г. Киров |
|
08 апреля 2019 г. |
Дело N А29-4891/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 01 апреля 2019 года.
Полный текст постановления изготовлен 08 апреля 2019 года.
Второй арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Черных Л.И.,
судей Великоредчанина О.Б., Хоровой Т.В.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Россохиной К.М.,
при участии представителей
заявителя: Кармановой Н.В. директора, Бикбулатовой О.В. по доверенности от 09.01.2019,
заинтересованного лица: Фроловой Н.В. по доверенности от 02.04.2018,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Государственного учреждения - Управления Пенсионного Фонда Российской Федерации в г. Сыктывкаре Республики Коми (межрайонное)
на решение Арбитражного суда Республики Коми от 31.10.2018 по делу N А29-4891/2018, принятое судом в составе судьи Огородниковой Н.С.
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Наш дом"
(ИНН: 1101008350, ОГРН: 1141101037220)
к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного Фонда Российской Федерации в г. Сыктывкаре Республики Коми (межрайонное) (ИНН: 1101483412, ОГРН: 1021100516073),
Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Сыктывкару
(ИНН: 1101481359, ОГРН: 1041130401091)
о признании недействительным решения,
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Наш дом" (далее - заявитель, Общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Коми с заявлением о признании недействительным решения Государственного учреждения - Управления Пенсионного Фонда Российской Федерации в г. Сыктывкаре Республики Коми (межрайонное) (далее - Фонд) от 27.02.2018 N 007V12180000043.
К участию в деле в качестве соответчика привлечена Инспекция Федеральной налоговой службы по г. Сыктывкару (далее - Инспекция).
Решением Арбитражного суда Республики Коми от 31.10.2018 заявленные требования удовлетворены.
Фонд с принятым решением суда не согласился, обратился во Второй арбитражный апелляционный суд с жалобой.
По мнению Фонда, право на применение пониженного тарифа страховых взносов Обществом не подтверждено.
Общество в отзыве на апелляционную жалобу просит решение суда оставить без изменения.
Инспекция письменно указала, что оставляет решение вопроса на усмотрение суда.
В судебном заседании представители Фонда и Общества поддержали доводы апелляционной жалобы, отзыва и письменных дополнений.
Инспекция явку своего представителя в судебное заседание не обеспечила, о месте и времени рассмотрения дела извещена надлежащим образом.
Законность решения Арбитражного суда Республики Коми проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, Фондом в отношении Общества проведена выездная проверка правильности исчисления и своевременности перечисления страховых взносов на обязательное пенсионное и медицинское страхование, достоверности представленных индивидуальных сведений о застрахованных лицах за период с 25.12.2014 по 31.12.2016, результаты которой отражены в акте от 23.01.2018 N 007V10180000002.
По итогам рассмотрения материалов проверки Фондом принято решение от 27.02.2018 N 007V12180000043 о привлечении Общества к ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 47 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" (далее - Закон N 212-ФЗ), в виде штрафа в размере 410 188 рублей 08 копеек. Данным решением Обществу предложено уплатить указанную сумму штрафа, а также 2 050 940 рублей 40 копеек недоимки по страховым взносам, 236 005 рублей 94 копеек пеней.
Решением Государственного учреждения - Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Коми от 11.04.2018 N 3 решение Фонда от 27.02.2018 N 007V12180000043 оставлено без изменения.
Не согласившись с решением Фонда, Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, Арбитражный суд Республики Коми руководствовался статьями 161, 162, 192 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ), статьей 15, частью 9 статьи 39, частью 1, подпунктами "ц", "я.2", "ш" пункта 8 части 1, частями 1.4, 3.4 статьи 58 Закона N 212-ФЗ, Постановлением Государственного комитета Российской Федерации по стандартизации и метрологии от 06.11.2001 N 454-ст "О принятии и введении в действие ОКВЭД" (вместе с "ОК 029-2001 (КДЕС Ред. 1). Общероссийский классификатор видов экономической деятельности"), и исходил из того, что Общество подтвердило право на применение пониженного тарифа страховых взносов.
