г. Томск |
|
9 апреля 2019 г. |
Дело N А03-20092/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 02 апреля 2019 г.
Постановление в полном объеме изготовлено 09 апреля 2019 г.
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Сбитнева А.Ю.
судей: Колупаевой Л.А.,
Сластиной Е.С.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Ермаковой Ю.Н., рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу администрации Бурлинского района Алтайского края на решение от 30 января 2019 г. Арбитражного суда Алтайского края по делу N А03-20092/2018 (судья Бояркова Т.В.)
по иску публичного акционерного общества "Межрегиональная распределительная сетевая компания Сибири" (г. Красноярск) в лице филиала ПАО "МРСК Сибири" - "Алтайэнерго" (г. Барнаул Алтайского края, ИНН 2460069527, ОГРН 1052460054327)
к Комитету по финансам, налоговой и кредитной политике Администрации Бурлинского района Алтайского края (с. Бурла Бурлинского района Алтайского края, ИНН 2236000816, ОГРН 1022200882000)
и администрации Бурлинского района Алтайского края (с. Бурла Бурлинского района Алтайского края, ИНН 2236000485, ОГРН 1022200882076),
при участии в деле третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Управления Федерального казначейства по Алтайскому краю (г. Барнаул Алтайского края),
о взыскании с администрации Бурлинского района Алтайского края, а при недостаточности денежных средств субсидиарно с муниципального образования Бурлинский район Алтайского края в лице Комитета по финансам, налоговой и кредитной политике администрации Бурлинского района Алтайского края за счет казны муниципального образования Бурлинский район Алтайского края 10 013 руб. 24 коп. процентов за пользование чужими денежными средствами,
при участии в судебном заседании:
от истца - не явился;
от ответчиков - не явились;
от третьего лица - не явился;
УСТАНОВИЛ:
публичное акционерное общество "Межрегиональная распределительная сетевая компания Сибири" в лице филиала ПАО "МРСК Сибири" - "Алтайэнерго" (далее - истец, ПАО "МРСК Сибири") обратилось в Арбитражный суд Алтайского края с исковым заявлением к Комитету по финансам, налоговой и кредитной политике Администрации Бурлинского района Алтайского края (далее - ответчик 1, Комитет) и Администрации Бурлинского района Алтайского края (далее - ответчик 2, Администрация) о взыскании с Муниципального образования Бурлинский район Алтайского края в лице Комитета по финансам, налоговой и кредитной политике Администрации Бурлинского района Алтайского края за счет казны Муниципального образования Бурлинский район Алтайского края задолженности по решению Арбитражного суда Алтайского края от 11.02.2016 года по делу N А03-23992/2016; о взыскании с Администрации Бурлинского района Алтайского края, а при недостаточности денежных средств субсидиарно с Муниципального образования Бурлинский район Алтайского края в лице Комитета по финансам, налоговой и кредитной политике Администрации Бурлинского района Алтайского края за счет казны Муниципального образования Бурлинский район Алтайского края 10 013,24 руб. процентов за пользование чужими денежными средствами.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Управление Федерального казначейства по Алтайскому краю (далее - третье лицо, УФК по АК).
Требования мотивированы тем, что решением Арбитражного суда Алтайского края от 11.02.2016 по делу N А03-23992/2015, вступившим в законную силу 29.02.2016, с Администрации Бурлинского района Алтайского края в пользу ПАО "МРСК Сибири" взыскано 57 148,63 руб. долга и 2 286 руб. судебных расходов по уплате государственной пошлины. Для исполнения указанного выше решения истцу выдан исполнительный лист серии ФС N 012888449 от 14.03.2016 года. Данный исполнительный лист был предъявлен истцом для исполнения в Управление Федерального казначейства по Алтайскому краю в порядке, предусмотренном действующим законодательством, однако в срок, установленный частью 6 статьи 242.3 Бюджетного кодекса Российской Федерации, требования исполнительного документа исполнены не были, денежные средства на расчетный счет взыскателя не поступили.
