г. Вологда |
|
08 апреля 2019 г. |
Дело N А66-4284/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 01 апреля 2019 года.
В полном объёме постановление изготовлено 08 апреля 2019 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Шадриной А.Н., судей Зайцевой А.Я. и Зориной Ю.В.
при ведении протокола секретарем судебного заседания Бахориковой М.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу администрации Лесного района Тверской области на определение Арбитражного суда Тверской области от 20 декабря 2018 года о процессуальном правопреемстве по делу N А66-4284/2014,
установил:
Министерство топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Тверской области (место нахождения: 170100, город Тверь, бульвар Радищева, дом 30; ОГРН 1026900557936, ИНН 6905043273, далее - Министерство ТЭК) обратилось в Арбитражный суд Тверской области с иском к Комитету по управлению имуществом Лесного района Тверской области (место нахождения: 171890, Тверская область, район Лесной, село Лесное, улица Советская, дом 3; ОГРН 1026901947951, ИНН 6930000241, далее - Комитет), администрации Лесного района Тверской области (место нахождения: 171890, Тверская область, район Лесной, село Лесное, улица Советская; дом 3; ОГРН 1026901948061, ИНН 6930000160; далее - Администрация) о взыскании 2 589 946 руб. 50 коп. убытков в сумме стоимости переданного мазута (с учетом уточнения исковых требований).
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен финансовый отдел администрации Лесного района Тверской области.
Решением от 08 октября 2014 года исковые требования удовлетворены в полном объеме. С Комитета, а при недостаточности у Комитета денежных средств в порядке субсидиарной ответственности с муниципального образования "Лесной район" в лице Администрации за счет казны муниципального образования "Лесной район" в пользу Министерства ТЭК взыскано 2 589 946 руб. 50 коп. убытков, составляющих стоимость невозвращенного топочного мазута.
Решение вступило в законную силу.
Судом выдан исполнительный лист серии АС N 007206047.
Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Тверской области 05.10.2018 обратилось в суд с заявлением о замене взыскателя - Министерства ТЭК в порядке процессуального правопреемства.
Определением суда от 20 декабря 2018 года заявление Министерства удовлетворено.
Администрация с определением суда не согласилась, обратилась с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить. Указывает, что ликвидация не является формой реорганизации, права и обязанности Министерства ТЭК в результате его ликвидации к другим лицам не переходят. Уступка права требования по обязательству, в котором личность кредитора имеет существенное значение, без согласия должника не допускается.
Администрация ходатайствует о рассмотрении жалобы в отсутствие своего представителя.
В отзыве на жалобу Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Тверской области заявило об изменении наименования Министерства на Министерство строительства Тверской области (далее - Министерство) на основании постановления Правительства Тверской области от 11.12.2018 N 351-пп "О совершенствовании государственного управления в сфере энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Тверской области" и Положения о Министерстве строительства Тверской области, утвержденного постановлением Правительства Тверской области от 11.12.2018 N 352-пп.
Уточнение наименования Министерства, в порядке, предусмотренном статей 124 АПК РФ, апелляционным судом принято.
Также, Министерство в отзыве на апелляционную жалобу просит обжалуемое определение суда оставить без изменения.
Комитет и третье лицо в отзывах на апелляционную жалобу просят определение суда отменить. Комитет ходатайствует о рассмотрении жалобы в отсутствие своего представителя.
Апелляционная жалоба рассмотрена в соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Исследовав доказательства по делу, проверив законность и обоснованность судебного акта, арбитражный суд апелляционной инстанции находит жалобу не подлежащей удовлетворению.
В соответствии с частью 1 статьи 48 АПК РФ в случаях выбытия одной из сторон в спорном или установленном судебным актом арбитражного суда правоотношении (реорганизация юридического лица, уступка требования, перевод долга, смерть гражданина и другие случаи перемены лиц в обязательствах) арбитражный суд производит замену данной стороны ее правопреемником и указывает на это в судебном акте. Правопреемство возможно на любой стадии арбитражного процесса.
