г. Саратов |
|
09 апреля 2019 г. |
Дело N А57-12862/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена "02" апреля 2019 года.
Полный текст постановления изготовлен "09" апреля 2019 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе
председательствующего судьи Веряскиной С.Г.,
судей Акимовой М.А., Пузиной Е.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарём судебного заседания Астафьевой В.К.,
при участии в судебном заседании:
от Комитета по распоряжению муниципальной собственностью и земельными ресурсами администрации Балаковского муниципального района Саратовской области - Мохов А.В. по доверенности от 09.01.2019
от Управления Федеральной антимонопольной службы по Саратовской области -Авдеева К.Ю. по доверенности от 10.01.2019,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Комитета по распоряжению муниципальной собственностью и земельными ресурсами администрации Балаковского муниципального района (413864, Саратовская область, г. Балаково, ул. Трнавская, д. 12)
на решение Арбитражного суда Саратовской области от 30 декабря 2018 года по делу N А57-12862/2018 (судья Ю.П. Огнищева)
по заявлению Комитета по распоряжению муниципальной собственностью и земельными ресурсами администрации Балаковского муниципального района (413864, Саратовская область, г. Балаково, ул. Трнавская, д. 12)
заинтересованные лица: Управление Федеральной антимонопольной службы по Саратовской области (410031, г. Саратов, ул. Вольская, д. 81, ИНН 6450014580, ОГРН 1026402675045), Хоменко Виталий Васильевич (Красноярский край, г. Норильск), Кушакаев Иван Владимирович (Саратовская область, г. Балаково), Елисова Елена Владимировна (Саратовская область, г. Балаково), Рыськов Анатолий Валерьевич (Саратовская область, г. Балаково), индивидуальный предприниматель глава крестьянско-фермерского хозяйства Шапошников Сергей Геннадьевич (Саратовская область, Балаковский район, с. Еланка)
о признании недействительным решения Управления Федеральной антимонопольной службы по Саратовской области от 19.03.2018 N 10-18/ов-т,
УСТАНОВИЛ:
Комитет по распоряжению муниципальной собственностью и земельными ресурсами администрации Балаковского муниципального района Саратовской области (далее - Комитет, заявитель) обратился в Арбитражный суд Саратовской области с заявлением о признании недействительным решения Управления Федеральной антимонопольной службы по Саратовской области (далее - Управление, Саратовское УФАС России, антимонопольный орган) от 19.03.2018 N 10-18/ов-т.
К участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены Саратовское УФАС России, Хоменко Виталий Васильевич (далее - Хоменко В.В.), Кушакаев Иван Владимирович (далее - Кушакаев И.В.), Елисова Елена Владимировна (далее - Елисова Е.В.), Рыськов Анатолий Валерьевич (далее - Рыськов А.В.), индивидуальный предприниматель глава крестьянско-фермерского хозяйства Шапошников Сергей Геннадьевич (далее - ИП Глава КФХ Шапошников С.Г.).
Решением Арбитражного суда Саратовской области от 30 декабря 2018 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
Комитет, не согласившись с вынесенным судебным актом, обратился в апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять новый судебный акт, которым удовлетворить заявленные требования по основаниям, изложенным в апелляционной жалобе.
В судебном заседании представитель Комитета поддержал правовую позицию, изложенную в своей апелляционной жалобе.
Представитель Саратовского УФАС России возражала против удовлетворения апелляционной жалобы, считает решение суда первой инстанции законным обоснованным по основаниям, изложенным отзыве на апелляционную жалобу.
Информация о принятии апелляционной жалобы к производству и назначении дела к судебному разбирательству размещена на сайте суда в сети Интернет 02 марта 2019 года.
В соответствии с частью 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) суд рассматривает апелляционную жалобу в отсутствие представителей иных лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте проведения судебного заседания.
Исследовав материалы дела, выслушав представителей Саратовского УФАС России и Комитета, проверив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции считает, что решение суда первой инстанции не подлежит отмене по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, 26.02.2018 в Саратовское УФАС России поступила жалоба Рыськова А.В. на действия организатора торгов - Комитета при проведении аукциона на право заключения договора аренды земельных участков с кадастровыми номерами 64:40:010106:51 (Лот N 1), 64:40:020210:81 (Лот N 2), 64:05:170101:15 (ЛотN 3), 64:05:140206:8 (Лот N 4) (номер извещения 271217/0305313/02).
Решением Саратовского УФАС России от 19.03.2018 N 10-18/ов-т жалоба Рыськова А.В. признана обоснованной. Также решено выдать организатору торгов предписание о совершении действий, направленных на устранение нарушений порядка организации и проведения торгов по извещению N 271217/0305313/02.
Не согласившись с указанным решением, Комитет обратился в арбитражный суд с изложенными выше требованиями.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что оспариваемое решение соответствует положениям действующего законодательства и не нарушает права и законные интересы заявителя.
