08 апреля 2019 г. |
Дело N А84-2628/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 02 апреля 2019 года.
В полном объёме постановление изготовлено 08 апреля 2019 года.
Двадцать первый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего судьи Чертковой И.В., судей Баукиной Е.А. и Рыбиной С.А.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Григорьевой А.С.,
при участии представителей:
от федерального государственного бюджетного учреждения культуры "Государственный историко-археологический музей-заповедник Херсонес Таврический"- Стригина Кирилла Андреевича, по доверенности от 15.03.019 N 16, Недогибченко Дмитрия Николаевича, по доверенности от 15.03.2019 N 15,
от общества с ограниченной ответственностью Научно-проектная реставрационная мастерская "Южная крепость" - Трипуса Евгения Владимировича, представитель по доверенности от 27.08.2018,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу федерального государственного бюджетного учреждения культуры "Государственный историко-археологический музей-заповедник Херсонес Таврический" на решение Арбитражного суда города Севастополя от 13 ноября 2018 года по делу N А84-2628/2018 (судья Погребняк А.С.),
по исковому заявлению федерального государственного бюджетного учреждения культуры "Государственный историко-археологический музей-заповедник Херсонес Таврический" к обществу с ограниченной ответственностью Научно-проектная реставрационная мастерская "Южная крепость"
о взыскании пени,
установил:
федеральное государственное бюджетное учреждение культуры "Государственный историко-археологический музей-заповедник Херсонес Таврический" (далее - Государственный музей-заповедник "Херсонес Таврический") обратилось в Арбитражный суд города Севастополя с исковым заявлением к обществу с ограниченной ответственностью Научно-проектная реставрационная мастерская "Южная крепость" (далее - общество) о взыскании пени по контракту N 143/16 на выполнение работ по разработке научно-проектной документации по сохранению объекта культурного наследия "Куртина 19-я" и "Башня XVI" от 07.12.2016 в размере 1 987 471,80 рублей.
Решением Арбитражного суда города Севастополя от 13.11.2018 в удовлетворении исковых требований отказано.
Не согласившись с указанным решением суда, Государственный музей-заповедник "Херсонес Таврический" обратился в Двадцать первый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт, которым исковые требования удовлетворить.
От общества с ограниченной ответственностью Научно-проектная реставрационная мастерская "Южная крепость" поступил отзыв на апелляционную жалобу с обоснованием своей правовой позиции, который приобщен судом к материалам дела.
Определением заместителя Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 05.02.2019 произведена замена судьи Ольшанской Н.А. на судью Баукину Е.А.
Представители Государственного музея-заповедника "Херсонес Таврический" в судебном заседании апелляционной инстанции доводы жалобы поддержали в полном объеме, просили апелляционную жалобу удовлетворить.
Представитель общества с ограниченной ответственностью Научно-проектная реставрационная мастерская "Южная крепость" в судебном заседании апелляционной инстанции возражал против удовлетворения апелляционной жалобы, просил обжалуемый судебный акт оставить без изменений.
При рассмотрении дела судом апелляционной инстанции в порядке и пределах, предусмотренных статьями 266, 268 АПК РФ, установлено следующее.
07.12.2018 между ФГБУК "Государственный историко-археологический музей-заповедник "Херсонес Таврический" (заказчик) и обществом с ограниченной ответственностью Научно-проектная реставрационная мастерская "Южная крепость" (исполнитель) заключен контракт на выполнение работ по разработке научно-проектной документации по сохранению объекта культурного наследия "Куртина 19-я" и "Башня XVI" (далее - контракт), согласно которому заказчик поручает, а исполнитель принимает на себя обязанность разработать научно-проектную документацию на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия "Куртина 19-я" и "Башня XVI", расположенного по адресу: г. Севастополь, ул. Древняя (далее - объект наследия). Исполнитель обязуется своевременно сдать заказчику результат этих работ, а заказчик обязуется принять и оплатить выполненные работы (пункт 1.1 контракта).
