город Москва |
|
8 апреля 2019 г. |
Дело N А40-236938/18 |
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе судьи Марковой Т.Т., рассмотрев в судебном заседании в порядке упрощенного производства без вызова сторон апелляционную жалобу Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования "Российский университет дружбы народов" (РУДН) на решение Арбитражного суда г. Москвы от 17.01.2019
по делу N А40-236938/18, принятое судьей Ласкиной С.О.
по заявлению Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования "Российский университет дружбы народов" (РУДН) (ОГРН 1027739189323)
к ИФНС России N 28 по г. Москве
об оспаривании постановления о назначении административного наказания;
установил: решением Арбитражного суда г. Москвы от 17.01.2019 в удовлетворении заявления Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования "Российский университет дружбы народов" о признании незаконным постановления ИФНС России N 28 по г. Москве от 20.09.2018 N 772820180912063901 о привлечении учреждения к административной ответственности, предусмотренной ч. 6.1 ст. 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, отказано.
Не согласившись с принятым решением, заявитель обратился с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований, мотивируя тем, что административным органом не доказано наличие в действиях учреждения вмененного события и состава правонарушения, поскольку из протокола об административном правонарушении не следует, какие нормы права нарушены, то есть протокол не отвечает требованиям, предъявляемым к нему ст. 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и в оспариваемом постановлении не отражены доказательства, подтверждающие наличие правонарушения.
Информация о принятии апелляционной жалобы вместе с соответствующим файлом размещена в информационно-телекоммуникационной сети Интернет на сайте Девятого арбитражного апелляционного суда (www.9aas.arbitr.ru) и Картотеке арбитражных дел по веб-адресу: www.//kad.arbitr.ru/) в соответствии положениями ч. 6 ст. 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Дело рассмотрено без вызова сторон в порядке, предусмотренном ст. ст. 266, 268, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Рассмотрев повторно материалы дела, проверив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции считает, что решение суда подлежит отмене, исходя из следующего.
Согласно ч. 6 ст. 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, при рассмотрении дел об оспаривании постановления административного органа о привлечении к административной ответственности, арбитражный суд, в судебном заседании, проверяет законность и обоснованность оспариваемого постановления, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое постановление, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также, иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
В соответствии с ч. 4 ч. 6 ст. 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, обязанность доказывания наличия оснований для привлечения к ответственности, возлагается на административный орган.
Частью 6.1 ст. 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена ответственность за нарушение установленных сроков представления форм учета и отчетности по валютным операциям, подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций или сроков представления отчетов о движении средств по счетам (вкладам) в банках за пределами территории Российской Федерации и (или) подтверждающих банковских документов не более чем на десять дней.
Из материалов дела следует, что оспариваемым постановлением учреждение привлечено к ответственности за нарушение п. 9.8 Инструкции N 138-И "О порядке представления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам документов и информации, связанных с проведением валютных операций, порядке оформления паспортов сделок, а также порядке учета уполномоченными банками валютных операций и контроля за их проведением", в части соблюдения срока представления подтверждающих документов и информации о совершении валютной операции, в рамках исполнения договора на обучение N 1072178062/31.08.2017 на обучение, поскольку денежные средства на его транзитный валютный счет поступили 07.09.2017, а указанные документы представлены в уполномоченный банк ("СБЕРБАНК РОССИИ МОСКОВСКИЙ БАНК") только 04.10.2017, то есть, с нарушением установленного 15 дневного срока (л.д. 6-9).
При этом в оспариваемом постановлении имеется ссылка на то, что данные обстоятельства подтверждены протоколом об административном правонарушении от 20.09.2018.
В силу ч. 1 ст. 1.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях главные условия обеспечения законности при рассмотрении дел об административных правонарушениях и применении административных наказаний связаны со строгим соблюдением оснований и порядка привлечения к административной ответственности, которые установлены законом.
Согласно ч. ч. 1, 2 ст. 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами. Не допускается использование доказательств, полученных с нарушением закона.
Вместе с тем, протокол об административном правонарушении от 20.09.2018 в материалы дела не представлен.