Апелляционная инстанция считает выводы суда первой инстанции законными, обоснованными и соответствующими обстоятельствам дела по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, основанием для обращения Рыськова А.В. в антимонопольный орган послужил вывод последнего о том, что срок аренды земельного участка по Лотам N N 1-4 был определен Комитетом с нарушением требований подпункта 9 пункта 21 статьи 39.11 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ).
Частью 1 статьи 39.8 ЗК РФ предусмотрено, что условия договора аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, определяются гражданским законодательством, настоящим Кодексом и другими федеральными законами.
В соответствии с подпунктом 9 пункта 21 статьи 39.11 ЗК РФ извещение о проведении аукциона должно содержать сведения: о сроке аренды земельного участка в случае проведения аукциона на право заключения договора аренды земельного участка. При этом срок аренды такого земельного участка устанавливается с учетом ограничений, предусмотренных пунктами 8 и 9 статьи 39.8 настоящего Кодекса.
Судом апелляционной инстанции установлено, что предметом торгов является право на заключение договоров аренды следующих земельных участков:
земельный участок с кадастровым номером 64:40:010106:51 (Лот N 1), площадью 267 кв.м. имеет вид разрешенного использования - коммунальное обслуживание, предельный процент застройки земельного, участка составляет 70%. Срок аренды установлен 3 года;
земельный участок с кадастровым номером 64:40:020210:81 (Лот N 2), площадью 39 594 кв.м. имеет вид разрешенного использования - спорт, предельный коэффициент застройки составляет 0,8. Срок аренды установлен 3 года;
земельный участок с кадастровым номером 64:05:170101:15 (ЛотN 3), площадью 315 541 кв.м. имеет вид разрешенного использования - для сельскохозяйственного производства, коэффициент застройки составляет 0,07. Срок аренды установлен 5 лет;
земельный участок с кадастровым номером 64:05:140206:8 (Лот N 4), площадью 2 618 кв.м. имеет вид разрешенного использования - хранение и переработка сельскохозяйственной продукции, коэффициент застройки составляет 0,8. Срок аренды установлен 10 лет.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 8 статьи 39.8 ЗК РФ договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается на срок от трех до десяти лет в случае предоставления земельного участка для строительства, реконструкции зданий, сооружений, за исключением случаев, предусмотренных подпунктами 2 и 3 настоящего пункта и пунктом 9 настоящей статьи.
Согласно подпунктам 2, 3 пункта 8 статьи 39.8 ЗК РФ для размещения линейных объектов договор аренды заключается на срок до 49 лет, в случае предоставления гражданину земельного участка для индивидуального жилищного строительства или земельного участка в границах населенного пункта для ведения личного подсобного хозяйства - на 20 лет.
В силу пункта 9 статьи 39.8 ЗК РФ в случае предоставления земельного участка, в соответствии с основным видом разрешенного использования которого предусмотрено строительство зданий, сооружений, в аренду на аукционе на право заключения договора аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности (за исключением случаев проведения аукционов в соответствии со статьей 39.18 настоящего Кодекса), договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается на срок, превышающий в два раза срок, установленный уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти в качестве срока, необходимого для выполнения инженерных изысканий, осуществления архитектурно-строительного проектирования и строительства зданий, сооружений. При этом, если в соответствии с основными видами разрешенного использования земельного участка предусмотрено строительство нескольких зданий, сооружений, договор аренды такого земельного участка заключается исходя из наибольшего срока, установленного для таких зданий, сооружений в соответствии с положениями настоящего пункта.
Сроки, необходимые для выполнения инженерных изысканий, осуществления архитектурно-строительного проектирования и строительства здании, сооружений установлены приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 27.02.2015 N 137/пр (далее - Приказ N 137/пр).
Из анализа вышеизложенных правовых норм следует, что срок аренды земельного участка формируется исходя из параметров разрешенного строительства объекта капитального строительства.
Поскольку в данном случае земельные участки передаются в аренду с возможностью строительства зданий или сооружений, то срок аренды земельных участков должен быть рассчитан в порядке, установленном пунктом 9 статьи 39.8 ЗК РФ и Приказом N 137/пр.
Согласно подпункту 4 пункта 21 статьи 39.11 ЗК РФ извещение о проведении аукциона должно содержать сведения, в том числе о максимально и (или) минимально допустимых параметрах разрешенного строительства объекта капитального строительства (за исключением случаев, если в соответствии с основным видом разрешенного использования земельного участка не предусматривается строительство здания, сооружения).
