г. Саратов |
|
10 апреля 2019 г. |
Дело N А57-15986/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 03 апреля 2019 года.
Полный текст постановления изготовлен 10 апреля 2019 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Антоновой О.И.,
судей Борисовой Т.С., Волковой Т.В.
при ведении протокола секретарем судебного заседания Шебалковой К.В.
при участии:
от Администрации Марксовского муниципального района Саратовской области - Галушко Геннадий Юрьевич, действующий на основании доверенности от 02.04.2019, Агапитова Екатерина Августовна, действующая на основании доверенности от 18.10.2018.
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Билетный терминал"
на решение Арбитражного суда Саратовской области от 11 февраля 2019 года по делу N А57- 15986/2018
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Билетный терминал" (ОГРН 1156451032748, ИНН 6452119605)
к Администрации Марксовского муниципального района Саратовской области третьи лица: Акционерное общество "Автокомбинат-2", Индивидуальный предприниматель Казарин Артем Александрович, заинтересованное лицо: УФАС по Саратовской области,
о признании недействительным открытого конкурса на право получения свидетельства об осуществлении перевозок по одному или нескольким муниципальным маршрутам регулярных перевозок на территории Марксовского муниципального района о признании недействительными свидетельства об осуществлении перевозок по маршрутам регулярных перевозок, выданных Администрацией Марксовского муниципального района Саратовской области ООО "Билетный терминал", применении последствий недействительности сделки,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Билетный терминал", г. Саратов, обратилось в Арбитражный суд Саратовской области с исковым заявлением к администрации Марксовского муниципального района Саратовской области, г. Маркс, Саратовская область, о признании недействительным открытого конкурса на право получения свидетельства об осуществлении перевозок по одному или нескольким муниципальным маршрутам регулярных перевозок на территории Марксовского муниципального района Саратовской области; о признании недействительными свидетельств об осуществлении перевозок по маршрутам регулярных перевозок, выданных администрацией Марксовского муниципального района Саратовской области обществу с ограниченной ответственностью "Билетный терминал", применении последствий недействительности сделки.
Решением суда от 11.02.2019 в удовлетворении иска отказано, что послужило основанием для обращения в суд с апелляционной жалобой.
Законность и обоснованность принятого по делу судебного акта проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, постановлением администрации Марксовского муниципального района Саратовской области от 14.02.2018 года N 184-н "Об организации пассажирских перевозок транспортными средствами общего пользования на автобусных маршрутах Марксовского муниципального района Саратовской области" уполномоченным органом, осуществляющим функции по организации регулярных перевозок на территории Марксовского муниципального района Саратовской области, определена администрация муниципального района в лице отдела благоустройства и дорожного контроля управления по жилищно-коммунальному хозяйству и жилищной политике администрации Марксовского муниципального района Саратовской области.
Постановлением Марксовского муниципального района Саратовской области от 30.03.2018 года N 423-н утвержден реестр муниципальных маршрутов регулярных перевозок муниципального образования город Маркс и Марксовского муниципального района Саратовской области.
В целях отбора перевозчиков, обеспечивающих безопасные и лучшие условия перевозки пассажиров по автобусным маршрутам на территории муниципального района, постановлением администрации Марксовского муниципального района Саратовской области от 02.04.2018 года N 424 был объявлен конкурс на право получения свидетельства об осуществлении перевозок по одному или нескольким муниципальным маршрутам регулярных перевозок на территории Марксовского муниципального района Саратовской области, а также утверждены извещение о проведении открытого конкурса и соответствующая конкурсная документация.
Извещение о проведении открытого конкурса на право получения свидетельства об осуществлении перевозок по одному или нескольким муниципальным маршрутам регулярных перевозок по нерегулируемым тарифам на территории Марксовского муниципального района Саратовской области и конкурсная документация опубликованы на официальном сайте Марксовского муниципального района Саратовской области в информационно-телекоммуникационной сети Интернет - http://www.marksadm.ru.
