Постановлением Арбитражного суда Дальневосточного округа от 27 августа 2019 г. N Ф03-2943/19 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Хабаровск |
|
12 апреля 2019 г. |
А73-15394/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 03 апреля 2019 года.
Полный текст постановления изготовлен 12 апреля 2019 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Волковой М.О.
судей Мильчиной И.А., Тихоненко А.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Розыевым С.С.,
при участии в заседании:
от Департамента муниципальной собственности Администрации города Хабаровска: Гончарова Ю.И., представитель по доверенности от 26.12.2018;
от ЗАО "Аквилон": Хуртин В.А., представитель по доверенности от 22.12.2018,
рассмотрев в судебном заседании апелляционные жалобы Департамента муниципальной собственности Администрации города Хабаровска, закрытого акционерного общества "Аквилон"
на решение от 17.12.2018
по делу N А73-15394/2018
Арбитражного суда Хабаровского края,
принятое судьей Букиной Е.А.,
по иску Департамента муниципальной собственности Администрации города Хабаровска
к закрытому акционерному обществу "Аквилон"
о взыскании задолженности по договору аренды
третьи лица: Министерство инвестиционной и земельно-имущественной политики Хабаровского края, Департамент архитектуры, строительства и землепользования администрации города Хабаровска,
УСТАНОВИЛ:
Департамент муниципальной собственности администрации города Хабаровска (ОГРН 1032700332587, место нахождения: г. Хабаровск, далее - Департамент) обратился в Арбитражный суд Хабаровского края с иском к закрытому акционерному обществу "Аквилон" (ОГРН 1022700525253, место нахождения: г. Хабаровск, далее - ЗАО "Аквилон") о взыскании задолженности по арендной плате за период с 01.04.2017 по 31.07.2018 в размере 8 810 695,14 руб., пени за период с 10.04.2017 по 31.07.2018 в размере 618 227,85 руб.
Требования мотивированы ненадлежащим исполнением обязательств по внесению арендных платежей по договору аренды земельного участка от 03.07.2012 N 11089, с учетом изменений, внесенных дополнительным соглашением от 12.05.2015, за период с 01.04.2017 по 31.07.2018.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Министерство инвестиционной и земельно-имущественной политики Хабаровского края, Департамент архитектуры, строительства и землепользования администрации города Хабаровска.
Решением от 17.12.2018 иск удовлетворен: с ЗАО "Аквилон" в пользу Департамента взыскана задолженность по арендной плате - 8 810 695,14 руб., пени - 618 227,85 руб., всего - 9 428 922,99 руб.
На судебный акт стороны подали апелляционные жалобы.
Департамент в своей апелляционной жалобе просит принятое решение изменить, взыскать задолженность по арендной плате и пени, исходя из расчета арендной платы в размере 2% от кадастровой стоимости земельного участка.
В обоснование доводов жалобы указано на то, что суд первой инстанции пришел к верному выводу начислении арендной платы в размере 2% от кадастровой стоимости земельного участка с применением повышающих коэффициентов. Расчет задолженности, начисленной таким образом, представлен истцом в суд первой инстанции.
Вместе с тем, удовлетворяя требование истца в размере 8 810 695,14 руб., суд не указал период взыскания.
ООО "Аквилон" в своей апелляционной жалобе просит судебный акт отменить, в иске отказать, ссылаясь на несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела.
В обоснование доводов жалобы указано на необоснованное применение при расчете арендной платы повышающего коэффициента, равного 3; предусмотренное дополнительным соглашением от 12.05.2015 условие о применении повышающего коэффициента является ничтожным, поскольку такое условие не предусмотрено договором.
Полагает, что Положение, утвержденное постановлением Правительства Хабаровского края от 30.122009 N 411-п, к спорным правоотношениям не применимо в части установления цены арендной платы с повышающим коэффициентом. При этом указанным постановлением в отношении договоров, заключенных до 2015 года, установлен фиксированный размер арендной платы.
В этой связи размер арендной платы в спорный период по расчету ответчика должен составлять 3 870 480 руб., размер пеней соответственно - 300 228,30 руб.
В указанный к взысканию период (с 01.04.2017 по 31.07.2018) у общества отсутствует действующее разрешение на строительство, строительство не ведется, договором аренды не установлен срок строительства, он заключен на неопределенный срок, в связи с чем оснований для применения коэффициента - 3 не имеется.