Решением от 30.01.2019 Арбитражного суда Алтайского края исковые требования удовлетворены в полном объеме, с Администрации Бурлинского района Алтайского края, а при недостаточности денежных средств субсидиарно с Муниципального образования Бурлинский район Алтайского края в лице Комитета по финансам, налоговой и кредитной политике Администрации Бурлинского района Алтайского края за счет казны Муниципального образования Бурлинский район Алтайского края в пользу публичного акционерного общества "Межрегиональная распределительная сетевая компания Сибири" взыскано 10 013,24 руб. процентов за пользование чужими денежными средствами и 2 000 руб. в возмещение судебных расходов по оплате государственной пошлины.
Не согласившись с решением суда, Администрация обратилась в Седьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований ПАО "МРСК Сибири" в полном объеме.
В обосновании доводов апелляционной жалобы ответчик указывает на отсутствие оснований для начисления процентов за пользование чужими денежными средствами, поскольку сторонами была достигнута устная договоренность об исполнении решения суда в части взыскания неосновательного обогащения и судебных расходов путем зачета задолженности по оплате арендной платы. Зачет подтверждается представленной в материалы дела перепиской сторон. Также, ссылаясь на подпункт 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации указывает на то, что судом первой инстанции неправомерно взыскано 2 000 руб. в возмещение судебных расходов по оплате государственной пошлины.
Истец, в представленном отзыве на апелляционную жалобу просит оставить решение суда первой инстанции без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Письменный отзыв на апелляционную жалобу в порядке статьи 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), приобщен к материалам дела.
Иные лица, участвующие в деле отзывы на апелляционную жалобу не представили.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного разбирательства (суд апелляционной инстанции располагает сведениями о получении адресатами направленной копии судебного акта (часть 3 статьи 123 АПК РФ)), в том числе публично, путем размещения информации о дате и времени слушания дела на интернет-сайте суда, явку своих представителей в судебное заседание апелляционной инстанции не обеспечили; от Комитета поступило ходатайство о рассмотрении апелляционной жалобы в отсутствие его представителя.
В порядке частей 1, 2, 3 статьи 156 АПК РФ суд считает возможным рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в порядке, установленном статьями 266, 268 АПК РФ, изучив доводы апелляционной жалобы, отзыва на нее, исследовав материалы дела, суд апелляционной инстанции считает решение суда первой инстанции не подлежащим отмене по следующим основаниям.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, решением Арбитражного суда Алтайского края от 11.02.2016 года по делу N А03-23992/2015 с Администрации Бурлинского района Алтайского края в пользу публичного акционерного общества "МРСК Сибири" взыскано 57 148,63 руб. долга и 2 286 руб. судебных расходов по уплате государственной пошлины.
Указанное выше решение суда не обжаловалось и вступило в законную силу 29.02.2016, в связи с чем, для исполнения данного решения судом 14.03.2016 выдан исполнительный лист серии ФС N 012888449.
Исполнительный лист серии ФС N 012888449 был предъявлен истцом для исполнения в Управление Федерального казначейства по Алтайскому краю 31.03.2016.
01.07.2016 истцу было направлено уведомление N УНЛ-16-9140 о неисполнении должником требований исполнительного документа серии ФС N 012888449.
Письмами N 1.1/09/6845-исх от 01.06.2017, N 1.1/09/11737-исх от 22.09.2017, N 1.1/09/16061-исх от 27.12.2017, N 1.1/11/4185-исх от 02.04.2018 и N 1.1/11/8814-исх от 05.07.2018 истец уведомил Администрацию о зачете встречных требований, указывая в качестве основания требования, имеющегося у истца задолженности по решению Арбитражного суда Алтайского края от 11.02.2016 по делу N А03-23992/2015.
Общая сумма, погашенная зачетами составила 19 035,65 руб.
Платежными поручениями N 338614 от 25.09.2018 года, N 338613 от 25.09.2018 и N 669290 от 23.11.2018 задолженность по исполнительному листу серии ФС N 012888449 была погашена в размере 40 398,98 руб.
Таким образом, задолженность, взысканная решением Арбитражного суда Алтайского края от 11.02.2016 по делу N А03-23992/2015, погашена в полном объеме.
