г. Красноярск |
|
11 апреля 2019 г. |
Дело N А33-14047/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена "25" марта 2019 года.
Полный текст постановления изготовлен "11" апреля 2019 года.
Третий арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего - Иванцовой О.А.,
судей: Шелега Д.И., Юдина Д.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Ржихановой Е.Л.,
при участии:
от заявителя (администрации города Красноярска): Аксеновой М.А., представителя на основании доверенности от 22.05.2018,
от ответчика (Службы финансово-экономического контроля и контроля в сфере закупок Красноярского края): Казимирской Н.П., представителя на основании доверенности от 21.01.2019, от третьего лица (Главного управления образования администрации города Красноярска): Запятого Ю.Б., представителя на основании доверенности от 06.02.2018,
от третьего лица (Министерства образования и науки Красноярского края): Слепчук И.В., представителя на основании доверенности от 11.01.2019,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу администрации города Красноярска
на решение Арбитражного суда Красноярского края
от "03" декабря 2018 года по делу N А33-14047/2018,
принятое судьей Болуж Е.В.,
установил:
администрация города Красноярска (ИНН 2451000840, ОГРН 1022402655758, далее - заявитель, администрация) обратилась в Арбитражный суд Красноярского края с заявлением к Службе финансово-экономического контроля и контроля в сфере закупок Красноярского края (ИНН 2466230780, ОГРН 1102468030290, далее - ответчик, Служба) об оспаривании предписания от 30.03.2018 N 101-0499.
Определениями суда от 07.08.2018, 18.09.2018 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены: Главное управление образования администрации города Красноярска (далее - Главное управление), Министерство образования и науки Красноярского края (далее - Министерство образования), Министерство финансов Красноярского края.
Решением Арбитражного суда Красноярского края от 03.12.2018 в удовлетворении заявления Администрации города Красноярска отказано.
Не согласившись с данным судебным актом, заявитель обратился в Третий арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт. В обоснование доводов апелляционной жалобы заявитель ссылается на следующие обстоятельства:
- заявитель полагает, что пункт 3 части 1 статьи 8, статья 99 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (далее - Закон об образовании), а также пункт 5 статьи 8 Закона Красноярского края N 6-2519 "Об образовании в Красноярском крае", ссылка на которые приведена в качестве основания вынесения предписания, не соответствуют фактическим обстоятельствам и не подлежат применению по отношению к действиям администрации города Красноярска и Главного управления, поскольку определяют полномочия органов государственной власти субъекта Российской Федерации в сфере образования; данные положения законов не регламентируют полномочия или обязанности органов местного самоуправления по предоставлению (расходованию) межбюджетных трансфертов, соответственно их нарушений администрацией города Красноярска в лице Главного управления, не могло быть допущено;
- администрацией в лице Главного управления было обеспечено соблюдение установленного Порядка предоставления и расходования субвенций, а именно своевременно ежемесячно направлялись заявки в Министерство образования на предоставление субвенций; в соответствии с установленным Порядком предоставления и расходования субвенций, Министерством образования рассматривались заявки и принимались решения о предоставлении межбюджетных трансфертов; полномочия по обеспечению условий предоставления средств субвенций, по принятию решений о их предоставлении за органами местного самоуправления не закреплены;
- Министерством образования средства на приобретение учебников в первоначальной редакции бюджета были доведены до Главного управления в сумме 81 629 037 рублей 47 копеек; в дальнейшем Министерством образования был доведен дополнительный объем средств на приобретение учебников, до города Красноярска в сумме 72 378 900 рублей; на момент поступления письма Министерства образования норматив на 1 учащегося на приобретение учебников не был изменен, однако в письме было указано, что в корректировку краевого бюджета данные средства будут учтены; таким образом, решение о предоставлении межбюджетного трансферта, в том числе в увеличенном объеме на приобретение учебников принималось Министерством образования;
- администрацией обеспечено эффективное расходование поступивших бюджетных средств исключительно по целевому назначению; обеспечение обучающихся учебниками осуществляется исходя из требований Федерального государственного образовательного стандарта; несмотря на значительное пополнение фонда учебников в 2017 году, фактически сохраняется их дефицит;
- изъятие в бюджет Красноярского края указанной в оспариваемой предписании суммы денежных средств повлечет дополнительную нагрузку на местный бюджет и соответствующее уменьшение расходов бюджета города Красноярска по отрасли "Образование".
