г. Владимир |
|
10 апреля 2019 г. |
Дело N А39-5466/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 03.04.2019.
Постановление в полном объеме изготовлено 10.04.2019.
Первый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Москвичевой Т.В.,
судей Белышковой М.Б., Захаровой Т.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Семиной И.А.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу публичного акционерного общества "Т Плюс" (ИНН 6315376946, ОГРН 1056315070350) на решение Арбитражного суда Республики Мордовия от 21.12.2018 по делу N А39-5466/2018, принятое судьей Волковой Е.В., по заявлению публичного акционерного общества "Т Плюс" о признании незаконными приказов Министерства жилищно-коммунального хозяйства, энергетики и гражданской защиты населения Республики Мордовия от 24.04.2018 N 483, от 17.04.2018 N 449, от 31.05.2018 N 682, от 28.03.2018 N 359, от 02.04.2018 N 380, от 05.04.2018 N 396, от 11.04.2018 N 422.
В судебном заседании принял участие представитель публичного акционерного общества "Т Плюс" - Сидельников Р.В. по доверенности от 04.12.2017 N 2124 сроком действия до 31.12.2020.
Министерство жилищно-коммунального хозяйства, энергетики и гражданской защиты населения Республики Мордовия, общества с ограниченной ответственностью "Домоуправление N 19", "Дом-управления N 20", "Саранскжилсервис", ГУК "Юго-Западная", УК "ЖЭК N 17", УК "ЖЭК N 18" - надлежащим образом извещены о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы, явку полномочных представитеейя в судебное заседание не обеспечили.
Изучив материалы дела, Первый арбитражный апелляционный суд установил следующее.
Приказами Министерства жилищно-коммунального хозяйства, энергетики и гражданской защиты населения Республики Мордовия (далее - Министерство) от 24.04.2018 N 483, от 17.04.2018 N 449, от 31.05.2018 N 682, 28.03.2018 N 359, от 02.04.2018 N 380 от 05.04.2018 N 396, от 11.04.2018 N 422 внесены изменения в реестр лицензий на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами в части включения в состав сведений о многоквартирных домах, находящихся в управлении обществ с ограниченной ответственностью Управляющая компания "Жилищно-эксплуатационная компания N 17", Управляющая компания "Жилищно-эксплуатационная компания N 18", "Дом-управления N20", "Саранскжилсервис" многоквартирных домов, ранее находящихся в управлении общества с ограниченной ответственностью Городская управляющая компания "Юго-Западная".
Не согласившись с указанными приказами, публичное акционерное общество "Т Плюс" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Мордовия с заявлением о признании их недействительным.
Решением от 21.12.2018 в удовлетворении заявленных требований отказано.
В апелляционной жалобе Общество ссылается на неправильное применение норм материального права, неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела, несоответствие выводов, изложенных в решении, обстоятельствам дела.
Указывает, что действия Министерства, выраженные в принятии решений о внесении изменений в реестр лицензий на осуществление деятельности по управлению многоквартирными домами, касающихся сведений об изменении перечня многоквартирных домов, находящихся в управлении обществ с ограниченной ответственностью УК "ЖЭК N 17", УК "ЖЭК N 18", "Домоуправление N19, "Дом-управления N20", "Саранскжилсервис", нарушают права и законные интересы Общества в получении денежных средств с общества с ограниченной ответственностью ГУК "Юго-Западная" за поставленные энергоресурсы.
Общества с ограниченной ответственностью "Саранскжилсервис", УК "ЖЭК N 18" в отзывах на апелляционную жалобу считают решение суда законным и обоснованным.
Иные лица, участвующие в деле, отзывы на апелляционную жалобу не представили.
Проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе, отзывах на апелляционную жалобу, Первый арбитражный апелляционный суд не усмотрел оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Исходя из положений главы 19 Жилищного кодекса Российской Федерации, Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности", Постановления Правительства Российской Федерации от 28.10.2014 N 1110 "О лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами", Порядка и сроков внесения изменений в реестр лицензий субъекта Российской Федерации, утвержденного приказом Минстроя России от 25.12.2015 N 938/пр, Постановления Правительства Республики Мордовия от 31.10.2017 N 580 "Об утверждении Положения о Министерстве жилищно-коммунального хозяйства, энергетики и гражданской защиты населения Республики Мордовия и признании утратившими силу некоторых постановлений Правительства Республики Мордовия", оспариваемые приказы о внесении изменений в реестр лицензий Красноярского края приняты компетентным органом.
