г. Владимир |
|
10 апреля 2019 г. |
Дело N А43-38236/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 03.04.2019.
Постановление в полном объеме изготовлено 10.04.2019.
Первый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Москвичевой Т.В.,
судей Белышковой М.Б., Захаровой Т.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Семиной И.А.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Арзамасский лесхоз" (ИНН 5243023802, ОГРН 1065243032282) на решение Арбитражного суда Нижегородской области от 29.12.2018 по делу N А43-38236/2018, принятое судьей Вершининой Е.И., по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Арзамасский лесхоз" о признании незаконным решения Департамента лесного хозяйства Нижегородской области от 02.08.2018 N 414-04-3975/18.
В судебном заседании принял участие представитель общества с ограниченной ответственностью "Арзамасский лесхоз" - Жуков М.И. по доверенности от 24.09.2018 N 26 сроком действия 1 год.
Департамент лесного хозяйства Нижегородской области - надлежащим образом извещен о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы, явку полномочного представителя в судебное заседание не обеспечил, в ходатайстве от 27.03.2019 (входящий N 01АП-1482/19 от 27.03.2019) просит рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие своего представителя.
Изучив материалы дела, Первый арбитражный апелляционный суд установил следующее.
В связи с истечением сроков договоров аренды лесного участка от 21.11.2008 N 152, N 153, N 154 общество с ограниченной ответственностью "Арзамасский лесхоз" (далее - Общество) 28 июля 2016 года обратилось в Департамент лесного хозяйства Нижегородской области (далее - Департамент) с заявлением о заключении без проведения торгов новых договоров аренды лесных участков на основании статьи 74 Лесного кодекса Российской Федерации.
Письмом от 11.08.2016 N 414-04-3803/16 Департамент отказал Обществу в заключении новых договоров аренды без проведения торгов, поскольку первоначально договоры аренды участков лесного фонда от 10.08.2006 N 2, N 3, N 4 заключены с Обществом сроком на 10 лет (то есть не более 10 лет), что не соответствует пункту 2 части 4 статьи 74 Лесного кодекса Российской Федерации.
Решением Арбитражного суда Нижегородской области от 26.12.2016 по делу N А43-31465/2016, оставленным без изменения постановлениями Первого арбитражного апелляционного суда от 27.04.2017, Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 16.08.2017, определением Верховного Суда Российской Федерации от 15.01.2018 N 301-КГ17-18660 отказ Департамента от 11.08.2016 признан законным.
По актам приема-передачи предоставленные Обществу по договорам N 152, 153, 154 в аренду лесные участки 10.10.2016 возвращены Обществом Департаменту.
В связи с вступлением в действие с 01.03.2017 новой редакции статьи 74 Лесного кодекса Российской Федерации 28.06.2018 Общество повторно обратилось в Департамент с заявлением о заключении без проведения торгов новых договоров аренды вышеуказанных лесных участков.
Письмом от 02.08.2018 N 414-04-3975/18 Департамент отказал Обществу в заключении новых договоров аренды без проведения торгов, поскольку срок договоров аренды лесных участков от 21.11.2008 N 152-154 истек 02.10.2016 до вступления в законную силу изменений статьи 74 Лесного кодекса Российской Федерации.
Не согласившись с отказом Департамента, Общество обратилось в Арбитражный суд Нижегородской области с заявлением о признании его незаконным, а также обязании устранить допущенное нарушение и заключить с Обществом без проведения торгов договоры аренды лесных участков.
Решением от 29.12.2018 в удовлетворении заявленных требований отказано.
В апелляционной жалобе Общество ссылается на неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела, неправильное применение норм материального права и нарушение норм процессуального права.
Считает, что имевшиеся ранее договоры аренды лесных участков предусматривают преимущественное право Общества на заключение новых договоров (пункт 28 договоров) и действующим законодательством или договором такое право Общества не прекращено.
Указывает, что срок аренды по договорам составил 10 лет, поскольку они были переоформлены в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 04.12.2006 N 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации" в котором установлен особый порядок приведения договоров аренды участка лесного фонда в соответствии с Лесным кодексом Российской Федерации путем переоформления до 01.01.2009 ранее заключенных договоров на новые по заявлению лиц, использующих лесные участки, без проведения аукциона по правилам статьи 74 Лесного кодекса Российской Федерации, а во владении и пользовании Общества спорные лесные участки находятся более 10 лет.
Департамент отзыв на апелляционную жалобу в установленном законом порядке не представил, в ходатайстве просит оставить решение суда без изменения и рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие своего представителя.
Проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе, Первый арбитражный апелляционный суд не усмотрел оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Согласно части 1 статьи 8 Лесного кодекса Российской Федерации лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности.
В соответствии с частью 1 статьи 71 Лесного кодекса Российской Федерации лесные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются, в том числе, на основании договора аренды в случае предоставления лесного участка в аренду.
Предоставление гражданам, юридическим лицам в аренду лесных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии с настоящим Кодексом (часть 3 статьи 71 Лесного кодекса Российской Федерации).
В силу части 4 статьи 71 Лесного кодекса Российской Федерации к договору аренды лесного участка применяются положения об аренде, предусмотренные Гражданским кодексом Российской Федерации и Земельным кодексом Российской Федерации, если иное не установлено настоящим Кодексом.
Договор аренды заключается на срок, определенный договором (пункт 1 статьи 610 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В силу пункта 3 части 3 статьи 73.1 Лесного кодекса Российской Федерации без проведения торгов договоры аренды лесных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, заключаются в случае заготовки древесины на лесных участках, предоставленных юридическим лицам или индивидуальным предпринимателям для использования лесов в соответствии со статьями 43 - 46 настоящего Кодекса.
В соответствии с частью 1 статьи 74 Лесного кодекса Российской Федерации (в редакции пункта 20 статьи 1 Федерального закона от 23.06.2016 N 218-ФЗ "О внесении изменений в Лесной кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования регулирования лесных отношений") арендаторы находящихся в государственной или муниципальной собственности лесных участков, надлежащим образом исполнившие договоры аренды лесных участков, по истечении сроков действия этих договоров имеют право на заключение новых договоров аренды таких лесных участков без проведения торгов в следующих случаях: лесные участки предоставлены в аренду без проведения торгов; лесные участки предоставлены в аренду по результатам торгов на срок от десяти лет.
Согласно части 2 статьи 74 Лесного кодекса Российской Федерации гражданин или юридическое лицо, являющиеся арендаторами находящегося в государственной или муниципальной собственности лесного участка, имеют право на заключение договора аренды такого лесного участка на новый срок при наличии совокупности следующих условий: заявление о заключении нового договора аренды такого лесного участка подано этим гражданином или этим юридическим лицом не ранее чем за три месяца и не позднее чем за два месяца до истечения срока действия заключенного ранее договора аренды лесного участка; отсутствие сведений об арендаторе в реестре недобросовестных арендаторов лесных участков и покупателей лесных насаждений; отсутствие случаев неоднократного нарушения условий заключенного ранее договора аренды такого лесного участка этим гражданином или этим юридическим лицом; отсутствие случаев несвоевременного внесения арендной платы за три оплачиваемых периода подряд; условия подлежащего заключению договора аренды лесного участка не противоречат лесохозяйственному регламенту лесничества, лесопарка; лесной участок предоставляется для тех же видов использования лесов, для которых был предоставлен ранее; на момент заключения нового договора аренды такого лесного участка имеются предусмотренные частью 3 статьи 73.1 настоящего Кодекса основания для предоставления без проведения торгов лесного участка, договор аренды которого был заключен без проведения торгов.
Статьей 4 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие. Действие закона распространяется на отношения, возникшие до введения его в действие, только в случаях, когда это прямо предусмотрено законом (часть 1). По отношениям, возникшим до введения в действие акта гражданского законодательства, он применяется к правам и обязанностям, возникшим после введения его в действие. Отношения сторон по договору, заключенному до введения в действие акта гражданского законодательства, регулируются в соответствии со статьей 422 настоящего Кодекса (часть 2).
В соответствии со статьей 7 Федерального закона от 23.06.2016 N 218-ФЗ "О внесении изменений в Лесной кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования регулирования лесных отношений" (далее - Федеральный закон N218-ФЗ) настоящий Федеральный закон вступает в силу по истечении десяти дней после дня его официального опубликования, за исключением положений, для которых настоящей статьей установлен иной срок вступления их в силу (часть 1). Пункты 1 - 5, 8 - 21, 24, 25 статьи 1, статьи 4, 5 и 6 настоящего Федерального закона вступают в силу с 1 марта 2017 года (часть 2).
Таким образом, приведенная редакция статьи 74 Лесного кодекса Российской Федерации вступила в силу с 01 марта 2017 года.
Законодатель не наделил названные нормы обратной силой.
Следовательно, положения статьи 74 Лесного кодекса Российской Федерации в редакции Федерального закона от 23.06.2016 N 218-ФЗ могут применяться исключительно к правоотношениям, возникшим после введения их в действие.
