г. Вологда |
|
11 апреля 2019 г. |
Дело N А05-15660/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 04 апреля 2019 года.
В полном объёме постановление изготовлено 11 апреля 2019 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Мурахиной Н.В., судей Алимовой Е.А. и Осокиной Н.Н.
при ведении протокола секретарем судебного заседания Миловкиной А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Веста" на решение Арбитражного суда Архангельской области от 22 января 2019 года по делу N А05-15660/2018,
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Веста" (ОГРН 1092904000342, ИНН 2904021142; адрес: 165300, Архангельская область, Котласский район, город Котлас, улица Володарского, дом 106; далее - общество, ООО "Веста") обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с заявлением к Государственной жилищной инспекции Архангельской области (ОГРН 1022900533050, ИНН 2926000555; адрес: 163072, Архангельская область, город Архангельск, улица Комсомольская, дом 38, корпус 1; далее - инспекция, ГЖИ) о признании незаконным предписания от 04.09.2018 N СЗ-09/10-06/374 об устранении выявленных нарушений.
Решением Арбитражного суда Архангельской области от 22 января 2019 года по делу N А05-15660/2018 в удовлетворении заявленных требований отказано.
ООО "Веста" с судебным актом не согласилось и обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить. В обоснование жалобы указывает на неправильное применение судом первой инстанции норм материального права, а также на несоответствие выводов суда, изложенным в решении, обстоятельствам дела. Общество ссылается на то, что спорный многоквартирный дом не находится у него в управлении. Ошибочное включение в реестр лицензий по управлению многоквартирными домами сведений об управлении этим домом обществом не свидетельствует об этом.
Инспекция отзыв на жалобу не представила.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, представителей в суд не направили, в связи с этим дело рассмотрено в их отсутствие в соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Исследовав доказательства по делу, проверив законность и обоснованность решения суда, изучив доводы жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для ее удовлетворения.
Как следует из материалов дела, в связи с обращением граждан от 09.08.2018 на ненадлежащее содержание и ремонт общего имущества собственников помещений многоквартирного дома N 43 по ул. Маяковского в г. Котлас Котласского района Архангельского области (далее - МКД) на основании распоряжения от 27.08.2018 N СЗ-09/10-11/484 ответчиком проведена внеплановая выездная проверка деятельности общества.
В ходе проверки 31.08.2018 в 09 час 00 мин инспекцией при визуальном осмотре МКД выявлены следующие нарушения:
абонентский почтовый шкаф (на квартиры 55-58) не закреплен надлежащим образом (крепление указанного шкафа к стене не обеспечивает фиксацию (неподвижность шкафа, наблюдается шаткость);
отмостка дома находится в ненадлежащем состоянии (наблюдается ее частичное разрушение, трещины, нарушение целостности, а также зарастание растительностью по периметру дома);
присутствует частичное разрушение отделки цоколя по периметру дома.
Указанные нарушения отражены в акте проверки от 04.09.2018 N СЗ-09/10-02/374, в котором также указано на нарушение обществом требований пунктов 4.1.7, 4.2.3.4 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Госстроя РФ от 27.09.2003 N 170 (далее - Правила N 170), пункта 1, 9 Минимального перечня услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, и порядка оказания и выполнения, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 03.04.2013 N 290 (далее - Минимальный перечень N 290); подпункта "з" пункта 11 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 (далее - Правила N 491, Правила содержания общего имущества).
В связи с выявленными нарушениями в адрес общества инспекцией выдано предписание от 04.09.2018 N СЗ-09/10-06/374 об устранении в срок до 04.03.2019 выявленных нарушений.
Не согласившись с указанным предписанием, общество оспорило в судебном порядке.
Общество последовательно, как при рассмотрении дела судом первой инстанции, так и в апелляционной жалобе, указывает на то, что заключенный им с ТСЖ "Маяковского 43" договор от 01.01.2016 N 1 не является договором управления.
Отказывая в удовлетворении заявленного требования, суд первой инстанции правомерно исходил из следующего.
