город Омск |
|
11 апреля 2019 г. |
Дело N А70-18413/2018 |
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе судьи Рыжикова О.Ю.
рассмотрев без вызова сторон апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-1683/2019) Федерального государственного унитарного предприятия "Почта России" на решение Арбитражного суда Тюменской области от 29.01.2019 по делу N А70-18413/2018 (судья Безиков О.А.), рассмотренному в порядке упрощенного производства по заявлению Управления Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Тюменской области, Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре и Ямало-Ненецкому автономному округу (ОГРН 1047200609213, ИНН 7202127274) к Федеральному государственному унитарному предприятию "Почта России" (ОГРН 1037724007276, ИНН 7724261610) о привлечении к административной ответственности по части 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
установил:
Управление Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Тюменской области, Ханты-Мансийскому автономному округу-Югре и Ямало-Ненецкому автономному округу (далее - заявитель, Управление) обратилось в арбитражный суд с заявлением о привлечении Федерального государственного унитарного предприятия "Почта России" (далее - ответчик, ФГУП "Почта России") к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 14.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) за осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий лицензирования, предусмотренных специальным разрешением (лицензией).
Решением Арбитражного суда Тюменской области от 29.01.2019 по делу N А70-18413/2018 ФГУП "Почта России" привлечено к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ, предприятию назначено наказание в виде штрафа в сумме 30 000 руб.
Возражая против принятого по делу решения, предприятие в апелляционной жалобе просит его отменить и вынести по делу новый судебный акт.
В обоснование жалобы ее податель указывает, что фактически в действиях предприятия содержится одно административное правонарушение (один факт), состоящий их нескольких однородных деяний, и к ответственности предприятие за эти деяния привлечено в рамках дела N А40-232540/2018, тогда как повторное привлечение ФГУП "Почта России" к ответственности недопустимо.
Согласно пункту 49 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 18.04.2017 N 10 "О некоторых вопросах применения судами положений Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации об упрощенном производстве" арбитражный суд апелляционной инстанции после принятия апелляционной жалобы на решение суда по делу, рассмотренному в порядке упрощенного производства, устанавливает разумный срок для представления отзыва на апелляционную жалобу и принимает постановление по итогам рассмотрения данной жалобы только после истечения указанного срока, но не позднее двух месяцев со дня ее поступления вместе с делом в арбитражный суд апелляционной инстанции (статьи 261, 262, 267, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ)).
Определением о принятии апелляционной жалобы к производству от 08.02.2019 лицам, участвующим в деле, было предложено представить в канцелярию суда отзыв на апелляционную жалобу и доказательства его направления другим участникам арбитражного процесса в срок до 07.03.2019.
Оспаривая доводы апелляционной жалобы, административный орган представил отзыв, согласно которому просит оставить апелляционную жалобу без удовлетворения, решение - без изменения.
Информация о рассмотрении дела в суде апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьей 121 АПК РФ, размещена на сайте суда в сети Интернет.
В соответствии с разъяснениями Пленума Верховного Суда Российской Федерации, содержащимися в пункте 47 постановления от 18.04.2017 N 10 "О некоторых вопросах применения судами положений Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации об упрощенном производстве", апелляционная жалоба рассмотрена судьей единолично без проведения судебного заседания, без извещения лиц, участвующих в деле, о времени и месте проведения судебного заседания, без осуществления протоколирования в письменной форме или с использованием средств аудиозаписи.
Суд апелляционной инстанции, изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, отзыв на нее, установил следующие обстоятельства.
Как следует из материалов дела, ответчик имеет лицензию от 11.04.2018 N 162571 на оказание услуг почтовой связи.
В результате плановой выездной проверки, проведенной Управлением на основании приказов Управления от 15.08.2018 N 143-нд, от 20.09.2018 N 160-нд, от 03.10.2018 N 165-нд, выявлено, что ФГУП "Почта России" осуществляло деятельность по оказанию услуг почтовой связи с нарушением пункта 5 условий, предусмотренных лицензией N 162571 от 11.04.2018.
В ходе проверки установлены нарушения, зафиксированные в акте проверки от 26.10.2018 N А-72/3/143-нд/162.
Управлением установлено, что при оказании услуг почтовой связи ФГУП "Почта России" нарушены требования пунктов 4, 6 Нормативов частоты сбора из почтовых ящиков, обмена, перевозки и доставки письменной корреспонденции, а также контрольных сроков пересылки письменной корреспонденции, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 24.03.2006 N 160, пунктов 6 "г", "е"; 23; 34; 41, 46 "а", "в" "Правил оказания услуг почтовой связи", утверждённых приказом Минкомсвязи России от 31.07.2014 N234, а также пункт 5 лицензионных требований лицензии на оказание услуг почтовой связи N162571.
