г. Челябинск |
|
09 апреля 2019 г. |
Дело N А76-27472/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 08 апреля 2019 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 09 апреля 2019 года.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Арямова А.А.,
судей Плаксиной Н.Г., Костина В.Ю.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Разиновой О.А.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Комитета по управлению имуществом и земельным отношениям города Челябинска на решение Арбитражного суда Челябинской области от 14.02.2019 по делу N А76-27472/2018 (судья Командирова А.В.).
В судебном заседании приняли участие представители:
Комитета по управлению имуществом и земельным отношениям города Челябинска - Зонова О.А. (доверенность N 13 от 09.01.2019);
Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области - Заводская М.А. (доверенность N 100 от 09.01.2019).
Комитет по управлению имуществом и земельным отношениям города Челябинска (далее - заявитель, комитет КУИиЗО г. Челябинска) обратился в Арбитражный суд Челябинской области с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее - УФАС по Челябинской области, антимонопольный орган, управление) о признании незаконным и отмене постановления от 15.08.2018 N 11057/07 о наложении штрафа по делу об административном правонарушении N 66-7.32.4ч10/18, которым заявитель привлечен к ответственности в соответствии с частью 10 статьи 7.32.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде штрафа в размере 20000 руб.
Решением Арбитражного суда Челябинской области от 14.02.2018 (резолютивная часть решения объявлена 07.02.2018) в удовлетворении заявленных требований отказано.
КУИиЗО г. Челябинска, не согласившись с решением арбитражного суда первой инстанции, обжаловал его апелляционном порядке.
В обоснование апелляционной жалобы ссылается на отсутствие в его действиях вины в совершении вмененного ему правонарушения. Полагает, что им были совершены все возможные действия для соблюдения требований законодательства. Указывает на следующие обстоятельства: он обратился в ресурсоснабжающие организации (МУП "ПОВВ", АО "Челябинскгоргаз") которые подтвердили, что технические условия подключения к сетям для земельного участка являются действующими и обновленной технической документации не требовалось; местоположение и площадь земельного участка не изменялись; комитет являлся организатором аукциона, а исходные данные для аукциона готовились и представлялись Главным управлением архитектуры и градостроительства Администрации города Челябинска; обязанность по совершению действий по предоставлению технических условий, подготовке исходных данных возложена на ресурсоснабжающие организации и Главное управление архитектуры и градостроительства Администрации города Челябинска, и действия этих лиц не должны дублироваться КУИиЗО г. Челябинска или контролироваться им, и комитет не несет ответственности за действия указанных лиц.
Представитель заявителя в судебном заседании доводы апелляционной жалобы поддержал.
Представитель УФАС по Челябинской области в судебном заседании возражал против удовлетворения апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в отзыве. Полагает решение суда первой инстанции законным и обоснованным.
Арбитражный суд апелляционной инстанции, повторно рассмотрев дело в порядке статей 268, 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, исследовав имеющиеся в деле доказательства, проверив доводы апелляционной жалобы, считает решение суда первой инстанции не подлежащим отмене.
Как следует из материалов дела, распоряжением администрации города Челябинска от 26.07.2017 N 9108-е "О продаже на аукционе права на заключение договора аренды земельного участка, расположенного по адресу: Челябинская область, г. Челябинск, р-н Центральный, ул. Красноармейская, 67а, для строительства административного здания" принято решение о проведении аукциона на право заключения договора аренды земельного участка, расположенного по адресу: Челябинская область, г. Челябинск, р-н Центральный, ул. Красноармейская, 67а, кадастровый номер 74:36:0509009:132, общей площадью 1109 кв.м.
В газете "Вечерний Челябинск" от 25.08.2017 N 65(12075) опубликовано извещение о проведении торгов (извещение N 250817/0123135/01, лот 12).
На официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о проведении торгов - www. torgi.gov.ru, 25.08.2017 размещено извещение о проведении торгов. В соответствии с извещением о проведении торгов, дата начала приема заявок на участие в торгах - 28.08.2017, дата окончания приема заявок на участие в торгах - 25.09.2017, дата проведения аукциона - 28.09.2017. Организатор аукциона - КУИиЗО г. Челябинска.
В извещении о проведении аукциона содержались сведения о технических условиях на подключение объекта капитального строительства к газораспределительной сети от 14.09.2015 N 5/2-14.0-607, выданные АО "Челябинскгоргаз", сроком на 3 года с даты выдачи, а также о технических условиях подключения (технологического присоединения) объекта к централизованным системам водоснабжения и водоотведения от 09.09.2015 N 8-54, выданные МУП "Производственное объединение водоснабжения и водоотведения", сроком на 2 года с даты выдачи на земельный участок, расположенный по адресу: г. Челябинск, ул. Красноармейская, д. 67-а.
