10 апреля 2019 г. |
Дело N А63-26133/2018 |
ШЕСТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЯ
г. Ессентуки Дело N А63-26133/2018
10 апреля 2019 года
Резолютивная часть постановления объявлена 09 апреля 2019 года,
Полный текст постановления изготовлен 10 апреля 2019 года.
Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе судьи Афанасьевой Л.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Хатаян Ю.Р.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в порядке упрощенного производства апелляционную жалобу Федерального казенного учреждения "Управление федеральных автомобильных дорог "Кавказ" Федерального дорожного агентства" на определение Арбитражного суда Ставропольского края от 27 февраля 2019 года по делу N А63-26133/2018 (судья Аксенов В. А.),
по заявлению Федерального казенного учреждения "Управление федеральных автомобильных дорог "Кавказ" Федерального дорожного агентства" ОГРН - 2142651245570, ИНН - 2632041647,
к Территориальному отделу Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по СК в г. Пятигорске ОГРН - 1052600297606, ИНН - 2636045466,
об оспаривании постановления N 1144-04 от 13.12.2018 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 6.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
при участии в судебном заседании:
от Федерального казенного учреждения "Управление федеральных автомобильных дорог "Кавказ" Федерального дорожного агентства" - Лаврилович В.В. по доверенности от 25.12.2018 N 06/7015;
от Территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по СК - Каменская В.А. по доверенности от 06.02.2019 N 244-05,
УСТАНОВИЛ:
Федеральное казенное учреждение "Управление федеральных автомобильных дорог "Кавказ" Федерального дорожного агентства" (далее - учреждение) обратилось в Арбитражный суд Ставропольского края с заявлением о признании незаконным постановление N 1144-04 от 13.12.2018 Территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по СК (далее - административный орган, управление).
Дело рассмотрено судом первой инстанции в порядке упрощенного производства в соответствии с положениями главы 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Определением Арбитражного суда Ставропольского края от 27 февраля 2019 года производство по делу прекращено.
Определение мотивировано неподведомственностью спора арбитражному суду.
Не согласившись с принятым определением, учреждение обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить, ссылаясь на его незаконность и необоснованность; указывает о том, что при подготовке дела к рассмотрению дела об административном правонарушении разрешается вопрос, в соответствии с которым выносится определение о передаче протокола об административном правонарушении и других материалов дела на рассмотрение по подведомственности, если рассмотрение дела не относиться к компетенции судьи.
До начала судебного заседания от управления поступил отзыв на апелляционную жалобу, в котором просит отказать учреждению в удовлетворении заявленных требований, а именно в признании незаконным и отмене постановления об административном правонарушении N 1144-04 от 13.12.2018.
В судебном заседании представитель апеллянта поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе, просил определение суда первой инстанции отменить, и направить дело на рассмотрение по подведомственности.
Представитель административного органа поддержал отзыв на апелляционную жалобу, просил отказать в удовлетворении заявленных требований.
Изучив материалы дела, оценив доводы жалобы, отзыва на апелляционную жалобу, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, и проверив законность обжалуемого судебного акта в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд пришел к выводу, что определение Арбитражного суда Ставропольского края от 27 февраля 2019 года по делу N А63-26133/2018 следует оставить без изменения.
Из материалов дела усматривается.
