г. Красноярск |
|
08 апреля 2019 г. |
Дело N А33-30627/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 01 апреля 2019 года.
Полный текст постановления изготовлен 08 апреля 2019 года.
Третий арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Парфентьева О.Ю.,
судей: Белан Н.Н., Петровской О.В.,
при ведении протокола судебного заседания Щекотуровой Я.С.,
при участии: от ответчика - акционерного общества "Енисейская территориальная генерирующая компания (ТГК-13)": Готовко Ю.В., представителя по доверенности от 22.11.2019 N 268
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу акционерного общества "Енисейская территориальная генерирующая компания (ТГК-13)" (ИНН 1901067718, ОГРН 1051901068020)
на решение Арбитражного суда Красноярского края
от 10 января 2019 года по делу N А33-30627/2017, принятое судьёй Слесаренко И.В.,
установил:
общество с ограниченной ответственностью Управляющая компания "Фрегат" обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с иском, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к акционерному обществу "Енисейская территориальная генерирующая компания (ТГК-13)":
- обязать акционерное общество "Енисейская территориальная генерирующая компания (ТГК-13)" в срок не позднее 20-ти дней с момента вступления в силу настоящего решения осуществить перерасчет стоимости за потребленную "тепловую энергию в воде. Прочие" в период с 15.06.2016 по 31.08.2016 для многоквартирного дома по адресу: г. Красноярск, ул. Академика Вавилова, д. 47 "в", уменьшив ее стоимость на сумму 275 941 рубль 98 копеек (корректировочные счета-фактуры от 30.11.2016 N N 17-062016-2700199521, 17-072016-2700199521 и 17-082016-2700199521) в соответствии с условиями договора теплоснабжения и поставки горячей воды от 04.10.2016 N 2608, заключенного с ООО УК "Фрегат".
- обязать акционерное общество "Енисейская территориальная генерирующая компания (ТГК-13)" в срок не позднее 20-ти дней с момента вступления в силу настоящего решения осуществить перерасчет стоимости за потребленную "тепловую энергию в воде. Прочие" в период с 01.06.2016 по 31.08.2016 для многоквартирного дома по адресу: г. Красноярск, ул. Академика Вавилова, д. 37 "д", уменьшив ее стоимость на сумму 135 991 рубль 52 копейки (корректировочный счет-фактура от 30.09.2016 N 17-082016-2700199521), в соответствии с условиями договора теплоснабжения и поставки горячей воды от 04.10.2016 N 2608, заключенного с ООО УК "Фрегат".
Решением Арбитражного суда Красноярского края от 10.01.2019 исковые требования удовлетворены в полном объеме.
Не согласившись с данным судебным актом, ответчик обратился с апелляционной жалобой в Третий арбитражный апелляционный суд, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт.
В апелляционной жалобе ответчик указал, что суд первой инстанции не учел, что многоквартирный дом по ул. Вавилова 47В сдан в эксплуатацию 15.06.2016, многоквартирный дом по ул. Вавилова 37Д сдан в эксплуатацию 30.06.2016; требование истца о признании не оказанной услуги по отоплению многоквартирного дома (далее - МКД), в летний (межотопительный) период и признании неподлежащими оплате счетов-фактур, являются необоснованными; истец необоснованно ссылается на формулу 2 Приложения 2 Правил N 354, утвержденных постановление Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354); по мнению ответчика, начисление следует производить равномерно, в течении календарного года; в отсутствии допущенного в установленном законом порядке общедомового прибора учета (далее - ПУ), у ответчика отсутствовали основания для проведения перерасчета и снятия начисления по отоплению, выполненного по нормативу; у ответчика имеются сомнения в правильности показаний ПУ жилого дома по ул. Вавилова, 37Д; истец представил в материалы дела протокол от 01.07.2016 о его выборе в качестве управляющей компании, не указав на наличие ранее заключенного с застройщиком договора управления от 15.06.2016.
Истец представил отзыв на апелляционную жалобу, в котором считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, а апелляционную жалобу не подлежащей удовлетворению.
Определением Третьего арбитражного апелляционного суда от 19.02.2019 апелляционная жалоба принята к производству, судебное заседание назначено на 01.04.2019.
В судебном заседании представитель ответчика поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не согласен с решением суда первой инстанции. Просит решение отменить и принять по делу новый судебный акт.
Истец, надлежащим образом извещенный о времени и месте судебного разбирательства, в соответствии с требованиями статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и разъяснениями, изложенными в пунктах 14, 15, 16, 32 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 26.12.2017 N 57 "О некоторых вопросах применения законодательства, регулирующего использование документов в электронном виде в деятельности судов общей юрисдикции и арбитражных судов" путем размещения определения суда о принятии апелляционной жалобы к производству суда, выполненного в форме электронного документа, на официальном сайте Третьего арбитражного апелляционного суда: http://3aas.arbitr.ru/, а также в общедоступной автоматизированной системе "Картотека арбитражных дел" (http://kad.arbitr.ru) в сети "Интернет", явку своего представителя не обеспечил.