Министерство образования в представленном письменном отзыве (пояснениях) с доводами апелляционной жалобы согласилось, просило суд требования апелляционной жалобы удовлетворить.
Ответчик в возражениях на апелляционную жалобу (с учетом письменных дополнений) доводы апелляционной жалобы не признал, просил отказать в ее удовлетворении.
Иные лица, участвующие в деле письменных мотивированных отзывов относительно доводов апелляционной жалобы в апелляционный суд не представили.
В судебном заседании представители заявителя и Министерства образования ходатайствовали о приобщении к материалам дела дополнительных доказательств, а именно копий: письма министерства образования Красноярского края от 11.09.2017 N 75-896; пояснительной записки (приложение N 1 к письму министерства образования Красноярского края от 11.09.2017 N 75-896) на 25 листах; бланка для оформления заказов учебников на 2017-2018 учебный год; письма об обеспечении учебниками в 2017/2018 учебном году от 13.06.2017 N 7507042; письма об объёмах дополнительных средств от 20.06.2017 N 75-7414 с приложением; письма о выделении дополнительных средств от 19.04.2017 N 526 с приложением расчета потребностей средств субвенции на содержание общеобразовательных учреждений г. Красноярска на 2017 год от 19.04.2017 N 526; письма о выделении дополнительных средств от 20.10.2017 N 1405 с приложением расчета потребностей в средствах субвенции на содержание общеобразовательных учреждений г. Красноярска на 2018 год; письма об объемах дополнительных средств от 20.06.2017 N 75-7414 с приложением.
Суд апелляционной инстанции, руководствуясь статьями 159, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, вынес протокольное определение об отказе в удовлетворении ходатайств лиц, участвующих в деле, о приобщении к материалам дела копий вышеуказанных доказательств, в связи с отсутствием обоснования невозможности представления документов в суд первой инстанции.
Представители заявителя и третьих лиц в судебном заседании поддержали требования апелляционной жалобы, сослались на доводы, изложенные в апелляционной жалобе, просили отменить решение суда первой инстанции.
Представитель ответчика в судебном заседании доводы апелляционной жалобы не признал, сослался на основания, изложенные в возражениях на апелляционную жалобу, просил суд оставить решение суда первой инстанции без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Министерство финансов Красноярского края надлежащим образом уведомленное о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы в соответствии с требованиями статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (путем направления копий определения о принятии апелляционной жалобы к производству, а также путем размещения публичного извещения о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы на официальном сайте Третьего арбитражного апелляционного суда: http://3aas.arbitr.ru/, а также в общедоступной автоматизированной системе "Картотека арбитражных дел" (http://kad.arbitr.ru) в сети "Интернет") явку своих представителей в судебное заседание не обеспечило. В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционная жалоба рассматривается в отсутствие представителей указанного третьего лица.
Апелляционная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
При рассмотрении настоящего дела судом апелляционной инстанции установлены следующие обстоятельства.
Законом Красноярского края от 08.12.2016 N 2-195 "О краевом бюджете на 2017 год и плановый период 2018 - 2019 годов" (с учетом корректировок) утверждено распределение субвенций муниципальным образованиям края на обеспечение государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего, среднего общего образования в муниципальных общеобразовательных организациях, обеспечение дополнительного образования детей в муниципальных общеобразовательных организациях (далее - субвенция на образование) в соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 8 Закона об образовании, пунктом 5 статьи 8 Закона края от 26.06.2014 N 6-2519 "Об образовании в Красноярском крае", в соответствии с которым бюджету муниципального образования г. Красноярск на 2017 год предусмотрена сумма субвенции на образование в размере 3 652 006 331 рублей.