В соответствии с положениями статьи 38 Градостроительного кодекса РФ предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков и предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства включают в себя:
1) предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков, в том числе их площадь;
2) минимальные отступы oт границ земельных участков в целях определение мест допустимого размещения зданий, строений, сооружений, за пределами которых запрещено строительство зданий, строений, сооружений;
3) предельное количество этажей или предельную высоту зданий, строений, сооружений;
4) максимальный процент застройки в границах земельного участка, определяемый как отношение суммарной площади земельного участка, которая может быть застроена, ко всей площади земельного участка.
Материалами дела подтверждается, что извещение о проведении аукциона не содержит вышеуказанных сведений, в связи с чем не представляется возможным сделать вывод о площади объекта капитального строительства.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции и антимонопольный орган пришли к обоснованному выводу о том, что исходя из данных, опубликованных в извещении о проведении аукциона невозможно установить срок аренды с учетом требований пункта 9 статьи 39.8 ЗК РФ.
Довод заявителя апелляционной жалобы о том, что параметры разрешенного строительства в отношении спорных земельных участков установлены Правилами землепользования и застройки муниципального образования город Балаково Балаковского муниципального района Саратовской области, утвержденными решением Совета муниципального образования г. Балаково от 23.09.2011 N 311, Правилами землепользования и застройки Быково-Отрогского муниципального образования, утвержденными решением Совета Быково-Отрогского муниципального образования Балаковского муниципального района Саратовской области от 27.12.2016 N 208, не свидетельствует об исполнении Комитетом требований подпункта 4 пункта 21 статьи 39.11 ЗК РФ.
Суд апелляционной инстанции считает, что отсутствие информации, подлежащей указанию в извещении о проведении аукциона, в данном случае создает необоснованное препятствование для осуществления хозяйственной деятельности, поскольку не позволяет участникам аукциона однозначно определить, какую именно стоимость аренды они готовы предложить в случае принятия решения об участии в аукционе, поскольку этажность или предельная высота здания, под строительство которого предоставляется спорный земельный участок, существенно влияют на стоимость аренды участка.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что оспариваемое решение и, соответственно, предписание соответствуют положениям действующего законодательства и не нарушают права и законные интересы заявителя.
Довод апеллянта о том, что жалоба Рыськова А.В. не могла быть принята антимонопольным органом к рассмотрению, поскольку Рыськов А.В. не подавал заявку на участие в аукционе, является несостоятельным ввиду следующего.
Из материалов дела видно, что жалоба Рыськова А.В. рассмотрена антимонопольным органом в порядке статьи 18.1 Федерального закона N 135-ФЗ от 26.07.2006 "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции).
В части 2 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции предусмотрено, что право на обжалование действий (бездействия) организатора торгов имеют только лица, подавшие заявку на участие в торгах. Иные лица вправе обжаловать в антимонопольный орган лишь нарушения, связанные с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, если их права или законные интересы могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.
В жалобе Рыськов А.В. указывал на нарушение, допущенное организатором торгов на этапе публикации извещения о проведении аукциона (неверно указан срок аренды земельных участков), что нарушает его право на участие в аукционе, следовательно, в силу части 2 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции оснований для непринятия жалобы Рыськова А.В. к рассмотрению у антимонопольного органа не имелось.
При этом судом учтено, что публикация сведений в извещении с нарушением требований ЗК РФ нарушает права потенциальных участников аукциона на подачу заявки на участие в аукционе.
Ссылка апеллянта на положения Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" является несостоятельной, поскольку указанный закон в данном случае не применим, порядок проведения торгов на право заключения договоров аренды спорных земельных участков регламентирован ЗК РФ, а порядок рассмотрения антимонопольным органом жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров, порядка осуществления процедур, включенных в исчерпывающие перечни процедур в сферах строительства установлен статьей 18.1 Закона о защите конкуренции.
На основании изложенного апелляционная инстанция считает, что по делу принято законное и обоснованное решение, оснований для отмены которого не имеется. Выводы суда по данному делу основаны на установленных обстоятельствах и имеющихся в деле доказательствах при правильном применении норм материального и процессуального права. Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не могут служить основанием для отмены принятого решения.
Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Саратовской области от 30 декабря 2018 года по делу N А57-12862/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу Комитета по распоряжению муниципальной собственностью и земельными ресурсами администрации Балаковского муниципального района без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме, через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
С.Г. Веряскина |
Судьи |
М.А. Акимова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А57-12862/2018
Истец: Управление по распоряжению муниципальной собственностью и земельными ресурсами администрации Балаковского МР СО
Ответчик: Управление ФАС по СО
Третье лицо: ГУ ОАСР УВМ МВД России по Красноярскому краю, ГУ ОАСР УВМ МВД России по Саратовской области, Елисова Елена Владимировна, ИП Глава КФХ Шапошников Сергей Геннадьевич, Кушакаев Иван Владимирович, Рыськов Анатолий Валерьевич, Рыськову А.В., Хоменко Виталий Васильевич
Хронология рассмотрения дела:
09.04.2019 Постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда N 12АП-1644/19