На основании изложенного, в соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционная жалоба рассматривается в отсутствие истца.
Законность и обоснованность принятого решения проверены в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Повторно рассмотрев материалы дела, проверив в порядке статей 266, 268, 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения арбитражным судом первой инстанции норм материального и процессуального права, соответствие выводов суда имеющимся в деле доказательствам и установленным фактическим обстоятельствам, исследовав доводы апелляционной жалобы, заслушав представителя ответчика, суд апелляционной инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения жалобы в силу следующего.
Как следует из материалов дела и установлено судом, 04.10.2011 между обществом с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Фрегат" (Потребитель), и открытым акционерным обществом "Енисейская территориальная генерирующая компания (ТГК-13)" (Теплоснабжающая организация), заключён договор N 2608 на теплоснабжение (в редакции дополнительного соглашения) (л.д.7-11).
Соглашением от 09.01.2013 о замене стороны, права и обязанности Энергоснабжающей организации по договору в полном объёме переданы с 01.01.2013 ОАО "Красноярская теплотранспортная компания" (л.д.13).
Соглашением от 22.01.2016 о замене стороны, права и обязанности Энергоснабжающей организации по договору в полном объёме переданы с 01.01.2016 АО "Енисейская территориальная генерирующая компания (ТГК-13)" (л.д.14).
В соответствии с пунктом 1.1 договора, Теплоснабжающая организация обязуется поставить Потребителю через присоединенную сеть тепловую энергию, теплоноситель и горячую воду, а Потребитель обязуется оплачивать поставленный ресурс.
Приложением N 3 к договору, стороны согласовали объекты энергопотребления, в том числе многоквартирные жилые дома, расположенные по адресу: г. Красноярск, ул. Вавилова, д. N 47 "в"; г. Красноярск, ул. Вавилова, д.37 "д".
Многоквартирный жилой дом, расположенный по адресу: г. Красноярск, ул. Вавилова, д. N 47 "в" введен в эксплуатацию разрешением от 15.06.2016 N 24-308-01/5466-дг-2014. Протоколом общего собрания собственников от 01.07.2017 N 1, определена форма управления МКД - выбрана управляющая организация - ООО "УК "Фрегат"", заключен договор управления. 19.07.2016 Службой строительного надзора и жилищного контроля Красноярского края внесены сведения в лицензию на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами от 01.04.2015 N 20 (л.д.15-18).
Многоквартирный жилой дом, расположенный по адресу: г. Красноярск, ул. Вавилова, д. 37 "д" введен в эксплуатацию разрешением от 30.06.2016 N 24-308-31-3276А-2008. Протоколом общего собрания собственников от 18.07.2017 N 1, определена форма управления МКД - выбрана управляющая организация - ООО "УК "Фрегат"", заключен договор управления. 03.08.2016 Службой строительного надзора и жилищного контроля Красноярского края внесены сведения в лицензию на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами от 01.04.2015 N 20 (л.д.19-23).
Ответчиком в адрес истца в сентябре и ноябре 2016 года направлены корректировочные счет-фактуры и счета, приложенные к ним, в которых на сумму 411 933 рубля 50 копеек ответчик произвел доначисление по отоплению (в рамках договора N 2608 на теплоснабжение) относительно многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу: г. Красноярск, ул. Вавилова, 47 "в" - доначисление за период с июня по август 2016 года; относительно многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу: г. Красноярск, Вавилова 37 "д" - доначисление за период с июня по август 2016 года.
27.09.2016 представителем ответчика по доверенности от 11.04.2016 N 47 Лазуткиным И. В. были приняты к учёту тепловой энергии МКД Вавилова, 37 "д" и Вавилова, 47 "в", о чём был выдан акт N 5/124 "Ввода в эксплуатацию узла учёта тепловой энергии, теплоносителя (УУТЭ) у потребителя" (на МКД по ул. Вавилова, 37 "д") (л.д.28).
Как указывает истец, в доме по ул. Вавилова, 47 "в" акт инспектором не был оформлен, однако в дальнейшем ответчик совершает конклюдентные действия (принимает показания к учёту и выставляет соответствующие счета).
Согласно показаниям введённого в эксплуатацию узла учёта тепловой энергии, время его работы на момент составления акта соответствовало 94 (девяносто четырём) часам, что свидетельствует о том, что тепловая энергия (а именно тепловая энергия в воде) на нужды отопления МКД Вавилова, 37 "д" и Вавилова, 47 "в" до 23.09.2016 - не использовалась. Это так же отражено в переписке сторон: письма от 06.12.2016 N 335, от 01.02.2017 N 40 (л.д.29-30).
