г. Хабаровск |
|
08 апреля 2019 г. |
Дело N А73-20720/2018 |
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
судьи Е.В. Вертопраховой
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Министерства жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края
на решение (резолютивная часть) от 21.01.2019
по делу N А73-20720/2018, рассмотренному в порядке упрощенного производства
Арбитражного суда Хабаровского края
принятое судьей Манником С.Д.,
по заявлению Министерства жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края
к Межрайонному отделу судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств Управления Федеральной службы судебных приставов по Хабаровскому краю и Еврейской автономной области
о признании незаконным постановления
УСТАНОВИЛ:
Министерство жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края (далее - Министерство ЖКХ; Министерство; заявитель; должник) обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Межрайонного отдела судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств Управления Федеральной службы судебных приставов по Хабаровскому краю и Еврейской автономной области (далее - МОСП по исполнению особых исполнительных производств; межрайонный отдел; МОСП; административный орган) от 13.11.2018, которым Министерство ЖКХ привлечено к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), вынесенного в рамках исполнительного производства N 14110/17/27027.
Заявление должника на основании статьи 227 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) рассмотрено судом в порядке упрощенного производства.
Решением суда от 21.01.2019, принятым путем подписания резолютивной части, в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с судебным актом, Министерство ЖКХ обратилось в Шестой арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит отменить решение суда и прекратить производство по делу.
В представленном в суд отзыве на апелляционную жалобу административный орган доводы жалобы отклонил, просит решение суда оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
На основании части 1 статьи 272.1 АПК РФ апелляционная жалоба рассмотрена в суде апелляционной инстанции судьей единолично без вызова сторон по имеющимся в деле доказательствам.
Исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, Шестой арбитражный апелляционный суд установил следующее.
Как видно из материалов дела, в МОСП по исполнению особых исполнительных производств на исполнении находится исполнительный лист серии ФС N 018623285 по делу N 2-4101/2017 от 12.07.2017, выданный Центральным районным судом города Хабаровска 21.08.2017.
Согласно исполнительному листу Министерство ЖКХ обязано предоставить Селезневу Юрию Александровичу, 13.10.1995 года рождения, благоустроенное жилое помещение специализированного государственного жилищного фонда Хабаровского края по договору найма специализированного жилого помещения в пределах города Хабаровска, размером не менее 18 квадратных метров общей площади за счет жилищного фонда Хабаровского края.
23.10.2017 в отношении Министерства ЖКХ возбуждено исполнительное производство N 14110/17/27027, о чем вынесено соответствующее постановление, где должнику установлен срок для добровольного исполнения требований исполнительного документа.
28.11.2017 судебным приставом-исполнителем вынесено постановление, о взыскании с Министерства ЖКХ исполнительского сбора в размере 50000 руб.
Так как требования исполнительного документа не были исполнены, Министерству ЖКХ Хабаровского края вручено требование о необходимости исполнения решения суда в срок до 02.11.2018, в случае невыполнения вышеуказанных требований должник был уведомлен о необходимости явиться 06.11.2018 в 10 час. 40 мин. в МОСП для дачи объяснения по факту неисполнения судебного решения, а также для решения вопроса, о привлечении Министерства ЖКХ Хабаровского края к административной ответственности, в соответствии с частью 1 статьи 17.15 КоАП РФ (требование получено должником 23.10.2018).
06.11.2018 судебным приставом-исполнителем МОСП по исполнению особых исполнительных производств, в отсутствие законного представителя должника, составлен протокол N 1162/18/27027-АП по признакам административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 17.15 КоАП РФ.
Определением от 06.11.2018 (полученным Министерством ЖКХ Хабаровского края 07.11.2018, что подтверждается штампом входящей корреспонденции), рассмотрение дела об административном правонарушении по части 1 статьи 17.15 КоАП РФ назначено на 13.11.2018 в 10 час. 40 мин.
13.11.2018 по результатам рассмотрения материалов дела об административном правонарушении и. о. начальника МОСП по исполнению особых исполнительных производств вынесено постановление, которым Министерство жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 17.15 КоАП РФ, и подвергнуто административному наказанию в виде штрафа в размере 30000 руб.
Несогласие заявителя с постановлением межрайонного отдела послужило основанием для обращения в суд с настоящим заявлением.
В соответствии с частью 1 статьи 6 Федерального Конституционного закона от 31.12.1996 N 1-ФКЗ "О судебной системе Российской Федерации" вступившие в законную силу постановления федеральных судов, мировых судей и судов субъектов Российской Федерации, а также их законные распоряжения, требования, поручения, вызовы и другие обращения являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, других физических и юридических лиц и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации.
Статьей 5 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" (далее - Федеральный закон N 229-ФЗ) определено, что принудительное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, возлагается на Федеральную службу судебных приставов и ее территориальные органы; непосредственное осуществление функций по принудительному исполнению судебных актов, актов других органов и должностных лиц возлагается на судебных приставов-исполнителей структурных подразделений Федеральной службы судебных приставов и судебных приставов-исполнителей структурных подразделений территориальных органов Федеральной службы судебных приставов.
В силу части 1 статьи 12 Федерального закона от 21.07.1997 N 118-ФЗ "О судебных приставах" (далее - Федеральный закон N 118-ФЗ) в процессе принудительного исполнения судебных актов и актов других органов, предусмотренных федеральным законом об исполнительном производстве, судебный пристав-исполнитель принимает меры по своевременному полному и правильному исполнению исполнительных документов.
В соответствии с частью 1 статьи 6 Федерального закона N 229-ФЗ законные требования судебного пристава-исполнителя обязательны для всех государственных органов, органов местного самоуправления, граждан и организаций, и подлежат неукоснительному выполнению на всей территории Российской Федерации.
