г. Челябинск |
|
11 апреля 2019 г. |
Дело N А76-42053/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 08 апреля 2019 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 11 апреля 2019 года.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе
председательствующего судьи Киреева П.Н.,
судей Ивановой Н.А., Скобелкина А.П.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Ефимовой Е.Н.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Общества с ограниченной ответственностью "Регард-Авто" на решение Арбитражного суда Челябинской области от 18.02.2019 по делу N А76- 42053/2018 (судья Худякова В.В.).
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения указанной информации на официальном сайте в сети Интернет, в судебное заседание представители участвующих в деле лиц не явились.
В соответствии со статьями 123, 156, 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено судом апелляционной инстанции в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле.
Общество с ограниченной ответственностью "Регард-Авто" (далее - заявитель, ООО "Регард-Авто", общество) обратилось в Арбитражный суд Челябинской области с заявлением к Территориальному отделу государственного автодорожного надзора по Челябинской области Уральского межрегионального Управления государственного автодорожного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта (далее - заинтересованное лицо, административный орган, ТО ГАН по Челябинской области) о признании незаконным и отмене постановления N 00402/74 от 05.12.2018 о привлечении к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 11.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), в виде штрафа в размере 500000 руб.
Решением арбитражного суда первой инстанции от 18.02.2019 (резолютивная часть решения объявлена 12.02.2019) в удовлетворении заявленных требований отказано.
ООО "Регард-Авто" (далее также - податель жалобы) не согласилось с вынесенным решением и обратилось в Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт.
В обоснование доводов апелляционной жалобы ООО "Регард-Авто" указывает, что в его действиях отсутствует состав административного правонарушения, поскольку ответственность за причинение при перевозке вреда жизни, здоровью, имуществу пассажиров застрахована на основании договора обязательного страхования.
Заинтересованным лицом отзыв на апелляционную жалобу в материалы дела не представлен.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверена судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Арбитражный суд апелляционной инстанции, исследовав имеющиеся в деле доказательства, проверив доводы апелляционной жалобы, не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, 22.11.2018 в 09 час. 16 мин. местного времени по адресу г. Челябинск, Копейское шоссе, д. 1, по путевым листам от 22.11.2018 N 8160 и N9593 (водители Абиджанов О.Х. и Шафигин Р.А.) ООО "Регард-Авто" осуществляло регулярную перевозку пассажиров на автобусах: ФИАТ 241GS-18А, государственный регистрационный знак Х854СС174 и ПЕЖО L4Н2М2-А, государственный регистрационный знак Н165ТС174 по регулярному межмуниципальному маршруту N 123.
Данные обстоятельства установлены административным органом в рамках проведения совместных мероприятий на линии по контролю работы пассажирского транспорта с ГИБДД УМВД России по г. Челябинску, Управлением транспорта Администрации г. Челябинска об утверждении планового (рейдового) задания от 24.10.2018 N 01 (18)0245Р (л.д. 10-12).
При осмотре транспортных средств выявлены нарушения требований транспортного законодательства, а именно: регулярная перевозка пассажиров на автобусах: ФИАТ 241GS-18А, государственный регистрационный знак Х854СС174 и ПЕЖО L4Н2М2-А, государственный регистрационный знак Н165ТС174 осуществляется в отсутствие договора страхования ответственности перевозчика за причинение вреда жизни, здоровью, имуществу пассажиров.
Приведенные обстоятельства квалифицированы административным органом в качестве нарушения части 1 статьи 5 Федерального закона N 67-ФЗ от 13.07.2015 "Об обязательном страховании гражданской ответственности перевозчика за причинение вреда жизни, здоровью, имуществу пассажиров и о порядке возмещения такого вреда, причиненного при перевозках пассажиров метрополитеном".
29.11.2018 в отношении ООО "Регард-Авто" по факту выявленного нарушения составлен протокол N 008114/74 об административном правонарушении (л.д. 32).
По результатам рассмотрения дела об административном правонарушении, постановлением N 004202/74 от 05.12.2018 заявителю назначено административное наказание, предусмотренное частью 1 статьи 11.31 КоАП РФ, в виде штрафа в размере 500000 руб. (л.д. 34).
Не согласившись с вынесенным постановлением, общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции пришел к выводу о наличии в действиях ООО "Регард-Авто" состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрено частью 1 статьи 11.31 КоАП РФ.
Исследовав письменные доказательства по делу, оценив в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации все имеющиеся в деле доказательства в их совокупности и взаимосвязи, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
В силу части 6 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
Частью 1 статьи 2.1 КоАП РФ установлено, что административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое названным Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Исходя из данной нормы, административное правонарушение характеризуется такими обязательными признаками, как противоправность и виновность.