Исполнитель обязан разработать научно-проектную документацию на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия (далее - работы) в соответствии с техническим заданием на разработку научно-проектной документации на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия "Куртина 19-я" и "Башня XVI", расположенного по адресу: г. Севастополь, ул. Древняя (приложение N 1 к настоящему контракту) (пункт 1.2 контракта).
Научно-проектная документация должна соответствовать требованиям Федерального закона от 25.06.2002 N 73-ФЗ (ред. от 09.03.2016) "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации", ГОСТ Р 55528-2013 (Состав и содержание научно-проектной документации по сохранению объектов культурного наследия), и другим действующим нормативным актам Российской Федерации в части ее состава, содержания и оформления.
Отсутствие в научно-проектной документации разделов, предусмотренных указанными выше нормативными документами, либо несоответствие разделов документации требованиям к ее содержанию, является основанием для отказа в ее принятии.
Согласно п. 2.1 контракта сроки начала и окончания основных работ или их этапов по контракту определены в календарном плане выполнения работ (приложение 3 к контракту). В календарном плане выполнения работ (план) указаны сроки начала и завершения работ.
Начальный срок выполнения работ - дата, следующая за датой подписания контракта обеими сторонами. Окончание работ - 31 декабря 2016 года, но в любом случае до полного выполнения сторонами всех взятых на себя обязательств (п. 2.2, 2.3 договора).
Согласно п. 2.4 контракта работы выполняются в 2 этапа согласно плана: 1 этап: разработка эскизного проекта реставрации; получение акта Государственной историко-культурной экспертизы; согласование эскизного проекта реставрации в Министерстве культуры РФ; 2 этап: разработка рабочей документации по реставрации; получение положительного заключения Государственной строительной экспертизы (при необходимости).
Согласно п. 2.6 контракта сроки выполнения работ по этапу могут быть изменены: в связи с правилами согласующих или надзорных организаций при подаче или выдаче документов согласно законодательству РФ; на время принятия необходимых решений по проекту заказчиком; на время сбора необходимых документов заказчиком для подачи их в согласующие и надзорные органы; в связи с возникновением дополнительных работ, не предусмотренных заданием или условиям договора.
Согласно п. 2.7 контракта окончание этапов работ фиксируется путем подписания сторонами соответствующих актов сдачи-приемки этапов выполненных работ. Форму акта и порядок его заполнения определяет заказчик (приложение N 4 к настоящему контракту). Окончание всех работ, предусмотренных настоящим контрактом, фиксируется путем подписания сторонами акта сдачи-приемки выполненных работ по контракту, который является основанием для проведения окончательного расчета за выполненные работы по контракту.
Предельная продолжительность исправления документации по замечаниям заказчика или надзорных органов составляет не более 5 (пять) рабочих дней (п. 2.8 контракта).
Документы о выполнении работ и расчетные документы по настоящему контракту, оформляемые исполнителем (акты, справки, отчеты, с чета-фактуры, счета и т.п.), должны составляться строго в соответствии с его предметом и содержать указание на его номер и дату контракта (п. 2.9 контракта).
Исходя из положений раздела 3 контракта, заказчик финансирует выполнение разработки научно-проектной документации по сохранению объекта культурного наследия "Куртина 19-я" и "Башня XVI", расположенного по адресу: г. Севастополь, ул. Древняя в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Стоимость выполняемых исполнителем работ, указанных п. 1.1 настоящего контракта, определяется на основании локальной сметы на разработку научно-проектной документации по сохранению объекта культурного наследия "Куртина 19-я" и "Башня XVI", (приложение N 2 к настоящему контракту), составленной по СЦНПР- 91 с переводом в текущие цены, и составляет 3 435 263,68 руб. Стоимость работ является твердой на весь период выполнения работ и может быть изменена исключительно в случаях, установленных действующим законодательством РФ, Гражданским кодексом и Федеральным законом N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок".