Постановлением администрации Марксовского муниципального района Саратовской области от 26.04.2018 года N 619 в постановление от 02.04.2018 года N 424 были внесены изменения в части определения места, даты и времени приема конвертов с заявками, места, даты и времени вскрытия конвертов с заявками, места и даты рассмотрения заявок, а также места и даты подведения итогов открытого конкурса.
Конверты с заявками на участие в открытом конкурсе принимались и регистрировались организатором конкурса с 02.04.2018 года в рабочие дни с 08:00 час. до 17:00 час., перерыв с 13:00 час. до 14:00 час. (МСК+1, московское время плюс 1 час, UTC+4) по адресу местонахождения организатора открытого конкурса - администрации Марксовского муниципального района Саратовской области.
Прием и регистрация конвертов с заявками на участие в открытом конкурсе завершились в 09:30 час. (МСК+1, московское время плюс 1 час, UTC+4) 15.05.2018 года; процедура вскрытия конвертов с заявками и рассмотрения заявок на участие в открытом конкурсе произведена конкурсной комиссией в 11:00 час. (МСК+1, московское время плюс 1 час, UTC+4) 15.05.2018 года.
Протокол вскрытия конвертов с заявками и рассмотрения заявок на участие в открытом конкурсе размещен организатором конкурса на официальном сайте Марксовского муниципального района Саратовской области в информационно-телекоммуникационной сети Интернет - http://www.marksadm.ru 16.05.2018 года.
Согласно протоколу вскрытия конвертов с заявками и рассмотрения заявок на участие в открытом конкурсе от 15.05.2018 года всего было подано три заявки на право на получение свидетельства об осуществлении перевозок по одному или нескольким муниципальным маршрутам регулярных перевозок по нерегулируемым тарифам на территории Марксовского муниципального района с необходимым пакетом документов; единогласным решением конкурсной комиссии все заявители, в том числе и ООО "Билетный терминал", были допущены к участию в открытом конкурсе.
Согласно протоколу оценки и сопоставления заявок на участие в открытом конкурсе от 17.05.2018 года заявка ООО "Билетный терминал" набрала наибольшее количество баллов (33,11) в соответствии со шкалой для оценки критериев (приложение N 6 конкурсной документации) по сравнению с заявками АО "Автокомбинат-2" (27,96) и ИП Казарина А.А. (14,38). В соответствии с пунктом 11.3 конкурсной документации ООО "Билетный терминал" признано победителем открытого конкурса в отношении муниципальных маршрутов регулярных перевозок лота N 1.
В соответствии с пунктом 11.4 конкурсной документации администрацией Марксовского муниципального района Саратовской области истцу выданы свидетельства об осуществлении перевозок по всем 23 объявленным муниципальным маршрутам регулярных перевозок на территории Марксовского муниципального района Саратовской области.
Полагая, что при организации и проведении открытого конкурса администрацией Марксовского муниципального района Саратовской области были допущены существенные нарушения порядка проведения торгов ООО "Билетный терминал" обратилось в арбитражный суд с соответствующим исковым заявлением, в котором просит применить последствия недействительности сделки.
В обоснование заявленных требований истец указывает, что приложение N 1 к конкурсной документации в полном объеме соответствовало реестру муниципальных маршрутов регулярных перевозок муниципального образования город Маркс и Марксовского муниципального района Саратовской области, утвержденного постановлением администрации Марксовского муниципального района Саратовской области от 30.03.2018 года N 423-н.
Так, и в реестре маршрутов и в конкурсной документации регулярный маршрут N 104 "Плодосовхоз - Павловка" был обозначен как маршрут пригородного сообщения. Для его обслуживания требовался один автобус большого класса и один автобус малого класса.
По результатам открытого конкурса истцом получено, в том числе, свидетельство на регулярный маршрут N 104 "Плодосовхоз - Павловка" как маршрут пригородного сообщения.
