город Ростов-на-Дону |
|
11 апреля 2019 г. |
дело N А32-45155/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 09 апреля 2019 года.
Полный текст постановления изготовлен 11 апреля 2019 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Ефимовой О.Ю.,
судей Гуденица Т.Г., Ильиной М.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Беляевой И.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу администрации муниципального образования город Краснодар в лице Управления по жилищным вопросам на решение Арбитражного суда Краснодарского края
от 04.12.2018 по делу N А32-45155/2018, принятое в составе судьи Погорелова И.А.
по заявлению товарищества собственников жилья "Никольское" к администрации муниципального образования город Краснодар в лице Управления по жилищным вопросам о признании незаконным и отмене предписания,
УСТАНОВИЛ:
товарищество собственников жилья "Никольское" (далее - ТСЖ "Никольское", товарищество) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением к администрации муниципального образования город Краснодар в лице Управления по жилищным вопросам (далее - администрация, административный орган) о признании незаконным и отмене предписания от 02.07.2018 N 201/407-р.
Решением суда от 04.12.2018 заявленные требования удовлетворены. Суд пришел к выводу о незаконности предписания, поскольку расчет платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению ТСЖ "Никольское" производился с помощью программного обеспечения "АРКУС", в котором уже заложены требования пункта 54 и формул 20, 20(1) приложения N 2 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов", утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354).
Не согласившись с принятым судебным актом, администрация муниципального образования город Краснодар обжаловала решение суда первой инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), и просила его отменить.
В обоснование апелляционной жалобы администрация сослалась на то, что количество тепловой энергии, используемой на подогрев воды, определяется по установленным нормативам расхода тепловой энергии на подогрев воды для целей горячего водоснабжения.
В отзыве на апелляционную жалобу ТСЖ "Никольское" указало на законность и обоснованность принятого по делу судебного акта.
В судебное заседание представители лиц, участвующих в деле, не явились.
В соответствии со статьями 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено в порядке апелляционного производства в отсутствие не явившихся лиц, участвующих в деле, извещенных о времени и месте судебного заседания надлежащим образом.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, на основании распоряжения администрации муниципального образования город Краснодар от 06.06.2018 N 407-р проведена внеплановая документарная проверка товарищества.
По итогам проверки составлен акт проверки от 02.07.2018 N 201/407-р, согласно которому товарищество производило потребителям в МКД N 5 и МКД N 7 по ул. Трудовой Славы в г. Краснодаре расчет платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению исходя из фактической стоимости изготовления 1 куб.м горячей воды без применения утвержденного норматива расхода тепловой энергии на подогрев холодной воды для предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению в нарушение пункта 54 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354) и формул 20, 20 (1) приложения N 2 к Правилам N 354.
Администрацией 02.07.2018 было вынесено предписание N 201/407-р, которым предписано обществу в срок до 02.08.2018:
по дому N 5:
- производить расчет платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению в соответствии с пунктом 54 Правил N 354, формулами 20, 20 (1) приложения N 2 к Правилам N 354 и нормативом расхода тепловой энергии на подогрев холодной воды для предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, утвержденного органом государственной власти Краснодарского края в порядке, установленном Правительством Российской Федерации;
- произвести перерасчет платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению потребителям в МКД с января 2018 года;
- излишне начисленную потребителям плату за коммунальную услугу по горячему водоснабжению зачесть потребителям в счет будущих платежей за коммунальную услугу по горячему водоснабжению;
- обеспечить исполнение пунктов 6, 7 статьи 157 ЖК РФ;
по дому N 7:
- производить расчет платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению в соответствии с пунктом 54 Правил N 354, формулами 20, 20 (1) приложения N 2 к Правилам N 354 и нормативом расхода тепловой энергии на подогрев холодной воды для предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, утв. органом государственной власти Краснодарского края в порядке, установленном Правительством Российской Федерации,
- произвести перерасчет платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению потребителям в МКД с октября 2017 года по май 2018 года,
- излишне начисленную потребителям плату за коммунальную услугу по горячему водоснабжению зачесть потребителям в счет будущих платежей за коммунальную услугу по горячему водоснабжению,
- обеспечить исполнение пунктов 6, 7 статьи 157 ЖК РФ.
Полагая, что указанное предписание является недействительным, товарищество обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Из положений статей 198, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации следует, что для признания оспариваемых ненормативных правовых актов недействительными, решений и действий (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух условий - несоответствие их закону или иным нормативным правовым актам и нарушение ими прав и охраняемых законом интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с п. 1 ст. 157 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Правила предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, а также правила, обязательные при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
В соответствии со статьей 157 ЖК РФ Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 утверждены "Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов".
