г. Санкт-Петербург |
|
09 апреля 2019 г. |
Дело N А42-3165/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 08 апреля 2019 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 09 апреля 2019 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Дмитриевой И.А.
судей Загараевой Л.П., Згурской М.Л.
при ведении протокола судебного заседания: Царегородцевым Е.А.
при участии:
от заявителя: Федосеева Е.А. по доверенности от 10.12.2018
от заинтересованного лица: Кузнецовой А.С. по доверенности от 18.12.2018
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-2761/2019) конкурсного управляющего ООО "Севрыбресурс" Феоктистова Ильи Сергеевича на решение Арбитражного суда Мурманской области от 21.12.2018 по делу N А42-3165/2018 (судья Суховерхова Е.В.), принятое
по заявлению ООО "Севрыбресурс"
заинтересованное лицо: ИФНС по г. Мурманску
о признании частично недействительным решения
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Севрыбресурс" (ИНН 5190013460, ОГРН 1125190016610) (далее - Общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Мурманской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее АПК РФ), к Инспекции Федеральной налоговой службы по городу Мурманску (ИНН 5190100360, ОГРН 1045100223850) (далее - Инспекция, налоговый орган, ответчик) о признании недействительным решения от 14.11.2017 N 02.3-34/11909 в части доначисления налога на прибыль за 2014 год в сумме 1 961 120 руб., пени в сумме 671 995 руб. 60 коп., штрафа по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) в сумме 196 112 руб.
Решением суда от 21.12.2018 в удовлетворении заявления отказано.
Не согласившись с указанным решением суда, заявитель обжаловал его в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд.
В судебном заседании представитель Общества поддержал доводы апелляционной жалобы, а представитель Инспекции их отклонил по мотивам, изложенным в отзыве на жалобу.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, Инспекцией по результатам проведенной выездной налоговой проверки ООО "Севрыбресурс" составлен акт налоговой проверки от 26.07.2017 N 02.3-34/301.
По результатам рассмотрения акта, материалов проверки, возражений Общества вынесено решение от 14.11.2017 N 02.3-34/11909 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, предусмотренной пунктом 1 статьи 122, статьей 123 НК РФ в сумме 665 658 руб.
Указанным решением Обществу также доначислены: налог на прибыль организаций, налог на добавленную стоимость в общей сумме 5 284 750 руб., пени за несвоевременную уплату налогов в сумме 2 011 167 руб., налогоплательщику предложено уплатить уменьшить возмещенный из бюджета в завышенных размерах НДС в сумме 736 руб. (том 1 л.д. 1-104).
В порядке главы 19 НК РФ Общество обратилось в Управление ФНС России по Мурманской области с апелляционной жалобой на решение Инспекции.
Решением Управления ФНС России по Мурманской области от 26.01.2018 N 33 апелляционная жалоба Общества оставлена без удовлетворения (том 1 л.д. 120-127).
Не согласившись с решением налогового органа от 14.11.2017 N 02.3-34/11909 в части, Общество обратилось в суд с настоящим заявлением, уточненным в порядке статьи 49 АПК РФ.
Суд первой инстанции, оценив представленные доказательства, правомерно отказал в удовлетворении заявленных требований, исходя из следующего.
В соответствии с пунктом 1 статьи 256 НК РФ амортизируемым имуществом в целях главы 25 НК РФ признается имущество, результаты интеллектуальной деятельности и иные объекты интеллектуальной собственности, которые находятся у налогоплательщика на праве собственности, используются им для извлечения дохода и стоимость которых погашается путем начисления амортизации.
Согласно пункту 1 статьи 257 НК РФ под основными средствами в целях главы 25 НК РФ понимается часть имущества используемого в качестве средств труда для производства и реализации товаров (выполнения работ, оказания услуг) или управления организацией первоначальной стоимостью более 100 тыс. руб.
Первоначальной стоимостью имущества, являющегося предметом лизинга, признаются суммы расходов лизингодателя на его приобретение, содержание, доставку, изготовление и доведение до состояния, в котором оно пригодно для использования, за исключением сумм налогов, подлежащих вычету или учитываемых в составе расходов в соответствии с НК РФ.
