г. Владивосток |
|
11 апреля 2019 г. |
Дело N А59-4634/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 08 апреля 2019 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 11 апреля 2019 года.
Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего А.В. Гончаровой,
судей О.Ю. Еремеевой, Г.Н. Палагеша,
при ведении протокола секретарем судебного заседания В.А. Ходяковой,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу муниципального унитарного предприятия "Жилищно-коммунальное хозяйство муниципального образования городской округ "Долинский" Сахалинской области Российской Федерации,
апелляционное производство N 05АП-10146/2018
на решение от 23.11.2018
судьи И.Н. Шестопал
по делу N А59-4634/2018 Арбитражного суда Сахалинской области
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Благо" (ИНН 6504020920, ОГРН 1186501000982)
к Администрации муниципального образования городской округ "Долинский" Сахалинской области Российской Федерации (ИНН 6503000456, ОГРН 1036502600221)
о признании недействительными пункта 1 постановления от 13.04.2018 N 290-па "О временной передаче в МУП "Долинский ЖКХ" функций по управлению многоквартирными домами" согласно списка домов, указанных в уточнении к иску обществом, и пункта 1 постановления от 16.05.2018 N 376-па "О временной передаче в МУП "Долинский ЖКХ" функций по управлению многоквартирными домами" согласно списка домов, указанных в уточнении к иску обществом, возложении обязанности устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя, взыскании судебных расходов,
третье лицо: муниципальное унитарное предприятие "Жилищно-коммунальное хозяйство муниципального образования городской округ "Долинский" Сахалинской области Российской Федерации,
при участии:
от общества: Чернушевич Т.А., по доверенности от 03.05.2018 сроком действия на 3 года, паспорт; директор Ким В.В., на основании приказа от 05.04.2018 и выписки из ЕГРЮЛ от 08.04.2019, паспорт.
от Администрации муниципального образования городской округ "Долинский" Сахалинской области Российской Федерации, муниципального унитарного предприятия "Жилищно-коммунальное хозяйство муниципального образования городской округ "Долинский" Сахалинской области Российской Федерации: не явились.
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Благо" (далее - заявитель, общество, ООО "Благо") обратилось в арбитражный суд с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), к Администрации муниципального образования городской округ "Долинский" Сахалинской области Российской Федерации (далее - ответчик, Администрация) о признании недействительными пункта 1 постановления от 13.04.2018 N 290-па "О временной передаче в МУП "Долинский ЖКХ" функций по управлению многоквартирными домами" в части передачи МУП "Долинский ЖКХ" функций по управлению многоквартирными домами г.Долинска, расположенными по адресу: ул. Комсомольская, 16, 41, 43, 43/А, 47, ул. Октябрьская, 7, 11, 13, ул. Пионерская, 6/В с 15.04.2018; ул. Вилкова, 9, 9/А, ул. Севастьянова,6 с 17.04.2018; ул. Комсомольская, 45, ул. Октябрьская, 9 с 20.04.2018, ул. Комсомольская, 36/А с 24.04.2018, ул. Пионерская, 6, 8 с 03.05.2018, и пункта 1 постановления от 16.05.2018 N 376-па "О временной передаче в МУП "Долинский ЖКХ" функций по управлению многоквартирными домами" в части передачи МУП "Долинский ЖКХ" функций по управлению многоквартирными домами г.Долинска, расположенными по адресу: ул. Комсомольская, 16, 36/А, 41, 43, 43/А, 45, 47, ул. Октябрьская, 5, 7, 9, 11, 13, ул. Пионерская, 6, 6/В, 8, ул. Вилкова, 9, 9/А, ул. Севастьянова, 6, с 15.05.2018, ул. Сахалинская, 6/А с 25.05.2018, ул. Комсомольская, 45/А, ул. Октябрьская, 3 с 28.05.2018, ул. Вилкова, 7/А, ул. Пионерская, 4, 6/Б, ул. Сахалинская, 4, 4/А, 4/В с 01.06.2018, ул. Пионерская, 2/Г с 04.06.2018, ул. Пионерская, 6/А с 18.06.2018, ул. Комсомольская, 34 с 19.06.2018, ул. Пионерская, 2/Б с 01.09.2018, о возложении обязанности устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя путем исключения спорных домов из пунктов 1 постановлений, взыскании судебных расходов.
