Постановлением Арбитражного суда Поволжского округа от 11 июня 2019 г. N Ф06-48461/19 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Саратов |
|
09 апреля 2019 г. |
Дело N А06-11133/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 04 апреля 2019 года.
Полный текст постановления изготовлен 09 апреля 2019 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе
председательствующего судьи Смирникова А.В.,
судей Комнатной Ю.А., Кузьмичева С.А.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Поливановой А.А.,
при участии в судебном заседании представителя Управления по коммунальному хозяйству и благоустройству администрации муниципального образования "Город Астрахань" Садыровой А.П., действующей на основании доверенности от 18.03.2019 N 8,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Двенадцатого арбитражного апелляционного суда апелляционную жалобу Управления по коммунальному хозяйству и благоустройству администрации муниципального образования "Город Астрахань"
на определение Арбитражного суда Астраханской области от 12 февраля 2019 года о прекращении производству по делу N А06-11133/2018 (судья Ковальчук Т.А.)
по заявлению Управления по коммунальному хозяйству и благоустройству администрации муниципального образования "Город Астрахань" (414040, г. Астрахань, ул. Чехова, д. 10, ОГРН 1123015002142, ИНН 3015096830)
к отделу Государственной инспекции безопасности дорожного движения Управления Министерства внутренних дел по г. Астрахани (414024, г. Астрахань, ул. Дубровинского, д. 52, к. 1)
о признании незаконным и отмене предписания,
УСТАНОВИЛ:
В Арбитражный суд Астраханской области обратилось Управление по коммунальному хозяйству и благоустройству администрации муниципального образования "Город Астрахань" (далее - Управление, заявитель) с заявлением о признании незаконным и отмене предписания отдела Государственной инспекции безопасности дорожного движения Управления Министерства внутренних дел по г. Астрахани (далее - отдел ГИБДД Управления МВД России по г. Астрахани, административный орган) от 25.10.2018 N 729.
Определением Арбитражного суда Астраханской области от 12 февраля 2019 года производство по заявлению Управления прекращено на основании пункта 1 части 1 статьи 150 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Управление не согласилось с принятым судебным актом и обратилось в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит определение суда первой инстанции отменить по основаниям, изложенным в апелляционной жалобе, принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
Отдел ГИБДД Управления МВД России по г. Астрахани явку представителя в судебное заседание не обеспечил, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом. В соответствии с пунктом 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривается в отсутствие данного лица, участвующего в деле.
Исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив правильность применения арбитражным судом норм материального и соблюдение норм процессуального права, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению.
Из материалов дела следует, что 25.10.2018 Отделом ГИБДД Управления МВД России по г. Астрахани Управлению выдано предписание N 729, согласно которому Управлению надлежит в срок до 25.11.2018 нанести горизонтальную дорожную разметку 1.1, 1.5, 1.14.1 (1.24.1) в необходимых местах по адресам: г. Астрахань, ул. Коммунистическая, д. 35 (вблизи СОШ N 6), ул. Бакинская, д. 83 (вблизи СОШ N 11), ул. Советской Милиции, д. 5 (вблизи СОШ N 30), ул. Марфинская, д. 21 (вблизи СОШ N 32), ул. Сен-Симона, д. 31 (вблизи СОШ N 45), ул. Бэра, д. 7 (вблизи ООШ N 1), ул. Щелгунова, д. 14 (вблизи Лицея N 1), пл. Шаумяна, д. 1а (вблизи Гимназии N 3, детского сада N 70) (пункт 1); в срок до 25.11.2018 установить светофорный объект Т.7 на нерегулируемом пешеходном переходе вблизи образовательных учреждений по адресам: г. Астрахань, ул. Советской Милиции, д. 5 (вблизи СОШ N 30), ул. Сен-Симона, д. 31 (вблизи СОШ N 45), ул. Бэра, д. 7 (вблизи ООШ N 1), ул. Щелгунова, д. 14 (вблизи Лицея N 1), пл. Шаумяна, д. 1а (вблизи Гимназии N 3, детский сад N 70) (пункт 2); в срок до 28.10.2018 установить соответствующие дорожные знаки, продублировать, разместить на щитах со светоотражающей флуоресцентной пленкой желто-зеленного цвета, обеспечить видимость более 100 метров в необходимых местах в соответствии с требованием ГОСТа дорожные знаки 1.23 "Дети", 5.19.1, 5.19.2 "Пешеходный переход", 5.20 и 1.17 "Искусственная неровность", табличка 8.2.1 "Зона действия", 3.24 "Ограничение максимальной скорости", таблички 8.5.4 "Время действия", 2.4 "Уступите дорогу" по следующим адресам: г. Астрахань, ул. Коммунистическая, д. 35 (вблизи СОШ N 6), ул. Бакинская, д. 83 (вблизи СОШ N 11), ул. Советской Милиции, д. 5 (вблизи СОШ N 30), ул. Марфинская, д. 21 (вблизи СОШ N 32), ул. Сен-Симона, д. 31 (вблизи СОШ N 45), ул. Бэра, д. 7 (вблизи ООШ N 1), ул. Щелгунова, д. 14 (вблизи Лицея N 1), пл. Шаумяна, д. 1а (вблизи Гимназии N 3, детский сад N 70), ул. 2-я Соликамская, д. 11 (пункт 3); в срок до 04.11.2018 устранить повреждения проезжей части дороги на участке полосы движения длиной 100 м покрытия 24 кв.