Между тем, приступив к осуществлению перевозок, в том числе льготных категорий граждан, истцу стало известно, что в период проведения конкурсных процедур постановлением администрации Марксовского муниципального района Саратовской области от 11.05.2018 года N 706-н в постановление от 30.03.2018 года N 423-н "Об утверждении реестра муниципальных маршрутов регулярных перевозок муниципального образования город Маркс и Марксовского муниципального района Саратовской области" внесены изменения, пригородный маршрут N 104 "Плодосовхоз - Павловка" был заменен городским маршрутом N 4 "Плодосовхоз - Павловка".
Соответственно, как указывает истец, при подведении итогов конкурса и в настоящее время реестр маршрутов не соответствует заявленному объекту открытого конкурса, а выданное по результатам конкурса свидетельство не соответствует фактическому осуществлению деятельности ООО "Билетный терминал".
Оказывая услуги по перевозке пассажиров, в том числе льготных категорий граждан, в силу действующих нормативно-правовых актов Саратовской области, ООО "Билетный терминал" не имеет возможности обратиться в министерство социального развития Саратовской области за получением компенсации в виде субсидий из областного бюджета за перевозку льготных категорий граждан, исходя из чего предприятие терпит убытки в виде неполученной платы за проезд льготных категорий граждан.
Разрешая настоящий спор, су первой инстанции исходил из следующего.
Федеральный закон "Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" от 13.07.2015 год N 220-ФЗ регулирует отношения по организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, в том числе отношения, связанные с установлением, изменением, отменой маршрутов регулярных перевозок, допуском юридических лиц и индивидуальных предпринимателей к осуществлению регулярных перевозок, использованием для осуществления регулярных перевозок объектов транспортной инфраструктуры, а также с организацией контроля за осуществлением регулярных перевозок (статья 1 Закона N 220-ФЗ).
Положения Закона N 220-ФЗ, вступившие в силу с 11.01.2016 года, выделяют два вида регулярных перевозок - регулярные перевозки по регулируемым тарифам или регулярные перевозки по нерегулируемым тарифам.
Регулярные перевозки по регулируемым тарифам - регулярные перевозки, осуществляемые с применением тарифов, установленных органами государственной власти субъектов Российской Федерации или органами местного самоуправления, и предоставлением всех льгот на проезд, утвержденных в установленном порядке. Регулярные перевозки по нерегулируемым тарифам - регулярные перевозки, осуществляемые с применением тарифов, установленных перевозчиком.
В части 1 статьи 21 Закона об организации перевозок определен предмет открытого конкурса на право осуществления перевозок по маршруту регулярных перевозок - это право на получение свидетельства об осуществлении перевозок по одному или нескольким муниципальным маршрутам регулярных перевозок, межмуниципальным маршрутам регулярных перевозок или смежным межрегиональным маршрутам регулярных перевозок.
В силу пункта 27 части 1 статьи 3 Закона N 220-ФЗ документ планирования регулярных перевозок является нормативным правовым актом высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или исполнительно-распорядительного органа муниципального образования, устанавливающим перечень мероприятий по развитию регулярных перевозок, организация которых в соответствии с данным Федеральным законом отнесена к компетенции соответственно уполномоченных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и уполномоченных органов местного самоуправления.
На основании части 1 статьи 12 Закона N 220-ФЗ порядок установления, изменения, отмены муниципальных маршрутов регулярных перевозок, межмуниципальных маршрутов регулярных перевозок (в том числе основания для отказа в установлении либо изменении данных маршрутов, основания для отмены данных маршрутов) устанавливается законами и (или) иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными нормативными правовыми актами с учетом положений данного Закона.