Решением Арбитражного суда Сахалинской области от 23.11.2018 заявленные требования удовлетворены частично, признан недействительным пункт 1 постановления Администрации муниципального образования городского округа "Долинский" Сахалинской области Российской Федерации от 13.04.2018 N 290-па "О временной передаче в МУП "Долинский ЖКХ" функций по управлению многоквартирными домами" по следующим домам в городе Долинске: ул. Комсомольская, дома 16, 41, 43, 43-А, 47, ул. Октябрьская, дома 5, 7, 11, 13, ул. Пионерская, дом 6-В; а также пункт 1 постановления Администрации муниципального образования городского округа "Долинский" Сахалинской области Российской Федерации от 16.05.2018 N 376-па "О временной передаче в МУП "Долинский ЖКХ" функций по управлению многоквартирными домами" по следующим домам в городе Долинске: ул. Комсомольская, дома 16, 41, 43, 43-А, 47, 45, 36-А, ул. Октябрьская, дома 5, 7, 11, 13, 9, ул. Пионерская, дома 6-В, 6, 8, ул. Вилкова, дома 9 и 9-А, ул. Севастьянова, дом 6. В удовлетворении остальных заявленных требований отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, МУП "Долинский ЖКХ" обратился в Пятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда от 23.11.2018 в части признания незаконным пункта 1 постановления от 13.04.2018 N 290-па "О временной передаче в МУП "Долинский ЖКХ" функций по управлению многоквартирными домами" по передаче МУП "Долинский ЖКХ" функций по управлению многоквартирным домом, расположенным по адресу: ул. Комсомольская, 16 в г. Долинске, а также в части признания незаконным пункта 1 постановления от 16.05.2018 N 376-па "О временной передаче в МУП "Долинский ЖКХ" функций по управлению многоквартирными домами" по передаче МУП "Долинский ЖКХ" функций по управлению многоквартирным домом, расположенным по адресу: ул. Комсомольская, 45, поскольку данные дома на основании решений собственников включены в реестр ГИС ЖКХ и закреплены за МУП "Долинский ЖКХ" 06.08.2018 и 17.08.2018 соответственно. В остальной части решение оставить без изменения.
В подтверждение доводов апелляционной жалобы настаивает на том, что общество не может претендовать на данные дома, поскольку право лицензиата на управление многоквартирным домом возникает после внесения соответствующих сведений в реестр лицензий субъекта, с 06.08.2018 и 17.08.2018 соответствующие сведения в отношении МУП "Долинский ЖКХ" внесены. Между тем общество продолжает выставлять счета на оплату жилищных услуг за содержание и текущий ремонт данных домов, вводя в заблуждение жильцов, нанося материальный ущерб МУП "Долинский ЖКХ", фактически препятствуя осуществлению МУП "Долинский ЖК" обязанностей по управлению данными домами.
В судебном составе, рассматривающем настоящее дело, в связи с нахождением судьи Н.Н. Анисимовой в отпуске на основании определения суда от 08.04.2019 произведена её замена на судью Г.Н. Палагеша, и рассмотрение апелляционной жалобы в порядке части 5 статьи 18 АПК РФ начато сначала.
Администрация муниципального образования городской округ "Долинский" Сахалинской области Российской Федерации, муниципальное унитарное предприятие "Жилищно-коммунальное хозяйство муниципального образования городской округ "Долинский" Сахалинской области Российской Федерации, извещенные надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, в судебное заседание не явились, о причинах неявки не сообщили. Представители общества не возражали против рассмотрения дела в их отсутствие, в связи с чем суд, руководствуясь статьями 156, 266 АПК РФ, провел судебное заседание в отсутствие неявившихся представителей сторон.
Коллегией установлено, что к апелляционной жалобе приложены дополнительные документы, в том числе: копия ГИС ЖКХ, копия договора ул. Комсомольская, дом 45, копия протокола N 20 ул. Комсомольская, дом 45, копия договора ул. Комсомольская, дом 16, копия протокола N 19 ул. Комсомольская, дом 16, копия распоряжения N 91-к от 27.04.2018, копии решений ГЖИ Сахалинской области от 30.08.2018 N 684, от 23.08.2018 N 677, копия устава от 25.12.2015 N 1337-п.
Данное обстоятельство расценено судом как ходатайство о приобщении дополнительных документов к материалам дела.
