г. Владимир |
|
10 апреля 2019 г. |
Дело N А43-26191/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 03.04.2019.
Постановление в полном объеме изготовлено 10.04.2019.
Первый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего судьи Москвичевой Т.В.,
судей Белышковой М.Б., Захаровой Т.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Семиной И.А.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу публичного акционерного общества "ТНС энерго Нижний Новгород" (ОГРН 1055238038316, ИНН 5260148520) на решение Арбитражного суда Нижегородской области от 26.12.2018 по делу N А43-26191/2018, принятое судьей Леоновым А.В., по заявлению публичного акционерного общества "ТНС энерго Нижний Новгород" о признании недействительным решения Управления Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области от 17.04.2018 N2017-ФАС52-03/17.
В судебном заседании приняли участие представители:
публичного акционерного общества "ТНС энерго Нижний Новгород" - Юмжакова П.Е. по доверенности от 28.12.2018 N 493 сроком действия до 31.12.2019.
Управления Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области - Сырвачев Е.Е. по доверенности от 15.03.2019 N МТ-03/1293 сроком действия 3 года.
Общество с ограниченной ответственностью "Тепловик" - надлежащим образом извещено о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы, явку полномочного представителя в судебное заседание не обеспечило.
Изучив материалы дела, выслушав пояснения представителей лиц, участвующих в деле, Первый арбитражный апелляционный суд установил следующее.
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области (далее - Управление) поступило обращение общества с ограниченной ответственностью "Тепловик" на действия публичного акционерного общества "ТНС энерго Нижний Новгород" (далее - Общество), связанные с необоснованной угрозой введения гарантирующим поставщиком полного ограничения режима потребления электрической энергии на энергопринимающие устройства объектов заявителя (котельных), расположенные по адресам: Нижегородская область, город Бор, п. Неклюдово, улица Новая, дом 6Б; Нижегородская область, город Бор, п. Неклюдово, улица Чапаева, дом 17.
По результатам рассмотрения Управлением было вынесено решение от 17.04.2018 N 2017-ФАС52-03/17, которым Общество признано нарушившим часть 1 статьи 10 Федерального закона "О защите конкуренции".
Не согласившись с указанным решением антимонопольного органа, Общество обратилось в Арбитражный суд Нижегородской области с заявлением о признании его недействительным.
Решением от 26.12.2018 в удовлетворении заявленных требований отказано.
В апелляционной жалобе Общество ссылается на несоответствие выводов, изложенных в решении, обстоятельствам дела, недоказанность имеющих значение для дела обстоятельств, которые суд считал установленными.
Указывает, что полное ограничение режима потребления электрической энергии в отношении котельной, расположенной по адресу: п.Неклюдово ул. Чапаева д.17/2, введено не было. Кроме того, в момент, когда Общество узнало о том, что через котельную оказываются услуги ГВС, в сетевую организацию немедленно была направлена заявка на отмену ограничения режима потребления электроэнергии от 15.06.2017 N 27-11/1247, что свидетельствует о его добросовестном поведении.
Управление в отзыве на апелляционную жалобу считает решение суда законным и обоснованным. В судебном заседании представитель поддержал правовую позицию, изложенную в отзыве на апелляционную жалобу.
Общество с ограниченной ответственностью "Тепловик" отзыв на апелляционную жалобу в установленном законом порядке не представило, явку полномочного представителя не обеспечило.
Проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе, отзыве на апелляционную жалобу, Первый арбитражный апелляционный суд не усмотрел оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Частью 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" установлен запрет действий (бездействий) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей.
В соответствии с частью 1 статьи 5 Федерального закона "О защите конкуренции" доминирующим положением признается положение хозяйствующего субъекта, доля которого на рынке определенного товара превышает пятьдесят процентов, если только при рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства или при осуществлении государственного контроля за экономической концентрацией не будет установлено, что, несмотря на превышение указанной величины, положение хозяйствующего субъекта на товарном рынке не является доминирующим.
