Постановлением Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 9 сентября 2019 г. N Ф08-6127/19 настоящее постановление оставлено без изменения
город Ростов-на-Дону |
|
12 апреля 2019 г. |
дело N А32-15517/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 09 апреля 2019 года.
Полный текст постановления изготовлен 12 апреля 2019 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Ефимовой О.Ю.,
судей Гуденица Т.Г., Ильиной М.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Беляевой И.Н.,
при участии:
от общества с ограниченной ответственностью "СК-Недвижимость": Чайкиной О.В. по доверенности от 19.02.2019,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу администрации муниципального образования город Краснодар на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 15.10.2018 по делу N А32-15517/2017,
принятое в составе судьи Данько М.М. по заявлению общества с ограниченной ответственностью "СК-Недвижимость" к администрации муниципального образования город Краснодар при участии третьих лиц: Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии в лице филиала по Краснодарскому краю, непубличного акционерного общества "Краснодардорнеруд", государственного унитарного предприятия Краснодарского края "Специализированное монтажно-эксплуатационное управление", Чивчяна Тумаса Мкртичовича об оспаривании отказа в предварительном согласовании предоставления земельного участка,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "СК-Недвижимость" (далее - ООО "СК-Недвижимость", общество) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением к администрации муниципального образования город Краснодар (далее - администрация), в котором просило:
- признать незаконным отказ в предварительном согласовании предоставления земельного участка, образуемого путем раздела из земельного участка с кадастровым номером 23:43:0403020:23, расположенного по адресу: г. Краснодар, ул. Сормовская, 7 от 26.01.2017 N 1678.26;
- обязать вынести решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка, образуемого путем раздела из земельного участка с кадастровым номером 23:43:0403020:23, расположенного по адресу: г. Краснодар, ул. Сормовская, 7, в соответствии со схемой расположения земельного участка на кадастровом плане территории, в отношении общества с ограниченной ответственностью "СК-Недвижимость" (с учетом уточнений первоначально заявленных требований, произведенных в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ)).
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Краснодарскому краю, непубличное акционерное общество "Краснодардорнеруд", государственное унитарное предприятие Краснодарского края "Специализированное монтажно-эксплуатационное управление", Чивчян Тумас Мкртичович.
Решением суда от 15.10.2018 заявленные требования удовлетворены. Суд пришел к выводу о том, что основания для отказа заявителю в реализации принадлежащего ему исключительного права приобретения земельного участка в собственность отсутствуют, поскольку пункт 8 статьи 39.15 Земельного кодекса Российской Федерации не предусматривает в качестве основания для отказа уполномоченного органа в предварительном согласовании предоставления земельного участка отсутствие согласия иных землевладельцев, землепользователей и арендаторов земельного участка. При этом если на земельном участке находится несколько объектов недвижимости, собственниками которых являются разные лица, то при реализации одним из собственников объекта недвижимости преимущественного права на выкуп земельного участка и при разделе (выделе) исходного земельного участка обращение его за схемой расположения земельного участка в порядке, предусмотренном Земельным кодексом Российской Федерации, не исключается. То обстоятельство, поставлен ли исходный земельный участок на кадастровый учет и определены ли его границы, не имеет правового значения и не влияет на необходимость формирования выкупаемого земельного участка в установленном законом порядке. Требования пункта 4 статьи 11.2 ЗК РФ должны быть учтены на следующем этапе раздела земельного участка, при согласовании границ разделяемого земельного участка.
Не согласившись с принятым судебным актом, администрация муниципального образования город Краснодар обжаловала решение суда первой инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 АПК РФ, и просила его отменить.
В обоснование апелляционной жалобы администрация сослалась на то, что границы образуемого земельного участка пересекают границы земельного участка, который формируется из него. Кроме того, на спорном земельном участке расположены объекты недвижимости, принадлежащие иным лицам, при этом заявителем не было представлено согласие данных лиц на раздел спорного участка и образование нового.