Как следует из материалов дела, 10 августа 2006 года ФГУ "Арзамасский лесхоз" на основании Протоколов N 27, 28, 29 о результатах лесного конкурса от 28.07.2006 заключило с Обществом договоры аренды участков лесного фонда N 2, N 3, N 4, в соответствии с которыми Обществу переданы в аренду соответственно:
* участок лесного фонда общей площадью 2458га, расположенный на территории Арзамасского административного района в ФГУ "Арзамасский лесхоз" Сережинское лесничество в границах кварталов N 47, 68, 69, 79, 80, 81, 82, 86-89, 93-99;
* участок лесного фонда общей площадью 2909га, расположенный на территории Арзамасского административного района в ФГУ "Арзамасский лесхоз" Чернухинское лесничество в границах кварталов N 12, 25-27, 36-40, 51-53, 63-65, 76-79, 90-93, 101-103;
* участок лесного фонда общей площадью 3717га., расположенный на территории Арзамасского административного района в ФГУ "Арзамасский лесхоз" Абрамовское лесничество в границах кварталов N 37-56, 60-76.
Данные участки лесного фонда предоставлены Обществу для ежегодной заготовки древесины от рубок главного пользования (пункт 2.2 Договоров).
В соответствии с пунктами 3.1 Договоров, срок аренды участков лесного фонда составляет 10 лет с момента заключения договоров.
Договоры считаются заключенными с момента государственной регистрации (пункт 3.2 Договоров).
Указанные договоры аренды участков лесного фонда 03 октября 2006 года зарегистрированы в Росреестре.
С 01.01.2007 вступил в силу новый Лесной кодекс Российской Федерации. На основании статьи 4 Федерального закона от 04.12.2006 N 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации", договоры аренды участков лесного фонда, заключенные до введения в действие Лесного кодекса Российской Федерации, должны были быть приведены в соответствие с Лесным кодексом Российской Федерации до 01.03.2009.
В связи с чем, в целях приведения вышеназванных договоров аренды лесного участка в соответствие с введенным в действие Лесным кодексом Российской Федерации, 21 ноября 2008 года между Департаментом и Обществом заключены договоры аренды лесного участка N 152, N 153, N 154.
Срок действия Договоров аренды лесного участка от 21.11.2008 N 152, N 153, N 154 установлен до 02 октября 2016 года.
В связи с постановкой лесных участков на государственный кадастровый учет 03.03.2014 Общество заключило с Департаментом дополнительные соглашения к договорам аренды лесных участков N 152, 153, 154 от 21.11.2008, в соответствии с которыми уточнены площади и местоположение переданных Обществу в аренду лесных участков:
Ввиду истечения сроков действия названных договоров, 28 июля 2016 года Общество обратилось в Департамент с заявлением о заключении без проведения торгов новых договоров аренды указанных лесных участков на основании статьи 74 Лесного кодекса Российской Федерации
Письмом от 11.08.2016 N 414-04-3803/16 Департамент отказал Обществу в заключении новых договоров аренды без проведения торгов, поскольку первоначально договоры аренды участков лесного фонда от 10.08.2006 N 2, N 3, N 4 заключены с Обществом сроком на 10 лет (то есть не более 10 лет), что не соответствует пункту 2 части 4 статьи 74 Лесного кодекса Российской Федерации.
Решением Арбитражного суда Нижегородской области от 26.12.2016 по делу N А43-31465/2016, оставленным без изменения постановлениями Первого арбитражного апелляционного суда от 27.04.2017, Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 16.08.2017, определением Верховного Суда Российской Федерации от 15.01.2018 N 301-КГ17-18660 отказ Департамента от 11.08.2016 признан законным.
По актам приема-передачи предоставленные Обществу по договорам N 152, 153, 154 в аренду лесные участки Обществом 10.10.2016 возвращены Департаменту.
Таким образом, на момент повторного обращения Общества в Департамент о предоставлении лесных участков в аренду без проведения торгов 28.06.2018 срок действия ранее заключенных договоров окончился, лесные участки возвращены арендодателю, использование лесных участков Обществом было прекращено и не осуществлялось более полутора лет.
Обращение от 28.06.2018 направлено Обществом в Департамент после истечения срока действия заключенных ранее договоров аренды лесного участка, что не соответствует условию, предусмотренному пунктом 1 части 2 статьи 74 Лесного кодекса Российской Федерации в редакции Федерального закона от 23.06.2016 N 218-ФЗ.