В соответствии с пунктом 1 статьи 258 НК РФ амортизируемое имущество распределяется по амортизационным группам в соответствии со сроками его полезного использования. Сроком полезного использования признается период, в течение которого объект основных средств или объект нематериальных активов служит для выполнения целей деятельности налогоплательщика. Срок полезного использования определяется налогоплательщиком самостоятельно на дату ввода в эксплуатацию данного объекта амортизируемого имущества в соответствии с положениями статьи 258 НК РФ и с учетом Классификации основных средств, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.01.2002 N 1.
В отношении доначисления налога на прибыль организаций с соответствующими пенями и налоговой санкцией по эпизоду, связанному с исключением из состава косвенных расходов за 2014 год сумм начисленной амортизации в размере 5 105 601 рублей податель апелляционной жалобы полагает, что Общество имеет право на применение специального коэффициента 3, установленного пунктом 2 статьи 259.3 НК РФ, на все спорные транспортные средства, включая легковой автомобиль Toyota Land Cruiser 200.
Как следует из материалов дела, Общество на основании договоров лизинга приобрело в 2013, 2014 годах в финансовую аренду транспортные средства: автомобили-самосвалы Renault Кегах 6*4, Renault Wielton 8*4, Scania Р6Х400 Н400 СВ 4x6 ENZ, Toyota Land Cruiser 200 (т. 5 л.д. 2-267, т. 6 л.д. 2-192, т. 20 л.д. 8-10).
Пунктом 10 статьи 258 НК РФ предусмотрено, что имущество, полученное (переданное) в финансовую аренду по договору финансовой аренды (договору лизинга), включается в соответствующую амортизационную группу той стороной, у которой данное имущество должно учитываться в соответствии с условиями договора лизинга.
По условиям договоров лизинга имущество учитывается на балансе лизингополучателя, то есть Общества.
В соответствии с пунктом 1 статьи 258 НК РФ транспортные средства введены в эксплуатацию приказами Общества с присвоением инвентарных номеров и распределением по амортизационным группам в соответствии со сроками их полезного использования.
Приказами Общества о вводе в эксплуатацию объектов основных средств от 02.08.2013 N 02/08-ХЗ, от 08.02.2014 N 08/02-ХЗ, от 22.03.2014 N 22/03-2X3, от 24.10.2014 N 29/10-ХЗ, от 05.11.2014 N 05/11-ХЗ автомобили-самосвалы Renault Кегах 6*4, Renault Wielton 8*4, Scania Р6Х400 Н400 СВ 4x6 ENZ отнесены к 4 амортизационной группе (свыше 5 лет до 7 лет включительно) со сроком полезного использования 84 месяца.
Приказом Общества о вводе в эксплуатацию объектов основных средств от 09.09.2014 N 09/09-ХЗ легковой автомобиль Toyota Land Cruiser 200 (мощностью двигателя 235 л.с.) отнесен к 3 амортизационной группе (свыше 3 лет до 5 лет включительно) (т. 18 л.д. 63).
Представленными в материалы дела регистрами-расчетами амортизации основных средств за период с 01.01.2014 по 31.12.2014, с 01.01.2015 по 31.12.2015 подтверждается, что при расчете амортизации к названным транспортным средствам Обществом применялся срок полезного использования 84 месяца (т. 18 л.д. 51-59).
Не оспаривая данные обстоятельства, Общество указало на допущенную им в приказе о вводе в эксплуатацию объектов основных средств от 09.09.2014 N 09/09-ХЗ техническую ошибку в указании амортизационной группы, определенной в отношении легкового автомобиля Toyota Land Cruiser 200. По мнению заявителя, названный автомобиль относится не к 3 амортизационной группе, а к 5 (код 310.29.10.2 Общероссийского классификатора основных фондов ОК 013-2014 "Автомобили легковые большого класса с рабочим объемом двигателя свыше 3,5 литра").
Инспекция оценила довод налогоплательщика об отнесении легкового автомобиля Toyota Land Cruiser 200 к 5 амортизационной группе (код 310.29.10.2 Общероссийского классификатора основных фондов ОК 013-2014 "Автомобили легковые большого класса с рабочим объемом двигателя свыше 3,5 литра") и пришла к выводу, что правовых оснований для такого отнесения не имеется.
Срок полезного использования определяется налогоплательщиком самостоятельно на дату ввода в эксплуатацию данного объекта амортизируемого имущества в соответствии с положениями статьи 258 НК РФ и с учетом классификации основных средств, утверждаемой Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.01.2002 N 1 "О классификации основных средств, включаемых в амортизационные группы" утверждена классификация основных средств.
