11 апреля 2019 г. |
Дело N А83-17154/2018 |
Двадцать первый арбитражный апелляционный суд в составе судьи Голика В.С., рассмотрев в порядке упрощенного производства без вызова лиц, участвующих в деле, апелляционную жалобу Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Симферополе Республики Крым на решение Арбитражного суда Республики Крым от 14.01.2019 по делу N А83-17154/2018 (судья Колосова А.Г.), рассмотренного в порядке упрощенного производства,
по заявлению Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Симферополе Республики Крым (295034, Республика Крым, город Симферополь, Киевская улица, дом 125, корпус б) к обществу с ограниченной ответственностью "Сфератехэнерго-Крым" (295001, Республика Крым, город Симферополь, улица Крылова, дом 73, офис 12) о взыскании финансовых санкций,
установил:
Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Симферополе Республики Крым (далее - Управление) обратилось в Арбитражный суд Республики Крым с заявлением к обществу с ограниченной ответственностью "Сфератехэнерго-Крым" (далее - Общество) о взыскании финансовых санкций в сумме 500,00 руб.
Заявление было принято к производству и рассмотрено судом первой инстанции в порядке упрощенного производства на основании статьи 226 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Решением Арбитражного суда Республики Крым от 14.01.2019 по делу N А83-17154/2018 (дата изготовления мотивированного решения) в удовлетворении заявленных требований отказано.
Пологая, что указанное решение принято с нарушением норм материального права, Управление обжаловало его в апелляционном порядке, просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт, которым удовлетворить заявленные требования. В обоснование своих доводов ссылается на то, что в дополняющей форме Общество не уточнило (исправило) представленные ранее сведения, а впервые представило сведения о новых застрахованных лицах.
Общество отзыв на апелляционную жалобу не представило.
Рассмотрев доводы жалобы и отзыва на неё, изучив материалы дела, суд апелляционной инстанции считает, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела и установлено судом, Управлением в отношении предприятия проведена проверка правильности заполнения, полноты и своевременности предоставления сведений индивидуального (персонифицированного) учета, предусмотренных частью 2.2 статьи 11 Федерального закона N 27-ФЗ, по результатам которой 08.05.2018 составлен соответствующий акт о выявлении правонарушения N091S18180008481.
Согласно указанному акту, Управлением выявлено нарушение Обществом законодательства Российской Федерации в части несвоевременного предоставления отчетности по форме СЗВ-М (дополняющая) за май 2016 года.
По результатам рассмотрения материалов проверки 21.06.2018 Управлением в отношении предприятия вынесено решение N 091S19180010741, о привлечении страхователя к ответственности, предусмотренной статьей 17 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" в виде наложения штрафа в размере 500,00 руб.
На основании указанного решения Управлением выставлено требование от 24.07.2018 N 091S01180017297 об уплате указанного штрафа в срок до 17.08.2018.
Поскольку требования об уплате финансовых санкций заинтересованным лицом в добровольном порядке не исполнены, Управление обратилось в арбитражный суд с заявлением о взыскании штрафа в судебном порядке.
Соглашаясь с выводом суда первой инстанции о необходимости отказа в удовлетворении заявленных Управлением требований, апелляционный суд руководствуется следующим.
В соответствии с пунктом 2 статьи 14 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" страхователи обязаны представлять в территориальные органы страховщика документы, необходимые для ведения индивидуального (персонифицированного) учета, а также для назначения (перерасчета) и выплаты обязательного страхового обеспечения.
Порядок предоставления таких документов регулируется положениями Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования (далее - Закон N 27-ФЗ).
В соответствии со статьей 15 Закона N 27-ФЗ страхователь обязан в установленный срок представлять органам Пенсионного Фонда Российской Федерации сведения о застрахованных лицах, определенные данным Федеральным законом.
Согласно пункту 2.2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ страхователь ежемесячно не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным периодом - месяцем, представляет о каждом работающем у него застрахованном лице следующие сведения: 1) страховой номер индивидуального лицевого счета; 2) фамилию, имя и отчество; 3) идентификационный номер налогоплательщика (при наличии у страхователя данных об идентификационном номере налогоплательщика застрахованного лица).
Редакцией пункта 2.2. статьи 11 Закона N 27-ФЗ, действовавшей до 01.01.2017 (в период наступления срока исполнения обязанности по представлению сведений индивидуального (персонифицированного) учета за август 2016 года), срок представления данных сведений был установлен ежемесячно не позднее 10-го числа месяца, следующего за отчетным периодом - месяцем.
Сведения подаются по форме СЗВ-М, утвержденной Постановлением Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 01.02.2016 N 83п "Сведения о застрахованных лицах".
Статьей 17 Федерального закона N 27-ФЗ предусмотрено, что за непредставление страхователем в установленный срок либо представление им неполных и (или) недостоверных сведений, предусмотренных пунктом 2.2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ, к такому страхователю применяются финансовые санкции в размере 500 рублей в отношении каждого застрахованного лица.