Письмом от 11.10.2016 N 267 истец обратился в адрес ответчика с просьбой о произведении перерасчета по услуге тепловая энергия в воде по многоквартирному дому, расположенному по адресу: г. Красноярск, ул. Вавилова, д. 37 "д" за период август, сентябрь 2016 года, в связи с тем, что ресурс в спорный период не поставлялся. В обоснование просьбы о перерасчете, в указанном письме истец ссылается на показания прибора учета, введенного в эксплуатацию актом N 5/124 "Ввода в эксплуатацию узла учёта тепловой энергии, теплоносителя (УУТЭ) у потребителя" (л.д.32).
Письмом от 19.10.2016 исх.N 132/1-2-1761, ответчик отказал в перерасчете, сославшись на пункт 42 (1) Постановления Правительства Российской Федерации "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов" от 06.05.2011 N 354 (л.д.33).
Письмом от 27.10.2016 N 285 истец повторно обратился в адрес ответчика с просьбой о произведении перерасчета по услуге тепловая энергия в воде по многоквартирному дому, расположенному по адресу: г. Красноярск, ул. Вавилова, д. 37 "д" за период август, сентябрь 2016 года, при этом указав, что ресурсоснабжающая организация руководствуется недействующей редакцией пункта 42 (1) Постановления Правительства Российской Федерации "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов" от 06.05.2011 N 354; применению подлежит редакция, вступившая в законную силу 29.06.2016 (л.д.34).
Ответчик письмом от 26.01.2017 N 132/1-411-157 повторно отказал в перерасчёте (л.д.35).
Считая недопустимым начисление платы за тепловую энергию в период, когда фактически ресурс не поставлялся, а именно с июня 2016 года по 23.09.2016 (начало отопительного сезона) в отношении спорных многоквартирных домов, истец обратился в арбитражный суд с настоящим иском.
Суд первой инстанции, руководствуясь статьями 8, 309, 307 Гражданского кодекса Российской Федерации, и удовлетворяя исковые требования в полном объеме, обоснованно исходил из того, что спорные правоотношения, вытекают из договора энергоснабжения и регулируются нормами параграфами 1, 6 главы 30 Гражданского кодекса Российской Федерации.
В силу части 1 статьи 539 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.
В соответствии с частями 1, 8, 9 статьи 15 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" потребители тепловой энергии приобретают тепловую энергию (мощность) и (или) теплоноситель у теплоснабжающей организации по договору теплоснабжения.
Условия договора теплоснабжения должны соответствовать техническим условиям. Договор теплоснабжения должен определять:
1) объем тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя, подлежащий поставкам теплоснабжающей организацией и приобретению потребителем;
2) величину тепловой нагрузки теплопотребляющих установок потребителя тепловой энергии, параметры качества теплоснабжения, режим потребления тепловой энергии;
3) уполномоченных должностных лиц сторон, ответственных за выполнение условий договора;
4) ответственность сторон за несоблюдение требований к параметрам качества теплоснабжения, нарушение режима потребления тепловой энергии, в том числе ответственность за нарушение условий о количестве, качестве и значениях термодинамических параметров возвращаемого теплоносителя;
5) ответственность потребителей за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по оплате тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя, в том числе обязательств по их предварительной оплате, если такое условие предусмотрено договором;
6) обязательства теплоснабжающей организации по обеспечению надежности теплоснабжения в соответствии с требованиями технических регламентов и с правилами организации теплоснабжения, утвержденными Правительством Российской Федерации, и соответствующие обязательства потребителя тепловой энергии;
7) иные существенные условия, установленные правилами организации теплоснабжения, утвержденными Правительством Российской Федерации.
Оплата тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя осуществляется в соответствии с тарифами, установленными органом регулирования, или ценами, определяемыми соглашением сторон, в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
В соответствии со статьей 161 Жилищного кодекса Российской Федерации собственники помещений в многоквартирном доме обязаны выбрать один из способов управления многоквартирным домом:
1) непосредственное управление собственниками помещений в многоквартирном доме;
2) управление товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом;
3) управление управляющей организацией.
В силу части 2 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья) в течение согласованного срока за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
Согласно пункту 2 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя, в том числе, плату за коммунальные услуги (плата за холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение, отопление).
К отношениям сторон в спорный период подлежат применению положения Постановления Правительства РФ от 23.05.2006 N 307 "О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам" (вместе с "Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам") (далее - Правила N 307).
Пунктом 1 Постановления Правительства Красноярского края от 13.09.2012 N 460-п "О расчете размера платы за коммунальную услугу по отоплению для собственников и пользователей помещений в многоквартирных домах и жилых домов на территории Красноярского края до 1 июля 2016 года", установлено, что при расчете размера платы за коммунальную услугу по отоплению для собственников и пользователей помещений в многоквартирных домах и жилых домов на территории Красноярского края до 01.07.2016, за исключением муниципального образования Красноярского края город Канск подлежит применению порядок расчета размера платы за коммунальную услугу по отоплению в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307 "О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам", с использованием при этом нормативов потребления тепловой энергии по отоплению, действовавших по состоянию на 30.06.2012, с учетом особенностей, предусмотренных пунктами 1.1, 1.2 настоящего Постановления.