Согласно части 1 статьи 192 Жилищного кодекса Российской Федерации деятельность по управлению многоквартирными домами (далее - МКД) осуществляется управляющими организациями на основании лицензии на осуществление предпринимательской деятельности по управлению МКД, выданной органом государственного жилищного надзора на основании решения лицензионной комиссии субъекта Российской Федерации.
В соответствии с частью 1 статьи 195 Жилищного кодекса Российской Федерации сведения о лицензировании деятельности по управлению МКД, лицензиатах, осуществляющих или осуществлявших данный вид деятельности, содержатся в реестре лицензий.
Частью 1 статьи 198 Жилищного кодекса Российской Федерации определено, что сведения о МКД, деятельность по управлению которыми осуществляет лицензиат, подлежат размещению лицензиатом на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, который определен федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по реализации государственной политики в сфере жилищно-коммунального хозяйства, и предназначен для раскрытия информации организациями в соответствии со стандартом раскрытия информации, утвержденным Правительством Российской Федерации.
В случае изменения перечня многоквартирных домов, деятельность по управлению которыми осуществляет лицензиат, в связи с заключением, прекращением, расторжением договора управления многоквартирным домом лицензиат в течение пяти рабочих дней со дня заключения, прекращения, расторжения указанного договора обязан разместить эти сведения в системе, а также направить их в орган государственного жилищного надзора (часть 2 статьи 198 Жилищного кодекса Российской Федерации).
В соответствии с частью 3 статьи 198 Жилищного кодекса Российской Федерации орган государственного жилищного надзора после получения сведений, указанных в части 2 настоящей статьи, вносит изменения в реестр лицензий субъекта Российской Федерации в порядке и в сроки, утвержденные федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере жилищно-коммунального хозяйства.
Порядок и сроки внесения изменений в реестр лицензий субъекта Российской Федерации утверждены Приказом Минстроя России от 25.12.2015 N 938/пр (далее - Порядок N 938/пр).
Пунктом 2 Порядка установлено, что изменения в реестр вносятся органом государственного жилищного надзора субъекта Российской Федерации (далее - орган государственного жилищного надзора) на основании представленного лицензиатом (уполномоченным представителем лицензиата) заявления о внесении изменений в реестр, содержащего следующие сведения: а) адрес МКД; б) основания заключения и (или) расторжения договора управления МКД; в) копию договора управления МКД; г) данные о лицензиате (наименование, идентификационный номер налогоплательщика, номер лицензии на право осуществления предпринимательской деятельности по управлению МКД (далее - лицензия).
В пункте 3 Порядка содержится перечень документов, прилагаемых к заявлению о внесении изменений в реестр.
Согласно пункту 5 Порядка в ходе рассмотрения заявления и документов органом государственного жилищного надзора осуществляется проверка заявления и документов на предмет соблюдения следующих условий: а) соответствия заявления и документов положениям пунктов 2 и 3 настоящего Порядка; б) достоверности сведений, содержащихся в заявлении и документах, указанных в пункте 3 настоящего Порядка; в) отсутствия противоречий сведений, представленных заявителем, содержащимся в реестре на момент рассмотрения заявления сведениям; г) выполнения заявителем требования, установленного частью 2 статьи 198 Жилищного кодекса Российской Федерации, о размещении указанной в заявлении информации в системе, в случае наличия данной обязанности у заявителя; д) отсутствия вступившего в законную силу решения суда о признании заявителя банкротом в соответствии с Федеральным законом от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)"; е) отсутствия признаков ничтожности решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме по основаниям, установленным гражданским законодательством Российской Федерации, а также в случае принятия на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме решения о выборе непосредственного способа управления таким многоквартирным домом в нарушение положения пункта 1 части 2 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации.
В пункте 7 Порядка N 938/пр указано, что по результатам рассмотрения заявления и документов орган государственного жилищного надзора принимает одно из следующих решений: а) о внесении изменений в реестр; б) об отказе во внесении изменений в реестр и возврате заявления и документов; в) о приостановлении рассмотрения заявления.