Вместе с тем, статья 15 Закона N 27-ФЗ предоставляет право страхователю дополнять и уточнять переданные им сведения о застрахованных лицах по согласованию с соответствующим органом Пенсионного фонда Российской Федерации.
При этом, статьей 17 Закона N 27-ФЗ не установлен срок, в течение которого страхователь самостоятельно может выявить ошибку или неполноту в представленных в Пенсионный фонд сведениях, до их обнаружения Пенсионным фондом, и представить в Пенсионный фонд достоверные сведения (уточненные/исправленные).
Согласно пункту 39 Инструкции о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета, утвержденной приказом Минтруда России от 21.12.2016 N 766н, страхователь вправе при выявлении ошибки в ранее представленных индивидуальных сведениях в отношении застрахованного лица до момента обнаружения ошибки территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации самостоятельно представить в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации уточненные (исправленные) сведения о данном застрахованном лице за отчетный период, в котором эти сведения уточняются, и финансовые санкции к такому страхователю не применяются.
Аналогичное право предоставлялось страхователю и пунктом 34 Инструкции, утвержденной приказом Минздравсоцразвития России от 14.12.2009 N 987н, согласно которому в случае обнаружения ошибок в представленных в территориальный орган фонда формах документов индивидуального (персонифицированного) учета страхователь в двухнедельный срок со дня обнаружения ошибок представляет исправленные формы документов индивидуального (персонифицированного) учета в территориальный орган фонда и выдает застрахованному лицу копию уточненных индивидуальных сведений.
Как следует из материалов дела, Общество в соответствии с требованиями действующего законодательства направило 03.06.2016 сведения о застрахованных лицах по форме СЗВ-М тип "исходная" в электронной форме, указав, что сведения составлены в отношении отчетного периода май 2016 года.
24.04.2018 Общество представило дополняющую форму сведений СЗВ-М за май 2016 года в отношении 1 застрахованного лица.
Таким образом, ошибка была выявлена и исправлена Обществом самостоятельно до момента обнаружения административным органом несоответствия между представленными индивидуальными сведениями и результатами проверки.
Доказательств того, что именно Управление уведомило страхователя о выявленной ошибке и предложило представить уточненные данные, в материалы дела не представлено.
Формальный подход к вопросу привлечения плательщика страховых взносов к ответственности за совершение правонарушения и наложения на него штрафа является недопустимым. Любая санкция должна применяться с учетом ряда принципов: виновности и противоправности деяния, соразмерности наказания, презумпции невиновности.
Самостоятельно выявив ошибку до ее обнаружения Управлением Пенсионного фонда, Общество реализовало свое право на уточнение (исправление) представленных сведений за указанный период, откорректировав их путем представления в Пенсионный фонд дополнительных сведений за этот период, что допускает не применять к нему финансовые санкции, предусмотренные статьей 17 Закона N 27-ФЗ.
Такой правоприменительный подход позволяет стимулировать заинтересованность страхователей в самостоятельном и своевременном устранении допущенных ошибок, более оперативной обработке сведений индивидуального (персонифицированного) учета органами Пенсионного фонда Российской Федерации, что в конечном итоге способствует соблюдению прав и интересов застрахованных лиц.
Данные выводы соответствуют правовой позиции Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в Определении от 02.07.2018 N 303-КГ18-99 по делу N А73-910/2017.
С учетом изложенного суд первой инстанции пришел к правомерному выводу о том, что в рассматриваемом случае у Управления отсутствовали основания для применения к обществу с ограниченной ответственностью "Сфератехэнерго-Крым" финансовых санкций, предусмотренных частью 3 статьи 17 Закона N 27-ФЗ, а, следовательно, и оснований для их взыскания.
Довод Управления о том, что в дополняющей форме СЗВ-М от 24.04.2018 Общество не уточнило (исправило) представленные ранее сведения, а впервые представило сведения о новых застрахованных лицах, судом апелляционной инстанции не принимается во внимание, так как в рассматриваемом случае предприятие реализовало свое право на исправление представленных сведений в установленный для этого срок.
При изложенных обстоятельствах, судом апелляционной инстанции не установлено оснований для отмены решения суда первой инстанции и для удовлетворения апелляционной жалобы.
Неправильного применения судом норм процессуального права, являющихся в соответствии с частью 4 статьи 270 АПК РФ безусловным основанием для отмены принятого судебного акта, судом второй инстанции не установлено.
Руководствуясь статьями 268, 271, 272, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцать первый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Республики Крым от 14.01.2019 по делу N А83-17154/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Симферополе Республики Крым - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме, только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судья |
В.С. Голик |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А83-17154/2018
Истец: ГУ - УПРАВЛЕНИЕ ПЕНСИОННОГО ФОНДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В Г. СИМФЕРОПОЛЕ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ
Ответчик: ООО НАУЧНО ПРОИЗВОДСТВЕННОЕ ОБЪЕДИНЕНИЕ "СФЕРАТЕХЭНЕРГО-КРЫМ"