г. Москва |
|
09 апреля 2019 г. |
Дело N А40-241482/18 |
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи М.В. Кочешковой, рассмотрев апелляционную жалобу ИФНС N 7
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 17.01.2019 по делу N А40-241482/18,
принятое судьей Яцевой В.А. в порядке упрощенного производства
по заявлению: Индивидуального предпринимателя Чекмазовой Татьяны Ивановны к Инспекции Федеральной налоговой службы N 7 по г. Москве о признании незаконным и отмене Постановления от 21.09.2018 N 41/Д о привлечении к административной ответственности по ч. 2 ст. 14.5 КоАП РФ,
без вызова сторон,
УСТАНОВИЛ:
Индивидуальный предприниматель Чекмазова Татьяна Ивановна обратилась в Арбитражный суд г. Москвы с заявлением о признании незаконным и отмене постановления ИФНС N 7 по г. Москве от 21.09.2018 N 41/Д о привлечении к административной ответственности по ч. 2 ст. 14.5 КоАП РФ.
Исковое заявление принято к рассмотрению в порядке упрощенного производства в соответствии с главой 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Решением Арбитражного суда г. Москвы от 17.01.2019 года исковые требования удовлетворены.
Не согласившись с принятым по делу решением суда первой инстанции, ответчик обратился в Девятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, в исковых требованиях отказать.
В соответствии с частью 1 статьи 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации апелляционная жалоба на решение арбитражного суда города Москвы принятое по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства, рассматриваются в суде апелляционной инстанции без вызова сторон.
Информация о принятии апелляционной жалобы вместе с соответствующим файлом размещена в информационно-телекоммуникационной сети Интернет на сайте Девятого арбитражного апелляционного суда (www.9aas.arbitr.ru) и Картотеке арбитражных дел по веб-адресу: (www.//kad.arbitr.ru/) в соответствии положениями части 6 статьи 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, на основании поручения N 0353579 от 23.08.2018 г. (приложение Х° 2) в соответствии со ст. 7 Федерального закона Российской Федерации от 22.05.2003 N 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием электронных средств платежа" (далее - Закон N 54-ФЗ) должностными лицами налогового органа проведена проверка соблюдения требований законодательства Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием электронных средств платежа, применения бланков строгой отчетности установленного образца, полноты учета выручки и порядка работы с денежной наличностью на объектах, расположенных по адресу: г. Москва, ул. Новослободская и ул. Бутырский Вал.
В ходе проведения проверки 23.08.2018 в 09 час. 52 мин. торгового места "Красная икра", принадлежащего ИП Чекмазовой Т.И., расположенного по адресу: г. Москва, ул. Новослободская, д. 3, было выявлено нарушение требований статьи 1.2 и статьи 5 Закона N 54-ФЗ, которое выразилось в продаже продавцом Язовцевой Е.А. банки консервов по цене ПО рублей, без применения контрольно-кассовой техники, допущенной к эксплуатации, без применения бланков строгой отчетности утвержденной формы, без передачи по требованию покупателя (клиента) на бумажном носителе кассового чека, бланка строгой отчетности утвержденной формы, документа (товарного чека, квитанции или другого документа, подтверждающего прием денежных средств за соответствующий товар (работу, услугу)).
Указанные обстоятельства зафиксированы в акте проверки от 23.08.2018 N 0712594 и послужили поводом для возбуждения в отношении ИП Чекмазовой Т.И. дела об административном правонарушении, о чем должностным лицом инспекции составлен соответствующий протокол от 13.09.2018 N 0176303/Д.
На основании вышеизложенного, 21 сентября 2018 года заявитель постановлением ИФНС N 7 по г. Москве N 41/Д был признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.5 КоАП РФ и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 10 000 рублей.
Не согласившись с данным постановлением, заявитель обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением о его оспаривании.
Суд апелляционной инстанции соглашается с выводами суда первой инстанции, исходя из следующего.
Ответственность по ч. 2 ст. 14.5 КоАП РФ наступает за неприменение в установленных федеральными законами случаях контрольно-кассовой техники, применение контрольно-кассовой техники, которая не соответствует установленным требованиям либо используется с нарушением установленного законодательством Российской Федерации порядка и условий ее регистрации и применения, а равно отказ в выдаче по требованию покупателя (клиента) в случае, предусмотренном федеральным законом, документа (товарного чека, квитанции или другого документа, подтверждающего прием денежных средств за соответствующий товар (работу, услугу).
В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.09.2004 г. N 506 "Об утверждении Положения о Федеральной налоговой службе" (далее - Постановление N 506), со ст. 7 54-ФЗ осуществление контроля за соблюдением законодательства при применении организациями и индивидуальными предпринимателями контрольно-кассовой техники возложено на налоговые органы.