В соответствии с Классификацией основных средств, включаемых в амортизационные группы, легковые автомобили могут относиться к 3, 4, 5 амортизационным группам в зависимости от их основного назначения.
"Автомобили легковые" без основного назначения относятся к коду группировки 310.29.10.2 и 3 амортизационной группе.
Примечание, которое указывает заявитель - "Автомобили легковые большого класса с рабочим объемом двигателя свыше 3,5 литра", относится к подклассу "Средства автотранспортные для перевозки людей прочие" (код группировки 310.29.10.24) и 5 амортизационной группе.
Таким образом, определяющим критерием для отнесения транспортного средства Toyota Land Cruiser 200 к соответствующим коду группировки и амортизационной группе является основное назначение транспортного средства.
Как следует из материалов дела, заявителем не представлено надлежащих доказательств использования транспортного средства Toyota Land Cruiser 200 для перевозки людей. Соответствие показателя "рабочий объем двигателя" указанному в примечании к Классификации основных средств, включаемых в амортизационные группы, не является определяющим критерием для отнесения транспортного средства к надлежащей амортизационной группе.
Установленные в ходе рассмотрения настоящего спора обстоятельства указывают на то, что транспортное средство Toyota Land Cruiser 200 относится к 3 амортизационной группе.
Кроме того, в ходе выездной налоговой проверки Обществом представлены документы, подтверждающие отнесение спорного транспортного средства именно к 3 амортизационной группе, а доводы со стороны налогоплательщика о наличии технической ошибки заявлены только после вручения акта налоговой проверки без представления подтверждающих документов.
Довод заявителя о правомерности применения Обществом специального коэффициента 3, установленного пунктом 2 статьи 259.3 НК РФ, также правомерно отклонен судом первой инстанции.
Согласно пункту 1 статьи 259 НК РФ налогоплательщики вправе выбрать один из следующих методов начисления амортизации с учетом особенностей, предусмотренных главой 25 НК РФ: линейный метод или нелинейный метод.
Метод начисления амортизации устанавливается налогоплательщиком самостоятельно применительно ко всем объектам амортизируемого имущества (за исключением объектов, амортизация по которым начисляется линейным методом в соответствии с пунктом 3 статьи 259 НК РФ) и отражается в учетной политике для целей налогообложения. Изменение метода начисления амортизации допускается с начала очередного налогового периода. При этом налогоплательщик вправе перейти с нелинейного метода на линейный метод начисления амортизации не чаще одного раза в пять лет.
Установленные методы начисления амортизации применяются ко всем основным средствам вне зависимости от даты их приобретения.
Выбранный налогоплательщиком метод начисления амортизации не может быть изменен в течение всего периода начисления амортизации по объекту амортизируемого имущества.
В соответствии с пп. 1 п. 2 ст. 259.3 НК РФ в отношении амортизируемых основных средств, являющихся предметом договора финансовой аренды (договора лизинга) налогоплательщиков, у которых данные основные средства должны учитываться в соответствии с условиями договора финансовой аренды (договора лизинга), налогоплательщики вправе применять к основной норме амортизации специальный коэффициент, но не выше 3.
Специальный повышающий коэффициент (не выше 3) применяется в отношении амортизируемых основных средств, являющихся предметом договора лизинга, за исключением тех основных средств, которые относятся к первой - третьей амортизационным группам.
С учетом изложенного, налогоплательщик при соблюдении указанных в данной норме требований вправе применять ускоренную амортизацию.
Как следует из материалов дела, спорные транспортные средства получены в лизинг по договорам финансовой аренды и учитываются на балансе лизингополучателя (Общества), что формально соответствует требованиям пп. 1 п. 2 ст. 259.3 НК РФ. Исключение составляет транспортное средство Toyota Land Cruiser 200, которое относится к 3 амортизационной группе по изложенньм основаниям и не подлежит ускоренной амортизации в силу установленного статьей 259.3 НК РФ ограничения.
Применение повышающего коэффициента 3 при амортизации объектов основных средств, являющихся предметом лизинга, в целях налогового учета закреплено Обществом в приказе от 30.01.2014 N 3-ХЗ (т. 20 л.д. 7), которым внесены соответствующие изменения в пункт 3.6.3 учетной политики, утвержденной приказом Общества от 30.12.2013 N 9 (т. 17 л.д. 34-39).