Согласно пункту 10 Порядка N 938/пр основанием для принятия решения о приостановлении рассмотрения заявления являются: а) несоответствие заявления и документов условиям, установленным подпунктами "б", "в" пункта 5 настоящего Порядка; б) поступление в орган государственного жилищного надзора в течение срока, указанного в пункте 4 настоящего Порядка, заявления от другого лицензиата, содержащего сведения в отношении того же многоквартирного дома; в) поступление в орган государственного жилищного надзора заявления о внесении изменений в реестр в связи с заключением договора управления многоквартирным домом или изменением способа управления многоквартирным домом при отсутствии заявления о прекращении, расторжении договора управления данным многоквартирным домом от иного заявителя.
Согласно пункту 14 Порядка N 938/пр в случае принятия решения о внесении изменений в реестр, соответствующие изменения перечня и сведений о многоквартирных домах, содержащихся в реестре, вносятся органом государственного жилищного надзора с первого числа календарного месяца, следующего за датой, указанной в соответствующем решении, но не ранее срока, определенного в договоре управления многоквартирным домом и с которого лицензиат начинает осуществление деятельности по управлению указанным домом.
В соответствии с пунктом 15 Порядка при приостановлении рассмотрения заявления по основаниям, указанным в пункте 10 настоящего Порядка, орган государственного жилищного надзора: а) в случае наличия в реестре сведений об управлении многоквартирного дома, указанного в заявлении, другим лицензиатом, запрашивает необходимые материалы и информацию у обоих лицензиатов; б) в случае поступления в орган государственного жилищного надзора в течение срока, указанного в пункте 4 настоящего Порядка, заявления от другого заявителя, содержащего сведения в отношении того же многоквартирного дома, запрашивает необходимые материалы и информацию у обоих заявителей; в) в случае поступления в орган государственного жилищного надзора заявления о внесении изменений в реестр в связи с заключением договора управления многоквартирным домом или изменением способа управления многоквартирным домом при отсутствии заявления о прекращении, расторжении договора управления данным многоквартирным домом от иного заявителя, проводит проверку полученного заявления и документов, указанных в пункте 3 настоящего Порядка.
В силу пункта 17 Порядка по результатам рассмотрения материалов, указанных в пункте 15 настоящего Порядка, орган государственного жилищного надзора принимает в отношении каждого лицензиата соответствующее решение из предусмотренных подпунктами "а" и "б" пункта 7 настоящего Порядка.
Согласно пункту 9 Порядка основаниями для отказа во внесении изменений в реестр и возврате заявления являются: а) несоответствие заявления и документов требованиям, установленным подпунктами "а", "г" - "е" пункта 5 настоящего Порядка; б) несоответствие заявления и документов требованиям, установленным подпунктами "б" и "в" пункта 5 настоящего Порядка, выявленное органом государственного жилищного надзора по результатам проверки, проведенной в соответствии с пунктом 15 настоящего Порядка. Согласно пункту 2 приказа Министерства регионального развития Российской Федерации от 02.04.2013 N 124 определен адрес официального сайта в сети Интернет, предназначенного для раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами, - www.reformagkh.ru.
Совместным приказом Министерства связи и массовых коммуникаций Российской Федерации и Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства от 30.12.2014 N 504/934/пр определен адрес официального сайта государственной информационной системы жилищно-коммунального хозяйства в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" - www.dom.gosuslugi.ru.
Следовательно, www.reformagkh.ru является адресом официального сайта в сети Интернет, предназначенным для раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами в соответствии со стандартом раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.09.2010 N 731, путем опубликования ее на официальном сайте в сети Интернет, предназначенном для раскрытия информации.
Адресом официального сайта государственной информационной системы жилищно-коммунального хозяйства в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", определенным приказом Минкомсвязи России N 504, Минстроя России N 934/пр от 30.12.2014, в соответствии с пунктом 11 части 3 статьи 7 Федерального закона от 21.07.2014 N209-ФЗ "О государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства" является www.dom.gosuslugi.ru.