Пунктами 1.1, 1.2 Постановления Правительства Красноярского края от 13.09.2012 N 460-п "О расчете размера платы за коммунальную услугу по отоплению для собственников и пользователей помещений в многоквартирных домах и жилых домов на территории Красноярского края до 1 июля 2016 года", установлено, что определение размера платы за коммунальную услугу по отоплению, предоставленную потребителю в не оборудованном индивидуальным прибором учета тепловой энергии жилом доме, или в не оборудованном индивидуальным либо общим (квартирным) прибором учета тепловой энергии жилом помещении (квартире), или нежилом помещении в многоквартирном доме, который не оборудован коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии, на территории муниципальных образований город Минусинск и город Красноярск (за исключением многоквартирных домов с количеством этажей 1 или 2 до 1999 года постройки включительно) до 01.07.2016 осуществляется в соответствии с Правилами расчета размера платы за коммунальную услугу по отоплению до 01.07.2016 года, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.08.2012 N 857 "Об особенностях применения Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов", с оплатой потребителями коммунальной услуги по отоплению равномерно за все расчетные месяцы календарного года.
При расчете размера платы за коммунальную услугу по отоплению для собственников и пользователей помещений в многоквартирных домах с количеством этажей 1 или 2 до 1999 года постройки включительно на территории муниципального образования город Красноярск до 01.07.2016 подлежит применению порядок расчета размера платы за коммунальную услугу по отоплению, предусмотренный пунктом 1 настоящего Постановления, с использованием норматива потребления тепловой энергии по отоплению в размере 0,0244 Гкал/м (п. 1.2 указанного постановления).
В соответствии с пунктом 42 (1) Постановления Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 (ред. от 25.12.2015 N 16) "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов", действующим в период с 07.01.2016 по 29.06.2016 (вместе с "Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов"), при отсутствии коллективного (общедомового), общих (квартирных) и индивидуальных приборов учета во всех жилых или нежилых помещениях многоквартирного дома размер платы за коммунальную услугу по отоплению определяется в соответствии с формулой 2 приложения N 2 к настоящим Правилам исходя из норматива потребления коммунальной услуги.
В многоквартирном доме, который оборудован коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии и в котором не все жилые или нежилые помещения оборудованы индивидуальными и (или) общими (квартирными) приборами учета (распределителями) тепловой энергии, размер платы за коммунальную услугу по отоплению в жилом помещении определяется в соответствии с формулой 3 приложения N 2 к настоящим Правилам исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии.
В многоквартирном доме, который оборудован коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии и в котором все жилые и нежилые помещения оборудованы индивидуальными и (или) общими (квартирными) приборами учета (распределителями) тепловой энергии, размер платы за коммунальную услугу по отоплению в жилом и нежилом помещениях определяется в соответствии с формулой 3(1) приложения N 2 к настоящим Правилам исходя из показаний индивидуальных и (или) общих (квартирных) приборов учета тепловой энергии.
При открытой системе теплоснабжения (горячего водоснабжения), в случае если узел учета тепловой энергии многоквартирного дома оснащен коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии, учитывающим общий объем (количество) тепловой энергии, потребленной на нужды отопления и горячего водоснабжения, для определения размера платы за коммунальную услугу по отоплению в соответствии с положениями абзацев второго и третьего настоящего пункта объем (количество) тепловой энергии, потребленной за расчетный период на нужды отопления, в течение отопительного периода определяется как разность объема (количества) потребленной за расчетный период тепловой энергии, определенного по показаниям коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии, которым оборудован многоквартирный дом, и произведения объема (количества) потребленной за расчетный период тепловой энергии, использованной на подогрев воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, определенного исходя из норматива расхода тепловой энергии, использованной на подогрев воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, и объема (количества) горячей воды, потребленной в жилых и нежилых помещениях многоквартирного дома и на общедомовые нужды.
В случае если при открытой системе теплоснабжения (горячего водоснабжения) в многоквартирном доме коллективные (общедомовые) приборы учета установлены раздельно в системе отопления и в системе горячего водоснабжения, размер платы за коммунальную услугу по отоплению определяется в соответствии с положениями абзацев второго и третьего настоящего пункта.
В соответствии с пунктом 42 (1) Постановления Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 (ред. от 29.06.2016 N 17), действующим в период с 29.06.2016 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов" (вместе с "Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов"), Оплата коммунальной услуги по отоплению осуществляется одним из двух способов - в течение отопительного периода либо равномерно в течение календарного года.