В связи с выявленным фактом совершения ответчиком административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ, 06.11.2018 должностным лицом Управления, в отсутствие представителя ФГУП "Почта России", составлен протокол N АП72/3/2479 об административном правонарушении.
29.01.2019 Арбитражным судом Тюменской области принято обжалуемое в апелляционном порядке решение.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в порядке статей 266, 268 АПК РФ, суд апелляционной инстанции не находит оснований для его отмены или изменения, исходя из следующего.
Согласно части 1 статьи 29 Федерального закона от 07.07.2003 N 126-ФЗ "О связи" (далее - Закон N 126-ФЗ) деятельность юридических лиц и индивидуальных предпринимателей по возмездному оказанию услуг связи осуществляется только на основании лицензии на осуществление деятельности в области оказания услуг связи (далее - лицензия).
Перечень наименований услуг связи, вносимых в лицензии, и соответствующие перечни лицензионных условий устанавливаются Правительством Российской Федерации и ежегодно уточняются.
Под услугой связи понимается деятельность по приему, обработке, хранению, передаче, доставке сообщений электросвязи или почтовых отправлений (пункт 32 статьи 2 Закона N 126-ФЗ).
Согласно пункту 1 статьи 46 Закона N 126-ФЗ оператор связи обязан оказывать пользователям услугами связи услуги связи в соответствии с законодательством Российской Федерации, техническими нормами и правилами, лицензией, а также договором об оказании услуг связи.
В соответствии со статьей 17 Федерального закона от 17.07.1999 N 176-ФЗ "О почтовой связи" (далее - Закон N176-ФЗ) операторы почтовой связи осуществляют деятельность по оказанию услуг почтовой связи на основании лицензий, получаемых в соответствии с Федеральным законом "О связи".
Пунктом 5 Приложения к лицензии установлено, что лицензиат обязан оказывать услуги связи в соответствии с правилами оказания услуг почтовой связи, утверждёнными Правительством Российской Федерации".
Приказом Минкомсвязи России от 31.07.2014 N 234 утверждены "Правила оказания услуг почтовой связи" (далее - Правила N234). Подпунктами "г", "е" пункта 6 Правил N234 установлено, что внутри объекта почтовой связи на видном и доступном для пользователей услугами почтовой связи месте должны находиться книга заявлений и предложений и необходимый информационный материал, включающий:
- перечень оказываемых услуг, сроки их оказания и тарифы на них;
- порядок адресования, упаковывания и оплаты пересылки почтовых отправлений, установленные для них размеры и предельная масса.
Порядок оформления и вручения дефектных почтовых отправлений (почтовых отправлений, масса которых не соответствует массе, указанному на нем, или по внешним признакам которых можно предположить недостачу, повреждение либо порчу вложения (повреждение оболочки, перевязи, печати, ленты) устанавливается операторами почтовой связи (пункт 41 Правил N 234).
Согласно подпунктам "а", "в" пункта 46 Правил N 234 операторы почтовой связи обязаны пересылать почтовые отправления и осуществлять почтовые переводы в установленные сроки; обеспечивать сохранность принятых от пользователей почтовых отправлений и почтовых переводов.
Согласно пункту 23 Правил N 234 плата за оказание услуг почтовой связи взимается с отправителя при приеме почтовых отправлений и почтовых переводов в соответствии с тарифами, действующими на дату приема, если иное не определено договором между оператором почтовой связи и пользователем услугами почтовой связи. Плата за пересылку наземным транспортом внутренних и международных секограмм не взимается.
Порядок оплаты услуг почтовой связи по доставке (вручению) простых и заказных почтовых отправлений, пересылаемых в форме электронного документа, определяется договором между оператором почтовой связи и пользователем услугами почтовой связи.
Плата за оказание услуг почтовой связи по доставке (вручению) простых и заказных почтовых отправлений, пересылаемых в форме электронного документа, не должна превышать предельный уровень тарифов, установленных для универсальных услуг почтовой связи.
Нормативы, контрольные сроки и тарифы на оказание услуг почтовой связи, не относящихся к универсальным услугам почтовой связи, устанавливаются операторами почтовой связи.
Письменная корреспонденция и почтовые переводы при невозможности их вручения (выплаты) адресатам (их уполномоченным представителям) хранятся в объектах почтовой связи места назначения в течение 30 дней, иные почтовые отправления - в течение 15 дней, если более длительный срок хранения не предусмотрен договором об оказании услуг почтовой связи.
Почтовые отправления разряда "судебное" при невозможности их вручения адресатам (их уполномоченным представителям) хранятся в объектах почтовой связи места назначения в течение 7 дней (пункт 34 Правил N 234).
Постановлением Правительства РФ от 24.03.2006 N 160 утверждены Нормативы частоты сбора из почтовых ящиков, обмена, перевозки и доставки письменной корреспонденции, а также контрольных сроков пересылки письменной корреспонденции (далее - Нормативы N 160, действующие в спорный период).