Фактическое применение повышающего коэффициента 3 в спорном периоде Общество подтверждает уточненными налоговыми декларациями по налогу на прибыль организаций (т. 2 л.д. 125-161, т. 3 л.д. 1-41, т. 18 л.д. 4-11, т. 19 л.д. 2-178), регистром-расчета амортизации основных средств за период с 01.01.2014 по 31.12.2014 (т. 18 л.д. 51-59).
Оценив представленные Обществом документы в совокупности с иными имеющимися в материалах дела доказательствами, суд первой инстанции поддержал вывод налогового органа, что действия налогоплательщика, выразившиеся в представлении корректирующих документов (деклараций, регистров), недобросовестны, направлены на уменьшение налоговых обязательств по налогу на прибыль организаций, выявленных по результатам выездной налоговой проверки, исходя из следующего.
Как следует из учетной политики Общества, утвержденной приказом от 30.12.2013 N 9, амортизация по объектам основных средств начисляется без применения специальных повышающих коэффициентов, линейным методом.
Действующим законодательством не запрещено налогоплательщикам реализовывать свое право путем отражения его в учетной политике, либо в соответствующем приказе.
Закрепление Обществом в учетной политике порядка начисления амортизации без применения повышающего коэффициента свидетельствует о самостоятельном выборе налогоплательщиком такого порядка начисления амортизации, при котором предусмотренное пп. 1 п. 2 ст. 259.3 НК РФ право не применяется.
Тот факт, что начисление амортизации по спорным транспортным средствам осуществлялось Обществом без применения повышающего коэффициента, подтверждается материалами дела и согласуется с требованиями пунктов 1, 13 статьи 258 НК РФ.
Абзацем 2 пункта 13 статьи 258 НК РФ предусмотрено, что применение к основным нормам амортизации повышающих коэффициентов влечет за собой соответствующее сокращение срока полезного использования.
В силу пункта 1 статьи 258 НК РФ изменение срока полезного использования основного средства допустимо только после реконструкции, модернизации или технического перевооружения такого объекта.
Учитывая, что срок полезного использования устанавливается в момент ввода в эксплуатацию основного средства, то и повышающий коэффициент подлежит установлению на дату ввода данного имущества в эксплуатацию.
Начисление Обществом амортизации на дату ввода в эксплуатацию спорных транспортных средств без применения повышающего коэффициента подтверждается документами, представленными в ходе выездной налоговой проверки, в том числе налоговыми декларациями по налогу на прибыль организаций, учетной политикой, действовавшей в момент ввода предмета лизинга в эксплуатацию, регистрами-расчетов амортизации основных средств, регистрами учета косвенных расходов на производства (т. 2 л.д. 125-143, т. 19 л.д. 2-178).
По указанным документам налоговым органом нарушений, повлекших доначисление налога на прибыль организаций, не установлено.
После вручения Обществу акта налоговой проверки с выявленными нарушениями, повлекшими доначисления налога на прибыль организаций по иным основаниям, заявителем представлены возражения, в которых налогоплательщик просит увеличить косвенные расходы на сумму 5 105 601 рублей с учетом реализации права на применение повышающего коэффициента амортизации 3. В подтверждение налогоплательщиком представлены приказ от 30.01.2014 N 3-ХЗ "О внесении и учреждении изменений учетной политики, ранее утвержденной приказом N 9 от 30 декабря 2013 г", уточненные налоговые декларации по налогу на прибыль организаций, регистры-расчеты амортизации основных средств.
Представленные заявителем документы содержат измененные данные бухгалтерского и налогового учетов, корректирующие налоговые обязательства Общества по налогу на прибыль организаций, установленные по результатам выездной налоговой проверки.
По мнению Инспекции, указанная корректировка налоговых обязательств произведена Обществом без какого-либо правового обоснования, непосредственно с целью уменьшения налоговых обязательств по налогу на прибыль организаций, выявленных по результатам выездной налоговой проверки. Доказательств обратного в ходе рассмотрения настоящего спора заявителем не представлено.
При этом приказ от 30.01.2014 N 3-ХЗ (т. 20 л.д. 7), вносящий соответствующие изменения в пункт 3.6.3 учетной политики, утвержденной приказом Общества от 30.12.2013 N 9 (т. 17 л.д. 34-39), представлен также после проведения выездной налоговой проверки и оформлен в нарушение положений Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" (далее - Закон N 402-ФЗ).