В отзыве на апелляционную жалобу ООО "СК-Недвижимость" просило апелляционную жалобу оставить без удовлетворения, решение суда без изменения.
В судебном заседании представитель общества просил в удовлетворении апелляционной жалобы отказать, решение суда оставить без изменения.
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились.
В соответствии со статьями 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено в порядке апелляционного производства в отсутствие не явившихся лиц, участвующих в деле, извещенных о времени и месте судебного заседания надлежащим образом.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителя общества, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, ООО "СК-Недвижимость" на праве собственности принадлежит двухэтажное нежилое здание общей площадью 9 850 кв.м по ул. Сормовской, 7, в городе Краснодаре, расположенное на земельном участке с кадастровым номером 23:43:0403020:23.
Общество обратилось в администрацию с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка, образуемого путем раздела из земельного участка с кадастровым номером 23:43:0403020:23, расположенного по адресу: г. Краснодар, ул. Сормовская, 7, в собственность для использования в целях эксплуатации принадлежащего обществу на праве собственности здания.
Письмом от 26.01.2017 N 1678.26 администрация в предварительном согласовании предоставления земельного участка отказала. Отказ вынесен на основании заключения департамента архитектуры и градостроительства администрации N 29/553-1 о том, что границы образуемого земельного участка пересекают границы земельного участка с кадастровым номером 23:43:0403020:23 (формируется из него).
Полагая, что отказ администрации в предварительном согласовании предоставления земельного участка является незаконным, общество обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с пунктом 6 части 2 статьи 39.3 Земельного кодекса Российской Федерации (далее также - ЗК РФ) без проведения торгов осуществляется продажа земельных участков, на которых расположены здания, сооружения, собственникам таких зданий, сооружений либо помещений в них в случаях, предусмотренных статьей 39.20 названного Кодекса.
Статьей 1 Земельного кодекса Российской Федерации установлен принцип единства судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов, согласно которому все прочно связанные с земельными участками объекты следуют судьбе земельных участков.
В обеспечение реализации указанного выше принципа земельного законодательства пунктом 1 статьи 39.20 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что если иное не установлено данной статьей или другим федеральным законом, исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках.
Факт принадлежности находящегося на земельном участке с кадастровым номером 23:43:0403020:23 объекта капитального строительства (строения) обществу подтверждается имеющимся в материалах дела свидетельством о государственной регистрации права (т. 1 л.д. 15) и не оспаривается заинтересованным лицом.
Из изложенного следует, что общество имеет исключительное право на приобретение земельного участка (в собственность или в аренду) под соответствующим строением в соответствии с принципом единства судьбы земельного участка и находящегося на нем объекта капитального строительства.
Согласно части 1 статьи 39.14 ЗК РФ предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, осуществляется без проведения торгов в следующем порядке:
1) подготовка схемы расположения земельного участка в случае, если земельный участок предстоит образовать и не утвержден проект межевания территории, в границах которой предстоит образовать такой земельный участок;
2) подача в уполномоченный орган гражданином или юридическим лицом заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка в случае, если земельный участок предстоит образовать или границы земельного участка подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости". В случае, если земельный участок, на котором расположены здание, сооружение, предстоит образовать или границы такого земельного участка подлежат уточнению, с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка в уполномоченный орган может обратиться любой правообладатель здания, сооружения, помещения в здании, сооружении;
3) принятие решения о предварительном согласовании предоставления земельного участка в порядке, установленном статьей 39.15 ЗК РФ, в случае, если земельный участок предстоит образовать или границы земельного участка подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости";
4) обеспечение заинтересованным гражданином или юридическим лицом выполнения кадастровых работ в целях образования земельного участка в соответствии с проектом межевания территории, со схемой расположения земельного участка или с проектной документацией лесных участков либо кадастровых работ, необходимых для уточнения границ земельного участка, в случае, если принято решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка;
5) осуществление государственного кадастрового учета земельного участка или государственного кадастрового учета в связи с уточнением границ земельного участка, а также государственной регистрации права государственной или муниципальной собственности на него, за исключением случаев образования земельного участка из земель или земельного участка, государственная собственность на которые не разграничена;
6) подача в уполномоченный орган гражданином или юридическим лицом заявления о предоставлении земельного участка;
7) заключение договора купли-продажи, договора аренды земельного участка, договора безвозмездного пользования земельным участком, принятие уполномоченным органом решения о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно, в постоянное (бессрочное) пользование.