Судебная коллегия на основании статей 159, 266, 268 АПК РФ определила отказать в приобщении дополнительных документов, приложенных к апелляционной жалобе, поскольку апеллянтом не представлены доказательства невозможность их представления в суд первой инстанции.
В судебном заседании представители общества поддержали доводы, изложенные в отзыве, на доводы апелляционной жалобы возражали. Решение Арбитражного суда Приморского края считают законным и обоснованным, просили оставить его без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Коллегией установлено, что судебный акт первой инстанции обжалуется в части признания незаконными пунктов 1 постановлений Администрации в отношении передачи МУП "Долинский ЖКХ" функций по управлению многоквартирными домами, расположенными по ул. Комсомольская, 16, 45 в г.Долинске.
В соответствии с частью 5 статьи 268 АПК РФ в случае, если в порядке апелляционного производства обжалуется только часть судебного акта, арбитражный суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность судебного акта только в обжалуемой части, если при этом лица, участвующие в деле, не заявят возражений.
Согласно разъяснениям, данным в пункте 25 Постановления Пленума ВАС РФ от 28.05.2009 N 36 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде апелляционной инстанции" при применении части 5 статьи 268 АПК РФ необходимо иметь в виду следующее: если заявителем подана жалоба на часть судебного акта, суд апелляционной инстанции в судебном заседании выясняет мнение присутствующих в заседании лиц относительно того, имеются ли у них возражения по проверке только части судебного акта, о чем делается отметка в протоколе судебного заседания.
При непредставлении лицами, участвующими в деле, указанных возражений до начала судебного разбирательства суд апелляционной инстанции проверяет судебный акт в оспариваемой части и по собственной инициативе не вправе выходить за пределы апелляционной жалобы, за исключением проверки соблюдения судом норм процессуального права, приведенных в части 4 статьи 270 АПК РФ.
Поскольку решение в порядке апелляционного производства обжалуется в части признания незаконными пунктов 1 постановлений Администрации в отношении передачи МУП "Долинский ЖКХ" функций по управлению многоквартирными домами, расположенными по ул. Комсомольская, 16, 45 в г.Долинске, возражений от лиц, участвующих в деле, не поступило, суд апелляционной инстанции в соответствии с частью 5 статьи 268 АПК РФ проверяет законность и обоснованность решения только в обжалуемой части.
Из материалов дела коллегией установлено следующее.
ООО "Благо" создано и зарегистрировано как юридическое лицо в едином реестре юридических лиц 13.02.2018.
Государственной жилищной инспекцией Сахалинской области 04.04.2018 обществу выдана лицензия N 000205 на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами сроком на 5 лет до 04.04.2023.
05.04.2018 общим собранием собственников помещений многоквартирного дома по адресу: г. Долинск, ул. Комсомольская, дом N 16, проведенным в форме очно-заочного голосования, принято решение выбрать способом управления домом управляющую организацию, в качестве управляющей организации выбрать ООО "Благо", что отражено в протоколе общего собрания.
На основании указанного решения Обществом и собственниками помещений многоквартирного дома N 16 по ул. Комсомольская г.Долинска 13.04.2018 заключен договор управления многоквартирным домом.
Письмом от 13.04.2018 N 01 (вх. N 915 от 13.04.2018) Общество уведомило КУМС МО ГО "Долинский" о том, что собственниками помещений многоквартирного дома N 16 по ул. Комсомольская выбран способ управления и управляющая организация ООО "Благо", которая с 15.04.2018 приступает к исполнению обязанностей по заклчюенным договорам управления.
18.04.2018 общим собранием собственников помещений многоквартирного дома по адресу: г. Долинск, ул. Комсомольская, дом N 45, проведенным в форме очно-заочного голосования, принято решение выбрать способом управления домом управляющую организацию, в качестве управляющей организации выбрать ООО "Благо", что отражено в протоколе общего собрания.
На основании указанного решения Обществом и собственниками помещений многоквартирного дома N 45 по ул. Комсомольская г.Долинска 19.04.2018 заключен договор управления многоквартирным домом.
Письмом от 19.04.2018 (вх. N 989 от 19.04.2018) Общество уведомило КУМС МО ГО "Долинский" о том, что собственниками помещений многоквартирного дома N 45 по ул. Комсомольская выбран способ управления и управляющая организация ООО "Благо", которая с 20.04.2018 приступает к исполнению обязанностей по заклчюенным договорам управления.