23.11.2018 управлением при анализе экспертного заключения по результатам инструментальных измерений N 61-л от 21.11.2018, выданного филиала Федерального бюджетного учреждения здравоохранения "Цент гигиены и эпидемиологии в Ставропольском крае в г. Пятигорске" - (Аттестат аккредитации орган; инспекции NRA.RU.710062 от 08.06.2015), протокола измерения шума N 3840 МФ от -15.11.2018, выданного Аккредитованным испытательным лабораторным центром (Аттестат аккредитации испытательного лабораторного центра (испытательной лаборатории) N RA.RU.510435 зарегистрирован в Госреестре от 02.12.2016 лицензия N ФС-26-01-001842 от 07.11.2014) филиала Федерального бюджетного учреждения здравоохранения "Центр гигиены и эпидемиологии в Ставропольском крае в г. Пятигорске", установлено:
- измеренный эквивалентный уровень звука в квартире N 17 по адресу ул. Советской, дом N 50 при открытой створке окна на ширину, определяемую конструкцией окна в вертикальном положении превышает допустимый уровень звука, установленный п. 6.1. п.6.1.1, приложение 3 п.1, СанПиН 2.1.2.2801-10, приложение 3 п.1. СанПиН 2.1.2.2801-10 (изменения и дополнения N1 к СанПиН 2.1.2.2645-10) для ночного времени суток на 17 дБА;
-измеренный максимальный уровень звука в квартире N 17 по адресу ул. Советской, дом N 50 при открытой створке окна на ширину, определяемую конструкцией окна в вертикальном положении превышает допустимый уровень звука, установленный п. 6.1, п.6.1.1, приложение 3 п. СанПин 2.1.2.2645-10 "Санитарно - эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях" приложение 3 п.1, СанПиН 2.1.2.2801-10 "Изменения и дополнения N 1 к СанПиН 2.1.2.2645-10" (приложение) для ночного времени суток на 9 дБа, что влечет административную ответственность, предусмотренную ст. 6.4 КоАП РФ.
01.11.2018 административным органом издано распоряжение о проведении внеплановой выездной проверки N 584-04р/в.
03.12.2018 составлен протокол об административном правонарушении в отношении учреждения.
13.12.2018 вынесено постановление по делу об административном правонарушении N 1144-04, в соответствии с которым, учреждение признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 6.4 КоАП РФ и назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 10 000 рублей.
Учреждение, не согласившись с вынесенным постановлением, обратилось в арбитражный суд с заявлением о его оспаривании.
Суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что производство по делу подлежит прекращению, в связи с неподведомственностью спора, на основании следующего.
В соответствии с частью 3 статьи 30.1 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении, совершенном юридическим лицом или лицом, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, обжалуется в арбитражный суд в соответствии с арбитражным процессуальным законодательством.
В части 1 статьи 27 АПК РФ сформулировано общее правило подведомственности, согласно которому к юрисдикции арбитражных судов относятся разрешение экономических споров и рассмотрение других дел, связанных с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности.
Частью 2 статьи 27 АПК РФ предусмотрено, что арбитражные суды разрешают экономические споры и рассматривают иные дела с участием организаций, являющихся юридическими лицами, граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица и имеющих статус индивидуального предпринимателя, приобретенный в установленном законом порядке.
Согласно пункту 3 части 1 статьи 29 АПК РФ арбитражные суды рассматривают в порядке административного судопроизводства дела, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, экономические споры и иные дела, связанные с осуществлением организациями и гражданами предпринимательской и иной экономической деятельности, в том числе об административных правонарушениях, если федеральным законом их рассмотрение отнесено к компетенции арбитражного суда.
В силу части 1 статьи 207 АПК РФ дела об оспаривании решений государственных органов, иных органов, должностных лиц, уполномоченных в соответствии с федеральным законом рассматривать дела об административных правонарушениях, о привлечении к административной ответственности лиц, осуществляющих предпринимательскую и иную экономическую деятельность, рассматриваются арбитражным судом по общим правилам искового производства, предусмотренным настоящим Кодексом, с особенностями, установленными в настоящей главе и федеральном законе об административных правонарушениях.
Производство по делам об оспаривании решений административных органов возбуждается на основании заявлений юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, привлеченных к административной ответственности в связи с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности, об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности, а также на основании заявлений потерпевших (часть 2 статьи 207 АПК РФ).
Таким образом, из совокупности вышеизложенных норм следует, что арбитражному суду подведомственны дела по заявлениям об оспаривании постановлений об административных правонарушениях и (или) решений по жалобе на это постановление, совершенных юридическими лицами или лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, в связи с осуществлением ими предпринимательской или иной экономической деятельности.
Подведомственность спора арбитражному суду определяется исходя как из субъектного состава спорящих, так и из характера правоотношений, возникших между спорящими сторонами.
