Постановлением Арбитражного суда Уральского округа от 23 июля 2019 г. N Ф09-3972/19 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Пермь |
|
09 апреля 2019 г. |
Дело N А60-56199//2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 04 апреля 2019 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 09 апреля 2019 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Варакса Н.В.,
судей Грибиниченко О.Г., Щеклеиной Л.Ю.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Аспабетдиновой Р.А.,
при участии:
от заявителя акционерного общества "Управляющая компания "Верх-Исетская" (ИНН 6658226537, ОГРН 1069658030045): Попов В.А. по доверенности от 14.01.2019;
от заинтересованного лица Управления жилищного и коммунального хозяйства Администрации города Екатеринбурга (ИНН 6608003430, ОГРН 1026605246876): представители не явились;
(лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда),
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу заинтересованного лица Управления жилищного и коммунального хозяйства Администрации города Екатеринбурга
на решение Арбитражного суда Свердловской области
от 14 ноября 2018 года по делу N А60-56199/2018,
принятое судьей Высоцкой Е.В.,
по заявлению акционерного общества "Управляющая компания "Верх-Исетская"
к Управлению жилищного и коммунального хозяйства Администрации города Екатеринбурга
о признании недействительным предписания,
установил:
Акционерное общество "Управляющая компания "Верх-Исетская" (далее заявитель, АО "УК "Верх-Исетская") обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением к Управлению жилищного и коммунального хозяйства Администрации города Екатеринбурга (далее заинтересованное лицо) о признании недействительным предписания от 09.07.2018 N 19.10-10/18/221-ПР.
Решением Арбитражного суда Свердловской области от 14.11.2018 оспариваемое предписание признано недействительным.
Не согласившись с указанным судебным актом, Управление жилищного и коммунального хозяйства Администрации города Екатеринбурга обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить. В апелляционной жалобе приводит доводы о том, что проверка проведена уполномоченным лицом в пределах компетенции по осуществлению муниципального жилищного контроля, при этом отмечает, что в проверяемом многоквартирном доме имеется муниципальное жилое помещение.
АО "УК "Верх-Исетская" с доводами, изложенными в апелляционной жалобе не согласно по основаниям, указанным в отзыве на апелляционную жалобу; просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном ст.ст. 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Из материалов дела следует, что на основании распоряжения от 24.01.2018 N 19.10-10/18/9 Управлением жилищного и коммунального хозяйства Администрации города Екатеринбурга в связи с обращением (вх. N 47/001/19 от 12.01.2018) жителя дома N 8 по ул. Московская в г.Екатеринбурге проведена внеплановая выездная проверка АО "УК "Верх-Исетская". В ходе проверки выявлены нарушения обязательных требований, установленных к содержанию общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, а именно: в нарушение подп. "з" п. 11 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 "Об утверждении Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность", п. 2 Минимального перечня услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.04.2013 N 290 "О минимальном перечне услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, и порядке их оказания и выполнения", п.п. 3.4.1, 4.1.1 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Госстроя России от 27.09.2003 N 170 "Об утверждении Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда" - подвальное помещение между подъездами N 2, N 3 частично затоплено (акт проверки от 01.02.2018 N 19.10-10/18/9-П). По результатам данной проверки в адрес АО "УК "Верх-Исетская" выдано предписание от 01.02.2018 N 19.10-10/18/9-П о выявлении и устранении причин затопления подвального помещения в срок до 02.04.2018.
В связи с истечением срока исполнения выданного предписания от 01.02.2018 N 19.10-10/18/9-П на основании распоряжения от 23.04.2018N 19.10-10/18/162 Управлением жилищного и коммунального хозяйства Администрации города Екатеринбурга проведена проверка выполнения выданного предписания, в ходе которой установлено, что нарушение, указанное в предписании, не устранено (акт проверки от 30.05.2018 N 19.10-10/18/162-П), в адрес АО "УК "Верх-Исетская" выдано предписание от 30.05.2018 N 19.10-10/18/162-ПР о выявлении и устранении причин подтопления подвального помещения в срок до 27.06.2018.
С целью проверки исполнения предписания от 30.05.2018 N 19.10-10/18/162-ПР на основании распоряжения от 02.07.2018 N 19.10-10/18/221 Управлением жилищного и коммунального хозяйства Администрации города Екатеринбурга проведена внеплановая выездная проверка, в ходе которой выявлен факт невыполнения выданного предписания (акт проверки от 09.07.2018 N 19.10-10/18/221-П). По итогам данной проверки в адрес АО "УК "Верх-Исетская" выдано предписание от 09.07.2018 N 19.10-10/18/221-ПР,которым предписано в срок до 09.08.2018 выявить и устранить причину подтопления подвального помещения.
АО "УК "Верх-Исетская" полагая, что указанное предписание является незаконным, обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Суд первой инстанции пришел к выводу о том, что у муниципального органа не имелось правовых оснований для проведения проверки деятельности управляющей компании, имеющей лицензию, по содержанию общего имущества многоквартирных домов, в связи с чем признал результаты проверки и выданное по ее итогам предписание незаконными.
Исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства, рассмотрев доводы, изложенные в апелляционной жалобе, отзыве на апелляционную жалобу, суд апелляционной инстанции полагает, что оснований для отмены решения суда первой инстанции не имеется.
В соответствии с ч. 1 ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В п. 9 ч. 1 ст. 14 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений относится осуществление контроля за использованием и сохранностью муниципального жилищного фонда, соответствием жилых помещений данного фонда, установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства.