Согласно части 1 статьи 36 Федерального закона N 229-ФЗ (в редакции, действующей в рассматриваемый период), содержащиеся в исполнительном документе требования должны быть исполнены судебным приставом-исполнителем в двухмесячный срок со дня возбуждения исполнительного производства, за исключением требований, предусмотренных частями 2-6.1 настоящей статьи.
В соответствии с частями 1, 2 статьи 105 Федерального закона N 229-ФЗ в случаях неисполнения должником требований, содержащихся в исполнительном документе, в срок, установленный для добровольного исполнения, а также неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства судебный пристав-исполнитель выносит постановление о взыскании исполнительского сбора и устанавливает должнику новый срок для исполнения; при неисполнении должником требований, содержащихся в исполнительном документе, без уважительных причин во вновь установленный срок судебный пристав-исполнитель составляет в отношении должника протокол об административном правонарушении в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях и устанавливает новый срок для исполнения; если для исполнения указанных требований участие должника необязательно, то судебный пристав-исполнитель организует исполнение в соответствии с правами, предоставленными ему настоящим Федеральным законом.
Неисполнение должником содержащихся в исполнительном документе требований неимущественного характера в срок, установленный судебным приставом-исполнителем после вынесения постановления о взыскании исполнительского сбора, в соответствии с частью 1 статьи 17.15 КоАП РФ влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
Апелляционным судом по материалам дела установлено и не оспаривается Министерством ЖКХ, что межрайонным отделом на основании исполнительного листа серии ФС N 018623285 по делу N 2-4101/2017 от 12.07.2017 возбуждено исполнительное производство N 14110/17/27027, во исполнение которого на Министерство ЖКХ Хабаровского края возложена обязанность предоставить Селезневу Юрию Александровичу, 13.10.1995 года рождения, благоустроенное жилое помещение специализированного государственного жилищного фонда Хабаровского края по договору найма специализированного жилого помещения в пределах города Хабаровска, размером не менее 18 квадратных метров общей площади за счет жилищного фонда Хабаровского края.
Доказательства исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе, Министерством ЖКХ в материалы дела не представлены, что свидетельствует о наличии события административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 17.15 КоАП РФ.
В силу части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Министерством ЖКХ не представлены доказательства того, что им были предприняты все необходимые и своевременные меры по исполнению требований исполнительного документа в установленный судебным приставом-исполнителем срок, равно как и доказательств того, что суд общей юрисдикции, выдавший исполнительный лист, предоставил заявителю отсрочку исполнения содержащегося в этом листе требования.
В материалах дела также не содержится доказательств, подтверждающих, что неисполнение заявителем требований исполнительного документа в срок, установленный судебным приставом-исполнителем, было вызвано чрезвычайными, объективно непредотвратимыми обстоятельствами и другими непредвиденными непреодолимыми препятствиями, находящимися вне контроля должника, тогда как о необходимости исполнения решения суда должнику было известно со дня вынесения судебного акта.
Фактические обстоятельства дела не свидетельствуют об исключительности ситуации, позволяющей признать правонарушение малозначительным и применить статью 2.9 КоАП РФ, как это сформулировано в пункте 18.1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях".
Таким образом, арбитражным судом апелляционной инстанции установлено наличие вины Министерства ЖКХ в совершении рассматриваемого административного правонарушения.
Довод Министерства ЖКХ о том, что требование исполнительного документа об обязании Министерства предоставить Селезневу Ю.А. благоустроенное жилое помещение носит имущественный характер, в связи с чем, привлечение к административной ответственности по части 1 статьи 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях является незаконным, подлежит отклонению судом апелляционной инстанции по следующим основаниям.
В статье 105 Федерального закона N 229-ФЗ раскрывается специфика исполнения исполнительных документов неимущественного характера, обязывающих должника совершить определенные действия или воздержаться от их совершения.
Следовательно, под исполнительными документами неимущественного характера понимаются исполнительные документы, в которых установлена обязанность должника (организации или гражданина) совершить определенные действия (воздержаться от совершения определенных действий), в данном случае исполнительным листом Центрального районного суда г. Хабаровска на должника возложена обязанность совершить определенное действие - предоставить гражданину жилое помещение.
Административное наказание назначено с учетом характера совершенного правонарушения и в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение.
Порядок, сроки привлечения юридического лица к административной ответственности соответствуют требованиям Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Таким образом, суд первой инстанции правомерно признал оспариваемое постановление МОСП по исполнению особых исполнительных производств от 13.11.2018 законным и обоснованным, отказав Министерству ЖКХ в удовлетворении заявленных требований.
Нарушений или неправильного применения норм материального и процессуального права при вынесении решения судом не допущено, в связи с чем, у суда апелляционной инстанции не имеется правовых оснований для удовлетворения жалобы и отмены принятого по делу решения суда.
Руководствуясь статьями 258, 268-271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение (в виде резолютивной части) Арбитражного суда Хабаровского края от 21 января 2019 года по делу N А73-20720/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Дальневосточного округа в течение двух месяцев со дня его принятия, через арбитражный суд первой инстанции только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судья |
Е.В. Вертопрахова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А73-20720/2018
Истец: Министерство жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края
Ответчик: Межрайонный отдел судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств УФССП по Хабаровскому краю и ЕАО, МОСП по исполнению особых исполнительных производств УФССП по Хабаровскому краю и ЕАО
Хронология рассмотрения дела:
08.04.2019 Постановление Шестого арбитражного апелляционного суда N 06АП-874/19