На основании вышеизложенного, налоговые органы осуществляют контроль за полнотой учета выручки в организациях и у индивидуальных предпринимателей; проверяют документы, связанные с применением организациями и индивидуальными предпринимателями контрольно-кассовой техники, получают необходимые объяснения, справки и сведения по вопросам, возникающим при проведении проверок; проводят проверки выдачи организациями и индивидуальными предпринимателями кассовых чеков.
В данном случае налоговые органы действовали в пределах полномочий, определённых 54-ФЗ, Постановлением N 506, Приказом УМНС России по г. Москве от 29.06.2004 г. N 189 "Об организации работы по контролю за применением контрольно- кассовой техники на территории г. Москвы", ч. 1 ст. 28.1 КоАП РФ.
Согласно п. 1 ст. 1.2 Закона N 54-ФЗ, контрольно-кассовая техника применяется на территории Российской Федерации в обязательном порядке всеми организациями и индивидуальными предпринимателями при осуществлении ими расчетов, за исключением случаев, установленных настоящим Федеральным законом.
Также исходя из п. 2 ст. 1.2 Закона N 54-ФЗ, при осуществлении расчета пользователь обязан выдать кассовый чек или бланк строгой отчетности на бумажном носителе и (или) в случае предоставления покупателем (клиентом) пользователю до момента расчета абонентского номера либо адреса электронной почты направить кассовый чек или бланк строгой отчетности в электронной форме покупателю (клиенту) на предоставленные абонентский номер либо адрес электронной почты (при наличии технической возможности для передачи информации покупателю (клиенту) в электронной форме на адрес электронной почты).
На основании п. 2 ст. 5 Закона N 54-ФЗ организации и индивидуальные предприниматели обязаны, в том числе, применять контрольно-кассовую технику с установленным внутри корпуса фискальным накопителем, соответствующую требованиям законодательства Российской Федерации о применении контрольно- кассовой техники, а также выдавать (направлять) покупателям (клиентам) при осуществлении расчетов в момент оплаты товаров (работ, услуг) кассовые чеки или бланки строгой отчетности в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
В соответствии с ч. 7.1 ст. 7 Федерального закона от 03.07.2016 N 290-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О применении контрольно-кассовой 4 техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 290-ФЗ), индивидуальные предприниматели, применяющие патентную систему налогообложения, а также организации и индивидуальные предприниматели, являющиеся налогоплательщиками единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности, при осуществлении видов предпринимательской деятельности, установленных пунктом 2 статьи 346.26 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ), могут осуществлять расчеты без применения контрольно-кассовой техники при условии выдачи по требованию покупателя (клиента) документа (товарного чека, квитанции или другого документа, подтверждающего прием денежных средств за соответствующий товар (работу, услугу) в порядке, установленном Федеральным законом от 22 мая 2003 года N 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием электронных средств платежа" (в редакции, действовавшей до дня вступления в силу настоящего Федерального закона), до 1 июля 2019 года в случаях: 1) организации и индивидуальные предприниматели являются налогоплательщиками, осуществляющими виды предпринимательской деятельности, предусмотренные подпунктами 1 - 5, 10 - 14 пункта 2 статьи 346.26 НК РФ; 2) индивидуальные предприниматели являются налогоплательщиками, осуществляющими виды предпринимательской деятельности, предусмотренные подпунктами 6-9 пункта 2 статьи 346.26 НК РФ, и не имеют работников, с которыми заключены трудовые договоры.
Такой вид предпринимательской деятельности, как розничная торговля, поименован в пункте 2 статьи 346.26 НК РФ в подпункте 6, а именно: розничная торговля, осуществляемая через магазины и павильоны с площадью торгового зала не более 150 квадратных метров по каждому объекту организации торговли.
Для целей настоящей главы розничная торговля, осуществляемая через магазины и павильоны с площадью торгового зала более 150 квадратных метров по каждому объекту организации торговли, признается видом предпринимательской деятельности, в отношении которого единый налог не применяется.
Таким образом, учитывая, что ИП Чекмазова Т.И. имеет в своем штате сотрудников и лично не осуществляет расчет с покупателями, положения части 7.1 статьи 7 Закона N 290-ФЗ на нее не распространяются.
Неисполнение приведенных требований Закона N 54-ФЗ и Закона N 290-ФЗ влечет применение мер государственного принуждения, в том числе привлечение к административной ответственности.
Так, ч. 2 ст. 14.5 КоАП Российской Федерации установлена административная ответственность за неприменение контрольно-кассовой техники в установленных законодательством Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники случаях.
Из пункта 4 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 31.07.2003 N 16 "О некоторых вопросах практики применения административной ответственности, предусмотренной статьей 14.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, за неприменение контрольно-кассовых машин" следует, что поскольку неприменение контрольно- кассовой техники допускается лишь при условии выдачи клиентам соответствующих документов (в том числе бланков строгой отчетности), в случае невыдачи указанных документов юридические лица и индивидуальные предприниматели несут ответственность за осуществление наличных денежных расчетов без применения контрольно-кассовой машины.