В УФАС по Челябинской области поступила жалоба ООО "Тема" на неправомерные действия КУИиЗО при организации и проведении указанного аукциона, в которой указано на отсутствие в отношении земельного участка, являющегося предметом аукциона, сведений о технических условиях на подключение объектов капитального строительства к газораспределительной сети и технических условиях подключения (технологического присоединения) объекта к системам водоснабжения и водоотведения, поскольку указанные в извещении технические условия выданы для проведения иного аукциона в отношении земельного участка с кадастровым номером N 74:36:0509009:113.
По результатам рассмотрения указанной жалобы антимонопольным органом 11.10.2017 принято решение N 77-07-18.1/17, которым: 1) жалоба ООО "Тема" признана обоснованной; 2) в действиях КУИиЗО г. Челябинска при организации и проведении аукциона установлены нарушения подпункта 4 пункта 21 статьи 39.11 Земельного кодекса Российской Федерации; 3) КУИиЗО г. Челябинска решено выдать в порядке части 20 статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон N135-ФЗ) предписание о совершении действий, направленных на устранение нарушений порядка проведения торгов; 4) материалы настоящего дела решено передать соответствующему должностному лицу УФАС по Челябинской области для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства по выявленным признакам административных правонарушений.
На основании указанного решения УФАС по Челябинской области выдано предписание от 11.10.2017 N 77-07-18.1/17, в силу которого КУИиЗО г. Челябинска предписано в срок до 27.10.2017 совершить действия по аннулированию торгов, в форме аукциона, на право заключения договора аренды земельного участка по адресу: Челябинская область, г. Челябинск, Центральный район, ул. Красноармейская, 67-а, кадастровый номер 74:36:0509009:132, общая площадь 1109 кв.м, извещение N 250817/0123135/01, лот 12, а именно: принять решение об аннулировании аукциона, в том числе о отмене протоколов, составленных в ходе его проведения; разместить на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о проведении торгов - www.torgi.gov.ru, решение об аннулировании аукциона, в том числе об отмене протоколов, составленных в ходе его проведения; направить лицам, подавшим заявки на участие в торгах, уведомление о принятии решения об аннулировании аукциона и отмене протоколов, составленных в ходе его проведения.
Не согласившись с указанными решением и предписанием, комитет оспорил их в судебном порядке.
Решением Арбитражного суда Челябинской области от 20.06.2018 по делу N А76-27472/2018 в удовлетворении заявленных КУИиЗО г. Челябинска требований отказано. Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.10.2018 и постановлением Арбитражного суда Уральского округа от 28.01.2019 решение Арбитражного суда Челябинской области от 20.06.2018 оставлено без изменения.
Уведомлением от 02.07.2018 заявитель извещен о необходимости явки его представителя в управление 17.07.2018 для участия в составлении протокола об административном правонарушении. Уведомление вручено комитету нарочным 06.07.2018, что подтверждается соответствующей входящей отметкой на копии уведомления.
По факту указанного нарушения 17.07.2018 по делу об административном правонарушении N 61-7.32.4ч10/18 начальником отдела УФАС по Челябинской области в отношении КУИиЗО г. Челябинска составлен протокол об административном правонарушении, по признакам правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 10 статьи 7.32.4 КоАП РФ.
Определением от 17.07.2018 рассмотрение дела об административном правонарушении назначено на 14.08.2018. Копия определения вручена комитету нарочным, что подтверждается соответствующей входящей отметкой на определении.
На основании указанного протокола административным органом вынесено постановление от 14.08.2018 о наложении штрафа по делу N 61-7.32.4ч.10/18 об административном правонарушении, которым КУИиЗО г. Челябинска признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 10 статьи 7.32.4 КоАП РФ, ему назначено административное наказание в виде штрафа в размере 20000 рублей.
Не согласившись с вынесенным постановлением, ООО "БашРТС" обратилось в арбитражный суд с заявлением о его отмене.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции руководствовался выводом о наличии в действиях комитета состава вмененного ему правонарушения.
Суд апелляционной инстанции соглашается с выводом суда первой инстанции.
В соответствии с частью 4 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение.
В соответствии с частью 1 статьи 2.1 КоАП РФ, административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов РФ об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Статьей 1.5 КоАП РФ установлено, что лицо подлежит административной ответственности за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
Частью 10 статьи 7.32.4 КоАП РФ установлена административная ответственность за нарушение установленных законодательством Российской Федерации процедуры и порядка организации и проведения обязательных в соответствии с законодательством Российской Федерации торгов, продажи государственного или муниципального имущества, за исключением случаев, предусмотренных частями 1-9 этой статьи и статьями 7.29-7.32 и 7.32.3 КоАП РФ. Санкцией этой нормы предусмотрено наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от трех тысяч до десяти тысяч рублей; на юридических лиц - от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей.