В соответствии с ч. 1.1. ст. 20 Жилищного кодекса Российской Федерации под муниципальным жилищным контролем понимается деятельность органов местного самоуправления, уполномоченных на организацию и проведение на территории муниципального образования проверок соблюдения юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами обязательных требований, установленных в отношении муниципального жилищного фонда федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации в области жилищных отношений, а также муниципальными правовыми актами.
В ч. 2.1 ст. 20 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что муниципальный жилищный контроль осуществляется уполномоченными органами местного самоуправления в порядке, установленном муниципальными правовыми актами либо законом субъекта Российской Федерации и принятыми в соответствии с ним муниципальными правовыми актами.
На основании ч. 7 ст. 20 Жилищного кодекса Российской Федерации государственный жилищный надзор не осуществляется в отношении управляющих организаций, осуществляющих деятельность по управлению многоквартирными домами на основании лицензии на ее осуществление.
В отношении лицензиатов органами государственного жилищного надзора реализуется лицензионный контроль (ст. 196 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Постановлением Администрации города Екатеринбурга от 18.10.2013N 3575 "Об утверждении Административного регламента исполнения функции по муниципальному жилищному контролю" Управление жилищного и коммунального хозяйства Администрации города Екатеринбурга определено органом, уполномоченным на организацию и исполнение функций по муниципальному жилищному контролю. В соответствии с п. 5 Административного регламента предметом исполнения функции по муниципальному жилищному контролю является организация и проведение проверок соблюдения юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами обязательных требований, установленных в отношении муниципального жилищного фонда федеральными законами и законами субъекта Российской Федерации в области жилищных отношений, а также муниципальными правовыми актами.
Из анализа указанных выше норм права следует, что порядок осуществления муниципального жилищного контроля должен быть установлен муниципальным правовым актом либо законом субъекта Российской Федерации, при этом нормативно-правовые акты органов местного самоуправления в указанной сфере не должны противоречить законам субъекта. Органы местного самоуправления вправе проводить проверки при осуществлении лицензионного контроля в отношении лиц, осуществляющих деятельность по управлению многоквартирными домами на основании лицензии, в пределах предоставленных им законами субъектов Российской Федерации полномочий, а также проводить муниципальный жилищный контроль в случае осуществления управляющими компаниями деятельности по управлению многоквартирными домами при отсутствии лицензии.
Имеющимися в материалах дела доказательствами подтверждается, что АО "УК "Верх-Исетская" имеет лицензию на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами от 17.03.2015 N 021.
Доводы Управления жилищного и коммунального хозяйства Администрации города Екатеринбурга о проведении проверки в пределах компетенции со ссылкой на имеющееся в проверяемом многоквартирном доме муниципальное жилое помещение, были рассмотрены судом первой инстанции и обоснованно отклонены.
Из представленной выписки из реестра муниципального имущества муниципального образования "город Екатеринбург" от 04.09.2018 N 76771-в, следует, что в муниципальной собственности находится квартира N 24 в доме N 8 по ул. Московской в г. Екатеринбурге.
Вместе с тем суд первой инстанции обоснованно указал, что данное обстоятельство не подтверждает наличие у Управления жилищного и коммунального хозяйства Администрации города Екатеринбурга полномочий на проведение проверки. Суд апелляционной инстанции отмечает, что в рассматриваемом случае заинтересованным лицом не доказано, что спорная внеплановая выездная проверка проводилась в рамках муниципального жилищного контроля; не доказано, что основанием для проведения проверки явилось обращение жителя, проживающего в помещении, относящемся к муниципальному жилищному фонду, и проверялся муниципальный жилищный фонд; при этом оспариваемым предписанием заявителю предписано устранить выявленные нарушения в отношении всего многоквартирного дома, а не в части, касающейся муниципальных жилых помещений.
При установленных обстоятельствах, поскольку полномочия на проведение проверок в отношении управляющих компаний, обладающих лицензией, муниципальному образованию органами государственной власти Свердловской области не делегировались, суд первой инстанции пришел к верному выводу о том, что правовых оснований для проведения проверки деятельности АО "УК "Верх-Исетская" по содержанию общего имущества многоквартирного дома (лицензионной деятельности) и для выдачи оспариваемого предписания у Управления жилищного и коммунального хозяйства Администрации города Екатеринбурга не имелось.
Аналогичная правовая позиция изложена в определении Верховного Суда Российской Федерации от 06.04.2018 N 304-КГ18-2348 по делу N А75-1772/2017.
С учетом изложенного суд первой инстанции правомерно удовлетворил заявленные требования о признании предписания недействительным.
Доводы Управления жилищного и коммунального хозяйства Администрации города Екатеринбурга судом апелляционной инстанции отклоняются, так как данным доводам судом первой инстанции дана надлежащая правовая оценка с учетом имеющихся в материалах дела доказательств и установленных судом обстоятельств.
Нарушений норм материального и процессуального права, являющихся в силу ст. 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, основанием для отмены судебного акта, судом первой инстанции не допущено.
Таким образом, оснований для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь ст.ст. 176, 258, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Свердловской области от 14 ноября 2018 года по делу N А60-56199/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу Управления жилищного и коммунального хозяйства Администрации города Екатеринбурга - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Свердловской области.
Председательствующий |
Н.В. Варакса |
Судьи |
О.Г. Грибиниченко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А60-56199/2018
Истец: АО "УПРАВЛЯЮЩАЯ КОМПАНИЯ "ВЕРХ-ИСЕТСКАЯ"
Ответчик: УПРАВЛЕНИЕ ЖИЛИЩНОГО И КОММУНАЛЬНОГО ХОЗЯЙСТВА АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА ЕКАТЕРИНБУРГА