Главным распорядителем средств субвенции по коду расходов 0702 0220075640 (предоставление субвенции бюджетным организациям) являлось главное управление образования.
В соответствии с распоряжением администрации г. Красноярска от 30.12.2011 N 34-соц утвержден Перечень муниципальных бюджетных и автономных учреждений отрасли "Образование", на основании которого расчетный объем суммы субвенции в 2017 году на образование составил 3 648 737 354 рублей 07 копеек, при этом сумма использованной в 2017 году муниципальным образованием г. Красноярск субвенции на образование составила 3 652 006 331 рубль.
На основании приказов от 07.02.2018 N 38п, от 01.03.2018 N 56п службой финансово-экономического контроля и контроля в сфере закупок Красноярского края проведена выездная проверка в отношении администрации города Красноярска, ее структурных подразделений в части соблюдения ими целей и условий предоставления межбюджетных трансфертов, бюджетных кредитов из краевого бюджета, а также достижения ими показателей результативности использования указанных средств, соответствующих целевым показателям и индикаторам, предусмотренным государственными программами, за 2017 год.
По результатам проведенной проверки установлены нарушения бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, а именно: главным управлением образования администрации города Красноярска завышена потребность в средствах субвенции, необходимых для реализации основных и дополнительных программ, на сумму 3 268 976 рублей 93 копейки, что повлекло причинению ущерба Красноярскому краю в общей сумме 3 268 976 рублей 93 копейки. Данные обстоятельства отражены в акте проверки от 16.03.2018.
На основании фактов, установленных в ходе проверки, заявителю выдано предписание от 30.03.2018 N 101-0499 об устранении выявленных нарушений, в том числе о возмещении бюджетных средств, согласно которому администрация г. Красноярска надлежит устранить нарушения бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения путем возмещения в краевой бюджет ущерба, причинённого Красноярскому краю в сумме 3 268 976 рублей 93 копейки, в срок не позднее 20.12.2018.
Полагая, что предписание от 30.03.2018 N 101-0499 незаконно в части вывода о причинении ущерба Красноярскому краю возврата краевому бюджету денежных средств в размере 3 268 976 рублей 93 копейки, заявитель обратился в Арбитражный суд Красноярского края с вышеуказанным заявлением.
Проверив в пределах, установленных статьей 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, соответствие выводов, содержащихся в обжалуемом судебном акте, имеющимся в материалах дела доказательствам, правильность применения арбитражным судом первой инстанции норм материального права и соблюдения норм процессуального права, суд апелляционной инстанции не установил оснований для отмены судебного акта на основании следующего.
В силу части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действия (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Из положений статьи 197, 198, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации следует, что для признания оспариваемых ненормативных правовых актов недействительными, решений и действий (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух условий - несоответствие их закону или иным нормативным правовым актам и нарушение ими прав и охраняемых законом интересов субъектов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
При этом, исходя из правил распределения бремени доказывания, установленных статьями 65, 198, 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, обязанность доказывания факта нарушения своих прав и законных интересов возлагается на заявителя.
При этом обязанность государственного органа по доказыванию соответствия оспариваемых действий (бездействий) закону или иному нормативному правовому акту не освобождает заявителя от доказывания нарушения прав и законных интересов лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности оспариваемыми действиями (бездействиями).
В соответствии со статьей 265 Бюджетного кодекса Российской Федерации, Положением о службе финансово-экономического контроля и контроля в сфере закупок Красноярского края, утвержденного постановлением Правительства Красноярского края от 13.12.2013 N 657-п (далее - Положение от 13.12.2013 N 657-п), Законом Красноярского края от 18.12.2008 N 7-2617 "О бюджетном процессе в Красноярском крае", Порядком осуществления полномочий органом внутреннего государственного финансового контроля Красноярского края по внутреннему государственному финансовому контролю, утвержденного постановлением Правительства Красноярского края от 02.10.2015 N 514-п, Служба является органом исполнительной власти Красноярского края, осуществляющим внутренний государственный финансовый контроль в сфере бюджетных правоотношений.