Из части 1 статьи 198 АПК РФ следует, что для признания ненормативного правового акта государственного органа недействительным необходимо наличие двух факторов: несоответствия оспариваемого акта действующему законодательству и нарушения в результате его принятия прав и законных интересов заявителя.
В силу положений части 1 статьи 65 и части 5 статьи 200 указанного Кодекса обязанность доказывания законности принятого решения возлагается на соответствующие орган, который его принял.
Согласно статье 20 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) и Положению о государственной жилищной инспекции Архангельской области, утвержденному постановлением администрации области от 07.06.2007 N 1 10-па, инспекция осуществляет региональный государственный жилищный надзор, лицензионный контроль.
Требованиями статьи 20 ЖК РФ, пункта 1 части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" установлена обязанность органа государственного контроля выдать предписание об устранении выявленных нарушений с указанием сроков их устранения в случае выявления при проведении проверки нарушений юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем обязательных требований.
В связи с этим, оспариваемое обществом предписании ГЖИ вынесено уполномоченным на то органом.
В соответствии с частью 1 статьи 161 ЖК РФ управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме.
Согласно части 2 статьи 161 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме обязаны выбрать один из способов управления многоквартирным домом: 1) непосредственное управление собственниками помещений в многоквартирном доме; 2) управление товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом; 3) управление управляющей организацией.
В соответствии с пунктом 2.2 статьи 161 ЖК РФ при управлении многоквартирным домом товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом указанные товарищество или кооператив несут ответственность за содержание общего имущества в данном доме в соответствии с требованиями технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, или в случаях, предусмотренных статьей 157.2 настоящего Кодекса, за обеспечение готовности инженерных систем.
Указанные товарищество или кооператив могут оказывать услуги и (или) выполнять работы по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме своими силами или привлекать на основании договоров лиц, осуществляющих соответствующие виды деятельности.
При заключении договора управления многоквартирным домом с управляющей организацией указанные товарищество или кооператив осуществляют контроль за выполнением управляющей организацией обязательств по такому договору, в том числе за оказанием всех услуг и (или) выполнением работ, обеспечивающих надлежащее содержание общего имущества в данном доме, за предоставлением коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах.
При управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах (часть 2.3 статьи 161 ЖК РФ).
В силу части 2 статьи 162 ЖК РФ по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья, органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива, лица, указанного в пункте 6 части 2 статьи 153 настоящего Кодекса, либо в случае, предусмотренном частью 14 статьи 161 настоящего Кодекса, застройщика) в течение согласованного срока за плату обязуется выполнять работы и (или) оказывать услуги по управлению многоквартирным домом, оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам или в случаях, предусмотренных статьей 157.2 настоящего Кодекса, обеспечить готовность инженерных систем, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
В данном случае ТСЖ "Маяковского 43" и ООО "Веста" (по договору - Управляющая организация) заключили договор на содержание и текущий ремонт многоквартирного дома от 01.01.2016 N 1, предметом которого является управление МКД с обеспечением благоприятных, комфортных и безопасных условий проживания граждан, надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, а также предоставление качественных коммунальных и иных услуг собственникам и членам их семей.
Согласно пункту 3.2.3 договора управляющая организаций принимает на себя обязательства выполнять работы и услуги по содержанию и текущему ремонту в соответствии с действующими требованиями регламентов и стандартов самостоятельно в полном объеме или частично, либо путем заключения от имени и за счет собственников договор обслуживающими организациями, имеющими разрешительные документов на отдельные виды работ и услуг по содержанию и текущему ремонту общего имущества многоквартирного дома.
При этом, как установлено в пункте 3.2.24 договора, содержание и текущий ремонт общего имущества осуществляется управляющей организацией в соответствии с перечнями работ по содержанию и текущему ремонту, установленными нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, а в их отсутствие установленными Правительством РФ и с требованиями собственников.