В соответствии с пунктом 7 статьи 38 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" (далее также - Федеральный закон "Об электроэнергетике") Правительством Российской Федерации утверждается порядок полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии потребителями -участниками оптового и розничных рынков, в том числе его уровня, в случае нарушения своих обязательств потребителями, а также в случае необходимости принятия неотложных мер по предотвращению или ликвидации аварийных ситуаций.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.05.2012 N 442 утверждены Основные положения функционирования розничных рынков электрической энергии, а также Правила полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии, действовавшие на момент совершения размариваемых действий в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 11.05.2017 N 557.
Согласно пункту 15 Правил N 442 введение ограничения режима потребления в связи с наступлением обстоятельств, указанных в абзаце 2 и 3 пп. "б", пп. "д" пункта 2 настоящих Правил, осуществляется с учетом обязательного предварительного письменного уведомления потребителя о планируемом введении ограничения режима потребления (подписывается инициатором введения ограничения или сетевой организацией, если по ее инициативе вводится ограничение режима потребления, и вручается потребителю под расписку либо направляется заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении, если иной способ уведомления не предусмотрен договором энергоснабжения (купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности)), договором оказания услуг по передаче электрической энергии) с указанием:
* размера задолженности по оплате электрической энергии (мощности) и (или) услуг по передаче электрической энергии, услуг, оказание которых является неотъемлемой частью процесса поставки электрической энергии потребителям;
* даты предполагаемого введения частичного ограничения режима потребления, которая не может наступить ранее истечения 10 дней со дня получения уведомления потребителем;
- даты полного ограничения режима потребления, подлежащего введению в случае невыполнения потребителем требования о погашении задолженности в указанном в уведомлении размере после введения частичного ограничения.
При невыполнении потребителем действий по самостоятельному частичному ограничению режима потребления в срок, установленный в уведомлении об ограничении режима потребления, такое ограничение осуществляется исполнителем (субисполнителем) при наличии технической возможности сокращения уровня потребления электрической энергии (мощности) потребителя с центров питания исполнителя (субисполнителя).
В соответствии с пунктом 10 Правил N 442 полное ограничение режима потребления предполагает прекращение подачи электрической энергии потребителю путем осуществления переключений на объектах электросетевого хозяйства исполнителя (субисполнителя) или в энергопринимающих устройствах потребителя либо путем отсоединения энергопринимающих устройств потребителя от объектов электросетевого хозяйства.
Согласно пункту 18 Правил N 442 установлено, что в отношении потребителей (в том числе в отношении отдельных используемых ими объектов), ограничение режима потребления которых может привести к экономическим, экологическим, социальным последствиям, частичное ограничение режима потребления вводится в соответствии с пунктом 17 настоящих Правил не ниже уровня аварийной брони. Введение в отношении таких потребителей ограничения режима потребления ниже величины аварийной брони не допускается.
При отсутствии у такого потребителя акта согласования аварийной брони величины аварийной брони определяются гарантирующим поставщиком (энергосбытовой, энергоснабжающей организацией) по согласованию с исполнителем в размере не менее 10 процентов максимальной мощности соответствующих объектов такого потребителя, а потребитель несет ответственность за последствия, в том числе перед третьими лицами, вызванные применением к нему ограничения режима потребления в соответствии с настоящими Правилами.
Как следует из материалов дела, 17.02.2014 между обществом с ограниченной ответственностью "Тепловик" и Обществом заключен договор энергоснабжения электрической энергии N 5580000.
В соответствии с пунктом 2.1 данного договора Общество принимает на себя обязанность продать в точке поставки электрическую энергию и мощность, а также путем заключения договоров обеспечить передачу электрической энергии и представление иных услуг, неразрывно связанных с процессом снабжения электрической энергией потребителя, а общество с ограниченной ответственностью "Тепловик" обязуется принять и оплатить электрическую энергию и мощность, а также оказанные услуги в соответствии с условиями, установленными договором.
Из представленных материалов следует, что общество с ограниченной ответственностью "Тепловик" ненадлежащим образом исполняло обязанности по оплате потребленной электрической энергии, что послужило основанием для инициирования гарантирующим поставщиком процедуры введения ограничения энергопотребления на объект Общества.