Указывая на то, что должник в срок, установленный частью 6 статьи 242.3 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ), не исполнил требования исполнительного документа, истец просил взыскать проценты за пользование чужими денежными средствами.
Удовлетворяя требования истца в полном объеме, суд первой инстанции исходил из законности и обоснованности требований.
Обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями договора и требованиями закона, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями. Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом (статьи 309, 310 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ)).
Орган государственной власти (государственный орган), осуществляющий бюджетные полномочия главного распорядителя (распорядителя) средств федерального бюджета, в трехмесячный срок со дня поступления исполнительного документа в орган Федерального казначейства обеспечивает выделение лимитов бюджетных обязательств (бюджетных ассигнований) и (или) объемов финансирования расходов в соответствии с запросом-требованием (пункт 6 статьи 242.3 БК РФ).
Статьей 395 ГК РФ (в редакции Федерального закона от 03.07.2016 года N 315-ФЗ) установлено, что в случаях неправомерного удержания денежных средств, уклонения от их возврата, иной просрочки в их уплате подлежат уплате проценты на сумму долга. Размер процентов определяется ключевой ставкой Банка России, действовавшей в соответствующие периоды. Эти правила применяются, если иной размер процентов не установлен законом или договором.
В связи с нарушением ответчиком установленного частью 6 статьи 242.3 БК РФ срока исполнения исполнительного документа истец начислил ему проценты за пользование чужими денежными средствами за период с 01.07.2016 по 04.09.2018 в размере 10 013,24 руб.
Расчет процентов судом проверен и признан верным, ответчиком не оспорен.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции правомерно удовлетворил требования истца о взыскании с ответчика процентов за пользование чужими денежными средствами за период с 01.07.2016 по 04.09.2018 в размере 10 013,24 руб.
В силу положений пункта 4 статьи 51 Федерального закона N 131-ФЗ от 06.10.2003 "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федерального закона N 131-ФЗ) муниципальные образования могут создавать муниципальные учреждения.
Администрация Бурлинского района Алтайского края в соответствии с нормами пункта 1 статьи 37 и пункта 2 статьи 41 Федерального закона N 131-ФЗ и пункта 1 статьи 40 Устава муниципального образования Бурлинский район Алтайского края (далее - Устав муниципального образования) является постоянно действующим исполнительно-распорядительным органом муниципального района, созданным в форме муниципального казенного учреждения.
Учреждением, в соответствии с пунктом 1, пунктом 2 статьи 123.21 ГК РФ, признается унитарная некоммерческая организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера. Учреждение может быть создано гражданином или юридическим лицом (частное учреждение) либо соответственно Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации, муниципальным образованием (государственное учреждение, муниципальное учреждение).
В силу пункта 3 статьи 123.21 ГК РФ учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами, а в случаях, установленных законом, также иным имуществом. При недостаточности указанных денежных средств или имущества субсидиарную ответственность по обязательствам учреждения в случаях, предусмотренных пунктами 4-6 статьи 123.22 и пункта 2 статьи 123.23 ГК РФ, несет собственник соответствующего имущества.
Пунктом 1 статьи 399 ГК РФ кредитору предоставлено право предъявления требования лицу, несущему субсидиарную ответственность в случае, если основной должник отказался удовлетворить требование кредитора или кредитор не получил от него в разумный срок ответ на предъявленное требование.
В силу пункта 4 статьи 123.22 ГК РФ казенное учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами, при недостаточности которых субсидиарную ответственность по обязательствам казенного учреждения несет собственник его имущества.
Отсутствие у администрации Бурлинского района Алтайского края денежных средств подтверждается уведомлениями Управления Федерального казначейства по Алтайскому краю 01.07.2016 о неисполнении должником требований исполнительного документа и о приостановлении операций по расходованию средств должника в соответствии с нормами пункта 7 статьи 242.5 БК РФ.
В абзаце 8 пункта 4 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 21 от 22.06.2006 разъяснено, что взыскание задолженности учреждения, предъявленного одновременно к учреждению и субсидиарному должнику, производится с учреждения (основного должника), а при недостаточности денежных средств учреждения - с собственника его имущества (субсидиарного должника).