В рассматриваемом случае в ходе проведения должностными лицами инспекции проверки было выявлено нарушение ИП Чекмазовой Т.И. положений Закона N 54-ФЗ, которое выразилось в продаже продавцом Язовцевой Е.А. банки консервов по цене 110 рублей, без применения контрольно-кассовой техники, без выдачи документа строгой отчетности и без передачи по требованию покупателя (клиента) документа (товарного чека, квитанции или другого документа, подтверждающего прием денежных средств за соответствующий товар (работу, услугу)), отвечающего приведенным требованиям.
Данное обстоятельство подтверждается протоколом об административном правонарушении от 13.09.2018 N 0176303/Д, актом проверки от 23.08.2018 N 0712594, чеком на продажу.
С учетом изложенного, Постановлением инспекции от 21.09.2018 N 41/Д о назначении административного наказания ИП Чекмазова Т.И. привлечена к административной ответственности по ч. 2 ст. 14.5 КоАП РФ в виде штрафа в размере 10 000 рублей.
В соответствии с ч. 1 ст. 1.6 КоАП РФ главные условия обеспечения законности при рассмотрении дел об административных правонарушениях и применении административных наказаний связаны со строгим соблюдением оснований и порядка привлечения к административной ответственности, которые установлены законом.
В настоящем случае, срок давности привлечения заявителя к административной ответственности, предусмотренный ст. 4.5 КоАП РФ, административным органом соблюден.
Однако, суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу о том, что ответчиком не представлено надлежащих доказательств извещения заявителя о месте и времени составления протокола и рассмотрения дела об административном правонарушении.
Согласно материалам дела, Инспекцией в адрес ИП Чекмазовой Т.И. было направлено письмо N 21-12/36668 от 23.08.2018 о вызове на 13.09.2018 к 10 час. 00 мин., для участия в производстве по делу об административном правонарушении и составления протокола об административном правонарушении.
Доказательств получения данного извещения в материалах административного дела не представлено.
При этом, суд принимает во внимание то обстоятельство, что, согласно распечатке с официального сайта "Почта России", 11.09.2018 была осуществлена "неудачная попытка вручения", а обратно отправителю отправление было направлено только 11.10.2018, в то время, как протокол был составлен 13.09.2018, в отсутствие представителя ИП Чекмазовой Т.И. и наличия у Инспекции доказательств его извещения. Подтверждения обратного Инспекция в материалы дела не представила.
Согласно материалам дела, ИП Чекмазовой Т.И. заказным письмом N 21- 12/37644 от 13.09.2018 была направлена копия протокола, в котором были указаны дата и время рассмотрения материалов.
Доказательств получения данного извещения в материалах административного дела также не представлено.
Таким образом, суд первой инстанции верно счёл, что на момент составления протокола и вынесения постановления ИП Чекмазова Т.И. не была извещена о дате, времени и месте рассмотрения дела об административном правонарушении.
Вынесение оспариваемого постановления без участия индивидуального предпринимателя / законного представителя, не извещенного надлежащим образом о времени и месте рассмотрения административного дела, является существенным нарушением его прав и является основанием для признания постановления о привлечении к административной ответственности незаконным.
При этом суд учитывает, что налоговый орган не был лишен возможности известить Индивидуального предпринимателя посредством направления телефонограммы, телеграммы, по факсимильной связи или электронной почте либо с использованием иных средств связи.
Согласно разъяснениям, содержащимся в постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях", нарушение административным органом при производстве по делу об административном правонарушении процессуальных требований, установленных Кодексом РФ об административных правонарушениях, является основанием для отказа в удовлетворении требования административного органа о привлечении к административной ответственности.
В соответствии с ч. 2 ст. 211 АПК РФ в случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установит, что оспариваемое решение или порядок его принятия не соответствует закону, либо отсутствуют основания для привлечения к административной ответственности или применения конкретной меры ответственности, либо оспариваемое решение принято органом или должностным лицом с превышением их полномочий, суд принимает решение о признании незаконным и об отмене оспариваемого решения полностью или в части либо об изменении решения.
Доводы апелляционной жалобы рассмотрены судом апелляционной инстанции и отклонены, как необоснованные, так как не опровергают выводов суда, которые не были бы проверены и не оценены судом первой инстанции при рассмотрении дела, имели бы юридическое значение и влияли на законность и обоснованность судебного решения.
Нарушений норм процессуального права арбитражным апелляционным судом не установлено, оснований для изменения или отмены решения Арбитражного суда г. Москвы не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 176, 266-268, пунктом 1 статьи 269, 271, 272.1 АПК РФ, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Москвы от 17.01.2019 по делу N А40-241482/18 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления в полном объеме в Суд по интеллектуальным правам только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судья |
М.В. Кочешкова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-241482/2018
Истец: Чекмазова Т И
Ответчик: ИФНС N 7