Вместе с тем, 13.04.2018 Администрацией издано постановление N 290-па "О временной передаче в МУП "Долинский ЖКХ" функций по управлению многоквартирными домами", которым на основании статей 40, 43 Устава муниципального образования городской округ "Долинский" функции по управлению многоквартирными домами, расположенными в городе Долинске, переданы МУП "Жилищно-коммунальное хозяйство" до проведения открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирными домами сроком на 30 дней, согласно приложению к настоящему постановлению. Данное постановление вступило в силу с 15.04.2018.
Приложение содержит реестр многоквартирных домов с указанием их адресов и тарифа в количестве 80 домов по следующим адресам - ул. Вилкова, д.д.1, 7а, 9, 9а, 13, ул. Владивостокская, д. 21, ул. Горького,д.9, ул. Комсомольская, д.д. 16,19,22,29, 29а,31а,33, 33а, 34, 34а, 36,36а, 39, 40, 40а, 41,42, 43, 43а, 45, 45а, 45б, 47, по ул. Ленина, д.д. 18,22, 28,34,40, 42, по ул. Октябрьская, д.д. 3, 5, 7, 9,11,13, по ул. Пионерская, д.д. 2а,2б,2в, 2г, 4, 4б, 4в, 6, 6а, 6б, 6в, 8, 10, 12, 13, по пр.Победы, д.д. 17, 19, 28,по ул. Подгорная, д. д. 21, 21а, по ул. Сахалинская, д.д. 2, 2а, 4, 4а, 4б, 4в, 6, 6а, 10, по ул. Севастьянова, 6, по ул. Хабаровская, д.д. 3, 5, 7,9,11, 15, 17, по ул. Парковая, д.3б.
16.05.2018 Администрацией издано постановление N 376-па "О временной передаче в МУП "Долинский ЖКХ" функций по управлению многоквартирными домами", которым на основании статей 40, 43 Устава муниципального образования городской округ "Долинский" функции по управлению многоквартирными домами, расположенными в городе Долинске, переданы МУП "Жилищно-коммунальное хозяйство" до проведения открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирными домами бессрочно, согласно приложению к настоящему постановлению. Действие постановления распространяется на правоотношения, возникшие с 15.05.2018.
Приложение содержит реестр многоквартирных домов с указанием их адресов и тарифа в количестве 65 домов по следующим адресам - ул. Вилкова, д.д.1, 7а, 9, 9а, 13, ул. Владивостокская, д. 21, ул. Горького,д.9, ул. Комсомольская, д.д. 16,19,29, 29а,31а,33, 33а, 34, 34а, 36,36а, 39, 40, 40а, 41,42, 43, 43а, 45, 45а, 45б, 47, по ул. Ленина, д.д. 18,22, по ул. Октябрьская, д.д. 3, 5, 7, 9,11,13, по ул. Пионерская, д.д. 2а,2б,2в, 2г, 4, 4б, 4в, 6, 6а, 6б, 6в, 8, по пр.Победы, д. 28,по ул. Подгорная, д. д. 21, 21а, по ул. Сахалинская, д.д. 2, 2а, 4, 4а, 4б, 4в, 6, 6а, 10, по ул. Севастьянова, 6, по ул. Хабаровская, д.д. 15, 17, по ул. Парковая, д.3б.
Не согласившись с указанными постановлениями Администрации в части передачи домов в управление без торгов по следующим адресам - ул. Вилкова, д.д. 7а, 9, 9а, ул. Комсомольская, д.д. 16, 34, 36а, 41, 43, 43а, 45, 47, ул. Октябрьская, д.д. 3, 5, 7, 9,11,13, по ул. Пионерская, д.д. 2б, 2г, 4, 6, 6б, 6а, 6в, 8, ул. Сахалинская, д.д. 4, 4а, 4в, 6а, по ул. Севастьянова, 6, общество обратилось в суд с рассматриваемым заявлением, которое суд признал частично обоснованным.
Исследовав материалы дела, проверив в порядке, предусмотренном статьями 266, 268, 270 АПК РФ, правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права в обжалуемой части решения, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены решения арбитражного суда в обжалуемой части в силу следующего.