Потребитель коммунальной услуги по отоплению и (или) горячему водоснабжению, произведенной и предоставленной исполнителем потребителю при отсутствии централизованных систем теплоснабжения и (или) горячего водоснабжения, вносит плату за такую коммунальную услугу, рассчитанную в соответствии с пунктом 54 Правил N 354.
В силу пункта 54 Правил N 354 в случае самостоятельного производства исполнителем коммунальной услуги по отоплению и (или) горячему водоснабжению (при отсутствии централизованных теплоснабжения и (или) горячего водоснабжения) с использованием оборудования, входящего в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, расчет размера платы для потребителей за такую коммунальную услугу осуществляется исполнителем исходя из объема коммунального ресурса (или ресурсов), использованного в течение расчетного периода при производстве коммунальной услуги по отоплению и (или) горячему водоснабжению (далее - использованный при производстве коммунальный ресурс), и тарифа (цены) на использованный при производстве коммунальный ресурс.
Объем использованного при производстве коммунального ресурса определяется по показаниям прибора учета, фиксирующего объем такого коммунального ресурса, а при его отсутствии - пропорционально расходам такого коммунального ресурса на производство тепловой энергии, используемой в целях предоставления коммунальной услуги по отоплению и (или) в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению.
При этом общий объем (количество) произведенной исполнителем за расчетный период тепловой энергии, используемой в целях предоставления коммунальной услуги по отоплению и (или) в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, определяется по показаниям приборов учета, установленных на оборудовании, с использованием которого исполнителем была произведена коммунальная услуга по отоплению и (или) горячему водоснабжению, а при отсутствии таких приборов учета - как сумма объемов (количества) тепловой энергии, используемой в целях предоставления коммунальной услуги по отоплению и (или) в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, определенных по показаниям индивидуальных и общих (квартирных) приборов учета тепловой энергии, которыми оборудованы жилые и нежилые помещения потребителей, объемов (количества) потребления тепловой энергии, используемой в целях предоставления коммунальной услуги по отоплению и (или) предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, определенных в порядке, установленном Правилами для потребителей, жилые и нежилые помещения которых не оборудованы такими приборами учета, и объемов (количества) потребления тепловой энергии, используемой в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению на общедомовые нужды, определенных исходя из нормативов потребления горячей воды на общедомовые нужды и нормативов расхода тепловой энергии, используемой на подогрев воды в целях горячего водоснабжения.
Размер платы потребителя за коммунальную услугу по горячему водоснабжению (при отсутствии централизованного горячего водоснабжения) определяется в соответствии с формулами 20 и 20(1) приложения N 2 к настоящим Правилам как сумма 2 составляющих:
произведение объема потребленной потребителем горячей воды, приготовленной исполнителем, и тарифа на холодную воду;
произведение объема (количества) коммунального ресурса, использованного для подогрева холодной воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, и тарифа на коммунальный ресурс. При этом объем (количество) коммунального ресурса определяется исходя из удельного расхода коммунального ресурса, использованного на подогрев холодной воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, в объеме, равном объему горячей воды, потребленной за расчетный период в жилом или нежилом помещении и на общедомовые нужды.
Пунктом 22 приложения N 2 к Правилам N 354 установлено, что размер платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению, предоставленную за расчетный период в i-м жилом помещении (квартире) или нежилом помещении в многоквартирном доме, согласно пункту 54 Правил N 354 определяется по формуле 20:
,
где:
Vпгвi - объем потребленной за расчетный период в i-м жилом или нежилом помещении горячей воды, определенный по показаниям индивидуального или общего (квартирного) прибора учета в i-м жилом или нежилом помещении. При отсутствии приборов учета объем потребленной горячей воды определяется:
в жилом помещении - исходя из нормативов потребления горячей воды в жилом помещении и количества граждан, постоянно и временно проживающих в i-м жилом помещении;
Tхв - тариф на холодную воду, установленный в соответствии с законодательством Российской Федерации;
qкрv - удельный расход v-го коммунального ресурса на подогрев воды, утвержденный в соответствии с законодательством Российской Федерации уполномоченным органом норматив расхода v-го коммунального ресурса на подогрев воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению. При наличии коллективного (общедомового) прибора учета v-го коммунального ресурса, использованного за расчетный период на производство тепловой энергии в целях предоставления коммунальной услуги по отоплению и подогреву воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, потребленной в жилых и нежилых помещениях и на общедомовые нужды многоквартирного дома, определяется по формуле 20.1:
,
где:
Vкр - объем v-го коммунального ресурса, использованного за расчетный период на производство тепловой энергии в целях предоставления коммунальной услуги по отоплению и на подогрев воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, потребленной в жилых и нежилых помещениях и на общедомовые нужды многоквартирного дома;
Qгв + Qот - количество произведенной тепловой энергии в целях предоставления коммунальной услуги по отоплению и на подогрев воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, потребленной в жилых и нежилых помещениях и на общедомовые нужды многоквартирного дома, определяемое в соответствии с пунктом 54 Правил N 354;
Nгвстэ - норматив расхода тепловой энергии, используемой на подогрев воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению;
Tкр - тариф на v-й коммунальный ресурс, установленный в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В формуле 20 приложения N 2 Правил N 354 указан qкрv -удельный расход коммунального ресурса на подогрев воды, который рассчитывается по формуле 20.1 приложения N 2 Правил N 354, в свою очередь в которой используется Nгвстэ - норматив расхода тепловой энергии, используемой на подогрев воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению.