В соответствии с позицией, изложенной в пункте 1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 23 от 22.06.2006 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса РФ", согласно пункту 10 статьи 158 БК РФ в суде от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования по искам, предъявленным в порядке субсидиарной ответственности к публично-правовым образованиям по обязательствам созданных ими учреждений, выступает соответствующий главный распорядитель бюджетных средств.
Статьей 6 БК РФ установлено, что главным распорядителем бюджетных средств (главным распорядителем средств соответствующего бюджета) является орган государственной власти (государственный орган), орган управления государственным внебюджетным фондом, орган местного самоуправления, орган местной администрации, а также наиболее значимое учреждение науки, образования, культуры и здравоохранения, указанное в ведомственной структуре расходов бюджета, имеющие право распределять бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств между подведомственными распорядителями и (или) получателями бюджетных средств, если иное не установлено кодексом.
Согласно статье 40 Устава муниципального образования Администрация Завьяловского района Алтайского края является постоянно действующим исполнительно-распорядительным органом муниципального района (пункт 1 Устава муниципального образования). Структура Администрации района утверждается районным Собранием депутатов по представлению главы района (пункт 2 Устава муниципального образования). Администрация района обладает правами юридического лица и действует на основании настоящего Устава (пункт 3 Устава муниципального образования),
Из взаимосвязанных положений пункта 1 статьи 37 и пункта 2 статьи 41 Федерального закона от N 131-ФЗ и указанных выше положений Устава муниципального образования следует, что учредителем и собственником имущества муниципального казенного учреждения Администрация Бурлинского района Алтайского края является муниципальное образование Бурлинский район Алтайского края.
Полномочия по финансовому обеспечению деятельности муниципального казенного учреждения Администрация Бурлинского района Алтайского края принадлежат Комитету по финансам, налоговой и кредитной политике Администрации Бурлинского района Алтайского края и закреплены в Положении о Комитете по финансам, налоговой и кредитной политике Администрации Бурлинского района Алтайского края, утвержденном Решением Бурлинского районного совета народных депутатов от 16.12.2016 года N 53 (далее - Положение о Комитете).
Как следует из пункта 1 Положения о Комитете, Комитет по финансам, налоговой и кредитной политике Администрации Бурлинского района Алтайского края является органом Администрации Бурлинского района Алтайского края, осуществляющим функции по реализации государственной политики в бюджетной, налоговой и кредитной сферах, обеспечению сбалансированности районного бюджета и соблюдению установленных федеральными законами и нормативными актами Президента РФ и Правительства РФ, законами и нормативными актами Бурлинского районного Совета народных депутатов, требований к регулированию бюджетных правоотношений, осуществлению бюджетного процесса, размерам дефицита районного бюджета, размеру и составу муниципального долга муниципального образования Бурлинский район, исполнению бюджетных и долговых обязательств муниципального образования Бурлинский район, полномочия по внутреннему муниципальному финансовому контролю.
В соответствии с пунктом 2.3 Положения о Комитете, Комитет по финансам, налоговой и кредитной политике Администрации Бурлинского района Алтайского края осуществляет следующие функции: организацию и непосредственное составление проекта районного бюджета (подпункт 2.3.1), муниципальные заимствования и управление муниципальным долгом (подпункт 2.3.2), ведение муниципальной долговой книги (подпункт 2.3.3), утверждение и ведение сводной бюджетной росписи районного бюджета (подпункт 2.3.4), управление бюджетными средствами муниципального образования Бурлинский район (подпункт 2.3.7), ведение реестра расходных обязательств муниципального образования Бурлинский район и предоставление его в Министерство финансов Алтайского края (подпункт 2.3.11), исполнение требований исполнительных документов по обращению взыскания на средства районного бюджета в порядке, установленном бюджетным законодательством Российской Федерации (подпункт 2.3.27); организует и обеспечивает в установленном порядке исполнение районного бюджета (пункт 2.6).