Рассмотрев апелляционную жалобу, суд апелляционной инстанции счел ее подлежащей удовлетворению.
На основании части 1 статьи 8 Закона N 212-ФЗ, действующего в спорный период, база для начисления страховых взносов для плательщиков страховых взносов, указанных в подпунктах "а" и "б" пункта 1 части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона, определяется как сумма выплат и иных вознаграждений, предусмотренных частью 1 статьи 7 настоящего Федерального закона, начисленных плательщиками страховых взносов за расчетный период в пользу физических лиц, за исключением сумм, указанных в статье 9 настоящего Федерального закона.
Статьей 58 Закона N 212-ФЗ предусмотрены пониженные тарифы страховых взносов для отдельных категорий плательщиком страховых взносов в переходный период 2011-2027 годов.
В соответствии с подпунктом "ц" пункта 8 части 1 статьи 58 Закона N 212-ФЗ в течение переходного периода применяются пониженные тарифы страховых взносов для плательщиков страховых взносов, указанных в пункте 1 части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона для организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения, основным видом экономической деятельности (классифицируемым в соответствии с Общероссийским классификатором видов экономической деятельности) которых являются:
- строительство (подпункт "ц"),
- управление недвижимым имуществом (подпункт "я.2").
Соответствующий вид экономической деятельности, предусмотренный пунктом 8 части 1 настоящей статьи, признается основным видом экономической деятельности при условии, что доля доходов от реализации продукции и (или) оказанных услуг по данному виду деятельности составляет не менее 70 процентов в общем объеме доходов (часть 1.4 статьи 58 Закона N 212-ФЗ).
Как следует из материалов дела, Общество является плательщиком единого налога, уплачиваемого в рамках упрощенной системы налогообложения. Согласно выписке из Единого государственного реестра юридических лиц в качестве основного вида деятельности Общества указано "Управление эксплуатацией жилого фонда" 70.32.1.
Общество отражало в расчетах по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное пенсионное и медицинское страхование плательщиками страховых взносов, производящими выплаты и иные вознаграждения физическим лицам по форме РСВ-1, представленных в Фонд, вид деятельности "Управление эксплуатацией жилого фонда" (код ОКВЭД 70.32.1) с долей дохода - 100%.
В соответствии с Общероссийским классификатором видов экономической деятельности ОК 029-2001, утвержденным постановлением Государственного комитета Российской Федерации по стандартизации и метрологии от 06.11.2001 N 454-ст (далее - Классификатор), группировка 70.32 "Управление недвижимым имуществом" включает "Управление эксплуатацией жилого фонда" (группировка 70.32.1) и "Управление эксплуатацией нежилого фонда" (группировка 70.32.2), "Деятельность по учету и технической инвентаризации недвижимого имущества" (группировка 70.32.3).
Группировка 70.32.1 "Управление эксплуатацией жилого фонда" включает: деятельность по надзору за состоянием и эксплуатацией жилого фонда; деятельность учреждений по сбору арендной платы за эксплуатацию жилого фонда.
Группировка 70.32.2 "Управление эксплуатацией нежилого фонда" включает: деятельность по надзору за состоянием и эксплуатацией нежилого фонда и земельных участков; деятельность учреждений по сбору арендной платы за эксплуатацию нежилого фонда; деятельность учреждений по сбору арендной платы за землю.
Группировка 70.32.3 "Деятельность по учету и технической инвентаризации недвижимого имущества" включает: учет и техническую инвентаризацию жилого фонда; учет и техническую инвентаризацию нежилого фонда; составление и ведение земельных кадастров и балансов земель.
Постановлением Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 27.09.2003 N 170 "Об утверждении правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда" общие требования к деятельности по управлению многоквартирными домами определены Жилищным кодексом Российской Федерации.