м по адресу: г. Астрахань, пер. Березовский (участок проезжей части дороги от д. 2 до д. 11, вблизи СОШ N 6) (пункт 4); в срок до 04.11.2018 устранить на проезжей части дороги колею глубиной 5,6 см и длиной 12 м на участке полосы движения длиной 100 м по адресу: г. Астрахань, ул. Бакинская, д. 83 (вблизи СОШ N 11) (пункт 5); в срок до 04.11.2018 устранить повреждения проезжей части дороги на участке полосы движения длиной 100 м покрытия 56 кв.м по адресу: участок проезжей части дороги от ул. Рождественская до д. 2"Б" по ул. Станция Кутумная г. Астрахани (пункт 6); в срок до 25.11.2018 установить пешеходные ограждения перильного типа у наземных нерегулируемых пешеходных переходах с обеих сторон дороги на протяжении не менее 50 метров в каждую сторону от перехода по адресу: г. Астрахань, ул. Коммунистическая, д. 35 (вблизи СОШ N 6), ул. Марфинская, д. 21 (вблизи СОШ N 32), ул. Бэра, д. 7 (вблизи ООШ N 1), ул. Сен-Симона, д. 31 (вблизи СОШ N 45) (пункт 7).
Управление, полагая, что предписание от 25.10.2018 N 729 является незаконным, обратилось с соответствующим заявлением в арбитражный суд.
Суд первой инстанции пришел к выводу, что заявление Управления не подлежит рассмотрению в арбитражном суде, в связи с чем прекратил производство по делу.
Апелляционная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции.
Согласно статье 27 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражному суду подведомственны дела по экономическим спорам и другие дела, связанные с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности. Арбитражные суды разрешают экономические споры и рассматривают иные дела с участием организаций, являющихся юридическими лицами, граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица и имеющих статус индивидуального предпринимателя, приобретенный в установленном законом порядке (далее - индивидуальные предприниматели), а в случаях, предусмотренных Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации и иными федеральными законами, с участием Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, образований, не имеющих статуса юридического лица, и граждан, не имеющих статуса индивидуального предпринимателя. К подведомственности арбитражных судов федеральным законом могут быть отнесены также и иные дела.
В соответствии с частями 1, 2 статьи 27 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражному суду подведомственны дела по экономическим спорам и другие дела, связанные с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности. Арбитражные суды разрешают экономические споры и рассматривают иные дела с участием организаций, являющихся юридическими лицами, граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица и имеющих статус индивидуального предпринимателя, приобретенный в установленном законом порядке.
Из содержания части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации следует, что граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, к компетенции арбитражных судов отнесено рассмотрение споров об обжаловании ненормативных правовых актов органов и должностных лиц, осуществляющих государственный надзор (контроль), при условии, что данные акты затрагивают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу статьи 22 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации дела с участием граждан, организаций, органов государственной власти, органов местного самоуправления о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, по спорам, возникающим из гражданских, семейных, трудовых, жилищных, земельных, экологических и иных правоотношений подведомственны суду общей юрисдикции.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Определении от 20.02.2014 N 261-О, дела по жалобам на постановления об административных правонарушениях, вынесенные в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, если совершенные ими административные правонарушения не связаны с осуществлением предпринимательской или иной экономической деятельности, подведомственны не арбитражным судам, а судам общей юрисдикции.