Ссылается на то, что в выписке из ЕГРН в отношении земельного участка имеются сведения, что на арендуемом земельном участке выделено два земельных участка площадью 3 140 кв.м и 46 789 кв.м, на которые распространяются ограничения, предусмотренные статьями 56, 56.1 Земельного кодекса РФ.
В этой связи ссылается на пункт 2.3 Положения, утвержденного Постановлением Правительства Хабаровского края от 30.12.2009 N 411-пр, согласно которому размер арендной платы за земельные участки, изъятые из оборота или ограниченных в обороте, составляет - 1,5% кадастровой стоимости. По предложенному ответчиком расчету арендной платы, рассчитанной на основании указанного пункта Положения, ее размер составляет 3 259 022,72 руб.
Кроме того, указал, что на арендуемом земельном участке введен в эксплуатацию один объект недвижимости, два объекта - законсервированы в связи с поступлением уведомления Росреестра об изъятии земельного участка для государственных нужд. После получения уведомления об изъятии земельного участка расходы на строительство не компенсируются, риски понесенных убытков лежат на лицах, продолжающих строительство.
В дополнениях к апелляционной жалобе ЗАО "Аквилон" указало, что Распоряжением Министерства инвестиционной и земельно-имущественной политики Хабаровского края от 14.06.2016 N 1033 арендуемый земельный участок изъят для государственных нужд, обременения на арендуемый земельный участок зарегистрированы в Росреестре. Производство работ по строительству при введения обременения не может производиться, так как в последствии расходы по строительству, произведенные после получения уведомления, не подлежат возмещению. Поскольку обременение об изъятии земельного участка для государственных нужд действовало весь период, за который арендодатель обратился с иском, арендная плата не подлежит взысканию в связи с отсутствием возможности использования земельного участка для строительства.
В возражениях на апелляционную жалобу ответчика Департамент муниципальной собственности указал на заключение сторонами дополнительного соглашения после внесения изменений в Постановление Правительства Хабаровского края от 30.12.2009 N 411-пр.
Полагает, что размер арендной платы, соответствующий действующему законодательству, за период с 01.04.2017 по 31.07.2018 составляет 10 862 314,84 руб., пени - 653 656,12 руб., рассчитанные в размере 2% от кадастровой стоимости земельного участка.
Необходимости исчисления арендной платы для земельных участков, ограниченных в обороте, в размере 1,5% не имеется, поскольку указанные правила применимы только к случаям переоформления права бессрочного пользования на право аренды.
В судебном заседании стороны поддержали изложенные позиции, дав соответствующие пояснения.
Третьи лица, извещенные в соответствии с требованиями статей 121 - 123 АПК РФ, с учетом Постановления Пленума ВАС РФ от 17.02.2011 N 12 "О некоторых вопросах применения Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в редакции Федерального закона от 27.07.2010 N 228-ФЗ "О внесении изменений в Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации", в судебное заседание представителей не направили.
Апелляционная жалоба рассмотрена в порядке статьи 156 АПК РФ в отсутствие не явившихся участников процесса.
Исследовав материалы дела, оценив представленные доказательства, доводы апелляционных жалоб, дополнений к ним, отзывов, пояснения сторон, апелляционный суд не усматривает оснований для отмены или изменения решения.
Согласно материалам дела 03.07.2012 между Министерством имущественных отношений Хабаровского края (арендодатель) и ЗАО "Аквилон" (арендатор) заключен договор аренды N 11089, по условиям которого арендодатель предоставляет арендатору земельный участок, площадью 79 487 кв.м, кадастровый номер 27:23:0050707:11, для размещения комплекса административных зданий. Местоположение участка: Хабаровский край, г. Хабаровск, р-н Индустриальный.
Срок аренды установлен пунктом 2.1 договора - до 03.07.2015.
В случае, если арендатор продолжает пользоваться участком после истечения указанного срока, при отсутствии возражений со стороны арендодателя, договор считается возобновленным на тех же условиях на неопределенный срок. В этом случае каждая из сторон вправе в любое время отказаться от договора, предупредив об этом другую сторону за один месяц (пункт 2.3 договора).