Письмом от 31.05.2017 (исх.N 5240311700001) Общество в адрес общества с ограниченной ответственностью "Тепловик" направило уведомление об изменении режима энергопотребления. Указанное уведомление получено обществом с ограниченной ответственностью "Тепловик" 02.06.2017.
В частности, в уведомлении от 31.05.2017 (исх.N 5240311700001) гарантирующий поставщик сообщил о том, что в связи с невыполнением в части оплаты условий договора энергоснабжения N 5580000 от 17.02.2014 в отношении объектов, принадлежащих обществу с ограниченной ответственностью "Тепловик", может быть введено: 13.06.2017 частичное самоограничение электропотребления; 19.06.2017 полное ограничение электроснабжения.
Из представленных материалов следует, что письмом от 02.06.2017 (27-11/1201/45) Общество направило в адрес общества с ограниченной ответственностью "Тепловик" уведомление о планируемом ограничении режима потребления электроэнергии, по содержанию аналогичное письму от 31.05.2017 (исх.N 5240311700001).
Одновременно с этим 02.06.2017 в сетевую организацию поступила заявка гарантирующего поставщика N 27/1/1201-45, в которой Общество требовало 13.06.2017 в 14 часов 00 минут произвести частичное ограничение энергоснабжения на все объекты общества с ограниченной ответственностью "Тепловик", предусмотренные договором от 17.02.2014 N 5580000. При этом, как следует из указанной заявки, на объект, расположенный по адресу: Нижегородская область, Борский район, деревня Оманово, дом 157, ПАО "МРСК Центра и Приволжья" надлежало проконтролировать ограничение электрической энергии до уровня 2,4 кВт, на котельную, расположенную по адресу: Нижегородская область, Борский район, поселок Неклюдово, улица Новая, дом 6 "б" - до уровня 44 кВт, на объект, находящийся по адресу: Нижегородская область, Борский район, село Городищи, улица Заводская, дом 6 - до уровня 12 кВт, на иные объекты - до 0 кВт. Одновременно с этим 19.06.2017 в 14 часов 00 минут необходимо ввести полное ограничение потребления электрической энергии (мощности) по всем точкам поставки заявителя.
Письмом (от 08.06.2017 N 997) ПАО "МРСК Центра и Приволжья" сообщило обществу с ограниченной ответственностью "Тепловик" о необходимости ввести ограничение режима потребления электрической энергии на объекты заявителя. При этом к указанному письму сетевой организации приложена заявка гарантирующего поставщика от 02.06.2017 N 27/1/1201-45.
Кроме этого, согласно акту о введении частичного (полного) ограничения режима потребления электрической энергии общества с ограниченной ответственностью "Тепловик" 13.06.2017 в 15 часов 20 минут самостоятельно осуществило ограничение режима потребления электрической энергии в отношении своих объектов, предусмотренных договором от 17.02.2014 N 5580000. Так, общество с ограниченной ответственностью "Тепловик" на котельную, расположенную по адресу: Нижегородская область, город Бор, поселок Неклюдово, улица Новая, дом 6 "б", произвело частичное ограничение электрической энергии до уровня 44 кВт; на объект, находящийся по адресу: Нижегородская область, Борский район, поселок Неклюдово, улица Чапаева, дом 17/2 - до уровня 15 кВт; по иным точкам подключения ограничение режима потребления электрической энергии осуществлено до уровня 0 кВт.
Письмом от 15.06.2017 (N 27-11/1247) Общество направило в адрес ПАО "МРСК Центра и Приволжья" заявку на отмену ограничения режима потребления электрической энергии в отношении объектов общества с ограниченной ответственностью "Тепловик", расположенных по адресам: Нижегородская область, Борский район, поселок Неклюдово, улица Чапаева, дом 17/2; Нижегородская область, Борский район, поселок Неклюдово, улица Новая, дом 6 "б".
Управлением установлено, что общество с ограниченной ответственностью "Тепловик" на территории Борского района Нижегородской области, является исполнителем коммунальных услуг теплоснабжения и горячего водоснабжения для населения, проживающего в многоквартирных домах, а также образовательных учреждений. Для осуществлении вышеуказанное деятельности общества с ограниченной ответственностью "Тепловик" использует котельные, расположенные по адресам: Нижегородская область, город Бор, поселок Неклюдово, улица Новая, дом 6 "б"; Нижегородская область, Борский район, поселок Неклюдово, улица Чапаева, дом 17/2.