При отсутствии коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии в многоквартирном доме, а также индивидуального прибора учета тепловой энергии в жилом доме размер платы за коммунальную услугу по отоплению определяется по формулам 2 и 2(1) приложения N 2 к настоящим Правилам исходя из норматива потребления коммунальной услуги по отоплению.
При наличии технической возможности установки коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии в многоквартирном доме размер платы за коммунальную услугу по отоплению определяется по формулам 2(2) и 2(3) приложения N 2 к настоящим Правилам исходя из норматива потребления коммунальной услуги по отоплению с учетом повышающего коэффициента.
В многоквартирном доме, который оборудован коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии и в котором не все жилые или нежилые помещения оборудованы индивидуальными и (или) общими (квартирными) приборами учета (распределителями) тепловой энергии, размер платы за коммунальную услугу по отоплению в помещении определяется по формулам 3, 3(1) и 3(2) приложения N 2 к настоящим Правилам исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии.
В многоквартирном доме, который оборудован коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии и в котором все жилые и нежилые помещения оборудованы индивидуальными и (или) общими (квартирными) приборами учета (распределителями) тепловой энергии, размер платы за коммунальную услугу по отоплению в помещении определяется по формулам 3(3) и 3(4) приложения N 2 к настоящим Правилам исходя из показаний индивидуальных и (или) общих (квартирных) приборов учета тепловой энергии и показаний коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии (абзац 5 пункта 42.1).
При выборе способа оплаты коммунальной услуги по отоплению в течение отопительного периода при открытой системе теплоснабжения (горячего водоснабжения), в случае если узел учета тепловой энергии многоквартирного дома оснащен коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии, учитывающим общий объем (количество) тепловой энергии, потребленной на нужды отопления и горячего водоснабжения, для определения размера платы за коммунальную услугу по отоплению в соответствии с положениями абзацев четвертого и пятого настоящего пункта объем (количество) тепловой энергии, потребленной за расчетный период на нужды отопления, в течение отопительного периода определяется как разность объема (количества) потребленной за расчетный период тепловой энергии, определенного по показаниям коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии, которым оборудован многоквартирный дом, и произведения объема (количества) потребленной за расчетный период тепловой энергии, использованной на подогрев воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, определенного исходя из норматива расхода тепловой энергии, использованной на подогрев воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, и объема (количества) горячей воды, потребленной в жилых и нежилых помещениях многоквартирного дома и на общедомовые нужды (абзац 6 пункта 42.1)..
При выборе способа оплаты коммунальной услуги по отоплению в течение отопительного периода, в случае если при открытой системе теплоснабжения (горячего водоснабжения) в многоквартирном доме коллективные (общедомовые) приборы учета установлены раздельно в системе отопления и в системе горячего водоснабжения, размер платы за коммунальную услугу по отоплению определяется в соответствии с положениями абзацев четвертого и пятого настоящего пункта (абзац 7 пункта 42.1).
В пункте 42(2) Правил N 354 предусмотрено, что способ оплаты коммунальной услуги по отоплению в течение отопительного периода применяется с начала отопительного периода в году, следующем за годом, в котором органом государственной власти субъекта Российской Федерации принято решение о выборе такого способа, а способ оплаты коммунальной услуги по отоплению равномерно в течение календарного года - с 1 июля года, следующего за годом, в котором органом государственной власти субъекта Российской Федерации принято решение о выборе такого способа. В случае принятия органом государственной власти субъекта Российской Федерации решения об изменении способа оплаты коммунальной услуги по отоплению исполнитель осуществляет перерасчет размера платы за коммунальную услугу по отоплению в I квартале календарного года, следующего за годом, в котором происходит изменение способа оплаты, в соответствии с формулой 6(1) приложения N 2 к настоящим Правилам.
Исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства, по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, с учетом мнений сторон, суд первой инстанции пришел к следующему.
Пунктом 6 статьи 153 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрен момент возникновения обязанности по внесению платы за жилищно-коммунальные услуги: лица, принявшего от застройщика (лица, обеспечивающего строительство многоквартирного дома) после выдачи ему разрешения на ввод многоквартирного дома в эксплуатацию помещения в данном доме по передаточному акту или иному документу о передаче, с момента такой передачи.
Из пункта 13 Правил N 354 следует, что предоставление коммунальных услуг обеспечивается управляющей организацией, товариществом или кооперативом либо организацией, указанной в подпункте "б" пункта 10 настоящих Правил, посредством заключения с ресурсоснабжающими организациями договоров о приобретении коммунальных ресурсов в целях использования таких ресурсов при предоставлении коммунальных услуг потребителям, в том числе путем их использования при производстве отдельных видов коммунальных услуг (отопление, горячее водоснабжение) с применением оборудования, входящего в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, и надлежащего исполнения таких договоров.