Субъектами указанного правонарушения являются должностные лица и юридические лица, ответственные за процедуру и порядок организации и проведения обязательных в соответствии с законодательством Российской Федерации торгов, продажи государственного или муниципального имущества.
Объективную сторону данного правонарушения образуют действия субъекта, выразившиеся в нарушении процедуры и порядка организации и проведения обязательных в соответствии с законодательством Российской Федерации торгов, продажи государственного или муниципального имущества.
Порядок подготовки, организации и проведения аукциона на право заключения договора аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, установлен в статьях 39.11 и 39.12 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ), в соответствии с которыми, извещение о проведении аукциона размещается на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о проведении торгов, определенном Правительством Российской Федерации, не менее чем за тридцать дней до дня проведения аукциона. Указанное извещение должно быть доступно для ознакомления всем заинтересованным лицам без взимания платы (пункт 19 статьи 39.11 ЗК РФ). Организатор аукциона обеспечивает опубликование извещения о проведении аукциона в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов уставом поселения, городского округа, по месту нахождения земельного участка не менее чем за тридцать дней до дня проведения аукциона (пункт 20 статьи 39.11 ЗК РФ).
Требования к содержанию извещения о проведении аукциона на право заключения договора аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, установлены в пункте 21 статьи 39.11 Земельного кодекса Российской Федерации, в силу которого, извещение о проведении аукциона должно содержать сведения о предмете аукциона (в том числе о местоположении, площади и кадастровом номере земельного участка), правах на земельный участок, об ограничениях этих прав, о разрешенном использовании и принадлежности земельного участка к определенной категории земель, а также о максимально и (или) минимально допустимых параметрах разрешенного строительства объекта капитального строительства (за исключением случаев, если в соответствии с основным видом разрешенного использования земельного участка не предусматривается строительство здания, сооружения), о технических условиях подключения (технологического присоединения) объекта капитального строительства к сетям инженернотехнического обеспечения, предусматривающих предельную свободную мощность существующих сетей, максимальную нагрузку и сроки подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, о сроке действия технических условий, о плате за подключение (технологическое присоединение) на дату опубликования указанного извещения (за исключением случаев, если в соответствии с основным видом разрешенного использования земельного участка не предусматривается строительство здания, сооружения, и случаев проведения аукциона на право заключения договора аренды земельного участка для комплексного освоения территории или ведения дачного хозяйства) (подпункт 4).
В рамках дела N А76-38532/2017 судами трех инстанций установлено, что определенная статьей 39.11 ЗК РФ процедура подготовки и организации аукциона на право заключения договора аренды в отношении спорного земельного участка была нарушена.
Так, процедура подготовки и организации аукциона на право заключения договора аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, проводится в отношении каждого поставленного на кадастровый учет земельного участка.
В извещении о проведении аукциона содержались сведения о технических условиях АО "Челябинскгоргаз" на подключение объекта капитального строительства к газораспределительной сети от 14.09.2015 N 5/2-14.0-607 и технических условиях МУП "Производственное объединение водоснабжения и водоотведения" на подключение (технологическое присоединение) объекта к централизованным системам водоснабжения и водоотведения от 09.09.2015 N 8-54.
Однако, указанные технические условия получены для проведения иного аукциона на право заключения договора аренды земельного участка, расположенного по адресу: г. Челябинск, южнее здания по ул. Красноармейская, д. 67-а, кадастровый N 74:36:0509009:113, опубликованного 13.04.2017. Решением КУИиЗО от 29.03.2017 N 4 этот аукцион отменен.
Предметом рассматриваемого аукциона являлся земельный участок с кадастровым номером 74:36:0509009:132. В соответствии с кадастровым паспортом от 10.07.2017 на земельный участок, расположенный по адресу: г. Челябинск, ул. Красноармейская, д. 67-а, кадастровый N 74:36:0509009:132 общая площадь земельного участка составляет 1109 кв.м. Земельный участок сформирован 10.07.2017.
Согласно кадастровому паспорту от 06.10.2015 на земельный участок, расположенный по адресу: г. Челябинск, ул. Красноармейская, д. 67-а, кадастровый N 74:36:0509009:113, общая площадь земельного участка составляет 1162кв.м.
Технические условия на земельный участок, являющийся предметом спорного аукциона на момент опубликования извещения о проведении аукциона отсутствовали. Этот земельный участок сформирован и поставлен на кадастровый учет 10.07.2017, тогда как технические условия, указанные в аукционной документации, на подключение объекта капитального строительства к газораспределительной датированы 14.09.2015, а технические условия подключения (технологического присоединения) объекта к централизованным системам водоснабжения и водоотведения датированы 09.09.2015.