Положениями Закона N 402-ФЗ (статья 8) установлено, что изменения учетной политики производится с начала отчетного года и только в установленных законом случаях. Законных оснований для внесения в учетную политику Общества изменений в ходе рассмотрения дела не установлено.
Таким образом, учитывая противоречивость первичных документов, представленных налогоплательщиком, как в ходе налоговой проверки, так и по результатам ее проведения Инспекция обоснованно исключила 5 105 601 рублей из состава косвенных расходов.
Отнесение Обществом транспортного средства Toyota Land Cruiser 200 к 3 амортизационной группе соответствует первичным документам (инвентарной карточке учета основных средств, приказу о вводе в эксплуатацию), данным бухгалтерского учета самого налогоплательщика, налоговому законодательству, что не дает ему право на применение повышающего коэффициента.
Апелляционный суд не находит оснований для отмены решения по данному эпизоду.
Податель апелляционной жалобы также не согласен с доначислением налога на прибыль организаций с соответствующими пенями и налоговой санкцией по эпизоду, связанному с исключением из состава расходов за 2014 год дополнительного вознаграждения управляющему ИП Ганичу А.В. в сумме 4 700 000 рублей.
Согласно статье 247 НК РФ объектом налогообложения по налогу на прибыль организаций признается прибыль, полученная налогоплательщиком, прибылью признаются полученные доходы, уменьшенные на величину произведенных расходов, которые определяются в соответствии с главой 25 НК РФ.
В силу пункта 1 статьи 252 НК РФ в целях главы 25 НК РФ налогоплательщик уменьшает полученные доходы на сумму произведенных расходов (за исключением расходов, указанных в статье 270 НК РФ).
Расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты (а в случаях, предусмотренных статьей 265 НК РФ, убытки), осуществленные (понесенные) налогоплательщиком.
Под обоснованными расходами понимаются экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме.
Под документально подтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством Российской Федерации. Расходами признаются любые затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.
В соответствии с подпунктом 18 пункта 1 статьи 264 НК РФ к прочим расходам, связанным с производством и реализацией, относятся расходы на управление организацией или отдельными ее подразделениями, а также расходы на приобретение услуг по управлению организацией или ее отдельными подразделениями.
Таким образом, указанные расходы налогоплательщика, понесенные им, могут уменьшать полученные организацией доходы при условии, что данные расходы экономически обоснованы и документально подтверждены.
В материалы дела представлен заявителем представлен договор с Управляющим от 29.10.2012 N 1 (далее -Договор с Управляющим), предметом которого является принятие и осуществление Управляющим (ИП Ганич А.В.) закрепленных уставом Общества, иными внутренними документами Общества и действующим законодательством РФ полномочий исполнительного органа Общества в порядке и на условиях, оговоренных договором, на срок - 3 года (т. 20 л.д. 13-16).
Пунктом 3.1 названного договора предусмотрены обязанности Управляющего, в числе которых общее осуществление руководства Обществом, представление его интересов, совершение сделок от его имени, издание внутренних документов и иные функции, необходимые для достижения целей деятельности Общества и обеспечения его нормальной работы.
За осуществление предусмотренных пунктом 3.1 Договора с Управляющим предусмотрено ежемесячное вознаграждение в сумме 100 000 рублей, выплачиваемое в срок до 20 числа расчетного месяца (пункт 2.4).
Пунктом 2.5 Договора с Управляющим предусмотрено, что размер вознаграждения по взаимному согласию сторон может быть увеличен.
Дополнительное (премиальное) вознаграждение выплачивается по итогам отчетного периода по решению Общего собрания Общества.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, за спорный 2014 год Управляющему выплачены:
- ежемесячное вознаграждение в размере 1 200 000 рублей;
- дополнительное (премиальное) вознаграждение в размере 9 000 000 рублей;
- дополнительное вознаграждение в размере 4 700 000 рублей.
Из выплаченных сумм налоговым органом исключено из состава расходов дополнительное вознаграждение в размере 4 700 000 рублей, поскольку данные выплаты заявлены необоснованно при отсутствии документального подтверждения.
Основанием для выплаты Управляющему (ИП Ганичу А.В.) дополнительного вознаграждения послужило принятое единственным участником Общества Ганичем А.В. решение от 30.04.2014 N 2/14, которьм дополнен пункт 2.5 Договора с Управляющим следующим условием: "..в случае достижения положительных результатов работы Общества, вознаграждение Управляющего ежеквартально увеличивается на 3,3 % от выручки, полученной за соответствующий квартал по данным бухгалтерского учета." (т. 20 л.д. 18).