В силу пункта 3.1 договора размер арендной платы за участок определяется в соответствии с нормативно-правовыми актами Правительства Хабаровского края.
Арендная плата вносится арендатором ежемесячно в срок до 10 числа текущего месяца за текущий месяц, путем перечисления на счет управления Федерального казначейства по Хабаровскому краю (пункт 3.2).
Пунктом 3.7 договора определено, что расчет арендной платы установлен в Приложении N 2 к договору, которое является неотъемлемой его частью.
Согласно пункту 5.2 за нарушение срока внесения арендной платы по договору арендатор выплачивает арендодателю пени в размере 0,03% от суммы подлежащего внесению платежа за каждый календарный день просрочки.
Договор прошел государственную регистрацию, что подтверждается регистрационным штампом.
Земельный участок передан арендатору по передаточному акту от 03.07.2012.
Федеральным законом от 23.06.2014 N 171-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (вступил в силу с 01.03.2015) в Вводный закон введена статья 3.3, регламентирующая порядок распоряжения земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена.
Абзацем 1 пункта 2 статьи 3.3 Вводного закона предусмотрено, что вышеуказанными земельными участками, расположенными на территории городского округа, распоряжается орган местного самоуправления этого городского округа.
Соглашением от 12.05.2015, подписанным с протоколом разногласий от 25.06.2015, в договор аренды N 11089 внесены изменения, согласно которым с 01.03.2015 арендодателем по договору выступает Департамент муниципальной собственности Администрации города Хабаровска.
Кроме того, указанным соглашением внесены изменения в пункт 3.1 договора, содержание которого изложено в следующей редакции: размер арендной платы за участок исчисляется в порядке, установленном органом государственной власти субъекта Российской Федерации и с учетом действующего федерального законодательства.
Пункт 3.2 договора изложен в следующей редакции: за пользование земельным участком арендатор уплачивает арендодателю арендную плату ежемесячно равными долями, путем деления годовой арендной платы на 12 месяцев, в срок до 10 числа текущего месяца за текущий месяц путем перечисления на счет управления федерального казначейства по Хабаровскому краю (Департамент муниципальной собственности Администрации г. Хабаровска).
Оплата арендной платы с 01.03.2015 производится в соответствии с постановлением Правительства Хабаровского края от 25.06.2007 N 120-пр.
Установлена формула расчета арендной платы, с применением повышающего коэффициента.
Договор также дополнен пунктом 8.4, согласно которому при превышении срока строительства, определенного в распорядительном акте о предоставлении земельного участка, до одного года применяется повышающий коэффициент 1,5; от одного до двух лет - 2; от двух лет и более - 3.
Соглашение с протоколом согласования разногласий зарегистрировано в установленном законом порядке.
Письмом от 20.07.2018 исх. N 17-06/7404, ссылаясь на наличие задолженности по договору за период с 01.04.2017 по 31.07.2018 в размере 8 810 695,14 руб., Департамент направил в адрес ЗАО "Аквилон" претензию с требованием оплатить указанную задолженность, а также уплатить начисленные пени в размере 618 227,85 руб.
Неисполнение требований, изложенных в претензии, явилось основанием для обращения с настоящим иском в суд.
Сложившиеся отношения сторон регулируются положениями главы 34 ГГК РФ положениями главы IV Земельного кодекса РФ, а также общими нормами об исполнении обязательств.
Статьей 606 ГК РФ предусмотрено, что по договору аренды (имущественного найма) арендодатель (наймодатель) обязуется предоставить арендатору (нанимателю) имущество за плату во временное владение и пользование или во временное пользование.
Арендатор обязан своевременно вносить плату за пользование имуществом (арендную плату). Порядок, условия и сроки внесения арендной платы определяются договором аренды (пункт 1 статьи 614 ГК РФ).
Согласно абзацу 2 пункта 1 статьи 424 ГК РФ в предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т.п.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами и (или) органами местного самоуправления.
В соответствии с пунктом 1 статьи 65 Земельного кодекса РФ использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.
Размер арендной платы за пользование земельным участком определяется договором аренды (пункт 4 статьи 22 Земельного кодекса РФ).