Пункт 20 статьи 1 Федерального закона от 23.06.2016 N 218-ФЗ вступил в силу с 01.03.2017, после окончания сроков действия ранее заключенных обществом договоров аренды лесных участков. В связи с чем, в силу статьи 4 Гражданского кодекса Российской Федерации положения статьи 74 Лесного кодекса Российской Федерации в редакции Федерального закона от 23.06.2016 N 218-ФЗ не подлежат применению в рассматриваемой ситуации.
С учетом изложенного, на момент рассмотрения обращения Общества от 28.06.2018 отсутствовала совокупность условий, необходимых для заключения договоров аренды испрашиваемых обществом лесных участков на новый срок в соответствии с положениями статьи 74 Лесного кодекса Российской Федерации в редакции Федерального закона от 23.06.2016 N 218-ФЗ.
Ссылка Общества на поданное до истечение срока действия договоров обращение в Департамент о заключении новых договоров без проведения торгов от 28.07.2016 обоснованно не принят судом первой инстанции, поскольку вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Нижегородской области от 26.12.2016 по делу N А43-31465/2016, оставленным без изменения постановлениями Первого арбитражного апелляционного суда от 27.04.2017, Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 16.08.2017, определением Верховного Суда Российской Федерации от 15.01.2018 N 301-КГ17-18660, имеющими в силу части 2 статьи 69 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации преюдициальное значение для дела, установлено, что в рассматриваемой ситуации срок действия договоров лесных участков с 03.10.2006 по 02.10.2016, то есть договоры аренды заключены на срок не более 10 лет, что исключает возможность заключения нового договора аренды лесного участка без проведения торгов на основании части 4 статьи 74 Лесного кодекса Российской Федерации (в редакции Федерального закона от 29.06.2015 N 206-ФЗ, действовавшей с 01.10.2015 по 01.03.2017).
Указанными судебными актами по делу установлена правомерность отказа Департамента в предоставлении обществу испрашиваемых лесных участков на новой срок без проведения торгов по его обращению от 28.07.2016.
При этом на момент обращения Общества в Департамент 28.07.2016 не действовала норма части 1 статьи 74 Лесного кодекса Российской Федерации, в редакции Федерального закона от 23.06.2016 N 218-ФЗ, предоставившая преимущественное право на заключение новых договоров аренды лесных участков без проведения торгов арендаторам лесных участков, предоставленных в аренду по результатам торгов на срок от десяти лет.
Ссылка Общества на решение Арбитражного суда Нижегородской области от 19.02.2018 по делу N А43-17672/2017, оставленное постановлениями Первого арбитражного апелляционного суда от 04.06.2018 и Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 31.08.2018 также обоснованно не принята судом первой инстанции, как не имеющие преюдициального значения для рассмотрения настоящего дела.
При изложенных обстоятельствах, суд первой инстанции пришел к верному выводу об отсутствии необходимой в силу части 2 статьи 74 Лесного кодекса Российской Федерации совокупности условий, необходимых для заключения договоров аренды испрашиваемых обществом лесных участков на новый срок, поскольку на момент обращения общества в Департамент срок действия договоров окончился. Обращение от 28.06.2018 подано обществом с нарушением срока, установленного пунктом 1 части 2 статьи 74 Лесного кодекса Российской Федерации в редакции Федерального закона от 23.06.2016 N 218-ФЗ. При этом на момент окончания срока действия ранее заключенных договоров аренды (02.10.2016) указанная норма не действовала (вступила в силу с 01.03.2017).
Доводы апелляционной жалобы данный вывод не опровергают.
Таким образом, Арбитражный суд Нижегородской области полно выяснил обстоятельства, имеющие значение для дела, его выводы соответствуют обстоятельствам дела, нормы материального права применены правильно, нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены судебного акта, не допущено, в связи с чем апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
В соответствии со статьёй 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по уплате государственной пошлины подлежат отнесению на Общество.
Обществу подлежит возврату из федерального бюджета излишне уплаченная государственная пошлина в сумме 1500 рублей.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 268, 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Нижегородской области от 29.12.2018 по делу N А43-38236/2018 оставить без изменения.
Апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Арзамасский лесхоз" оставить без удовлетворения.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью "Арзамасский лесхоз" из федерального бюджета государственную пошлину в размере 1500 рублей, уплаченную по платежному поручению от 23.01.2019 N 19.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок со дня принятия.
Председательствующий судья |
Т.В. Москвичева |
Судьи |
М.Б. Белышкова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А43-38236/2018
Истец: ООО "Арзамасский Лесхоз"
Ответчик: Департамент лесного хозяйства Нижегородской области
Третье лицо: Жуков М.г. .