Условия договоров о приобретении коммунальных ресурсов в целях использования таких ресурсов для предоставления коммунальных услуг потребителям определяются с учетом настоящих Правил и иных нормативных правовых актов Российской Федерации.
Пункт 14 Правил N 354 гласит о том, что управляющая организация, выбранная в установленном жилищным законодательством Российской Федерации порядке для управления многоквартирным домом, приступает к предоставлению коммунальных услуг потребителям в многоквартирном доме с даты, указанной в решении общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме о выборе управляющей организации, или с даты заключения договора управления многоквартирным домом, в том числе с управляющей организацией, выбранной органом местного самоуправления по итогам проведения открытого конкурса, но не ранее даты начала поставки коммунального ресурса по договору о приобретении коммунального ресурса, заключенному управляющей организацией с ресурсоснабжающей организацией. Управляющая организация прекращает предоставление коммунальных услуг с даты расторжения договора управления многоквартирным домом по основаниям, установленным жилищным или гражданским законодательством Российской Федерации, или с даты расторжения договора о приобретении коммунального ресурса, заключенного управляющей организацией с ресурсоснабжающей организацией.
Организация, указанная в подпункте "б" пункта 10 настоящих Правил, приступает к предоставлению коммунальных услуг потребителям в жилом доме (домовладении) с даты начала предоставления коммунальных услуг, указанной в заключенном с собственником жилого дома (домовладения) в письменной форме договоре о предоставлении коммунальных услуг. Организация, указанная в подпункте "б" пункта 10 настоящих Правил, прекращает предоставление коммунальных услуг с даты расторжения договора о предоставлении коммунальных услуг по основаниям, установленным жилищным или гражданским законодательством Российской Федерации (пункт 16 Правил N 354).
Согласно пункту 17 Правил N 354 ресурсоснабжающая организация, для которой в соответствии с законодательством Российской Федерации о водоснабжении, водоотведении, электроснабжении, теплоснабжении, газоснабжении заключение договора с потребителем является обязательным, приступает к предоставлению коммунальной услуги соответствующего вида:
а) собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме, в котором в качестве способа управления выбрано непосредственное управление, - с даты, указанной в решении общего собрания собственников помещений о выборе такого способа управления, до даты начала предоставления коммунальных услуг управляющей организацией либо товариществом или кооперативом, указанной в пункте 14 или 15 настоящих Правил;
б) собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме, в котором не выбран способ управления либо способ управления выбран, но не наступили события, указанные в пунктах 14 и 15 настоящих Правил, - со дня возникновения права собственности на помещение, со дня предоставления жилого помещения жилищным кооперативом, со дня заключения договора найма, со дня заключения договора аренды, если иной срок не установлен законодательством Российской Федерации о водоснабжении, водоотведении, электроснабжении, теплоснабжении, газоснабжении, или со дня прекращения ранее выбранного способа управления многоквартирным домом до дня начала предоставления коммунальных услуг управляющей организацией либо товариществом или кооперативом, указанных в пункте 14 или 15 настоящих Правил;
в) собственникам и пользователям жилых домов (домовладений) - со дня первого фактического подключения жилого дома (домовладения) в установленном порядке к централизованной сети инженерно-технического обеспечения непосредственно или через сети инженерно-технического обеспечения, связывающие несколько жилых домов (домовладений), расположенных на близлежащих земельных участках, если иной срок не установлен законодательством Российской Федерации о водоснабжении, водоотведении, электроснабжении, теплоснабжении, газоснабжении, за исключением периода времени, в течение которого между собственником жилого дома (домовладения) и организацией, указанной в подпункте "б" пункта 10 настоящих Правил, в письменной форме заключен и исполняется договор о предоставлении коммунальных услуг и такой договор не расторгнут.
Из пункта 19 Постановление Правительства РФ от 14.02.2012 N 124 (ред. от 25.02.2014) "О правилах, обязательных при заключении договоров снабжения коммунальными ресурсами для целей оказания коммунальных услуг" (вместе с "Правилами, обязательными следует, что при установлении в договоре ресурсоснабжения условий, касающихся начала поставки коммунального ресурса", учитывается следующее:
- поставка коммунального ресурса по договору ресурсоснабжения, заключенному с управляющей организацией, осуществляется с даты, указанной в договоре ресурсоснабжения, которая не может быть ранее даты, с которой у управляющей организации возникает обязанность предоставлять коммунальные услуги потребителям;
- поставка коммунального ресурса по договору ресурсоснабжения, заключенному с товариществом или кооперативом, осуществляется с даты, указанной в договоре ресурсоснабжения, которая не может быть ранее даты государственной регистрации товарищества или кооператива.