Таким образом, уполномоченные Законом N 220-ФЗ органы действуют в рамках публично-правовых полномочий по обеспечению населения транспортными услугами: устанавливают, изменяют, отменяют маршруты регулярных перевозок; допускают юридических лиц и индивидуальных предпринимателей к их осуществлению; используют для осуществления регулярных перевозок объекты транспортной инфраструктуры, а также организуют контроль за осуществлением регулярных перевозок.
В силу части 1 статьи 19 Закона N 220-ФЗ свидетельство об осуществлении перевозок по муниципальному маршруту регулярных перевозок, межмуниципальному маршруту регулярных перевозок, смежному межрегиональному маршруту регулярных перевозок и карты соответствующего маршрута выдаются уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации или уполномоченными органами местного самоуправления, установившими данные маршруты.
В рассматриваемом случае и пригородный маршрут N 104 "Плодосовхоз - Павловка", и городской маршрут N 4 "Плодосовхоз - Павловка" были установлены администрацией Марксовского муниципального района Саратовской области.
При этом сам маршрут не изменялся, изменился вид маршрута (с пригородного на городской).
Согласно статье 449 Гражданского кодекса Российской Федерации торги, проведенные с нарушением правил, установленных законом, могут быть признаны судом недействительными по иску заинтересованного лица. Признание торгов недействительными влечет недействительность договора, заключенного с лицом, выигравшим торги. Торги могут быть признаны недействительными в случае, если: кто-либо необоснованно был отстранен от участия в торгах; на торгах неосновательно была не принята высшая предложенная цена; продажа была произведена ранее указанного в извещении срока; были допущены иные существенные нарушения порядка проведения торгов, повлекшие неправильное определение цены продажи; были допущены иные нарушения правил, установленных законом. По смыслу данной нормы требование о признании торгов недействительными может быть удовлетворено, если это приведет к восстановлению нарушенных прав.
В пункте 44 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 10 и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 22 от 29.04.2010 года "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" разъяснено, что споры о признании торгов недействительными рассматриваются по правилам, установленным для признания недействительными оспоримых сделок.
Статьей 448 Гражданского кодекса Российской Федерации установлены общие требования к организации и порядку проведения торгов.
Согласно пункту 4 статьи 447 Гражданского кодекса Российской Федерации торги проводятся в форме аукциона или конкурса. Выигравшим торги по конкурсу признается лицо, которое по заключению конкурсной комиссии, заранее назначенной организатором торгов, предложило лучшие условия.
Как указал в Определении от 16.07.2009 года N 739-О-О Конституционный Суд Российской Федерации, положение пункта 1 статьи 449 Гражданского кодекса Российской Федерации о том, что торги, проведенные с нарушением правил, установленных законом, могут быть признаны судом недействительными по иску заинтересованного лица, по существу воспроизведенное применительно к процедуре размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд в части 5 статьи 10 Федерального закона "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд", направлено - в системной связи с пунктом 2 статьи 449 Гражданского кодекса Российской Федерации, предусматривающим, что такое признание влечет недействительность договора, заключенного с выигравшим торги лицом, - на реальное восстановление нарушенных прав заинтересованного лица.
Следовательно, для признания недействительными результатов торгов и сделки, заключенной по итогам их проведения, должна быть установлена совокупность двух условий: нарушение закона при проведении торгов, которое могло повлечь искажение их результатов; наличие материально-правового интереса истца, который, будучи допущенным к участию в торгах, мог бы конкурировать с иными его участниками и предложить более выгодные условия (применительно к торгам, проводимым в форме конкурса ).
Отсутствие хотя бы одного из указанных условий исключает удовлетворение иска о признании недействительными открытого конкурса и сделки, заключенной по их результатам.
Вместе с тем, в нарушение положения статьи 65 АПК РФ, обращаясь с исковым заявлением, ООО "Билетный терминал" не оспаривает правомерность признания его победителем открытого конкурса.