В соответствии с частью 1 статьи 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов РФ об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Статьей 1.5 КоАП РФ установлено, что лицо подлежит административной ответственности за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
В силу статьи 26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении выяснению подлежит наличие события административного правонарушения и вина лица в его совершении.
В соответствии с частью 1 статьи 11.31 КоАП РФ осуществление перевозок пассажиров перевозчиком, риск гражданской ответственности которого за причинение при перевозках вреда жизни, здоровью, имуществу пассажиров не застрахован в соответствии с требованиями, установленными федеральным законом, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц от пятисот тысяч до одного миллиона рублей.
Отношения, возникающие в связи с осуществлением обязательного страхования гражданской ответственности перевозчика за причинение при перевозках вреда жизни, здоровью, имуществу пассажиров, регулируются Федеральным законом от 14.06.2012 N 67-ФЗ "Об обязательном страховании гражданской ответственности перевозчика за причинение вреда жизни, здоровью, имуществу пассажиров и о порядке возмещения такого вреда, причиненного при перевозках пассажиров метрополитеном" (далее - Федеральный закон N 67-ФЗ)
Данный закон определяет правовые, экономические и организационные основы этого вида обязательного страхования, а также регулирует отношения, возникающие в связи с возмещением вреда жизни, здоровью, имуществу пассажиров, причиненного при их перевозках метрополитеном, устанавливает обязательное страхование гражданской ответственности перевозчика за причинение вреда жизни, здоровью, имуществу пассажиров при перевозках любыми видами транспорта, в отношении которых действуют транспортные уставы или кодексы, при перевозках внеуличным транспортом (за исключением перевозок метрополитеном), а также устанавливает порядок возмещения такого вреда, причиненного при перевозках пассажиров метрополитеном.
Положениями части 1 статьи 5 Федерального закона N 67-ФЗ установлено, что гражданская ответственность перевозчика за причинение вреда жизни, здоровью, имуществу пассажиров при перевозках (за исключением перевозок пассажиров метрополитеном) подлежит страхованию в порядке и на условиях, которые установлены настоящим Федеральным законом. Запрещается осуществление перевозок пассажиров перевозчиком (за исключением перевозок пассажиров метрополитеном), гражданская ответственность которого не застрахована.
В пункте 2 статьи 1 Федерального закона N 67-ФЗ установлено, что закон N 67-ФЗ устанавливает условия обязательного страхования при перевозках пассажиров любыми видами транспорта (за исключением перевозок пассажиров метрополитеном), в отношении которых действуют транспортные уставы, кодексы, иные федеральные законы, а также при перевозках пассажиров монорельсовым транспортом.
В соответствии с пунктом 3 статьи 3 Федерального закона N 67-ФЗ перевозчиками являются юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, которые зарегистрированы на территории Российской Федерации и в соответствии с законодательством Российской Федерации осуществляют перевозки пассажиров, в том числе по договору фрахтования.
Согласно частям 1, 2 статьи 6 Федерального закона N 67-ФЗ контроль за исполнением перевозчиком обязанности, предусмотренной частью 1 статьи 5 Федерального закона N 67-ФЗ осуществляется путем установления наличия у перевозчика договора обязательного страхования.
Как следует из материалов дела, транспортные средства: ФИАТ 241GS-18А, государственный регистрационный знак Х854СС174 и ПЕЖО L4Н2М2-А, государственный регистрационный знак Н165ТС174 отсутствуют в договоре страхования гражданской ответственности.
Данные обстоятельства подтверждаются актом осмотра (обследования) автобуса от 22.11.2018, протоколом об административном правонарушении N 008114/74 от 29.11.2018, ответами Национального союза страховщиков ответственности на запрос сведений о договоре обязательного страхования.
Таким образом, доводы общества о том, что ответственность заявителя застрахована на основании договора обязательного страхования, опровергаются материалами дела.
Частью 1 ст. 65 АПК РФ предусмотрено, что каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Согласно ответам Национального союза страховщиков ответственности на запрос сведений о договоре обязательного страхования автотранспортное средство ПЕЖО L4Н2М2-А, государственный регистрационный знак Н165ТС174 не заявлено ни в одном договоре обязательного страхования, автотранспортное средство ФИАТ 241GS-18А, государственный регистрационный знак Х854СС174 заявлено в договоре N GAZX21853128025000. Вместе с тем, на основании указанного договора застрахована ответственность другого юридического лица - Общества с ограниченной ответственностью "Челябинское такси".
Таким образом, в действиях общества имеется событие и объективная сторона административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 11.31 КоАП РФ.