Таким образом, учитывая, что компетенция Комитета по финансам, налоговой и кредитной политике Администрации Бурлинского района Алтайского края позволяет отнести его к категории "Главный распорядитель бюджетных средств", суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что Комитет от имени муниципального образования Бурлинский район Алтайского края несет субсидиарную ответственность по обязательствам Администрации Бурлинского района Алтайского края, в связи с чем удовлетворяя исковые требования указал, что в случае недостаточности денежных средств у ответчика они подлежат взысканию с Муниципального образования Бурлинский район Алтайского края в лице Комитета по финансам, налоговой и кредитной политике Администрации Бурлинского района Алтайского края.
Доводы подателя апелляционной жалобы об отсутствии оснований для начисления процентов за пользование чужими денежными средствами, поскольку между сторонами была достигнута устная договоренность об исполнении решения суда в части взыскания неосновательного обогащения и судебных расходов путем зачета задолженности по оплате арендной платы апелляционной коллегией не принимаются. Та переписка, на которую ссылается ответчик, не подтверждает наличие такой договоренности. Иных доказательств того, что стороны пришли к соглашению о фактической рассрочке исполнения решения суда по делу N А03- 23992/2015 ответчиком не представлено.
Также судом апелляционной инстанции не принимается довод подателя апелляционной жалобы о неправомерном взыскании 2 000 руб. в возмещение судебных расходов по оплате государственной пошлины.
Состав судебных расходов регламентирован статьями 101, 106 АПК РФ. Распределение судебных расходов между лицами, участвующими в деле, - статьей 110 АПК РФ.
В силу пункта 1 статьи 110 АПК РФ судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны. В случае если иск удовлетворен частично, судебные расходы относятся на лиц, участвующих в деле, пропорционально размеру удовлетворенных исковых требований.
Согласно подпункту 1.1 пункта 1 статьи 333.37 НК РФ администрация освобождена от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в арбитражных судах.
Вместе с тем, взыскание судебных расходов по оплате предпринимателем государственной пошлины не влияет на порядок распределения судебных расходов, установленный частью 1 статьи 110 АПК РФ. Изъятий в данной части ни арбитражно-процессуальным, ни налоговым законодательством не предусмотрено, как и не предусмотрено действующим законодательством освобождение государственных органов от возмещения понесенных стороной по делу судебных расходов в случае, если решение суда принято не в их пользу.
Согласно статье 110 АПК РФ между сторонами судебного разбирательства возникают отношения по распределению судебных расходов, которые регулируются главой 9 АПК РФ.
Законодательством не предусмотрены возврат заявителю уплаченной государственной пошлины из бюджета в случае, если судебный акт принят в его пользу, а также освобождение государственных органов, органов местного самоуправления от процессуальной обязанности по возмещению судебных расходов.
В связи с этим, если судебный акт принят не в пользу государственного органа (органа местного самоуправления), должностного лица такого органа, за исключением прокурора, Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации, расходы заявителя по уплате государственной пошлины подлежат возмещению соответствующим органом в составе судебных расходов (часть 1 статьи 110 АПК РФ).
Таким образом, удовлетворив требования ПАО "МРСК Сибири", суд первой инстанции взыскал с Администрации не государственную пошлину в доход федерального бюджета, а взыскал с ответчика в пользу истца судебные расходы, понесенные стороной, в пользу которой принято решение.
При изложенных обстоятельствах, учитывая, что приведенные в апелляционной жалобе доводы не свидетельствуют о наличии оснований, установленных статьей 270 АПК РФ, для отмены или изменения решения, апелляционная инстанция считает обжалуемый судебный акт законным и обоснованным, а апелляционную жалобу - не подлежащей удовлетворению.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации государственная пошлина по апелляционной жалобе подлежит отнесению на ее подателя.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 30 января 2019 г. Арбитражного суда Алтайского края по делу N А03-20092/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации Бурлинского района Алтайского края - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления его в законную силу путем подачи кассационной жалобы через Арбитражный суд Алтайского края.
Председательствующий |
А.Ю. Сбитнев |
Судьи |
Л.А. Колупаева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А03-20092/2018
Истец: ПАО "МРСК Сибири" в лице филиала "Алтайэнерго"
Ответчик: Администрация Бурлинского района АК., Комитет по финансам,налоговой и кредитной политике Администрации Бурлинского района
Третье лицо: УФК по Алтайскому краю