Определением Конституционного Суда Российской Федерации от 11 июля 2006 года N 262-О разъяснено, что часть 3 статьи 30.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не предполагает возможность рассмотрения арбитражным судом дела об оспаривании решения административного органа о привлечении юридического лица или лица, осуществляющего предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, к административной ответственности, если совершенное этим лицом административное правонарушение не связано с осуществлением им предпринимательской и иной экономической деятельности. Определение же того, связано ли конкретное административное правонарушение с предпринимательской и иной экономической деятельностью совершившего его юридического лица или индивидуального предпринимателя, требует установления и исследования фактических обстоятельств конкретного дела и осуществляется рассматривающим это дело судом.
В пункте 33 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 N 5 (ред. от 19.12.2013) "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" разъяснено:
"Постановление по делу об административном правонарушении, совершенном юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем, вынесенное судьей суда общей юрисдикции, может быть обжаловано в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 30.1 КоАП РФ в вышестоящий суд общей юрисдикции. При этом необходимо учитывать, что жалобы указанных лиц на постановление о привлечении к административной ответственности, исходя из положений, закрепленных в части 3 статьи 30.1 КоАП РФ и пункте 3 части 1 статьи 29 АПК РФ, подлежат рассмотрению в судах общей юрисдикции, если юридическое лицо или индивидуальный предприниматель привлечены к административной ответственности не в связи с осуществлением указанными лицами предпринимательской и иной экономической деятельности. Например, когда объективная сторона совершенного ими административного правонарушения выражается в действиях (бездействии), направленных на нарушение или невыполнение норм действующего законодательства в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия населения, в области охраны окружающей среды и природопользования, безопасности дорожного движения, пожарной безопасности, законодательства о труде и охране труда".
В соответствии со статьей 6.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нарушение санитарно-эпидемиологических требований к эксплуатации жилых помещений и общественных помещений, зданий, сооружений и транспорта влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пятисот до одной тысячи рублей; на должностных лиц - от одной тысячи до двух тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от одной тысячи до двух тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Объектом рассматриваемого административного правонарушения является здоровье и санитарно-эпидемиологическое благополучие населения.
В тексте оспариваемого постановления нет сведений о том, что нарушение вытекает из предпринимательской деятельности лица, привлекаемого к административной ответственности, поэтому оснований для принятия заявления к своему производству у суда первой инстанции не имелось.
Довод апелляционной жалобы о том, что при подготовке дела к рассмотрению дела об административном правонарушении разрешается вопрос, в соответствии с которым выносится определение о передаче протокола об административном правонарушении и других материалов дела на рассмотрение по подведомственности, если рассмотрение дела не относиться к компетенции судьи - отклоняется.
Возможность передачи арбитражным судом в суд общей юрисдикции по подведомственности дел об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации не предусматривает.
Данная позиция изложена в пункте 6.1 постановлении Пленума ВАС РФ от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях".
Доказательства того, что заявитель обращался в суд общей юрисдикции, в материалы дела не представлены, то есть спора о подведомственности между судами не имеется.
Доводы апелляционной жалобы не подтвердились.
Апелляционный суд, оценив в соответствии с требованиями статьи 71 АПК РФ, представленные в материалы дела доказательства полно и всесторонне, приходит к выводу о том, что рассмотрение настоящего спора не подведомственно арбитражному суду.
Нормы процессуального права при разрешении спора применены судом правильно, нарушений процессуальных норм, влекущих безусловную отмену судебных актов (часть 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), из материалов дела не усматривается.
руководствуясь статьями 266, 268, 269, 272 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд,
ПОСТАНОВИЛ:
определение Арбитражного суда Ставропольского края от 27 февраля 2019 года по делу N А63-26133/2018 оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в течение месяца со дня изготовления постановления в полном объеме. В соответствии с частью 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационная жалоба подается через арбитражный суд первой инстанции.
Судья |
Л.В. Афанасьева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А63-26133/2018
Истец: ФКУ "Управление федеральных автомобильных дорог "Кавказ" Федерального дорожного агентства"
Ответчик: Территориальный отдел Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по СК в г. Пятигорске
Третье лицо: Территориальный отдел Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по СК в г. Пятигорске
Хронология рассмотрения дела:
10.04.2019 Постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда N 16АП-1394/19