Согласно статье 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
Вина общества в совершении вменяемого ему административного правонарушения установлена судом первой инстанции, следует из обстоятельств дела и подтверждена материалами, представленными административным органом. Из обстоятельств совершения правонарушения следует, что общество не обеспечило выполнение обязательных требований, установленных действующим законодательством при осуществлении регулярных пассажирских перевозок. Доказательства, свидетельствующие о невозможности соблюдения требований закона, а также доказательства объективной невозможности исполнения действующего законодательства обществом не представлены. Данные обстоятельства свидетельствуют о наличии вины юридического лица в совершении административного правонарушения.
ООО "Регард-Авто" осуществляет регулярные перевозки пассажиров автомобильным транспортом на основании лицензии N АСС-74-180030, выданной 12.03.2018 со сроком действия "бессрочно" и является субъектом административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 11.31 КоАП РФ.
Согласно пункту 29 Правил перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, утвержденных постановлением Правительства РФ от 14.02.2009 N 112 (далее - Правила перевозок пассажиров), транспортные средства, используемые для регулярных перевозок пассажиров и багажа, оборудуются указателями маршрута регулярных перевозок, которые размещаются, в том числе над лобовым стеклом транспортного средства и (или) в верхней части лобового стекла; на правой стороне кузова по ходу транспортного средства; на заднем окне транспортного средства.
В силу пункта 30 Правил на указателе маршрута регулярных перевозок, размещаемом над лобовым стеклом транспортного средства и (или) в верхней части лобового стекла, проставляются наименования начального и конечного остановочных пунктов и номер маршрута регулярных перевозок.
На основании пункта 32 данных Правил перевозок пассажиров на указателе маршрута регулярных перевозок, размещаемом на правой стороне кузова по ходу транспортного средства, проставляются номер маршрута регулярных перевозок, а также наименования начального, конечного и основных промежуточных остановочных пунктов.
Пунктом 95 Правил перевозок пассажиров предусмотрено, что транспортное средство, предоставляемое для перевозки пассажиров и багажа по заказу, оформляется табличками с надписью "Заказной", размещаемыми, в частности, над лобовым стеклом транспортного средства и (или) в верхней части лобового стекла.
В случае если договором фрахтования предусматривается использование транспортных средств для перевозки неопределенного круга лиц, на правой стороне кузова по ходу транспортного средства устанавливается указатель маршрута, на котором проставляются наименования начального и конечного, а также промежуточных остановочных пунктов маршрута (при их наличии) (пункт 98 Правил перевозок пассажиров).
Как следует из актов осмотра (обследования) транспортного средства, а также приложенных фотоматериалов, на лобовом стекле автобуса, а также на правой стороне кузова по ходу движения транспортного средства имеется информация о номере маршрута (N 123), а также о начальном, промежуточных и конечном остановочных пунктах. Указатели маршрута с наименованием остановочных пунктов, а также наличие номера свидетельствуют о регулярном характере осуществляемых обществом перевозок пассажиров.
В соответствии со ст. 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
Малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий, не представляющее существенной угрозы охраняемым общественным правоотношениям.
В силу позиции Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в п. 18 Постановления от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях", при квалификации правонарушения в качестве малозначительного судам необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.
Оснований для применения положений ст. 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях судом не установлено, обществом заслуживающих внимания доводов в этой части не приведено.
Исходя из конкретных обстоятельств правонарушения, оснований для признания совершенного о правонарушения малозначительным не имеется.
Судом также не установлено обстоятельств, позволяющих применить положения ст. 4.1.1 КоАП РФ, с учетом сферы деятельности в которой допущено правонарушение.
Постановление о привлечении к административной ответственности принято в пределах установленного статьей 4.5 КоАП РФ срока давности привлечения к административной ответственности, существенных процедурных нарушений, исключающих производство по административному делу, не установлено.
Таким образом, судом первой инстанции полно и правильно установлены все фактические обстоятельства по делу, исходя из оценки доказательств и доводов, приведенных лицами, участвующими в деле, правильно применены нормы материального, принято законное и обоснованное решение, оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и для отмены обжалуемого судебного акта не имеется.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта на основании части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом апелляционной инстанции не установлено.
При указанных обстоятельствах, решение суда первой инстанции подлежит оставлению без изменения, а апелляционная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 176, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Челябинской области от 18.02.2019 по делу N А76- 42053/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу Общества с ограниченной ответственностью "Регард-Авто" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
П.Н. Киреев |
Судьи |
Н.А. Иванова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А76-42053/2018
Истец: Мулярчик Г.В., ООО "Регард-Авто"
Ответчик: Территориальный отдел государственного автодорожного надзора по Челябинской области Уральского Межрегионального Управления государственного автодорожного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта
Третье лицо: ООО "РЕГАРД-АВТО"