В рассматриваемом случае итоги конкурса администрацией подведены, победителю выданы соответствующие свидетельства об осуществлении перевозок по всем заявленным муниципальным маршрутам регулярных перевозок в границах Марксовского муниципального района Саратовской области.
Более того, ООО "Билетный терминал" не указало, каким образом признание оспариваемого конкурса недействительным приведет к восстановлению его прав и законных интересов либо прав и законных интересов иных лиц.
Целью открытого конкурса, согласно конкурсной документации, является выбор юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, участников договора простого товарищества, предложивших лучшие условия для выполнения безопасной и качественной перевозки пассажиров по муниципальным маршрутам регулярных перевозок на территории Марксовского муниципального района Саратовской области; предметом - право на получение свидетельства об осуществлении перевозок по муниципальным маршрутам регулярных перевозок в соответствии с требованиями, указанными в конкурсной документации и соответствующими законодательству Российской Федерации.
Ссылаясь на то, что ООО "Билетный терминал", оказывая услуги по перевозке пассажиров, в том числе льготных категорий граждан, в силу действующих нормативно-правовых актов Саратовской области не имеет возможности обратиться в министерство социального развития Саратовской области за получением компенсации в виде субсидий из областного бюджета за перевозку льготных категорий граждан, исходя из чего предприятие терпит убытки в виде неполученной платы за проезд льготных категорий граждан, истец не представил ни доказательств обращения в уполномоченный орган за получением субсидий за перевозку льготных категорий граждан на территории Марксовского муниципального района, ни доказательств отказа в выплате таковых отказа в выдаче ООО "Билетный терминал" ввиду принятия администрацией Марксовского муниципального района Саратовской области постановления от 11.05.2018 года N 706-н, которое постановлением администрации Марксовского муниципального района Саратовской области от 03.07.2018 N 1256-н было признано утратившим силу.
При этом необходимо отметить, что последствием признания конкурса недействительным является необходимость проведения нового конкурса, и, как следствие, возможность появления нового победителя, что исключает возможность участия истца в перевозках и обращения за компенсацией в виде субсидий из областного бюджета за перевозку льготных категорий граждан.
При таких обстоятельствах, оснований для удовлетворения иска о признании недействительным открытого конкурса на право получения свидетельства об осуществлении перевозок по одному или нескольким муниципальным маршрутам регулярных перевозок на территории Марксовского муниципального района Саратовской области не имеется.
Истцом также заявлены требования о признании недействительными свидетельств об осуществлении перевозок по маршрутам регулярных перевозок, выданных администрацией Марксовского муниципального района Саратовской области обществу с ограниченной ответственностью "Билетный терминал", применении последствий недействительности сделки.
Поскольку основания для признания недействительным открытого конкурса на право получения свидетельства об осуществлении перевозок по одному или нескольким муниципальным маршрутам регулярных перевозок на территории Марксовского муниципального района Саратовской области отсутствуют, постольку отсутствуют и основания для признания недействительными свидетельств об осуществлении перевозок по маршрутам регулярных перевозок, выданных администрацией Марксовского муниципального района Саратовской области обществу с ограниченной ответственностью "Билетный терминал", и применения последствий недействительности сделки.
Обжалуя решение суда, заявитель не приводит иных доказательств и доводов, которые не были бы оценены судом первой инстанции, в связи с чем, коллегия правовых оснований для отмены судебного акта не усматривает.
Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Саратовской области от 11 февраля 2019 года по делу N А57-15986/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
О.И. Антонова |
Судьи |
Т.С. Борисова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А57-15986/2018
Истец: ООО "Билетный терминал"
Ответчик: Администрация Марксовского МР СО, Администрация Марксовского муниципального района Саратовской области, Администрация Марксовскогомуниципального района Саратовской области
Третье лицо: АО "Автокомбинат-2", ИП Казарина Артема Александровича, Министерство социального развития Саратовской области, ООО Билетный терминал, Управление Федеральной Антимонопольной службы по Саратовской области