На основании пункта 3.1 Положения от 13.12.2013 N 657-п в компетенцию Службы в сфере бюджетных правоотношений входит осуществление внутреннего государственного финансового контроля (далее - финансовый контроль) за соблюдением бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, выдача объектам контроля предписаний, содержащих обязательные для исполнения в указанный в предписании срок требования об устранении нарушений бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, и (или) требования о возмещении причиненного ущерба краю.
На основании вышеперечисленных норм судом первой инстанции верно установлено, что оспариваемое предписание выдано уполномоченным лицом надлежащего органа.
Процедура проведения проверки административным органом соблюдена, доводов относительно нарушений процедуры не заявлено, апелляционным судом таких обстоятельств не установлено.
Отказывая в удовлетворении заявления администрации суд первой инстанции пришел к выводу, что оспариваемое предписание является законным и исполнимым, не нарушает прав заявителя.
Апелляционный суд соглашается с указанными выводами арбитражного суда исходя из следующего.
Как следует из материалов дела, события, перечисленные в обжалуемом предписании, относятся к исполнению закона Красноярского края от 08.12.2016 N 2-195 "О краевом бюджете на 2017 год и плановый период 2018-2019 годов".
Согласно расчету объема субвенции на 2017 год на образование для муниципального образования город Красноярск на основании представленных Главным управлением данных о численности обучающихся образовательных организаций и нормативов обеспечения реализации основных и дополнительных общеобразовательных программ, а также дополнительных расходов, связанных с обеспечением доступа к услугам сети "Интернет" и обеспечение учебниками и учебными пособиями, суммы средств на персональные выплаты молодым специалистам, суммы средств на увеличение размеров оплаты труда отдельным категориям работников, для которых указами Президента Российской Федерации установлено повышение размеров оплаты труда, сумма средств выходного пособия педагогическим работникам в случае реорганизации либо ликвидации учреждения, сумма субвенции составила 3 648 737 354 рубля 07 копеек.
Правомерность определения указанного размера субвенции исходя из численности обучающихся заявителем не оспаривается, подтверждена представителями заявителя и третьего лица в судебном заседании.
При этом, в ходе проверки выявлено, что в течение 2017 года муниципальным образованием г. Красноярском использованы средства субвенции на образование в сумме 3 652 006 331 рубль, что превышает размер субвенции, исчисленный исходя из численности обучающихся (3 648 737 354 рубля 07 копеек). Указанные средства субвенции использованы заявителем на основании ежемесячных заявок Главного управления образования администрации города Красноярска на предоставление субвенции на образование, потребность в субвенции превышена на сумму 3 268 976 рублей 93 копейки. Размер указанного превышения субвенции сторонами не оспаривается.
Как установлено судом первой инстанции, согласно пункту 1 Распоряжения администрации г. Красноярска от 20.02.2014 N 56-р "Об утверждении Положения о главном управлении образования администрации города Красноярска" (далее - Положение) главное управление образования администрации города Красноярска является органом администрации города, действующим в целях осуществления полномочий органов местного самоуправления города Красноярска по решению вопросов местного значения, а также отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления города Красноярска, в сфере образования.
Абзацем 13 пункта 22 Положения предусмотрено, что Главное управление осуществляет в отношении координируемых муниципальных учреждений отдельные функции и полномочия учредителя, переданные в соответствии с правовыми актами города, в том числе: в отношении муниципальных бюджетных и автономных учреждений формирует и утверждает муниципальное задание, осуществляет финансовое обеспечение выполнения муниципального задания на оказание муниципальных услуг (выполнение работ) в виде предоставления субсидий из бюджета города в соответствии со сводной бюджетной росписью, определяет объем субсидий на иные цели и утверждает предоставляемые учреждениями сведения об операциях с целевыми субсидиями.