В стоимость работ по настоящему контракту включена стоимость всех работ и затрат исполнителя, необходимых для выполнения всего комплекса работ по настоящему контракту, в том числе: согласование, получение акта в надзорных органах, заключение государственной строительной экспертизы (при необходимости); налоги, пошлины и прочие сборы, уплачиваемые на территории Российской Федерации (п. 3.3 контракта).
Расчет за выполненную работу производится заказчиком по законченным этапам в размере их договорной цены. Расчет по настоящему контракту осуществляется в течение 15 рабочих дней со дня представления исполнителем счета с приложением утвержденного в установленном порядке акта сдачи-приёмки выполненных работ/этапа выполненных работ (приложение N 4 к настоящему контракту). Все дополнительные работы, связанные с исполнением настоящего контракта и не оговоренные сторонами в его тексте или дополнительных соглашениях (приложениях), осуществляются исполнителем на основании подписанного сторонами дополнительного соглашения с изменением стоимости работ по настоящему контракту и только в случаях, предусмотренных Федеральным законом N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок". При этом исполнитель приступает к выполнению дополнительных работ только после согласования сторонами их стоимости и сроков выполнения (п. 3.5, 3.6 контракта).
Разделом 4 контракта согласован порядок сдачи и приемки работ, а именно, сдача-приемка выполненных работ (этапа работ) по разработке документации осуществляется в срок, определенный планом, и оформляется актом сдачи-приемки выполненных работ/ этапа выполненных работ (приложение N 4 к настоящему контракту). Готовность документации подтверждается подписанием заказчиком указанного выше акта.
По окончании работ исполнитель подготавливает и передает на предварительное утверждение заказчику комплект документации в одном экземпляре на бумажном носителе и электронном виде на СD-диске в форматах, который согласуется с заказчиком в течение 5 (пяти) рабочих дней, либо в этот же срок заказчик направляет исполнителю отказ от приемки работ в письменном виде факсимильной и/или электронной связи по выполненным работам. Исполнитель обязан устранить все недостатки выполненных работ своими силами и за свой счет в течение 5 (пяти) рабочих дней с момента получения замечаний от заказчика. Основанием для отказа в приемке проектных работ может являться несоответствие документации требованиям действующего законодательства и нормативным документам Российской Федерации, некомплектность документации или несоответствие требованиям и указаниям заказчика, изложенным в настоящем контракте, дополнительных соглашениях к контракту, задании.
Согласно п. 4.1 контракта исполнитель в течение 3 (трех) рабочих дней после согласования комплекта документации, указанного в п. 4.2, направляет заказчику для подписания акт сдачи- приемки выполненных работ. Заказчик в течение 3 (трех) рабочих дней со дня получения подписывает акт сдачи-приемки выполненных работ и направляет исполнителю его экземпляр подписанного акта сдачи-приемки выполненных работ.
Исполнитель после получения подписанного заказчиком акта сдачи-приемки выполненных работ представляет заказчику счет-фактуру на выполненные работы.
Согласно п. 4.5 контракта выполненная работа представляет собой комплект научно-проектной документации, согласованной в Министерстве культуры РФ и выполненной в 4 экземплярах в оригинале в бумажном варианте и в электронном виде на электронном носителе.
Если в процессе разработки документации выяснится неизбежность получения отрицательного результата или нецелесообразность дальнейшего проведения работы, исполнитель обязан приостановить ее, поставив об этом в известность заказчика не позднее следующего рабочего дня. Вопрос о целесообразности продолжения работы решается сторонами в течение 10 (десяти) рабочих дней с момента получения заказчиком письменного уведомления о приостановлении работ.
В соответствии с п. 6.3, 6.4 контракта в случае просрочки исполнения подрядчиком обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом, а также в иных случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения подрядчиком обязательств, предусмотренных контрактом, заказчик направляет подрядчику требование об уплате неустоек (штрафов, пеней).
Пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения подрядчиком обязательства, предусмотренного контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного контрактом срока исполнения обязательства, и устанавливается в размере не менее одной трехсотой действующей на дату уплаты пени ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от цены контракта, уменьшенной на сумму, пропорциональную объему обязательств, предусмотренных контрактом и фактически исполненных подрядчиком, и определяется по формуле в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 25.11.2013 N 1063.
Согласно п. 9.1 контракт вступает в силу с даты его подписания сторонами и действует до 31.12.2016, но в любом случае до полного исполнения сторонами принятых на себя обязательств.
Приложением N 3 к контракту является календарный план выполнения работ, согласно которому 1 этап: разработка эскизного проекта реставрации в составе: получения акта государственной историко-культурной экспертизы, согласование в Министерстве культуры РФ осуществляется до 21.12.2016, стоимость работ по 1 этапу - 601 419,38 руб.; 2 этап: разработка рабочей документации по реставрации: получение положительного заключения государственной строительной экспертизы (при необходимости), период с 15.12.2016 по 31.12.2016, стоимость 2 833 844,30 руб.
13.12.2016 заказчику было направлено письмо (вх. N 1144) с просьбой изменить сроки выполнения работ по этапам 1, 2 контракта в связи с прохождением государственной историко-культурной экспертизы.
28.12.2016 стороны заключили дополнительное соглашение N 1 к контракту, в соответствии с которым срок выполнения исполнителем работ (срок окончания 1 и 2 этапов контракта) продлевался до 03 апреля 2017 (включительно).
15.12.2016 проектная документация была представлена для рассмотрения на Научно-методическом совете ФГБУК "Государственный историко-археологический музей-заповедник "Херсонес Таврический". При этом были приняты решения: принять проекты за основу, сделать необходимые изменения, согласно обусловленным замечаниям, что подтверждается выпиской из протокола Ученого совета N 4/14 от 15.12.2016.
26.12.2016 на рабочем совещании ФГБУК "Государственный историко-археологический музей-заповедник "Херсонес Таврический" истцом было предложено внести в проектные решения ряд корректировок, что подтверждается протоколом N 9/15 рабочего совещания от 26.12.2016.
Согласно пункту 5.3.3 контракта исполнителю вменено в обязанность выполнять указания заказчика, представленные в письменном виде, в том числе о внесении изменений и дополнений в документацию, если они не противоречат условиям настоящего контракта, действующему законодательству и нормативным документам Российской Федерации.
Таким образом, исполнителем выполнены указания заказчика, отраженные в протоколе Ученого совета N 4/14 от 15.12.2016 и протоколе N 9/15 рабочего совещания от 26.12.2016, внесены соответствующие корректировки в проектную документацию, в том числе относительно сохранения в теле Куртины-19 искусственно созданной полости и введение в памятник железобетонных конструкций, предложенных на рабочем совещании 26.12.2016.
26.12.2016 откорректированная проектная документация передана для прохождения государственной историко-культурной экспертизы (договор N 030/12- 2016ИКЭ), срок окончания проведения экспертизы до договору - 15.03.2017).
Результаты выполнения работ по 1 этапу контракта - эскизные проекты реставрации и положительные заключения Государственных историко-культурных экспертиз по объектам культурного наследия федерального значения "Куртина 19-я" и "Башня XVI" были переданы заказчику 14.03.2017, что не оспаривается сторонами.
Результаты работы по 2 этапу контракта - рабочая документация по реставрации объектов культурного наследия "Куртина 19-я" и "Башня XVI" и акт приемки-сдачи выполненных работ были переданы заказчику 03.04.2017, что подтверждается письмом исполнителя о направлении документации с входящим номером заказчика и датой (вх. N 295 от 03.04.2017).
06.04.2017 эскизный проект был направлен заказчиком в адрес Минкультуры России на согласование.