В силу части 1 статьи 198, части 4 статьи 200 АПК РФ, пункта 6 совместного Постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, необходимо одновременное наличие двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
Отношения по управлению многоквартирными домами регулируются положениями Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ).
Согласно пункту 1.3 статьи 161 ЖК РФ деятельность по управлению многоквартирными домами осуществляется на основании лицензии на ее осуществление, за исключением случая осуществления такой деятельности товариществом собственников жилья, жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом и предусмотренного частью 3 статьи 200 настоящего Кодекса случая.
Как указано в пункте 2 статьи 161 ЖК РФ, собственники помещений в многоквартирном доме обязаны выбрать один из способов управления многоквартирным домом: 1) непосредственное управление собственниками помещений в многоквартирном доме, количество квартир в котором составляет не более чем тридцать; 2) управление товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом; 3) управление управляющей организацией.
Способ управления многоквартирным домом выбирается на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме и может быть выбран и изменен в любое время на основании его решения. Решение общего собрания о выборе способа управления является обязательным для всех собственников помещений в многоквартирном доме.(пункт 3 статьи 161 ЖК РФ).
В силу пункта 4 статьи 161 ЖК РФ орган местного самоуправления в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, проводит открытый конкурс по отбору управляющей организации в случаях, указанных в части 13 настоящей статьи и части 5 статьи 200 ЖК РФ, а также в случае, если в течение шести месяцев до дня проведения указанного конкурса собственниками помещений в многоквартирном доме не выбран способ управления этим домом или если принятое решение о выборе способа управления этим домом не было реализовано. Открытый конкурс проводится также в случае, если до окончания срока действия договора управления многоквартирным домом, заключенного по результатам открытого конкурса, не выбран способ управления этим домом или если принятое решение о выборе способа управления этим домом не было реализовано.
Орган местного самоуправления в течение десяти дней со дня проведения открытого конкурса, предусмотренного частью 4 настоящей статьи, уведомляет всех собственников помещений в многоквартирном доме о результатах указанного конкурса и об условиях договора управления этим домом. Собственники помещений в многоквартирном доме обязаны заключить договор управления этим домом с управляющей организацией, выбранной по результатам предусмотренного частью 4 настоящей статьи открытого конкурса, в порядке, установленном статьей 445 Гражданского кодекса Российской Федерации (пункт 5 статьи 161 ЖК РФ).
Орган местного самоуправления не позднее чем за месяц до окончания срока действия указанного в части 5 настоящей статьи договора управления многоквартирным домом созывает собрание собственников помещений в этом доме для решения вопроса о выборе способа управления этим домом, если такое решение ранее не было принято в соответствии с частью 3 настоящей статьи.
На основании пункта 8 статьи 161 ЖК РФ заключение договора управления многоквартирным домом без проведения открытого конкурса, предусмотренного частями 4 и 13 настоящей статьи, допускается, если указанный конкурс в соответствии с законодательством признан несостоявшимся.
Согласно пункту 13 статьи 161 ЖК РФ в течение двадцати дней со дня выдачи в порядке, установленном законодательством о градостроительной деятельности, разрешения на ввод в эксплуатацию многоквартирного дома орган местного самоуправления размещает извещение о проведении открытого конкурса по отбору управляющей организации на официальном сайте в сети "Интернет" и не позднее чем в течение сорока дней со дня размещения такого извещения проводит в соответствии с частью 4 настоящей статьи открытый конкурс. В течение десяти дней со дня проведения открытого конкурса орган местного самоуправления уведомляет всех лиц, принявших от застройщика (лица, обеспечивающего строительство многоквартирного дома) после выдачи ему разрешения на ввод многоквартирного дома в эксплуатацию помещения в данном доме по передаточному акту или иному документу о передаче, о результатах открытого конкурса и об условиях договора управления данным домом. Указанные лица обязаны заключить договор управления данным домом с управляющей организацией, отобранной по результатам открытого конкурса. Если в течение двух месяцев со дня проведения открытого конкурса собственники не заключили договор управления с управляющей организацией, такой договор считается заключенным на условиях, определенных открытым конкурсом.
На основании пунктов 4 и 5 статьи 200 ЖК РФ, в течение пятнадцати дней со дня получения уведомления от органа государственного жилищного надзора об исключении сведений о многоквартирном доме из реестра лицензий субъекта Российской Федерации, о прекращении действия лицензии, о ее аннулировании орган местного самоуправления созывает общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме для решения вопроса о выборе способа управления таким домом.