Согласно разъяснениям, данным в пунктах 16 и 19 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.11.2011 N 73 "Об отдельных вопросах практики применения правил Гражданского кодекса Российской Федерации о договоре аренды" (далее - постановление Пленума ВАС РФ N 73), к договору аренды, заключенному после вступления в силу Земельного кодекса, пункт 3 статьи 65 которого предусматривает необходимость государственного регулирования размера арендной платы, подлежит применению порядок определения размера арендной платы, устанавливаемый уполномоченным органом, даже если в момент его заключения такой порядок еще не был установлен. Изменения регулируемой арендной платы (например, изменения формулы, по которой определяется размер арендной платы, ее компонентов, ставок арендной платы и т.п.) по общему правилу применяются к отношениям, возникшим после таких изменений. Арендодатель по договору, к которому подлежит применению регулируемая арендная плата, вправе требовать ее внесения в размере, установленном на соответствующий период регулирующим органом, без дополнительного изменения договора аренды.
Исходя из условий заключенного сторонами договора, в редакции дополнительного соглашения от 12.05.2015, размер арендной платы за участок исчисляется в порядке, установленном органом государственной власти субъекта Российской Федерации и с учетом действующего федерального законодательства.
Оплата арендной платы с 01.03.2015 производится в соответствии с постановлением Правительства Хабаровского края от 25.06.2007 N 120-пр.
Данное Постановление отменено Постановлением Правительства Хабаровского края от 31.03.2015 N 57-пр "О внесении изменений в постановление Правительства Хабаровского края от 30.12.2009 N 411-пр "Об утверждении Положения о порядке определения размера арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, на территории Хабаровского края" и признании утратившими силу отдельных постановлений Правительства Хабаровского края".
Постановлением Правительства края от 30.12.2009 N 411-пр утверждено Положение о порядке определения размера арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, на территории Хабаровского края.
Согласно пункту 2.7 названного Положения размер арендной платы за земельные участки, предоставленные для строительства с предварительным согласованием места размещения объектов в порядке, установленном Земельным кодексом Российской Федерации, решение о предоставлении в аренду по которым принято до 01.03.2015, определяется в размере 2 процентов от кадастровой стоимости земельного участка.
Пунктом 2.5 Положения N 411-пр, в редакции постановления Правительства Хабаровского края от 31.03.2015 N 57-пр, действующим с 17.04.2015, предусмотрено, что для определения размера арендной платы за земельные участки, предоставленные для выполнения работ по инженерным изысканиям и (или) строительства, при превышении срока, определенного в договоре аренды земельного участка, а также в случае заключения договора аренды земельных участков, предоставленных для инженерных изысканий и (или) строительства, на новый срок в целях завершения инженерных изысканий и (или) строительства применяются следующие повышающие коэффициенты, учитывающие вид и сроки использования земельных участков:
- до одного года - 1,5;
- от одного до двух лет - 2,0;
- от двух лет и более - 3,0.
При этом, исходя из анализа данных пунктов Положения, не следует запрет на применение повышающего коэффициента к размеру арендной платы, рассчитанной на основании пункта 2.7 Положения.
Как следует из материалов дела, спорный земельный участок предоставлен ответчику в целях размещения комплекса административных зданий.
Возражая против заявленных требований, а также в обоснование доводов жалобы ответчик указал, что в отношении спорного земельного участка, предоставленного ему под строительство, срок действия разрешения на строительство которого истек в июне 2016 года, МИЗИП принято решение о его изъятии для государственных нужд, что исключает возможность продления срока разрешения на строительство. Указанное, по мнению заявителя жалобы, свидетельствует об отсутствии оснований для применения повышающего 3-х кратного коэффициента.
Вместе с тем, указанный довод являлся предметом рассмотрения в рамках дела N А73-6493/2017 по иску Департамента муниципальной собственности о взыскании с ЗАО "Аквилон" арендной платы по спорному договору за период с 11.04.2016 по 31.03.2017, имеющим преюдициальное значение для настоящего спора в порядке части 2 статьи 69 АПК РФ.
Так, решением Арбитражного суда Хабаровского края от 29.01.2018 по названному делу, вступившим в законную силу, установлено, что разрешение на строительство выдано ответчику сроком действия до 26.09.2013, в последствии продлено до 09.06.2016.