Письмом Минкультуры России от 10.05.2017 N 3972-12-04 было указано на необходимость разработки в составе проектной документации по объекту "Башня XVI" раздела, обосновывающего меры по обеспечению сохранности объектов культурного наследия и проведения государственной историко-культурной экспертизы данного раздела (дополнительные работы, не предусмотренные контрактом), документация по объекту "Башня XVI" была возвращена без согласования.
25.05.2017 указанный раздел был разработан исполнителем, 05.06.2017 получено положительное заключение государственной историко-культурной экспертизы по указанному разделу (договор б/н от 26.05.2017 на сумму 30 000,00 руб.
05.06.2017 исполнителем получено положительное заключение государственной историко-культурной экспертизы по указанному разделу.
Письмом Минкультуры России от 15.05.2017 N 20-12.1-02 в согласовании документации по объекту "Куртина 19-я" было отказано и сообщалось о необходимости рассмотрения вопроса на Научно-методическом совете при Минкультуры России.
09.06.2017 сопроводительным письмом истец передал откорректированную проектную документацию и положительное заключение государственной историко-культурной экспертизы в Минкультуры России для согласования.
13.06.2017 акт государственной историко-культурной экспертизы размещен на официальном сайте Минкультуры России в сети "Интернет" для прохождения общественного обсуждения.
05.07.2017 на данном сайте опубликована сводка предложений, поступивших в рамках общественного обсуждения заключения государственной историко-культурной экспертизы.
09.06.2017 состоялось заседание Научно-методического совета по культурному наследию при Минкультуры России, на котором была рассмотрена проектная документация по объектам культурного наследия "Куртина 19-я" и "Башня XVI".
Совет не рекомендовал проектную документацию к согласованию, указав на отсутствие достаточного обоснования сохранения в теле куртины искусственно созданной полости и введение в памятник значительного объема железобетонных конструкций; отсутствие актуального инженерно-гидрогеологического заключения, отсутствие проектных решений на всем протяжении куртины 19.
Однако для проведения работ заказчиком был предоставлен отчет по изысканиям 2008 года, в техническом задании и смете на выполнение работ по контракту обновление результатов инженерно-гидрогеологических изысканий предусмотрено не было. При этом в соответствии с техническим заданием заказчика и сметой на выполнение работ разработка документации была предусмотрена только на аварийном участке объемом 402 м, общий объем куртины 19 составляет 1400 м.
В отзыве Минкультуры России на научно-проектную документацию по объекту культурного наследия "Башня XVI" было указано на необходимость отвода ливневых вод с благоустраиваемой территории.
В результате возникла необходимость получения технических условий на подключение к сети ливневой канализации (которые были предоставлены заказчиком 27.09.2017 с ошибкой в диаметре коллектора для подключения, после внесенных исправлений технические условия предоставлены заказчиком 13.11.2017) и разработки исполнителем двух дополнительных разделов проектной документации: "Наружные сети канализации", "Электроснабжение", которые не были предусмотрены техническим заданием заказчика и сметой на выполнение работ.
С учётом новых объемов работ по контракту ООО НПРМ "Южная крепость" были переработаны разделы: "Предварительные исследования", "Комплексные научные исследования", "Проект реставрации", "Рабочая документация", а также по требованию Минкультуры России добавлен новый раздел "Эскизный проект", не предусмотренный сметой к контракту.
В связи с тем, что объемы выполняемых работ были увеличены, а также учитывая, что срок предоставления государственной услуги по согласованию проектной документации на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия составляет 45 рабочих дней с даты регистрации документов (присвоения входящего номера) в Минкультуры России, необходимостью принятия заказчиком необходимых решений по проекту, сбором заказчиком необходимых документов для подачи их в согласующие и надзорные органы, между сторонами контракта 05.07.2017 был согласован Календарный план выполнения работ по корректировке научно-проектной документации по сохранению объекта культурного наследия "Куртина 19-я" и "Башня XVI", в котором сторонами контракта определены виды необходимых работ и сроки их выполнения.