В соответствии с пунктом 1 приказа Минкомсвязи России N 368, Минстроя России от 29.09.2015 N 691/пр сведения о многоквартирных домах, деятельность по управлению которыми осуществляют управляющие организации, а также сведения в случае изменения перечня многоквартирных домов в связи с заключением, прекращением, расторжением договора управления многоквартирным домом, подлежащие размещению в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства (далее - система), включают: адрес многоквартирного дома; номер и дата договора управления многоквартирным домом; дата начала осуществления обязанностей по управлению многоквартирным домом, предусмотренная договором управления многоквартирным домом; дата окончания осуществления обязанностей по управлению многоквартирным домом, предусмотренная договором управления многоквартирным домом; дата расторжения договора управления многоквартирным домом; основание заключения (расторжения) договора управления многоквартирным домом.
Согласно информации ГИС ЖКХ сведения о многоквартирных домах, деятельность по управлению которыми осуществляют общества с ограниченной ответственностью УК "ЖЭК N 17", УК "ЖЭК N 18", "Домоуправление N 19", "Дом-управления N 20", "Саранскжилсервис" были внесены указанными управляющими организациями через личный кабинет.
При этом даты включения сведений о многоквартирных домах в реестр лицензий в соответствующих приказах правомерно определены заинтересованным лицом в соответствии с требованиями пункта 14 Порядка.
Согласно пункту 1 статьи 44 Жилищного кодекса Российской Федерации общее собрание собственников помещений в МКД является органом управления МКД.
Решения общего собрания собственников помещений в МКД по вопросам, поставленным на голосование, принимаются большинством голосов от общего числа голосов принимающих участие в данном собрании собственников помещений в МКД (пункт 1 статьи 46 Жилищного кодекса Российской Федерации).
В соответствии с частью 6 статьи 46 Жилищного кодекса Российской Федерации обжалование решений общего собрания собственников помещений МКД возможно только в судебном порядке.
Как следует из материалов дела в адрес Министерства поступили заявления обществ с ограниченной ответственностью УК "ЖЭК N 17", УК "ЖЭК N 18", "Домоуправление N 19", "Дом-управления N 20", "Саранскжилсервис" о внесении изменений в реестр лицензий Республики Мордовия в связи с изменением перечня многоквартирных домов, деятельность по управлению которыми осуществляют соответствующие организации в связи с заключением договоров управления многоквартирными домами. К заявлению приложены копии протоколов общего собрания собственников помещений многоквартирных домов, и копии договоров управления соответствующим многоквартирным домами.
В ходе рассмотрения заявлений лицензиатов обществ с ограниченной ответственностью УК "ЖЭК N 17", УК "ЖЭК N18", "Домоуправление N19", "Дом-управления N20", "Саранскжилсервис" о включении сведений о многоквартирных домах в реестр лицензий Республики Мордовия Министерством проведена проверка на предмет достоверности сведений, содержащихся в заявлениях лицензиатов, в том числе приложенных к заявлениям протоколов общих собраний собственников помещений многоквартирных домов на соответствие Требованиям к оформлению протокола общего собрания собственников помещений в многоквартирных домах, утвержденных приказом Минстроя России от 25.12.2015 N937/пр.
В соответствии с пунктом 1 статьи 181.3 Гражданского кодекса Российской Федерации, решение собрания недействительно по основаниям, установленным настоящим Кодексом или иными законами, в силу признания его таковым судом (оспоримое решение) или независимо от такого признания (ничтожное решение). Недействительное решение собрания оспоримо, если из закона не следует, что решение ничтожно.
В соответствии со статьей 181.5 Гражданского кодекса Российской Федерации, если иное не предусмотрено законом, решение собрания ничтожно в случае, если оно: 1) принято по вопросу, не включенному в повестку дня, за исключением случая, если в собрании приняли участие все участники соответствующего гражданско-правового сообщества; 2) принято при отсутствии необходимого кворума; 3) принято по вопросу, не относящемуся к компетенции собрания; 4) противоречит основам правопорядка или нравственности.
При анализе протоколов общих собраний собственников помещений МКД судом первой инстанции признаков ничтожности решений общих собраний собственников помещений в многоквартирных домах по основаниям, установленным гражданским законодательством Российской Федерации, не выявлено.
Доказательств обжалования в законном порядке результатов общих собраний собственников помещений в спорных многоквартирных домах о выборе соответствующих управляющих компаний материалы дела не содержат.