Распоряжением МИЗИП от 14.06.2016 N 1033 принято решение об изъятии земельного участка для государственных нужд Хабаровского края площадью 1 698 кв.м. Ограничение, связанное с изъятием земельного участка, зарегистрировано в реестре 15.07.2016.
Доказательств принятия мер по продлению действия разрешения на строительство до издания распоряжения ответчиком не представлено.
Порядок возмещения за земельные участки, изымаемые для государственных или муниципальных нужд, предусмотрен статьей 56.8 Земельного кодекса РФ, исходя из положений которой суд пришел к выводу о том, что при наличии действующего разрешения на строительство, ответчик не лишался бы права на продолжение строительства недостроенных объектов на изымаемом земельном участке.
В соответствии с пунктом 20 статьи 51 Градостроительного Кодекса РФ срок действия разрешения на строительство может быть продлен федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органом местного самоуправления или уполномоченной организацией, осуществляющей государственное управление использованием атомной энергии и государственное управление при осуществлении деятельности, связанной с разработкой, изготовлением, утилизацией ядерного оружия и ядерных энергетических установок военного назначения, либо Государственной корпорацией по космической деятельности "Роскосмос", выдавшими разрешение на строительство, по заявлению застройщика, поданному не менее чем за шестьдесят дней до истечения срока действия такого разрешения.
Между тем, доказательств принятия мер по продлению действия разрешения на строительство ответчиком не представлено ни в рамках дела N А73-6493/2017, ни в рамках рассмотрения настоящего спора.
Согласно подпункту 1 пункта 21.1 статьи 51 Градостроительного кодекса РФ действие разрешения на строительство прекращается на основании решения уполномоченных на выдачу разрешений на строительство федерального органа исполнительной власти, органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органа местного самоуправления в случае принудительного прекращения права собственности и иных прав на земельные участки, в том числе изъятия земельных участков для государственных или муниципальных нужд.
Вместе с тем, в данном случае установлены иные причины прекращения действия разрешения на строительство - истечение его срока.
Более того, судом при рассмотрении дела N А73-6493/2017 установлено, что действие разрешения на строительство было приостановлено по причине отступления от проектной документации (письмо ДАСИЗ от 10.02.2016 исх. N 01-46/1776). При этом обременение в виде сведений об изъятии земельного участка для государственных нужд Хабаровского края зарегистрировано на весь участок, без указания площади изымаемого земельного участка. Доказательств тому, что изъятие земельного участка площадью 1 698 кв.м повлияет на возможности застройки, ответчиком не представлено, доказательства оспаривания действий государственного регистратора по регистрации обременения на весь земельный участок на основании распоряжения, в котором указана конкретная площадь, ответчиком также не представлены.
Кроме того, с требованиями о внесении соответствующих изменений, в том числе по уменьшению площади арендуемого земельного участка, арендатор к арендодателю не обращался.
Доказательств обратного ответчиком в нарушение статьи 65 АПК РФ не представлено ни при рассмотрении дела N А73-6493/2017, ни при рассмотрении настоящего дела.
Арбитражный суд при рассмотрении дела N А73-6493/2017 пришел к выводу, что права ответчика на строительство на арендуемом земельном участке при условии соблюдения всех требований законодательства могут быть реализованы и в случае изъятия части земельного участка.
На основании части 2 статьи 69 АПК РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным актом арбитражного суда по ранее рассмотренному делу, не доказываются вновь при рассмотрении арбитражным судом другого дела, в котором участвуют те же лица.
В этой связи доводы апелляционной жалобы ЗАО "Аквилон" об отсутствии возможности продлить срок действия разрешения на строительство ввиду истечения срока его действия и принятия решения об изъятии земельного участка, апелляционным судом отклоняется, как несостоятельные.
ЗАО "Аквилон" в обоснование доводов апелляционной жалобы, ссылаясь на пункт 2.3 Положения N 411-пр, указало, что размер арендной платы за земельные участки, изъятые из оборота или ограниченные в обороте, должен рассчитываться исходя 1,5% кадастровой стоимости.
Вместе с тем, в соответствии с пунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", пункт 2.3 Положения применяется в случаях переоформления права постоянного (бессрочного) пользования земельными участками на право аренды земельных участков, изъятых или ограниченных в обороте.
Доказательств владения изъятым земельным участком на праве постоянного (бессрочного) пользования ответчиком в материалы дела не представлены.