Пунктом 19 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19.12.2013 N 40 внесены изменения в пункт 33 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", согласно которому жалобы юридических лиц или лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица на постановление о привлечении к административной ответственности, исходя из положений, закрепленных в части 3 статьи 30.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и пункте 3 части 1 статьи 29 Арбитражном процессуальном кодексе Российской Федерации, подлежат рассмотрению в судах общей юрисдикции, если юридическое лицо или индивидуальный предприниматель привлечены к административной ответственности не в связи с осуществлением указанными лицами предпринимательской и иной экономической деятельности. Например, когда объективная сторона совершенного ими административного правонарушения выражается в действиях (бездействии), направленных на нарушение или невыполнение норм действующего законодательства в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия населения, в области охраны окружающей среды и природопользования, безопасности дорожного движения, пожарной безопасности, законодательства о труде и охране труда.
Из материалов дела следует, что оспариваемым предписанием Управлению по коммунальному хозяйству и благоустройству администрации муниципального образования "Город Астрахань" указано на необходимость устранить нарушения обязательных требований в области безопасности дорожного движения.
Необходимость соблюдения заявителем требований законодательства в области безопасности дорожного движения обусловлена не осуществлением им предпринимательской деятельности, а вытекает из общих для всех целей - состояние защищенности личности, имущества, общества и государства.
Следовательно, оспариваемое предписание выдано Управлению не как субъекту предпринимательской или иной экономической деятельности и не в связи с ее осуществлением, а как участнику публичных правоотношений в сфере безопасности дорожного движения, допустившему нарушение требований законодательства.
Суд апелляционной инстанции соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что обжалование в рассматриваемом случае не постановления о привлечении к административной ответственности, а выданного по результатам проведенной проверки предписания не меняет правовой природы обжалуемого акта органа, наделенного соответствующими полномочиями, как вытекающего из административных правоотношений, а также сферу регулируемых этим актом правоотношений - как отношений в сфере безопасности дорожного движения.
При этом, несмотря на то, что разъяснение Пленума Верховного суда Российской Федерации, содержащееся в пункте 33 постановления от 24.03.2005 N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" касается порядка обжалования постановлений административных органов о привлечении к административной ответственности, суд первой инстанции обоснованно учел данный правовой подход при определении подведомственности споров при обжаловании действий контролирующих органов и выданных ими предписаний в связи с установленными нарушениями в области безопасности дорожного движения, поскольку нарушение законодательства в этой сфере не порождает возникновение экономического спора.
Данный вывод согласуется с правовой позиции, изложенной в Определениях Верховного Суда Российской Федерации от 07.12.2016 N 306-КГ16-16310, от 14.07.2016 N 306-КГ16-8078, от 06.12.2016 N 306-КГ16-16157.
С учетом изложенного суд первой инстанции правомерно прекратил производство по делу на основании пункта 1 части 1 статьи 150 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Апелляционная коллегия находит, что все имеющие значение для правильного и объективного рассмотрения дела обстоятельства выяснены судом первой инстанции, всем представленным доказательствам дана правовая оценка.
Приведенные в апелляционной жалобе доводы не могут служить основаниями для отмены принятого решения, поскольку не свидетельствуют о нарушении судом норм права, не опровергают правильность выводов суда первой инстанции, а по существу сводятся к несогласию с оценкой доказательств и установленных обстоятельств по делу.
Оснований для отмены определения суда первой инстанции не имеется.
Руководствуясь статьями 268-272 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Определение Арбитражного суда Астраханской области от 12 февраля 2019 года по делу N А06-11133/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Поволжского округа путём подачи кассационной жалобы через суд первой инстанции, принявший определение, в срок, не превышающий одного месяца со дня вступления постановления в законную силу.
Председательствующий судья |
А.В. Смирников |
Судьи |
Ю.А. Комнатная |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А06-11133/2018
Истец: Управление по коммунальному хозяйству и благоустройству администрации муниципального образования "Город Астрахань"
Ответчик: Государственный инспектор ДН ОГИБДД УМВД России по городу Астрахани Дремков С.К.
Хронология рассмотрения дела:
11.06.2019 Постановление Арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-48461/19
09.04.2019 Постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда N 12АП-3515/19
12.02.2019 Определение Арбитражного суда Астраханской области N А06-11133/18
31.10.2018 Определение Арбитражного суда Астраханской области N А06-11133/18