Согласно имеющегося в дела протокола об административном правонарушении от 13.09.2018 N 772820180913063901, в действиях учреждения административным органом установлено нарушение п. 2.23 Инструкции Банка России N 181-И "О порядке представления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам документов и информации, связанных с проведением валютных операций, порядке оформления паспортов сделок, а также порядке учета уполномоченными банками валютных операций и контроля за их проведением".
При этом данный пункт Инструкции регулирует порядок действий резидента, при зачислении валюты Российской Федерации на расчетный его счет по договорам, принятым на учет уполномоченным банком в соответствии с разделом II настоящей Инструкции.
В данном же случае, административный орган в протоколе и постановлении исследует обстоятельства зачисления иностранной валюты в размере 875 долларов США, то есть, указанный пункт Инструкции не применим.
В оспариваемом постановлении административный орган ссылается на нарушение учреждением п. 9.8 Инструкции N 138-И "О порядке представления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам документов и информации, связанных с проведением валютных операций, порядке оформления паспортов сделок, а также порядке учета уполномоченными банками валютных операций и контроля за их проведением".
Вместе с тем, указанный пункт Инструкции N 138-И не регулирует возникшие в данном случае спорные правоотношения по зачислению на счет учреждения иностранной валюты.
В оспариваемом постановлении имеется ссылка на п. 2.3 Инструкции N 138-И.
В указанным пункте Инструкции предусмотрено, что справка о валютных операциях и документы, связанные с проведением указанных в ней валютных операций, представляются резидентом в уполномоченный банк, при зачислении иностранной валюты на транзитный валютный счет - не позднее 15 рабочих дней после даты ее зачисления, указанной в уведомлении уполномоченного банка о ее зачислении на транзитный валютный счет.
В соответствии с Инструкцией N 181-И, обязанность по представлению справки о валютных операциях отменена с 01.03.2018, что не оспаривается и административным органом.
Пунктом 2.1 Инструкции Банка России от 16.08.2017 N 181-И, действующим на момент вынесения спорного постановления предусмотрено следующее: резидент при проведении операции по зачислению иностранной валюты на транзитный валютный счет должен представить в уполномоченный банк документы, связанные с проведением операций, не позднее пятнадцати рабочих дней после даты зачисления иностранной валюты на транзитный валютный счет.
При этом в материалы дела налоговым органом представлены в качестве доказательств вмененного правонарушения, только справка о валютных операциях и уведомление банка о поступлении валюты, представление которых, как указано выше, отменено.
Учитывая данные обстоятельства и нормы материального права, оценив повторно, представленные сторонами доказательства, в соответствии с положениями ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции считает, что поскольку обязанность по представлению справки о валютных операциях на момент вынесения постановления отменена, иных доказательств, подтверждающих наличие в действиях учреждения события и состава правонарушения, не представлено, инспекцией в нарушение требований ст. ст. 65, 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не доказано наличие оснований для привлечения учреждения к ответственности по ч. 6.1 ст.15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В силу ст. 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях отсутствие события правонарушения и вины в его совершения привлекаемого лица, исключает производство по делу об административном правонарушении.
При таких обстоятельствах, суд апелляционной инстанции считает, что решение суда по настоящему делу подлежит отмене, требования в соответствии с положениями ст. 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, подлежат удовлетворению.
Руководствуясь ст. ст. 229, 266, 268, 269, 270, 271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда г. Москвы от 17.01.2019 по делу N А40-236938/18 - отменить.
Признать незаконным и отменить постановления ИФНС России N 28 по г. Москве от 20.09.2018 N 772820180912063901 о привлечении Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования "Российский университет дружбы народов" (РУДН) к административной ответственности, предусмотренной ч. 6.1 ст.15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа только по основаниям, предусмотренным ч. 4 ст. 288 АПК РФ.
Судья |
Т.Т. Маркова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-236938/2018
Истец: ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ "РОССИЙСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ДРУЖБЫ НАРОДОВ"
Ответчик: ФНС России Инспекция N28 по г. Москве