Согласно пункту 6 статьи 140 Бюджетного кодекса Российской Федерации субвенции местным бюджетам из бюджета субъекта Российской Федерации, финансовое обеспечение которых осуществляется за счет субвенций из федерального бюджета, расходуются в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
В соответствии со статьей 8 Закона об образовании предоставления услуг дошкольного, общего, среднего профессионального образования и дополнительного образования детей является полномочием региональных органов исполнительной власти в сфере образования и органов местного самоуправления.
Таким образом, за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации осуществляется финансовое обеспечение государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования в муниципальных образовательных организациях путем предоставления субвенций местным бюджетам, включая расходы на оплату труда, приобретение учебных пособий, средств обучения, игр, игрушек (за исключением расходов на содержание зданий и оплату коммунальных услуг), в соответствии с нормативами, определяемыми органами государственной власти субъектов Российской Федерации (пункт 3 части 1 статьи 8 Закона об образовании).
Объем соответствующих государственных гарантий, следовательно, и обязательства субъекта Российской Федерации по их обеспечению, закрепляется федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования, утвержденным приказом Минобрнауки России от 17.10.2013 N 1155 (часть 3 статьи 5 Закона об образовании).
Согласно части 1 статьи 35 Закона об образовании обучающимся, осваивающим основные образовательные программы за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов в пределах федеральных государственных образовательных стандартов (далее - ФГОС), организациями, осуществляющими образовательную деятельность, бесплатно предоставляются в пользование на время получения образования учебники и учебные пособия, а также учебно-методические материалы, средства обучения и воспитания.
Нормы обеспеченности образовательной деятельности учебными изданиями (учебниками и учебными пособиями) согласно части 2 статьи 18 Закона об образовании устанавливаются соответствующими ФГОС.
В соответствии с ФГОС общего образования норма обеспеченности образовательной деятельности учебными изданиями определяется исходя из расчета:
- не менее одного учебника в печатной и (или) электронной форме, достаточного для освоения программы учебного предмета на каждого обучающегося по каждому учебному предмету, входящему в обязательную часть учебного плана основной образовательной программы;
- не менее одного учебника в печатной и (или) электронной форме или учебного пособия, достаточного для освоения программы учебного предмета на каждого обучающегося по каждому учебному предмету, входящему в часть, формируемую участниками образовательных отношений, учебного плана основной образовательной программы.
Согласно части 2 статьи 99 Закона об образовании органы государственной власти субъектов Российской Федерации устанавливают нормативы финансового обеспечения государственных гарантий прав на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования, а также нормативные затраты на оказание государственных услуг в сфере дошкольного образования. Органы местного самоуправления устанавливают нормативные затраты на оказание муниципальных услуг в сфере дошкольного образования.
В соответствии со статьей 140 Бюджетного кодекса Российской Федерации, статьей 103 Устава Красноярского края, подпунктом 5 пункта 1 статьи 15 Закона Красноярского края от 08.12.2016 N 2-195 "О краевом бюджете на 2017 год и плановый период 2018 - 2019 годов", пунктом 5 статьи 8 Закона Красноярского края от 26.06.2014 N 6-2519 "Об образовании в Красноярском крае" утвержден Порядок распределения средств субвенции бюджетам муниципальных образований края на обеспечение государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования в муниципальных дошкольных образовательных организациях, расположенных на территории Красноярского края, общедоступного и бесплатного дошкольного образования в муниципальных общеобразовательных организациях, расположенных на территории Красноярского края, не распределенных между муниципальными образованиями края на 2017 год и плановый период 2018 - 2019 годов.