Как установлено в пункте 3.2.6 договора, управляющая организация начисляет, собирает, расщепляет и производит перерасчет платежей потребителей на содержание и текущий ремонт.
Перечень работ и услуг по содержанию и ремонту общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, реестр работ с 01.01.2018 по 31.12.2018 согласован сторонами.
Согласно протоколу общего собрания собственником помещений в МКД от 27.11.2010 собственники решили расторгнуть договор управления многоквартирным домом с ООО "Жилфонд-сервис" с 01.01.2011 (пункт 2) и выбрать для управления МКД ООО "Веста" (пункт 4).
В связи с этим суд первой инстанции вопреки доводам апелляционной жалобы правильно отметил, что товариществом заключен договор с ООО "Веста", на основании которого последнее является организацией, отвечающей, в то числе, за оказание услуг по содержанию и ремонту общего имущества многоквартирного дома.
Пунктом 10 Правила N 491 предусмотрено, что общее имущество дома должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации в состоянии, обеспечивающем наряду с другими требованиями соблюдение характеристик надежности и безопасности многоквартирного дома; безопасность для жизни и здоровья граждан, сохранность имущества физических или юридических лиц, государственного, муниципального и иного имущества; соблюдение прав и законных интересов собственников помещений, а также иных лиц.
Пунктом 1.1 Правил N 170 определены требования и порядок обслуживания и ремонта жилищного фонда с целью: обеспечения сохранности жилищного фонда всех форм собственности; проведения единой технической политики в жилищной сфере, обеспечивающей выполнение требований действующих нормативов по содержанию и ремонту жилых домов, их конструктивных элементов и инженерных систем, а также придомовых территорий; обеспечения выполнения установленных нормативов по содержанию и ремонту собственниками жилищного фонда или уполномоченными управляющими и организациями различных организационно - правовых форм, занятых обслуживанием жилищного фонда.
Правила и нормы технической эксплуатации жилищного фонда, а также Минимальный перечень должны исполняться всеми организациями, деятельность которых непосредственно связана с вопросами обеспечения надлежащего содержания и ремонта общего имущества многоквартирных домов, на которых в силу договора (закона, Устава) возложена обязанность управления многоквартирными домами.
В соответствии с подпунктом "з" пункта 11 Правил N 491 содержание общего имущества в зависимости от состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества, а также в зависимости от геодезических и природно-климатических условий расположения многоквартирного дома включает в себя текущий и капитальный ремонт, подготовку к сезонной эксплуатации и содержание общего имущества, указанного в подпунктах "а" - "д" пункта 2 настоящих Правил, а также элементов благоустройства и иных предназначенных для обслуживания, эксплуатации и благоустройства этого многоквартирного дома объектов, расположенных на земельном участке, входящем в состав общего имущества.
В пункте 4.1.7 Правил N 170 указано, что просадки, щели и трещины, образовавшиеся в отмостках и тротуарах, необходимо заделывать материалами, аналогичными покрытию: битумом, асфальтом, мастикой или мятой глиной с предварительной расчисткой поврежденных мест и подсыпкой песком.
Согласно пункту 1 Минимального перечня, к работам, выполняемым в отношении всех видов фундаментов, относятся проверка технического состояния видимых частей конструкций с выявлением: коррозии арматуры, расслаивания, трещин, выпучивания, отклонения от вертикали в домах с бетонными, железобетонными и каменными фундаментами; поражения гнилью и частичного разрушения деревянного основания в домах со столбчатыми или свайными деревянными фундаментами; при выявлении нарушений - разработка контрольных шурфов в местах обнаружения дефектов, детальное обследование и составление плана мероприятий по устранению причин нарушения и восстановлению эксплуатационных свойств конструкций.