В связи с чем, решениями единственного участника Общества Ганича А.В. от 30.04.2014 N 2/14, от 31.07.2014 N 3/14, от 30.10.2014 N 4/14, от 31.12.2014 N 5/14 (т. 20 л.д. 17, 18, 19, 20, т. 18 л.д. 32, 35, 38, 41) приняты решения о выплате Управляющему ИП Ганичу А.В. 4 700 000 рублей, а именно:
* за 1 квартал 2014 года 800 000 рублей из расчета полученной Обществом выручки в размере 24 415 тыс. рублей;
* за 2 квартал 2014 года 1 300 000 рублей из расчета полученной Обществом выручки в размере 31 165 тыс. рублей;
* за 3 квартал 2014 года 1 600 000 рублей из расчета полученной Обществом выручки в размере 48 285 тыс. рублей;
* за 4 квартал 2014 года 1 000 000 рублей из расчета полученной Обществом выручки в размере 31 164 тыс. рублей.
Указанные решения подписаны со стороны Общества Ганичем А.В., являющимся одновременно Управляющим по Договору с Управляющим, то есть получателем дополнительного вознаграждения.
В ходе выездной налоговой проверки Обществом представлены первичные документы (акты приемки оказанных услуг, счета на оплату услуг), бухгалтерские и налоговые регистры за 2014 год, которыми не подтверждается выплата дополнительного вознаграждения в размере 4 700 000 рублей. Согласно указанным документам расходы на оплату вознаграждения Управляющему ИП Ганичу А.В. составили 6 200 000 рублей (1 200 000 рублей - ежемесячное вознаграждение, 5 000 000 рублей - дополнительное вознаграждение за 2013 год).
Фактическое перечисление дополнительно заявленного налогоплательщиком вознаграждения в размере 4 700 000 рублей выпиской по расчетному счету Общества также не подтверждается. Документы со стороны заявителя, свидетельствующие об обратном, не представлены.
В ходе судебного разбирательства заявителем представлен отчет по проводкам за 2014 год, согласно которому расходы в сумме 5 900 000 рублей (4 700 000 рублей + 1 200 000 рублей) отражены в корреспонденции с бухгалтерским счетом 91.02 "Прочие расходы" (т. 18 л.д. 49-50), в то время как карточками счета 60, составленными помесячно, подтверждается, что 1 200 000 рублей отражались в корреспонденции с бухгалтерским счетом 26 "Общехозяйственные расходы".
Также в корреспонденции с бухгалтерским счетом 26 "Общехозяйственные расходы" отражались и расходы в сумме 5 000 000 рублей, понесенные Обществом в связи с выплатой дополнительного вознаграждения по итогам работы Управляющего за 2013 год.
Только спорная сумма вознаграждения (4 700 000 рублей) отражалась в корреспонденции со счетом 91.02, в то время как все остальные выплаты корреспондировались со счетом 26.
Не подтверждают обоснованность выплаченного размера дополнительного вознаграждения и представленные акты приемки оказанных услуг, подписанные со стороны Общества и Управляющего Ганичем А.В. (т. 20 л.д. 27-30, т. 18 л.д. 33-34, 36-37, 39-40, 42-43).
По своей юридической природе Договор с Управляющим относится к договору возмездного оказания услуг, правоотношения сторон по которому регулируются нормами главы 39 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ).
В соответствии с пунктом 1 статьи 779 ГК РФ по договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги.
Заказчик обязан оплатить оказанные ему услуги в сроки и в порядке, которые указаны в договоре возмездного оказания услуг (пункт 1 статьи 781 ГК РФ).
Обязательство заказчика по оплате услуг по договору возникает при условии реального их оказания исполнителем.
В представленных Обществом актах выполненных работ (услуг) указаны лишь наименование "услуги управляющего", месяц исполнения услуг и сумма, подлежащая уплате Управляющему ИП Ганичу А.В. Из содержания данных актов нельзя определить, какие услуги по управлению Обществом были оказаны и в каком объеме.