Согласно пункту 4 Нормативов N 160 нормативы частоты доставки письменной корреспонденции составляют:
а) на внутригородской территории городов федерального значения, на территории административных центров субъектов Российской Федерации - ежедневно не менее 1 раза в день;
б) на территории административных центров муниципальных районов - не реже 5 дней в неделю не менее 1 раза в день;
в) на территории иных поселений - не реже 3 дней в неделю 1 раз в день.
Пунктом 6 Нормативов N 160 определены контрольные сроки пересылки письменной корреспонденции (без учета дня приема):
а) между городами федерального значения, административными центрами субъектов Российской Федерации согласно приложению;
б) на внутригородской территории городов федерального значения, на территории административных центров субъектов Российской Федерации - 2 дня;
в) между административным центром субъекта Российской Федерации и административными центрами муниципальных районов на территории субъекта Российской Федерации - 2 дня;
г) между административным центром муниципального района и поселениями, расположенными на территории муниципального района, - 3 дня.
Контрольные сроки пересылки письменной корреспонденции между поселениями, входящими в различные муниципальные районы субъекта Российской Федерации, рассчитываются путем суммирования соответствующих контрольных сроков.
Материалами дела подтверждены факты следующих нарушений, выявленные проверкой:
- в отделении почтовой связи N 625049 на видном и доступном для пользователей услугами почтовой связи месте отсутствовали тарифы и сроки пересылки отправлений 1 класса, в т.ч. посылок 1 класса;
- в отделении почтовой связи N 625049 на видном и доступном для пользователей услугами почтовой связи месте отсутствовали порядок адресования, упаковывания и оплаты пересылки почтовых отправлений, установленные для них размеры и предельная масса отправлений 1 класса, в т.ч. посылок 1 класса;
- нарушены сроки хранения неврученных почтовых отправлений, в том числе, по отправлениям 1 класса;
- в ходе проверки обнаружены дефектные почтовые отправления, не оформленные в соответствии с установленными требованиями;
- выявлено нарушение сроков пересылки почтовых переводов;
- в Тюменском почтамте доставка письменной корреспонденции в отделениях почтовой связи N N 625000, 625002, 625003, 625018, 625022, 625049 осуществляется только 6 раз в неделю, 1 раз в день;
- выявлены факты нарушения установленного норматива частоты доставки письменной корреспонденции.
Указанные выше обстоятельства не опровергаются заинтересованным лицом по существу и находят подтверждение материалами дела.
Кроме того, суд апелляционной инстанции учитывает следующее.
Согласно статье 4.5 КоАП Российской Федерации постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено по истечении двух месяцев (по делу об административном правонарушении, рассматриваемому судьей, -
по истечении трех месяцев) со дня совершения административного правонарушения, а за некоторые виды административных правонарушений, указанные в данной норме, - по истечении одного года, двух, трех или шести лет со дня совершения административного правонарушения (часть 1); при длящемся административном правонарушении сроки давности привлечения к административной ответственности начинают исчисляться со дня обнаружения административного правонарушения (часть 2); за административные правонарушения, влекущие применение административного наказания в виде дисквалификации, лицо может быть привлечено к административной ответственности не позднее одного года со дня совершения административного правонарушения, а при длящемся административном правонарушении - одного года со дня его обнаружения (часть 3).
Срок давности привлечения к ответственности на основании части 3 статьи 14.1 КоАП РФ составляет 3 месяца.
При этом согласно части 2 статьи 4.5 КоАП РФ и разъяснениям, приведенным в пункте 14 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", при длящемся административном правонарушении сроки, предусмотренные частью первой этой статьи, начинают исчисляться со дня обнаружения административного правонарушения.
При применении данной нормы необходимо исходить из того, что длящимся является такое административное правонарушение (действие или бездействие), которое выражается в длительном непрекращающемся невыполнении или ненадлежащем выполнении предусмотренных законом обязанностей.
При этом следует учитывать, что такие обязанности могут быть возложены и иным нормативным правовым актом, а также правовым актом ненормативного характера, например представлением прокурора, предписанием органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль).
Невыполнение предусмотренной названными правовыми актами обязанности к установленному сроку свидетельствует о том, что административное правонарушение не является длящимся. При этом необходимо иметь в виду, что днем обнаружения длящегося административного правонарушения считается день, когда должностное лицо, уполномоченное составлять протокол об административном правонарушении, выявило факт его совершения.
Срок давности привлечения к административной ответственности за правонарушение, в отношении которого предусмотренная правовым актом обязанность не была выполнена к определенному сроку, начинает течь с момента наступления указанного срока.