Напротив, материалами дела подтверждается, что основанием возникновения у ответчика прав на спорный земельный участок явился договор аренды от 03.07.2012.
В этой связи суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу, что данная норма не подлежит применению к спорным правоотношениям.
При таких обстоятельствах, оценив представленные в материалы дела доказательства в совокупности в порядке статьи 71 АПК РФ, учитывая указанные выше правовые нормы, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о правомерности требований истца о взыскании арендной платы.
Доказательств исполнения ответчиком обязанности по внесению арендной платы в спорный период последним в нарушение статьи 65 АПК РФ не представлено.
По расчету истца, размер арендной платы за период с 01.04.2017 по 31.07.2018 составил 8 810 695,14 руб.
Проверив расчет истца, суд первой инстанции правомерно признал его неверным.
Как установлено выше, в соответствии с пунктом 2.7 Положения N 411-пр, размер арендной платы за земельные участки, предоставленные для строительства с предварительным согласованием места размещения объектов в порядке, установленном Земельным кодексом Российской Федерации, решение о предоставлении в аренду по которым принято до 01.03.2015, определяется в размере 2 процентов от кадастровой стоимости земельного участка.
Пунктом 2.5 Положения N 411-пр, в редакции постановления Правительства Хабаровского края от 31.03.2015 N 57-пр, действующим с 17.04.2015, предусмотрен повышающий коэффициент, применительно к рассматриваемому случаю - 2,0 (до 19.06.2017), и 3,0 (при превышении срока, определенного в договоре аренды от двух лет и более).
Расчет арендной платы, исчисленный в соответствии с указанной методикой расчета, за период с 01.04.2017 по 31.07.2018 составит 10 862 314,84 руб.
Вместе с тем, истцом заявлено требование о взыскании арендной платы за указанный период в размере 8 810 695,14 руб.
При этом, ходатайств об увеличении исковых требований в порядке статьи 49 АПК РФ истцом при рассмотрении дела судом первой инстанции не заявлено.
Представленный истцом в материалы дела расчет арендной платы, рассчитанный в указанном порядке, не является процессуальным документом по смыслу статьи 49 АПК РФ, свидетельствующим об увеличении иска в отсутствие соответствующего ходатайства, заявленном письменно либо устно в ходе судебного заседания.
Таким образом, поскольку суд не вправе выходить за пределы заявленных требований, требование истца о взыскании задолженности по арендной плате за период с 01.04.2017 по 31.07.2018 правомерно удовлетворено судом в заявленном первоначальном размере - 8 810 695,14 руб.
В этой связи довод апелляционной жалобы Департамента муниципальной собственности о том, что судом не указан период, за который взыскана задолженность, апелляционным судом отклоняется.
Истцом, кроме того, заявлено требование о взыскании неустойки за период просрочки с 11.04.2017 по 31.07.2018 в размере 618 227,85 руб.
В силу статьи 329 ГК РФ исполнение обязательств может обеспечиваться неустойкой.
В соответствии с пунктом 1 статьи 330 ГК РФ неустойкой (штрафом, пеней) признается определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности в случае просрочки исполнения.
Пунктом 5.2 договора предусмотрена ответственность арендатора за нарушение срока внесения арендной платы по договору в виде уплаты арендодателю пени в размере 0,03% от суммы подлежащего внесению платежа за каждый календарный день просрочки.
По расчету истца размер неустойки, начисленный на сумму задолженности 8 810 695,14 руб., за период просрочки с 11.04.2017 по 31.07.2018 составил 618 227,85 руб.
Расчет неустойки, произведенный на сумму задолженности 8 810 695,14 руб., апелляционным судом проверен и признан верным.
Установив факт просрочки исполнения ответчиком обязательства по внесению арендных платежей, суд первой инстанции правомерно удовлетворил требование истца о взыскании неустойки в заявленном размере.
Доводы апелляционной жалобы ЗАО "Аквилон" о ничтожности пункта дополнительного соглашения, предусматривающего повышающий коэффициент, апелляционным судом отклоняется, поскольку в настоящем случае размер арендной платы за земельный участок подлежит государственному регулированию, что также установлено условиями заключенного сторонами договора аренды (пункт 3.1 договора). В свою очередь, принятое сторонами дополнительное соглашение, в частности, новый пункт 8.4 договора соответствует пункту 2.5 Положения N 411-пр, в редакции постановления Правительства Хабаровского края от 31.03.2015 N 57-пр, действующему с 17.04.2015, который подлежит применению к спорным правоотношениям.