Кроме того, как следует из решений единственного участника Общества от 01.04.2014, от 01.07.2014, от 01.10.2014, от 31.12.2014, от 30.04.2014 N 2/14, от 31.07.2014 N 3/14, от 30.10.2014 N 4/14, от 31.12.2014 N 5/14 (т. 20 л.д. 17, 18, 19, 20, т. 18 л.д. 32, 35, 38, 41) спорные вознаграждения уплачиваются в связи с увеличением объема деятельности, достижением положительных финансовых результатов за 2014 год.
Таким образом, для подтверждения экономической обоснованности произведенной выплаты вознаграждения в размере 4 700 000 рублей заявитель должен доказать увеличение объема деятельности и достижение положительных финансовых результатов за 2014 год.
В подтверждение увеличения объема деятельности налогоплательщиком документы не представлены.
Между тем финансово-хозяйственной деятельность Общества за 2014 год характеризуется сформированным убытком в размере 453 159 рублей, уменьшением количества контрагентов, прекращением работы Общества по одному из заявленных видов деятельности.
Обществом уже выплачено вознаграждение Управляющему за 2014 год в размере 9 000 000 рублей по тем же самым основаниям, что и дополнительно заявленные расходы на сумму 4 700 000 рублей, а именно за достижение положительных финансовых результатов и увеличение объема деятельности, что подтверждается решением единственного участника от 30.04.2015 N 1/15 (т. 20 л.д. 22). Данное вознаграждение включено Обществом в состав косвенных расходов по налогу на прибыль организаций и принято налоговым органом.
Каких-либо пояснений, обосновывающих правомерность выплаты спорного размера вознаграждения с учетом выплаченных по тем же основаниям 9 000 000 рублей, заявителем не представлено.
В ходе судебного разбирательства Обществом представлены отчеты о выполненных работах от 31.03.2014 (за период с 01.01.2014 по 31.03.2014), от 30.06.2014 (за период с 01.04.2014 по 30.04.2014), от 30.09.2014 (за период с 01.07.2014 по 30.09.2014), от 31.12.2014 (за период с 01.10.2014 по 31.12.2014) (т. 20 л.д. 43-46). Как пояснил в ходе судебного разбирательства представитель заявителя представленные отчеты составлены Управляющим для представления в суд с примерньм перечнем выполненных работ.
По мнению Инспекции, указанные отчеты о выполненных работах правомерно не приняты судом, поскольку отраженные в них сведения документально не подтверждены и являются примерными, перечисленные в них сведения о заключенных в 2014 году управляющим договорах и выполняемых работах указывают на исполнение Управляющим обязанностей, предусмотренных пунктом 3.1 Договора с Управляющим, за выполнение которых предусмотрено ежемесячное вознаграждение.
При проверке расчета суммы спорного вознаграждения, Инспекцией установлено, что исходя из размера выручки, полученной Обществом за 1, 2, 3, 4 кварталы 2014 года, вознаграждение должно было составить 4 455 957 рублей, что на 244 043 рублей меньше заявленного Обществом в составе расходов за 2014 год.
Размер выручки, установленный решениями от 01.04.2014, от 01.07.2014, от 01.10.2014, от 31.12.2014, заявителем документально не подтвержден и более того противоречит данным, отраженным в Бухгалтерской отчетности Общества за 2014 год, представленной в налоговый орган 31.03.2015. По данным Бухгалтерской отчетности Общества за 2014 год выручка по итогам года составила 119 489 тыс. рублей, а расчет спорной суммы дополнительного вознаграждения произведен исходя из 135 029 тыс. рублей, что на 15 540 тыс. рублей больше, чем реальные показатели деятельности Общества.
На основании изложенного, с учетом противоречивости представленных доказательств, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что расходы по выплате дополнительного вознаграждения Управляющему в сумме 4 700 000 рублей не соответствуют установленному статьей 252 НК РФ критерию обоснованности, являются экономически не оправданными затратами, не подтвержденными документально.
Оснований для отмены решения суда первой инстанции у апелляционного суда не имеется.
В соответствии со статьей 110 АПК РФ расходы по уплате государственной пошлины в размере 1 500 руб. подлежат оставлению на подателе жалобы.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Мурманской области от 21.12.2018 по делу N А42-3165/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
И.А. Дмитриева |
Судьи |
Л.П. Загараева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А42-3165/2018
Истец: ООО "Севрыбресурс"
Ответчик: ИНСПЕКЦИЯ ФЕДЕРАЛЬНОЙ НАЛОГОВОЙ СЛУЖБЫ ПО Г. МУРМАНСКУ
Третье лицо: к/у Феоктистов И.С.