Согласно Календарному плану выполнения работ, указано на необходимость проведения следующих дополнительных работ:
проведение инженерно-геологических изысканий (4 скважины); проведения дополнительных обмерных работ по юго-восточному участку куртины 19 (266 м);
проведение дополнительного инженерно-технического обследования юго-восточного участка куртины 19 (5 шурфов);
проведение дополнительного инженерно-технологического обследования юго-восточного участка куртины 19 (8 зондажей);
корректировка проекта реставрации;
корректировка рабочей документации.
Письмом N 60/1-17 от 04.07.2017 исполнитель сообщил заказчику о ходе выполнения обязательств по контракту; письмом N61/1-17 от 05.07.2017 исполнитель представил заказчику проект дополнительного соглашения N2 к контракту в связи с замечаниями Научно-методического совета при Минкультуры России.
20.07.2017 заказчик предоставил исполнителю подписанный Календарный план выполнения работ, в котором была согласована необходимость проведения дополнительных работ.
07.07.2017 исполнителем в адрес Минкультуры России направлено заявление о выдаче нового разрешения на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия федерального значения (научно- исследовательские и изыскательские работы, исх. N 63/1-17).
08.08.2017 исполнителем в Минкультуры России получено новое разрешение на проведение научно-исследовательских работ.
11.08.2017 заключен договор N 1141 с ООО "ИНСТИТУТ ГЕОКОМИНТИЗ" на выполнение инженерно-геологических изысканий на объекте. Стоимость работ по договору - 350 460 рублей, срок выполнения - 45 рабочих дней.
Часть ранее выполненной документации была возвращена истцом ответчику для корректировки только 06.10.2017, что подтверждается актом приема-передачи от 06.10.2017, вторая часть документации передана истцом ответчику для корректировки только 15.12.2017, что подтверждается письмом от 15.12.2017 N 89/1-17.
17.10.2017 откорректированная проектная документация по двум объектам передана заказчику и далее сопроводительными письмами заказчика направлена в Минкультуры России на предварительное согласование и рассмотрение на Научно-методическом Совете.
14.10.2017 состоялось заседание Научно-методического совета при Минкультуры России, на котором проектная документация по объектам рекомендована к согласованию, с рядом замечаний.
20.11.2017 получено новое положительное заключение государственной историко-культурной экспертизы по откорректированной проектной документации по объекту Куртина - 19я.
21.11.2017 получено новое положительное заключение государственной историко-культурной экспертизы по откорректированной проектной документации по объекту - Башня XVI.
18.12.2017 получены замечания Минкультуры России.
21.12.2017 откорректированная по замечаниям проектная документация представлена в Минкультуры России.
22.12.2017 проектная документация по двум объектам согласована Минкультуры России.
Судом установлено, что 22.12.2017 Министерством культуры РФ было дано согласование проектной документации на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия федерального значения "Древний город Херсонес Таврический: Куртина 19я по адресу: г. Севастополь, ул. Древняя, на основании положительного заключения Акта государственной историко-культурной экспертизы научно-проектной документации по сохранению объекта культурного наследия федерального значения "Древний город Херсонес Таврический: Куртина 19я по адресу: г. Севастополь, ул. Древняя, от 20.11.2017.
22.12.2017 Министерство культуры РФ направило в адрес истца письмо о согласовании проведения работ по планировочной организации земельного участка в границах территории объекта.
25.12.2017 откорректированная проектная и рабочая документация и положительные заключения государственных историко-культурных экспертиз переданы заказчику.
25.12.2017 между сторонами был подписан акт N 1 сдачи-приемки выполненных работ по контракту N 143/16 от 07.12.2016, в соответствии с которым исполнитель сдал, а заказчик принял выполненные работы: научно-проектная документация на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия Куртина 19-я" и "Башня XVI", по адресу: г. Севастополь, ул. Древняя.