В случае, если решение общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, проведенного в соответствии с требованиями части 4 настоящей статьи, о выборе способа управления таким домом не принято или не реализовано либо общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме, проведение которого орган местного самоуправления обязан инициировать в соответствии с частью 4 настоящей статьи, не проведено или не имело кворума, орган местного самоуправления в течение трех дней со дня проведения данного общего собрания или по истечении указанного в части 4 настоящей статьи срока обязан объявить о проведении открытого конкурса по отбору управляющей организации и провести этот конкурс в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, в соответствии с частью 4 статьи 161 настоящего Кодекса в течение одного месяца со дня объявления о проведении этого конкурса.
В случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации открытый конкурс по отбору управляющей организации признан не состоявшимся, допускается заключение договора управления многоквартирным домом без проведения открытого конкурса, предусмотренного частями 4 и 13 статьи 161 настоящего Кодекса (пункт 6 статьи 200 ЖК РФ).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.02.2006 N 75 утвержден Порядок проведения органом местного самоуправления открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом (далее- Порядок).
Согласно пунктам 3 и 39 Порядка, Конкурс проводится, если:
1) собственниками помещений в многоквартирном доме не выбран способ управления этим домом, в том числе в следующих случаях:
собственниками помещений в многоквартирном доме общее собрание по вопросу выбора способа управления многоквартирным домом не проводилось или решение о выборе способа управления многоквартирным домом не было принято;
по истечении 2 месяцев после вступления в законную силу решения суда о признании несостоявшимся общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме по вопросу выбора способа управления многоквартирным домом повторное общее собрание не проводилось или решение о выборе способа управления многоквартирным домом не было принято;
2) принятое собственниками помещений в многоквартирном доме решение о выборе способа управления домом не реализовано, в том числе в следующих случаях:
большинство собственников помещений в многоквартирном доме не заключили договоры, предусмотренные статьей 164 Жилищного кодекса Российской Федерации;
собственники помещений в многоквартирном доме не направили в уполномоченный федеральный орган исполнительной власти документы, необходимые для государственной регистрации товарищества собственников жилья либо жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива;
не заключены договоры управления многоквартирным домом, предусмотренные статьей 162 Жилищного кодекса Российской Федерации;
3) до окончания срока действия договора управления многоквартирным домом, заключенного по результатам конкурса, не выбран способ управления этим домом или если принятое решение о выборе способа управления этим домом не было реализовано;
4) в установленном законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности порядке выдано разрешение на ввод в эксплуатацию многоквартирного дома.
В случае если до дня проведения конкурса собственники помещений в многоквартирном доме выбрали способ управления многоквартирным домом или реализовали решение о выборе способа управления этим домом, конкурс не проводится. Отказ от проведения конкурса по иным основаниям не допускается.
Таким образом, действующее жилищное законодательство не предусматривает право органа местного самоуправления передавать без проведения торгов многоквартирные дома в управление какой-либо управляющей организации, в том числе, созданной на базе имущества муниципального образования, в том числе, и на временный срок. Единственным исключением, позволяющим заключить договор управления многоквартирным домом без процедуры торгов, является признание конкурса несостоявшимся в соответствии с законодательством.
Вместе с тем, доказательства проведения администрацией конкурса в соответствии с вышеприведенными нормами суду не представлены.
При этом, как правомерно отметил суд первой инстанции, ни положения статей 40 и 43 Устава МО городской округ "Долинский", ни положения Федерального закона Российской Федерации от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ" также не содержат полномочий и не предоставляют права органу местного самоуправления на самостоятельное распоряжение общим имуществом многоквартирных домов без согласия собственников жилых и нежилых помещений таких домов на передачу их в управление конкретной управляющей организации без соблюдения названного порядка.
Одновременно коллегия отмечает, что в силу пункта 9 статьи 161 ЖК РФ многоквартирный дом может управляться только одной управляющей организацией.
Между тем, из материалов дела усматривается, что на момент принятия и вступления в силу оспариваемых постановлений (15.04.2018, 15.05.2018) собственники многоквартирных домов по ул. Комсомольская, 16, 45 самостоятельно приняли решение о выборе способа управления своими домами и управляющую домами компанию - ООО "Благо" и реализовали такие решения в виде заключения договоров со сроком начала их действия соответственно до 15.04.2018 и до 15.05.2018 с ООО "Благо".