В силу пункта 4.2.3.4 Правил N 170 повреждение поверхности цоколя следует оштукатурить цементно-песчаным раствором с введением гидрофобизирующей добавки (например, ГКЖ-10, ГКЖ-11) или облицевать. Цоколи из легкобетонных панелей с поврежденным фактурным слоем или имеющим малую толщину, а также кирпичные цоколи с разрушенной штукатуркой и кладкой, как правило, следует облицовывать плитками из естественного камня, бетонными плитами, керамическими плитками, другими влагостойкими и морозостойкими материалами по согласованию в установленном порядке.
Как установлено в пункте 9 Минимального перечня, к работам, выполняемым в целях надлежащего содержания фасадов многоквартирных домов, относится выявление нарушений отделки фасадов и их отдельных элементов, ослабления связи отделочных слоев со стенами, нарушений сплошности и герметичности наружных водостоков.
Нарушения, выявленные при проведении внеплановой проверки, полностью соответствуют указанному перечню работ и услуг по содержанию и текущему ремонту, оплачиваемых за счет платы за содержание и ремонт жилья.
При этом, как верно отметил суд первой инстанции, из предписания ГЖИ следует, что обществу предписано выполнить необходимые ремонтные работы, что направлено на обеспечение безопасных и благоприятных условий проживания людей, на недопущение дальнейшего разрушения отмостки дома и цоколя.
Предписанием от 04.09.2018 не возлагается на общество обязанность по проведению работ капитального характера.
Ссылка ООО "Веста" на постановление мирового судьи судебного участка N 2 Котласского судебного района Архангельской области от 31.10.2018 по делу N 5-1430/2018 и ссылка инспекции на постановление мирового судьи участка N 2 Котласского судебного района Архангельской области от 20.04.2017 правомерно не приняты судом, поскольку в рамках указанных дел рассматривались материалы административных производств, в силу чего не имеют преюдициального значения для настоящего дела.
Так согласно части 3 статьи 69 АПК РФ вступившее в законную силу решение суда общей юрисдикции по ранее рассмотренному гражданскому делу обязательно для арбитражного суда, рассматривающего дело, по вопросам об обстоятельствах, установленных решением суда общей юрисдикции и имеющих отношение к лицам, участвующим в деле.
Следовательно, в силу названной правовой нормы для арбитражного суда обязательными являются обстоятельства, установленные решением суда общей юрисдикции по ранее рассмотренному гражданскому делу, а не выводы суда и правовая оценка доказательств, содержащихся в вышеназванном постановлении мирового судьи.
Решение Котласского городского суда Архангельской области от 10.10.2017 N 2-2324/2017 также не свидетельствует о неправомерности вынесенного ГЖИ предписания, поскольку из этого судебного акта следует, что оценке подлежали правовые отношения между собственников МКД и ТСЖ "Маяковского 43".
Кроме того, при рассмотрении настоящего дела судом первой инстанции принято во внимание, что на момент проверки и на дату выдачи предписания сведения о МКД как управляемым ООО "Веста" были включены в реестр лицензий по управлению многоквартирными домами.
Договорные отношения между товариществом собственников жилья и обществом не прекратились, общество продолжает осуществлять деятельность по обслуживанию спорного дома.
Такие выводы суда подателем жалобы не опровергнуты.
Доводы апелляционной жалобы, по существу, сводятся к переоценке обстоятельств дела и подтверждающих данные обстоятельства доказательств.
Данные доводы не опровергают выводов суда первой инстанции, не свидетельствуют о неправильном применении и нарушении им норм материального и процессуального права, а, по сути, выражают несогласие с указанными выводами, что не может являться основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
Иных, влекущих отмену или изменение обжалуемого судебного акта доводов, апелляционная жалоба заявителя не содержит.
Фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судом первой инстанции в полном объеме на основе доказательств, оцененных в соответствии с правилами, определенными статьей 71 АПК РФ.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Архангельской области от 22 января 2019 года по делу N А05-15660/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Веста" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Н.В. Мурахина |
Судьи |
Е.А. Алимова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А05-15660/2018
Истец: ООО "ВЕСТА"
Ответчик: Государственная жилищная инспекция Архангельской области
Третье лицо: ТСЖ "Маяковского 43"