Согласно указанному акту работы выполнены в полном объеме в соответствии с техническим заданием заказчика в отсутствие претензий сторон. Общая стоимость работ составляет 3 435 263,68 руб.
17.01.2018 истец направил в адрес ответчика претензию N 39 по контракту N 143/16 от 07.12.2016 о взыскании пени за просрочку исполнения контракта на сумму 2 124 538,82 руб. согласно п. 6.4 контракта.
Претензия обоснована тем, что срок исполнения контракта был установлен до 03.04.2017, однако на указанную дату работы в полном объеме не были выполнены.
16.02.2018 заказчиком был получен ответ на вышеуказанную претензию, в котором исполнитель выразил несогласие с требованиями истца, указав, что работы выполнены исполнителем в полном объеме и в сроки, установленные контрактом и дополнительным соглашением к контракту.
01.03.2018 истец направил ответчику ответ на письмо от 16.02.2018, просил оплатить пеню согласно п. 6.4 контракта в размере 2 124 538,82 руб.
Исходя из того, что сроки исполнения контракта были нарушены ответчиком, истец просит суд взыскать с него начисленную неустойку, согласно представленному в материалы дела расчету.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
На спорные отношения распространяются положения параграфа 4 и параграфа 5 главы 37 ГК РФ.
Согласно статье 758 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору подряда на выполнение проектных и изыскательских работ подрядчик (проектировщик, изыскатель) обязуется по заданию заказчика разработать техническую документацию и (или) выполнить изыскательские работы, а заказчик обязуется принять и оплатить их результат.
Статьей 760 Гражданского кодекса РФ предусмотрены следующие обязанности подрядчика: выполнять работы в соответствии с заданием и иными исходными данными на проектирование и договором; согласовывать готовую техническую документацию с заказчиком, а при необходимости вместе с заказчиком - с компетентными государственными органами и органами местного самоуправления; передать заказчику готовую техническую документацию и результаты изыскательских работ.
В параграфе 4 "Подряд на выполнение проектных и изыскательских работ" отсутствует положение об основаниях ответственности исполнителя. Следовательно, исполнитель освобождается от ответственности не только в случаях, когда нарушение обязательств явилось следствием действия непреодолимой силы, но и в других случаях в соответствии с п.1 ст.401 ГК РФ.
В данном случае есть основания для вывода об отсутствии вины исполнителя.
Распоряжениями Правительства Российской Федерации от 03.09.2015 N 1721-р, от 12.02.2016 N 206-р объект культурного наследия "Древний город Херсонес Таврический" включен в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации.
Контрактом предусмотрено (пункт 1.2 контракта), что исполнитель обязан разработать научно-проектную документацию на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия в соответствии с техническим заданием на разработку научно-проектной документации на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия "Куртина 19-я" и "Башня XVI", расположенного по адресу: г. Севастополь, ул. Древняя (приложение N 1 к настоящему контракту).
Согласно разъяснению Министерства культуры РФ (письмо Минкультуры России от 25 марта 2014 г. N 52-01-39/12-ГП "Разъяснение о научно-проектной и проектной документации") проектная документация является обоснованием проведения работ по сохранению объекта культурного наследия. Под ней понимается документация, выполненная на основе научно-исследовательской и изыскательской документации и содержащая текстовые и графические материалы, а также определяющая архитектурные, конструктивные, инженерно-технические и инженерно-технологические решения для обеспечения выполнения работ по сохранению объектов культурного наследия.
Техническим заданием и контрактом не предусмотрено возложение на исполнителя обязанности согласовать эскизный проект в Министерстве культуры РФ.
Вместе с тем п.2.4 и п.4.5 контракта предусмотрено, что выполнение работ включает в себя согласование документации в Министерстве культуры РФ.