Следовательно, срок давности привлечения к ответственности по указанным выше фактам отсутствия в отделении почтовой связи N 625049 на видном и доступном для пользователей услугами почтовой связи месте тарифов и сроков пересылки отправлений 1 класса, в т.ч. посылок 1 класса, а также порядка адресования, упаковывания и оплаты пересылки почтовых отправлений, установленные для них размеры и предельная масса отправлений 1 класса, в т.ч. посылок 1 класса; наличия дефектных почтовых отправлений, не оформленных в соответствии с установленным порядком оформления и вручения дефектных почтовых отправлений, с учетом длящегося характера правонарушения начинает течь с момента обнаружения таковых.
Учитывая, что акт проверки составлен 26.10.2018, иной даты, указывающей на обнаружение приведенных нарушений, материалы дела не содержат, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что срок привлечения к ответственности за данные нарушения лицензионных требований не истек, поскольку датой вынесения резолютивной части обжалуемого судебного акта по делу является 19.01.2019.
В отношении иных эпизодов административного правонарушения, приведенных в протоколе от 06.11.2018 N АП-72/3/2479, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для привлечения предприятия к ответственности в силу следующего.
Выявленные административным органом нарушения сроков хранения неврученных почтовых отправлений, нарушение норматива частоты доставки письменной корреспонденции, нарушение контрольных сроков пересылки письменной корреспонденции) представляют собой одномоментные нарушения, срок привлечения к ответственности за которые начинает течь в день, следующий за последним днем установленного нормативного срока исполнения соответствующих обязанностей. С учетом материалов проверки такими датами применительно к перечисленным фактам являются даты 06.09.2018, 29.08.2018, 14.08.2018, 09.09.2018, 29.08.2018 и 05.09.2018, 07.08.2019,17.08.2018 и т.д.
Предусмотренный статьей 4.5 КоАП РФ срок привлечения к административной ответственности, исчисляемый в данном случае с момента совершения правонарушения, истек до момента вынесения судом первой инстанции обжалуемого судебного акта.
Вместе с тем, как указано выше, в дело представлены достаточные доказательства наличия в действиях предприятия состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ.
Вина ФГУП "Почта России" выражается в том, что у него имелась возможность для соблюдений указанных выше норм и правил, однако им не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению. Доказательства обратного в материалах административного дела отсутствуют и не были представлены ФГУП "Почта России".
Основания для применения положения статьи 2.9 КоАП РФ в рассматриваемом случае отсутствуют, поскольку обстоятельства совершения заявителем административного правонарушения не имеют свойства исключительности, вменяемые противоправные действия нарушают государственные и общественные интересы, не обеспечивают надлежащее оказание услуг почтовой связи.
Частью 1 статьи 3.1 КоАП РФ предусмотрено, что административное наказание является установленной государством мерой ответственности за совершение административного правонарушения и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами.
В соответствии со статьей 4.1 КоАП РФ при назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие и отягчающие административную ответственность.
Совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ в соответствии с санкцией данной нормы, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на юридических лиц - от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей.
Приняв во внимание факты неоднократного привлечения ФГУП "Почта России" к административной ответственности за совершение аналогичных правонарушений, суд первой инстанции назначил предприятию наказание в виде административного штрафа в размере 30 000 руб. в минимальном размере санкции статьи.
Отклоняя доводы апелляционной жалобы заинтересованного лица об отсутствии оснований для привлечения предприятия к ответственности ввиду повторности данных мер, суд апелляционной инстанции отмечает, что в рамках дела N А40-232540/2018 основанием привлечения предприятия к ответственности служили иные факты административного правонарушения, допущенные в иной период и на иной территории (иным структурным подразделением ФГУП "Почта России"). Указанное не свидетельствует о повторности привлечения предприятия к ответственности в рамках настоящего дела за одно и то же административное правонарушение.
Удовлетворив заявление Управления о привлечении ФГУП "Почта России" к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ, суд первой инстанции принял законное решение.
Нормы материального права применены судом первой инстанции правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ в любом случае основаниями для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено. С учетом изложенного, оснований для отмены обжалуемого решения арбитражного суда и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Судебные расходы судом апелляционной инстанции не распределяются, поскольку жалобы на решения арбитражного суда по делам о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагаются.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Тюменской области от 29.01.2019 по делу N А70-18413/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Выдача исполнительных листов осуществляется судом первой инстанции после поступления дела из Восьмого арбитражного апелляционного суда.
При условии предоставления копии настоящего постановления, заверенной в установленном порядке, в суд первой инстанции взыскатель вправе подать заявление о выдаче исполнительного листа до поступления дела из Восьмого арбитражного апелляционного суда.
Судья |
О.Ю. Рыжиков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А70-18413/2018
Истец: Управление Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Тюменской области, Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре и Ямало-Ненецкому автономному округу
Ответчик: ФГУП "ПОЧТА РОССИИ"