Таким образом, общество с ограниченной ответственностью "Тепловик" является организацией, осуществляющей эксплуатацию объектов централизованного водоснабжения социально-значимых объектов.
При этом согласованного с сетевой организацией акта технологической и аварийной брони у общества с ограниченной ответственностью "Тепловик" не имеется.
С учетом требований пунктов 17, 18 Правил при отсутствии акта согласования технологической и (или) аварийной брони потребление электрической энергии указанным выше объектам общества с ограниченной ответственностью "Тепловик" могло быть снижено до уровня не ниже 10 процентов максимальной мощности энергопринимающего оборудования заявителя.
Между тем, как следует из уведомлений от 31.05.2017 (исх.N 5240311700001) и от 02.06.2017 (27-11/1201/45), направленных в адрес общества с ограниченной ответственностью "Тепловик", Общество вопреки вышеприведенным требованиям законодательства предполагало инициирование процедуры введения полного ограничения режима потребления электрической энергии.
Довод Общества о том, что гарантирующий поставщик не инициировал процедуру полного ограничения в отношении объектов общества с ограниченной ответственностью "Тепловик", посредством которых общество с ограниченной ответственностью "Тепловик" осуществляет горячее водоснабжение, подлежит отклонению в ввиду следующего.
Согласно уведомлениям Общества от уведомлений от 31.05.2017 (исх.N 5240311700001) и от 02.06.2017 (27-11/1201/45) гарантирующим поставщиком предполагалось ввести полное ограничение на все объекты общества с ограниченной ответственностью "Тепловик", в том числе и на вышеуказанные котельные. Одновременно с этим, из заявок на введение ограничения режима потребления электроэнергии от 02.06.2017, направленной гарантирующим поставщиком в адрес ПАО "МРСК Центра и Приволжья", следует, что сетевой организации надлежало прекратить электроснабжение, в том числе, в отношении указанных точек поставки.
Введение полного ограничения подачи электрической энергии гарантирующим поставщиком в отношении организации осуществляющей эксплуатацию объектов централизованного водоснабжения социально-значимых объектов, либо угроза введения такого ограничения, не предусмотрены действующим законодательством.
Исходя из анализа Правил полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии следует, что направление уведомления о полном ограничении режима потребления является неотъемлемой частью процесса введения ограничения режима потребления электроэнергии. Общество своими действиями приступило к первому этапу процедуры введения полного ограничения режима потребления электроэнергии.
При изложенных обстоятельствах, Управление и суд первой инстанции пришли к верному выводу о том, что Общество в нарушение пунктов 17 и 18 Правил N 442 предполагало осуществление полного ограничения в отношении объектов общества с ограниченной ответственностью "Тепловик", относящегося к категории потребителей электрической энергии (мощности), ограничение режима потребления электрической энергии которых может привести к экономическим, экологическим, социальным последствиям.
Вопреки доводам апелляционной жалобы судом первой инстанции дана оценка представленным в материалы дела документам и доводам Общества.
Ссылка Общества на отсутствие у него информации относительно социальной значимости котельных в данном случае не имеет правового значения, поскольку оспариваемым решением только констатируется факт нарушения, к ответственности Общество данным решением не привлекается.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции правомерно отказал в удовлетворении заявленных требований.
Таким образом, Арбитражный суд Нижегородской области полно выяснил обстоятельства, имеющие значение для дела, его выводы соответствуют обстоятельствам дела, нормы материального права применены правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены судебного акта, судом первой инстанции не допущено.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Первый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Нижегородской области от 26.12.2018 по делу N А43-26191/2018 оставить без изменения.
Апелляционную жалобу публичного акционерного общества "ТНС энерго Нижний Новгород" оставить без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок со дня принятия.
Председательствующий судья |
Т.В. Москвичева |
Судьи |
М.Б. Белышкова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А43-26191/2018
Истец: ПАО "ТНС энерго НН"
Ответчик: Управление Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области
Третье лицо: ООО Тепловик