Субвенции направляются бюджетам муниципальных образований края для осуществления расходов в соответствии со структурой расходования средств субвенции, утвержденной в таблице 1 приложения N 3 к Постановлению Правительства Красноярского края от 23.06.2014 N 244-п "Об утверждении Порядка расчета нормативов обеспечения реализации основных общеобразовательных программ дошкольного образования в муниципальных дошкольных образовательных организациях, расположенных на территории Красноярского края, общедоступного и бесплатного дошкольного образования в муниципальных общеобразовательных организациях, расположенных на территории Красноярского края, в расчете на одного воспитанника (одну группу), нормативов обеспечения реализации основных общеобразовательных программ дошкольного образования в муниципальных дошкольных образовательных организациях, расположенных на территории Красноярского края, общедоступного и бесплатного дошкольного образования в муниципальных общеобразовательных организациях, расположенных на территории Красноярского края, в расчете на одного воспитанника (одну группу) и нормативов обеспечения деятельности административно-хозяйственного, учебно-вспомогательного персонала иных категорий работников образовательных организаций, участвующих в реализации общеобразовательных программ в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, в расчете на одного воспитанника указанных образовательных организаций и Порядка предоставления и расходования субвенций бюджетам муниципальных районов и городских округов Красноярского края на обеспечение государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования в муниципальных дошкольных образовательных организациях, расположенных на территории Красноярского края, общедоступного и бесплатного дошкольного образования в муниципальных общеобразовательных организациях, расположенных на территории Красноярского края" (далее - Постановление N 244-п, нормативы реализации программ, нормативы обеспечения деятельности персонала, обеспечение деятельности персонала) (пункт 2 Порядка).
Согласно пункту 4 Порядка предоставление субвенций осуществляется министерством ежемесячно на основании заявки на предоставление субвенции, нормативов обеспечения реализации основных и дополнительных общеобразовательных программ в расчете на одного обучающегося (один класс, класс-комплект) и нормативов обеспечения деятельности административно-хозяйственного, учебно-вспомогательного персонала и иных категорий работников образовательных организаций, участвующих в реализации общеобразовательных программ в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, в расчете на одного обучающегося муниципальных общеобразовательных организаций, расположенных на территории Красноярского края.
Заявки предоставляются в Министерство образования уполномоченными органами муниципальных районов и городских округов края в срок до 20-го числа месяца, предшествующего месяцу финансирования. Перечисление субвенций бюджетам муниципальных районов и городских округов края осуществляется министерством в течение текущего месяца в соответствии с заявками и сводной бюджетной росписью краевого бюджета на текущий финансовый год.
Как следует из обстоятельств дела, заявки на предоставление субвенции ежемесячно с учетом потребности в срок до 20-го числа месяца, предшествующего месяцу финансирования в Министерство образования, формировались и направлялись непосредственно заявителем, что подтверждается материалами дела и сторонами не оспаривается.
Указания заявителя апелляционной жалобы на то, что администрацией в лице Главного управления было обеспечено своевременно направление заявок в Министерство образования на предоставление субвенций, а решения о предоставлении межбюджетных трансфертов, принимались исключительно министерством, следовательно, со стороны заявителя не могло быть допущено вменяемое Службой нарушение, являются настоятельными, поскольку заявки на предоставление средств субвенции должны учитывать фактическую потребность, рассчитанную на основании нормативов, утвержденных Правительством Красноярского края.
Таким образом, как указано выше, объем субвенции рассчитывается как произведение нормативов реализации программ и нормативов обеспечения деятельности персонала, численности (среднегодовой численности) воспитанников (групп) образовательных организаций и поправочных коэффициентов.
Расходование субвенций муниципальными районами и городскими округами Красноярского края осуществляется в течение финансового года на обеспечение образовательного процесса в муниципальных общеобразовательных организациях, расположенных на территории Красноярского края, в соответствии со структурой расходования средств субвенции (пункт 6 Порядка предоставления субвенции).
Следовательно, суд первой инстанции верно определил, что расчет суммы субвенции, подлежащей ежемесячному перечислению из краевого бюджета, осуществляет главный распорядитель средств местного бюджета исходя из численности обучающихся.
Согласно закона Красноярского края от 08.12.2016 N 2-195 "О краевом бюджете на 2017 год и плановый период 2018 - 2019 годов" (с учетом корректировок) утверждено распределение субвенций муниципальным образованиям края на обеспечение государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего, среднего общего образования в муниципальных общеобразовательных организациях, обеспечение дополнительного образования детей в муниципальных общеобразовательных организациях (далее - субвенция на образование) в соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 8 Закона об образовании, пунктом 5 статьи 8 Закона края от 26.06.2014 N 6-2519 "Об образовании в Красноярском крае", в соответствии с которым бюджету муниципального образования город Красноярск на 2017 год предусмотрена сумма субвенции на образование в размере 3 652 006 331 рубль.