Исполнительное производство является завершающей стадией арбитражного процесса, следовательно, замена взыскателя (должника) может производиться с учетом положений статьи 48 АПК РФ.
Основанием для процессуального правопреемства является переход субъективных материальных прав и обязанностей от одного лица к другому. Процессуальное правопреемство обуславливается правопреемством в материальном праве.
Согласно правовой позиции Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 21.02.2007 N 966/07 по делу N А32-137/2000-36/10, при передаче функций от одного органа другому происходит процессуальное правопреемство, при этом такая передача может не основываться на гражданско-правовом правопреемстве.
Процессуальное правопреемство - это переход процессуальных прав и обязанностей от одного лица, являвшегося в процессе стороной, на предмет спора к другому лицу в связи с переходом к нему субъективных материальных прав.
Из материалов настоящего дела усматривается следующее.
На основании постановления Администрации Тверской области от 15.10.2006 N 254 - па "Об областном резерве топлива" и распоряжения Администрации Тверской области от 06.12.2010 N 1095 - ра "О выдаче мазута топочного из областного резерва топлива муниципальному образованию Тверской области "Лесной район", между истцом и ответчиком по настоящему делу был заключен договор от 06.12.2010 N 4 "На заимствование топлива из областного резерва топлива Тверской области".
В соответствии с пунктом 1.1. Договора N 4 от 06.12.2010 Министерство ТЭК обязалось в срок до 31.12.2010 выпустить из областного резерва топлива Тверской области Комитету (Заёмщику) в порядке временного заимствования с пункта ответственного хранения 200 тонн мазута топочного марки М - 100 вид 5, соответствующего ГОСТ 10585-99.
В соответствии с пунктом 1.2. Договора, Заёмщик обязался выбрать продукцию в срок до 31.12.2010 и возвратить в областной резерв топлива Тверской области на пункт ответственного хранения 200 тонн мазута в срок до 20.05.2011 года.
Выданный мазут не был возвращен в установленный срок, в связи с чем, истец понес убытки в виде стоимости отпущенного ответчику мазута, что послужило основанием для обращения в арбитражный суд с соответствующим иском.
Решением от 08 октября 2014 года с Комитета, а при недостаточности у Комитета денежных средств в порядке субсидиарной ответственности с муниципального образования "Лесной район" в лице Администрации за счет казны муниципального образования "Лесной район" в пользу Министерства ТЭК взыскано 2 589 946 руб. 50 коп. убытков, составляющих стоимость невозвращенного топочного мазута.
В процессе исполнения вышеуказанного решения суда должник воспользовался своим правом на обращение с соответствующим заявлением в суд о предоставлении отсрочки исполнения судебного акта.
По результатам рассмотрения указанного заявления, 24.05.2017 Арбитражным судом Тверской области было вынесено определение о предоставлении Муниципальному образованию "Лесной район" в лице Администрации Лесного района Тверской области рассрочки исполнения судебного акта по вышеуказанному делу на 5 лет с ежемесячным перечислением в последнее число каждого месяца по 42 495 руб. 78 коп. (на протяжении 2017 года денежные средства в установленном судом размере ежемесячно перечислялись в установленный срок).
До настоящего времени судебное решение в полном объеме не исполнено, на 04.12.2017 за Администрацией Лесного района Тверской области числилась задолженность в сумме 2 147 284 руб. 48 коп.
Постановлением Правительства Тверской области от 07.06.2016 за N 204-пп "О совершенствовании государственного управления в сфере строительства и жилищно - коммунального хозяйства Тверской области" (далее - Постановление N 204 - пп) было принято решение о ликвидации Министерства топливно - энергетического комплекса и жилищно -коммунального хозяйства Тверской области.
Согласно Постановлению N 204-пп функции ликвидируемого Министерства топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Тверской области, в том числе, проведение работы по исполнению Министерством функций по управлению, распоряжению областным резервом топлива в пределах установленных полномочий, были переданы Министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства Тверской области, о чем свидетельствует подпункт "я-19" пункта 11 Раздела III Положения о Министерстве строительства и жилищно-коммунального хозяйства Тверской области, утвержденного постановлением Правительства Тверской области N 281 - пп от 29.08.2016.
Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы N 12 по Тверской области 27.04.2018 внесена запись в Единый государственный реестр юридических лиц о ликвидации Министерства топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Тверской области.
До момента ликвидации, а именно 10.04.2018 Министерством ТЭК (цедент) и Министерством (цессионарий) заключен договор уступки права требования N 2, по условиям которого цедент уступает, а цессионарий принимает право требования денежных сумм:
- к Оленинскому муниципальному унитарному предприятию "Жилищно-эксплуатационный участок N 1", именуемому в дальнейшем "Должник" в соответствии с определением Арбитражного суда Тверской области от 02.09.2016 по делу N А66-6972/2016;
- к Оленинскому муниципальному унитарному предприятию "Жилищно-эксплуатационный участок N 2", именуемому в дальнейшем "Должник" в соответствии с определением Арбитражного суда Тверской области от 15.09.2016 по делу N А66-6973/2016;
- к муниципальному образованию "Лесной район" в лице администрации Лесного района Тверской области, именуемому в дальнейшем "Должник" в соответствии с решением Арбитражного суда Тверской области от 08.10.2014 по делу N А66-4284/2014;
- к муниципальному образованию "Лесной район" в лице администрации Лесного района Тверской области, именуемому в дальнейшем Должник" в соответствии с решением Арбитражного суда Тверской области от 11.07.2014 по делу N А66-4488/2014.
В соответствии с пунктом 1 статьи 382 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) право (требование), принадлежащее кредитору на основании обязательства, может быть передано им другому лицу по сделке (уступка требования) или перейти к другому лицу на основании закона. В силу статьи 384 этого же Кодекса, если иное не предусмотрено законом или договором, право первоначального кредитора переходит к новому кредитору в том объеме и на тех условиях, которые существовали к моменту перехода права.
Согласно пункту 1 статьи 388 названного Кодекса уступка требования кредитором другому лицу допускается, если она не противоречит закону, иным правовым актам или договору.
Согласно пункту 3 статьи 49 ГК РФ правоспособность юридического лица возникает в момент его создания и прекращается в момент внесения записи о его исключении из ЕГРЮЛ.
Пунктом 1 статьи 61 ГК РФ установлено, что ликвидация юридического лица влечет его прекращение без перехода прав и обязанностей в порядке правопреемства к другим лицам.
Ликвидация юридического лица считается завершенной, а юридическое лицо - прекратившим существование после внесения об этом записи в ЕГРЮЛ (пункт 8 статьи 63 ГК РФ).
Материалами дела подтверждено, что сведения о ликвидации деятельности Министерства ТЭК на основании заявления о ликвидации по решению учредителей внесены в ЕГРЮЛ 27.04.2018.
Следовательно, на момент заключения договора уступки прав требования (цессии) от 10.04.2018 Министерство ТЭК (первоначальный кредитор) обладало правоспособностью, в связи с чем, данный договор повлек для сторон правовые последствия, в частности переход права требования долга к новому кредитору - Министерству; спорное обязательство в части права требования уплаты задолженности на законных основаниях перешло к Министерству.
При изложенных обстоятельствах оснований для отказа в удовлетворении заявления Министерства строительства о процессуальном правопреемстве у суда первой инстанции не имелось.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271, 272 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
определение Арбитражного суда Тверской области от 20 декабря 2018 года по делу N А66-4284/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации Лесного района Тверской области - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в течение месяца со дня принятия.
Председательствующий |
А.Н. Шадрина |
Судьи |
А.Я. Зайцева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А66-4284/2014
Истец: Министерство топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Тверской области
Ответчик: Комитет по управлению имуществом Лесного района Тверской области
Третье лицо: Администрация Лесного района Тверской области, Лесной район в лице Администрация Лесного района Тверской области, Финансовый отдел администрации Лесного района Тверской области, Межрайонный отдел судебных приставов по Максатихинскому и Лесному районам УФССП по Тверской области, Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Тверской области, УФССП России по Тверской области