В соответствии со статьей 162 ЖК РФ обязанность оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме возникает у управляющей организации при условии заключения договора управления многоквартирным домом между собственниками помещений в многоквартирном доме с одной стороны и управляющей организацией - с другой.
При этом под управляющей организацией понимается юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, осуществляющее деятельность в сфере управления многоквартирными домами на основании договора, заключенного в соответствии со статьей 162 ЖК РФ.
В силу части 2.3 статьи 161 ЖК РФ при управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах.
В соответствии с пунктом 16 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491, надлежащее содержание общего имущества в зависимости от способа управления многоквартирным домом обеспечивается собственниками помещений, в том числе, путем заключения договора управления многоквартирным домом с управляющей организацией в соответствии с частью 5 статьи 161 и статьей 162 ЖК РФ.
При этом управляющая организация, заказывая подрядным организациям услуги и работы по содержанию и ремонту общего имущества, не передает им свои правомочия по управлению многоквартирным домом.
Таким образом, экономическая деятельность по управлению недвижимым имуществом включает в себя деятельность организации, осуществляющей управление недвижимым имуществом, включающее надзор за состоянием и эксплуатацией недвижимого имущества, принятие решений, направленных на обеспечение надлежащего состояния и эксплуатации недвижимого имущества, содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме, обеспечение надлежащего предоставления коммунальных услуг собственникам.
Согласно материалам дела, Общество не осуществляет управление недвижимым имуществом, в том числе не является управляющей организацией в жилом фонде. В отношении всех многоквартирных домов, доход от оказания отдельных видов услуг (выполнения работ) по которым получает Общество, оно не осуществляет деятельность по управлению недвижимым имуществом (многоквартирными домами).
Так Общество (исполнитель) заключало договоры с ООО "УК "Рэкон", ООО "Рэкон", ГБУ РК "ЦСЗН г. Сыктывкар", ГАУ ДО РК "РЦДЮСиТ", ООО "СтройСтиль", ФГУП ДПО "СУЦФПС", ИП Майбуров В.А. (заказчики) на оказание транспортных услуг, на техническое обслуживание, текущий ремонт, санитарное содержание общего имущества многоквартирных домов и аварийно-диспетчерское обслуживание, на вывоз бытовых отходов, на выполнение косметического ремонта, на оказание услуг по ремонту инженерных сетей горячего водоснабжения, на оказание услуг по обслуживанию внутридомовых сетей многоквартирного дома, инженерных сетей системы отопления, на оказание услуг по изготовлению и установке металлических дверей, на оказание услуг по изготовлению и установке конструкций.
Из указанных документов следует, что Общество не осуществляет самостоятельной деятельности по управлению недвижимым имуществом, в том числе в качестве управляющей компании по смыслу статьи 161 ЖК РФ.
С учетом изложенного суд первой инстанции пришел к правильному выводу, что у Общества отсутствует право на применение пониженного тарифа страховых взносов по виду деятельности - "Управление недвижимым имуществом".
Вместе с тем суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что основной вид деятельности Общества не соответствует виду "Строительство" (ОКВЭД 45), Общество неправомерно настаивает на применении пониженного тарифа страховых взносов.
Как видно из ОКВЭД, описание класса (группировки) "Строительство" ОКВЭД содержит указание, что группировка включает в себя, в том числе производство санитарно - технических работ (45.33), производство штукатурных работ (45.41), производство столярных и плотничных работ (45.42), производство малярных и стекольных работ (45.44).
Суд апелляционной инстанции считает, что оказываемые Обществом услуги и выполняемые Обществом работы не могут быть признаны как выполняемые в рамках строительной деятельности, классификационные группировки которой включены в класс "Строительство".
Согласно приложению "А" "Описания Группировок" раздела "F" Классификатора группировка 45 "Строительство" включает в себя новое строительство, реконструкцию, капитальный и текущий ремонт зданий и сооружений, включая индивидуальное строительство и ремонт по заказам населения.