Таким образом, протоколы общих собраний собственников МКД, договоры управления, представленные обществами с ограниченной ответственностью УК "ЖЭК N 17", УК "ЖЭК N 18", "Домоуправление N 19", "Дом-управления N 20", "Саранскжилсервис", являются действующими, не оспорены в установленном законом порядке ни собственниками жилых помещений, ни Обществом.
Довод Общества о наличии безусловного основания для отказа во внесении изменений в реестр и возврате заявления и документов (подпункт "а" пункта 9, подпункт "а" пункта 5, подпункт "г" пункта 2 Порядка), поскольку согласно заключению Министерства от 27.02.2018 заявление общества с ограниченной ответственностью "Домоуправление N 19" о внесении изменений в реестр лицензий не содержало сведений об идентификационном номере налогоплательщика, обоснованно отклонён судом первой инстанции. В судебном заседании суда первой инстанции представитель Министерства пояснял, что при подготовке заключения от 27.02.2018 была допущена техническая ошибка.
Судом установлено, что заявление общества с ограниченной ответственностью "Домоуправление N 19" о внесении изменений в реестр лицензий содержит сведения о идентификационном номере налогоплательщика. Предусмотренных пунктом 9 Порядка оснований для отказа во внесении изменений в Реестр не выявлено.
При таких обстоятельствах суд правомерно отказал в удовлетворении заявленного требования.
Более того, положения части 3 статьи 201 в совокупности с положениями части 2 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации ставят возможность удовлетворения заявления об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц в зависимость от выявления арбитражным судом нарушения оспариваемым решением или действием (бездействием) прав и свобод заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Как следует из материалов дела, в обоснование заявленного требования Общество ссылалось на нарушение обжалуемыми приказами его права на получение денежных средств от общества с ограниченной ответственностью ГУК "Юго-Западная" за поставленные энергоресурсы. Общая сумма задолженности указанной организации перед Обществом составляет 80 806 815 рублей 37 копеек. Общество считает, что одна из причин длительного отсутствия платежей со стороны общества с ограниченной ответственностью ГУК "Юго-Западная" - отсутствие денежных средств, которые могли быть получены за выполнение работ и оказание услуг по договорам управления МКД. При отсутствии в управлении общества с ограниченной ответственностью ГУК "Юго-Западная" жилого фонда, погашение сложившейся перед Обществом задолженности невозможно.
Между тем наличие либо отсутствие в управлении общества с ограниченной ответственностью ГУК "Юго-Западная" жилого фонда зависит не от оспариваемых Обществом приказов Министерства, а от действий самого общества с ограниченной ответственностью ГУК "Юго-Западная", от его активности, надлежащего выполнения услуг и стремления заключать и исполнять договоры управления МКД.
Таким образом, оспариваемые приказы Министерства не могут нарушать права Общества.
Арбитражный суд Республики Мордовия полно выяснил обстоятельства, имеющие значение для дела, его выводы соответствуют обстоятельствам дела, нормы материального права применены правильно, нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены судебного акта, не допущено, в связи с чем апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
В соответствии со статьёй 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по уплате государственной пошлины подлежат отнесению на Общество.
Обществу подлежит возврату из федерального бюджета излишне уплаченная государственная пошлина в сумме 1500 рублей.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 268, 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Мордовия от 21.12.2018 по делу N А39-5466/2018 оставить без изменения.
Апелляционную жалобу публичного акционерного общества "Т Плюс" оставить без удовлетворения.
Возвратить публичному акционерному обществу "Т Плюс" из федерального бюджета государственную пошлину в размере 1500 рублей, уплаченную по платежному поручению от 01.02.2019 N 1420.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок со дня принятия.
Председательствующий судья |
Т.В. Москвичева |
Судьи |
М.Б. Белышкова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А39-5466/2018
Истец: ПАО "Т Плюс"
Ответчик: Министерство жилищно-коммунального хозяйства , энергетики и гражданской защиты населения Республики Мордовия
Третье лицо: ООО "Домоуправление N19", ООО "Дом-упралвения N20", ООО "Саранскжилсервис", ООО ГУК "Юго-Западная", ООО УК "ЖЭК N17", ООО УК "ЖЭК N18"