Таким образом, общество, как собственник объекта капитального строительства, находящегося на планируемом для получения земельном участке, вправе обратиться в уполномоченный орган с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка в связи с образованием нового земельного участка путем раздела существующего, с кадастровым номером 23:43:0403020:23.
Наличие у администрации муниципального образования город Краснодар полномочий для рассмотрения по существу соответствующего заявления предпринимателя в отношении земельного участка с кадастровым номером 23:43:0403020:23, а также для принятия решения по такому заявлению установлено судом первой инстанции и лицами, участвующими в деле, не оспаривается.
При этом указанное выше обращение по поводу предварительного согласования предоставления земельного участка и получение соответствующего решения о предварительном согласовании предоставления земельного участка является обязательным этапом процедуры предоставления земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, поэтому результат рассмотрения такого обращения имеет правовое значение для заявителя и влечет для него соответствующие правовые последствия.
В частности, отказ в предварительном согласовании предоставления земельного участка сам по себе влечет невозможность дальнейшей реализации рассматриваемой процедуры и влечет за собой отказ в предоставлении необходимого земельного участка.
Из содержания пунктов 1, 2 части 1 статьи 39.14 Земельного кодекса Российской Федерации следует, что предварительное согласование предоставления земельного участка сводится к проверке подготовленной заявителем схемы расположения земельного участка на предмет соответствия вновь образованного земельного участка требованиям действующего законодательства.
Согласно статье 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории представляет собой изображение границ образуемого земельного участка или образуемых земельных участков на кадастровом плане территории. В схеме расположения земельного участка указывается площадь каждого образуемого земельного участка и в случае, если предусматривается образование двух и более земельных участков, указываются их условные номера.
Подготовка схемы расположения земельного участка осуществляется с учетом утвержденных документов территориального планирования, правил землепользования и застройки, проекта планировки территории, землеустроительной документации, положения об особо охраняемой природной территории, наличия зон с особыми условиями использования территории, земельных участков общего пользования, территорий общего пользования, красных линий, местоположения границ земельных участков, местоположения зданий, сооружений (в том числе размещение которых предусмотрено государственными программами Российской Федерации, государственными программами субъекта Российской Федерации, адресными инвестиционными программами), объектов незавершенного строительства.
При этом в соответствии с частью 8 статьи 39.15 ЗК РФ основаниями для принятия уполномоченным органом решения об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка являются следующие обстоятельства:
1) схема расположения земельного участка, приложенная к заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка, не может быть утверждена по основаниям, указанным в пункте 16 статьи 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации;
2) земельный участок, который предстоит образовать, не может быть предоставлен заявителю по основаниям, указанным в подпунктах 1 - 13, 15 - 19, 22 и 23 статьи 39.16 названного Кодекса;
3) земельный участок, границы которого подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости", не может быть предоставлен заявителю по основаниям, указанным в подпунктах 1 - 23 статьи 39.16 названного Кодекса.
Администрация в обоснование своей позиции по заявлению общества в суд указала на непредставление заявителем согласия землепользователей исходного земельного участка при образовании земельных участков.
Вместе с тем, в пункте 16 статьи 11.10 ЗК РФ приведен исчерпывающий перечень оснований для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка.