Кроме того, согласно техническим условиям на подключение объекта капитального строительства к газораспределительной сети N 5/2-14.0-607, срок их действия 3 года с даты утверждения, а срок подключения объекта к сети: не позднее окончания срока действия данных технических условий. Данные технические условия на подключение объекта капитального строительства к газораспределительной сети выданы 21.09.2015 и срок их действия (и право на подключение) истекал 21.09.2018.
В то же время, согласно условиям аукционной документации срок действия договора аренды земельного участка составляет восемнадцать месяцев с даты его заключения. В соответствии с извещением о проведении торгов, дата проведения аукциона - 28.09.2017. Следовательно, договор аренды земельного участка с кадастровым номером 74:36:0509009:132 по результатам аукциона мог быть заключен не ранее 28.09.2017 сроком до 28.03.2019, тогда как технические условия на подключение объекта капитального строительства к газораспределительной сети действуют только до 21.09.2018.
Технические условия подключения (технологического присоединения) объекта к централизованным системам водоснабжения и водоотведения N 8-54 действительны в течение двух лет с даты их выдачи (до 09.09.2017). То есть на дату проведения аукциона на право заключения договора аренды земельного участка с кадастровым номером 74:36:0509009:132 срок действия этих технических условий истек.
Поскольку при подготовке к аукциону на земельный участок с кадастровым номером 74:36:0509009:132 не получены технические условия, суды пришли к выводу о нарушении комитетом, как организатором аукциона, установленного подпунктом 4 пункта 21 статьи 39.11 ЗК РФ порядка проведения аукциона.
В силу части 2 статьи 69 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обстоятельства, установленные вступившими в законную силу судебными актами судами трех инстанций по делу N А76-38532/2017, при рассмотрении которого принимали участие те же лица, являются установленными и не подлежат дополнительному доказыванию при рассмотрении настоящего дела.
С учетом обстоятельств, установленных преюдициальными судебными актами, следует признать подтвержденным факт нарушения КУИиЗО г.Челябинска установленного порядка организации и проведения обязательных в соответствии с законодательством Российской Федерации торгов, что свидетельствует о наличии в его действиях объективной стороны состава административного правонарушения, предусмотренного частью 10 статьи 7.32.4 КоАП РФ.
В соответствии с частью 2 статьи 2.1 КоАП РФ, юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых указанным Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Как установлено антимонопольным органом, доказательств принятия КУИиЗО г. Челябинска всех необходимых мер для соблюдения требований законодательства, а также доказательств объективной невозможности исполнения требований действующего законодательства в материалы дела не представлено, что свидетельствует о наличии вины заявителя в совершении правонарушения.
Оспаривая этот вывод управления, комитет указывает на принятие им всех возможных мер для недопущения нарушения ввиду получения им писем ресурсоснабжающих организаций от 03.08.2017 и от 15.08.2017 об актуализации технических условий для спорного земельного участка, а также на отсутствие у него обязанности контролировать действия ресурсоснабжающих организаций и Главного управления архитектуры и градостроительства Администрации г. Челябинска, представившего исходные данные для проведения аукциона.
Указанные доводы комитета свидетельствуют о фактическом оспаривании им установленного вступившими в законную силу судебными актами факта нарушения действиями заявителя определенного законом порядка проведения аукциона, а потому такие доводы не могут быть приняты во внимание.
Кроме того, в силу требований пункта 3 статьи 39.11 ЗК РФ получение технических условий подключения (технологического присоединения) объектов к сетям инженерно-технического обеспечения осуществляется после постановки земельного участка на государственный кадастровый учет. В настоящем случае технические условия указанному требованию не соответствуют.
В этой связи довод подателя апелляционной жалобы об отсутствии его вины в совершении правонарушения подлежит отклонению.
Таким образом, наличие в действиях заявителя состава правонарушения подтверждено.
Обстоятельств, исключающих привлечение административной ответственности, не установлено.
Нарушений процедуры привлечения к административной ответственности управлением не допущено.
Постановление о привлечении к административной ответственности принято в пределах установленного статьей 4.5 КоАП РФ срока давности привлечения к административной ответственности.
Административное наказание применено в минимальном размере, предусмотренном санкцией частью 10 статьи 7.32.4 КоАП РФ.
При таких обстоятельствах оспоренное постановление следует признать законным и обоснованным, оснований для его отмены не имеется.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта на основании части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не установлено.
С учетом изложенного, обжалуемый судебный акт подлежит оставлению без изменения, апелляционная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 176, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд,
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Челябинской области от 14.02.2019 по делу N А76-27472/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу Комитета по управлению имуществом и земельным отношениям города Челябинска - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
А.А. Арямов |
Судьи |
Н.Г. Плаксина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А76-27472/2018
Истец: Комитет по управлению имуществом и земельным отношениям города Челябинска
Ответчик: Управление Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области