При наличии коллизии между указанными договорными условиями необходимо учитывать следующее.
Пункт 1.2 контракта содержит условие, которое является совершенно определенным и не вызывает сомнений в части объема работ, который должен выполнить исполнитель. Наоборот, пункт 2.4 предусматривает выполнение работ в 2 этапа. 1 этап работы включает в себя, в т.ч. и согласование эскизного проекта в Министерстве культуры РФ.
При этом ни в п.2.4, ни в п.4.5 контракта прямо не указывается на то, что согласование осуществляется исполнителем.
Такое не могло быть указано, поскольку работы выполнялись в отношении объекта культурного наследия, на который у заказчика имеется охранное обязательство собственника или иного законного владельца объекта культурного наследия, включенного в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации.
Обязанность согласования ответчиком проектной документации в органах исполнительной власти не предусмотрена договором. Не возлагается на ответчика такая обязанность и Федеральным законом от 25.06.2002 N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации".
Согласно пп. 1 п. 1 ст. 47.3 Федерального закона N 73-ФЗ при содержании и использовании объекта культурного наследия, включенного в реестр, выявленного объекта культурного наследия в целях поддержания в надлежащем техническом состоянии без ухудшения физического состояния и (или) изменения предмета охраны данного объекта культурного наследия собственник объекта культурного наследия обязан осуществлять расходы на содержание объекта культурного наследия и поддержание его в надлежащем техническом, санитарном и противопожарном состоянии.
Заявителем на получение согласования является собственник или иной законный владелец объекта культурного наследия, включенного в Реестр.
Как подтверждается материалами дела, документация на согласование в Министерство культуры РФ направлялась заказчиком, а не исполнителем.
Кроме того, следует учитывать, что в соответствии с положениями абзаца 3 пункта 1 ст.760 ГК РФ подрядчик обязан согласовывать готовую техническую документацию с заказчиком, а при необходимости вместе с заказчиком - с компетентными государственными органами и органами местного самоуправления.
Суд апелляционной инстанции соглашается с выводами суда первой инстанции о том, что следует учитывать специфику объектов культурного наследия, в отношении которых требуются особые условия разработки проектной документации, с согласованием в уполномоченных органах, при наличии специальных лицензий, разрешений, необходимостью проведения заказчиком Научно-методических советов для изучения представленной проектной документации, внесения корректировок и выработки дальнейших научных рекомендаций.
Срок фактического окончания работ также обусловлен установленными нормативными сроками рассмотрения Министерством культуры РФ представленной документации.
Суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу об отсутствии вины исполнителя, который, исходя из установленной судом хронологии событий, исполнил все свои обязательства в установленный срок.
Соответственно, не имеется оснований для применения санкций, предусмотренных пунктом 6.4 контракта.
Просрочка выполнения работ при наличии обстоятельств, препятствующих этому, зависящих от заказчика, не является основанием для взыскания неустойки.
Принимая во внимание указанные выше нормы права, а также учитывая конкретные обстоятельства по делу, суд апелляционной инстанции считает, что доводы учреждения, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат ссылок на обстоятельства, которые не были бы учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела, и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции.
Нарушений или неправильного применения норм материального или процессуального права, являющихся в силу статьи 270 АПК РФ основанием к отмене или изменению решения, апелляционной инстанцией не установлено.
В силу статьи 110 АПК РФ судебные расходы в связи с рассмотрением апелляционной жалобы относятся на заявителя.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцать первый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда города Севастополя от 13 ноября 2018 года по делу N А84-2628/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу федерального государственного бюджетного учреждения культуры "Государственный историко-археологический музей-заповедник Херсонес Таврический" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия в порядке, установленном статьей 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
И.В. Черткова |
Судьи |
С.А. Рыбина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А84-2628/2018
Истец: ФГБУ культуры "Государственный историко-археологический музей-заповедник "Херсонес Таврический"
Ответчик: ООО "Южная крепость"