Ссылка заявителя жалобы на то, что к сложившимся отношениям не применяется Положение N 411-пр, отклоняется, как основанная на неверном толковании норм материального права.
В соответствии с пунктом 2 Постановления Правительства Хабаровского края от 30.12.2009 N 411-пр утвержденное Положение действует на территории городского округа "Город Хабаровск" - с 17.04.2015. Именно с указанной даты названное Положение применимо к спорным отношениям.
Довод жалобы о том, что постановлением Правительства Хабаровского края от 30.12.2009 N 411-пр в отношении договоров, заключенных до 2015 года, установлен фиксированный размер арендной платы, основан на неверном толковании и понимании данного нормативного акта. Указанное Положение не содержит запрета на применение повышающего коэффициента наряду с установленной фиксированной арендной платой.
В связи с изложенным, представленные ответчиком расчеты арендной платы не принимаются, как несоответствующие требованиям Положения N 411-пр, без учета повышающих коэффициентов.
Довод жалобы об отсутствии в договоре срока строительства, на заключение договора на неопределенный срок, в связи с чем повышающие коэффициенты не применимы, апелляционным судом отклоняется, поскольку материалами дела установлено, что выданное ответчиком разрешение на строительство сроком действия до 09.06.2016 прекратило свое действие за истечением срока действия, новое разрешение ответчиком не получено. При этом, ссылка заявителя жалобы на изъятие земельного участка из оборота, апелляционным судом не принимается, поскольку как установлено, распоряжением МИЗИП от 14.06.2016 N 1033 принято решение об изъятии земельного участка площадью 1 698 кв.м.
Доказательств того, что данное обстоятельство препятствовало каким-либо образом использовать земельный участок оставшейся площадью - 77 789 кв.м в целях, установленных договором аренды, ответчиком в нарушение статьи 65 АПК РФ не представлено, равно как и не представлено доказательств, свидетельствующих об оспаривании действий регистратора по внесению сведений об обременении земельного участка в целом.
Как указано выше, доказательств обращения ответчика к истцу в целях согласования площади земельного участка, с учетом участка, изъятого из оборота, ответчиком также не представлено.
Ссылка заявителя жалобы на то, что после получения уведомления об изъятии земельного участка расходы на строительство не компенсируются, апелляционным судом отклоняется, поскольку вопросы компенсации, связанной с изъятием, подлежат разрешению в ином порядке, установленном нормами Гражданского Кодекса и Земельного Кодекса.
Изложенное в совокупности свидетельствует о несостоятельности доводов апелляционных жалоб и отсутствии правовых оснований для их удовлетворения.
В этой связи решение суда, основанное на правильном установлении всех обстоятельств, имеющих значение для дела, отмене не подлежит.
Нарушений, являющихся согласно части 4 статьи 270 АПК РФ основанием для безусловной отмены судебного акта, судом первой инстанции не допущено.
Согласно статье 110 АПК РФ при отклонении заявленных требований расходы по оплате государственной пошлины относятся на сторону, обратившуюся в суд. В свою очередь, истец освобожден от уплаты государственной пошлины в соответствии со статьей 333.37 НК РФ.
Руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Хабаровского края от 17.12.2018 по делу N А73-15394/2018 оставить без изменения, апелляционные жалобы - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Дальневосточного округа в течение двух месяцев со дня его принятия, через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
М.О. Волкова |
Судьи |
И.А. Мильчина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А73-15394/2018
Истец: Департамент муниципальной собственности Администрации города Хабаровска
Ответчик: ЗАО "АКВИЛОН"
Третье лицо: ЗАО "Аквилон"
Хронология рассмотрения дела:
27.08.2019 Постановление Арбитражного суда Дальневосточного округа N Ф03-2943/19
22.07.2019 Определение Арбитражного суда Дальневосточного округа N Ф03-2680/19
12.04.2019 Постановление Шестого арбитражного апелляционного суда N 06АП-699/19
17.12.2018 Решение Арбитражного суда Хабаровского края N А73-15394/18