Согласно ведомственной структуре расходов бюджета города Красноярска главным распорядителем средств субвенции по коду расходов 0702 0220075640 (предоставление субвенции бюджетным организациям) являлось Главное управление. Средства субвенции поступили в бюджет г. Красноярска в сумме 3 652 006 331 рублей и в полученной сумме перечислены Главному управлению, которое, в свою очередь, в полном объеме распределило их по муниципальным общеобразовательным учреждениям г. Красноярска в составе субсидии на выполнение муниципального задания.
Таким образом, в течение 2017 года муниципальным образованием город Красноярск использованы средства субвенции на образование в сумме 3 652 006 331 рубль, на основании ежемесячных заявок на предоставление субвенции на образование.
Вместе с тем, распоряжением администрации г. Красноярска от 30.12.2011 N 34-соц утвержден Перечень муниципальных бюджетных и автономных учреждений отрасли "Образование", в отношении которых Главное управление осуществляет функции и полномочия координирующего органа по формированию и финансовому обеспечению выполнения муниципального задания на оказание муниципальных услуг (выполнение работ).
Пунктом 7 приложения N 42 к Закону Красноярского края от 08.12.2016 N 2-195 "О краевом бюджете на 2017 год и плановый период 2018-2019 годов" утверждена Методика определения объема субвенции на образование бюджетам муниципальных образований (далее - Методика).
При проведении проверки, административный орган с учетом данных, отраженных в распоряжении администрации г. Красноярска от 30.12.2011 N 34-соц, и соблюдения Методики произвел расчет объема суммы субвенции на образование фактически подлежащей к освоению в 2017 году, которая составила 3 648 737 354 рубля 07 копеек. Указанный расчет объема субвенции заявителем не оспаривается.
Таким образом, на основании изложенного, принимая во внимание, что с учетом Методики объем субвенции на образование бюджетам муниципальных образований, рассчитанный с учетом данных, отраженных в Распоряжении администрации г. Красноярска от 30.12.2011 N 34-соц, не должен был превысить 3 648 737 354 рубля 07 копеек, тогда как фактическое освоение бюджета в рамках потребности произведено в сумме 3 652 006 331 рубль, апелляционный суд соглашается с выводами суда первой инстанции о том, что администрацией превышена потребность субвенций на сумму 3 268 976 рублей 93 копейки. Данное обстоятельство свидетельствует об использовании администрацией средств субсидий в отсутствие правовых оснований.
Повторная ссылка заявителя на то, что размер субсидии дополнительно был доведен Министерством образования в целях приобретения учебников, не влияет на выводы суда по настоящему делу, поскольку расходование выделенных средств в размере 3 268 976 рублей 93 копейки превышало размер субсидии, определенной исходя из численности обучающихся. Само по себе наличие дефицита учебников в школах города Красноярска не является основанием для нарушения требований действующего бюджетного законодательства
Доводы администрации о том, что пункт 3 части 1 статьи 8, статья 99 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (далее - Закон об образовании), а также пункт 5 статьи 8 Закона Красноярского края N 6-2519 "Об образовании в Красноярском крае" не соответствуют фактическим обстоятельствам и не подлежат применению по отношению к действиям администрации города Красноярска и Главного управления, являются ошибочными основаны на неверном толковании норм права. Напротив, апелляционный суд полагает, что анализ вышеперечисленных норм свидетельствует об обязанности органа местного самоуправления осуществлять расходование субвенции в соответствии с нормативами, определяемыми органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Апелляционный суд также отклоняет доводы заявителя апелляционной жалобы относительно того, что Министерством образования был доведен дополнительный объем средств на приобретение учебников; Министерством было указано, что в корректировку краевого бюджета данные средства будут учтены; таким образом, решение о предоставлении межбюджетного трансферта, в том числе в увеличенном объеме на приобретение учебников принималось Министерством образования, как не влияющие на выводы суда первой инстанции.
