленном порядке.
Следовательно, действующее законодательство связывает прекращение обязательств, в частности органа местного самоуправления, по внесению платы за содержание общего имущества и коммунальные услуги с моментом заселения жилого помещения, которое оформляется составлением между сторонами договора социального найма акта приема-передачи жилого помещения.
Судом установлено, что часть спорных жилых помещений (квартиры N N 31-52, 54 по адресу: Иркутская область, г. Ангарск, квартал 251, дом N 21) в определенные периоды была передана гражданам по договорам социального найма на основании актов-приема-передачи.
В отношении остальных квартир задолженность составила 189 294 руб. 67 коп. и в указанном размере отнесена на ответчика. Расчет количества тепла и теплоносителя, потребленного системой теплоснабжения, составлен с применением нормативных документов: "Строительные нормы и Правила", приказ Минстроя РФ от 17.03.2014 N 99/пр, Правила учета тепловой энергии от 25.09.1995, проект дома; стоимость поставленной тепловой энергии определена истцом с применением действующего по состоянию на 01.07.2017 тарифа, по существу ответчиком не опровергнут.
Доказательств заселения квартир гражданами в оспариваемый период ответчиком не представлено и судом не установлено.
Ссылка администрации на то, что не является надлежащим ответчиком по делу, подлежит отклонению как противоречащая вышеприведенным нормам права.
Установив факт просрочки, суд на основании части 9.2 статьи 15 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении", пункта 65 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24 марта 2016 года N 7 "О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств" взыскал пени за период с 29.03.2018 по 22.01.2019 в размере 28 099 руб. 34 коп. исходя из суммы основного долга в размере 189 294 руб. 67 коп. и ключевой ставки Банка России равной 7,75% годовых, а также пени на сумму 189 294 руб. 67 коп. за период с 23.01.2019 по день фактической оплаты основного долга.
Заявленное ответчиком ходатайство о снижении размера неустойки правомерно отклонено судом в отсутствие доказательств ее явной несоразмерности последствиям нарушения обязательства
Ссылка ответчика о том, что он не нарушал прав и законных интересов истца, поскольку в спорный период заключил договоры социального найма с нанимателями, подлежит отклонению, поскольку неустойка взыскана в отношении помещений, по которым обязанным лицом оплачивать коммунальный ресурс является администрация.
Довод о том, что ответчик является государственным органом исполнительной власти, финансируется из областного бюджета, пени существенно ухудшают финансовое положение области, отклоняется судом, поскольку приведенные обстоятельства по себе не могут служить основанием для снижения неустойки (пункт 73 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2016 N 7 "О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств").
Таким образом, материалы дела исследованы судом полно, всесторонне и объективно, изложенные в обжалуемом судебном акте выводы соответствуют фактическим обстоятельствам дела и нормам права. Оснований для отмены обжалуемого судебного акта по доводам апелляционной жалобы не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь ст.258, ст.ст.268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Иркутской области от 29 января 2019 года по делу N А19-8718/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в течение двух месяцев с даты принятия.
Председательствующий |
О.В. Барковская |
Судьи |
К.Н. Даровских |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А19-8718/2018
Истец: ПАО Иркутское энергетики и электрификации "Иркутскэнерго"
Ответчик: Министерство имущественных отношений Иркутской области