Информация о выборе способа управления данными домами была доведена до Администрации, что подтверждается представленными в материалы дела письмами, следовательно, на момент принятия спорных постановлений в обжалуемой части Администрация располагала сведениями о заключенных собственниками многоквартирных домов договорах с управляющей компанией ООО "Благо".
Данное обстоятельство в силу положений статьи 161 ЖК РФ также являлось основанием для непередачи функций по управлению данными домами МУП "Долинский ЖКХ" спорными постановлениями, принятие которых повлекло нарушение прав и законных интересов общества в осуществлении предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами.
Отклоняя доводы Администрации со ссылкой на часть 7 статьи 162 ЖК РФ о невключении спорных домов в реестр лицензии общества, коллегия указывает, что согласно части 7 статьи 162 ЖК РФ управляющая организация обязана приступить к исполнению договора управления многоквартирным домом с даты внесения изменений в реестр лицензий субъекта Российской Федерации в связи с заключением договора управления таким домом.
При этом из системного анализа положений статей 1, 10, 162, 192 ЖК РФ следует, что основанием для осуществления деятельности по управлению многоквартирным домом является договор управления многоквартирным домом.
Как разъяснено в Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 3 (2015), утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 25.11.2015, отсутствие в реестре лицензий сведений о многоквартирном доме, фактическую деятельность по управлению которым осуществляет лицензиат, само по себе не означает недействительность ранее выданной лицензии или осуществление юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем такой деятельности без лицензии.
Таким образом, часть 7 статьи 162 ЖК РФ говорит об обязанности приступить к исполнению договора, однако право по управлению домом на основании такого договора наступает у управляющей компании уже с момента заключения договора.
При этом коллегия суда считает необходимым отметить, что обстоятельство осуществления обществом функций по управлению многоквартирным домом с нарушением либо без нарушений лицензионных требований не входит в круг подлежащих выяснению обстоятельств в рамках настоящего спора, предметом которого является оспаривание ненормативного правового акта.
В связи с этим, указание апеллянта на включение его в государственную информационную систему ЖКХ с 06.08.2018 в отношении дома N 16, с 17.08.20148 в отношении дома N 45 по ул. Комсомольской не имеет правового значения, поскольку данное обстоятельство возникло после принятия оспариваемых постановлений, тогда как суд проверяет соответствие ненормативного акта на момент его принятия и вступления в силу.
Доводы о незаконном выставлении обществом в настоящее время счетов на оплату жилищных услуг, за содержание и текущий ремонт домов N N 16, 45 также подлежат отклонению, поскольку оказание обществом услуг не является предметом рассмотрения настоящего дела.
Таким образом, суд правомерно признал пункты 1 спорных постановлений в обжалуемой части незаконными, нарушающими права и законные интересы общества.
С учетом изложенного, коллегия суда приходит к выводу о принятии судом первой инстанции в обжалуемой части законного и обоснованного судебного акта с правильным применением норм материального права.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ безусловными основаниями для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Следовательно, основания для отмены либо изменения решения в обжалуемой части и удовлетворения апелляционной жалобы отсутствуют.
По результатам рассмотрения апелляционной жалобы, исходя из отсутствия оснований для ее удовлетворения, судебные расходы по уплате государственной пошлины в сумме 1 500 рублей, понесенные МУП "Долинский ЖКХ" при подаче апелляционной жалобы, на основании статьи 110 АПК РФ относятся коллегией на апеллянта.
Руководствуясь статьями 258, 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Сахалинской области от 23.11.2018 по делу N А59-4634/2018 в обжалуемой части оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Сахалинской области в течение двух месяцев.
Председательствующий |
А.В. Гончарова |
Судьи |
О.Ю. Еремеева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А59-4634/2018
Истец: ООО "Благо"
Ответчик: Администрация МО ГО "Долинский", Администрация муниципального образования городской округ "Долинский" Сахалинской области Российской Федерации, Администрация муниципального образования городской округ "Долинский"Сахалинской области Российской Федерации
Третье лицо: МУП " Жилищно-коммунальное хозяйство МО ГО "Долинский", МУП Жилищно-коммунальное хозяйство муниципального образования городской округ "Долинский" Сахалинской области Российской Федерации