Согласно пункту 1 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации договор управления многоквартирным домом заключается с управляющей организацией, которой предоставлена лицензия на осуществление деятельности по управлению многоквартирными домами в соответствии с требованиями настоящего Кодекса, в письменной форме или в электронной форме с использованием системы путем составления одного документа, подписанного сторонами. При выборе управляющей организации общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме с каждым собственником помещения в таком доме заключается договор управления на условиях, указанных в решении данного общего собрания. При этом собственники помещений в данном доме, обладающие более чем пятьюдесятью процентами голосов от общего числа голосов собственников помещений в данном доме, выступают в качестве одной стороны заключаемого договора.
По договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья, органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива, лица, указанного в пункте 6 части 2 статьи 153 настоящего Кодекса, либо в случае, предусмотренном частью 14 статьи 161 настоящего Кодекса, застройщика) в течение согласованного срока за плату обязуется выполнять работы и (или) оказывать услуги по управлению многоквартирным домом, оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность (пункт 2 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Следовательно, управляющая компания при осуществлении функций управления действует не в своих собственных интересах, а в интересах собственников (жильцов) дома.
Согласно пункту 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг (в том числе нормативов накопления твердых коммунальных отходов), утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. При расчете платы за коммунальные услуги для собственников помещений в многоквартирных домах, которые имеют установленную законодательством Российской Федерации обязанность по оснащению принадлежащих им помещений приборами учета используемых воды, электрической энергии и помещения которых не оснащены такими приборами учета, применяются повышающие коэффициенты к нормативу потребления соответствующего вида коммунальной услуги в размере и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации. Правила предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, особенности предоставления отдельных видов коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме и жилых домов, условия и порядок заключения соответствующих договоров, а также правила, обязательные при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Пунктом 2 Правил N 354 внутридомовые инженерные системы определяются, как являющиеся общим имуществом собственников помещений в многоквартирном доме инженерные коммуникации (сети), механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, предназначенные для подачи коммунальных ресурсов от централизованных сетей инженерно-технического обеспечения до внутриквартирного оборудования, а также для производства и предоставления исполнителем коммунальной услуги по отоплению и (или) горячему водоснабжению (при отсутствии централизованных теплоснабжения и (или) горячего водоснабжения).
Из материалов дела следует, что многоквартирный жилой дом, расположенный по адресу: г. Красноярск, ул. Вавилова, д. N 47 "в" введен в эксплуатацию разрешением от 15.06.2016 N 24-308-01/5466-дг-2014 (протоколом общего собрания собственников от 01.07.2017 N 1, определена форма управления МКД - выбрана управляющая организация - ООО "УК "Фрегат"", заключен договор управления. 19.07.2016); многоквартирный жилой дом, расположенный по адресу: г. Красноярск, ул. Вавилова, д.37 "д" введен в эксплуатацию разрешением от 30.06.2016 N 24-308-31-3276А-2008 (протоколом общего собрания собственников от 18.07.2017 N 1, определена форма управления МКД - выбрана управляющая организация - ООО "УК "Фрегат"", заключен договор управления. 03.08.2016).
Как следует из материалов дела, акты промывки и опрессовки, составляемые перед началом отопительного периода в отношении спорных домов не составлялись, так как указанные дома является вновь вводимыми объектами в эксплуатацию.
27.09.2016 представителем ответчика по доверенности от 11.04.2016 N 47 Лазуткиным И. В. были приняты к учёту тепловой энергии МКД Вавилова, 37 "д" и Вавилова, 47 "в", о чём был выдан акт N 5/124 "Ввода в эксплуатацию узла учёта тепловой энергии, теплоносителя (УУТЭ) у потребителя" (на МКД по ул. Вавилова, 37 "д") В отношении дома по адресу: ул. Вавилова, 47 "в" акт инспектором не был оформлен, однако в дальнейшем, как указывает истец, ответчик совершает конклюдентные действия (принимает показания к учёту и выставляет соответствующие счета).
Согласно пункту 5 Правил N 354, если тепловая энергия для нужд отопления помещений подается во внутридомовые инженерные системы по централизованным сетям инженерно-технического обеспечения, то исполнитель начинает и заканчивает отопительный период в сроки, установленные уполномоченным органом. Отопительный период должен начинаться не позднее и заканчиваться не ранее дня, следующего за днем окончания 5-дневного периода, в течение которого соответственно среднесуточная температура наружного воздуха ниже 8 градусов Цельсия или среднесуточная температура наружного воздуха выше 8 градусов Цельсия.
Распоряжением Администрации города Красноярска от 20.09.2016 N 275-р "О начале отопительного периода 2016/17 года в городе Красноярске" установлено начало отопительного периода 2016/17 на территории города Красноярска - в соответствии с пунктом 1 указанного распоряжения, с 00:00 22.09.2016.