В рассматриваемом случае в спорных домах, находящихся в управлении ТСЖ "Никольское", системы горячего водоснабжения нецентрализованные, что сторонами не оспаривается.
ТСЖ "Никольское" ссылается на то, что расчет размера платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению осуществляется с помощью программного обеспечения "АРКУС", в котором уже заложены требования пункта 54 и формул 20, 20 (1) приложения N 2 Правил N 354.
Согласно письму ООО "ЖилфондСервис" товариществу оказывается техническая поддержка по использованию ПК "АРКУС"; расчет размера платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению в ПК "АРКУС" осуществляется в соответствии с Правилами N 354, а именно для домов с нецентрализованной системой горячего водоснабжения при самостоятельном производстве исполнителем коммунальной услуги по отоплению и (или) горячему водоснабжению с применением пункта 54 и формул 20 и 20.1 (т.1 л.д. 41).
Административный орган в пояснениях по делу, акте проверки и оспариваемом предписании указал на необходимость определения количества тепловой энергии, использованной на подогрев воды по установленным нормативам расхода тепловой энергии на подогрев воды для целей горячего водоснабжения, утвержденных приказом региональной энергетической комиссии - департаментом цен и тарифов Краснодарского края от 18.05.2017 N 2/2017-нп.
При этом, какой конкретно норматив надлежит применить товариществу, администрация не указала. Административный орган также не указал, в чем конкретно выразилось нарушение с учетом проведения расчетов с использованием программного продукта с применением пункта 54 и формул 20 и 20.1 Правил N 354; какой норматив в числовом выражении подлежал применению и что фактически неверно применило товарищество в числовом выражении.
Учитывая вышеизложенные обстоятельства, арбитражный суд первой инстанции пришел к верному выводу о том, что предписание не отвечает принципу исполнимости с учетом положений Жилищного кодекса Российской Федерации и Правил N 354.
По смыслу пункта 3 части 5 статьи 20 Жилищного кодекса Российской Федерации предписания о прекращении нарушений обязательных требований, об устранении выявленных нарушений, о проведении мероприятий по обеспечению соблюдения обязательных требований должны содержать предписание по конкретному вопросу, обращенное к конкретному лицу и направленное на установление, изменение или прекращение определенных правоотношений с целью реального обеспечения в каждом конкретном случае эффективного восстановления нарушенных прав.
Исполнимость предписания является важным требованием к данному виду ненормативного акта и одним из элементов его законности, поскольку предписание исходит от государственного органа, обладающего властными полномочиями, носит обязательный характер, принимается в случае выявления в ходе проверки факта конкретных нарушений законодательства и в целях их устранения путем принятия отдельных мер, порождает правовые последствия для определенной организации, неисполнение предписания в установленный срок влечет административную ответственность (статья 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
Суд первой инстанции правильно указал, что предписание следует считать законным только в том случае, если оно вынесено с соблюдением установленного порядка и содержит указания, позволяющие для исполнителя однозначно установить наличие допущенного конкретного нарушения, а также возможные действия по устранению выявленного нарушения.
Учитывая вышеизложенные обстоятельства по делу, суд первой инстанции сделал обоснованный вывод о несоблюдении администрацией перечисленных условий законности предписания от 02.07.2018 N 201/407-р в отношении ТСЖ "Никольское", что влечет неисполнимость вынесенного ненормативного правового акта, и, соответственно, его недействительность.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, судебной коллегией рассмотрены и отклоняются, поскольку не опровергают выводы суда, положенные в основу решения, и не могут служить основанием для отмены или изменения обжалуемого решения суда первой инстанции.
Материалы дела свидетельствуют о том, что судом первой инстанции были полно и всесторонне исследованы фактические обстоятельства, а также представленные сторонами доказательства и доводы.
Произведя их оценку с соблюдением требований статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд первой инстанции принял законное и обоснованное решение.
При таких обстоятельствах основания к удовлетворению апелляционной жалобы отсутствуют.
Нарушений или неправильного применения норм материального или процессуального права, являющихся в силу статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием к отмене или изменению решения апелляционной инстанцией не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 04.12.2018 по делу N А32-45155/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в срок, не превышающий двух месяцев со дня принятия настоящего постановления, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
О.Ю. Ефимова |
Судьи |
Т.Г. Гуденица |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.