Группировка 45.33 "Производство санитарно - технических работ" включает: монтаж в зданиях и других строительных объектах: водопроводных систем (холодного и горячего водоснабжения, пожаротушения), канализационных систем и санитарно - технического оборудования; газовых систем и оборудования, включая системы подачи различных газов и газовых смесей (например кислорода в больницах); отопительных, вентиляционных, холодильных систем и оборудования, систем кондиционирования воздуха; автоматических систем пожаротушения. Эта группировка также включает: установку и техническое обслуживание устройств управления системами центрального отопления; подсоединение к районным системам центрального отопления; ремонт и техническое обслуживание домовых отопительных котлов малой теплопроизводительности и бойлеров.
Группировка 45.41 "Производство штукатурных работ" включает: производство внешних и внутренних штукатурных работ в зданиях и других строительных объектах, включая установку штукатурных сеток; устройство сухой штукатурки с применением гипсовых и других облицовочных листов.
Группировка 45.42 "Производство столярных и плотничных работ" включает: установку изделий и конструкций несобственного изготовления: дверных и оконных блоков и коробок, кухонного оборудования, лестниц, оборудования магазинов и т.п., из деревянных и других материалов; производство работ по внутренней отделке (устройству потолков, обшивке стен деревянными панелями, установке передвижных перегородок и т.п.).
Группировка 45.44 "Производство малярных и стекольных работ" включает в себя:
45.44.1 "Производство стекольных работ": установку стекол, включая зеркальные и т.п.
45.44.2 "Производство малярных работ": окрашивание зданий внутри и снаружи и производство прочих аналогичных работ (нанесение декоративных покрытий, лаков и т.п.); окрашивание кровельных покрытий; окрашивание инженерных сооружений; окрашивание ограждений, решеток и т.п.
Предметом рассматриваемых договоров между Обществом и заказчиками работ (услуг) является оказание транспортных услуг, техническое обслуживание, текущий ремонт, санитарное содержание общего имущества многоквартирных домов и аварийно-диспетчерское обслуживание, вывоз бытовых отходов, выполнение косметического ремонта, оказание услуг по ремонту инженерных сетей горячего водоснабжения, по обслуживанию внутридомовых сетей многоквартирного дома, инженерных сетей системы отопления, по изготовлению и установке металлических дверей, оказание услуг по изготовлению и установке конструкций.
Заявитель указал, что работы класса (группировки) "Строительство" содержатся в разделе 1 "Текущий ремонт и техническое содержание" актов о приемке выполненных работ.
Из актов видно, что в "Текущий ремонт и техническое содержание" входит в частности: снятие показаний на общем домовом приборах учета ХВС, электроэнергии; аварийное обслуживание жилищного фонда (очистка кровли от снега); вышка телескопическая 25 м; разные работы (осмотр и проверка жилого дома, с целью его сохранения (инженерных сетей, кровли, тамбуров и лестничных клеток в подъездах, стен цоколя и др.) проводится два раза в год; осмотр силового предохранительного шкафа проводится 4 раза в год)); аварийное обслуживание дома (очистка общего домового стояка системы канализации в квартире, ремонт контейнера под мусор); очистка общего домового стояка системы канализации; окраска контейнеров для сбора мусора; нанесение на контейнер надписи названия эксплуатирующей организации; осмотр групповых щитков на лестничной клетке без ремонта автоматов и коммунального освещения (проводится 4 раза в год); аварийное обслуживание дома (запуск тепла в доме - регулировка, развоздушивание системы отопления; ремонт коммунального электроосвещения в местах общего пользования); слив и наполнение водой системы отопления, без осмотра системы; ликвидация воздушных пробок в системе отопления, регулировка приборов отопления; осмотр и проверка вентиляционных каналов в квартирах (проводится 2 раз в год); планка соединительная; смена труб на общедомовом стояке системы горячего водоснабжения в квартире (прокладка трубопроводов водоснабжения из напорных полиэтиленовых труб наружным диаметром 25 мм); нарезка по размеру металлического уголка; установка металлического уголка; погрузка металлического контейнера; разгрузка металлического контейнера; использование транспорта; выход мастера для осмотра электрической проводки, электроприборов по вызову с квартиры; сантехнические работы в квартире; ремонт коммунального освещения в местах общего пользования; выключатели автоматические; проверка на прогрев отопительных приборов с регулировкой; смена ламп люминесцентных в помещениях, коридорах; смена ламп накаливания. Также были выполнены другие работы (оказаны услуги), которые носят подобный характер.