Действующее законодательство Российской Федерации не содержит положений о возможности осуществления расходов на обеспечение государственных гарантий прав граждан на получение общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего, среднего общего образования в муниципальных общеобразовательных организациях в размерах, превышающих фактическую потребность, которая рассчитана с учетом утвержденных на уровне субъекта Российской Федерации нормативов.
Корректировка бюджета в соответствии с Законом Красноярского края от 19.10.2017 N 4-910 "О внесении изменений в Закон края "О краевом бюджете на 2017 год и плановый период 2018-2019 годов" сама по себе (без увеличения нормативов, утвержденных Постановлением N 217-п) не свидетельствует о наличии у администрации г. Красноярска правовых оснований для использования (распределения по общеобразовательным учреждениям г. Красноярска) субвенции на образование в объеме, превышающим фактическую потребность, рассчитанную исходя из действующих нормативов и численности обучающихся.
Указания Администрации на то обстоятельство, что изъятие в бюджет Красноярского края указанной в оспариваемой предписании суммы денежных средств повлечет дополнительную нагрузку на местный бюджет и соответствующее уменьшение расходов бюджета города Красноярска по отрасли "Образование", являются неверными, поскольку финансовое обеспечение государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования в муниципальных дошкольных образовательных организациях, общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования в муниципальных общеобразовательных организациях, обеспечение дополнительного образования детей в муниципальных общеобразовательных организациях является расходным обязательством Красноярского края и осуществляется в соответствии с установленным порядком, исходя из численности обучающихся и утвержденных нормативов. Возмещение причиненного Красноярскому краю ущерба не связано с уменьшением размера субвенции муниципальному образованию город Красноярск на образование.
Кроме того, суд апелляционной инстанции учитывает, что оспариваемое предписание в части погашения ущерба Красноярскому краю 21.12.2018 заявителем фактически исполнено.
Таким образом, учитывая изложенное, фактические обстоятельства дела, апелляционный суд соглашается с выводами арбитражного суда о том, что факт наличия выявленных нарушений бюджетного законодательства, отраженных в предписании Службы, подтверждается материалами дела в том числе актом проверки от 16.03.2018, оспариваемое предписание ответчика от 30.03.2018 N 101-0499 является законным и обоснованным. Заявление администрации города Красноярск правомерно не было удовлетворено судом первой инстанции.
Поскольку доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции, то признаются апелляционным судом несостоятельными, в связи с чем не могут служить основанием для отмены оспариваемого решения суда первой инстанции.
При изложенных обстоятельствах, судом апелляционной инстанции не установлено оснований для отмены решения суда первой инстанции и для удовлетворения апелляционной жалобы. Согласно статье 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, решение суда первой инстанции подлежит оставлению без изменения, апелляционная жалоба - без удовлетворения.
Поскольку решение суда первой инстанции оставлено без изменения, а в удовлетворении апелляционной жалобы отказано, следовательно, в соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьей 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации, судебные расходы, связанные, в том числе с подачей апелляционной жалобы, подлежат отнесению на заявителя. В силу статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации администрация освобождена от уплаты государственной пошлины.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Третий арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Красноярского края от "03" декабря 2018 года по делу N А33-14047/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Настоящее постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через арбитражный суд, принявший решение.
Председательствующий |
О.А. Иванцова |
Судьи |
Д.И. Шелег |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А33-14047/2018
Истец: АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДА КРАСНОЯРСКА
Ответчик: СЛУЖБА ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО КОНТРОЛЯ И КОНТРОЛЯ В СФЕРЕ ЗАКУПОК КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ
Третье лицо: Главное управление образования администрации г.Красноярска, Министерство образования и науки Красноярского края, Министерство финансов Красноярского края, Центральный районный суд г. Красноярск судье Г.В. Агаповой