При этом, в перечне оснований для отказа в предварительном согласовании предоставления земельного участка, предусмотренном пунктом 8 статьи 39.15 Земельного кодекса Российской Федерации, нет основания для отказа уполномоченного органа в предварительном согласовании предоставления земельного участка как отсутствие согласия иных землевладельцев, землепользователей и арендаторов земельного участка.
В случае если на земельном участке находится несколько объектов недвижимости, собственниками которых являются разные лица, то при реализации одним из собственников объекта недвижимости преимущественного права на выкуп земельного участка и при разделе (выделе) исходного земельного участка обращение его за схемой расположения земельного участка в порядке, предусмотренном Земельным кодексом Российской Федерации, не исключается.
Довод администрации о том, что требования п. 4 ст. 11.2 Земельного кодекса Российской Федерации должны быть учтены при предварительном согласовании предоставления обществу земельного участка и утверждении схемы раздела земельного участка, верно отклонен судом первой инстанции с учетом ст. 14, 21, 22 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", поскольку требования п. 4 ст. 11.2 Земельного кодекса Российской Федерации должны быть учтены на следующем этапе раздела земельного участка, при согласовании границ разделяемого земельного участка.
Документов, свидетельствующих о том, что разделение соответствующего участка приведет к нарушениям, предусмотренным статьей 11.9 Земельного кодекса Российской Федерации, в материалах настоящего дела также отсутствуют.
Основания для отказа заявителю в реализации принадлежащего ему исключительного права приобретения земельного участка в собственность отсутствуют.
Установив, что основания принятого решения не соответствуют требованиям закона и нарушают права заявителя, суд пришел к обоснованному выводу об удовлетворении заявленных требований.
Суд верно не принял во внимание мотив отказа о том, что границы образуемого земельного участка пересекают границы первоначального участка, поскольку при разделе земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, могут быть образованы один или несколько земельных участков. При этом земельный участок, раздел которого осуществлен, сохраняется в измененных границах (пункт 6 статьи 11.4 Земельного кодекса).
В дальнейшем уникальные характеристики исходного земельного участка, в том числе площадь и конфигурация, будут изменены путем исключения из них площади и конфигурации образуемого для общества земельного участка при постановке их на кадастровый учет, первого - при учете изменений уникальных характеристик, второго - при первичном кадастровом учете.
В целом, доводы апелляционной жалобы повторяют доводы, заявлявшиеся заинтересованным лицом в ходе судебного разбирательства в суде первой инстанции и оцененные в обжалуемом судебном акте, и направлены на переоценку обстоятельств дела. При этом фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судом первой инстанции правильно и в полном объеме на основе доказательств, оцененных в соответствии с правилами, определенными статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
При таких обстоятельствах арбитражный суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что суд первой инстанции принял законное и обоснованное решение.
Нормы материального права применены арбитражным судом первой инстанции правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено. Таким образом, оснований для отмены обжалуемого решения арбитражного суда не имеется, апелляционная жалоба заинтересованного лица удовлетворению не подлежит.
Вопрос об отнесении судебных расходов по уплате государственной пошлины за подачу апелляционной жалобы не рассматривался, так как администрация освобождена от ее уплаты в соответствии с подпунктом 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 15.10.2018 по делу N А32-15517/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 АПК РФ постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в срок, не превышающий двух месяцев со дня принятия настоящего постановления, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
О.Ю. Ефимова |
Судьи |
Т.Г. Гуденица |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-15517/2017
Истец: ООО "СК-Недвижимость"
Ответчик: Администрация МО г Краснодар, АДМИНИСТРАЦИЯ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОД КРАСНОДАР
Третье лицо: ГУП Краснодарского края "Специализированное монтажно-эксплуатационное управление", ГУП Краснодарского края "Специализированное монтажно-эксплуатационное управление", НАО "КРАСНОДАРДОРНЕРУД, НАО "Краснодардорнеруд", ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Краснодарскому краю, Чивчян Тумас Мкртичович