Как следует из материалов дела, спорные многоквартирные жилые дома, расположенные по адресу: г. Красноярск, ул. Вавилова, д. N 47 "в"; г. Красноярск, ул. Вавилова, д.37 "д", введены в эксплуатацию 15.06.2016 и 30.06.2016 соответственно.
В материалах дела отсутствуют документы, подтверждающие поставку тепловой энергии в указанные дома ранее начала отопительного периода 2016/17 годов.
При изложенных обстоятельствах суд первой инстанции обоснованно указал, что взимание платы не за фактически потребленное количество теплоэнергии, не соответствует природе отношений из договоров энергоснабжения, в том числе положениям статьи 544 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Суд первой инстанции пришел к верному выводу, что обязательства управляющей компании перед ресурсоснабжающей организацией не могут быть больше обязательств собственников помещений многоквартирного дома перед управляющей компанией.
Повторно исследовав материалы дела суд апелляционной инстанции признает обоснованными выводы суда первой инстанции, что в данном случае, расчет платы за оказанную услугу в части отопления спорных жилых домов должен производиться с даты начала отопительного периода, согласно Распоряжению Администрации г. Красноярска от 20.09.2016 N 275-р.
Доказательств поставки коммунальных услуг в части поставки тепловой энергии в целях отопления в указанные в иске вновь вводимые многоквартирные жилые дома, ранее даты начала отопительного периода в г. Красноярске, в материалы дела не представлено.
В связи с чем, произведенные ответчиком начисления по вышеуказанным в исковом заявлении корректировочным счетам-фактурам, является необоснованными.
В силу пункта 14 Правил N 354 управляющая организация, выбранная в установленном жилищным законодательством Российской Федерации порядке для управления многоквартирным домом, приступает к предоставлению коммунальных услуг потребителям в многоквартирном доме с даты, указанной в решении общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме о выборе управляющей организации, или с даты заключения договора управления многоквартирным домом, в том числе с управляющей организацией, выбранной органом местного самоуправления по итогам проведения открытого конкурса, но не ранее даты начала поставки коммунального ресурса по договору о приобретении коммунального ресурса.
Как выше уже указывалось, доказательств поставки коммунальных услуг в части поставки тепловой энергии в целях отопления в указанные в иске вновь вводимые многоквартирные жилые дома, ранее даты начала отопительного периода в г. Красноярске, в материалы дела не представлено.
Таким образом, указанные доводы не принимаются апелляционным судом и подлежат отклонению как документально не подтвержденные.
Также не принимает судом апелляционной инстанции довод ответчика о том, что начисление стоит производить равномерно, в течение календарного года, поскольку данному доводу была дана надлежащая правовая оценка судом первой инстанции, в связи с чем, у суда апелляционной инстанции, отсутствуют основания для переоценки выводов суда первой инстанции.
Довод ответчика о том, что в отсутствии допущенного в установленном законом порядке общедомового прибора учета (далее - ПУ), у ответчика отсутствовали основания для проведения перерасчета и снятия начисления по отоплению, выполненного по нормативу, являлся предметом исследования суда первой инстанции и ему дана надлежащая правовая оценка.
Довод о том, что у ответчика имеются сомнения в правильности показаний ПУ жилого дома по ул. Вавилова, 37Д не принимается судом апелляционной инстанции, поскольку как указывалось ранее, ответчик принимал показания к учёту и выставлял соответствующие счета. Сомнения ответчика не подтвержденные документально не могут являться основанием для отмены судебного акта.
Оценивая изложенные в апелляционной жалобе доводы, суд апелляционной инстанции установил, что ответчик приводит те же доводы, что и в суде первой инстанции, в жалобе отсутствуют ссылки на факты, которые не были предметом рассмотрения суда первой инстанции, имели бы юридическое значение и могли бы повлиять в той или иной степени на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции.
Выводы суда первой инстанции соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в нем доказательствам, нарушений норм материального и процессуального права судом не допущено, в связи с чем апелляционная жалоба по изложенным в ней доводам удовлетворению не подлежит.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьей 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации расходы по оплате государственной пошлины в размере 3000 рублей за рассмотрение апелляционной жалобы относятся на заявителя жалобы.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Третий арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Красноярского края от 10 января 2019 года по делу N А33-30627/2017 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Настоящее постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через арбитражный суд, принявший решение.
Председательствующий |
О.Ю. Парфентьева |
Судьи |
Н.Н. Белан |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А33-30627/2017
Истец: ООО Управляющая компания "ФРЕГАТ"
Ответчик: АО "ЕНИСЕЙСКАЯ ТЕРРИТОРИАЛЬНАЯ ГЕНЕРИРУЮЩАЯ КОМПАНИЯ ТГК-13"
Третье лицо: МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА КРАСНОЯРСКА "УПРАВЛЕНИЕ ДОРОГ, ИНФРАСТРУКТУРЫ И БЛАГОУСТРОЙСТВА"