Исследовав и оценив условия договоров, содержание актов о приемке выполненных работ, суд апелляционной инстанции считает, что данные работы (услуги) не относятся к строительной деятельности ни по предмету, ни по условиям их выполнения (оказания), ни по достигнутому результату.
То обстоятельство, что формулировки некоторых из выполняемых работ (оказанных услуг) подходят по наименованию к строительным, не свидетельствует о том, что видом деятельности Общества является именно строительство и по спорным договорам осуществлялась строительная деятельность в смысле, придаваемом данному понятию законодательством. Обществом осуществлялась деятельность по ремонту и текущему обслуживанию многоквартирных домов по договорам с заказчиками.
Учитывая изложенное, суд апелляционной инстанции считает, что у Общества отсутствует право на применение пониженного тарифа страховых взносов.
Решение Арбитражного суда Республики Коми подлежит отмене, а апелляционная жалоба Фонда - удовлетворению.
Существенных нарушений, являющихся основанием для отмены решения Фонда, судом апелляционной инстанции не установлено.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы по уплате государственной пошлины при подаче заявления подлежат отнесению Общество.
Излишне уплаченная платежным поручением от 19.04.2018 N 180 государственная пошлина по первой инстанции в размере 3 000 рублей подлежит возврату Обществу.
Вопрос о распределении расходов на уплату государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы не рассматривался, поскольку Фонд на основании подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации освобожден от ее уплаты (пункт 14 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.07.2014 N 46 "О применении законодательства о государственной пошлине при рассмотрении дел в арбитражных судах").
Руководствуясь статьями 258, 268, пунктом 2 статьи 269, пунктом 3 части 1 статьи 270, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Второй арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Коми от 31.10.2018 по делу N А29-4891/2018 отменить, принять новый судебный акт.
В удовлетворении заявленных обществом с ограниченной ответственностью "Наш дом" требований отказать.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью "Наш дом" из федерального бюджета 3 000 рублей излишне уплаченной платежным поручением от 19.04.2018 N 180 государственной пошлины по первой инстанции.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в течение двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Республики Коми.
Постановление может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в порядке, предусмотренном статьями 291.1-291.15 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, при условии, что оно обжаловалось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа.
Председательствующий |
Л.И. Черных |
Судьи |
О.Б. Великоредчанин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А29-4891/2018
Истец: ООО Наш дом
Ответчик: ГУ - Управление Пенсионного Фонда Российской Федерации В Г. Сыктывкаре Республики Коми Межрайонное, Инспекция ФНС по г. Сыктывкару
Хронология рассмотрения дела:
28.08.2019 Определение Арбитражного суда Волго-Вятского округа N Ф01-3662/19
08.04.2019 Постановление Второго арбитражного апелляционного суда N 02АП-10548/18
01.04.2019 Определение Арбитражного суда Республики Коми N А29-4891/18
04.03.2019 Определение Арбитражного суда Республики Коми N А29-4891/18
28.01.2019 Определение Арбитражного суда Республики Коми N А29-4891/18
31.10.2018 Решение Арбитражного суда Республики Коми N А29-4891/18
28.09.2018 Определение Арбитражного суда Республики Коми N А29-4891/18
15.06.2018 Определение Арбитражного суда Республики Коми N А29-4891/18
03.05.2018 Определение Арбитражного суда Республики Коми N А29-4891/18
20.04.2018 Определение Арбитражного суда Республики Коми N А29-4891/18